Ручной мяч
статья по физкультуре (9 класс) на тему

Основное отличие раздела «Ручной мяч» новой программы в том, что уроки по ручному мячу расчленяются на два периода: первый — в IV—VI классах, где ведется ознакомление с элементами различных спортивных игр (ручной мяч, футбол, волейбол, баскетбол), второй — в VII—X классах, где уроки проводятся только по ручному мячу (по выбору). В IV—VI клас­сах на изучение элементов спортивных игр от­водится 48 час в том числе 24 час. на ручной мяч, если учитель выбрал и эту игру. В VII—X классах на ручной мяч (для школ, выбравших данную игру) отводится 64 часа. Итого — 88 час. за 7 лет обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_myach.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Ручной мяч»

Основное отличие раздела «Ручной мяч» новой программы в том, что уроки по ручному мячу расчленяются на два периода: первый — в IV—VI классах, где ведется ознакомление с элементами различных спортивных игр (ручной мяч, футбол, волейбол, баскетбол), второй — в VII—X классах, где уроки проводятся только по ручному мячу (по выбору). В IV—VI классах на изучение элементов спортивных игр отводится 48 час в том числе 24 час. на ручной мяч, если учитель выбрал и эту игру. В VII—X классах на ручной мяч (для школ, выбравших данную игру) отводится 64 часа. Итого — 88 час. за 7 лет обучения.

Изменением в новой программе является и то, что исключены некоторые технические и тактические приемы, так как обучать им в условиях школьного урока оказалось довольно сложно.

Новая программа предусматривает возможность в любой школе выбрать из четырех рекомендованных игр только любые две (не менее). Обучение элементам избранных игр намечается на каждом из уроков, запланированных на раздел спортивных игр. Таким образом эти уроки получаются комплексными. Выбор игры обуславливается соответствующей учебно-спортивной базой (гандбольные ворота и разметка в зале, открытые площадки во дворе), подготовленностью учителя (знакомство с игрой), традициями школы. Для школ, в которых ручной мяч становится профилирующей игрой, серьезное культивирование ее должно начинаться с IV класса. В этом случае ручной мяч обязательно получает широкое распространение и во внеклассной работе.

На уроках по разделу «Ручной мяч» учитель должен способствовать повышению теоретической подготовленности школьников. Прежде всего необходимо рассказать о характерных особенностях игры.

Ручной мяч — олимпийский вид спорта. Советская гандбольная школа является ведущей в мире. Сборная женская команда Советского Союза — чемпион XXI и XXII Олимпийских игр, чемпион мира 1982 г. Сборная мужская страны — чемпион XXI Олимпийских игр и чемпион мира 1982 г. Многие клубные команды — обладатели кубков Европы разных лет. Только в 1983 г. советские команды выиграли: «Спартак» (Киев) — кубок чемпионов среди женских команд; СКА (Минск) — кубок обладателей кубков; ЗИИ (Запорожье) и «Автомобилист» (Баку) — кубки ИГФ соответственно среди мужских и женских команд.

Наиболее характерной особенностью игры в ручной мяч является высокая скорость перемещения игроков, быстрые и внезапные действия с мячом, взаимодействия с партнерами по команде, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации, ведение спортивного единоборства — непосредственное соприкосновение спортсменов борющихся за мяч, за игровую позицию, за более четкое исполнение технических и тактических действий. Игра всегда ведется с высоким эмоциональным настроем, возникающим в результате большого разнообразия движений, остроты игровых положений, динамики спортивной борьбы, коллективного характера игровых действий, прямой зависимости действий игрока и команды, немедленной оценки результатов спортивной борьбы. Все это создает положительные условия для эффективного воздействия на физическое развитие школьников.

Целесообразно раскрыть и такие вопросы: значимость физической культуры и спорта в жизни советского человека в век НТР, роль спортивных игр; гигиена спортивной деятельности; спортивная одежда; предупреждение травм, уход за своим телом.

Важное место в повышении теоретических знаний школьников должно занять знакомство с основами методики самостоятельных занятий: подбор упражнений, дозировка, порядок выполнения, самоконтроль за тренированностью. Школьники должны также знать, что в спортивных играх требуется проявление игроками высоких морально-волевых качеств — сознательности, активности, дисциплинированности, выдержки, целеустремленности, умения управлять эмоциями. Поэтому с первых занятий по ручному мячу школьники должны приучаться пунктуально выполнять правила поведения: своевременность явки на урок в точно установленной форме одежды; строгое выполнение всех команд и указаний учителя; обязательное проведение соответствующей разминки; уважительное отношение к товарищам; выполнение только указанных действий (после сигнала учителя к прекращению упражнений с мячами, например, надо взять мяч в руки и ждать следующих указаний); внимательное отношение к происходящему.

