Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 5-9 классов
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 5-9 классов, основана на авторской программе «Физическая культура» 5-9 классы, автор А.П. Матвеев. М.; Просвещение, 2012г. ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_klass_ivakina.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 5-9 классов разработана в соответствии с основными положениями
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, основана на авторской программе «Физическая культура» 5-9 классы, автор А.П. Матвеев. М.; Просвещение, 2012г. и обеспечена учебниками для общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5 класс, «Физическая культура» 6-7 классы, «Физическая культура» 8-9 классы автора А.П. Матвеева: М.; Просвещение 2012г.
А также с учётом региональных нормативных документов:
• Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012г. № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих основные образовательные программы начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС второго поколения».
• Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Физическая культура в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году».
• Учебного плана ОУ на 2014/2015 учебный год
• Положения о рабочей программе.
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
- формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, программа в своем предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение школьниками данной деятельности позволяет им не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать основные психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, воспитывать творческие способности и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной деятельности, программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности» (операционный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Место учебного предмета «Физическая культура » в базисном учебном плане.
Согласно Базисному учебному плану основного общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы физической культуры отводится 525 ч, из расчета 3 ч в неделю с V по IX классы.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа по физической культуре составлена с учётом особенностей образовательного учреждения: решением Педагогического совета, протокол № от 28 августа 2007г программный материал по разделу «Лыжные гонки» заменён на уроки по разделу «Плавание» (18 часов). С детьми, освобождёнными от плавания, занимается учитель физической культуры. Они изучают теоретические основы знаний по плаванию, программный материал по плаванию на суше, развивают физические качество необходимые для плавания на уроках по общей физической подготовленности.
В связи с тем, что школа работает в направлении: « Школа – территория здоровья», а методическое объединение учителей физической культуры по методической теме «Здоровьесберегающие технологии и формирование культуры здоровья учащихся на уроках физической культуры», в рабочую программу включены мероприятия по «Здоровьеориентированной деятельности». При использовании здоровьесберегающих воспитательных технологий выбираются такие технологии и методы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личных качеств, мотивации к здоровому образу жизни: оздоровительные, основы безопасности жизнедеятельности, здоровье формирующие, здоровье развивающие технологии, используется соревновательно-игровой метод. Использование системноно-деятельностного подхода определило воспитательные цели. Это создание ситуаций, которые стимулируют активность учащихся и ориентируют их на свободный выбор, творчество и самореализацию. На каждом уроке, рассматриваются вопросы: по основам теоретических знаний, вопросы по основам культуры ведения здорового образа жизни и рассматриваются практические навыки по оценке за функциональным состоянием организма обучающихся. В конце каждого месяца проводятся уроки «Олимпизма».
В процессе уроков включается программный материал по подвижным, народным играм, а также элементам спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол).
С обучающимися детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся занятия отдельно инструктором по физической культуре.
Имея хорошую материально – техническую базу:
(три спортивных зала, бассейн, два хореографических зала, гимнастический городок, стадион, открытые спортивные площадки для игры в русскую лапту, баскетбол, волейбол, мини – футбол), программа по физической культуре реализуется в полном объёме. В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности в зависимости от возраста и пола.
По прохождению разделов программы проводится контрольный урок. В течении года проводятся три административные контрольные работы Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
2. Результаты освоения предмета «Физическая культура»
По окончании 5 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на безе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются, прежде всего, в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории физической культуры, спорта и олимпийского движения.
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических знаний физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
По окончании 6 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности:
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении сохранении индивидуального здоровья;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических знаний физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
По окончании 7 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
Предметные результаты
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических знаний физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах;
- Расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств:
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта.
По окончании 8 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно0коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
Предметные результаты
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории физической культуры, спорта и олимпийского движения;
- освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью.
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
- формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств:
- оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб,
- определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
По окончании 9 класса должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- Формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности:
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно0коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
Предметные результаты
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории физической культуры, спорта и олимпийского движения;
- освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических знаний физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб; определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
3. Планируемые результаты
По окончании 5 класса учащиеся должны уметь:
- характеризовать Олимпийские игры как яркое культурное событие древнего мира;
- характеризовать понятие «физическое развитие»;
- определять основные признаки правильной и неправильной осанки, основные средства формирования правильной осанки и профилактики её нарушений;
- составлять индивидуальный режим дня и учебной недели;
- характеризовать цель и назначение утренней зарядки, и её влияние на работоспособность.
