Программа по физической культуре "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (8 класс) на тему

Волейбол способствует развитию познавательного и профессионального  интереса  школьников к физической культуре, так как  данная программа  предусматривает не только изучение и практическое усвоение техники игры, но и организацию соревнований, судейства.

Программа "Волейбол"  предусматривает применение разнообразных форм и методов работы: лекции, практические занятия,  организация игр, судейства.

Программа   рассчитана на учащихся 8-10 классов и является курсом, обеспечивающим вариативность   подготовки  выпускников  школы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 4»

Программа

  по физической культуре  

«Волейбол»

 

Составитель программы:

Подгорная Р.М.

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №4

 

 

 

г. Покачи

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………...

3

Тематическое планирование  для учащихся 8-9классов…………………………….

5

Содержание программы (8-9 классы)………………………………...

5

Тематическое планирование  для учащихся 10 классов …………………………….

6

Содержание программы (10 классы)……………………………...

6

Реестр оборудования, необходимого для реализации программы…………………

7

Список литературы…………………………………………………………………….

8

Приложение…………………………………………………………………………….

9

Пояснительная записка

Волейбол популярный и широко распространенный вид спорта. В  отличие от других игровых видов спорта  не требует  сложной организации мест занятий и дорогостоящего инвентаря. Большая зрелищность игры,  разнообразие тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм привлекают учащихся  ППУ в волейбол.

Волейбол способствует развитию познавательного и профессионального  интереса  школьников к физической культуре, так как  данная программа  предусматривает не только изучение и практическое усвоение техники игры, но и организацию соревнований, судейства.

Развивая  навыки  по технике игры, организации соревнований, судейства,  учащиеся постигают фундаментальные основы  спортивного менеджмента, поэтому целью данной программы является:

  • Создание условий для профессионального самоопределения учащихся в современном обществе  посредством  самореализации при освоении спортивных технологий.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  • Научить применять теоретические знания, полученные на занятиях   на практике;
  • Создать условия для развития познавательного интереса у учащихся  к данной теме;
  • Способствовать  воспитанию волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, организованность, настойчивость, упорство);
  • Способствовать развитию спортивного трудолюбия;
  • Способствовать популяризации волейбола среди учащихся ППУ.

Программа  предусматривает применение разнообразных форм и методов работы: лекции, практические занятия,  организация игр, судейства.

Программа   рассчитана на учащихся 8-10 классов и является курсом, обеспечивающим вариативность   подготовки  выпускников  школы.  

 Продолжительность данных  курсов по выбору  для каждого курса  составляет 18 часов, из которых: в 8 – 9классе - 13 отводится на практическое применение теоретических знаний, сугубо лекционными являются 5 часов; в 10 классе  – 3 часа теоретических, 15 практических.

В программе  разработано поурочное планирование (приложение 1).

При проведении практических занятий используются инструкции по технике безопасности на занятиях по волейболу, инструктивно - информационные  карточки, которые  позволят учащимся  в более короткие сроки усвоить учебный материал  и успешно сдать контрольные испытания (приложение 2). 

С целью профилактики травматизма для учащихся 8-10 классов разработаны упражнения для профилактики травматизма в волейболе (приложение 4).

Данная программа предусматривает сотрудничество с городским Комитетом по физической культуры, спорту.

По завершении курса учащиеся  8-10 классов  должны

    - знать:   определения (волейбол,  тактика защиты, тактика нападения, подача, передача),  правила игры в волейбол;

-уметь: выполнять подачу мяча через сетку, принимать мяч, выполнять скидки, организовывать и проводить соревнования, судить соревнования.

По завершении курса учащиеся  10 класса  должны

    - знать:   определения (волейбол,  тактика защиты,  нападающий удар,  блок),  правила игры в волейбол;

-уметь: выполнять  нападающие удары,  блоки,  организовывать и проводить соревнования, судить соревнования; распознавать технические ошибки и их исправлять.

Данная программа составлена на основе методического пособия «Волейбол для начинающих», составленного учителем физической культуры муниципального образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №6» Тырцовым С.П. в 2003 г.

При составлении программы  были учтены  Требования к содержанию

дополнительных образовательных программ, утвержденные приказом Минобразования России от 18.06.97г. №1221, а также инструкции по охране труда и технике безопасности.

Тематическое планирование учебного материала для учащихся 8-9 классов

пп

Тема

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теории

практики

др.

формы

Вводное занятие

 1

1

 

Устный опрос  

Основы техники в волейбол  

3

1

2

Тестирование

Тактика игры

2

1

1

Правила организации соревнований, судейство

5

1

4

Самостоятельная организация игр

Контрольные игры: товарищеские  встречи с командами учащихся  школы, с командами учащихся  общеобразовательных школ города.

5

5

Рейтинговая таблица

Контрольные испытания

по   теоретической и технической подготовке

2

1

1

Тестирование

Всего

18

5

13

Содержание программы (для учащихся 8-10 классов)

  1. Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Краткая история развития волейбола в России. Краткая история развития волейбола в городе Покачи. Спортивный инвентарь.

  1. Основы техники в волейбол  (3 часа)

Подачи мяча (нижняя прямая, верхняя боковая,  верхняя боковая, верхняя прямая). Передачи мяча (передача двумя руками сверху, передача одной рукой сверху, передачи назад, длинные передачи, короткие передачи, укороченные передачи, боковой нападающий удар). Прием мяча (прием мяча двумя руками снизу, прием мяча снизу одной рукой,  прием мяча с направленной передачей, блок).

  1. Тактика  игры (2 часа)

Тактика нападения. Тактика защиты.

  1. Правила организации соревнований, судейство (5 часов)

Правила организации  игры. Судейство игр. Заполнение заявок, протоколов соревнований, турнирных таблиц.

  1. Контрольные игры: товарищеские  встречи с командами учащихся кол  (5 часа)

Самостоятельная организация и проведение игр. Системы игр. Дружеские встречи с командами учащихся  школ города и учащимися ППУ№15.

                5.   Контрольные испытания 

по теоретической и технической подготовке (2 часа)

Выполнение тестовых заданий, подачи мяча, передачи мяча,  приема мяча.   Организация и проведение судейства игр.

Тематическое планирование учебного материала для учащихся 10 класса  

п\п

Тема

Всего часов

в том числе

Форма контроля

теории

практики

др.

формы

Вводное занятие

 1

1

 

Устный опрос  

Техника игры в волейбол

5

1

4

Тестирование

Правила организации соревнований, судейство

7

1

6

Самостоятельная организация игр

Контрольные игры: товарищеские  встречи с командами учащихся 10- 11  классов школы и с командами других школ

4

4

Рейтинговая таблица

Контрольные испытания

по   теоретической и технической подготовке

1

1

Тестирование

Всего

18

3

15

Содержание программы (для учащихся 10 класса)

  1. Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Краткая история развития волейбола в России. Краткая история развития волейбола в городе  Покачи. Спортивный инвентарь.

