Баскетбол. Методика обучения
методическая разработка по физкультуре (10 класс) по теме
Методика обучения техническим элементам и подводящие игры для спортивной игры баскетбол.
Баскетбол – спортивная атлетическая игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания. Нами разработан комплекс упражнений, который применяется на уроке, при изучении темы баскетбол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_basketbol.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения техническим элементам и подводящие игры для спортивной игры баскетбол.
Баскетбол – спортивная атлетическая игра, один из самых популярных видов спорта. Занимаясь баскетболом, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Баскетбол – эмоциональная игра, которая делает человека более общительным и контактным. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания. Нами разработан комплекс упражнений, который применяется на уроке, при изучении темы баскетбол.
Приёмы и действия, с помощью которых ведётся игра, позволяют начинать занятия с детьми 9-10 лет, используя для этого инвентарь и оборудование, соответствующие возрасту. Правильное понимание педагогических задач, особенно в работе с детьми, требует знаний о приёмах, технике, тактике и правилах игры в баскетбол.
Начинать обучение надо с правильных перемещений и параллельно этому изучать ловлю и передачи мяча, броски и ведение. Обучение перемещений включает:
- изучение техники каждого приёма (бег, прыжки, повороты);
- приобретение навыков сочетания приёмов перемещений между собой;
- повышение качества выполнения каждого приёма;
- повышение способности свободного перехода от одного способа к другому в целях своевременного и эффективного маневрирования.
Первым изучается бег в сочетании с остановками, затем прыжки и повороты. Резко разграничивать время изучения отдельных приёмов не рекомендуется: как только усвоена правильная структура приёма, можно изучать новое. Используя естественные навыки в беге, следует вносить уточнения в технику постановки стоп на площадку, акцентируя внимание на перекате с пятки на носок и мягкой постановке стопы. При изучении остановки в два шага особое внимание обращается на перенос центра тяжести за пределы опоры и на погашение скорости разбега. Важным условием при изучении поворота является правильное положение опорной ноги, которую отрывать от пола нельзя. Прыжки изучаются вначале с места. Особое внимание надо обращать на приземление, а затем на вертикальность взлёта.
При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип «от простого к сложному» и следующие методы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.
При изучении технического элемента, такого как передача, сначала изучается передача двумя руками от груди. Внимание акцентируется на исходном положении и рабочей фазе. Затем изучают передачи в движении после двух шагов, потом в прыжке. Броски по кольцу – это самое интересное для детей, но чтобы добиться точности попадания, надо хорошо изучить технику выполнения броска. Для отработки броска двух уроков физкультуры в неделю недостаточно, поэтому самое главное, чтобы учащиеся знали, как прицеливаться и куда смотреть, что завершающее движение делает кисть и что мяч должен забрасываться по высокой траектории. Начинать нужно броски под углом к щиту с близкого расстояния, что позволяет использовать щит как дополнительный ориентир. Затем изучается бросок в движении. Внимание обращается на формирование такого навыка, как получение мяча при ловле и возможность как можно быстрее перевести взгляд на корзину. Для того чтобы ученики больше старались акцентировать внимание на прицеливание и думать над движениями рук и ног, лучше выполнять это упражнение в соревновательной форме.
При изучении технического элемента, как ведение мяча, лучше начинать ведение с обычным отскоком. Внимание ученика должно быть обращено на то, что мяч отскакивает не выше бедра, локоть не поднимается вверх, кисть мягко толкает мяч вперёд и лежит не сверху на мяче, а сбоку. Изучение начинается стоя на месте, в движении вперёд, спиной вперёд, с изменением направления, с сопротивлением.
Все эти технические элементы изучаются с 5 по 11 классы, только упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют ученики техникой и в каком они классе. Учащиеся получат много удовольствия от игры, если научатся выполнять основные приёмы техники: передачу, ведение и броски по кольцу. Достижение цели упражнения зависит от энтузиазма, с которым ученик выполняет его. Поэтому желательно вносить элемент соревнования. Часто учитель ищет новые упражнения, чтобы избежать монотонности на уроке, так как это вызывает быстрое чувство усталости и падение интереса к игре. Одно упражнение нередко объединяет два, три и большее количество игровых приёмов. Например, удержание, передачи и ловля мяча входят составной частью почти в каждое упражнение. Ведение мяча хорошо сочетается с остановками и поворотами.