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 6 класса учащиеся должны уметь:
- характеризовать основные причины возрождения Олимпийских игр, роль Пъра де Кубертена в их становлении и развитии;
- раскрывать понятие «физическая подготовка», как система регулярных занятий по развитию физических качеств;
- соблюдать требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой;
- формировать задачи занятий физической подготовкой и подбирать для их решения учебное содержание;
- составлять планы занятий физической подготовкой, обеспечивать индивидуальную динамику повышения физической нагрузки, исходя из результатов самонаблюдения;
- проводить самостоятельные занятия по профилактике нарушений зрения, составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 7 класса учащиеся должны уметь:
- характеризовать Олимпийское движение в России (СССР);
- раскрывать понятие «двигательные действия», техника движения и её основные показатели;
- характеризовать качества личности, влияние физической культурой на формирование положительных качеств личности;
- соблюдать требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой;
- организовывать и самостоятельно проводить досуг с использованием средств физической культуры;
- определять общее состояние организма в разные временные периоды и оценивать его посредством сравнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 8 класса учащиеся должны уметь:
- характеризовать физическую культуру в современном обществе;
- определять цель, задачи и основное содержание прикладного направления физической культуры;
- определять цель, задачи и основное содержание спортивной направленности;
- объяснять роль и значение адаптивной и лечебной физической культуры;
- составлять планы самостоятельных занятий физической культурой;
-определять влияние тренировочных занятий на организм;
- соблюдать требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:
- организовывать и проводить туристические походы;
- соблюдать технику безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования);
- характеризовать основные компоненты здоровья, раскрывать понятие «здоровья»;
- раскрывать понятие «здоровый образ жизни»;
- раскрывать значение физической культуры и спорта в профилактике вредных привычек;
- проводить банные процедуры и соблюдать правила их безопасности;
- оказывать первую доврачебную помощь при травмах;
- раскрывать задачи, которые решаются в процессе профессионально-прикладной физической подготовкой;
- выбирать упражнения и составлять индивидуальные комплексы для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз
- соблюдать требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
4. Содержание курса
5 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Характеристика его основных показателей.
Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактики её нарушений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя гимнастика и её влияние на работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значения для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация самостоятельных занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической и технической подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов. Физическая нагрузка и способы её дозирования. Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка). Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности. Самоконтроль за изменением частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки.
Физическое совершенствование
Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирование правильной осанки. Комплексы упражнений для формирования стройной фигуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для профилактики нарушений зрений.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: построения и перестроения на месте и в движении; перестроение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага.
Акробатические упражнения: кувырок вперед в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатах в полушпагат.
Опорные прыжки: опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь; Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты, стоя на месте и прыжком. Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики): из виса стоя толчком двумя переход в упор; из упора, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) вперёд;
Легкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт;
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»;
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча на дальность с разбега (трех шагов).
Лёгкоатлетические упражнения для развития силы мышц ног и темпа движений.
Физические упражнения для самостоятельного освоения техники бега, техники прыжка, техники метания.
Плавание Теоретическая подготовка. Развитие выносливости. Освоение способов плавания на суше. Задержка дыхания. Общая физическая подготовка.
Спортивные игры. Баскетбол. Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направления движения. Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча. Броски мяча двумя руками от груди. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди, ведения мяча, бросков мяча двумя руками от груди.
Волейбол. Прямая нижняя подача. Приём и передача снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками.
Футбол. Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Ведение мяча.
Физическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движения, гибкости, ловкости.
Содержание курса
6 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Цель и задачи современного олимпийского движения. Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские чемпионы современности.
Физическая культура (основные понятия). Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятие силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств. Структура и содержание самостоятельных занятий по развитию физических качеств, особенности их планирования в системе занятий физической подготовкой. Место занятий физической подготовкой в режиме дня и недели.
Физическая культура человека. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация самостоятельных занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической и технической подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
Оценка эффективности занятий физической культурой. Занятия общей физической подготовкой: задачи, содержание, самонаблюдение за физическим состоянием.
Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для коррекции фигуры. Упражнения для профилактики нарушений зрения, осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки: опорный прыжок, через гимнастического козла согнув ноги.
