Методическая разработка по гимнастике
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему
Развитие гибкости и координации у учеников 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Кадетская школа Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения учебных занятий по гимнастике
г.Санкт-Петербург 2014 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Стр.
- Вводная часть 3
2. Организация и методика проведения подгото- 5
вительной части занятия
- Основная часть занятия 8
4. Заключительная часть занятия 13
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Основой практической подготовки кадет являются учебно-тренировочные занятия, которые направлены на:
- развитие у обучаемых силы, силовой выносливости, ловкости и гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам;
- воспитание настойчивости и упорства, смелости и решительности;
- формирование военно-прикладных навыков;
- совершенствование строевой выправки и подтянутости.
Учебно-тренировочные занятия по гимнастике организуются и проводятся по методике, включающей совокупность методов и методических приемов обучения, развития и воспитания кадет.
Обучение гимнастическим упражнениям и приемам включает: ознакомление, разучивание и совершенствование.
Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления об изучаемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать, объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение (при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники).
Разучивание направлено на формирование у кадет новых двигательных навыков. В зависимости от степени подготовленности занимающихся применяются следующие способы разучивания: в целом, по частям, по разделениям, с помощью подготовительных упражнений.
Совершенствование направлено на закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений. Совершенствование кадет в выполнении гимнастических упражнений, в развитии физических и специальных качеств обеспечивается постоянной физической тренировкой.
Физическая нагрузка и плотность занятия по гимнастике должны соответствовать уровню подготовленности и возрасту кадет. Повышение
нагрузки и плотности занятия достигается: сокращением времени на перестроение, краткостью и ясностью объяснений, увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений, регулирования продолжительности отдыха, выполнения упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком, применение круговой тренировки и соревновательного метода, целесообразным использованием тренажеров, оборудования и инвентаря.
Предупреждение ошибок, возникающих в процессе обучения гимнастическим упражнениям, обеспечивается четким показом и объяснением техники выполнения упражнений, правильным первоначальным разучиванием, использование подготовительных упражнений, качественной и своевременной помощью и страховкой.
Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике обеспечивается: четкой организацией и соблюдением методики обучения, высокой дисциплины кадет, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма, своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря, систематическим контролем за соблюдением установленных правил и мер безопасности со стороны преподавательского состава. Кроме того, необходимо организовать помощь и страховку при выполнении прыжков и упражнений на снарядах, контроль за техническим состоянием снарядов (растяжек, карабинов и т.д.)
Учебно-тренировочные занятия по гимнастике в кадетском корпусе состоят из трех частей:
- подготовительной (7 – 10 минут)
- основной (30 минут)
- заключительной (3 – 5 минут)
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ
В подготовительной части учебно-тренировочного занятия решаются следующие задачи: организация занимающихся, общее укрепление и подготовка организма к более напряженной работе в основной части занятия.
Организация занимающихся включает построение и организацию обучаемых, объяснение содержания занятия, воспитание строевой выправки и осанки.
Построение, проверка кадет сосредотачивает их внимание и способствует укреплению дисциплины строя. Объяснение задач повышает активность обучаемых, а общая четкая организация занятий позволяет создать хороший эмоциональный фон и повысить эффективность обучения. В подготовительную часть включаются строевые приемы, ходьба, бег и упражнения в движении, упражнения на внимание, для развития быстроты и точности реакции, на гимнастической стенке и скамейке, для закрепления навыков выполнения наскока и доскока, вольные упражнения и комплексы вольных упражнений на 16 счетов.
Строевые упражнения (приемы и действия) выполняются в течение всего занятия. В соответствии со Строевым уставом ВС РФ выполняются повороты, движения шагом или бегом, повороты в движении, построения и перестроения, размыкания и смыкания.
Ходьба и бег выполняются в колонне по одному. Для движения по границам площадки или зала подается команда: «Взвод в обход площадки (зала) шагом – марш», по которой подразделение двигается с захождением правым плечом без дополнительной команды и с поворотом под прямым углом.
В подготовительной части занятия рекомендуется проводить не более
2 – 3 способов ходьбы и бега и 3 – 4 упражнения во время ходьбы и бега, к которым можно отнести ходьбу и бег с различными положениями (на пояс, в стороны, к плечам, за голову, вверх, вперед, перед грудью и т.д.) и в движении (сгибанием и разгибанием, подниманием и размахиванием, с наклонами и поворотами туловища и т.д.) рук. При этом следует подбирать так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на организм обучаемых.
При подведении тех или иных упражнений во время ходьбы и бега необходимо сначала добиться правильного их выполнения, а затем повышать трудность и нагрузку путем увеличения скорости, темпа и усложнения условий выполнения.
