Программа по футболу "Первый гол".
проект (физкультура и спорт, 5 класс) на тему
Авторская программа для начинающихся футболистов "Первый гол".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulakov_v.g._pervyy_gol.doc.doc | 687 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Программа на современном этапе развития системы дополнительного образования актуальна, так как в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье будущего поколения отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Состояние детей, подростков молодежи определяет сегодня основные тенденции развития здоровья населения страны и ее трудовой потенциал в ближайшей перспективе. В последние годы отмечается значительное ухудшение показателей здоровья учащихся.
Статистические данные свидетельствуют, что в школах уже на начальном этапе обучения нарушения психического здоровья у школьников сочетаются с расстройствами соматического здоровья. И поэтому программа «Футбол» необходима для детей младшего школьного возраста. Она реализуется в рамках внеурочной деятельности школьников.
Одной из причин нарушения здоровья младших школьников является отсутствие двигательной активности у детей. Физическая активность является мощным источником для жизнедеятельности, оздоровления и долголетия организма, поэтому занятий детей спортом занимают среди многих форм внешкольной учебно-воспитательной работы особое место. Важнейшая функция, которую выполняют спортивные игры – лечебно-оздоровительная. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу.
Спортивные игры являются прекрасным педагогическим средством воздействия на детей: для развития интеллектуального, физического, морального здоровья, помогает им противостоять пагубному влиянию улицы. Они необходимы для становления характера будущего гражданина, так как воспитывают смелость, ловкость, упорство в достижении цели.
Интеллектуальная активность ребенка младшего школьного
возраста всегда направляется и поддерживается интересом. Он не может заниматься предметом, который ему неинтересен. Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в какой-то области, его нужно заинтересовать, поэтому на занятиях объединения «Футбол» используется большое количество подвижных игр, эстафет, игровых моментов, дети знакомятся с элементами спортивных игр: футбола, настольного тенниса, стритбола.
Социально-экономические условия могут тормозить развитие интереса, но умные и терпеливые педагоги и в таких условиях могут способствовать поддержанию у ребенка этого важного стимула психического развития. Интерес может быть направлен на что угодно, но для педагога важно, чтобы он способствовал интеллектуальной, эстетической и другим видам социальной деятельности. У детей данного возраста в силу особенностей их психологии, продуктивность запоминания в игре заметно выше, чем в других видах деятельности.
Важная задача, которую мы решаем на занятиях: сохранение здорового состояния позвоночника у детей младшего школьного возраста. Заболевания позвоночника ведут к нарушению осанки. Осанка стабилизируется после того, как завершается рост человека. И прежде всего в младшем школьном возрасте она особенно неустойчива. В этот период на формирование осанки влияют факторы внешней среды, особенно, если детский организм ослаблен частыми заболеваниями (ОРЗ, инфекционные заболевания, рахит, бронхиальная астма и другие).
При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, а от этого зависит их нормальная деятельность. Дети, у которых правильная осанка, меньше устают и хорошо себя чувствуют. Плохая же осанка может привести к искривлению позвоночника, и нарушению работы внутренних органов.
Наряду с несформированной осанкой довольно часто у детей встречается функциональная недостаточность стоп. Профилактика — основной путь к предупреждению дальнейших изменений костно-связочного аппарата, в частности развития плоскостопия.
Наукой доказано, что разного рода физические упражнения оказывают самое значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, всех его органов и тканей.
Цель: создать предпосылки для успешного обучения детей и подростков широкому арсеналу тренировочных средств, способствующих дальнейшему совершенствованию в избранном виде спорта - футболе, повышению уровня подготовленности и функциональных возможностей от этапа к этапу.
Задачи
Образовательные задачи:
- Всестороннее развитие обучающихся, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, формирование осанки).
- Обучение основам технического и тактического мастерства.
- Приобретение обучающимися знаний в области гигиены, первой медицинской помощи и оценки физического состояния.
- Изучение правил игры индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
Развивающие:
- Овладение индивидуальными и групповыми техническими действиями, практическим умением в двухсторонних играх на малых игровых площадках и командной тактикой на уменьшенном футбольном поле.
- Закрепление и совершенствование технических приёмов, пройденных на занятиях по футболу.
Воспитательные задачи.