Упражнения на гимнастическом бревне (девочки); Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения на параллельных брусьях (мальчики); Упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку. Спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча по движущейся мишени.
Плавание Теоретическая подготовка. Развитие выносливости. Освоение способов плавания на суше. Задержка дыхания. Общая физическая подготовка.
Спортивные игры. Баскетбол. Основные правила игры в баскетбол. Техника передвижения в стойке баскетболиста. Техника остановки двумя шагами. Техника остановки прыжком. Техника ловли мяча после отскока от пола. Техника ведения мяча с изменением направления движения. Техника броска мяча в корзину двумя руками снизу после ведения.
Волейбол. Основные правила игры в волейбол. Техника нижней боковой подачи. Техника приёма и передачи мяча. Тактические действия, их цель и значение в игре в волейбол.
Футбол. Основные правила игры в футбол. Техника ведения мяча с ускорением. Техника передачи мяча в разных направлениях на большое расстояние. Техника удара с разбега по катящемуся мячу.
Прикладно ориентированная физкультурная деятельность. Прикладно ориентированная физическая подготовка. Техника лазанье спиной по гимнастической стенке. Лазание по канату. Техника лазанье по гимнастической стенке по диагонали. Полосы препятствий естественного и искусственного характера.
Общефизическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движения, гибкости, ловкости.
Содержание курса
7 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре. Краткие сведения о Московской Олимпиаде 1980 г.
Физическая культура (основные понятия). Техника движений и её основные показатели. Основные правила самостоятельного освоения новых движений. Двигательные умения и двигательные навыки как качественные характеристики результата освоения новых движений. Правила профилактики появления ошибок и способы их усвоения.
Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация самостоятельных занятий физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения. Самонаблюдение и самоконтроль.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для коррекции фигуры. Упражнения для профилактики нарушений зрения, осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки: опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь; опорный прыжок, через гимнастического козла согнув ноги.
Упражнения на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики). Упражнения на параллельных брусьях (мальчики). Упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Упражнения с прикладной направленностью. Лазание по канату. Лазание по гимнастической стенке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Техника спринтерского бега. Техника гладкого равномерного бега в условиях преодоления соревновательной дистанции (мальчики – 3000м; девочки – 1500м.) Техника эстафетного бега.
Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись».
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся мишени;
Плавание Теоретическая подготовка. Развитие выносливости. Освоение способов плавания на суше. Задержка дыхания. Общая физическая подготовка.
Спортивные игры. Баскетбол. Техника ловли мяча после отскока от пола. Техника броска мяча в корзину двумя руками снизу после ведения. Техника броска мяча в корзину двумя руками от груди после ведения. Техника броска мяча в корзину двумя руками в прыжке. Техника ведения мяча с изменением направления движения. Техника поворотов на месте без мяча и с мячом. Техника броска мяча в корзину одной рукой в прыжке. Технико-тактические действия в защите и нападении. Игра в баскетбол.
Волейбол. Совершенствование техники нижней боковой подачи. Совершенствование техники приёма и передачи мяча. Техника верхней прямой передачи. Технико-тактические действия в волейболе. Игра в волейбол по правилам.
Футбол. Совершенствование техники ведения мяча с ускорением. Совершенствование техники передачи мяча в разных направлениях на большое расстояние. Совершенствование техники удара с разбега по катящемуся мячу. Технико-тактические действия в футболе. Игра в футбол по правилам.
Прикладно ориентированная физкультурная деятельность. Прикладно ориентированная физическая подготовка. Техника преодоления препятствий прыжковым бегом. Техника кроссового бега. Полосы препятствий естественного и искусственного характера.
Общефизическая подготовка. Физические упражнения из базовых видов спорта, направленно ориентированные на развитие основных физических качеств. Физические упражнения общеразвивающей направленности.
Содержание курса
8 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Основные направления развития физической культуры в современном обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно - ориентированное), их цель, задачи, содержание и формы организации. Всестороннее и гармоничное физическое развитие, его связь с занятиями физической культурой и спортом.
Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровью, коррекции осанки и телосложения, профилактике утомления.
Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата, как средство всестороннего и гармоничного физического совершенствования.
