Баскетбол - школьная секция.
статья по физкультуре (5 класс) на тему

         В статье представлен материал по организации внеклассной работы с детьми общеобразовательных школ, а именно секция баскетбол. Даны советы по организации секции, отбора детей,планирования спортивной деятельности  и рекомендации для проведения занятий с двумя возрастными группами начальной подготовки. Предназначено для учителей физкультуры, тренеров, организаторов внеурочной деятельности, инструкторов  физической культуры. Статью написали тренера-преподаватели по баскетболу - Плюснина Оксана Юрьевна и Зиборова Оксана Юрьевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_basketbol-shkolnaya_sektsiya.docx84.41 КБ

Предварительный просмотр:

Баскетбол – школьная секция.

Баскетбол одна из  самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Он является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма (В.П.Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов , 2006).

Хорошо известно, что научиться школьникам играть в баскетбол совсем не сложно. Для этого нужно познакомиться с правилами и уметь ловить и бросать мяч. Однако для того, чтобы выступать и побеждать на соревнованиях одного этого уже недостаточно. Участие в спортивных соревнованиях предъявляет гораздо более высокие требования к занимающимся. Каждый из них должен владеть всеми приемами техники и тактики игры, но и обладать высоким уровнем развития психических и физических качеств, способностью настойчиво бороться за победу, преодолевая столь же энергичные противодействия соперника. Поэтому тренировка баскетболиста должна носить комплексный характер и проводиться с помощью тех средств, которые лучше всего обеспечивают развитие необходимых качеств, приобретение специальных знаний, умений и навыков (Портных Ю.И., Лосин Л.С., 2009 г.). Такой процесс, безусловно,  может организовать специалист по внеурочной деятельности, который создаст в образовательном учреждении пространство для формирования у школьников активной культуры здоровья и реализации их  физического потенциала. Ведущей фигурой выступает педагог-специалист (тренер  по баскетболу), который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач.

Внеклассная работа в образовательном учреждении ведется всем педагогическим коллективом, где главная роль отведена преподавателю физической культуры.  К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции, спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.д. Основная цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретном виде спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщать их к регулярным тренировкам (А.Н. Каинов, 2012). Поэтому необходимы постоянный рост качества подготовки спортивного резерва, а, следовательно, более тщательный подход к проблемам ранней ориентации и отбора в секции баскетбола (В.П.Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов , 2006).

В спортивной ориентации мы встречаем два основных варианта отбора: спонтанный и организованный (плановый). Для школьной секции наиболее приемлем спонтанный отбор. Он основан на естественном ходе событий при выборе юными школьниками вида спорта, которым они хотят заниматься. Психофизические и прочие потенциалы самых талантливых начинают все более превосходить качества посредованных игроков. Так открываются особо талантливые спортсмены даже в условиях совершенно неорганизованной деятельности, которые впоследствии могут добиться более высоких результатов в команде, и не только школьной. Спонтанный отбор приобрел форму определенной организованности в силу того, что желание ребят заниматься баскетболом направляется и поддерживается рекомендациями, наблюдениями преподавателем физической культуры и соответственно набором в школьную секцию.

Личный подход школьного тренера к спортивной ориентации должен быть результатом знания им многочисленных факторов, определяющих желание юного спортсмена заниматься определенным видом спорта. При первоначально появившимся желании заниматься определенным видом спорта, безусловно, решающими являются эмоциональные факторы, характеризующиеся спонтанностью и свободой выбора. В дальнейшем все большее значение приобретают рационально определенные факторы, способствующие формированию привычек, потребностей и обязанностей заниматься непрерывно и систематически, учиться и совершенствоваться. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности тренера препятствует промахам, к числу которых можно отнести, например, оценки, основанные только на физических качествах или потенциальных возможностях новичка. (А. Николич, В. Параносич, 1984).

Отбор детей преследует две цели: уменьшение затрат времени и средств на обучение того, от кого можно ожидать наибольшей продуктивности в последующей деятельности; ориентировку в правильном выборе будущих занятий, определение направления поиска. Тем не менее, выбор должен быть сознательным и активным, основанным на  индивидуальных способностях каждого ребенка. Юный спортсмен должен быть оценен как сложное существо  его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма различаются.