  1.   Техника  игры в  волейбол  (5 часов)

Нападающие удары. Блокирование. Техника защиты (техника перемещения, техника противодействия). Прием мяча (прием мяча двумя руками снизу, прием мяча снизу одной рукой,  прием мяча с направленной передачей, блок).

Типичные ошибки при выполнении технических  элементов, методы их исправления.

  1. Правила организации соревнований, судейство (7 часов)

Организации  игр. Судейство игр. Заполнение заявок, протоколов соревнований, турнирных таблиц.

  1. Контрольные игры: товарищеские встречи с командами учащихся 3 курсов  училища и с командами  школ   города, трудовых коллективов города(4 часа)

Самостоятельная организация и проведение игр. Системы игр. Товарищеские  встречи с командами учащихся  школ города  и учащихся  ППУ№15.

                5.   Контрольные испытания 

по теоретической и технической подготовке (2 часа)

Выполнение тестовых заданий,  нападающего удара, блокирование мяча, передачи мяча.   Организация и проведение судейства игр.

Реестр оборудования, необходимого для реализации программы

№п\п

Название

Необходимое кол-во, шт.

Имеется в наличии, шт.

Стоимость, недостающего оборудования,

руб.

1.

Сетка волейбольная

2

2

-

2.

Мячи волейбольные

25

25

-

Итого

-

Список литературы

1. Волейбол: перевод  с немецкого / Под общей ред. М.Фидлер.- М., ФиЗ.-123 с.

2.  Волейбол: Справочник. Сост. Эдельман А.С. ,     М., ФиС.-1984.- 89 с.

3 . Волейбол: Учебник для ин-тов физ.культ. д ред. Клещева Ю.Н.

Айриянца А.Г. - 3 изд. М.ФиС. 1985.- 270 стр.

4. Голомазов В.А. Ковалев В.Д. Мельников А.Г. Волейбол в школе.   М.Просв.1976.-320 с.

     5.  Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М.ФиС.1970.- 67с.

 6.  Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.ФиС.1978.- 89 с.

7. Железняк Ю.Д. Клещев Ю.Н. Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов. М. ФиС.1967, 48 с.

8.  Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для  учителя,     М. Просв. 1989.  128стр.

9. Ивойлов А.В. Волейбол: методика подготовки спортсменов высших разрядов. Минск. Высшая школа. 1972.- 120с .

10. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. М.ФиС.1981. 214стр.


                                                     

 

 Поурочное планирование   по программе  «Волейбол» для учащихся  10 класса

Урока

Тема урока

Сроки

Кол-во час

в том числе

Задачи

Необходимые

материалы для проведения

Прим.

теор

пр..

1.

Вводное занятие

1

1

1.Провести с учащимися инструктаж по технике безопасности.

2.Познакомить учащихся с историей развития волейбола  в РФ и в г.  Покачи.

3.Научить учащихся правильно выбирать спортивный инвентарь для занятия  волейбола; познакомить учащихся с правилами эксплуатации спортивного инвентаря.

4.Способствоват
популяризации волейбола среди учащихся.

  1. Инструкции по технике безопасности.
  2. Волейбольный мячи
  3. Волейбольная сетка

2, 3,4

 Нападающие удары. Блокирование мяча. Технические ошибки, методы их исправления

3

3

5.Научить учащихся выполнять нападающие удары, блокирование;  устранять технические ошибки.

  1. Способствовать развитию волевых качеств  у  учащихся (целеустремленность, дисциплинированность, организованность, инициативность настойчивость, упорство).
  2. Воспитание спортивного трудолюбия.

1.  Инструктивно- информационные карточки.

2.Волейбольный мячи

3. Волейбольная сетка

5,6

Техника защиты

2

1

1

1. Познакомить учащихся с тактикой защиты.

2. Способствовать развитию волевых качеств  у  учащихся (целеустремленность, дисциплинированность, организованность, инициативность настойчивость, упорство).

  1. Воспитание спортивного трудолюбия.

1.  Инструктивно- информационные карточки.

2.Волейбольный мячи

3. Волейбольная сетка

7,8

Организация соревнований, судейство игр

2

1

1

  1. Научить учащихся применять  правила организации  игры волейбол на практике.
  2. Научить учащихся  судейству  игр, заполнению заявок, протоколов соревнований.

3. Способствовать развитию волевых качеств  у  учащихся (целеустремленность, дисциплинированность, организованность, инициативность настойчивость, упорство).

4. Воспитание спортивного трудолюбия.

1. Спортивный инвентарь 2.Волейбольные мячи, волейбольная сетка;

3. Инструктивные карточки

9,10,11,12,13,14,

15,16

Контрольные игры на счет. Судейство игр

3

3

  1. Закрепить полученные знания и умения  по технике игры волейбол и организации соревнований и судейства.

2.  Научить учащихся применять теоретические знания на практике.

3. Воспитание спортивного трудолюбия.

  1. Спортивный инвентарь
  2. 2.Волейбольные мячи, сетка.

3. Инструктивные карточки

17,18

Контрольные испытания

по теоретической, технической подготовке

2

1

1

  1. Проверить уровень усвоения учащимися теории курсов и техники игры.

2. Способствовать развитию волевых качеств  у  учащихся (целеустремленность, дисциплинированность, организованность, инициативность настойчивость, упорство).

3. Воспитание спортивного трудолюбия.

1.  Карточки с заданиями


Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА

                          ЗАНЯТИЯХ      ПО      ВОЛЕЙБОЛУ

(для учащихся 8 -10 классов)

Общие требования безопасности.

  1. К занятиям по волейболу допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
  3. При проведении занятий  по волейболу возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
  • травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падении на мокром, скользком полу или площадке.
  1. Занятия по  волейболу должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
  2. При проведении занятий по  волейболу должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
  3. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
  4. О каждом несчастном случае с учащимися руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
  5. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
  6. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом занятий.

  1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
  2. Проверить надёжность установки и крепления стоек   другого спортивного оборудования.
  3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
  4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

Требования безопасности во время занятий.

  1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя  занятий.
  2. Строго выполнять правила проведения подвижной игры.
  3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
  4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
  5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
  2. При получении  учащимися травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости – отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющихся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

Требования безопасности по окончании занятий.

  1. Убрать в отведённое место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
  2. Тщательно проветрить спортивный зал.
  3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

Инструктивно-информационные

карточки для учащихся 8-10 классов.

Инструктивно - информационная карточка №1

Урок 2. Подача мяча

Подачи можно классифицировать:

а) по высоте обработки (удара по мячу):

нижняя,

верхняя;

б) по положению относительно сетки:

прямая,

боковая;

в) по характеру полета мяча:

с вращением,

без вращения.

Требования к технике нижней подачи:

1.Перед нижней прямой подачей ступни направлены в сторону сетки, перед нижней боковой подачей ступни располагаются параллельно сетке на ширине плеч.

2.Перед нижней прямой подачей ступня, разноименная с бьющей рукой, стоит впереди другой на 0,5-1,5 ступни.

3.Ноги перед подачей слегка согнуты в коленях.

4.Рука с мячом перед подбрасыванием находится на уровне пояса.

