Баскетбол на уроках в 6-7 классах
методическая разработка по физкультуре (7 класс) на тему

В разработке подобраны упражнения для применения технических элементов баскетбола в игровых ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol_na_urokakh_v_6_-_7_klassakh_bayzet.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                    муниципального         образования город Краснодар

 гимназия № 25

Методическая разработка

Калакуток Байзет Азметович

учителя физической культуры

МБОУ гимназия №25

г. Краснодара

2014г.

Баскетбол пользуется большой популярностью у учащихся. Однако многолетние наблюдения показывают, что, играя в баскетбол, школьники допускают слишком много технического брака. В средних классах данный пробел еще не снижает у ребят интерес к игре, но уже в старших классах желающих играть в баскетбол на таком технико-тактическом уровне становится все меньше.

Причин отмеченного явления много, но главная таится в недостатках начального обучения баскетболу на уроках физической культуры в 6 - 7 классах. Начальное обучение баскетболу — это путь, ведущий либо к популяризации игры среди школьников, либо отвращающий их от этой игры. Ведь всем известно, что легче правильно обучить школьников игровым двигательным навыкам, и умениям, чем затем переучивать их. Нельзя не учитывать и тот факт, что при большом желании учащихся 6 – 7 классов побыстрее научиться играть в баскетбол на обучение игре отведено слишком малое количество часов.

Успех процесса обучения баскетболу, на мой взгляд, зависит, во-первых, от материально-технической базы школы, во-вторых, от используемой учителем методики обучения игре и, в-третьих, от накопленного багажа двигательных навыков и умений, приобретенного учащимися еще в 1-4 классах.

Качество материально-технической базы для обучения баскетболу определяется размером и оснащенностью физкультурного зала, числом баскетбольных площадок на школьном стадионе, количеством дополнительных баскетбольных корзин и мячей.

Методика обучения игре тесно связана с учебной программой. Однако программный материал по баскетболу в 6 - 7 классах состоит только из элементов техники нападения. Изучение техники защиты, элементов тактики игры не предусмотрено. В то же время сразу же с 6 класса предлагается учебная игра. Так же составлены и методические рекомендации. Исходя из программного материала они содержат большое количество упражнений и эстафет, направленных на быстроту и точность атакующих действий, но все задания, как правило, выполняются без противодействия. Аналогичная картина и с другими источниками, предлагающими лишь набор различных подвижных игр с элементами баскетбола, не выстроенных в общую, целостную систему подводящих игр для обучения баскетболу. Все это, естественно, затрудняет работу учителя физической культуры, заставляет его отходить от требования программы, расширять и дополнять ее.

Роль багажа двигательных навыков и умений учащихся, накопленного ими в начальной школе, очень велика в процессе начального обучения баскетболу. Однако и этот багаж отнюдь не всегда положительно влияет на процесс обучения. Так, использование в 1-4 классах подвижных игр и эстафет с мячом развивает у детей умение бегать с мячом в руках, но это же в дальнейшем становится большим препятствием для правильного освоения игры в баскетбол. Значит, надо более продуманно относиться к отбору подвижных игр в начальных классах.

Заметную роль в начальном обучении баскетболу играет судейство. Учителю физической культуры надо иметь неплохую судейскую подготовку, и, самое главное, он не должен бояться на этапе начального обучения баскетболу большого количества свистков. Поблажки в судействе учебных игр часто приводят к неправильному выполнению элементов баскетбола.

Источником низкого уровня обучения баскетболу является и малая игровая практике учащихся 6 - 7 классов.

Отмеченное свидетельствует о том, что проблемы начального обучения баскетболу в школе являются сложными и актуальными. Педагогические наблюдения показывают, что в игре основные ошибки у школьников 6 - 7 классов технические (передача и ловля мяча, нарушение правил при продвижении с мячом). При этом нередко школьники довольно неплохо осваивают элементы баскетбола в учебных заданиях, но в конкретных игровых ситуациях при противодействии соперников качество выполнения разученных технических действий резко снижается.