На занятиях по гимнастике применяются следующие разновидности ходьбы и бега: ходьба строевым шагом, ходьба и бег на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стоп, с поочередным подниманием прямых ног вперед, назад и в стороны, с подниманием согнутых ног вперед (с высоким подниманием бедра) и назад (с захлестыванием голени), ходьба и бег боком, приставным шагом и скрестно, спиной вперед, пригнувшись, в полуприсяде и в полном присяде («гусиным шагом»), ходьба ускоренным шагом, бег с постепенным ускорением, прыжки из стороны в сторону, с одной ноги на другую, с подпрыгиванием на одной и обеих ногах.
При выполнении упражнений показ и объяснение необходимо делать, не останавливая подразделение, ДВИГАЯСЬ ЕМУ НАВСТРЕЧУ.
Изученные упражнения выполняются без предварительного показа, по распоряжению руководителя. Например: «На каждый шаг левой ногой – руки к плечам, на каждый шаг правой ногой – руки вверх». Затем, по команде «Взвод упражнение начи-НАЙ» обучаемые, продолжая движение, выполняют упражнение. Исполнительная команда подается под левую ногу. Обучаемые делают шаг правой ногой и с последующим шагом левой начинают выполнять упражнение, для окончания которого подается команда «Упражнение – ЗАКОНЧИТЬ» (вместо последного счета – под правую ногу). После этого, обучаемые продолжают движение шагом или бегом.
При проведении упражнений на быстроту действий (падение, вскакивание и т.п.) руководитель объясняет порядок их выполнения и указывает сигналы, по которым они будут выполняться.
Перестроение взвода для проведения вольных упражнений проводится согласно Строевого устава, по команде «НАЛЕВО ПО ТРИ (ПО ЧЕТЫРЕ) – МАРШ», указанной в НФП-87. По этой команде первая тройка (четверка) обучаемых поворачивается налево и двигается через середину площадки (зала). Последующие тройки (четверки) поворачиваются налево через середину без дополнительной команды. Размыкание по фронту и в глубину проводится по указанию руководителя: «Интервал, дистанция – столько-то шагов».
Вольные упражнения проводятся в такой последовательности:
- потягивающие упражнения (поднимание на носках с прогибанием и разведением рук в стороны вверх);
- упражнения для мышц рук и плечевого пояса (разведение и поднимание рук, круговые движения руками);
- упражнения для мышц туловища (наклоны и повороты с разведением рук в стороны);
- упражнения для мышц ног (приседания и выпады);
- упражнения для мышц всего тела (упоры присев и лежа, различные повороты);
- упражнения вдвоем;
- упражнения в прыжках.
Для проведения вольных упражнений руководитель выбирает место перед строем на возвышении или становится там, откуда было бы хорошо видно его всем обучаемым. При проведении отдельного упражнения на месте и в движении начинается с исходного положения, которое, принимается по команде: «Исходное положение – ПРИНЯТЬ». Простые или ранее изученные упражнения рекомендуется объяснять не показывая. Например: «Из исходного положения – ноги на ширине плеч, на «РАЗ» - присесть, руки – вперед, на «ДВА» - встать, И.П.; выполнить 8 раз. УПРАЖНЕНИЕ НАЧИ-НАЙ».
Сложные по координации упражнения разучиваются по разделениям. На первом этапе разучивания, когда обучаемые еще не знакомы с упражнением, в предварительной команде следует делать краткие указания, например: «Наклониться вперед, руки назад, делай – РАЗ; выпрямиться и присесть, руки вперед, делай – ДВА; встать – руки в стороны, делай – ТРИ; строевая стойка, делай – ЧЕТЫРЕ. При повторном выполнении можно ограничиваться предварительной и исполнительной командами: «По разделениям упражнение делай – РАЗ, делай – ДВА» и т.д.
При неточном выполнении отдельных упражнений или движений необходимо делать замечания.
Для окончания выполнения упражнения на предпоследнем счете руководитель вместо последнего счета подает команду: «СТОЙ».
Если обучаемые неправильно выполняют упражнение на какой-либо счет, руководитель подает команду «ОТСТАВИТЬ», по которой они прекращают выполнение упражнения и возвращаются в предыдущее положение. Сделав обучаемым нужные указания, руководитель подает команду для выполнения упражнения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Задачами основной части являются: овладение основными двигательными и прикладными навыками и их совершенствование; развитие физических, специальных и психологических качеств; воспитание способности применять приобретенные навыки в сложных условиях.
Содержание основной части включает: упражнение на перекладине и брусьях, опорные и безопорные прыжки, лазанье, поднимание и переноска тяжестей, акробатические упражнения, игры, эстафеты и комплексные тренировки.