Теоретические сведения доводятся до учеников в процессе занятий: во вводной части, в паузах между упражнениями, требующими отдыха, а также в перерывах между подвижными и двусторонними играми. Теоретические сведения могут сообщаться и в процессе объяснения домашних заданий и последующей проверки их на занятиях по ручному мячу.

Ведущей тенденцией дальнейшего развития игры на данном этапе является преимущественно техническое совершенствование игроков. Этому направлению на уроках по ручному мячу должно уделяться особое внимание. Обучение технике игры в ручной мяч является наиболее сложным, трудоемким процессом, успех которого зависит от гибкого, творческого сочетания разнообразных методических приемов и методов, широко применяемых учителями в практике: разучивание приемов в целом и по частям, словесное объяснение и показ, повторение упражнений, анализ выполненных действий, упрощенные и усложненные условия выполнения заданий и т. д.

Более быстрое и легкое формирование двигательного умения, навыка зависит от яркости и богатства чувственного образа изучаемого движения, действия, приема. Для этого у школьников необходимо создавать возможно полный и живой образ действия, применяя разнообразные наглядные пособия.

Обучение техническим действиям игры на уроках организуется фронтальным, групповым и индивидуальным методом. Фронтальная организация предусматривает одновременную работу со всей группой занимающихся над общим для всех учебным материалом. Например, обучение передачам и ловле мяча ведется с построением класса в две шеренги (ученики стоят лицом друг к другу). Организация занятий групповым методом проводится при одновременном обучении и совершенствовании действий различных игровых ролей: вратарей (отражение бросков), защитников (блокирование, персональная опека), нападающих (выполнение бросков, финтов) и т. п. Индивидуальный метод применяется в сочетании с другими методами при углубленном освоении отдельных действий наиболее успевающими учениками или отстающими, а также при усвоении индивидуальных недостатков, ошибок.

Обучение должно начинаться с выполнения основных приемов игры в наиболее простых условиях:        передача, ловля, ведение мяча на месте, затем на малой скорости. Обучение передаче и ловле всегда должно вестись одновременно. Освоение действий осуществляется одновременно в обе стороны, равномерно правой и левой рукой. Соотношение всех упражнений в передачах, ведении, ловле и бросках мяча в ворота на ту и другую руку выглядит как 1:1 (по 50%). Экспериментально доказано, что такая методика во всех классах, начиная с IV, значительно сокращает время формирования навыка, позволяет добиваться более мощного и точного броска левой, правой рукой.

Одновременно с обучением передаче, ловле начинают и освоение важной в ручном мяче техники перемещений (защитника, вратаря, нападающего). Все перемещения выполняют преимущественно в основных стойках игрока. Далее переходят к сочетаниям технических приемов, наиболее часто встречающихся в игре; например:        ведение и остановка — передача мяча; передача мяча — финт — выход на свободное место — ловля мяча — бросок в ворота и др. При этом основное внимание обращается на овладение правильной двигательной структурой изучаемых действий, на умение согласовывать свои действия с движениями других игроков (своих и противника), на поддержание заданного темпа выполнения задания (комплекса приемов). Для этого по мере упрочения навыков условия выполнения приемов усложняются — повышением скорости их выполнения и введения вначале пассивно, а затем активно действующего сопротивления (спарринг-партнера, соперника). Дальнейшее совершенствование наиболее полезно проводить в групповых упражнениях игрового плана: 2:2, 3:3,  4:4, 4:5, а также в процессе учебных игр.

Для повышения эффективности обучения техническим приемам в учебном процессе необходимо широко использовать дополнительное оборудование:        ребристые стенки, стойки, батут-амортизирующую сетку, переносные мишени, имитаторы-защитники, планки для бросков сверху, переносные ворота, утяжеленные мячи и др.

Обучение тактике игры в каждом классе начинается после разучивания намечаемых игровых приемов. Например, разучили передачу и ловлю мяча. После закрепления на 2—3 уроках этих приемов объясняется, когда лучше передавать мяч, а когда выполнить ведение, как успешнее сочетать передачу с ведением и т. д., т. е. на последующих (после разучивания) уро к ах параллельно осваиваются и соответствующие тактические действия. В IV классе — самые элементарные, а в последующих классах по мере освоения новых приемов и совершенствования в их выполнении — более сложные, согласно программе.

Наибольшее внимание должно быть обращено на отдельные взаимодействия соседних по игровым местам партнеров по нападению и защите (крайний-полусредний, центральный- линейный, полусредний-разыгрывающий). По мере овладения учениками программным материалом нужно специализировать учеников в выполнении конкретных игровых действий — вратаря, линейного, полусреднего, крайнего, разыгрывающего. В дальнейшем при отработке командной тактики игры необходимо помнить, что она основывается на базе качественно отработанных t взаимодействий игроков различных амплуа. Обучение тактике игры (так же как и технике) должно предусматривать примерно равное распределение времени уроков на отработку действий в защите и нападении. Успешная тактическая подготовка станет возможной только в том случае, если для проведения каждого урока будут подбираться заранее продуманные упражнения для закрепления и совершенствования запланированных действий.