5.Положение бьющей руки в замахе: при нижней прямой подаче опущенная рука отводится назад, при нижней  боковой подаче прямая рука отводится вниз - назад - в сторону.

6.Подбрасывание выполняется на высоту, обеспечивающую точность попадания по мячу и достаточное время для замаха. Игроки со слабой координацией движений могут выполнять подачу без подбрасывания, т.е. с руки.

7.Рука для замаха отводится мягко, без рывка. При нижней прямой подаче туловище слегка  наклонено вперед, а при нижней боковой подаче туловище незначительно закручивается в сторону замаха.

8.Удар наносится основанием напряженной ладони, или кулаком.

9.Если подача выполняется с руки, удерживающая мяч рука должна быть неподвижна в момент удара.

10.После подачи масса тела переносится на ближайшую к сетке ногу.

11.После подачи рука показывает направление вылета мяча. При нижней прямой подаче наклон туловища сохраняется (рис.1,2).

 Рис.  1. Выполнение нижней прямой подачи

Рис.  2. Выполнение нижней боковой подачи

При выполнении нижней подачи возможны следующие ошибки:

Подготовительная фаза:

     1.Туловище излишне развернуто влево (вправо).

     2.Рука с мячом перед подбрасыванием низко.

     3.Рука с мячом перед подбрасыванием высоко.

     4.Подбрасывание выполнено высоко.

     5.Подбрасывание выполнено низко.

     6.Подбрасывание выполнено неточно.

     7.Подбрасывание выполнено с вращением.

     8.При нижней боковой подаче рука в замахе низко.

     9.При нижней боковой подаче рука в замахе высоко.

   10.Рука в замахе согнута в локтевом суставе.

   11.Рука в замахе недостаточно отведена.

Рабочая фаза:

12.Рука согнута в локтевом суставе.

13.Рука «болтается».

14.Кисть расслаблена.

15.Подбрасывающая рука движется в направлении сетки мяча.

16.Неточный удар по мячу.

Завершающая фаза:

       17.При нижней прямой подаче правая нога излишне впереди.

       18.При нижней прямой подаче предплечье уходит вверх.

       19.При нижней боковой подаче предплечье уходит влево.

Подводящие упражнения для нижней подачи:

а. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.

б. Положение бьющей руки для замаха и имитация замаха.

в. Имитация подбрасывания и подбрасывание мяча без удара.

г. Удар бьющей рукой по ладони, подбрасывающей руки.

д. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.

е. Имитация подбрасывания и подачи в целом.

ж. Нижняя подача с близкого расстояния в стену.

з. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру.

и. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния.

к. Нижняя подача через сетку партнеру с близкого расстояния.

л. Нижняя подача через сетку с места подачи.

Требования к технике верхней подаче:

1.Перед подачей ступни направлены в сторону предполагаемого вылета мяча.

2.Перед подачей ступня, разноименная с бьющей рукой, стоит впереди другой на 0,5-1,5 ступни.

3.Рука с мячом перед подбрасыванием находится выше пояса и слегка согнута.

4.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.

5.Подбрасывание выполняется вертикально. Правильность подбрасывания проверяется следующим образом:

   без удара мяч падает перед носком правой ноги на расстоянии 0,5-2 ступни).

6.Замах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука отводится мягко, без рывка.

7.Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.

8.Удар начинается с движения плеча вперед.

9.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.

10.Удар по мячу наносится основанием напряженной ладони, или кулаком.

11.После подачи масса тела переносится на впереди стоящую ногу.

12.После подачи рука показывает направление вылета мяча (рис. 3).

Рис. 3.Верхняя прямая подача

Рис. 4. Верхняя боковая подача

При выполнении верхней подачи возможны следующие ошибки:

Подготовительная фаза:

1.Туловище излишне развернуто влево (вправо).

2.Стопа (стопы) развернуты в сторону.

3.Рука с мячом перед подбрасыванием низко.

4.Подбрасывание выполнено высоко.

5.Подбрасывание выполнено низко.

6.Подбрасывание выполнено неточно.

7.Подбрасывание выполнено с вращением.

8.Плечо не отведено.

9.Рука в замахе зафиксирована низко.

10.Рука в замахе зафиксирована в стороне.

11.Рука в замахе «завалена» за голову.

12.Кисть развернута наружу.

13.Кисть «завалена» влево или назад.

Рабочая фаза:

14.Рука согнута в локтевом суставе.

15.Рука «болтается».

16.Кисть расслаблена.

17.Неточный удар по мячу.

Завершающая фаза:

18.Туловище «завалено» влево.

19.Правое бедро (нога) излишне впереди.

20.Предплечье уходит влево.

Подводящие упражнения для верхней подачи:

а. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.

б. Положение бьющей руки для замаха и имитация замаха.

в. Имитация подбрасывания и подбрасывание мяча без удара.

г. Удар бьющей рукой по тыльной стороне ладони подбрасывающей руки.

д. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.

е. Имитация подбрасывания и подачи в целом.

ж. Верхняя подача с близкого расстояния в стену.

з. Верхняя подача с близкого расстояния партнеру.

и. Верхняя подача через сетку с близкого расстояния.

к. Верхняя подача через сетку партнеру с близкого расстояния.

л. Верхняя подача через сетку с места подачи.


Инструктивно- информационная карточка №2

Урок №3,4. Передачи мяча. Прием мяча.

НИЖНЯЯ ПЕРЕДАЧА.

Нижние передачи можно классифицировать:

а) по способу передачи:

двумя руками,

одной рукой;

б) по высоте обработки:

стоя,

в приседе;

в) по направлению передачи:

над собой,

вперед,

за спину,

боком;

г) по положению относительно сетки:

лицом к сетке,

спиной к сетке,

боком к сетке.

Требования к технике нижней передачи:

1.Перед передачей ступни на одном уровне, или одна впереди другой на   0,5-1 ступни. Ступни на расстоянии не менее ширины плеч.

2.При передаче вперед туловище наклонено вперед (во всех фазах), при передаче за спину - вертикально.

3.Ноги согнуты в коленях, начинают выпрямляться раньше рук.

4.Перед передачей руки (предплечья и кисти) находятся на уровне пояса,  локти впереди туловища.

5.Кисти сложены в «замок» (одна сжата, другая обхватывает) и опущены.

6.Руки выпрямлены в локтях и плотно сложены. Мяч принимается на предплечья, чуть выше лучезапястных суставов. Положение рук позволяет игроку зрительно контролировать мяч в момент приема.

7.При приеме мяча, летящего в стороне от игрока, ближнее к мячу плечо поднимается до того, как руки складываются.

8.После приема руки остаются в положении приема, или незначительно сопровождают мяч.

Рис. 1. Нижняя передача двумя руками

При выполнении нижней передачи возможны следующие ошибки:

Подготовительная фаза:

1.Ноги выпрямлены в коленях.

2.Ноги излишне согнуты в коленях.

3.Ступни стоят узко.

4.Ступни стоят излишне широко.

5.Ступни не развернуты в направлении передачи.

6.Одна нога значительно впереди другой.

7.Пятки прижаты к полу.

8.Нет наклона.

