Авторская педагогическая разработка
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования и молодежной политики администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское
ОГООУ «Санаторная школа-интернат №4»
« Плавание в младшем школьном возрасте»
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)
Авторы:
учителя физической культуры
ОГООУ « Санаторная школа-интернат №4»
Бикетова Дарья Александровна,
Егоршин Андрей Евгеньевич.
г. Усолье-Сибирское
2014г
Пояснительная записка
Актуальность создания программы
В связи с тем, что в санаторной школе- интернат №4 обучаются дети с заболеваниями костно-мышечной системы, возникла необходимость создания адаптационной программы по плаванию на основе действующих программ: Т.И Осокина «Как научить ребенка плавать» для детей дошкольного и младшего школьного возраста; типовая программа воспитания и обучения в начальной школе. Т.И Осокина .
Физическое воспитание- многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения.
Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. Здесь же можно сказать об укреплении мышц плечевого пояса, спины, нижних и верхних конечностей.
Эта программа рассчитана для детей младшего школьного возраста.
Новизна программы
Идея преподавания уроков плавания в начальной школе возникла с тем, что младший школьный возраст это благоприятный период для развития всех физических качеств, которые мы будем применять во время занятий. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни ребенка, трудно переоценить.
Плавание - наилучший способ закаливания, великолепное средство, которое помогает человеку приобрести красивую осанку, пропорциональное телосложение. Преподавание курса по плаванию в санаторной школе- интернат №4 для детей больных костно-мышечной системой проходит в неделю 2часа по 40 минут. Каждый урок плавания- это звено системы уроков, проводимых учителем в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала конкретных тем , которые, в свою очередь, должны быть согласованы между собой.
Согласно рекомендациям всемирной организации здравоохранения плавание является составляющей комплексного консервативного лечения костно-мышечной системы и в частности сколиоза, в связи с этим такой вид спорта, как плавание является наиболее приемлемым к применению в условиях санаторной школы-интернат г. Усоле-Сибирского.
Методологические положения
Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы ( в том числе и очень мелкие), что способствует укреплению мышечного каркаса, а следовательно в большинстве случаев стабилизации скалиотической деформации.
Постоянное купание плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.
В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания.
Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Методы, формы, средства обучения при разных видах сколиоза
Основная технология обучения- индивидуальный подход к ребенку. При подборе индивидуальных упражнений учитывают степень деформации сколиоза и сопутствующие заболевания. Так при сколиозе I и II степени следует стремиться к стабилизации процесса и коррекции искривления, а при выраженном сколиозе III и IV степени основной задачей является не коррекция деформации, а улучшение общего состояния организма, функционального состояния сердечно- сосудистой и дыхательной систем.
Выполнение задач обучения во многом зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий. Важное условие результативного обучения- точный показ разучиваемых движений, необходимое количество повторений упражнений не только на одном уроке, но и в целом в системе уроков.
Каждый урок плавания должен иметь яркую целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся.
На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Цель авторской педагогической разработки:
Занятие плаванием как дополнение к проводимому комплексу консервативному лечению заболеваний костно-мышечной системы.
Задачи авторской педагогической разработки:
- Укрепить здоровье школьников, содействовать нормальному физическому развитию;
- Приобрести необходимые знания в области физической культуры и спорта;
- Привить интерес к изучаемому предмету;
- Добиться положительных результатов в лечении патологии костно-мышечной системы предоставленные в санаторной школе-интернате г. Усолье-Сибирского.
- Приобрести навык плавания, развитие ряда двигательных навыков (равновесия, координации)
- Приобрести навыки правильного дыхания в координации с плавательными движениями, улучшение функций внешнего дыхания;
- Обучить упражнениям для разгрузки позвоночника, создавая благоприятные условия для нормального роста тел позвонков.
Описание разделов:
I Основы плавательной подготовки.
В этом разделе изучается техника безопасности на уроках по плаванию, техника безопасности при скольжении, о правилах поведения в плавательном бассейне, о правильной постановки дыхания.
II Упражнения в воде и на воде.
В этом разделе применяются имитационные и подводящие упражнения для каждого вида плавания. Упражнения выполняются каждое в отдельности, пока дети не научаться делать это свободно, легко, затем слитно, далее повторяются многократно и без остановок в указанной последовательности.
III Скольжения.
Тело продвигается в вытянутом, напряженном положении, руки и ноги выпрямлены и соединены, носки оттянуты, голова находится между руками. Правильное выполнение скольжения определяют следующие факторы: исходное положение перед отталкиванием, сила и направление толчка, положение тела во время скольжения.
IV Основы знаний.