- Формирование личности ребенка в коллективе, жизнь и дела которого строятся на основе самоуправления.
- Воспитательное воздействие педагога на формирование сознания и поведения детей в единстве.
- Формирование нравственных принципов и убеждений, высоких моральных качеств, выработка прочных навыков привычек правильного поведения, волевых черт характера.
- Привитие интереса и любви к различным видам трудовой деятельности, тренировкам, соревнованиям, общественно-полезным работам.
Организационно-педагогические основы программы
Формы занятий.
- Беседы;
- Практические занятия;
- Презентация;
- Сдача нормативов;
- Подвижные игры;
- Соревнования;
- Товарищеские встречи.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- формирование ценностно-ориентированного отношения детей и подростков к занятиям
физической культурой и спортом;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию,
самооздоровлению и самосовершенствованию, преодоление своих страхов и
комплексов;
- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-
личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- способность к сопереживанию и взаимопомощи;
- формирование чувства патриотизма.
Познавательные УУД:
- способность к синтезу и анализу;
- воспитание наблюдательности;
- развитие пространственного мышления;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно формулировать цель;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиск средств ее осуществления;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование волевых качеств;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- уметь сравнивать результаты своих действий с эталоном;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
- определение общей цели и путей ее достижения;
- самоорганизация и организация совместной деятельности с другими детьми, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других;
- формирование чувства коллективизма, товарищества;
- развить логическое мышление, лидерские качества и организаторские способности.
- умение работать в команде.
Результаты обучения
I. Предметные:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной
учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
II. Метапредметные:
- формирование ценностно-ориентированного отношения детей и подростков к занятиям
физической культурой и спортом;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность к синтезу и анализу;
- формирование умения самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования,
преодоление своих страхов и комплексов;
- формирование чувства патриотизма;
- формирование чувства коллективизма, товарищества; умения работать в команде.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
III. Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формы подведения итогов.
1.Сдача нормативов;
2.Соревнования.
Средства контроля
Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся группы являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки.
Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование.
Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:
Объект наблюдения | Степень и признаки утомления | ||
Небольшая | Средняя | Большая (недопустимая) | |
Цвет кожи лица | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Редкое покраснение, побледнение или синюшность. |
Речь | Отчетливая | Затрудненная | Крайне затрудненная или невозможная. |
Мимика | Обычная | Выражение лица напряженное | Выражение страдания на лице. |
Потливость | Небольшая | Выраженная верхней половины тела | Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли. |
Дыхание | Учащенное, ровное | Сильно учащенное | Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием. |
