Программа дополнительного образования
рабочая программа по физкультуре (8 класс) на тему
"Начальная парашютная подготовка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_dop_obrazovaniya.docx | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Начальная парашютная подготовка»
Программа рассчитана на ребят 14-18 лет
Срок реализации данной программы 1 год
Воспитатель взвода воспитанников Мальцев Александр Владимирович
Пояснительная записка
Направление образовательной программы – Спортивно-техническая
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Всем известен тот факт, что в последнее время число молодых людей, увлекающихся экстремальными видами спорта, неуклонно растет. Растет и количество молодежи, приходящей в парашютные и аэроклубы. Проблема заключается в том, что в силу экономической ситуации, сложившейся в стране, практически все существующие аэроклубы работают на коммерческой основе и напрямую зависят от количества людей, совершающих оплачиваемые прыжки. По этой причине на подготовку человека к совершению первого прыжка с парашютом уходит около 2-3 часов, а сама подготовка ограничивается кратким инструктажем и показом действий парашютиста в том или ином случае, без должной отработки и контроля усвоения материала. В то-же время статистика парашютных происшествий показывает, что 95% травм, полученных при совершении первого прыжка с парашютом, получены из-за «недоученности» совершающего прыжок.
Актуальность данной программы дополнительного образования заключается в том, что воспитанник, прошедший курс обучения, будет уже практически готов к совершению прыжка с парашютом, так как основной упор в тематике программы делается на практическую отработку элементов прыжка. Это сделано для того, чтобы довести все действия обучаемых до автоматизма, что сведет к минимуму травматизм и обеспечит сохранность жизни и здоровья при совершении прыжков с парашютом. Так же немаловажно, что при изучении данного курса рассматриваются вопросы истории развития парашютизма и парашютостроения в нашей стране, чем достигается патриотическая составляющая.
Обучение проходит в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями каждого подростка. Программа включает в себя комплекс занятий, направленных на гармоничное развитие индивидуальных физических и морально-волевых данных, формирование характера, коммуникативных навыков нахождения в коллективе, здорового образа жизни. Занятия данного курса должны обеспечивать условия для самоутверждения, самовыражения и самореализации в коллективе сверстников, а также развития силы воли и стремления к достижению поставленных задач.
Педагог в организации обучения использует гуманистические методы, выступая в качестве старшего товарища, всегда готового поддержать и помочь, показать собственным примером, передать свои умения, приемы и навыки.
Новизна и особенность данной программы заключается в том, что в программу введены вопросы истории развития отечественного парашютизма и патриотического воспитания подростков на героических примерах воинов-десантников. Так же увеличено количество часов и вопросов практической отработки.
Содержательной основой программы являются первоначальные знания по истории создания и развития парашютов и парашютной техники, устройстве воздушно-десантной техники, особенностях ее конструкции и эволюции. В программе предусматривается расширение кругозора учащихся, формирование устойчивого интереса к военной технике и историческим событиям.
Цель программы:
- сохранение жизни и здоровья воспитанников при совершении парашютных прыжков;
- воспитание разносторонней, гармонично развитой личности, гражданина-патриота, способного стать достойным и полноправным членом нашего общества;
- обеспечение занятости, заинтересованности, агитационно-воспитательной работы и пропаганды полезного и здорового образа жизни в свободное от учебы время;
- формирование навыков и умений, необходимых для совершения парашютных прыжков.
Задачи
Образовательные:
1. Ознакомить воспитанников с историей создания парашюта и парашютных систем, историей и развитием парашютизма;
2. Изучить назначение, устройство и принцип действия составных частей и механизмов парашюта;
3. Овладеть навыками укладки парашютов, в совершении прыжка с парашютом и действий в экстремальных ситуациях при совершении прыжка с парашютом;
Развивающие:
- расширить кругозор учащегося;
- развить техническое, логическое и образное мышление;
- развить память, творческое воображение и фантазию;
- Развить силу, ловкость, внимание, координацию движений, быстроту реакции;
- развитие мотивации личности воспитанника к познанию.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма;
- воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении поставленной цели;
- подготовка подростков к выполнению воинского долга на основе знакомства с воздушно-десантной техникой и ее боевым применением в современной Российской Армии.
Уровень освоения программы:
Ознакомительный (Углубленный) – развитие познавательных интересов подростков, расширение кругозора, обогащение опыта общения, повышение уровня информированности в области истории создания и применения парашютов и парашютной техники, совместной образовательной деятельности.