Чтобы преодолеть такое несоответствие, я в своей школе на уроках баскетбола увеличил игровую практику занимающихся за счет одновременного изучения нескольких технических элементов нападения и защиты в игровых условиях и при этом сократил учебное время на первоначальное разучивание несложных по освоению элементов: перемещения, остановки и т. п. Обучение одновременно нескольким элементам техники в простых игровых ситуациях позволяет учащимся отрабатывать и отдельные технические связки, а также разучивать элементарные тактические действия с соблюдением основных правил игры. Сложные технические элементы игры — ведение мяча и бросок по кольцу — разучиваем одновременно, но отдельно от игровых упражнений. По степени усвоения этих элементов мы постепенно вводим их в содержание учебных игр.

Мне удалось разработать цепочку (комплекс) подводящих игр, сохраняющих основы игры в баскетбол и способствующих поэтапному ее освоению. Каждая игра характеризуется следующими требованиями: 1) в игре используются только технико-тактические действия и правила баскетбола; 2) от игры к игре расширяются игровые действия, углубляется точное соблюдение правил игры; 3) все игры взаимосвязаны и взаимозависимы одна от другой. Таким образом, обучение одной подводящей игре всецело зависит от освоения предыдущей. Цепочка подводящих игр позволяет более точно определить готовность учащихся 6 - 7 классов к игре в баскетбол. И что еще немаловажно, в предложенных подводящих играх изучаются все необходимые двигательные навыки и умения раздела «Баскетбол» в 6 – 7  классах.

В условиях малой баскетбольной площадки школьного зала (полезная площадь 10Х20 м) большинство атакующих действий команды пятиклассники успешно выполняют без ведения мяча в движении. Никакого беспокойства это вызывать не должно. Использование данного элемента в учебных играх учащихся средних классов очень часто ведет к чрезмерному увлечению дриблингом, в ущерб освоению других элементов игры .поскольку размеры физкультурного зала ограничивают одновременное проведение подводящих игр учащимися всего класса. На уроках используем 4 мини - баскетбольные площадки, где установлены щиты, высоту которых можно изменять. При необходимости используем дополнительные баскетбольные кольца. Уроки по разделу «Баскетбол» проводим в IV четверти. Весеннее время выбрано для этого неслучайно. Баскетбол является хорошей скоростно-силовой базой для прохождения следующего за ним легкоатлетического раздела учебной программы. Кроме того весной  у детей появляется огромная потребность в играх с мячом.

Все основные упражнения по разучиванию техники ловли и передачи мяча, ведения, бросков школьники выполняют в парах. При нехватке мячей упражнения можно выполнять вчетвером. Занятия в парах дают возможность следить за техникой выполнения элементов игры партнером, осуществлять взаимное обучение.

6 класс. Различные передвижения по площадке учащиеся выполняют во вводной части урока и развивают умение сопровождать соперника по площадке.

При изучении передач мяча основное внимание в 6 классе обращаем на формирование правильного навыка в передаче мяча стоя на месте. Опыт показал также, что передача мяча двумя руками от груди для школьников средних классов в учебных играх малоэффективна. Учащиеся чаще используют передачи мяча одной рукой от плеча, снизу, двумя руками сверху. Перечисленные передачи я рекомендую выполнять с шагом, что дает возможность увеличивать скорость полета мяча, уменьшает расстояние между партнерами. Обманные движения мячом позволяют избегать перехватов мяча соперником.

При обучении ловле и передаче мяча использую следующие упражнения:

1. Передача и ловля мяча различными способами на месте и с шагом.

2. То же, но с обманными движениями мячом.

3. То же, но с поворотами на месте.

4. То же, но со сменой мест.

5. То же, но с ловлей мяча в движении и остановкой прыжком или в шаге.

Данные упражнения применяю в основной части урока. Занимают они обычно 5—7 мин. Совершенствование разученных элементов проходит в подводящих играх «Перехвати мяч» и «Борьба за мяч».

Важный момент начального обучения баскетболу — умение выполнять различные повороты на месте с мячом, которые позволяют игроку обыгрывать соперника и хорошо видеть игровую ситуацию на площадке.

