Закаливание-залог здоровья.
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Методическое пособие для закаливания младших и старших учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie-zalog_zdorovya.doc575 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования

Надымский район

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»

 

Если хочешь быть здоровым – закаляйся!

(исследовательская работа)

Вовк Э.В.,

учитель физической культуры

высшей кв. категории

г. Надым, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….

  1. Состояние проблемы закаливания обучающихся………………….

  1. Значение и сущность закаливания……………………………………...

  1. Принципы закаливания………………………………………………….

  1. Физиологическая сущность закаливания………………………………

  1. Основные виды закаливания……………………………………………

  1. Задачи и методы организации исследований……………………….

Список литературы…………………………………………………….


Введение

  1. Состояние проблемы закаливания обучающихся.

Актуальность темы: В последнее время здоровье людей нашей планеты заметно ухудшилось, и с каждым годом человек, увы, становится всё более хрупким, чувствительным к малейшим проявлением природы. Самой распространённой реакцией организма человека на непогоду являются простудные заболевания. Которые не редко приводят к различным осложнениям, а иногда и к летальному исходу. Но сама природа уже дала нам универсальный способ не только борьбы, но и профилактики простудных заболеваний. К чему тратить деньги на лекарства, действие которых не продолжительно и нет полной уверенности в том, что с новой вспышкой заболеваний мы не заразимся вновь. Если всё, что нам нужно, это развить способности, заложенные с рождения и раз и навсегда забыть о простудных заболеваниях.

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Начинать необходимо с самого главного, что у нас есть, с того, в чём смысл всего живого на земле, с нашего будущего. Разумеется это дети.

Статистика говорит, что сегодня абсолютно здоровых детей рождается всего 10%, а после рождения здоровье детей падает по возрастающей. В первую очередь всему виной окружающая среда: воздух, вода, и соответственно выращенные на всем этом продукты питания.

Особенно актуальной эта проблема становится на Крайнем Севере, где средняя температура зимы составляет около -30°С, к которым добавляются обильные снегопады, сильные метели, резкие перепады температуры и давления. А весна, как правило, запаздывает на полтора-два месяца и сопровождается сильными порывистыми ветрами.

Ещё труднее приходится детям, чей организм особенно чутко реагирует на любое воздействие извне

Объект исследования: Процесс физического воспитания в школьных учреждениях.

Предмет исследования: Методика закаливания обучающихся 7а, б класса.

Цель исследований: Совершенствование методики закаливания обучающихся 7а, б классов в условиях Крайнего Севера.

Задачи закаливания младших и старших подростков:

  1. Укрепление здоровья, содействие всестороннему физическому развитию;
  2. Развитие двигательных навыков и физических качеств;
  3. Формирование правильной осанки в статических позах и во время передвижений, обучение и совершенствование согласования движений с дыханием;
  4. Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям.
  5. Выработка в сознании ребёнка необходимости закаливающих процедур.
  1. Значение и сущность закаливания.

Закаливание заключается в выработке условных рефлексов, с помощью которых организм наилучшим образом приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды. Если систематически воздействовать на рецепторы кожи факторами внешней среды (солнечной радиацией, воздухом, водой), в организме происходят различные изменения, совершенствуются, прежде всего, процессы теплорегуляции, в результате чего повышается способность приспосабливаться к изменениям внешней среды без вреда для здоровья.

Таким образом, правильно осуществляемое закаливание улучшает деятельность различных органов и систем, способность организма без вреда для здоровья переносить резкие колебания отдельных факторов внешней среды, повышает сопротивляемость различным заболеваниям, прежде всего простудным. Положительно влияет закаливание на работоспособность и выносливость организма.

  1. Принципы закаливания.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться основных гигиенических требований, нарушение которых может причинить вред здоровью. Эти принципы следующие:

  1. Постепенность проведения процедур. Закаливающие мероприятия следует осуществлять, изменяя условия, продолжительность их влияния, дозировку. Постепенно снижают температуру закаливающих процедур, увеличивают их продолжительность.
  2. Последовательность перехода от слабых к более сильным раздражителям. Например, начинают с воздушных ванн, затем переходят к обтиранию тела влажным полотенцем, далее – к обливанию холодной водой.
  3. Непрерывность и систематичность. У чет индивидуальных особенностей каждого подростка (пола, возраста, состояния здоровья, уровня закаленности и др.).
  4. Разнообразие средств закаливания Утренняя гимнастика и водные процедуры после сна, подвижные и спортивные игры на свежем воздухе, купание в открытых водоемах, туристские походы и лыжные прогулки – все эти физические упражнения, осуществляемые в различных метеорологических условиях, закаляют организм подростков.
  5. Активное и сознательное отношение к закаливанию. Надо помнить, что боязнь, нерешительность в применении закаливающих процедур тормозят выработку условных рефлексов.
  6. Систематический самоконтроль и контроль со стороны врача в процессе закаливания.