Но игра в баскетбол невозможна без тактики. Основными задачами в обучении учеников тактическим действиям являются:
- развитие внимания, ориентировки и зрительной памяти на ситуацию.
- обучение основным индивидуальным и групповым действиям.
- развитие творческого мышления и воображения.
- ознакомление с основами систем ведения игры.
Для обучения тактики надо всегда иметь двустороннее взаимодействие противников. Это очень осложняет задачу обучения. Методическим приёмом является введение соответствующих ограничений в действиях игроков защиты и нападения и введение условностей.
Упражнения для 5-11 классов.
Разминка с мячами.
- перебрасывание с руки на руку по высокой траектории. (По дуге)
- между ног “восьмёрка”.
- вращение вокруг туловища.
- вращение вокруг головы.
- подбрасывание мяча вверх с поворотом на 180 и 360 градусов.
- подбрасывание мяча перед собой вверх - ловля сзади.
- подбрасывание мяча из-за спины через правое и левое плечо.
- поймать мяч с наименьшим отскоком от пола.
- поднять лежащий мяч на полу одной кистью руки.
- перехватить мяч с правой руки на левую руку между ног.
Упражнения для изучения и закрепления броска в движении.
- с места два шага – передача в стену или партнёру.
- то же самое, но с палками, скакалками, обручами
-.с места один удар в пол, два шага – передача.
- у щита под углом 45 градусов на расстоянии двух шагов с одним ударом.
- после небольшого ведения.
- после передачи, ловля, два шага – бросок.
Внимание обращать на то, что с правой стороны первый шаг правой ногой, с левой – левой. Бросок выполняется в безопорном положении.
Упражнения с двумя мячами на развитие ловкости, координации.
- жонглирование.
- один катим - другой ведём.
- ведение двумя руками одновременно, попеременно.
- передачи в стенку.
- передачи в парах с отскоком один и по воздуху другой мяч.
- передачи в парах по воздуху двух мячей.
- передачи в парах с отскоком двух мячей.
Упражнения “в тройках”
- “восьмёрка” (куда отдал мяч, туда и бежишь, но за спину партнёра.)
- передачи со сменной мест.
- передачи через центрального игрока.
- передачи по кругу в правую и левую стороны.
Для 10-11 классы можно добавить второй мяч.
Упражнения для совершенствования передачи и ловли мяча.
“Квадрат” с двумя мячами в четыре колонны:
1.передача вправо – убегаешь вправо.
2.передача вправо – убегаешь влево.
3.передача по диагонали – убегаешь вправо, (влево )
4. передача вправо – убегаешь по диагонали.
5. передача вправо – убегаешь влево.
6. передача вправо (влево ) – убегаешь во встречную колонну.
Для 5-7классов можно делать на месте, т. е оставаться в своей колонне.
Игры, подводящие к игре баскетбол.
а) для совершенствования приставного шага защитника “Коршун, наседка, цыплята”
б) для совершенствования передачи и ловли мяча “Мяч капитану”
в) “Салки с мячом”. Двое водящих. При помощи передач надо задеть игроков только мячом. Бегать с мячом в руках нельзя.
г) “Невод”. То же самое, только кого задели, участвует вместе с водящими. Цель: Взаимодействие игроков и видение площадки.
е) для совершенствования дриблинга. Один мяч на пару. У кого нет мяча – надо им завладеть. Мячи у всех. Выбить чужой, не потеряв свой мяч.
Все эти упражнения не требуют сильного мастерства , а только внимание, ловкость и координацию движения. Подводящие игры и эти упражнения не дают детям почувствовать усталости, им становится интересно, а для учителя это является основной задачей на уроке. Интерес к упражнениям служит действующим и хорошим средством для овладения техническим элементам в игре баскетбол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения навыкам игры в баскетбол
Урок физической культуры...
Авторская разработка по баскетболу"Методика обучения баскетболу учащихся 4-11классов"
Авторская разработка...
Методика обучения стойкам и передвижениям нападающего в баскетболе
Теоритические предпосылки и методика обучения приемов...
Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе
Основные задачи урока:1. Совершенствование технических приёмов ведения, передачи и бросков мяча;2. Развитие координации, внимания, игровой ловкост...
Теория и методика обучения элементам баскетбола.
Теория и методика баскетбола....
Методика обучения баскетболу на уроках физической культуры
Дано 12 уроков по обучению учеников игре в баскетбол....
Методика обучения баскетболу на уроках физической культуры 7 класс
Дано 12 уроков обучения игре в баскетбол учеников 7 класса....