Основная часть по гимнастике проводится в течение 30 – 35 минут.
Как правило, организуется на нескольких учебных местах. При этом обучение организуется в двух формах: групповой и фронтальной.
Групповое обучение предлагает деление взвода на две половины. Когда преподаватель и командир взвода работают со своими отделениями на учебных местах. По окончании подготовительной части преподаватель подает следующие команды: «ВЗВОД – РАЗОЙДИСЬ», «КО МНЕ», «В КОЛОННУ ПО ДВА – СТАНОВИСЬ». Затем он указывает места занятий и командует: «ВЗВОД, К МЕСТАМ ЗАНЯТИЙ ШАГОМ (БЕГОМ) – МАРШ». Гимнастические отделения двигаются кратчайшим путем к снарядам (чтобы они находились слева) и обозначают шаг на месте. После команды: «СТОЙ, НАЛЕ-ВО» и «К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ – ПРИСТУПИТЬ» командиры отделений делают шаг вперед, поворачиваются лицом к строю, называют изучаемое упражнение и подают команду: «ОТДЕЛЕНИЕ, ГИМНАСТИЧЕСКУЮ СТОЙКУ ПРИНЯТЬ».
При фронтальной форме обучение проводится в составе учебной группы с последовательным переходом подразделения от одного места к другому.
Для организации фронтального обучения после завершения подготовительной части занятия и команды: «СЛЕВА, В КОЛОННУ ПО ОДНОМУ, В ОБХОД ПЛОЩАДКИ ШАГОМ – МАРШ». Целесообразно, не останавливая подразделение, указать первое место и скомандовать: «К МЕСТУ ЗАНЯТИЯ – МАРШ» (БЕГОМ – МАРШ).
Действия и передвижения у снаряда должны отличаться четкостью и организованностью, выполняться строевым шагом.
К таким действиям относятся: выход из строя, подход к снаряду, отход от него и возвращение в строй.
Выход правофлангового из строя на исходное положение для выполнения упражнения производится по команде: «КАДЕТ ИВАНОВ. НА ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШАГОМ (БЕГОМ) – МАРШ».
Кадет, услышав свою фамилию, принимает строевую стойку и отвечает: «Я, после команды произносит «ЕСТЬ», а затем строевым шагом или бегом выходит на исходное положение, повернувшись лицом к снаряду, принимает гимнастическую стойку.
По команде «К СНАРЯДУ» кадет принимает строевую стойку, приставляя правую ногу к левой, и строевым шагом подходит к снаряду. Одновременно с этим, очередной, приняв строевую стойку, выходит на исходное положение, а выполнивший упражнение, строевым шагом возвращается в строй. Места вышедших из строя не занимаются.
Прыжки, акробатические упражнения (кувырки) выполняются по команде «ВПЕРЕД».
Во время выполнения простых (силовых) упражнений обучаемые могут подходить к снаряду потоком. Для поточного выполнения упражнений с правого фланга строя вызываются на исходное положение один или несколько обучаемых. Взвод может оставаться на месте или по команде поворачиваться направо в колонну по одному, или же выстраиваться в затылок правофланговым (на исходном положении). После отдачи предварительного распоряжения о количестве повторений и порядке возвращения в строй подается команда: «ОТДЕЛЕНИЕ (ВЗВОД), ПОТОКОМ ПО ОДНОМУ (ПО ДВА) – К СНАРЯДУ». По этой команде, обучаемые выполняют упражнения один за другим (или пара за парой) и возвращаются в строй. Для проведения прыжков и акробатических упражнений потоком, подается команда: «ОТДЕЛЕНИЕ (ВЗВОД), ПОТОКОМ, ДИСТАНЦИЯ … ШАГОВ – ВПЕРЕД».
Выполнение упражнений на перекладине и брусьях начинается с наскока. Для наскока на снаряд нужно с движением рук назад – в стороны сделать присед, колени врозь; не задерживаясь, со взмахом рук вперед подпрыгнуть и принять исходное положение на снаряде; ноги вместе, носки вытянуты, спина прогнута, голова прямо.
После соскока со снаряда или после прыжка, приземление проводится на носки с быстрым переходом на всю ступню в положение полуприседа (доскок); пятки вместе, носки и колени врозь, руки вперед – в стороны, ладони внутрь. При выполнении некоторых соскоков с брусьев или низкой перекладины, обучаемые принимают точно такое же положение, придерживаясь одной рукой за снаряд. Обозначив указанное положение, занимающийся встает в строевую стойку и отходит от снаряда на 2 шага вперед, поворачиваясь лицом к руководителю и, находясь в строевой стойке, выслушивает его указания.
