«ПЯТНАШКИ» на уроках физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Акимова Любовь Юрьевна

 

Игра в «пятнашки» или «салки»,  - одна из самых распространенных и любимых игр детей.

Эта игра простая по организации, эмоциональная, не требующая специального оборудования. 

 Пожалуй, нет таких качеств, которые не развивала бы и воспитывала эта игра.

Включение «пятнашек» при проведении уроков позволяет повысить педагогическую плотность за­нятий, делает его более эмоциональным и динамичным, повышается инте­рес занимающихся к уроку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_salki_na_urokakh_fizkultury.doc126.38 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЯТНАШКИ»

на уроках  физической культуры.

Игра в «пятнашки» или «салки»,  - одна из самых распространенных и любимых игр детей.

Эта игра простая по организации, эмоциональная, не требующая специального оборудования.  

 Пожалуй, нет таких качеств, которые не развивала бы и воспитывала эта игра.

Включение «пятнашек» при проведении уроков позволяет повысить педагогическую плотность за нятий, делает его более эмоциональным и динамичным, повышается инте рес занимающихся к уроку.

                                           «Пятнашки» обычные

Описание игры. Игроки передвигаются по площадке, убегая от водя щего. Задача водящего - догнать любого игрока и запятнать его, коснув шись рукой. Запятнанный игрок становится водящим, а бывший водящий - убегающим.

При практическом применении обычных «пятнашек» могут исполь зоваться следующие варианты передвижения игроков:

  • произвольный бег;
  • прыжками на одной ноге;
  • прыжками на двух ногах
  • прыжками на одной ноге, вторая нога поддерживается одноименной рукой за стопу;
  • прыжками на одной ноге, вторая нога поддерживается разноименной рукой за стопу сзади;
  • передвижения приставными шагами;
  • ходьба и бег в приседе;
  • прыжками на двух ногах в приседе;
  • передвижение на четвереньках;
  • передвижение по «лягушачьи»;
  • передвижение с различным положением рук (за головой, за спиной, на поясе, кисти в замок между ногами, одна рука на голове, вторая на поясе и т.п.);

Можно использовать различные предметы и мячи. Например: пере движение прыжками на двух ногах с набивным мячом, зажатым коленями или голеностопными суставами.

                                  «Пятнашки по линиям»

Все игроки, в том числе и водящий, передвигаются только по лини ям, нанесенным на площадку. Убегающий игрок, сошедший с линии, ста новится водящим.

Указания по организации игры.

Если линии отсутствуют их нужно начертить, учитывая следующее:

  1. Линии наносятся в различных направлениях и на различном рас стоянии друг от друга.
  2. Линии должны быть прямые и дугообразные
  3. Линии должны пересекаться и соединяться.

                                   «Номерные пятнашки»

Группа рассчитывается по порядку. Каждый должен запомнить свой номер. Игра проводится по обычным правилам, но с добавлением сигнала руководителя (тренера) на смену водящего. В любой момент руководитель может громко назвать номер и тогда водить начинает игрок, чей номер был назван руководителем.

Установка игрокам.

Не скучиваться на площадке, сторониться всех игроков, т.к. в любой момент водящим может стать ближний к вам игрок и ему не доставляет труда запятнать вас.

                                     «Пятнашки заказные»

Водящий может выбрать способ передвижения. Например, прыжка ми на левой ноге, правая рука за голову. Убегающие игроки должны ис пользовать тот же способ передвижения. Запятнанный игрок, становясь водящим, выбирает свой вариант передвижения.

Дополнительные правила

  1. Игрок, нарушивший способ передвижения, становится водящим.
  2. Водящий не имеет права менять способ передвижения в ходе пре следования.

Установка игрокам.

  1. Внимательно следить за водящим и убегающим, чтобы своевре менно и правильно принять новое положение.
  2. Каждый должен заранее продумать несколько своих вариантов пе редвижения, которые придется использовать, находясь в роли водящего.
  3. Нельзя повторять способы передвижения, использованные ранее другими игроками.

Указания по организации игры.

  1. Перед игрой следует напомнить несколько способов передвиже ния, и дать время игрокам подумать над своими вариантами.
  2. Следить за правильным положением игроков при передвижении должен руководитель (тренер). В случае нарушения он должен подать сиг нал и сменить водящего.

                                                    «Пятнашки» с позами

Играя в обычные «пятнашки» убегающие игроки имеют возмож ность в критической ситуации, когда водящий вот-вот догонит, использо вать свой шанс. Для этого они должны принять какую-нибудь позу, или выполнить какое либо сложное движение, которое водящий обязан повто рить, прежде чем запятнать убегающего. Пока водящий повторяет эту позу или движение, игрок старается убежать дальше от водящего. Чем сложнее окажется поза или движение, тем легче убежать от водящего.