Организм подростка очень чувствителен к влиянию метеорологических факторов, и это обусловливает соответствующую организацию и методику закаливающих процедур, их дозировку.

  1. Физиологическая сущность закаливания.

Итак, закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Здоровый человек отличается наличием в его организме температурного баланса, который заключается в том, что при любых внешних воздействиях температура тела остаётся на постоянном уровне или меняется очень незначительно. Это достигается сбалансированным изменением в интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. Воздействие же экстремальных факторов (в данном случае экстремальных температур) вызывает в организме эмоциональный температурный стресс.

У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушает процессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В таком случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание.

Физиологическая сущность закаливания заключается, таким образом, в совершенствовании терморегулирующих механизмов. При этом достигается высокая слаженность процессов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивающих адекватное приспособление целого организма к факторам среды обитания.

В процессе закаливания совершенствуется координационная связь между отдельными функциональными системами организма, благодаря чему достигается наиболее совершенное его приспособление к меняющимся условиям внешней среды.

  1. Основные виды закаливания.

Закаливание воздухом начинают с тщательного проветривания помещения и некоторого снижения температуры в нем (на 1-3), приучая ребенка находиться в комнате в условиях постоянного притока воздуха через открытые окна или форточки. Очень полезен сон на свежем воздухе или в палатке. Для этого нужны теплые одеяла, а зимой – спальные мешки.

Подростки должны привыкнуть носить во время экскурсии, прогулок, занятий утренней гимнастикой и играми легкую одежду, летом как можно больше пребывать на свежем воздухе в трусах (шортах) и майке. Очень полезно для закаливания кожи ступней бегать во время игр по песку или траве босиком.

Правила приема воздушных ванн.

  1. Продолжительность ванны определяется, прежде всего, самочувствием подростка: если его морозит, ванну нужно прекратить.
  2. Перед ванной целесообразно разогреться (побегать, попрыгать, выполнить гимнастические упражнения и т.д.).
  3. Воздушную ванну лучше всего принимать в движении – во время игр, прогулки.
  4. Натощак или сразу после еды принимать воздушные ванны не рекомендуется. Промежуток времени между приемом пищи и ванной должен быть не менее 1,5-2 ч.

Закаливание солнцем. Солнечные ванны следует внимательно дозировать, обязательно учитывая индивидуальные особенности подростка. Принимать их лучше в 10-12 ч в средней полосе России и в 8-10 ч утра в южных районах страны.

В первый день солнечная ванна продолжается 4-5 мин (по минуте на грудь, спину, правый и левый бок). Постепенно продолжительность облучения увеличивают и доводят ее до 35-40 мин (включая перерывы на купание и отдых в тени). Необходимо следить, чтобы под влиянием солнечной ванны пульс не учащался более чем на 20-30%. температура тела повышалась не более чем на 1° и быстро возвращалась к исходному уровню.

Солнечные ванны нельзя проводить при повышенной нервной возбудимости; сильном истощении и резкой анемии; острых формах туберкулеза легких туберкулезе костей, суставов и желез.

Длительное пребывание на солнце может привести к солнечному ожогу или солнечному удару.

Закаливание водой. Оно заключается в ежедневном мытье ног, обтирании, обливании, купании и плавании. Противопоказаний для здоровых подростков тут нет.

Дозировка водных процедур определяется температурой воды. Обтирание, обливание и душ желательно начинать с 25-30 (в зависимости от возраста подростка) и доводить до 15-20. Продолжительность их – от 10 до 30 с. Летом температуру воды лучше всего снижать на 1-2° через каждые 2-3 дня. Осенью и весной снижение температуры осуществляют значительно медленней.

Положительный закаливающий эффект дают такие гигиенические процедуры, как мытье ног и умывание до пояса. Купание рекомендуется начинать при температуре 20, а в дальнейшем при 17° (естественно, сократив время пребывания в воде). В воде может возникнуть озноб. Если это произошло, подростка немедленно выводят из воды, хорошо растирают полотенцем, предлагают сделать несколько быстрых движений для согревания. Продолжительность купания в первый период закаливания – не более 3-4 мин; со временем, если вода остается теплой, можно купаться до 15-20 мин, а при температуре воды свыше 20 и дольше.

