БИОХИМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
статья по физкультуре на тему
хАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРВСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Скачать:
Предварительный просмотр:
БИОХИМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Перевалова Л.В., Мохов И.В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Шелеховского района Детско-юношеская спортивная школа «Юность»
Старший тренер-преподаватель отделения конькобежного спорта,
тренер-преподаватель отделения конькобежного спорта
Методика занятий физическими упражнениями с лицами разного возраста характеризуется рядом отличительных черт. В основе этих различий лежат особенности растущего организма. Особенно осторожным надо быть при занятиях физической культурой с детьми. Это связано с наибольшей уязвимостью растущего к различного рода воздействиям, в том числе и физическим упражнениям.
Период роста характеризуется неинтенсивным синтезом белка и нуклеиновых кислот. Происходит увеличение процентного отношения мышечной ткани к весу тела. Интенсивный синтез белков и нуклеиновых кислот требует значительных энергетических затрат. Для ребенка характерна также повышенная двигательная активность и значительные теплопотери (отношение поверхности тела к весу у детей выше, чем у взрослых). Это также требует значительных затрат энергии. Высокий уровень энергозатрат растущего организма обеспечивается высокой интенсивностью процессов аэробного окисления. Это связано с постоянной напряженностью в работе дыхательного и сердечнососудистого аппарата. В то же время для детей характерны относительно низкие функциональные возможности органов дыхания и кровообращения, невысокая кислородная емкость крови и организма в целом, связанная с понижением содержания гемоглобина, несовершенство механизма регуляции дыхания и кровообращения. Для растущего организма характерны также пониженные анаэробные возможности. Это связано с относительно низким содержанием креатинфосфата и гликогена, ограниченными буферными возможностями организма, меньшей устойчивостью к продуктам анаэробного обмена.
С момента рождения до 11-12 лет наблюдается быстрое снижение скорости роста (детский возраст). В последующие 3-4 года (подростковый возраст) скорость роста резко возрастает. Происходит так называемый скачок роста, обусловленный наступлением периода полового созревания. У девочек он приходится на возраст 12-13 лет, у мальчиков 14-15 лет. В дальнейшем (юношеский возраст) скорость роста становится ниже уровня, который был до скачка, и к 16-17 годам у девочек и к 18-19 годам у мальчиков рост полностью прекращается.
Рост живого организма – это процесс интенсивного синтеза белков и нуклеиновых кислот. В соответствии с этим потребность в белках у детей значительно выше, чем у взрослых. В период роста происходит увеличение размеров и веса всех органов и тканей. Особенно интенсивно увеличивается мышечная масса. Возрастает процентное соотношение мышечной массы к весу тела. Особенно активно синтезируются мышечные белки в период полового созревания. В этот период заметно увеличивается мышечная сила и быстрота. Интенсивный синтез белков и нуклеиновых кислот требует значительных энергетических затрат. Высокий уровень энерготрат растущего организма обеспечивается интенсивно идущими процессами аэробного окисления. Это находит отражение в более высоком, чем у взрослых, потреблении О2 на 1 кг веса тела (общее количество потребляемого в единицу времени О2 у взрослых выше из-за большего веса тела).
Портебление кислорода детьми в покое
Возраст | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Потребление О2 (мл/кг мин) | 6,0 | 5,4 | 5,0 | 4,8 | 4,8 | 4,6 | 4,7 |
Повышенное потребление О2 обеспечивается постоянным напряжением в работе дыхательной и сердечнососудистой систем. В то же время для детей характерен более низкий уровень развития систем организма, обеспечивающих потребление, транспорт и использование О2 клетками организма. У детей слабее развиты дыхательные мышцы, ниже диффузионная способность легких. В детском возрасте ниже кислородная емкость крови, обусловленная пониженным содержанием гемоглобина в крови. Ограниченные возможности детей потреблять кислород и небольшие запасы его в организме объясняются также невысоким содержанием миоглобина. Растущий организм уступает взрослому и по количеству ферментов, осуществляющих аэробные превращения и по их активности.
Еще одним фактором, ограничивающим возможности аэробного обмена у детей и подростков, является высокая степень разобщения окисления с фосфорилированием (то есть перенос пары водородов с НАД*Н2 по дыхательным ферментам на кислород очень часто сопровождается ресинтезом не трех, а меньшего количества молекул АТФ).