В этом разделе применяется техника безопасности при проведении подвижных игр в воде и на суше. Так же этот раздел предназначен для изучения нового материала.
V Игровой урок
В этом разделе применяются все те игры, которые будут способствовать наилучшему усвоению практического материала.
VI Двигательные способности
Эта группа упражнений направлена на совершенствование безопорного горизонтального положения и изучение исходного положения пловца.
VII Двигательные навыки
Огромное значение для успешного освоения упражнений в воде имеет предварительная подготовка на суше — как познавательной, так и общеразвивающей физической направленности. Можно выполнять самые различные упражнения, развивающие координацию движений и необходимые физические качества (силу, гибкость, быстроту), а также направленные на ознакомление с формой движений спортивных способов плавания.
VIII Подвижные игры
Ознакомить с подвижными играми, воспитать интерес к игровой деятельности, технические действия без мяча и с мячом, развитие координационных способностей и психических качеств учащихся.
Планирование учебного материала на первый год обучения
Содержание, разделы | Количество часов | ||
Прохождение учебного материала | всего | теория | практика |
68 | 24 | 42 | |
I Основы плавательной подготовки II Упражнения в воде и на воде III Скольжения IV Основы знаний V Игровой урок. | 10ч 11ч 10ч 11ч 26ч | 9ч 2ч 2ч 11ч 2ч | 1ч 9ч 8ч 24ч |
Календарно-тематическое планирование на первый год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Часы | ||
Теория | практика | всего | ||
I Основы плавательной подготовки | 8ч | 2ч | 10ч | |
1-2 | Техника безопасности на уроках по плаванию | 2ч | ||
3 | Плавание-как вид спорта | 1ч | ||
4 | Правила поведения в плавательном бассейне | 1ч | ||
5-6 | Требования, предъявляемые к подвижным играм в воде. | 2ч | ||
7-8 | Воспитательная роль плавания | 2ч | ||
9-10 | Ознакомить учащихся с бассейном. | 2ч | ||
II Упражнения в воде и на воде | 2ч | 9ч | 11ч | |
11-12 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 2ч | ||
13-14 | Выдохи и вдохи в воду. | 2 | ||
15 | Погружение в воду с головой. | 1 | ||
16 | Повороты на 360 градусов. | 1 | ||
17-18 | Упражнения «Горячее дно», «Аплодисменты» | 2 | ||
19-20 | Бег наперегонки –« Кто самый быстрый?» | 2 | ||
21 | Дуть на плавающую игрушку, стараясь продвинуть ее вперед и в правильном направлении. | 1 | ||
III Скольжения | 10ч | 10ч | ||
22-23 Т.Б в бассейне при скольжении | 2ч | |||
24-25 | Скольжение на груди с последующими движениями ногами. | 2ч | ||
26-27 | Скольжение на спине с последующими движениями ногами. | 2ч | ||
28-29 | Скольжение на спине с последующими движениями руками | 2ч | ||
30-31 | Скольжение на груди с последующими движениями обеих рук одновременно. | 2ч | ||
IV Основы знаний | 11ч | 11ч | ||
32-33 | Техника безопасности в плавательном бассейне. | 2ч | ||
34-37 | Техника безопасности при скольжениях | 4ч | ||
38-42 | Техника безопасности при проведении подвижных игр в воде | 5ч | ||
V Игровой урок | 2ч | 24ч | 26ч | |
43-44 Инструктаж по т.б | 2ч | |||
45-46 | Подвижные игры в воде | 2ч | ||
47-50 | «Пятнашки», «Мяч в воздухе» | 4ч | ||
51-52 | «Спрячься в воду», «Циркачи» | 2ч | ||
53-54 | «Хоровод», «Плыви игрушка» | 2ч | ||
55-58 | Подвижные игры в воде | 4ч | ||
59-62 | Подвижные игры для изучения скольжения. | 4ч | ||
63-65 | Подвижные игры в воде для упражнений на дыхание | 3ч | ||
66-68 | Подвижные игры на изучение погружений в воду с головой. | 3ч |
Планирование учебного материала на второй год обучения.