Движения | Бодрая походка | Неуверенный шаг, покачивание | Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение. |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах. | Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота |
Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства. Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Мини-фубол (Футзал).
Нормативные требования для обучающихся учебно-тренировочных групп
Контрольное упражнение | Возраст | Оценка | |||||
«3» | «4» | «5» | |||||
м | д | м | д | м | д | ||
Общая подготовленность | |||||||
Бег 30 м., с. | 12 | 5.8 | 6.3 | 5.4 | 6.0 | 5.0 | 5.5 |
13 | 5.7 | 6.2 | 5.4 | 5.9 | 4.9 | 5.4 | |
14 | 5.6 | 6.1 | 5.2 | 5.8 | 4.7 | 5.3 | |
15 | 5.5 | 6.0 | 5.0 | 5.7 | 4.6 | 5.2 | |
16 | 5.4 | 5.9 | 4.9 | 5.6 | 4.5 | 5.1 | |
17 | 5.0 | 5.7 | 4.6 | 5.4 | 4.4 | 5.0 | |
Челночный бег 30 м. (3 х10 м) | 12 | 10.2 | 10.6 | 9.8 | 10.2 | 9.3 | 9.6 |
13 | 10.0 | 10.4 | 9.6 | 10.0 | 9.1 | 9.4 | |
14 | 9.8 | 10.2 | 9.4 | 9.8 | 8.9 | 9.2 | |
15 | 9.4 | 9.8 | 9.0 | 9.6 | 8.5 | 8.9 | |
16 | 9.0 | 9.4 | 8.6 | 9.5 | 8.1 | 8.8 | |
17 | 8.7 | 9.1 | 8.3 | 9.3 | 7.8 | 8.7 | |
Тест Купера, м. | 12 | - | - | - | - | - | - |
13 | 1800 | 1500 | 1900 | 1600 | 2000 | 1700 | |
14 | 2300 | 1800 | 2400 | 1900 | 2500 | 2000 | |
15 | 2350 | 1900 | 2450 | 2000 | 2550 | 2100 | |
16 | 2450 | 2000 | 2550 | 2100 | 2650 | 2200 | |
17 | 2600 | 2150 | 2700 | 2250 | 2800 | 2350 | |
Прыжок в длину с места, см. | 12 | 175 | 170 | 185 | 175 | 190 | 180 |
13 | 185 | 175 | 195 | 180 | 200 | 185 | |
14 | 200 | 180 | 210 | 185 | 215 | 190 | |
15 | 210 | 185 | 220 | 190 | 225 | 195 | |
16 | 215 | 195 | 225 | 200 | 230 | 205 | |
17 | 220 | 200 | 230 | 205 | 235 | 210 | |
Бег 300 м, с | 12 | 54.0 | 56.0 | 52.0 | 54.0 | 50.0 | 52.0 |
13 | 52.0 | 54.0 | 50.0 | 52.5 | 48.0 | 50.2 | |
14 | 49.0 | 52.0 | 47.0 | 50.0 | 45.0 | 48.3 | |
15 | 47.0 | 50.0 | 45.0 | 48.0 | 43.5 | 46.8 | |
16 | 46.0 | 49.0 | 44.0 | 47.0 | 42.0 | 45.1 | |
17 | 45.0 | 48.0 | 43.0 | 46.0 | 41.0 | 44.0 | |
Специальная подготовленность | |||||||
Удары по мячу в цель, кол-во попаданий. | 12 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 |
13 | 3 | 2 | 4 | 3 | 5 | 4 | |
14 | 4 | 3 | 5 | 4 | 6 | 5 | |
15 | 5 | 4 | 6 | 5 | 7 | 6 | |
16 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | |
17 | 7 | 6 | 8 | 7 | 9 | 8 |
Контрольное упражнение | Возраст | Оценка | |||||
«3» | «4» | «5» | |||||
м | д | м | д | м | д | ||
Бег 30 м., с ведением мяча, с. | 12 | 5.9 | 6.2 | 5.7 | 6.0 | 5.5 | 5.8 |
13 | 5.8 | 6.1 | 5.6 | 5.9 | 5.4 | 5.7 | |
14 | 5.7 | 6.0 | 5.5 | 5.8 | 5.3 | 5.6 | |
15 | 5.6 | 5.9 | 5.4 | 5.7 | 5.2 | 5.5 | |
16 | 5.5 | 5.8 | 5.3 | 5.6 | 5.1 | 5.4 | |
17 | 5.4 | 5.7 | 5.2 | 5.5 | 5.0 | 5.3 | |
Бег 5х30 м., с ведением мяча, с. | 12 | - | - | - | - | - | - |
13 | 34.0 | 37.0 | 32.0 | 35.0 | 30.0 | 33.0 | |
14 | 32.0 | 36.0 | 30.0 | 34.0 | 28.0 | 32.0 | |
15 | 31.0 | 34.0 | 29.0 | 32.0 | 27.0 | 30.0 | |
16 | 30.0 | 33.0 | 28.0 | 31.0 | 26.5 | 29.0 | |
17 | 29.0 | 32.0 | 27.0 | 30.0 | 26.0 | 28.0 | |
Жонглирование мяча (комплексное) Кол-во ударов | 12 | 10 | 6 | 11 | 7 | 12 | 8 |
13 | 15 | 7 | 16 | 8 | 18 | 10 | |
14 | 20 | 11 | 22 | 13 | 25 | 15 | |
15 | 24 | 16 | 27 | 18 | 30 | 20 | |
16 | 28 | 19 | 31 | 22 | 35 | 25 | |
17 | 32 | 22 | 35 | 25 | 40 | 30 | |
Удары по мячу в цель, кол-во, кол-во попаданий | 12 | 2 | 1 | 3 | 2 | ||
13 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | |
14 | 3 | 2 | 4 | 3 | 5 | 4 | |
15 | 4 | 3 | 5 | 4 | 6 | 5 | |
16 | 5 | 4 | 6 | 5 | 7 | 6 | |
17 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | |
Ведение, обводка стоек и удар в ворота, с. | 12 | + | + | ||||
13 | + | + | |||||
14 | + | + | |||||
15 | + | + | |||||
16 | + | + | |||||
17 | + | + |
Примечание: Знак «+» означает, что норматив выполнен при улучшении показателей.