В начале игры «Перехвати мяч» (2Х1) защитник своими действиями (движением рук) вынуждает нападающего, владеющего мячом, выполнять различные обманные движения мячом и использовать повороты на месте для точной передачи мяча партнеру. Постепенно активность защитника увеличивается. В вариантах игры 2Х4, 2Х3, 3Х5, 3Х4 нападающие уже вынуждены следить за игровыми действиями двух и более защитников. В игре «Перехвати мяч» школьники учатся выполнять передачи мяча с места и находить оптимальные способы.

Игра «Борьба за мяч» добавляет в действия нападающих ловлю мяча в движении с последующей остановкой прыжком или в шаге и передвижения по площадке. Защитники должны применять личную опеку игрока. Сначала в игре от каждой команды участвуют по 3 игрока. Затем число играющих увеличивают до 5. Больше становятся и размеры игрового поля. Количество передач в игре также растет от 5 до 10.

Игру «Мяч ловцу» мы используем на уроках для перехода от игры «Борьба за мяч» к игре «Мяч в кольцо». Если в школе недостаточно мини - баскетбольных площадок для игры в «Мяч в кольцо», то игру «Мяч ловцу» можно использовать и для повышения занятости учащихся на уроке.

В игре «Мяч в кольцо» учащиеся применяют бросок по корзине с противодействием, осваивая при этом и приемы подбора отскочившего от щита мяча, обучаются выбору позиций при подборе мяча, накрыванию броска по кольцу и др. Освоение игры «Мяч в кольцо» мы расцениваем как конечный результат начального обучения баскетболу в 6 классе. Игру применяем на последних двух уроках и во внутри школьных соревнованиях.

Ведение мяча, как технический элемент, очень привлекает пятиклассников. Поэтому в процессе обучения я показываю школьникам различные варианты ведения мяча на месте: передний перевод мяча, высокое и низкое ведение, перевод мяча за спиной и между ног, ведение двух мячей одновременно и др. На каждом очередном уроке школьники знакомятся с новой разновидностью ведения мяча на месте, используя для закрепления двигательного умения подвижные игры «Назови число», «Выполни команду», «Выбей мяч» и др.

При освоении броска одной рукой от головы рекомендую изучать единственный способ выполнения броска — с места, в движении, в прыжке. Облегченные мячи при этом оказывают огромную помощь. Каждый вид броска делю на четыре фазы: 1) ловля мяча и принятие исходного положения (и. п.) для броска; 2) вынос мяча вверх в и. п. перед броском; 3) финальное усилие; 4) и. п. после броска.

Технику броска одной рукой от головы с места учащиеся осваивают в следующих упражнениях:

1. Броски в парах из и. п. перед броском.

2. Ловля и вынос мяча вверх в и. п. перед броском.

3. Броски с выполнением всех четырех фаз в парах.

4. Бросок по кольцу с различных точек после ловли мяча от партнера.

Не все учащиеся V класса успешно осваивают бросок одной рукой от головы. Многим доступнее бросок одной рукой от плеча. Подводящие упражнения для его изучения остаются теми же. Кроме того, ребята начинают разучивать двухшажную технику броска с прыжком вверх и выносом руки вверх.

7 класс. В VI классе особое внимание уделяют изучению ведения мяча в движении и броска мяча в движении. При этом разученные в V классе элементы баскетбола учащиеся продолжают закреплять в играх «Мяч в кольцо» и «Борьба за мяч» (с ведением мяча в движении). Продолжается также обучение различным передвижениям по площадке, добавляется лишь опека игрока, ведущего мяч.

В ходе подводящей игры «Мяч в кольцо» продолжаем закреплять повороты на месте, передачу мяча с места. При этом, как правило, используем различные передачи мяча с ударом об пол. Внимательно слежу за тем, чтобы шестиклассники учились соединять ведение мяча с последующей передачей его партнеру различными способами.

Примерные упражнения здесь такие:

1. Ведение мяча по прямой — передача мяча ударом о пол.

2. Ведение мяча по прямой — остановка прыжком — передача мяча из рук в руки.

3. Ведение мяча по прямой — остановка прыжком—различные передачи мяча с близкого расстояния.

4. Ведение мяча по прямой — остановка прыжком—различные передачи мяча на 5—6 м.