Физическая культура (основные понятия). Физическая культура в современном обществе. Физкультурно-оздоровительное направление как наиболее массовое направление, связанное с укреплением и сохранением здоровья, организации активного отдыха и досуга. Формы занятий оздоровительной физической культуры. Спортивное направление. Прикладное направление физической культуры как направление, связанное с подготовкой человека к предстоящей деятельности. Спортивная тренировка. Адаптивная физическая культура. Проведение самостоятельных занятий. Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении здоровья человека.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация самостоятельных занятий физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Составление плана занятий спортивной подготовкой. Планирование занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Измерение функциональных резервов организма как способ контроля над состоянием индивидуального здоровья. Проведение простейших функциональных проб с задержкой дыхания и выполнением физической нагрузки.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для профилактики нарушений зрений.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения: и комбинации. «Длинный» кувырок (с места и разбега); стойка на голове и руках; техника кувырка назад в упор, стоя ноги врозь; зачетные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учетом технической и физической подготовленности занимающихся).
Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь; опорный прыжок, через гимнастического козла согнув ноги.
Упражнения на гимнастическом бревне (девочки). Техника поворота на носках в полуприсяди на гимнастическом бревне (девушки). Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики). Техника размахивания на гимнастической перекладине (юноши) Упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Техника гимнастической комбинации на разновысоких брусьях. Упражнения на параллельных брусьях (мальчики). Техника гимнастической комбинации на параллельных брусьях.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись».
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся мишени; метание малого мяча на дальность с разбега.
Плавание Теоретическая подготовка. Развитие выносливости. Освоение способов плавания на суше. Задержка дыхания. Общая физическая подготовка.
Спортивные игры. Баскетбол. Технико-тактические действия при атаке корзины соперника: стремительное нападение, позиционное нападение. Технико-тактические действия в защите при атаке корзины соперника: подстраховка. Совершенствование техники ранее изученных приёмов игры в баскетбол. Игра в баскетбол по правилам.
Волейбол. Технические действия. Технико-тактические действия в защите. Игра по правилам. Совершенствование техники ранее изученных приёмов игры в волейбол.
Футбол. Технические действия. Совершенствование техники ранее изученных приёмов игры в футбол. Игра по правилам.
Прикладно ориентированная физкультурная деятельность. Прикладно ориентированная физическая подготовка. Общефизическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движения, гибкости, ловкости.
Содержание курса
9 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Туристические походы как форма организации активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма. Краткая характеристика видов и разновидностей туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования). Здоровье и здоровый образ жизни. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Организация и проведение занятий профессионально-прикладной подготовкой. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения: и комбинации. Упражнения и комбинации на бревне (девушки). Упражнения и комбинации на перекладине (юноши). Упражнения и комбинации на параллельных брусьях (юноши). Упражнения и комбинации на разновысотных брусьях (девушки).
Легкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись».
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся мишени; метание малого мяча на дальность с разбега.
Плавание Теоретическая подготовка. Развитие выносливости. Освоение способов плавания на суше. Задержка дыхания. Общая физическая подготовка.
Спортивные игры. Баскетбол. Технико-тактические действия при атаке корзины соперника: стремительное нападение, позиционное нападение. Технико-тактические действия в защите при атаке корзины соперника: подстраховка. Совершенствование техники ранее изученных приёмов игры в баскетбол. Игра в баскетбол по правилам.
Волейбол. Технические действия. Технико-тактические действия в защите. Игра по правилам. Совершенствование техники ранее изученных приёмов игры в волейбол.
Футбол. Технические действия. Совершенствование техники ранее изученных приёмов игры в футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность. Прикладно ориентированная физическая подготовка. Общефизическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движения, гибкости, ловкости.
Ивакина Елена Николаевна учитель физической культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса Физическая культура 1 класс.
Тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса Физическая культура 10 класс.
Рабочая программа учебного курса Физическая культура 10 класс....
Рабочая программа по курсу "Физическая культура" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса...
Рабочая программа по курсу "Физическая культура" для 2 класса
Рабочая программа для 2 класса...
Рабочая программа по курсу "Физическая культура" для 3 класса
Рабочая программа для 3 класса...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности обучающихся 5-9 классов к рабочей программе по курсу «Физическая культура»
Данные тесты разработаны для 5-9х классов по учебному предмету «Физическая культура» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану школы, рабочей...