Содержание и методика проведения контрольных испытаний
Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению испытуемого.
Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.
Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требованиями, как и предыдущее.
Челночный бег 104 м. Линией старта служит линия ворот. От ее середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой отметки, касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад. Далее он совершает рывок до 10-метровой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метровой отметке, возвращается к месту старта. Завершается
упражнение рывком до 6-метровой отметки и возвратом к линии ворот. Достигнув той или иной отметки, испытуемй должен перед поворотом коснуться ее ногой.
Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.
Отжимание в упоре лежа. Измерение проводится по общепринятой методике.
Бег 300 м. Проводится на стадионе. Результат испытуемого фиксируется по общепринятым правилам.
Тест Купера. Проводится бег на стадионе в течение 12 мин. Фиксируется дистанция, которую испытуемый сможет преодолеть за это время.
Специальная подготовленность
Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды, засчитываются за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат.
Жонглирование мячом (комплексное). Испытуемый выполняет удары правой и левой ногой (различными частями подъема и сторонами стопы), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, в том числе не менее раза головой, правым и левым бедром.
Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает позицию за линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на данной дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение осуществляется любым способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет линию финиша. Учитывается время выполнения упражнения. Даются две попытки. Засчитывается лучший результат.
Бег 5x30 м с ведением мяча. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Финишировав, испытуемый каждый раз возвращается на старт. На это ему дается 25 с. Все старты выполняются с места. Сумма результатов пяти попыток определяет окончательный результат испытуемого.
Ведение мяча по «восьмерке». На поле стойками обозначается квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стойки А. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема. Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается лучшая.
Ведение мяча по границе штрафной площади. Испытуемый с мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку, испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в обратном направлении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции.
Бросок мяча в цель. Испытуемый выполняет два упражнения. Первое упражнение: бросок одной рукой снизу («выкатывание»). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч низом в ворота шириной 2 м, сооруженные из стоек в середине игрового поля. Для испытуемых 14 и 15 лет такие ворота (Е) устанавливаются дальше, на линии 10-метровой отметки противоположной половины поля. Бросок выполняется из пределов штрафной площади с двух, трех шагов разбега, не пересекая ее границы. Испытуемый выполняет 6 бросков. Учитывается сумма точных попаданий.
Второе упражнение: бросок одной рукой из-за плеча (или сбоку). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч верхом в круги А и Б диаметром 2,5 м. Испытуемые 14 и 15 лет посылают мяч в круги В и Г. Каждый испытуемый выполняет 4 броска в один круг и 4 броска - в другой. Во всех случаях при броске мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий.
Удар по мячу в цель. Применяется такая разметка, как и в предыдущем упражнении (см. рис. 5). Испытуемые 12 и 13 лет, сделав 2-3 шага разбега, выполняют по 3 удара в каждую из трех целей: в ворота Д и круги А и Б. А испытуемые 14 и 15 лет - в ворота Е и круги В и Г. Удар производится по неподвижному мячу Удар производится по неподвижному мячу, установленному на 6-метровую отметку. Удары в ворота Д выполняются низом, а в круги А и Б - верхом. Причем при ударах верхом мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий.
Ведение, обводка стоек и удар в ворота. Упражнение проводится на игровом поле. Испытуемый с мячом занимает позицию на линии 10-метровой отметки на противоположной стороне поля. По сигналу он ведет мяч вперед, обводит 5 стоек, установленных на другой половине поля через каждые 2 м, и с расстояния 8 м наносит удар в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения мячом линии ворот. Если мяч не забит в ворота, попытка не засчитывается. Испытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат.
Вбрасывание мяча на дальность. Испытуемый осуществляет вбрасывание одной рукой из-за плеча (или сбоку) по коридору шириной 3 м. Сделав в штрафной площади разбег в
3-4 шага, он направляет мяч верхом так, чтобы он приземлился в пределах коридора. Переступать границу штрафной площади запрещается. Испытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат.