Содержание, разделы | Количество часов | ||||||
всего | теория | практика | |||||
Прохождение учебного материала | 68 | 12 | 44 | ||||
I Основы плавательной подготовки II Упражнения в воде и на воде III Скольжения IV Игровой урок. | 10ч 19ч 17ч 24ч | 8ч 2ч 1ч 1ч | 1ч 18ч 16ч 23ч | ||||
Календарно-тематическое планирование на второй год обучения | |||||||
№ п/п | Раздел, тема | Часы | |||||
Теория | практика | всего | |||||
I Основы плавательной подготовки | 9ч | 1ч | 10ч | ||||
1 | Плавание-как вид спорта | 1ч | |||||
2 | Для чего нужна вода в жизни человека? | 1ч | |||||
3-4 | Правила поведения в плавательном бассейне | 2ч | |||||
5-6 | Требования, предъявляемые к подвижным играм в воде. | 2ч | |||||
7-8 | Воспитательная роль плавания | 2ч | |||||
9-10 | Выполнение ОРУ в воде. | 1ч | |||||
II Упражнения в воде и на воде | 2ч | 10ч | 19ч | ||||
11-12 | Инструктаж по т.б на занятиях. | 2ч | |||||
13-14 | Выдохи и вдохи в воду. | 2 | |||||
15-16 | Погружение в воду с головой. | 2 | |||||
17-18 | Повороты на 360 градусов. | 2 | |||||
19-22 | Упражнение «Вертикальные восьмерки» | 4 | |||||
23-26 | Бег наперегонки –« Кто самый быстрый?» | 4 | |||||
27-28 | Дуть на плавающую игрушку, стараясь продвинуть ее вперед и в правильном направлении. | 2 | |||||
29 | Упражнения «Плавник», « Фонтан» | 1 | |||||
III Скольжения | 1ч | 16ч | 17ч | ||||
30 | Техника безопасности в бассейне при скольжении | 1ч | |||||
31-32 | Скольжение на груди с последующими движениями ногами. | 2ч | |||||
33-36 | Скольжение на спине с последующими движениями ногами. | 4ч | |||||
37-40 | Скольжение на спине с последующими движениями руками | 4ч | |||||
41-44 | Скольжение на груди с последующими движениями обеих рук одновременно. | 4ч | |||||
45-46 | Скольжение на спине с последующим движением обеих рук одновременно | 2ч | |||||
V Игровой урок | 1ч | 23ч | 24ч | ||||
47 | Инструктаж по т.б | 1ч | |||||
48-49 | Подвижные игры в воде | 2ч | |||||
50-51 | «Пятнашки», «Мяч в воздухе» | 2ч | |||||
52-53 | «Спрячься в воду», «Циркачи» | 2ч | |||||
54-55 | «Хоровод», «Плыви игрушка» | 2ч | |||||
56-57 | Подвижные игры в воде | 4ч | |||||
58-61 | Подвижные игры для изучения скольжения. | 4ч | |||||
62-63 | Подвижные игры в воде для упражнений на дыхание | 2ч | |||||
64-65 | Подвижные игры на изучение погружений в воду с головой. | 2ч | |||||
66-68 | Проведение мероприятия « Вода дарит здоровье» | 3ч |
Планирование учебного материала на третий год обучения
Содержание, разделы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Прохождение учебного материала | 68ч | 9ч | 59ч |
I Основы знаний | 6ч | 6ч | |
IIСкольжения | 15ч | 15ч | |
IIIдвигательные способности | 13ч | 13ч | |
IVдвигательные умения и навыки | 27ч | 3ч | 24ч |
V Игровой урок | 24ч | 1 | 23ч |
Календарно-тематическое планирование на третий год обучения.
№ п/п | Раздел, тема | Часы | ||
IОсновы знаний | Теория | практика | всего | |
1 | Правила поведения в плавательном бассейне | 1ч | ||
2-4 | Инструктаж по Т.Б на уроках | 3ч | ||
5 | Воспитательная роль плавания | 1ч | ||
6 | Вода дарит здоровье | 1ч | ||
II Скольжения | 1ч | 14ч | 15ч | |
7 | Техника безопасности в бассейне при скольжении | 1ч | ||
8-9 | Скольжение на груди с последующими движениями ногами. | 2ч | ||
10-12 | Скольжение на спине с последующими движениями ногами. | 3ч | ||
13-15 | Скольжение на спине с последующими движениями руками | 3ч | ||
16-18 | Скольжение на груди с последующими движениями обеих рук одновременно. | 3ч | ||
19-21 | Скольжение на спине с последующим движением обеих рук одновременно | 3ч | ||
III Двигательные способности | 13ч | 13ч | ||
22-23 | Доставание предметов со дна ныряния | 2ч | ||
24-25 | Ходьба фигурная: по кругу, по диагонали, петлями. | 2ч | ||
26-27 | Ходьба широким шагом | 2ч | ||
28-30 | Упражнения на скорость: бег в шеренгах, колоннах, по кругу. | 3ч | ||
31-32 | Погружения в воду с головой | 2ч | ||
33-34 | Выдохи и вдохи в воду. | 2ч | ||
IV Двигательные умения и навыки. | 3ч | 24ч | 27ч | |
35-37 Техника безопасности разных видов плавания. | 3ч | |||
38-40 | Подводящие и имитационные упражнения. | 3ч | ||
41-47 | Обучение техники спортивных приемов плавания « Кроль на груди» | 7ч | ||
48-54 | Обучение техникой плавания «Кроль на спине» | 7ч | ||
55-61 | Обучение техникой плавания способом «Брасс» | 7ч | ||
V Игровой урок | 7ч | 7ч | ||
62-63 | Бег наперегонки- Кто самый быстрый? | 2ч | ||
64-66 | Подвижные игры для изучения спортивных приемов плавания | 3ч | ||
67-68 | Проведение спортивного мероприятия в игровой форме. | 2ч |
Планирование учебного материала на четвертый год обучения
Содержание, разделы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Прохождение учебного материала | 68ч | 9ч | 59ч |
I Основы знаний | 5ч | 4ч | 1ч |
IIСкольжения | 20ч | 20ч | |
IIIдвигательные способности | 13ч | 13ч | |
IVдвигательные умения и навыки | 24ч | 3ч | 21ч |
V Игровой урок | 6ч | 6ч |
Календарно-тематическое планирование на четвертый год обучения.
