Особые задания для формирования УУД на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5 класс) на тему
В данной статье рассматриваются различные типы заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_91.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особые задания для формирования УУД на уроках физической культуры.
Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.
Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Самоопре-деление 2.Смысло-образование | 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию | 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы | 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Специфика нашего предмета такова, что не всегда получается в процессе самого урока донести до понимания учащихся необходимую информацию, для этого я в этом году решила ввести уроки теоретических знаний, которые в целом не снизили объем двигательной активности учащихся, но позволили более качественно изучить вопросы, которые требуют более глубокого изучения и осмысления. И помимо этого позволяют учителю и ученикам общаться на другом уровне, увидеть друг друга с иной позиции. Так, например, на первом теоретическом уроке, мы с ребятами прикоснулись к истории возникновения Олимпийских игр, ребята с удовольствием выполняли творческое задание (нужно было нарисовать Олимпийский флаг). А так-же ребята с гордостью говорили, о том . что в этом году зимние Олимпийские игры будут проходить у нас в стране. Одновременно с этим ребята вывели для себя и правила нравственного поведения на спортивных площадках и мы постарались эти правила перенести на свои уроки, что нужно помогать слабым, поддерживать, того у кого пока что-то не получается, уважать своего соперника. А так-же одним из главных аспектов для меня как учителя является, то чтобы каждый ребенок был индивидуально мотивирован, т.е осознавал и понимал с какой целью и для чего он занимается физкультурой.
Регулятивные УУД на своих уроках я развиваю следующим образом: ученики на основе собственного опыта и полученной информации выполняют постановку учебной задачи, планируют промежуточные результаты и прогнозируют конечный результат, сравнивают и корректируют, а так-же учатся объективно оценивать выполнение своих действий и действий партнера. Следует отметить, что в этом возрасте ребята по разному реагируют на замечания свои товарищей, поэтому я обращаю внимание, чтобы все оценочные высказывания были в корректной форме и носили позитивный характер.
Для формировния познавательных УУД на уроках часто использую ситуации, требующие выбора эффективных способов решения учебной задачи, для этого ученики анализируют, предполагают, сравнивают и в итоге выбирают самый эффективный способ решения задачи. Например, при изучении защитной стойки баскетболиста, им было предложено 2 варианта, из которых они должны были выбрать правильный и обосновать свой выбор. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), Так.,например, при изучении техники броска в кольцо ученики сначала показывают как они представляют технику правильного броска, а затем сравнивают его с эталоном и выполняют задание в упрощенных условиях . На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Так как на уроке физкультуры игровая и соревновательная деятельность является одним из основных приорететов, это позволяет активно формировать коммуникативные навыки, такие как умение договариваться и выстраивать взаимоотношения, решать конфликты и приходить к общему решению. Именно в игре определяется роль ребенка в коллективе. К сожалению дети в этом возрасте бывают очень несдержанны и в эмоциональном порыве могут легко обидеть товарища. Для сплочения коллектива я подбираю различные игры и эстафеты, где важна совместная взаимовыручка и прошу ребят поддерживать друг друга. Очень приятно смотреть, когда у ребят все получается и он радуются не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе
Актуальность Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундам...
Формирование УУД на уроках физической культуры
В статье дается характеристика и особенности формирования УУД на уроках физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС...
Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС
выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...
Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе
Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе...
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...
Методическая разработка для учителей физической культуры.Приемы формирования навыка правильной осанки.Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры.
Приемы формирования навыка правильной осанки.Нестандартные формы проведения урока физической культуры....
Формирование ЗОЖ на уроках физической культуры и внеклассной работе по физической культуре
Одной из составляющих ЗОЖ является занятие физической культуры...