Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием
методическая разработка по физкультуре на тему

 

 

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием

Антоненкова О.В.

Тренер по плаванию

МБОУ ДОД ДЮСШ

по плаванию города Ярцево

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает  только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных  (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности  в сохранении  здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем  и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.

                Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека (формулировка, разработанная  ВОЗ).

Признаки здоровья:

* специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;

* показатели роста и развития;

* функциональное состояние и резервные возможности организма;

* наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

* уровень морально-волевых  и ценностно-мотивационных установок.

Здоровье зависит от следующих факторов:

20% - наследственные факторы

20% - условия внешней среды

10% - системы здравоохранения

50% - образ жизни самого человека

Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании  – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и  укреплении здоровья.

Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Области здоровьесбережения

  • Медико-гигиеническая
  • Медико-профилактическая
  • Коррекционная
  • Физкультурно-оздоровительная
  • Информационно-просветительская
  • Образовательная
  • Спортивно-досуговая
  • Экологическая

Основные физкультурно- оздоровительные направления в ДОУ

  • определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
  • рациональная организация двигательной активности детей;
  • система эффективного закаливания детей;
  • обеспечение рационального питания;
  • создание условий для оздоровительных режимов детей;
  • комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;
  • учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;
  • формирование основ валеологических знаний;
  • физкультурные занятия/плавание;
  • интегрированные оздоровительные занятия;
  • занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;
  • сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
  • профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.

Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитно-приспособленных сил организма:

1) режим дня;

2) закаливание;

3) рациональное питание;

4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.

Разные виды физической  активности неодинаково влияют на различные системы в организме человека.

 Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.

Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Использование бассейна в ДОУ способствует:

* повышению двигательной активности детей;

* разнообразию закаливающих процедур;

* усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

* снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий

Особенности методики проведения

Обеспечение температурного режима

Температура воды от +29 до +32,

температура воздуха от +24 до +28

Гигиенический душ

До и после занятий в бассейне.

Сауна с учетом групп здоровья

Жар сауны — сильный раздражитель. Сауна стимулирует деятельность сердца, кровь обильно орошает разные органы, в том числе спинной и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом, что дает толчок многим физиологическим реакциям. Необходимо учитывать показания и противопоказания детей.

Массаж

  • самомассаж
  • взаимомассаж

  • точечный

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.

Закаливание

  • босохождение
  • солевое закаливание

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды.

Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло.

Фиточай

  • отвар шиповника

Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ.

Игры на воде

  • Подвижные

  • На согласование речи с движением
  • Пальчиковые

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Психогимнастика

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Упражнения на релаксацию

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Музотерапия

  • Музсопровождение ритмических моментов
  • Музоформление фона занятий

Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Упражнения на дыхание

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Работа с родителями

  • Консультации
  • Уголки здоровья
  • Папки - передвижки

Могут быть частью совместной деятельности   с целью познавательного развития.

Форма проведения зависит от поставленной задачи.

Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)

В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...

Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.

 Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих ...

Конспект открытого занятия «Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»

Конспект открытого занятия«Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»...

Консультация для педагогов по теме: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагоговпо теме: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию с детьми дошкольного возраста»...