№ п/п | Раздел, тема | Часы | ||
IОсновы знаний | Теория | практика | всего | |
Правила поведения в плавательном бассейне | 1ч | |||
2-3 | Инструктаж по Т.Б на уроках | 2ч | ||
4 | Вода дарит здоровье | 1ч | ||
5 | Урок направлен на работу мышц плечевого пояса. | 1ч | ||
II Скольжения | 1ч | 19ч | 20ч | |
6 | Техника безопасности в бассейне при скольжении | 1ч | ||
7-9 | Скольжение на груди с последующими движениями ногами. | 3ч | ||
10-12 | Скольжение на спине с последующими движениями ногами. | 3ч | ||
13-15 | Скольжение на спине с последующими движениями руками | 3ч | ||
16-18 | Скольжения на груди с последующими движениями руками. | 3ч | ||
19-21 | Скольжение на груди с последующими движениями обеих рук одновременно. | 3ч | ||
22-24 | Скольжение на спине с последующим движением обеих рук одновременно | 3ч | ||
25 | Совершенствование скольжений в различных положениях. | 1ч | ||
III Двигательные способности | 13ч | 13ч | ||
26-27 | Доставание предметов со дна ныряния | 2ч | ||
28-29 | Ходьба широким шагом | 2ч | ||
30-32 | Упражнения на скорость: бег в шеренгах, колоннах, по кругу. | 3ч | ||
33-34 | Бег с попеременными и одновременными движениями руками. | 2ч | ||
35-36 | Погружения в воду с головой | 2ч | ||
37-38 | Выдохи и вдохи в воду. | 2ч | ||
IV Двигательные умения и навыки. | 3ч | 21ч | 24ч | |
39-41 Т.Б разных видов плавания. | 3ч | |||
42-48 | Совершенствование техники спортивных приемов плавания « Кроль на груди» | 7ч | ||
49-55 | Совершенствование техники плавания «Кроль на спине» | 7ч | ||
56-62 | Совершенствование техникой плавания способом «Брасс» | 7ч | ||
V Игровой урок | 6ч | 6ч | ||
63-64 | Бег наперегонки- Кто самый быстрый? | 2ч | ||
65-66 | Подвижные игры для совершенствования спортивных приемов плавания | 2ч | ||
67-68 | Проведение спортивного мероприятия в игровой форме. | 2ч |
Примерное распределение времени на разделы учебной программы.