 Следует отметить, что начинать и проводить  отбор в баскетболе лучше всего в возрасте 9-11 лет, но не позднее 12 лет, так как именно в этом возрасте у детей наблюдается естественный рост быстроты, общей выносливости, силы. Активное внимание может удерживаться в течение примерно 20 минут, а в возрасте 11-13 лет – примерно - 30 минут. При  разучивании движений на занятиях требуется эмоциональность, метод показа должен преобладать над методом рассказа. Особенно эффективны в этом возрасте формы наглядности  (В.П.Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов , 2006).       

         При отборе учащихся следует учитывать следующие показатели: уровень физической подготовленности, способность к овладению техникой игры, способность к тактическому мышлению в игре, антропометрические данные, уровень овладения навыками игры в баскетбол.

        Для выявления уровня физической подготовленности применяются контрольные испытания: вертикальный прыжок, прыжок в  длину с места, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы сидя ноги врозь, бег 30 м, челночный бег 40 с. Чтобы определить способность овладению техникой и тактикой игры предлагают занимающимся выполнить технические приемы в спортивных и подвижных играх, эстафетах. Такие наблюдения помогают определить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательные умения и навыки.

        Кроме всех показателей, надо располагать также сведениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые.

Для того чтобы создать секцию по баскетболу и привлечь как можно больше желающих, целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия: показать видеофильм  о соревнованиях по баскетболу (А.Н. Каинов, 2012), рассказать о выпускниках-спортсменах, представить красочный и интересный материал об этой увлекательной игре.  

       Перед началом работы с командой тренер должен четко представлять себе, какую команду он собирается тренировать. Будет ли это команда по мини-баскетболу, школьная, клубная команда. Ответы на эти вопросы помогут определить содержание работы, составить план, календарь соревнований, а также решить многие проблемы, возникающие в самом начале работы с командой. Очевидно, что тренер, работающий с молодыми игроками, должен чувствовать ответственность за гармоничное развитие своих подопечных как в спортивном, так и в человеческом плане.

Принимая во внимание все вышесказанное, педагог должен определить общие цели работы с командой. При работе с командой по мини-баскетболу, то вполне возможно, что некоторые дети никогда прежде не занимались баскетболом, некоторые всего год, т.е. уровень их подготовки не высок. Главная задача тренера в этой ситуации состоит в том, чтобы привить детям основные спортивные навыки (умение работать  в команде, уважительное обращение с людьми и т.д.), интерес к занятиям баскетболом, проводить общую и специальную физическую подготовку, обучать основам игры (ведение мяча, передачи и т.д.).

Следующим шагом является организация команды. Здесь тренер решает: сколько игроков будет в команде, какие внутренние правила должны соблюдаться в команде, где будет заниматься, чем и т.д.

Для проведения тренировок желательно, чтобы уровень подготовки был примерно одинаков. Хорошо, если детей, играющих в команде,  объединяет что-нибудь еще (учатся в одном классе, живут в одном доме).

При определении обязанностей игроков главных целей работы с командой тренер должен  определить, в какие месяцы будут проходить занятия, сколько дней в неделю будет тренироваться команда (например, группа НП 1 года обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 6 ч. в неделю; ГНП 2-го года обучения 3 раза в неделю по 3 академических часа – 9 ч. в неделю). Нужно определить в каких соревнованиях будет участвовать ваша команда (соревнования среди новичков, внутришкольные состязания, Спартакиада школьников, КЭС-БАСКЕТ и т.д.). Тренер должен определять такие обязанности, характер которых соответствовали бы возрасту игроков и их физическим возможностям. Невозможно создать хорошую команду, если игроки будут работать в ней только тогда, когда они этого захотят, или только потому, что им больше нечем заняться.

 Тренер вместе с игроками должен обсудить круг их обязанностей. Если они будут приняты игроками, то команда будет чувствовать ответственность за их выполнение. Внутренние правила работы, так же как и обязанности игроков, являются ключевым моментом в организации команды. Правил не должно быть много, но они должны быть четко сформулированы: для тренировок, для игр, для родителей и т.д. (Академия Гомельских, 2009).