9.Большой наклон.

10.Руки опущены.

11.Рано складываются руки.

12.Разворот корпуса без необходимости.

13.При приеме мяча в стороне не поднято наружное плечо.

Рабочая фаза:

14.Плечи подняты.

15.Недостаточно натянуты руки.

16.Не плотно сложены руки.

17.Руки близко к корпусу.

18.Кисти подняты.

19.Кисти излишне опущены.

20.Прием одной рукой.

Завершающая фаза:

21.После приема руки высоко.

22.После приема руки отдергиваются.

23.После приема нет контакта с опорой (прыжок).

Подводящие упражнения к нижней передаче:

а. Сочетание положения обеих рук и основной стойки. Преподаватель или партнер давит на предплечья.

б. Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под мяч сложенные руки, после вертикального отскока от рук поймать мяч.

в. Бросить мяч в стену, после отскока от пола подставить под мяч руки, направляя его в стену вверх-вперед, от стены поймать мяч.

г. Подбросить мяч, подставить под мяч сложенные руки. После вертикального отскока от рук поймать мяч.

д. С точного броска преподавателя вернуть мяч нижней передачей.

е. Бросить мяч в стену, подставить под мяч руки, направляя его в стену, от стены поймать мяч.

ж. Бросить мяч вверх-вперед, переместиться, выполнить нижнюю передачу над собой, поймать мяч.

з. Двукратное, и многократное выполнение нижней передачи:

над собой,

со стеной.

и. Выполнить нижнюю передачу с неточного набрасывания преподавателя или партнера. Мяч набрасывается:

впереди или через игрока,

слева или справа от игрока.

к. Нижняя передача от игрока к игроку.

л. Нижняя передача над собой с перемещением:

вперед или назад,

в сторону.

3.4. ВЕРХНЯЯ ПЕРЕДАЧА.

Верхние передачи можно классифицировать:

а) по способу передачи:

двумя руками,

одной рукой;

б) по высоте обработки:

стоя,

в прыжке,

в приседе;

в) по направлению передачи:

над собой,

вперед,

за спину,

боком;

г) по положению относительно сетки:

передачи на удар от сетки,

передачи на удар из глубины площадки.

Требования к верхней передаче:

1.Перед передачей ступни на одном уровне, или одна впереди другой на   0,5-1 ступни.

Ступни на расстоянии не более ширины плеч.

2.При передаче вперед туловище наклонено вперед (во всех фазах), при передаче за спину - вертикально.

3.Голова удерживается как можно ближе к вертикали.

4.Ноги согнуты в коленях, начинают выпрямляться раньше рук.

5.Перед передачей руки, согнутые в локтях, кратчайшим путем выносятся вверх. Кисти чуть выше головы. Локти на уровне плечевого сустава, или чуть выше. Расстояние между локтями определяется свободным положением мышц плечевого пояса (для контроля расслабленную руку игрока взять за запястье и поднять до исходного положения).

6.Во всех фазах передачи ладони развернуты внутрь. Кисти и пальцы, образуя сферу чуть большего, чем мяч, размера, обхватывают мяч и гасят его скорость, исключая его срыв и провал.

7.Руки выпрямляясь в локтевых суставах, выталкивают мяч. Кисти и пальцы сопровождают его, придавая необходимое направление. Вектор вылета мяча должен совпадать с вектором, соединяющим плечевой и лучезапястные суставы.

8.В завершающей фазе, после вылета мяча, движение рук, пальцев  и кистей продолжается по инерции, затем оно мягко угасает. Руки, кисти и пальцы располагаясь симметрично, показывают направление вылета мяча (рис 2,3).

                                             

Рис. 2. Верхняя передача мяча

Рис. 3. Верхняя передача мяча назад

При выполнении верхней передачи возможны следующие ошибки:

Подготовительная фаза:

1.Ступни стоят широко.

2.Ноги выпрямлены в коленях.

3.Перед передачей вперед ближняя к сетке нога впереди другой.

4.Перед передачей вперед дальняя от сетки нога значительно

впереди другой.

5.Корпус отклонен.

6.Голова запрокинута назад.

7.Локти разведены излишне широко.

8.Руки разведены излишне широко.

9.Руки опущены.

10.Большие пальцы не отведены.

11.Руки выносятся по широкой амплитуде.

Рабочая фаза:

12.При передаче нет опоры.

13.Позднее начало работы ног.

14.Недостаточная работа ног.

15.Корпус отклонен назад.

16.Руки встречают мяч высоко над головой.

17.Руки встречают мяч низко.

18.Руки излишне разведены.

19.Кисти заброшены назад.

20.Большие пальцы впереди.

21.Указательные пальцы разведены.

22.Пальцы полностью выпрямлены.

23.Пальцы излишне согнуты.

24.Мяч задержан.

25. «Втыкание» в мяч.

Завершающая фаза:

26.Руки недостаточно сопровождают мяч.

27.Руки отдергиваются назад.

28.Руки разведены.

29.Кисти разведены.

30.Кисти заброшены назад.

31.Кисти излишне закрыты.

32.Одна рука (кисть) выше.

33.Пальцы излишне согнуты.

Подводящие упражнения к верхней передаче:

а. Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче).

б. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче.

в. Низкий дриблинг мяча в пол /10-20см/ двумя руками на месте.

г. Верхняя передача в пол без зрительного контроля на месте.

д. Верхняя передача в пол с перемещением:

лицом или спиной по ходу движения,

боком приставным или скрестным шагом.

е. Верхняя передача в стену на минимальном расстоянии /5-10см/.

ж. Верхняя передача в стену без зрительного контроля.

з. Верхняя передача над собой на минимальную высоту /5-10см/.

и. Верхняя передача над собой без зрительного контроля.

к. Верхняя передача в пол с перемещением различными способами    без зрительного контроля.

л. Верхняя передача со стеной на близком /5-20см/ расстоянии:

перемещаясь вдоль стены,

опускаясь в присед и вставая,

без зрительного контроля.

м. Верхняя передача над собой на минимальную высоту:

сидя и лежа /чередование/,

то же, без зрительного контроля.

н. Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи:

после одного отскока от пола,

без отскока,

после перемещения.

о. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу:

на среднюю высоту /1-3м/ и поймать мяч,

на максимальную высоту,

на максимальную дальность,

после перемещения.

п. Верхняя передача с точного броска преподавателя /партнера/.

р. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:

над собой, в стену.

с. Верхняя передача над собой на месте серией 2-10 раз.

т. Верхняя передача со стеной серией 2-15 раз.

у. Верхняя передача с неточного броска преподавателя /партнера/.

ф. Верхняя передача над собой с перемещением различными способами.

х. Верхняя передача от игрока к игроку.

ц. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову.

ч. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.

Примечание: упражнения групп а.-г., е.-и., п.-т., х.  - можно выполнять сидя /облегченные условия/ или в приседе /усложненные условия/.

 

Инструктивно - информационная карточка №3

Урок 7,8. Правила организации соревнований, судейства

 

Информационная справка:

  1. Заявочный лист на участие в соревнованиях заполняет представитель команды.
  2. Протоколы соревнований ведет секретарь соревнований.
  3. Турнирную таблицу заполняет главный судья соревнований.

Задание 1. Заполнение заявочного листа  на  участие в соревнованиях (таблица 1)

Инструкция по заполнению заявочного листа для участия в соревнованиях

  1. В столбец  2 внесите фамилии, имена, отчества участников соревнований (вносится без сокращений).
  2. В столбец 3 внесите год рождения участников.
  3. В столбец 4 внесите вид программы (волейбол, пляжный волейбол).
  4. В столбец 5 - подписи участников, подтверждающих свое участие в соревнованиях.
  5. В столбец  6 врач вносит визу, являющимся медицинским допуском к соревнованиям.
  6. В строке «Допущено»  вносится количество участников, получивших медицинский допуск к соревнованиям.
  7.  В строке «Представитель команды» ставит подпись представитель команды и в скобках указывается расшифровка подписи с указанием инициалов имени и отчества.
  8. В строке «Руководитель» ставится подпись руководителя учреждения или организации команды и в скобках указывается расшифровка подписи с указанием инициалов имени и отчества.
  9. М.П. – ставится печать, заверяющая достоверность подписи руководителя.

Таблица 1.

Заявочный лист

на участие в соревнованиях  по волейболу

__________________________________________________________________________

(указать название организации, подразделения)

№п\п

Ф.И.О.

Год рожд.

Вид программы

Подпись участника

Виза врача

1

2

3

4

5

6

м.п.                     допущено______________________________________

                    Представитель команды__________________________

                    Руководитель___________________________________

Задание 2. Заполнение протокола  соревнований по волейболу

Инструкция по заполнению протокола соревнований (Таблица 2):

  1. В строке 1 «Команда А, Команда Б»  вносятся название команд.
  2. В столбцах «Сет» секретарь соревнований фиксирует количество очков (зачеркивает порядковый номер заработанного мяча).
  3. В строке «Итоговый счет» указывается количество выигранных  сетов.

      4.  В строках «Команда А: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей;

 Команда Б: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей» указывается количество пропущенных и забитых мячей  каждого  игрока.

5. В строке «Главный судья соревнований» ставится подпись главного судьи соревнований.

Таблица 2 . Протокол соревнований

Игрок А______________________________

 

Игрок Б______________________________

Сет 1

Сет 2

Сет 3

Сет 4

Сет 5

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

11

11

11

11

11

12

12

12

12

12

13

13

13

13

13

14

14

14

14

14

15

15

15

15

15

16

16

16

16

16

17

17

17

17

17

18

18

18

18

18

19

19

19

19

19

20

20

20

20

20

21

21

21

21

21

22

22

22

22

22

23

23

23

23

23

24

24

24

24

24

25

25

25

25

25

26

26

26

26

26

27

27

27

27

27

28

28

28

28

28

29

29

29

29

29

30

30

30

30

30

Итоговый счет______________________________

Команда А: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей________/________

Команда  Б: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей________/________

Секретарь соревнований:_______________________________________________________

Главный судья соревнований:____________________________________________________

Задание 3. Заполнение турнирной таблицы  соревнований

Инструкция по заполнению турнирной таблицы:

  1. В столбец 1 вносится номер команды и ее название.
  2. В столбец 2,3,4 -  результаты игры.
  3. В столбец 5 вносятся очки (количество выигранных игр).
  4. В столбец 6 вносится количество забитых и пропущенных мячей.
  5. В столбце  7  указывается место, занятое участником в соревнованиях.

Таблица 2.  Турнирная таблица

Название команды

1

2

3

Очки

Разница

Место

1

2

3

4

5

6

7

1.

ХХХХХХХ

2.

ХХХХХХХ

3.

ХХХХХХ

Инструктивно- информационная карточка №4

Урок 17,18.  Контрольные испытания по технической и теоретической подготовке

Ф.И.О. ученика(цы)_______________________________________________________

Класс ___________________________________________________________________

Теоретическая часть

      1. Назовите родину волейбола

 

2. Укажите какие подачи бывают (впишите в строки название подач)  

Подачи можно классифицировать:

а) по высоте обработки (удара по мячу):

_______________,

_______________;

б) по положению относительно сетки:

  _______________,

_______________;

в) по характеру полета мяча:

  _______________,

_______________;

3.Дополните предложение:

Волейбол – это спортивная игра______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Практическая часть

Прохождение практических испытаний

Задание

Оценка

Подача мяча  

Передача мяча

Прием мяча

Организация и проведение судейства игр

СРЕДНЯЯ  ОЦЕНКА

ОЦЕНКА ЗА ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСА______________________

Учитель___________________________


Инструктивно – информационные  карточки для учащихся 10 класса

                           Инструктивно- информационная карточка №1

Урок №2,3,4 Нападающие удары. Блокирование мяча. Технические ошибки и методы их исправления

Нападающие удары  можно классифицировать:

а) по направлению удара:

по ходу разбега,

с переводом;

б) по высоте передач:

с высокой передачи,

со средней передачи,

с низкой передачи;

в) по месту отталкивания:

с передней линии,

со второй линии;

г) обманные.

Требования к технике прямого нападающего удара по ходу:

1.Разбег обычно выполняется в два-три шага.

2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага – с разноименной с бьющей рукой ноги.

3.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди - внизу.

4. Первый шаг – короткий, обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.

5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги: правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую ногу.

6.Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед – вверх, описывая дуги.

7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.

8.Замах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.

9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.

10.Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.

11.Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.

12.Удар начинается с движения плеча вперед.

13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.

14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.

15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.

16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз (рис.1, 2).

Рисунок 1. Прямой нападающий удар

 

При выполнении нападающего удара возможны следующие ошибки:

Ошибки при разбеге:

1. Недостаточная длина разбега.

2. При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.

3. При ударе из 2-ой зоны косой разбег.

4. Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.

5. Низкая скорость разбега.

6. Не хватает скоростных качеств.

7. Количество шагов не соответствует расстоянию.

8. Ранний разбег.

9. Поздний разбег.

10. Руки на старте опущены.

11. Размахивание или скрещивание рук при разбеге.

Подготовительная фаза:

12. Нет вращения рук.

13. Вращение излишне согнутыми руками.

14. Высокое вращение рук.

15. Вращение прямыми руками.

16. Напрыгивание на две ноги одновременно.

17. Напрыгивание на носки.

18. Недостаточное стопорение правой ногой (короткий шаг) для правшей.

19. Левая нога приставляется поздно.

20. Левая нога ставится далеко вперед.

21. Вялое напрыгивание.

22. Излишне высокое напрыгивание.

23. Напрыгивание боком.

24. Прыжок в длину.

25. Прыжок не в полную силу.

26. Не хватает прыгучести.

27. Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются).

28. Низкая скорость взмаха руками.

29. Прогиб в пояснице.

30. Корпус завален влево.

31. Поворот боком к сетке.

32. Рука не зафиксирована в замахе.

33. Рука завалена влево.

34. Низко предплечье.

35. Низко локоть.

36. Кисть не закреплена при замахе.

37. Кисть развернута.

38. Пальцы разведены.

39. Не отведен большой палец.

Рабочая фаза:

40. При ударе нет посыла локтя вверх.

41. Удар согнутой рукой.

42. Не дорабатывает предплечье.

43. Не дорабатывает кисть.

44. Излишний уход руки назад после удара.

45. Излишний уход руки влево после удара.

45. Недостаточная скорость руки при ударе.

47. Удар поздно по ритму.

48. Удар чрезмерно круто вниз.

49. При обманном ударе нет имитации замаха.

50. При обманном ударе опускается локоть.

51. При обманном ударе заброшена кисть.

52. При обманном ударе расслаблены пальцы.

53. При обманном ударе излишнее сопровождение.

54. Обманный удар по низкой траектории.

55. Недостаточно резкий обманный удар.

56. Потеря высоты удара при переводе.

57. При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.

58. При ударе выше блока недостаточный накат.

59. Удар через сильнейшего блокирующего игрока.

60. Необоснованная попытка "чисто" обвести блок.

61. Удар в зону сильнейшего защитника.

62. Удар в защитника.

63. Перевод в линию с узкой передачи.

64. Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).

65. Обманный удар в руки.

66. Нападение без плана.

67. Нападение без учета обстановки.

68. Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.

69. Необоснованный риск при выборе нападающих действий.

Завершающая фаза:

70. Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.

71. При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.

72. Приземление на одну ногу.

73. Жесткое приземление.

74. Игрок не готов к следующим действиям.

Подводящие упражнения для нападающего удара:

Обучение разбегу и прыжку:

1.Одиночные и серийные взмахи руками на месте.

2.Прыжок на месте с взмахом рук.

3.Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

4. Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук.

5.Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке.

6. Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке

преподавателя (партнера).

7. Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку

                - с низкого подбрасывания преподавателя (партнера) "в темп".

               - с высокого подбрасывания преподавателя (партнера).

               - с собственного набрасывания.

Обучение ударному движению:

8. Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица.

Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

9. Взмах руками и постановка руки в замах:

              - на месте

              - в прыжке

10. Из положения замаха выполнить нападающий удар:

                      - по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки

                      - по мячу в левой руке

                      - без мяча с опусканием руки

                      - пол - стена с руки

                      - пол - стена после подбрасывания

Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:

11. Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу в держателе или в руке преподавателя (партнера):

                      - в пол

                      - через сетку

12. Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.

                     -  разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу

                     - с низкого набрасывания преподавателя (партнера) "в темп"

                     - с высокого набрасывания преподавателя (партнера)

                     - с собственного набрасывания

13. Нападающий удар с передачи преподавателя или партнера.

Примечание: Перед обучением нападающему удару в прыжке с разбега игроки с недостаточной координацией предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар.

Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.

Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара. Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч.

После  освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч. 

БЛОКИРОВАНИЕ.

Блок можно классифицировать:

а) по количеству участвующих игроков:

одиночный,

групповой (двойной и тройной);

б) по месту отталкивания:

на месте,

после перемещения;

в) по тактической направленности:

зонный,

ловящий.

Требования к технике блокирования:

1.Игрок располагается в непосредственной близости у сетки, ноги на расстоянии 1-1,5 ступней от сетки, на ширине плеч, согнуты в коленях.

2.Руки согнуты в локтях, ладонями вперед.

3.Перемещение осуществляется приставными или скрестными шагами, заканчивается напрыгиванием с последующим отталкиванием двумя ногами.

4.Руки помогают прыжку, как при нападающем ударе, но со значительно меньшей амплитудой и больше согнуты в локтях.

5.После отталкивания руки выносятся вверх – вперед кратчайшим путем. Расстояние между руками и сеткой минимальное, препятствующее прохождению мяча между предплечьями и сеткой. Жесткость блока обеспечивается натяжением рук вперед-вверх (контролируются локтевые суставы) и напряжением кистей и пальцев.

6.В момент прыжка и при блокировании туловище вертикально, живот слегка втянут, голова ровно.

7.Выбор места отталкивания определяется характером разбега нападающего соперников: блокирующий занимает позицию на воображаемой линии, продолжающей разбег нападающего.

8.Выбор времени отталкивания зависит от высоты передачи для нападающего удара: чем выше передача, тем позже отталкивание.

9.После блокирования руки опускаются не сразу, а некоторое время удерживаются вверху. После приземления игрок готов к следующим действиям  (рис. 1.).

Рисунок  1. Блокирование мяча

 

                                                   

При выполнении блокирования возможны следующие ошибки:

Подготовка и перемещение:

1.Игрок  стоит далеко от сетки.

2.Игрок стоит близко к сетке.

3.Игрок стоит далеко от антенны.

4.Игрок стоит далеко от вероятного места атаки.

5.Игрок невнимательно следит за связующим игроком соперника.

6.Недостаточно согнуты ноги.

7.Узко стоят ступни.

8.Игрок стоит боком к сетке.

9.При перемещении недостаточно согнуты ноги.

10.При перемещении развернуты стопы и корпус.

11.Поздний старт.

12.Ранний старт.

13.Низкая скорость перемещения.

14.Опущены руки перед прыжком.

Подготовительная фаза:

15.При напрыгивании стопы развернуты в сторону перемещения.

16.Вялое напрыгивание.

17.Напрыгивание на носки.

18.При напрыгивании недостаточно согнуты ноги.

19.Поздний прыжок.

20.Ранний прыжок.

21.Прыжок в длину (на сетку).

22.Прыжок в сторону.

Рабочая фаза:

23.Руки выносятся из-за головы.

24.В момент постановки руки расслаблены.

25.Руки согнуты в локтях.

26.Широкая постановка рук.

27.Узкая постановка рук.

28.Недостаточно натянуты плечи.

29.Живот выставлен вперед.

30.Голова запрокинута.

31.Запрокинуты кисти.

32.Кисти разведены.

33.В момент удара излишнее накрывание мяча кистями.

34.Кисти расслаблены.

35.Большие пальцы впереди.

36.Пальцы узко.

37.Пальцы расслаблены.

38.Руки не развернуты в 6-ю зону.

39.Игрок смотрит на мяч в момент удара.

40.Основной блокирующий не пристроился (дыра в блоке).

41.Игроки перекрывают друг друга.

Завершающая фаза:

42.Высокая стойка после приземления.

43.После приземления узко поставлены ноги.

44.Жесткое приземление.

45.Игрок не готов к следующим действиям.

Подводящие упражнения к блокированию:

Освоение техники блокирования на месте:

  1. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, сохраняя между кистями расстояние чуть меньше диаметра мяча.
  2. То же, но у стены с ударом ладонями о стену.
  3. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, выполнить прыжок вверх, руки вытянуть вверх - вперед. Не замахиваться: движение рук – по кратчайшему пути.
  4. Упражнение выполняется в парах, игроки стоят лицом друг к другу. Один игрок занимает исходное положение, как в 3. Партнер давит на предплечья (толчок), игрок пытается удержать напряженные руки в исходном положении.

5. Выполнить одиночное блокирование в прыжке:

                а) у стены;

                б) у сетки.

6. Блокирование мячей (брошенных нападающим игроком или тренером), стоя на подставке (бросок в руки):

а) поролоновые мячи;

б) волейбольные мячи.

7. Блокирование нападающего удара по мячу, установленному в держателе, стоя на подставке.

8. То же, что в 6, но блокирование в прыжке.

9. То же, что в 8, но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или правее блокирующего. Выполнить приставной шаг в сторону и сблокировать мяч.

10. В парах через сетку – один игрок имитирует нападающий удар с разбега, другой определяет место и время прыжка по направлению разбега нападающего игрока (прыжок против нападающего).

11. В парах через сетку – нападающий игрок выполняет удар с собственного подбрасывания, второй игрок выполняет блокирование в прыжке. Необходимо закрыть известное направление мяча.

12. То же, что в 11, но нападающий удар выполняется из зоны 4 с передачи для удара игроком зоны 3.

13. То же, что в 12, но нападающий удар из других зон.

14. То же, что в 12 и 13, но нападающий удар с различных по высоте, скорости и траектории передач.

15. То же, что в 12, 13, 14, но направление удара неизвестно.

Освоение техники блокирования после перемещения:

Имитация блока после перемещения вдоль сетки:

а) вправо-влево приставным шагом (1-2 шага);

б) скачком боком и с поворотом туловища (1 скачок);

в) перемещение на 1,5-3 м с поворотом туловища (движение начинает нога, ближняя к месту прыжка, с последующим стопорящим шагом внутренней частью стопы).

Челночный бег (2х2 м, 3х3 м. 2х3 м. 3х4 м) различными способами передвижения (приставной шаг, скачок, бег с поворотом туловища) с имитацией блокирования в конце каждого отрезка дистанции.

То же, но с чередованием в одной серии различных способов передвижения (например, влево - приставным шагом, вправо - бег с поворотом туловища).

Один игрок блокирует, его партнер (или несколько) выполняют нападающие удары с разбега с собственного подбрасывания. Исходное  положение  блокирующего в 1метре (или более) от зоны нападения (передвижения влево - вправо).

Блокирование нападающий ударов. Удары выполняются из зон 4 и 2 с передачи игрока зоны 3.

То же, но нападающий удар с длинной передачи из зоны 2 (4) в зону 4 (2).

7.    Блокирование нападающий ударов. Удары выполняются двумя нападающими игроками:

а) из зон 4 и 3;

б) из зон 2 и 3.

8. Блокирование нападающий ударов. Удары выполняются из зон 4 и 2 с передачи игрока зоны 2 (4).

Примечание: главная задача в каждом упражнении - совершенствование способа передвижения.

Дозировки: продолжительность одной серии - 15-20 прыжков, отдых между сериями - 1-2 мин, количество серий - 5-8.

При выполнении блокирования после перемещения в левую и правую сторону имеет место правосторонняя асимметрия. Это связано с тем, что более 50% нападающих ударов осуществляется из зоны 4, что накладывает отпечаток и на методику тренировки нападающих и защитных действий (блокирования).

Скрытый период (определение зоны атаки) и время перемещения из зоны 3 влево составляют 0,476 и 1,175 мс соответственно, а скрытый период и время перемещения вправо (в зону 2) составляют 0,442 и 1,121 мс. Незначительное запаздывание к месту встречи с нападающим игроком зоны 2 (в сравнении с перемещением вправо) влияет на качество блока. Поэтому в тренировках при совершенствовании блокирования нужно распределять поровну время для атак из зон 4 и 2.

Быстрое перемещение к месту блокирования - одна из составляющих эффективного индивидуального блокирования.

Вторая составляющая блокирования  - своевременная постановка рук на пути мяча, направленного со стороны соперника. Это зависит, прежде всего, от определенных качеств и способностей (умение предвосхищать ситуацию, правильно воспринимать и оценивать положение нападающего и мяча относительно сетки и т.д.), которые развиваются с помощью специальных упражнений.

Мнение, что блокирование необходимо осваивать только после овладения нападающим ударом, ошибочно. По мере изучения подводящих упражнений для нападающих ударов применяются подводящие упражнения для блокирования. Если этого не придерживаться, то происходит отрицательная интерференция - навык концентрации взгляда на мяче при выполнении нападающего удара переносится на действия игрока при блокировании.

   Инструктивно- информационная карточка №2

Урок №5,6 Техника защиты

СТОЙКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ.

Стойка - исходное положение игрока для перемещения, или выполнения игрового элемента (рис. 1).

Рисунок 1. Стойки волейболиста

                                         

                          а) стойка в момент                                                                         б) основная                                        

Существуют следующие виды стоек:

стойка для перемещения на блоке, или для блокирования,

стойка для перемещения при приеме подачи, или для приема подачи,

стойка для перемещения при приеме нападающих ударов, или для приема нападающих ударов,

стойка для перемещения при передаче на удар, или для верхней передачи,

стойка для разбега на удар.

При всех видах стоек ноги согнуты в коленях. Центр масс тела вынесен вперед. Ступни стоят, или на одном уровне, или одна впереди, что практически не влияет на стартовую скорость:

время преодоления первого метра ускорения из стойки:

-------------------------------------------------------------------------------------

при параллельных ступнях                                         -        0,82 сек.

одна стопа впереди другой                                        -        0,82 сек.

при опоре на пятки                                                      -        0,85 сек.

-------------------------------------------------------------------------------------

Руки в стойке для приема нападающего удара должны быть, вынесены вперед, на уровне пояса, по следующей причинам:

высокая скорость летящего мяча:

-------------------------------------------------------------------------------------

скорость полета мяча                               время полета мяча от

при нападающем ударе                            сетки до задней линии

-------------------------------------------------------------------------------------

мужчины                27 м/сек                                    0,33 сек

женщины                18 м/сек                                    0,50 сек

-------------------------------------------------------------------------------------

различие в скорости выноса рук для приема:

движение  руки:

от колена к плечу                                       0,44 сек.

от плеча к колену                                       0,38 сек.

Типичные ошибки в стартовых стойках:

При подготовке к перемещению:

1.Ноги выпрямлены в коленях.

2.Ноги излишне согнуты в коленях.

3.Ступни стоят узко.

4.Ступни стоят излишне широко.

5.Одна нога далеко впереди.

6.Нет наклона туловища при старте (пятки прижаты к полу).

7.Излишний наклон туловища при старте.

       8.При подготовке к выходу под мяч опущены руки.

       9.Игрок готовится статично, или напряженно.

     10.Игрок готовится суетливо.

Основные виды перемещений к мячу:

а) вперед:

левая - правая (правая - левая),

перемещение приставными шагами;

б) в сторону:

перемещение приставными шагами,

перемещение скрестными шагами;

в) назад:

шагами назад,

скрестными шагами назад под углом 45 градусов,

поворот на 180 градусов и бегом;

г) сложные перемещения в стороны и остановки (передачи на удар, прием подачи и нападающих ударов, блок, удары по переходящим мячам):

перемещение в сторону и остановка приставным шагом (два и более шага),

перемещение в сторону приставным и остановка скрестным шагом,

перемещение в сторону скрестным и остановка приставным  шагом,

поворот, бег, остановка приставным шагом.

Когда игроки перемещаются в сторону на три и более шага, скрестный шаг является наиболее пригодным для перемещений, исходя из временных требований.Среднее время перемещения на 3 метра в сторону, под углом 45 градусов (по результатам измерений в женских командах мастеров):

используя приставной шаг    -    1,51 сек,

используя скрестный шаг       -   1,42 сек.

3.2. ОСТАНОВКИ

Классификация остановок:

выпадом,

приставлением ноги (шагом),

скачком,

на две ноги (прыжком).

Требования к перемещениям и остановкам:

1.Определив точку встречи с мячом, перемещаться быстро.

2.Поворачиваться в направлении предполагаемой передачи.

3.Перед передачей желательно останавливаться.

Типичные ошибки при перемещениях и остановках:

1.Низкая скорость перемещения.

2.Недостаточное количество шагов.

3.Низкая частота бега.

4.Излишне широкие шаги.

5.Перемещение в высокой стойке.

6.Неточный выход под мяч.

7.Нет остановки.

8.Нет поворота в направлении передачи.

Подводящие упражнения к перемещениям:

а. Бег:

лицом вперед,

приставными шагами в сторону,

скрестными шагами в сторону,

спиной вперед.

б. Бег лицом, или спиной вперед, или приставными шагами:

с высоким подниманием бедра,

с захлестыванием голени.

в. Прыжки с продвижением вперед:

отталкиваясь ногами поочередно,

отталкиваясь ногами одновременно,

в приседе.

г. Ходьба и прыжки в приседе и полуприседе.

д. Бег с заданиями, выполняемыми по звуковым, или зрительным сигналам:

с изменениями направления, способа перемещения, или ускорениями,

с остановками различными способами.

е. Старты из различных исходных положений и стоек.

ж. Челночный бег:

одним способом (лицом вперед, или приставными шагами и т.д.),

разичными способами (сочетание).

з. Упражнения для развития специальной ловкости, связанные с перемещениями (см. разделы 2.1. и 2.2.)

Прыжки (передача на удар, нападающий удар, блок).

                       

     Инструктивно- информационная карточка №3

Урок № 7,8 Организация соревнований, судейство игр

Информационная справка:

  1. Заявочный лист на участие в соревнованиях заполняет представитель команды.
  2. Протоколы соревнований ведет секретарь соревнований.
  3. Турнирную таблицу заполняет главный судья соревнований.

Задание 1. Заполнение заявочного листа  на  участие в соревнованиях (таблица 1)

Инструкция по заполнению заявочного листа для участия в соревнованиях

  1. В столбец  2 внесите фамилии, имена, отчества участников соревнований (вносится без сокращений).
  2. В столбец 3 внесите год рождения участников.
  3. В столбец 4 внесите вид программы (волейбол, пляжный волейбол).
  4. В столбец 5 - подписи участников, подтверждающих свое участие в соревнованиях.
  5. В столбец  6 врач вносит визу, являющимся медицинским допуском к соревнованиям.
  6. В строке «Допущено»  вносится количество участников, получивших медицинский допуск к соревнованиям.
  7.  В строке «Представитель команды» ставит подпись представитель команды и в скобках указывается расшифровка подписи с указанием инициалов имени и отчества.
  8. В строке «Руководитель» ставится подпись руководителя учреждения или организации команды и в скобках указывается расшифровка подписи с указанием инициалов имени и отчества.
  9. М.П. – ставится печать, заверяющая достоверность подписи руководителя.

Таблица 1.

Заявочный лист

на участие в соревнованиях  по волейболу

__________________________________________________________________________

(указать название организации, подразделения)

№п\п

Ф.И.О.

Год рожд.

Вид программы

Подпись участника

Виза врача

1

2

3

4

5

6

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

м.п.                     допущено______________________________________

                    Представитель команды__________________________

                    Руководитель___________________________________

Задание 2. Заполнение протокола  соревнований по волейболу

Инструкция по заполнению протокола соревнований (Таблица 2):

  1. В строке 1 «Команда А, Команда Б»  вносятся название команд.
  2. В столбцах «Сет» секретарь соревнований фиксирует количество очков (зачеркивает порядковый номер заработанного мяча).
  3. В строке «Итоговый счет» указывается количество выигранных  сетов.

      4.  В строках «Команда А: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей;

 Команда Б: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей» указывается количество пропущенных и забитых мячей  каждого  игрока.

5. В строке «Главный судья соревнований» ставится подпись главного судьи соревнований.

Таблица 2 . Протокол соревнований

Игрок А______________________________

 

Игрок Б______________________________

Сет 1

Сет 2

Сет 3

Сет 4

Сет 5

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

11

11

11

11

11

12

12

12

12

12

13

13

13

13

13

14

14

14

14

14

15

15

15

15

15

16

16

16

16

16

17

17

17

17

17

18

18

18

18

18

19

19

19

19

19

20

20

20

20

20

21

21

21

21

21

22

22

22

22

22

23

23

23

23

23

24

24

24

24

24

25

25

25

25

25

26

26

26

26

26

27

27

27

27

27

28

28

28

28

28

29

29

29

29

29

30

30

30

30

30

Итоговый счет______________________________

Команда А: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей________/________

Команда  Б: количество  забитых мячей / количество пропущенных мячей________/________

Секретарь соревнований:_______________________________________________________

Главный судья соревнований:____________________________________________________

Задание 3. Заполнение турнирной таблицы  соревнований

Инструкция по заполнению турнирной таблицы:

  1. В столбец 1 вносится номер команды и ее название.
  2. В столбец 2,3,4 -  результаты игры.
  3. В столбец 5 вносятся очки (количество выигранных игр).
  4. В столбец 6 вносится количество забитых и пропущенных мячей.
  5. В столбце  7  указывается место, занятое участником в соревнованиях.

Таблица 2.  Турнирная таблица

Название команды

1

2

3

Очки

Разница

Место

1

2

3

4

5

6

7

1.

ХХХХХХХ

2.

ХХХХХХХ

3.

ХХХХХХ

Инструктивно- информационная карточка №4

Урок 17,18.  Контрольные испытания по технической и теоретической подготовке

Ф.И.О. ученика(цы)_______________________________________________________

Класс ___________________________________________________________________

Теоретическая часть

      1. Назовите родину волейбола

 

2. Дайте определения следующим понятиям:

  • Волейбол – это спортивная игра______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  • Блок – это___________________________________________________________________.

3. Назовите возможные технические ошибки при выполнении нападающего удара и методы их исправления___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Практическая часть

Прохождение практических испытаний

Задание

Оценка

 Нападающий удар   .

Блокирование мяча

Передачи мяча

Организация и проведение судейства игр

СРЕДНЯЯ  ОЦЕНКА

ОЦЕНКА ЗА ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСА______________________

            УЧИТЕЛЬ_________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...