№ | Раздел учебной программы. | Классы. | ||||
I | II | III | IY | |||
1 | Введение | 10 | 10 | 6 | 6 | |
2 | Двигательные способности | 36 | 38 | 39 | 39 | |
Координация | 10 | 10 | 8 | 8 | ||
Скорость | 8 | 10 | 8 | 8 | ||
Выносливость | 8 | 8 | 7 | 7 | ||
Быстрота | 10 | 10 | 8 | 8 | ||
3 | Двигательные умения и навыки. | 27 | 27 | |||
Кроль на груди | - | - | 9 | 9 | ||
Кроль на спине | - | - | 9 | 9 | ||
Брасс | - | - | 9 | 9 | ||
4 | Игровой урок | 20 | 20 | 4 | 4 | |
5 | итого | 66 | 68 | 68 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Ссылка на цели | Деятельность учащихся | |||
всего | теор | практ | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | Привлечь учащихся к занятиям по плаванию | Беседа с учителем,вопросы. | ||
2 | Упражнения на дыхание | 4 | 1 | 3 | Дети должны усвоить то, что акт дыхания состоит из выдоха и вдоха без фиксированной паузы между ними. | ||
3 | Упражнения в воде | 3 | 1 | 2 | Давать разнообразие упражнений | Развить интерес у детей. | |
4 | Лежания на воде. | 2 | 2 | Научит плавать у поверхности воды в горизонтальном положении | Внимательно слушать учителя и выполнять имитационные упражнения. | ||
5 | Погружение в воду с головой. | 2 | 2 | Упражнения рассчитаны на освоение постепенного погружения. | Выполняют подводящие упражнения для погружения. | ||
6 | Скольжение на груди с последую щими движениями ногами. | 2 | 2 | Эта группа упражнений направлена на совершенствование безопорного горизонтального положения и изучение исходного положения. | При изучении из какого бы они исходного положения не выполнялись вначале не надо сильно отталкиваться. дети должны освоить скольжение на груди и на спине. | ||
7 | Скольжение на спине с последую щими движениями ногами | 2 | 2 | ||||
8 | Скольжение на спине с последующим движением руками. | 2 | 2 | ||||
9 | Скольжение на груди с последующими движениями обеих рук одновременно. | 2 | 2 | ||||
10 | Скольжение на спине с последующим движениями обеих рук одновременно. | 2 | 2 | ||||
11 | Учебный урок. | 4 | 4 | Посвящается изучению нового материала. | Дети слушают учителя, задают вопросы. | ||
12 | Обучение техники спортивных приемов плавания «Кроль на груди». | 8 | 1 | 7 | Научить техники плавания «Кроль на груди». | ||
13 | Обучение техникой плавания «Кроль на спине.» | 8 | 1 | 7 | Научит техники плавания «Кроль на спине». | ||
14 | Обучение техникой плавания способом «Брасс» | 8 | 1 | 7 | Научить техники плавания способом «Брасс» | ||
15 | Игровой урок | 17 | 1 | 16 | Содержит игры и развлечения. | Предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме. | |
16 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Проведение какого либо мероприятия или соревнования. | Дети должны показать те навыки, которым их учили во время курса по плаванию. | ||
17 | Всего часов. | 68 | 11 | 57 |
Содержание программы:
Тема 1: Введение.
Вводный урок проводиться для того чтобы дети освоили новый материал. На уроке присутствуют элементы рассказа, показа, объяснений.
Тема 2: Упражнения на дыхание.
При выполнении физических упражнений дыхание непрерывное. При обучении плаванию, и в частности дыханию, выполнению выдоха в воду следует уделять много времени и внимания. При систематических занятиях плаванием выдох в воду должен многократно повторятся на каждом уроке.
Тема 3: Упражнения в воде.
Упражнения выполняются каждое в отдельности, пока дети не научаться делать это свободно, легко, затем слитно, далее повторяются многократно и без остановок в указанной последовательности.
Тема 4: Лежания на воде.
Ученики плавают у поверхности воды в горизонтальном положении. Освоить такое положение можно с помощью различных интересных упражнений.
Тема 5: Погружение в воду с головой.
Постепенное погружение: умывание лица, приседания и т.д. Все упражнения выполняются с поддержкой и помощью педагога.
Тема:6-10: Скольжения.
Тело продвигается в вытянутом, напряженном положении, руки и ноги выпрямлены и соединены, носки оттянуты, голова находится между руками. Правильное выполнение скольжения определяют следующие факторы: исходное положение перед отталкиванием, сила и направление толчка, положение тела во время скольжения.
Тема 11: Учебный урок.
Посвящается изучению нового материала.
Тема 12: « Кроль на груди»
Продвижение пловца осуществляется главным образом за счет непрерывных попеременных движений руками. Основная гребущая поверхность – кисть – на протяжении всего гребка находится в наклонном положении по отношению к траектории ее движения.
Тема 13: « Кроль на спине»
Характерные особенности этого способе плавания – пловец лежит на спине, дыхание осуществляется без выдоха в воду.
Тема14: « Брасс»
Техника движений ногами состоит из разведений, сгибаний, вращений, выпрямлений, сведений и развернутого положения стоп перед гребком.
Тема 15 игровой урок
Предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме.
Дети должны показать те навыки , которым их учили во время уроков по плаванию.
Диагностика по выявлению эффективности программы по плаванию.
1. Самооценка уровня подготовки учащихся к соревнованиям в игровой форме.