Примерные позы: упор присев, сед на полу, «ласточка», различные сплетения рук, упор лежа и т.д.

Примерные движения: кувырок, прыжок с касанием щита, элемент танца и т.п.

Чем чаще играющие будут использовать необычные позы и движе ния, тем веселее и интереснее проходит игра.

                          «Двухсторонние пятнашки»

Игроки распределяются на две группы. Каждая группа самостоя тельно играет на своей половине площадки в «свои пятнашки». По сигналу учителя игроки должны моментально перейти на способ передвижения, который был в данный момент у игроков на другой стороне площадки, и продолжить игру.

Дополнительные правила.

  1. Игра проходит по обычным правилам.
  2. Тот, кто последним перешел на новый способ передвижений, ста новится водящим.

Методические рекомендации.

  1. В каждой группе используются «пятнашки» разной направленно сти. Так, например, если в первой группе игра нацелена на развитие силы мышц ног («пятнашки» с передвижением прыжками), то вторая группа решает задачу развития силы мышц рук («пятнашки» в положении упора сидя сзади).
  2. Большего внимания требует игра, когда на обеих площадках игра ют в заказные «пятнашки».

Указания по организации игры.

Тренер определяет игрока, который опоздал с переходом на новый способ передвижения.

                                                       «Столбики»

Игроки рассчитывается на первый - второй. Первые номера произ вольно размещаются на площадке, изображая «столбики». Вторые номера, обегая и прячась за «столбики», играют в «пятнашки». По сигналу тренера игроки меняются ролями - вторые номера останавливаются, изображая столбики, а первые номера начинают играть в «пятнашки». И так по каж дому сигналу тренера.

Методические рекомендации.

  1. Для того чтобы игра проходила динамично и эмоционально следу ет подавать сигналы через каждые 20-30 секунд.
  2. Желательно, чтобы играющие подгруппы (первые и вторые номе ра) имели разную форму одежды.

3.        До начала игры назначить первых водящих в подгруппах.
       Установка игрокам.

  1. По сигналу играющие должны остановиться моментально там, где их застал свисток и стоять по стойке «смирно», чтобы не мешать уже включившимся в игру.
  2. Внимательно следить за водящим, чтобы после сигнала на игру знать от кого убегать.
  3. Убегая от водящего, нельзя толкать и цепляться за «столбики».

                                          «Пятнашки» в кругу

Игроки распределяются попарно. Каждая пара играет в своем кругу диаметром 4 м. Если нет возможности четко начертить круг на полу - это делается мысленно. Игра проходит по обычным правилам.

Варианты:

  • водящий должен запятнать спину;
  • водящий должен запятнать колено;
  • водящий должен запятнать стопу;
  • водящий должен запятнать мяч, который держит партнер двумя ру ками за спиной;
  • водящий должен запятнать мяч, который держит партнер двумя ру ками перед собой.

Установка игрокам.

  1. Стараться не выходить за пределы круга
  1. Убегающий игрок не имеет права поворачиваться к водящему спи ной.

Указания по организации игры.

Мячи могут быть как баскетбольными, так и набивными.

1.        Игроки не должны выпускать из поля зрения своего водящего и,
используя других играющих как заслон, прячась за них, больше передви
гаться приставными шагами, выполнять различные повороты, рывки, вы
шагивания, осложняя тем самым задачу водящему.

2.        Разрешается касание других игроков, но не толчки.
Методические рекомендации.

Чем лучше подготовлены игроки, тем меньше должны быть размеры игровой площадки. При игре в четверках необходимо внимательно следить за игроками своей команды, для быстрого переключения.

                                        «Пятнашки» в парах

Игроки распределяются попарно. Каждая пара, держась за руки, иг рает в обычные «пятнашки». Первой начинает водить пара сильнейших игроков.

Варианты передвижений:

  • держась за руки лицом в одну сторону;
  • держась за руки, один лицом, второй спиной в сторону движения;
  • спиной друг к другу, сцеплением за локти, приставными шагами;
  • спиной друг к другу, сцеплением за локти, в приседе, прыжками на небольшой площади;
  • набивной мяч зажат спинами. Передвижения приставными шагами. Дополнительные правила.

Если в процессе движения водящая или убегающая пара расцепи лась, это считается ошибкой. Либо пара должна продолжить роль водящей, либо убегающая пара становится водящей (даже в том случае, если ее не успели запятна                                        

              Заключение

Представленные варианты «пятнашек» я использую на своих уроках,  Каждый преподаватель может творчески развить и существенно дополнить представленные варианты иг ры с учетом конкретных педагогических задач.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Дидактическая игра "Музыкальные пятнашки"

Головоломка, развивающая умение детей классифицировать музыкальные инструменты по общим признакам....

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Пятнашки мячом

Подвижная баскетбольная игра...