Самоконтроль в подготовке
Самоконтроль играет в подготовке юных футболистов важную роль. Для самоконтроля предлогается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных футболистов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с тренером и врачом.
Техническое оснащение.
1.Спортивный зал
- Тренажеры
- Мячи
- Скакалки
- Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1 | 1 | - |
2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
3. | Техническая подготовка | 42 | 10 | 32 |
4. | Тактическая подготовка | 42 | 12 | 30 |
5. | Общая физическая подготовка | 14 | 4 | 10 |
6. | Специальная физическая подготовка | 20 | 4 | 16 |
7. | Игровая подготовка | 10 | 2 | 8 |
8 | Инструкторская и судейская практика | 6 | 4 | 2 |
9. | Соревнования | 4 | - | 4 |
10. | Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов | 4 | - | 4 |
ИТОГО: | 144 | 38 | 106 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1 | 1 | - |
2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
3. | Техническая подготовка | 60 | 10 | 30 |
4. | Тактическая подготовка | 56 | 12 | 40 |
5. | Общая физическая подготовка | 24 | 4 | 20 |
6. | Специальная физическая подготовка | 30 | 4 | 6 |
7. | Игровая подготовка | 30 | 2 | 8 |
8 | Инструкторская и судейская практика | 6 | 4 | 2 |
9. | Соревнования | 4 | - | 4 |
10. | Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов | 4 | - | 4 |
ИТОГО: | 216 | 38 | 114 |
III. Содержание изучаемого курса.
1-й год обучения.
2-й год обучения.
№ | Темы занятий | Содержание | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
Знакомство обучающихся друг с другом. | Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | |||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Наличие спортивной формы-спортивный костюм и спортивная обувь; достойное поведение на тренировке и соревнованиях; правила дорожного движения. | Уметь соблюдать правила техники безопасности на занятиях, на улице | ||
Техническая подготовка | Знания о различных способах перемещения по полю. Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Прием (остановка) мячей. Ведение мяча. Обманные движения (финты) Отбор мяча. Комплексное выполнение (сочетание) изученных технических приемов с мячом. Ввод мяча вратарем ударом ногой. Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Комбинации из освоенных элементов техники. Обучение финтам. Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель, теннисбол. | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов Эстафета на закрепление изученных финтов, Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Салки вокруг столба, бег в квадрате и передвижения + эстафета. Двусторонняя учебная игра. Ведение мяча + удар по воротам. Прием мяча различными частями тела. Прием мяча различными частями тела. Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. | ||
Тактическая подготовка | Понятие о тактической системе и стиле игры. Тактика игры в атаке. Тактика игры в обороне. Тактика нападения. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров. Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию. | Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «Двойная стенка». Комбинация «Игра в одно-два касания» между тремя партнерами. Комбинация «Смена мест». Комбинация «Пропускание мяча». Отвлечение соперников Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Маневрирование Передачи Ведение и обводка. Организация противодействия «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря. Выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру. | ||
Общая физическая подготовка. | Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости. Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад. Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м. на скорость. Повторный бег до 5 х 60 м., до 3 х 100 м. Бег медленный до 25 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | Упражнения с набивным мячом (2 – 3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Кувырок вперёд из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону. Метание малого и утяжеленного мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега. Толкание набивного мяча (1 – 2 кг.), ядра (3 кг.) с места, стоя боком к направлению метания. Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». | ||
Специальная физическая подготовка. | Специальная физическая подготовка. Средства общей и специальной физической подготовки, применяемые в процессе обучения и тренировки с юными спортсменами в мини-футболе. Единство общей и специальной физической подготовки. Взаимосвязь между развитием основных физических качеств. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным спортсменам различного возраста, занимающимся мини-футболом. | Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. Контрольные упражнения и нормативы по специальной физической подготовке для юных футболистов. | ||
Игровая подготовка. | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. | Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. Игра на опережение, старты из различных положений. Ускорения на 15, 30, 60 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. Эстафеты с элементами акробатики. | ||
Инструкторская и судейская практика. | Судейство соревнований по мини-футболу Судейская бригада: главный судья, 1-й судья, 2-й судья, 3-й судья, хронометрист, судья-информатор. Их роль в организации и проведении соревнований. | Установка перед играми и разбор проведенных игр. Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Характеристика команды соперника. Объявление состава команды. | ||
Соревнования. | Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Характеристика команды соперника. Объявление состава команды. Тактический план игры (на макете) и задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в ходе игры. Разбор проведенной игры. Анализ выполнения тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков и звеньев. Выводы по итогам игры. | Тактический план игры (на макете) и задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в ходе игры. Разбор проведенной игры. Анализ выполнения тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков и звеньев. Выводы по итогам игры. |
IV.Методическое обеспечение программы
Мини-футбол - один из лучших способов физического развития детей. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается максимальный прирост в развитии таких физических качеств как координация и благоприятный период развития такого физического качества как скорость. Через обучение детей мини-футболу мы можем воздействовать на развитие этих качеств. В это период связь между преподавателем и ребенком должна строиться следующим образом:
Ребенок | Педагог |
Физически: обладает физическими способностями, которые можно отделить одну от другой; Психологически: не осознает, что и как делает, а понимает действие в целом. | Работает над координацией, двигательными способностями, ловкостью другими физическими качествами; Опирается при обучении на действия ребенка, старается, чтобы тот замечал их особенности, ощущал, что он делает, и на основе своих ощущений совершенствовал их; |
Целиком и полностью вовлекается в игру: игра его захватывает, он живет тем во что играет. | Выбирает игру в зависимости от того, чему хочет научить; Использует потребность ребенка в движении. Во время урока необходимо чтобы ребенок был активен, чтобы он открывал для себя новые возможности выполнения тех или иных действий, чувствовал их и запоминал. На активных действиях строиться умение приспосабливаться к возникающим ситуациям; |
Размышляет через свои ощущения и прошлый опыт; | Если ребенок будет пассивно выполнять движения он превратится в наблюдателя или просто инструмент выполнения того или иного приема; |
Прогрессирует и развивается постепенно: 7-8 лет: ребенок считает себя центром вселенной, мяч воспринимает исключительно как свою собственность | Подкрепляет это его мнение о себе, приободряет его; Дает ребенку играть с мячом как можно чаще (работа над индивидуальной техникой); Наличие у каждого ребенка мяча необходимо; |
9-10 лет: требует признания себя другими; стремиться объединить свои усилия с другими и делает это. | Вводит игры с передачами мяча; Способствует признанию игроками друг друга; Наличие в играх « партнеров» и «соперников» способствует овладению взаимодействием, коллективной игрой и противодействием сопернику. |
Мини-футбол в этом возрасте является одним из самых эффективных средств физического воспитания обучающихся.
С первых уроков обучения максимум времени надо уделять обучению техническим действиям - основе любой игры. Методы обучения - повторный и игровой. Повторный метод обучения при индивидуальном и групповом способе позволит обучить детей выполнению техническим действиям и позволит преподавателю уделить максимум времени исправлению ошибок при выполнении технических действий. Выполняя упражнения на месте и в движении с небольшой скоростью передвижения мы должны добиваться от ребенка максимально правильного выполнения действий - чем выше скорость движения тем труднее технически правильно выполнять действия.
Обучать техническим действиям в этом возрасте надо с максимально частой сменой упражнений - монотонной и многократное выполнение одного-двух упражнений быстро убьет у ребенка интерес к занятиям. Упражнения надо менять каждые 3-4 минуты и проводить их эмоционально, с исправлением ошибок у каждого ребенка индивидуально и обращая внимание на общие неточности которые возникают при обучении техническим действиям. По мере освоения детьми технических действий надо усложнять условия выполнения и скорость выполнения технических действий. На этом этапе можно вводить подвижные игры с элементами изучаемой спортивной игры. Применять можно любые подвижные: чем чаще менять условия выполнения упражнения, тем быстрее ребенок будет приспосабливаться к изменяющимся игровым ситуациям, и применять те технические действия, которые позволят решать эти ситуации наиболее рационально.
Педагог может предложить свои способы решения, но ребенок должен сам стараться находить те пути решения, которые соответствуют его уровню физической подготовленности и технической оснащенности. По мере освоения детьми технических действий можно вводить учебную игру. Учебная игра проводиться по правилам изучаемой игры, проводить игру необходимо в неполных составах-1х1 или 2х2 на маленьких площадках, что позволит оказать максимальное воздействие в плане обучения и совершенствования техническим действиям. При этом ребенок в этом возрасте еще не способен осмыслить большое количество вариантов и принять правильное решение. Поэтому игра в неполном составе позволит не только совершенствовать технические действия, но и обучит ребенка простейшим тактическим взаимодействиям - что в последствие позволит эффективнее решать образовательные задачи по обучению спортивной игре.
Однако не только техническая подготовка решает все вопросы обучения спортивным играм. Без должной физической подготовленности овладение техническими действиями будет очень затруднено. Мини-футбол требует от ребенка всесторонней физической подготовленности. В этом возрасте максимальное внимание надо уделять развитию координации, ловкости и быстроты, так как именно этот возрастной период является наиболее благоприятным для развития этих качеств. Поэтому подвижные игры надо применять на всех этапах обучения техническим действиям, причем игры применять с целью развития необходимых физических качеств. Очень эффективно применять подвижные игры в подготовительной части урока - в разминке. Игры полностью мобилизуют детей и дают необходимую физическую нагрузку, подготавливая основные системы организма к работе. Кроме подвижных игр очень эффективно включение в разминку беговых упражнений направленных на координацию и технику бега. Разминка должна соответствовать решению поставленных на занятии задач. Игра в мини-футбол-это постоянное движение, поэтому очень эффективным будет проведение разминки в движении.
Обучение мини-футболу в начальной школе целесообразнее всего проводить в несколько этапов, ставя на каждом этапе обучения задачи которые соответствуют данному возрасту детей их физическому развитию и уровню технической оснащенности и психологической устойчивости. Наиболее оптимальным способом решения образовательных задач будет деление на следующие этапы подготовки:
I –этап - 1класс.
На данном этапе подготовки, учитывая у детей установку на обучение и приобретение новых знаний, будет одной из основных задач привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Рассказать и показать детям, что мини-футбол является очень интересной и увлекательной игрой.
Обучение техники мини-футбола на данном этапе следует начать с обучения стоек и перемещений футболиста по площадке. Наиболее эффективными средствами обучения будут подвижные игры «Салки», «Воробьи и вороны», «День и ночь» и так далее. То есть те игры, где много перемещений со сменой направления и скорости движения, остановок, обманных движений. В процессе игр дети научаться правильному бегу, ориентации в пространстве относительно границы площадки и относительно других игроков. Во время игр говорить детям, чтобы они использовали как можно больший арсенал способов перемещений, или давать задания на использования только того или иного способа перемещения.
Следующим этап - работа с мячами. Так как на данном этапе мы закладываем фундамент для дальнейшей работы, этот этап должен пройти с максимальной эффективностью. Максимальное количество времени должно быть направлено на индивидуальную работу ребенка с мячом. В процесса работы с мячом очень полезны будут упражнения на месте с перекатами мяча подошвой вперед-назад, влево- вправо, не отрывая подошвы от мяча, причем эффективно будет использование резиновых мячей малого размера или мячей для большого тенниса, так как это эффективный способ добиться от ребенка так называемого «чувства мяча», то есть научит ребенка чувствовать мяч стопой и управлять мячом поворотам стопы, а не всей ногой, что облегчит дальнейшее обучение ведению мяча.
Следующими эффектными упражнениями будут упражнения с мячами на месте, прыжки через мяч, выпады через мяч, бег вокруг мяча, а так же можно предложить детям придумать самим и выполнить придуманные ими движения самостоятельно. Переходя на обучение ведения мяча в движении надо помнить, что монотонная и однообразная работа очень утомляет детей в этом возрасте, поэтому задания нужно максимально разнообразить, менять задания нужно каждые 3-4 минуты. Учить останавливать мяч надо подошвой - это наиболее просто способ остановки. По мере освоения детьми ведения мяча задания можно усложнять за счет увеличения скорости движения, изменения направления движения, уменьшения размеров площадки. Очень эффективным на данном этапе обучения будет применение подвижных игр с ведением мяча. Для достижения максимального эффекта в обучении ведению мяча большое количество времени надо уделить исправлению ошибок, как общих, так и индивидуальных.
На данном этапе обучения наиболее целесообразным будет давать детям играть в мини-футбол двухстороннюю игру в неполных составах: 1Х1 или 2Х2, так как это позволит детям наиболее эффективно освоить ведение и остановки мяча в игровых условиях, выполняя конкретную задачу: забить как можно больше мячей в ворота соперника. При этом надо учитывать, что обучение передачам на данном этапе обучения малоэффективно и трудновыполнимо вследствие возрастных особенностей детей и их физической подготовленности.
В развитии физических качеств большое количество времени надо уделить развитию ловкости и координации. Так как именно этот возрастной период является наиболее благоприятным для их развития. Средствами для их развития могут являться подвижные игры, эстафеты, акробатические упражнения, упражнения в лазании на гимнастической стенке.
На всем этом этапе надо помнить, что главное задачей является не столько обучение и совершенствование технических действий, сколько привитие ребенку интереса к занятиям мини-футболом.
II - 2 класс.
На этом этапе обучения совершенствуем изученные ранее технические действия и переходим к обучению передачам мяча и ударов по воротам. Передачи мяча - основной компонент групповых и командных взаимодействий, который очень сложен в обучении. На начальном этапе обучения по возможности надо больше работать индивидуально каждому ребенку с мячом, если такой возможности нет, то в парах, тройках. Уделять максимум времени исправлению ошибок, обращать внимание на постановку и правильную работу ног, выработать у детей устойчивый двигательный навык.
По мере освоения двигательного действия можно добавлять передачи после перемещений без мяча и с мячом, менять расстояние между обучающимися и направление передач, предлагать выполнить передачу на точность между ног партнера или стойками. Для совершенствования передач подойдут подвижные игры, где требуется попасть мячом в цель. Как во время обучения так и в процессе совершенствования надо требовать от детей, чтобы во время выполнения передачи мяч двигался и не находился в статичном положении.
Удар по воротам - основной способ забить мяч в ворота соперника. Для того, чтобы детям было интересно при обучении этому элементу выполнять удары, надо бить по воротам, либо в какую-нибудь цель. Начинать обучения ударам с того, чтобы дети выполняли удары по мячу с набрасываемого самому себе мячу, при этом мяч всегда должен находиться ниже колена бьющей ноги. По мере освоения можно переходить к ударам по катящемуся мячу во время ведения и к ударам после передач мяча партнером.
Для большей эмоциональности при совершенствовании можно применять подвижные игры и эстафеты с ведением мяча и ударами мяча по воротам и в цель.
Для совершенствование изученных технических действий интегрировано эффективны подвижные игры и эстафеты, так как в них условия выполнения очень приближены к игровым по скорости выполнения и, это даст учителю возможность оценить уровень подготовленности ребенка. Учебные игры на этом этапе также целесообразнее проводить в формате 1х1 или 2х2 на маленьких площадках (на половину спортивного зала).
V. Список литературы.
Нормативно-правовая база реализации программ ФГОС
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г (статья 43.)
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ст.11,12,13,14,29.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
- Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1.
- Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».
- Приказ МО РФ 4 октября 2010г. №986, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011г., регистрационный №19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Приказ МО РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Гигиенические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования России от11.12.2006 г. № 06-1844.
- Приказ Управления образования администрации г.Иваново №795 от 8.05.2001г. «О численном составе объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования г. Иваново».
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра №1 от 14.11. 2011г.
- Иные локальные акты ДЮЦ №1
Литература для педагогов.
1. Брейкин А. Д. «Футбол в коллективах физкультуры» изд. Фис. 1979г.
2. Козаков П. Н. «Футбол» изд. Фис. 1978г.
3. Чапади А. Н. «Футбол» изд. Фис.1978г.
4. «Подготовка футболистов» изд. Фис. 1977.
5. Мини-фубол (футзал): Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. 6. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010.
6. Андреев СЛ. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978.
7. Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.
8. Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000.
9. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.
10.Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1983.
11.Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
12.Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.
13.Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2000.
14. Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978.
15.Чанади А. Футбол. Стратегия. М., 1981.
16.Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М., 1982.
Литература для детей и родителей.
1. Андреев С. Н. «Футбол в школе» изд. Просвещение . 1986г.
2. Лаптев А. П. «Юный футболист» изд. Физкультура и спорт. 1983г.
3. Сучилин А. А. «Футбол во дворе» изд. Фис. 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...