ФИО учащихся | Высокая | Средняя | Низкая |
1.Рыбин Иван | Высокая | ||
2.Кузьмин Михаил | Высокая | ||
3.Пономарева Екатерина | Высокая | ||
4.Ступин Андрей | Высокая | ||
5.Фокина Екатерина | Высокая |
2.Самооценка психологической подготовки учащихся к соревнованиям.
ФИО учащихся | Высокая | Средняя | Низкая |
1.Рыбин Иван | Высокая | ||
2.Кузьмин Михаил | Высокая | ||
3.Пономарева Екатерина | Высокая | ||
4.Ступин Андрей | Высокая | ||
5.Фокина Екатерина | Высокая |
3. Самооценка затрат времени на реализацию программы по плаванию.
ФИО учащихся | Ушло больше запланированного времени | Количество времени соответствовало моим запросам | Времени ушло меньше, чем я ожидала. |
1.Рыбин Иван | да | ||
2.Кузьмин Михаил | да | ||
3.Пономарева Екатерина | да | ||
4.Ступин Андрей | да | ||
5.Фокина Екатерина | да |
План проведения спортивных и
воспитательных мероприятий.
Игры соревновательного характера:
Задача — освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде. Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей. Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное — в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.
Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами. Описание игры. Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх — «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3—4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине. Методические указания. Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.
Задача — освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами. Описание игры. Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, — «Кто выше?». Методические указания. До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног—«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.
|
Контрольные и тестовые задания:
Все задания выполняются в индивидуальном порядке. |
Методические приемы
В процессе занятий ребенок знакомится с множеством упражнений, не только развивающих функциональные возможности организма и координацию движений, укрепляющих мышцы, но и решающих конкретную задачу — обучение навыку плавания. Однако достаточно сложная структура движений, координационные особенности способов плавания и специфика выполнения большинства упражнений труднообъяснимы и труднодоступны для понимания детей дошкольного возраста. Как же быть? Известно, например, что во всех спортивных способах плавания кисть (гребущая плоскость) движется по необычным траекториям и занимает при этом наклонное положение по отношению к своей траектории. Надо учить детей именно так удерживать кисть при выполнении соответствующих упражнений. Но как объяснить это малышам? На помощь приходят образные выражения, сравнения с движениями животных и птиц, сказочные персонажи, бытовые жесты и умения. Например, после завтрака на столе остались крошки. Как их убрать со стола, какое положение примет кисть при таком движении? Именно наклонное — как при выполнении гребка. Или во время игры в песочнице нужно показать детям, как лучше сгребать песок, как захватить его побольше и продвигать по дуге, зигзагообразно, по другим траекториям одной и обеими руками одновременно, удерживая кисть в наклонном положении. Здесь педагог не только знакомит ребенка с формой гребка, но и прививает ему необходимые в жизни навыки. Еще один пример. Зима, дети вышли на прогулку, и вдруг пошел снег пушистыми хлопьями, снежинка «села» на ладонь. Попробуем ее сдуть — это совсем нетрудно, стоит лишь легонько на нее дунуть. А теперь положим на ладонь небольшой снежок или льдинку и тоже попробуем сдуть. В этом случае дунуть придется гораздо сильнее, энергичнее, только тогда снежок (льдинка) упадет с ладони. Именно так нужно выполнять выдох на занятиях плаванием. На прогулке летом можно сорвать одуванчик и с помощью сильного выдоха попытаться сдуть все пушинки. Такие сравнения, решающие как общие, так и частные задачи и направленные на понимание сущности изучаемого движения занимающимися любого возраста, называются в педагогике методическими приемами. Их очень много и для изложения хотя бы некоторых из них, применяемых в практике, понадобится отдельная книга. Каждый педагог в своей творческой работе применяет как общепринятые, так и свои собственные, подсказанные опытом, приемы. Главное, чтобы они были понятны маленькому ребенку, а изучаемые с их помощью движения стали более доступными.
Ниже перечислены методические приемы, упражнения и игры, последовательное изучение которых в конечном итоге формирует навык плавания. Задача преподавателей, родителей, обучающих плавать своих детей, — выбрать те из них, которые соответствуют уровню физического развития и плавательной подготовленности ребенка, а для новичков использовать последовательно изложенные методические рекомендации.