Как известно, учебно-тренировочный процесс у квалифицированных спортсменов делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный. Календарные сроки проведения основных соревнований, для определенного контингента занимающихся, служат определяющим пунктом при планировании. Планирование учебно-тренировочной работы для начинающих имеет существенные отличия, что вытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентом занимающихся. Спортивные  состязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5-6 месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Занимающиеся приучаются применять приобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условиях соревнований.  Все внимание на этом этапе  должно быть направлено на общую и специальную физическую подготовку, обучение техническим приемам и тактическим действиям в спортивных играх. Во время соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок, контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди новичков. (А.Н. Каинов, 2012).

Физическая подготовка тесно связана со всеми другими сторонами подготовки баскетболистов. Высокий уровень развития быстроты, силы, ловкости, выносливости становится главным условием овладения техникой и тактикой баскетбола. Развитие физических качеств - процесс длительный и сложный. ОФП ставит своей целью создать все необходимые предпосылки обеспечения высокого уровня развития специальных физических качеств (СФП).

В процессе ОФП баскетболистов решаются задачи:

- разностороннее физическое развитие;

- укрепление здоровья;

-повышение функциональных возможностей;

-приобретение спортивной работоспособности;

-развитие основных физических качеств;

-овладение жизненно важными прикладными навыками;

-стимулирование восстановительных процессов.  

ОФП приобретает большое значение на начальных этапах, когда необходимо заложить основу для последующей специализированной работы. Этап ОФП продолжается с начала работы до 12 лет  (В.П.Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов , 2006).

Планирование спортивной деятельности является важным элементом работы тренера. Общий план работы секции утверждается на весь период работы. Правильное планирование во многом определяет успех в подготовке спортсменов. Тренер может составлять планы на длительный период  (на несколько лет, на сезон, на время одного или нескольких месяцев, от одной до нескольких недель и, конечно, на каждую тренировку). Если он планирует работать с командой несколько лет, имеет смысл составить перспективный план работы. Общий план  на этапе работы с начинающими (этап мини-баскетбола)  и более конкретные – для работы со спортсменами в возрасте 13 лет и старше. В этом случае тренер будет проводить работу, больше ориентируясь на общий  перспективный план действий (Академия Гомельских, 2009). План составляется на основе программы по баскетболу  для общеобразовательных программ. Программа  предусматривает организацию и проведение систематической многолетней и круглогодичной плановой учебно-тренировочной и воспитательной работы. ( А.Н. Каинов, 2012). Обычно тренировочный сезон длится от 6 до 10 месяцев. Поэтому для реализации общих задач необходимо планировать именно такой период времени называемый макроциклом. Затем в зависимости от особенностей работы с командой тренер делит сезон на более короткие периоды, называемые мезоциклами, после чего рассматривает одно-двухнедельные периоды в каждом мезоцикле – микроциклы – и наконец, переходит к планированию каждого отдельного занятия. Каждый период необходимо планировать заранее.

Конкретный план каждой тренировки должен находиться в структуре плана на микроцикл, который, в свою очередь, должен быть в контексте плана на мезоцикл, согласующийся с общим планом на сезон (Академия Гомельских, 2009).

Содержание тренировок и упражнений – конкретный учебный материал, необходимый для решения поставленных задач. Чтобы определить приоритеты содержания тренировок, тренер может придерживаться следующих критериев:

- конкретность (тренер должен основываться только на конкретных составляющих содержания);

-отношение к задаче (приоритет получает содержание, наиболее необходимое для решения задач);

-простота (более простое содержание должно преобладать над сложным);

- актуальность (приоритет имеет более актуальное решение задачи содержание);

- расчет на будущее (содержание, облегчающее работу в будущем, должно преобладать над нейтральным);

- затраты усилий (приоритет имеет содержание с меньшими затратами физических и психологических усилий).

          Одной из основных форм работы с молодыми игроками должна быть индивидуальная тренировка, которая  является основой роста мастерства молодых игроков. Основные направления индивидуальных занятий:

- решение конкретных задач, стоящих перед игроком;

- устранение недостатков;

- подбор специальных упражнений для каждого игрока команды;

- умение тренера объяснять, как лучше выполнить задание (Академия Гомельских, 2009).