Каждый урок по ручному мячу в любом классе всегда должен обеспечивать и освоение материала по строевой подготовке. Спортивные игры для решения этой задачи являются дополнительным стимулом. Реализуется эта задача начиная с первоначального построения класса, рапорта физорга или капитанов команд. Четкого и правильного выполнения строевых команд, различных перестроений и передвижений в строю можно добиться, включая эти элементы в паузы между 'игровыми упражнениями, делая их зачетными при использовании соревновательного метода, в проведении подвижных игр и эстафет между группами учеников, включая в отдельные упражнения (например, окончание выполнения какого-либо упражнения на количество повторений заданных действий определяется по тому, какая группа, отделение раньше и правильно построится в одну или две шеренги и т.п.).

Большой удельный вес в каждом уроке должны занимать упражнения по развитию физических качеств (на силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту). Новая программа не дает перечня таких специальных упражнений, так как они являются не предметом обучения, а только средством повышения двигательных возможностей учащегося. Здесь каждый учитель постоянно должен проявлять творчество и с учетом возможностей конкретного контингента учеников и согласно содержанию и задачам каждого урока подбирать соответствующие упражнения для совершенствования физических качеств учеников.

Ручной мяч как вид спорта обладает возможностями разностороннего воздействия на занимающихся. Так, сила в ручном мяче находит свое выражение в бросках по воротам, в длинных передачах мяча в прыжках, в различных перемещениях игрока. Для развития этого качества на уроках применяются упражнения с гантелями и набивными мячами, переноска тяжестей, приседания с отягощениями, парные упражнения, прыжки, перетягивания, упражнения на гимнастических снарядах, со скакалкой и др. Быстрота — важнейшее качество гандболиста. Для ее развития планируют упражнения в беге на различные отрезки, ускорения, эстафеты, игровые упражнения, действия по заданию. В процессе занятий ручным мячом развиваются также ловкость, гибкость, выносливость.

В занятия по ручному мячу во всех классах необходимо включать подвижные игры. Но особое внимание должно уделяться проведению подвижных игр в IV—VI классах. Односторонние и двусторонние учебные игры проводятся уже на первом году обучения ручному мячу, т. е. с IV класса, но после освоения элементарных приемов — передачи и ловли, ведения, бросков. И проводятся учебные игры вначале упрощенно — в рамках лишь освоенных приемов. Перед каждой такой игрой учитель обязан давать установку на игру, конкретные задания, включающие применение в игре разученных приемов. По мере освоения все новых и более сложных приемов задания каждый раз усложняются, в них включаются и тактические действия отдельных игроков, групп, а затем и команды в целом. По ходу игры эти задания творчески могут изменяться, а игроки обязаны перестраивать свои действия с учетом новых указаний. После каждой игры необходимо проводить тщательный разбор ее, давать оценку действиям каждого игрока и всей команды.

Все уроки по ручному мячу должны нести воспитывающий характер. Решение стоящих в уроках задач во многом зависит от степени осмысленного отношения учеников к процессу обучения. Формирование у школьников осмысленного отношения и затем устойчивого интереса к урокам достигается прежде всего разъяснением важности физического совершенствования на этих занятиях, их значением для гармонического развития личности, укрепления здоровья, полноценной подготовки к будущей общественной деятельности. Важное место при этом занимает высокая организация уроков, объективная требовательность учителя, соблюдение всех норм и правил поведения, добротная красивая спортивная форма занимающихся. Особую роль при этом играет личный положительный пример учителя — воспитателя и одновременно старшего друга ребят.

Важной составной частью учебно-воспитательного процесса, повышающей его результативность, является выполнение домашних заданий. Главная цель их — преимущественное развитие двигательных качеств. Основная направленность упражнений, включаемых в домашние задания, которые даются при обучении ручному мячу,— скорость, силовая подготовка. Все задания должны выполняться преимущественно в быстром темпе. Например, выполнить десять сгибаний и разгибаний рук за 10 сек.; пять приседаний на одной ноге за 10—12 сек.; 15 бросков с 5 м в стенку с последующей ловлей — за 20 сек. и т. д. Целесообразно по таким упражнениям проводить периодически соревнования на уроке с выявлением занятых мест.

Большое значение домашние задания имеют для детей, имеющих отставание в физическом развитии. Здесь учитель в каждом конкретном случае подбирает целенаправленные упражнения, способствующие устранению имеющихся конкретных недостатков: увеличение силы определенных групп мышц, улучшение координации движений, увеличение подвижности в суставах, повышение работоспособности. Очень важно, чтобы выполнение домашних заданий осуществлялось систематически. Это можно делать практически на каждом уроке — текущий учет, а также в конце установленных учителем сроков (неделя, месяц, четверть, полугодие и другие сроки) — итоговый учет.