Условия реализации образовательной программы.
Программа предназначена для подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Срок реализации программы - 1 год
Набор в кружок осуществляется на свободной основе, по желанию подростков.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения – 73 часа
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю (2 часа в неделю, 73 часа в год)
Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материальной базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.
Форма организации занятий:
Занятия проводятся в группе, состоящей из 10-15 человек, но дополнительно возможны и индивидуально-групповые занятия.
Формы учебной работы, методы и средства обучения
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей обучающихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков.
Типы занятий
Теоретические, практические, контрольно-проверочные, тренировочные, экскурсии, игровые, соревнования.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. Теория закрепляется одновременно на практике.
Уровни организации образования:
- начальный – пробуждение интереса, закрепление интереса к теме, радость от результата деятельности.
- репродуктивный – умение профессионально повторить изученный материал.
- креативный (творческий).
Развитие творческого воображения основывается на специально организованном наблюдении действительности и ознакомлении с общественно-бытовой и материальной стороной изображаемых событий. С этой целью организовываются беседы, лекции, посещение музеев, дни «открытых дверей» в военных учебных заведениях.
Неотъемлемая часть программы – проведение праздника связанного с исторической датой. Деятельность воспитанников в подготовке праздника способствует развитию у них инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив единомышленников.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные методы обучения:
- устное изложение;
- беседа, дискуссия.
Наглядные методы обучения:
- показ видеоматериалов, иллюстраций – информационный;
- показ, исполнения педагогом.
Практические методы обучения:
- практическая отработка вопросов
- выполнение творческих работ (доклад по теме).
Формы проведения занятий:
- лекция, практика, тренировка, просмотр видеоматериалов, экскурсия и др.
Ожидаемые результаты и система их диагностирования
По окончании обучения учащиеся должны:
- интересоваться историей возникновения и создания парашютов и парашютной техники;
- знать назначение, состав, устройство, принцип действия частей и механизмов людских десантных парашютов;
- уметь действовать в различных ситуациях при совершении прыжка с парашютом;
- научиться использовать специальную терминологию, пользоваться методическими пособиями и литературой;
- научиться логически мыслить, делать выводы на основе изученного материала, высказывать собственную точку зрения на поставленный вопрос;
Способы проверки результативности:
- педагогическое наблюдение;
- устный опрос;
- самоконтроль;
- практическая отработка нормативов;
- творческие работы (доклад, сообщение, презентация);
В соответствии с учебным планом в конце каждой темы проводится контрольно- проверочное занятие в виде контрольного опроса или практической отработки нормативов, на котором выясняется степень овладения учащимися материалом.
Формы итогового контроля:
открытое занятие; представление докладов (презентаций).
Методические указания
Основным методом изучения теоретических вопросов является рассказ с показом на материальной части и демонстрацией наглядных пособий, с широким использованием технических средств обучения.
Продолжительность занятия устанавливается, исходя из поставленных целей, и составляет 2 часа.
Изучение теоретического курса необходимо увязывать с последующей отработкой практических вопросов.
Изучение практических вопросов основывается на принципе: «РАССКАЗ-ПОКАЗ-ТРЕНИРОВКА».
На практических занятиях основными методами обучения является показ и практическое выполнение. Показ сопровождается объяснением.
Самостоятельная подготовка учащихся проводится на основе индивидуальных заданий. В ходе самоподготовки даются консультации по наиболее трудным вопросам программы.
На всех занятиях у учащихся воспитывается бережное отношение к материальной базе, оборудованию и инструменту, расходованию запасных частей и материалов.
На занятиях должны соблюдаться требования безопасности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Начальная парашютная подготовка»
73 часа в год
(1 год обучения. 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практические занятия | |||
Общие положения требований безопасности | 2 | 2 | - | |
Тема№1: История создания и развития парашюта и парашютной техники | 4 | 4 | - | |
Тема№2: Назначение, общее устройство и принцип действия людских десантных парашютов | 6 | 6 | - | |
Тема№3: Порядок и правила укладки парашютной системы Д-6 | 7 | 2 | 5 | |
Тема№4: Порядок и правила укладки парашютной системы З-5 | 7 | 2 | 5 | |
Тема№5: Наземная отработка элементов прыжка с парашютом | 40 | 12 | 28 | |
Обобщающие занятия | 6 | 6 | - | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | - | |
ИТОГО: | 73 | 33 | 40 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Общие положения требований безопасности.