Нельзя купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 ч после еды. После походов, соревнований входить в воду разрешается только через 15-минутного отдыха. Выкупавшись, обтираются насухо, делают согревающие движения и отдыхают в тени.

  1. Задачи и методы организации исследований.

Исследование представления о закаливании и мотива к его осуществлению

Цель: научить школьника самостоятельно заниматься закаливанием – главная задача учителя. Как же достичь высокого уровня здоровья. Только сознательные усилия могут обеспечить повышение уровня закаливания. Проводилась постоянная работа с обучающимися о значении здоровья и личной гигиене.

Для решения исследования приняли участие два класса. В составе 45 человек (7а -25, 7б-20). Сравнение проводилось по классному журналу и по медицинским справкам по болезни за три года. Была составлена анкета по закаливанию. Беседа о здоровом образе жизни проводилась, начиная с 5-го класса.

Анкета

Отношение рябят к закаливанию

Вопросы

Варианты ответов

5 класс

6 класс

7 класс

начало 2011-2012уч.г.

конец

2011-2012уч.г.

начало 2012-2013 уч.г.

конец 2012-2013уч.г.

начало 2013-2014уч.г.

конец 2013-2014уч.г.

1. Нравится вам или не нравится процедуры закаливания?

да

20

23

23

25

25

25

нет

5

2

2

0

0

2. Рекомендуете ли вы друзьям заниматься закаливанием?

да

20

23

23

25

25

25

нет

5

2

2

0

0

0

3. Что для вас закаливание?

здоровье

17

20

22

22

25

25

хорошее настроение

8

5

33

3

0

0

4. Занимаются ли ваши родители с вами?

да

16

17

17

19

25

25

нет

9

8

8

6

0

0

5. Что бы вы хотели добавить для закаливания?

6. Хотели бы продолжить в дальнейшем заниматься закаливанием?

да

да

да

да

да

да

нет

7. Чем вы занимались летом?

плавание

13

15

18

кружки

бег

2

1

подвижные игры

10

9

7


Пропуски занятий по болезни

(кол-во дней)

Выводы.

В результате исследования можем сделать вывод, что в контрольной группе (7а класс) уменьшились пропуски занятий по болезни, учащиеся более активно начали заниматься дополнительными видами спорта. Футбол -5 человек, баскетбол - 8, волейбол - 4, и другими вида спорта - 8 человек. Научить школьника самостоятельно заниматься закаливанием – главная задача учителей физической культуры.

Закаливание не только повышает устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует возможности адаптационных систем. Закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

Важно подчеркнуть, что закаляться может каждый человек, независимо от уровня физического развития. Закаливание положительно влияет и на психо-эмоциональную сферу, что проявляется, прежде всего, в повышении настойчивости, воли, улучшении настроения, уравновешенности и выдержанности.

Именно поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребёнка, представлять собой комплексную систему воспитательно-гигиенических воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам.

Рекомендации учащимся:

  1. После уроков физической культуры мыть руки холодной водой и умываться.
  2. Каждое утро обтираться мокрым полотенцем.
  3. Вечером перед сном принять контрастный душ.
  4. Делать по утрам дыхательную гимнастику.
  5. Ежедневная пробежка во второй половине дня.
  6. Игры или прогулки на свежем воздухе.

Кто неравнодушен к своему здоровью, хочу напомнить слова из песни В. Высоцкого: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!».

Литература.

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: физкультура и спорт, 1987.
  2. Казначеев В.П. Основы общей валеологии Москва-Воронеж, 1997.
  3. Колбанов В.В. Валеология: пути формирования здоровья школьников. М.: Аспект-пресс 2000.
  4. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. М.: Аспект-пресс, 2000.
  1. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. М.: Терра – книжный клуб, 1998.
  2. Попов СВ. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). Санкт-Петербург «Союз», 1997.

7.        Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. М.: «Просвещение», 2002.

8.        Школа здоровья № 4, 1997; №1, 3-4, 1998; № 2, М.: РОО «Образование и здоровье», 1999.

9.        Учебник основы безопасности жизнедеятельности № 12, М.: изд. «Русский журнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Закаливание - залог физического, психического и социального благополучия ребенка

Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды....

Закаливание - залог физического, психического и социального благополучия ребенка

Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. «Здоровье - это состояние полного физического, психиче...