Общепринятые методические приемы
Выполнение упражнений в парах с поддержкой партнером. Необходимо предварительно объяснить и показать детям способ поддержки, установить очередность его выполнения, определить задачи выполняющего и поддерживающего. Используя этот прием, следует приучать детей (особенно поддерживающих) контролировать качество выполнения движений партнером, помогать в устранении замеченных ошибок. Как правило, этот прием применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Контрастные упражнения. Например, педагог дает задание: сесть на дно, но так, чтобы голова оказалась под водой (для этого глубина воды должна быть на уровне груди). Если предварительно выполняются глубокий вдох и задержка дыхания, то сделать это невозможно. Однако, выдыхая воздух по мере приседания и погружения, ребенок выполнит задание — сядет на дно. Следовательно, предварительный глубокий вдох и последующая задержка дыхания удерживают тело у поверхности воды, а при выдохе оно погружается в воду. Другое упражнение: в положении упора лежа сделать глубокий вдох, задержать дыхание («Воздушный шар»), прижать руки к туловищу и попытаться лечь на дно — не получится! Тогда выполним выдох («Гудок») — и тело ляжет на дно как «подводная лодка».
Вариативность при изучении движений. Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать «свой», соответствующий индивидуальным особенностям каждого. Для этого предусматривается изучение различных движений — прямыми и согнутыми руками по кругу, ромбом, «лепестком», в форме песочных часов, дугой и т. д.
Выполнение движений в соревновательной или игровой форме. В процессе изучения движений в различных положениях проводятся игры, обязательно содержащие эти движения. В игре деятельность ребенка направлена на достижение личной или командной победы — все изучаемые ранее движения выполняются отвлеченно, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень их освоения. Педагог контролирует действия занимающихся и по окончании игры в доступной форме указывает на допущенные ошибки.
С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме. Следует помнить, что при использовании данного приема участники должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале это выполнение упражнения на оценку: «Кто лучше?», «Кто дальше?» (продвинет игрушку, проскользит), «Кто точнее?» (поднырнет под плавающий круг) и т. д.
Облегчение (усложнение) условий выполнения упражнений. Педагог отмечает, что на мелком месте его подопечные выполняют упражнения хорошо. Для проверки прочности изучаемых навыков детей временно переводят на более глубокую часть бассейна, где им предлагается выполнить те же упражнения, но сначала в небольшой дозировке. Если и здесь все идет успешно, время работы в усложненных условиях увеличивается. Усложнением условий может быть также безостановочное выполнение упражнений по всей длине бассейна, плавание только с помощью рук или ног с дополнительным сопротивлением и т. д.
Медленное плавание. Это наиболее действенный прием, направленный на изучение согласования движений с дыханием (особенно в кроле на груди). Дело в том, что маленькие дети, чтобы удержать тело у поверхности воды, рефлекторно выполняют очень быстрые движения руками, не успевают своевременно сделать вдох и захлебываются, а затем останавливаются. Суть же рекомендуемого приема состоит в умении подчинить движения ритму дыхания, что на данном этапе обучения можно осуществить только с помощью медленного плавания. Однако для овладения этим приемом необходимо следующее: во-первых, научиться хорошо выполнять скольжение (длительное время сохранять исходное положение для выполнения плавательных движений); во-вторых, проплывать хотя бы несколько метров в очень медленном темпе, опустив лицо в воду (с задержкой дыхания); и в-третьих, уметь многократно выполнять ритмичные выдохи в воду, погружаясь с головой («Насос»).
Постепенное увеличение скорости плавания и сохранение при этом ритмичного дыхания в согласовании с движениями руками и ногами свидетельствует о прочном освоении навыка. Ребенок может, задержав дыхание или нарушив его ритм, быстро проплыть определенное расстояние, а у наблюдающих за ним складывается впечатление о правильном согласовании движений и дыхания. Определить ошибку можно по внешним признакам: одышке, изменению цвета кожи (чаще по краснению) лица, шеи, плечевого пояса. Если же ритм дыхания не нарушен, указанные признаки отсутствуют.
Выполнение движений, держась за неподвижную опору. Для этого используют сливной желоб, специально изготовленные жерди и т. п. В условиях малогабаритных бассейнов этот прием наиболее целесообразно применять для улучшения функциональной подготовленности, когда движения ногами уже хорошо освоены в безопорном положении. Дети охотно делают это под музыку, где периодическое чередование соответственно медленного, среднего и быстрого темпа изменяет и темп выполнения движений. Если же данный прием применять для изучения движений ногами, то ребенок сможет выполнить их правильно лишь в том случае, когда примет и будет сохранять на протяжении всего упражнения правильное исходное положение, требующее предварительного освоения. Если же исходное положение будет неправильным, этот прием не принесет никакой пользы, а лишь затруднит и увеличит сроки изучения несложных движений (в частности, кроля). Вот почему автор (в отличие от многих своих коллег) не советует использовать этот прием для изучения движений, а настоятельно рекомендует лишь как тест для оценки качества их выполнения.
Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде
- Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
- В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
- Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
- В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
- Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
- В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
- В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
- В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
- Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
- При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
- Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.
Список литературы.