2 часа. Теоретическое. Требования безопасности при проведении занятий по парашютной подготовке. Требования безопасности при совершении прыжка с парашютом. Правила пожарной безопасности, электробезопасности и охраны труда. Порядок использования противопожарного оборудования. Предупреждение травм.
ТЕМА 1. История создания и развития парашюта и парашютной техники.
Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. История парашюта и парашютизма: «От Да Винчи до Котельникова». Развитие ранцевых парашютов. Типы современных парашютов.
Занятие 2 – 2 часа. Теоретическое. История создания и становления воздушно-десантных войск. Типы парашютов и парашютной техники, применяемые в ВДВ.
ТЕМА 2. Назначение, общее устройство и принцип действия людских десантных парашютов.
Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Назначение, общее устройство и принцип действия основных частей и механизмов парашютной системы Д-6.
Занятие 2 – 2 часа. Теоретическое. Назначение, общее устройство и принцип действия основных частей и механизмов парашютной системы З-5.
Занятие 3 – 2 часа. Контрольно-проверочное. Назначение, общее устройство и принцип действия основных частей и механизмов парашютных систем Д-6 и З-5.
ТЕМА 3. Порядок и правила укладки парашютной системы Д-6.
Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.
Занятие 2 – 4 часа. Практическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.
Занятие 3 – 3 часа. Контрольно-проверочное. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.
ТЕМА 4. Порядок и правила укладки парашютной системы З-5.
Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.
Занятие 2 – 4 часа. Практическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.
Занятие 3 – 3 часа. Контрольно-проверочное. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.
ТЕМА 5. Наземная отработка элементов прыжка с парашютом.
Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Требования безопасности и правила поведения на борту самолета (вертолета) перед совершением прыжка. Порядок отделения от самолета, комплекс действий парашютиста при отделении от самолета (вертолета) до момента раскрытия основного парашюта.
Занятие 2 – 4 часа. Практическое. Тренировка в отделении от самолета, отработка комплекса действий парашютиста при выполнении прыжка с парашютом на макете ЛА.
Занятие 3 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста в воздухе при выполнении прыжка со стабилизацией падения после раскрытия купола основного парашюта. Действия парашютиста в случае перехлеста, схождения, влета в стропы или опускании на купол другого парашютиста.
Занятие 4 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста в воздухе при выполнении прыжка со стабилизацией падения после раскрытия купола основного парашюта. Отработка действий парашютиста в случае перехлеста, схождения, влета в стропы или опускании на купол другого парашютиста.
Занятие 5 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий в аварийных ситуациях, правила пользования запасным парашютом.
Занятие 6 – 4 часа. Практическое. Отработка действий в аварийных ситуациях. Тренировка в использовании запасного парашюта при полном и частичном отказе основного парашюта.
Занятие 7 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста при приземлении.
Занятие 8 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста при приземлении. Тренировка на трамплине и голеностопе.
Занятие 9 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста при приземлении на здание, лес, линию электропередач и при приводнении.
Занятие 10 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста при приземлении на здание, лес, линию электропередач и при приводнении.
Занятие 11 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста при приземлении в сильный ветер. Порядок укладки парашюта для транспортировки после совершения прыжка.
Занятие 12 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста при приземлении в сильный ветер. Тренировка в укладке парашюта для транспортировки после совершения прыжка.
Занятие 13 – 4 часа. Контрольно-проверочное. Наземная отработка элементов прыжка с парашютом.
Обобщающее занятие.
Занятие 1 – 6 часов. Экскурсия. Посещение аэроклуба. Наблюдение за работой парашютной системы и действиями парашютистов при совершении прыжков.
Итоговое занятие
Занятие 1 – 1 час. Открытое занятие, подведение итогов обучения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Для реализации данной программы необходимо:
- Теоретические занятия проводятся в учебном классе (занятия по темам №3 и №4 проводятся в спортивном зале).
- Практические занятия по теме №5 проводятся на спортивном городке, оборудованном перекладинами.
В качестве наглядного пособия в классе должны быть:
- Иллюстративный материал (портреты, фотографии, плакаты по парашютному спорту и воздушно-десантной подготовке);
- Компьютер и видеопроектор;
- Телевизор;
- DVD-проигрыватель;
- DVD диски с фильмами;
- Учебные парашютные системы Д-6, З-5;
- Макеты парашютов и подвесных систем;
- Учебная литература по предмету (см. библиография для учащихся и педагога).
Литература для педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...