В организованной конкретной тренировке задача тренера состоит в том, чтобы помочь игрокам выполнить поставленные перед ним задачи. Для этого нужно постараться создать благоприятную атмосферу, подобрать интересные и полезные упражнения, быть сдержанным и  стараться объективно оценить выполнение упражнений. Игроки не идеально владеют техникой и тактикой и, следовательно, будут допускаться ошибки – это составляющая часть тренировочного процесса. В большинстве ситуаций игрокам  необходимо показать, что от них требуется, - это более эффективно, чем объяснение. Если игроки стараются и тренер контролирует процесс, относится уважительно к игрокам, независимо от результатов,  рано или поздно прогресс будет заметен. Тренер должен определить основные задачи тренировки и подобрать в соответствии с ними наиболее подходящие упражнения, учитывая отводимое на них время выполнения, физическую и психологическую нагрузку. Основных задач должно быть не более двух. Есть две серьезные ошибки: сделать  слишком много на одном занятии или в отдельном упражнении и тренер не представляет четко, что он хочет достигнуть в целом.

Таким образом, задачи тренировки  могут быть сгруппированы в несколько основных блоков: обучение – (задача игроков – изучение новых элементов) работа над техникой (передачи, ведение, броски и т.д.) или тактикой (игра 1Х1, 2Х2 и т.д.); повторение (задача данного этапа – повторение изученных приемов с целью их совершенствования и уверенного выполнения); специфическая подготовка к игре: подготовка к игре с конкретным соперником. Для мини-баскетбольной команды главными задачами должны быть обучение и повторение.

Подобранные упражнения должны быть интересными и эмоциональными, соответствовать поставленным задачам. Для того, чтобы решить несколько задач в одном упражнении, тренер может использовать комплексное упражнение. Замечания он должен использовать для объяснения основного упражнения. Не следует уподобляться комментаторам, поминутно давая игрокам советы, это не способствует развитию у спортсменов самостоятельного мышления и инициативы. Многократное повторение одинаковых упражнений ведет к снижению интереса у игроков к их выполнению. Рекомендуется варьировать упражнения с изменением структуры, задач или того и другого. Если после выполнения одного упражнения следующее по своей задаче или структуре похоже на предыдущее, игрокам будет легче его  понять и выполнять, даже в том случае, если предполагается последовательно его усложнять. Упражнения должны столько длиться, сколько понадобиться,  чтобы игроки его поняли и правильно выполнили задание. Если продолжительность большая, то концентрация внимания снижается. Поэтому важно планировать различные по интенсивности упражнения и периоды отдыха между ними. Тренер должен стараться подбирать такие упражнения, чтобы все игроки активно участвовали в нем. Даже если средства ограничены, найти такие формы организации тренировки и подобрать такие упражнения, которые соответствовали выполнению соответствующих задач.

Начальный этап подготовки юных баскетболистов отличается особой сложностью и трудностью работы. Это объясняется, во-первых, особенностью контингента занимающихся данного возраста и, во-вторых, многообразием педагогических задач, которые необходимо решать на этом этапе. Упущенное в этом возрасте в дальнейшем уже трудно восполнить или исправить.

В результате занятий в школьной секции дети должны приобрести специальную игровую подготовку. Ловкость, представляющую собой сочетание специальных двигательных и интеллектуальных качеств. Подготовка детей, занимающихся баскетболом, должна представлять собой хорошо продуманную систему, в которой количественные и качественные характеристики соответствовали бы особенностям возрастного развития и общими задачами физического воспитания (Ю.Ф. Буйлин, 1976).

       

          Тренировки в секции проводятся в форме занятий  по общепринятой схеме (подготовительная, основная и заключительная часть) согласно расписанию, составленному с учетом занятости занимающихся учебной деятельностью, имеющейся материальной базы (А.Н. Каинов, 2012). Наряду с традиционной формой организации тренировки, следует применять также самостоятельные занятия (в виде зарядки, выполнения домашних заданий, упражнения для укрепления здоровья и закаливания организма  и т.д.), различные соревнования  на первенство группы (Ю.Ф. Буйлин, 1976). Занятия проводятся учителями физической культуры или педагогами, имеющими специальную подготовку. Во время занятий следует принимать меры предупреждения травм и соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю.

Все свои планы на весь сезон тренер отображает в программе по баскетболу для спортивных секций общеобразовательного учреждения. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

Цель программы: углубленное изучение спортивной игры баскетбол.

Основные задачи:

- укрепление здоровья;

- содействие правильному физическому развитию;

- приобретение необходимых теоретических знаний;

- овладение основными приемами техники и тактики игры;

-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и т.д.;

- привитие ученикам организаторских качеств;

- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;

- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;

- отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

Основные задачи, стоящие перед учебными группами новичков:

-привитие интереса к занятием спортивными играми и воспитание спортивного трудолюбия;

- развитие физических качеств;

- знакомство детей с баскетболом и правилами игры;

- изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите;

- ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и о спортивных играх;

- приобретение опыта участия в соревнованиях.

Основные задачи, стоящие перед учебными группами (второй год занятий):

- дальнейшее повышение уровня всесторонней физической подготовленности, ранее необходимых физических качеств – силы, быстроты, ловкости и т.д.;

- выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;

- усвоение основных теоретических сведений в соответствии с требованиями программы;

- дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики игры;

- приобретение опыта участия в школьных, районных и городских соревнованиях и совершенствование тактических навыков;

- приобретение знаний и навыков практического судейства соревнований (А.Н. Каинов, 2012).

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

Учебно-тематический план:

Группа первого года обучения (212 часов).  

Содержание

Количество часов

1

Основы знаний

4

2

Специальная подготовка техническая

75

3

Специальная подготовка тактическая

34

4

ОФП

53

5

СФП

42

6

Контрольные испытания

4

Группа второго  года обучения (318 часов).            

Содержание

Количество часов

1

Основы знаний

10

2

Специальная подготовка техническая

114

3

Специальная подготовка тактическая

70

4

ОФП

47

5

СФП

67

6

Контрольные испытания

10

Содержание программы

 Основы знаний

Основы знаний проводятся в форме бесед, лекций, непосредственно в тренировке органически связаны с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий.

Теоретические знания вырабатывают у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий. Учебный материал распределен на период обучения. Материал следует давать в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. Примерный план основы знаний отображен  ниже.

План теоретической подготовки

Название темы

Краткое содержание

Сроки проведения

1

Личная и общественная гигиена.

Гигиена спортсмена: понятия о гигиене и о санитарии. гигиенические требования к одежде, уход за инвентарем. уход за телом. Закаливание организма. Питание спортсмена. Вред курения. Вред алкоголя. Профилактика заболеваний (коррекционные, дыхательные  упражнения).

Сентябрь –

октябрь

2

История развития баскетбола.

Развитие баскетбола в России. Возникновение игры. Участие в Олимпийских играх. Развитие баскетбола в РБ. Развитие баскетбола в районе и городе.

Ноябрь

3

Правила соревнований.

Правила соревнований. Проведение соревнований разного масштаба. Судейство игры. Протоколы встречи.

Декабрь-

Январь

4

Врачебный

 контроль.

Врачебный контроль. Самоконтроль при тренировках спортсменов. Первая помощь. Массаж. Самомассаж.

Февраль

5

Спортивные соревнования

Положение о соревнованиях. Проведение соревнований по баскетболу. Судейская бригада. Их роль в проведении соревнований.

Март

6

Выдающиеся

Отечественные

спортсмены-баскетболисты.

Чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов Европы мира.

Апрель

7

Установки перед играми.

Значение предстоящей игры. Особенности игры противника. Техника и тактика игры.

Ноябрь-май

  Практический материал для НП 1 - 2-го года обучения подготовки

А.Физическая подготовка

Общеподготовительные упражнения

         Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками.

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. Борьба.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке, стретчинг.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (2-4 баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600 м. Кросс на дистанции для девушек-до 1 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 1 до 2 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.

Специально-подготовительные упражнения

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 20 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад.

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского, детского  баскетбольного, набивного мяча весом 1 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

Б. Технико-тактическая подготовка.

Процесс тренировки должен быть организован таким образом, чтобы поступательно повышались требования к уровню развития способностей спортсмена, обеспечивающему ведение борьбы в условиях возрастающего противоборства.

Постановка техники рассматривается как фундамент высоких результатов. В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.

Тактическая подготовка баскетболистов предполагает овладение искусством ведения спортивной борьбы. Она базируется на способностях спортсмена быстро и правильно анализировать складывающуюся соревновательную ситуацию, находить оптимальное решение данной тактической задачи и решать ее с партнерами.

Овладение индивидуальными действиями и совершенствование их:

  1. Прыжки, остановки, повороты.
  2. Освобождение от опеки защитника и выход на свободное место.
  3. Ловля и передачи мяча.
  4. Броски в движении и с места.
  5. Ведение и обводка.
  6. Сочетание приемов и финтов с выбором места на площадке.

Овладение индивидуальными действиями в защите  ведется параллельно с изучением индивидуальных действий в нападении.

Овладение групповыми действиями:

  1. Атака корзины.
  2. Розыгрыш мяча
  3. Выход для отвлечения
  4. Взаимодействие двух игроков – «передал мяч – выход».
  5. Система быстрого прорыва.
  6.  Игра в численном меньшинстве и  большинстве.

В защите:

  1. Противодействие выходу на свободное место.
  2. Противодействие получению мяча.
  3. Подстраховка.
  4. Взаимодействие в численном меньшинстве.
  5. Групповой отбор мяча.
  6. Система личной защиты
  7.  Система личного прессинга.
  8.  Игра в меньшинстве и большинстве.

Когда учащиеся усвоят содержание, последовательность действий и взаимодействий, в упражнения вводятся защитники пассивные, а затем активные. Совершенствование происходит в игре 1 на 1, 2 на 2,  3 на 3, на один щит, именно через определенные виды нападения или защиты. Примерный календарный  учебный план представлен в таблице:

       Календарный учебный план для группы НП 1-го года обучения

Специально-техническая подготовка

Приемы игры

Месяц

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Остановки и пивоты:

Стойка игрока без мяча

+

+

Стойка игрока, поймавшего мяч

+

Прыжок толчком 2-х ног

+

+

Прыжок толчком одной ноги

+

Повороты вперед

+

Повороты назад

+

Остановка прыжком

+

Остановка двумя шагами

+

Остановка  и поворот на сзадистоящей ноге

+

Скрестный шаг

+

Открытый шаг

+

Вышагивание

+

Овладение  мяча:

Обеими руками сбоку

+

+

Одной сверху, другой снизу

+

Вырывание мяча

+

Выбивание мяча на месте сверху

+

Выбивание ведущего мяч сбоку, сзади

+

Жонглирование мячом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ловля мяча:

Ловля мяча двумя руками на месте

+

+

Ловля мяча двумя руками в движении

+

Ловля мяча двумя руками в прыжке

+

Ловля мяча, катящегося по полу, одной рукой

+

Передачи мяча:

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Передача мяча двумя руками от груди с места(с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками от груди с шагом(с отскоком)

+

Передача мяча 2-мя руками сверху с места, с шагом

+

Передача мяча двумя руками от плеча с м, с шаг.(с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками в прыжке

+

Передача мяча двумя руками в движении

+

Передача мяча двумя руками (встречные)

+

Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком)

+

Передача мяча одной рукой от головы

+

Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком)

+

Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком)

+

Передача мяча по ходу движения

+

Передача мяча одной рукой в движении

+

Ведение мяча:

Ведение мяча на месте

+

Ведение мяча с высоким отскоком

+

Ведение мяча с низким отскоком

+

Ведение мяча со зрительным контролем

+

Ведение мяча без зрительного контроля

+

Ведение мяча по прямой

+

Ведение мяча с изменением направления

+

Ведение мяча по дугам

+

Ведение мяча по кругам

+

Обводка соперника с имением высоты с отскока

+

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Обводка соперника с изменением направления

+

Обводка соперника с изменением скорости

+

Обводка соперника с поворотом и переводом мяча

+

Броски:

Броски в корзину одной рукой с места прямо перед щитом

+

Броски в корзину одной рукой сверху

+

Броски в корзину одной рукой под углом к щиту

+

Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита

+

Броски в корзину одной рукой в движении

+

Бросок в корзину после остановки в 2 касания

+

Броски в корзину одной рукой снизу

+

Бросок после ведения

+

Финты:

Финт головой

+

Финт туловищем

+

Финт мячом (ложная передача)

+

Тактическая подготовка:

Выбор места в нападении

+

Выход для получения мяча

+

Выход для отвлечения мяча

+

Подход к щиту для броска из-под корзины

+

Розыгрыш мяча

+

Атака корзины

+

«Передай мяч и выходи»

+

Передачи свободному партнеру

+

Передачи во взаимодействии  2х2, 3х3

+

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Передачи во взаимодействии  2х1, 3х2

+

Переход от защиты к нападению и наоборот

+

Ознакомление с системой позиционного нападения(сохранение своих мест в атаке)

+

Тактика защиты:

Выбор места в защите: «держание» игрока с мячом

+

«Держание»  игрока без мяча: выбор по отношению к кольцу

+

Выбор по отношению к мячу

+

Противодействие броску

+

Противодействие проходу

+

Перехват мяча выходом из-за нападающего

+

Финт при освобождении от опеки

+

Противодействие нападению мяча

+

Противодействие выходу на свободное место

+

Противодействие розыгрышу мяча

+

Подстраховка

+

Система личной защиты

+

Противодействия защитника при численном преимуществе нападающих

+

Противодействия защитника при равенстве игроков

+

Календарный учебный план для группы НП 2-го года обучения

Специально-техническая подготовка

Приемы игры

Месяц

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Остановки и пивоты:

Стойка игрока, поймавшего мяч

+

Прыжок толчком 2-х ног

+

+

Прыжок толчком одной ноги

+

+

Повороты вперед

+

Повороты назад

+

Остановка прыжком

+

Остановка двумя шагами

+

Остановка  и поворот на сзадистоящей ноге

+

Скрестный шаг

+

+

Открытый шаг

+

+

Вышагивание

+

Овладение  мячом:

Вырывание мяча

+

Выбивание мяча на месте сверху

+

Выбивание ведущего мяч сбоку, сзади

+

Жонглирование мячом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ловля мяча:

Ловля мяча двумя руками на месте

+

Ловля мяча двумя руками в движении

+

Ловля мяча двумя руками в прыжке

+

Ловля мяча, катящегося по полу, одной рукой

+

Ловля мяча 2-мя руками при встречном движении

+

Ловля мяча двумя руками при поступательном движении

+

Ловля двумя руками при движении сбоку

+

Ловля мяча одной рукой на месте

+

Ловля мяча одной рукой в движении

+

Передачи мяча:

Передача мяча двумя руками от груди с места

(с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками от груди с шагом

(с отскоком)

+

Передача мяча 2-мя руками сверху с места, с шагом

+

Передача мяча двумя руками от плеча с м, с шаг.

(с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками в прыжке

+

Передача мяча двумя руками на одном уровне

+

Передача мяча двумя руками в движении

+

Передача мяча двумя руками (встречные)

+

Передача мяча при поступательном движении

+

Передача мяча при движении сбоку

+

Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком)

+

Передача мяча одной рукой от головы

+

Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком)

+

Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком)

+

Передача мяча одной рукой сверху

+

Передача одной рукой в прыжке

+

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Передача мяча одной рукой в движении

+

+

Передача одной рукой при встречном движении

+

Передача одной рукой при поступательном движении

+

Передача одной рукой на одном уровне

+

Передача одной рукой сопровождающие

+

Ведение мяча:

Ведение мяча на месте

+

Ведение мяча с высоким отскоком

+

Ведение мяча с низким отскоком

+

Ведение мяча без зрительного контроля

+

Ведение мяча по прямой

+

Ведение мяча с изменением направления

+

Ведение мяча по дугам

+

Ведение мяча по кругам

+

Ведение мяча зигзагом

+

Обводка соперника с имением высоты с отскока

+

Обводка соперника с изменением направления

+

Обводка соперника с изменением скорости

+

Обводка соперника с поворотом и переводом мяча

+

+

Обводка соперника с переводом мяча под ногой

+

+

Обводка соперника с переводом за спиной

+

+

Броски:

Броски в корзину одной рукой с места прямо перед щитом

+

Броски в корзину одной рукой сверху

+

Броски в корзину одной рукой под углом к щиту

+

Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита

+

Броски одной рукой параллельно к щиту

+

Броски одной рукой  в прыжке

+

Броски в корзину одной рукой в движении

+

Бросок в корзину после остановки в 2 касания

+

Броски в корзину одной рукой снизу

+

Бросок после ведения с остановкой прыжком

+

Броски одной рукой ближние

+

+

Броски одной рукой средние

+

+

+

Штрафной бросок

+

+

+

Финты:

Финт головой

+

+

09

10

11

12

01

02

03

04

05

Финт туловищем

+

+

Финт мячом (ложная передача)

+

+

Финт двойной

+

+

Тактическая подготовка:

Выбор места в нападении

+

Выход для получения мяча

+

Выход для отвлечения мяча

+

Подход к щиту для броска из-под корзины

+

Розыгрыш мяча

+

Атака корзины

+

«Передай мяч и выходи»