- В.В. Горбунов «Вода дарит здоровье» М.1996г
- В.С. Васильев «Обучение маленьких детей плаванию» М.1961г
- Г.Левин «Плавание для малышей» М.1974г
- Т.И. Осокина «Как научить детей плавать» М.1959г
- Типовая программа воспитания и обучения в начальной школе. М.1984г.Т.И Осокина
- М.Г.Чекалдина « На голубых дорожках плывут малыши – плавание.»
- В.Н. Шубкин,Р.Р. Гатиатулин, Л.М. Кротова «Диагностика и консервативное лечение сколиоза в школе-интернате.г.К 1999г.
- Э.В. Ульрих, М.В. Девятова. «Лечебное плавание для детей со сколиозом» г.С-П 2000г
- Матвеев А.П, Петрова Т.В «Программы для учащихся в специальной медицинской группе»
Дополнительный (3)час.
Подвижные игры.
Планирование учебного материала на первый-второй год обучения
Содержание, разделы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Прохождение учебного материала | 34 | 2 | 32 |
I подвижные игры | 19 | 1 | 18 |
II строевая подготовка | 15 | 1 | 14 |
Календарно-тематическое планирование на третий год обучения.
№ п/п | Раздел, тема | Часы | ||
Строевые приемы | Теория | практика | всего | |
1 | Техника безопасности во время игр | 1 | ||
2 | Правила поведения в строю | 1 | ||
3-4 | Строевые приемы | 2 | ||
5-6 | Выполнение команд «На Ле-во!» «На Пра-во!» «Кру-гом!» | 2 | ||
7-8 | О.с построение в колонну, шеренгу, круг. | 2 | ||
9-10 | Перестроение из шеренги в колонну. | 2 | ||
11-12 | Размыкание и смыкание на вытянутые руки. | 2 | ||
13-14 | Ходьба приставными шагами с соблюдением правильной осанки. | 2 | ||
15-16 | Развитие навыка правильной осанки | 2 | ||
Подвижные игры | ||||
17-18 | Ловля и передача мяча в кругу, тройках. | 2 | ||
19-20 | Ловля и передача мяча в движении. | 2 | ||
21-22 | Броски мяча в парах | 2 | ||
23-24 | Игра «Стрелки», «Кто дальше бросит» | 2 | ||
25-26 | Веселые старты | 2 | ||
27-28 | Эстафеты с мячами | 2 | ||
29-30 | Игра «метко в цель» | 2 | ||
31-32 | «Пустое место» | 2 | ||
33-34 | «Космонавты» | 2 |
Дополнительный (3)час.
Подвижные игры.
Планирование учебного материала на третий-четвертый год обучения
Содержание, разделы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Прохождение учебного материала | 34 | 2 | 32 |
I подвижные игры | 19 | 1 | 18 |
II строевая подготовка | 15 | 1 | 14 |
Календарно-тематическое планирование на третий год обучения.
№ п/п | Раздел, тема | Часы | ||
Строевые приемы | Теория | практика | всего | |
1 | Техника безопасности во время игр | 1 | ||
2 | Правила поведения в строю | 1 | ||
3-4 | Строевые приемы | 2 | ||
5-6 | Выполнение команд «На Ле-во!» «На Пра-во!» «Кру-гом!» | 2 | ||
7-8 | О.с построение в колонну, шеренгу, круг. | 2 | ||
9-10 | Перестроение из шеренги в колонну. | 2 | ||
11-12 | Размыкание и смыкание на вытянутые руки. | 2 | ||
13-14 | Ходьба приставными шагами с соблюдением правильной осанки. | 2 | ||
15-16 | Развитие навыка правильной осанки | 2 | ||
Подвижные игры | ||||
17-18 | Ловля и передача мяча в кругу, тройках. | 2 | ||
19-20 | Передача мяча с набрасыванием | 2 | ||
21-22 | Передача в движении с ведением | 2 | ||
23-24 | «Охотники и утки» | 2 | ||
25-26 | Веселые старты | 2 | ||
27-28 | Эстафеты с мячами | 2 | ||
29-30 | Игра «метко в цель» | 2 | ||
31-32 | «Пустое место» | 2 | ||
33-34 | «Перестрелка» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...
авторская педагогическая разработка
Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"
Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...
Авторская педагогическая разработка "Занимательная грамматика"
Занятия предполагают улучшить грамматические навыки учащихся 2-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)
Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность, рассчитана на два года об...
Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»
в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание уделяется практическому применению глюкозы, способствующие формированию общих компетенций....
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) «Практикум по решению математических задач» программа факультатива
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) «Практикум по решению математических задач» программа факультатива для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных ...