Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием
методическая разработка по физкультуре на тему
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_zanyatiyakh_plavaniem.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием
Антоненкова О.В.
Тренер по плаванию
МБОУ ДОД ДЮСШ
по плаванию города Ярцево
Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека (формулировка, разработанная ВОЗ).
Признаки здоровья:
* специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;
* показатели роста и развития;
* функциональное состояние и резервные возможности организма;
* наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
* уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье зависит от следующих факторов:
20% - наследственные факторы
20% - условия внешней среды
10% - системы здравоохранения
50% - образ жизни самого человека
Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Области здоровьесбережения
- Медико-гигиеническая
- Медико-профилактическая
- Коррекционная
- Физкультурно-оздоровительная
- Информационно-просветительская
- Образовательная
- Спортивно-досуговая
- Экологическая
Основные физкультурно- оздоровительные направления в ДОУ
- определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
- рациональная организация двигательной активности детей;
- система эффективного закаливания детей;
- обеспечение рационального питания;
- создание условий для оздоровительных режимов детей;
- комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
- учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;
- учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;
- формирование основ валеологических знаний;
- физкультурные занятия/плавание;
- интегрированные оздоровительные занятия;
- занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;
- сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
- профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.
Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитно-приспособленных сил организма:
1) режим дня;
2) закаливание;
3) рациональное питание;
4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.
Разные виды физической активности неодинаково влияют на различные системы в организме человека.
Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.
Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
Использование бассейна в ДОУ способствует:
* повышению двигательной активности детей;
* разнообразию закаливающих процедур;
* усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
* снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;
А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Виды здоровьесберегающих технологий | Особенности методики проведения |
Обеспечение температурного режима | Температура воды от +29 до +32, температура воздуха от +24 до +28 |
Гигиенический душ | До и после занятий в бассейне. |
Сауна с учетом групп здоровья | Жар сауны — сильный раздражитель. Сауна стимулирует деятельность сердца, кровь обильно орошает разные органы, в том числе спинной и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом, что дает толчок многим физиологическим реакциям. Необходимо учитывать показания и противопоказания детей. |
Массаж
| Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал. |
Закаливание
| Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. 10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды. Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. |
Фиточай
| Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ. |
Игры на воде
| Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр. Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. |
Психогимнастика
| Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. |
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Музотерапия
| Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой. |
Упражнения на дыхание | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. |
Работа с родителями
| Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития. Форма проведения зависит от поставленной задачи. |
Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
соблюдение здоровьесберегающих технологий на занятиях по РСВ и ФП...
Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»
Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)
В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ
"Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".В.А. Сухомлинский....
Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.
Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих ...
Конспект открытого занятия «Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»
Конспект открытого занятия«Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»...