В целях контроля за уровнем общей, специальной и технической подготовленности школьников (за результативностью уроков) во всех классах не менее 2 раз в год проводится проверка подготовленности учащихся. Из общих упражнений, предусмотренных новой программой, на занятиях по ручному мячу можно использовать:        бег с высокого старта на 30 м,

прыжки в длину с места, подтягивание в висе (девочки — подтягивание в висе лежа). Кроме того, дополнительно для контроля за подготовленностью к игре в ручной мяч целесообразно применять: броски мяча в цель, на дальность, бег с ведением мяча на 20 м, прыжки в высоту с места. Установлены, в частности, оценки в метании мяча: отлично — 24 и 20 м (мальчики, девочки), хорошо — 22 и 18 м, посредственно —        18 и 14 м. Результаты выполнения

контрольных упражнений необходимо сравнивать между собой и данные использовать для анализа проделанной работы и будущего планирования с учетом изменения методики преподавания, повышения тренировочных нагрузок, интенсификации игровой деятельности. Общая оценка по разделу ручного мяча в итоге будет слагаться из уровня теоретических знаний учеников, степени освоения технических действий игры, результатов выполнения учебных нормативов, а также качества систематически выполняемых домашних заданий.

Решение общих задач учебного процесса по физической культуре на уроках по разделу ручного мяча осуществляется благодаря образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока на основе утвердившихся принципов советской системы физического воспитания. При этом одним из наиболее существенных требований качественного проведения урока является достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности в сочетании с образовательной направленностью.

Высокая моторная плотность занятий по ручному мячу достигается выполнением упражнений потоком, проведением различных игр и особенно обучением техническим действиям обязательно в обе стороны, правой и левой рукой равномерно. Динамичность урока, его эмоциональность заметно повышаются при использовании соревновательного метода (кто быстрее, кто больше, кто лучше выполнит упражнения). Повышение уровня оздоровительной направленности достигается преимущественно благодаря проведению большинства уроков на открытом воздухе. В каждой школе для этого должна быть оборудована площадка. Опыт работы свидетельствует, что занятия по ручному мячу можно проводить на улице не только летом, но и зимой — на снежных утрамбованных площадках. Оздоровительный эффект от таких занятий (при соответствующей подготовке учеников) наибольший. Повышение уровня образовательной направленности достигается сообщением школьникам широкого круга сведений теоретического раздела.

Занятия по ручному мячу могут и должны способствовать и эстетическому воспитанию школьников. В процессе отработки отдельных технических действий учитель может использовать музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный настрой учеников. При использовании игровых действий следует строго пресекать возможное появление грубости, учить обыгрывать соперника только благодаря быстроте, технике, согласованности действий партнеров. Учить правильно оценивать результаты игровой деятельности: радоваться честно добытой победе и отвергать преимущество, достигнутое не спортивно, не честно. Необходимо воспитывать у учеников вкус к рациональным, точным, целесообразным движениям: показ кинограмм действий ведущих игроков, акцентирование внимания на наиболее идеальном выполнении данных действий лучшими учениками класса, школы. Достаточное внимание должно уделяться и спортивной форме учеников (хорошо подогнанной, красивой).

Урок по разделу ручного мяча — основная форма приобщения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Но для школ, культивирующих ручной мяч, этого мало. Необходимо в школе создать секцию, кружки ручного мяча, систематически проводить соревнования между классами, участвовать школьными командами в соревнованиях района, города. При этом целесообразно, чтобы состязания помимо игры включали и выполнение специальных упражнений-соревнований (броски мяча на дальность, многоскоки, ведение мяча на скорость, эстафеты с элементами игры и т. п.). Такие соревнования способствуют приобщению каждого школьника к занятиям физическими упражнениями, спортом.

Важно, чтобы ручной мяч — перспективный, развивающийся, динамичный, интересный вид спорта, утверждая свои позиции в советской общеобразовательной школе, становился бы неотъемлемой составной частью подвижных игр во время школьных перемен, различных календарных соревнований, дней здоровья и спорта. Решение этих вопросов целиком и полностью зависит от учителя физической культуры. И решать их необходимо качественно, на самом высоком методическом уровне. Как конкретно осуществить обучение в каждом классе — об этом будет рассказано в серии очередных статей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"

Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология  ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...

технология 5 класс. Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.

Презентация к уроку по технологии для учащихся 5 класса. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"....

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...

«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов».

Урок по технологии в 7 классе на тему "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов".  Изготовление укладочного ящика под учебныеCD диски для школьной библиотеки....

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков.

Технологичекская карта урока по предмету "Технология"  5 класс....