Для смены мест занятий отделения выстраиваются в одну шеренгу в гимнастической стойке. Затем следуют команды: «СМИРНО», «НАПРА-ВО», «ДЛЯ СМЕНЫ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ШАГОМ (БЕГОМ) – МАРШ».
При первой смене указывается порядок перехода. Например: «С БРУСЬЕВ НА ПРЫЖОК, С ПРЫЖКА НА ПЕРЕКЛАДИНУ, ДЛЯ СМЕНЫ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ШАГОМ – МАРШ».
Все команды при проведении занятий подаются неторопливо, четко и ясно, с правильным ударением и разделением, паузой на протяженную (предварительную) и короткую (исполнительную).
Приступая к обучению тому или иному упражнению, командир отделения сначала должен назвать и показать его. После образцового показа следует кратко объяснять технику выполнения упражнения, указать его влияние на организм и прикладное значение. При этом преподаватель акцентирует внимание на наиболее важных деталях, от которых в первую очередь зависит успех усвоения упражнения.
В конце основной части занятия проводится комплексная тренировка, целью которой является совершенствование у обучаемых физических, специальных, психических качеств и военно-прикладных двигательных навыков. Ее упражнения составляют комплексные упражнения игры и эстафеты.
Комплексные упражнения включают в себя: бег в различных сочетаниях, прыжки через препятствия и снаряды, лазанье и перелазанье, переноску груза. Комплексные упражнения могут проводиться одновременно со всеми занимающимися (или поочередно), потоком, с применением круговой тренировки. Для начала выполнения упражнения могут подаваться следующие команды: «ВПЕРЕД», «К СНАРЯДУ», «УПРАЖНЕНИЕ НАЧИ-НАЙ», «МАРШ». При проведении упражнений поточным способом дополнительно указывается количество потоков и дистанция.
Например: «ПОТОКОМ ПО ТРИ, ДИСТАНЦИЯ ПЯТЬ ШАГОВ – «ВПЕРЕД», ПОТОКОМ ПО ТРИ, ДИСТАНЦИЯ ПЯТЬ ШАГОВ – «ВПЕРЕД», «ПОТОКОМ ПО ЧЕТЫРЕ – К СНАРЯДУ».
Заканчиваются комплексные упражнения по командам: «СТОЙ», или «УПРАЖНЕНИЕ – ЗАКОНЧИТЬ».
Игры и эстафеты проводятся для снятия психического напряжения, повышения эмоционального фона занятия, воспитания у обучаемых чувства коллективизма, взаимопонимания, настойчивости и целеустремленности. Для начала и завершения игр и эстафет применяют перечисленные выше команды. Кроме этого, возможно использование и других заранее обусловленных сигналов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия решает следующие задачи: приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние, приведение в порядок мест занятий и инвентаря, подведение итогов.
Упражнения включают: первое – в глубоком дыхании, которое выполняются во время ходьбы в медленном темпе; второе – для расслабления мышц, которые выполняются на месте, стоя, сидя или лежа на полу.
При подведении итогов преподаватель отмечает, достигнута ли цель занятия, как решены учебно-воспитательные задачи, какие упражнения усвоены обучаемыми и какие требуют доработки; оценивают практическую подготовленность кадет, выделив «лучших», «худших»; указывает пути и средства устранения имеющихся недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/02/picture-289067-1378118710.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА ЗВУКА Р
Артикуляторная гимнастика для звука Р в игровой форме....
Методическая разработка Тема. Гимнастика и самомассаж для людей творческих профессий
Работа посвящена проблеме недостаточной двигательной активности студентов колледжа искусств и способам ее решения. Автор достаточно подробно описывает нарушения состояния здоровья, возникающие и...
Методическая разработка по гимнастике
Методика обучение технике выполнение опорных прыжков...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/05/picture-764880-1457208655.jpg)
Методическая разработка "Оздоровительная гимнастика как форма самостоятельных занятий физической культурой студентов с ослабленным здоровьем"
В данной методической разработке раскрывается одна из форм самостоятельных занятий студентов – оздоровительная гимнастика. Представлены специальные упражнения при различных заболеваниях, составляющие ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957194-1507716453.jpg)
Методическая разработка "Партерная гимнастика"
Методика выполнения партерной гимнастики в рамках программы "Основы хореографии"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967558-1509566404.jpg)
Методическая разработка. Зрительная гимнастика "Федорино горе"
На основе приложения PowerPoint создана зрительная гимнастика для детей по лексической теме "Посуда" на материале произведения К.И. Чуковского "Федорино горе".(методика зрите...