Ограниченность углеводных ресурсов организма объясняется тем, что часть углеводов используется в качестве строительного материала.
При выполнении мышечной работы содержание сахара в крови у детей и подростков снижается значительно быстрее, чем у взрослых. Это объясняется не только меньшими запасами углеводов в печени и в организме в целом, но и особенностями регуляции углеводного обмена, выражающемся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь. Таким образом, растущий организм характеризуется высокой интенсивностью обменных процессов, преобладанием процессов ассимиляции над диссимиляцией, что обеспечивает его рост и развитие. Это приводит к высокой интенсивности процессов энергообмена в организме. Кроме того, повышенные энерготраты организма детей и подростков связаны с их повышенной двигательной активностью и большой теплоотдачей. Большие энерготраты растущего организма приводят к тому, что системы аэробного энергообеспечения даже в состоянии покоя функционируют с большой напряженностью. Наряду с ограниченными аэробными возможностями, растущий организм характеризуется невысокими аэробными возможностями. Ограниченные возможности креатинфосфатного механизма ресинтеза АТФ в растущем организме связаны преимущественно с невысоким содержанием креатинфосфата в мышцах. Увеличение содержания креатинфосфата в мышцах происходит параллельно с ростом организма вплоть до зрелого возраста.
Ограниченные возможности гликолитического механизма энергообеспечения связаны с пониженным содержанием гликогена в мышцах, меньшим возможностям буферных систем организма, более низкой устойчивостью к продуктам анаэробного обмена и меньшей активностью ряда ферментов гликолиза. Небольшие анаэробные возможности с одной стороны и высокая интенсивность аэробных процессов - с другой определяют более высокую скорость восстановительных процессов у детей и подростков.
У детей и подростков сравнительно низкая мощность и устойчивость деятельности желез внутренней секреции. Некоторые вырабатываемые ими гормоны выполняют важные функции при работе. Они способствуют лучшему обеспечению работающих мышц и других органов и тканей источниками энергии, повышают активность ферментов, осуществляющих химические реакции. Особенностями растущего организма позволяет детям и подросткам сравнительно легко переносить кратковременные интенсивные нагрузки, при которых энергетическое обеспечение осуществляется преимущественно за счет расщепления креатинфосфата, при менее интенсивной, но более продолжительной нагрузке (от 20-30 сек. До 4-5 мин) большое значение приобретают гликолитические механизмы энергообеспечения.
Таким образом, дети и подростки проявляют сравнительно невысокую работоспособность в упражнениях, требующих проявления выносливости. Особенно трудны и даже опасны для здоровья юных спортсменов упражнения на выносливость лактатной аэробной направленности. Развитие скоростной выносливости целесообразно проводить не ранее 17-18 лет. в 19-20-летнем возрасте создаются оптимальные предпосылки для достижения высоких результатов в скоростно-силовых видах легкой атлетики, оптимальные предпосылки к достижению высоких результатов создаются в возрасте 22-24 лет и старше.
При занятиях с юными спортсменами не следует применять очень больших физических нагрузок. Не рекомендуются длительные усилия и статистические напряжения. Наиболее целесообразны кратковременные интенсивные упражнения, разнообразные по характеру, с достаточным временем отдыха. При многолетней тренировке следует ориентироваться на постепенное возрастание объема, а не интенсивности тренировочных нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА
- Черемисинов, А.В. Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями с лицами разного возраста / А.В. Черемисинов. - М.:«Академия», 2001.-578 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков
Результат исследовательской работы учителя физической культуры...
Спортивная одежда и обувь для занятий физическими упражнениями и спортом
Как правильно одеваться для занятий физическими упражнениями и спортом?...
Особенности приобщения подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом
В статье говориться о том, как привлечь подростков к занятиям физической культурой и спортом....
Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.
В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями должны приниматься меры по предупреждению телесных повреждений, т.е. профилактика травматизма, которая предполагает: – строгое соблюден...
ОУД.06 Физическая культура . ТЗ №4 Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
Утренняя гимнастика – одна из малых форм занятий....
Состояние организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают значительное влияние на функциональное состояние сердечнососудистой, мышечной и дыхательной систем и поэтому требуется тщательный педаг...