+

Передачи свободному партнеру

+

Передачи во взаимодействии  2х2, 3х3

+

Передачи во взаимодействии  2х1, 3х2

+

Переход от защиты к нападению и наоборот

+

Ознакомление с системой позиционного нападения

(сохранение своих мест в атаке)

+

Наведение

+

+

Пересечение

+

+

Тактика защиты:

Выбор места в защите: «держание» игрока без мяча

+

Выбор места в защите: «держание» игрока с мячом

+

Выбор по отношению к мячу

+

Противодействие броску

+

Противодействие проходу

+

Перехват мяча выходом из-за нападающего

+

Финт при освобождении от опеки

+

Противодействие нападению мяча

+

Противодействие выходу на свободное место

+

Противодействие розыгрышу мяча

+

Противодействие получению мяча

+

Подстраховка

+

Система личной защиты

+

Противодействия защитника при численном преимуществе нападающих

+

Противодействия защитника при равенстве игроков

+

Групповой отбор мяча

+

+

Противодействие атаке корзины

+

Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Умения  и навыки проверяются во время участия учащимися в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

  1. Бег 20 м. с высокого старта.
  2. Прыгучесть: определяется по высоте доставания наивысшей точки с места.
  3. Прыжок в длину с места: толчок двумя ногами.
  4. Метание набивного мяча:1 кг. Сидя у стены, мяч над головой, двумя руками. Фиксируется количество см.
  5. Передвижение в стойке защитника: в квадрате 5м., 15м. правым боком, 15-левым.
  6. Челночный бег: бег по длине площадки в течении 40 сек..
  7. Бег «восьмеркой»: 20 м.  Оббегание стоек, находящихся на расстоянии 1стойка - 3м.,   2 стойка - 6 м., 3 стойка -10 м., от места старта.
  8. Ведение мяча «восьмеркой»: обводка стоек дальней рукой от стойки ( также как и в п.11).

16)  Передача мяча: одной рукой за 30 сек. на расстоянии 1,5 м.

17) Техника бросков: одной рукой (правой, левой с места), баллы.

            18)  Техника бросков в движении: с правой и левой стороны щита (баллы).

19)  Штрафные броски: для начальной подготовки в процентах за 10 бросков.                                                                                          

                                                         

Протокол

             сдачи контрольных нормативов групп начальной подготовки    

          Секция ______________ Тренер___________________________

       Этап подготовки _________________Дата_____________________

Ф.И.О.

Вид испытания

Бег 20м.

              Прыгучесть

Метание н\б мяча

Челночный бег 40 сек.

          Перемещ-ие в стойке

защитника

Бег «восьмеркой»

Ведение «восьмеркой»

Передачи меча

             Техника броска с б\д с  места

Техника броска в движении

Штрафной бросок %

Прыжок в длину с места

1

НП -1

4.3-4,5

35-30

2,50-2,20

165-155

12,0-

13.5

   4,8-

5.0

5.5-6.5

20-15

5

5

50-

30

175-160

2

НП - 2

4.2

4,4

38-33

3,00-2.70

170-160

11,0-

12.5

4,6-

4.8

4,5-5.5

30-25

10

10

40-60

190-175

Проверка знаний судейства осуществляется путем привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревнований в качестве судей на протоколе (2 год обучения). Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.

Ожидаемый результат: в конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического совершенствования, знаний правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

баскетбол.Школьная секция.

В тенировочномпроцессе с мячами должны бытькрепкие пальцы, эта программа расскажет, какие упражнения для кистей рук нужно применять в процессе тренировок.Параллельно тренироваться обманным движениям п...

Программа школьной секции по волейболу для учащихся 5-7 классов

Программа с КТП для 3 учебных занятия в неделю. Продолжительность занятия 2 часа.  ...

Программа для школьной секции по баскетболу.

Программа для школьной секции по баскетболу....

Программа 2 годичного обучения в школьной секции "Мини-футбол"

Планирование учебно-воспитательного объединения "Мини-футбол"  (второй год обучения)...

Рабочая программа школьной секции по волейболу

Программа рассчитана для занятий школьников с разным уровнем физической подготовки...

Программа школьной секции "Баскетбол"

Программа школьной секции "Баскетбол"...