Дальнейшее закрепление игрового навыка происходит в игре «Борьба за мяч» (с использованием ведения мяча в движении).

В 7 классе учащиеся должны не только научиться ведению мяча в движении, но и знать способы обыгрывания соперников за счет скорости передвижения, смены его направления (передний перевод).

Вот упражнения по овладению техникой ведения мяча в движении:

1. Ведение мяча правой, левой рукой по прямой шагом и бегом, бегом с остановками.

2. Ведение мяча с изменением направления шагом, передний перевод, «вертушка».

3. То же, но бегом.

4. То же, но с пассивным сопротивлением защитника.

5. То же, но с активным сопротивлением защитника.

Продолжается также закрепление броска по кольцу с места в игре «Мяч в кольцо». Очередной ступенью обучения броскам становится бросок в движении. На этапе начального обучения данный бросок является оптимальным атакующим действием как наиболее надежное средство поражения кольца. Кроме того, освоение его позволяет одновременно обучаться технике передач в движении, остановке в два шага и др.

Бросок по кольцу в движении мы изучаем в следующей последовательности: имитационные упражнения, броски в парах, броски по кольцу. Примерные упражнения таковы:

1. Бросок с места с прыжком вверх, толкаясь одной ногой.

2. И. п. для броска в два шага — и. п. перед броском.

3. Соединить упр. 1 и 2.

4. То же, но после удара о пол.

5. То же, но после ведения мяча на месте.

6. Бросок в движении одной рукой от головы, снимая мяч с руки партнера.

7. То же, но с подбросом мяча.

8. То же, но после встречной передачи мяча.

9. Бросок в движении одной рукой от головы после ведения мяча в движении.

10. Ловля мяча под правую (левую) ногу— фаза принятия и. п. для броска (первый шаг) после ведения мяча в движении.

11. Бросок мяча в движении после ведения мяча шагом.

12. То же, но после небольшого продвижения бегом.

13. То же, но после ведения мяча в движении с использованием различных переводов мяча.

Несколько слов о домашних заданиях. В 6 –7  классах все элементы техники, выполняемые неудобной рукой, предлагаю ребятам разучивать дома. В число этих элементов входят передача мяча одной рукой от плеча, ведение мяча левой рукой на месте, броски левой рукой по кольцу с места и в движении. Во время проверки домашнего задания оцениваю выполнение упражнений по контрольным нормативам.

На уроках в качестве учебной игры используют мини-баскетбол. В 7 классе его можно включать в уроки после освоения игры «Борьба за мяч» с ведением. Обычно ее быстрее осваивают мальчики. Когда они переходят на мини-баскетбол, девочки, как правило, продолжают оттачивать игровые навыки в подводящих играх «Мяч в кольцо» и «Борьба за мяч».

В заключение еще раз подчеркну, что использование подводящих игр позволяет учащимся быстрее и правильнее понять суть баскетбола в этих играх учащиеся эффективнее осваивают необходимые технико-тактические приемы и правила игры в баскетбол. Включение же игры «Мяч в кольцо» в календарь школьных соревновании среди учащихся 6 - 7 классов еще более усиливает их интерес к игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку физкультуры в 7 классе "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола"

Урок "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола" предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. В ходе занятия, широко применяются методы индивидуального, группового и игр...

Урок физкультуры в 9 классе по разделу "Баскетбол"

Материал  урок физкультуры в 9 классе  по разделу "Баскетбол"содержит  развернутый план-конспект урока и презентацию...

Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»

Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе;                     Развивающая: Дать представление о занятия...

Конспект урока по физической культуре в 8 классе Раздел программы: баскетбол Тема урока: комбинации из освоенных элементов техники

Цель урока: повторить навыки владения элементами техники баскетболаЗадачи урока: Обучение технике овладения мячом;развитие ловкости, прыгучести, быстроты;воспитание трудолюбия, чувства товарищества....

Методика обучения баскетболу на уроках физической культуры 7 класс

Дано 12 уроков обучения игре в баскетбол учеников 7 класса....

Методика обучения баскетболу на уроках физической культуры 7 класс

Дано 12 уроков обучения игре в баскетбол учеников 7 класса....