"Внедрение инновационных технологий на занятиях физической культуры через прыжки на скакалке"
материал по физкультуре по теме

Григорьева Наталья Юрьевна

Реферат для выступления на городских конференциях и международных семинарах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл superreferat.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание.

1.Введение.

2.Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой.

3.Скипинг.

   3.1.Понятие «скипинг», характеристика вида спорта

   3.2. География скипинга        

   3.3.Категории людей, которые могут заниматься скипингом

   3.4.История возникновения скипинга

4.Заключение.

5.Список литературы.


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым!

Жан-Жак Руссо

Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Я с удовольствием отношу себя к самой социально-необходимой части человеческого общества – педагогам!

Почему я стала учителем физической культуры? Видимо это во мне сформировалось еще с детства. В школе любимым предметом для меня стал урок физкультуры. У меня всё получалось легко и непринуждённо. Каждый урок я впитывала, как губка. Профессионально занималась народными танцами во Дворце пионеров имени Жданова.

Шло время.… И вот я –  педагог, который сначала преподавал в начальной школе, а потом нашёл себя учителем физкультуры. Новая квалификация требовала большой ответственности. Осознавая это, я поставила перед собой ряд вопросов.

Чему учит физическая культура? Она должна, по моему мнению, учить искусству быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей работе, надо исходить из интереса и потребности ребёнка, которому с рождения нужно двигаться, резвиться, падать, кричать и быть здоровым. На занятия по физической культуре  дети ходят ради укрепления здоровья и физического развития. 

Как же сделать так, чтобы ребёнок трудился, не принуждая его к этому? Вот в чём проблема!

 «Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?

Гармония нужна - здесь нет сомнений!

От умственной нагрузки - под крыло

Физических активных упражнений!», - П.Ф.Лесгафт.

Как инструктор по физической культуре в основу её я ставлю формирование универсальных учебных действий школьников.  Развитие разносторонне, гармонически, физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры возможно через игровые виды деятельности, в частности через прыжки на скакалке в рамках кружка «Общая Физическая Подготовка». 

Учитель или педагог дополнительного образования должен постоянно искать и находить новые формы, методы, приёмы работы, для повышения интереса к занятиям. Я постоянно в поиске новых идей, мыслей, а иногда и простых слов, которые западут ребёнку в душу, и будут вести его вперёд к своей вершине, преодолевая все преграды на своём пути. Исключительно важно применять средства наглядности, разные по своей сущности игры и личный пример. На своих занятиях я с ребятами играю в подвижные игры, бегаю, показываю каждое упражнение –  это очень нравится моим ученикам, придает им дополнительный стимул.


2.Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культуры.

Проблема здоровья учащихся становится все более актуальной в связи с неблагополучными социально-экономическими условиями в обществе.

Таким образом, здоровьесбережение  выступает  как одна из задач  образовательного процесса ГБОУ школы № 104 . Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками и коллегами я планирую и выстраиваю свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в нашей школе активно реализуется с 2012 года в виде программы развития "Здоровая Школа ”. Работа образовательного учреждения по проекту направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей  достижения успеха. У программы есть физкультурно-оздоровительная направленность. Для этого разработана подпрограмма под названием « У здоровья нет каникул».

 За 23-х летний педагогический стаж накоплен опыт педагогической деятельности, апробировано много методик, сложилась своя методическая система. Ключевая идея моей методики:  каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка. Основное направление моей работы – это физкультурно-оздоровительное, которое реализуется использованием рабочей программы развития, диагностикой уровня знаний, умений и навыков, учета личностных достижений учащихся, представлением свободы выбора способов участия во внеурочной деятельности. Контрольные срезы, проводимые  администрацией школы, подтверждают, что уровень обученности соответствует уровню обучаемости.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся  - один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в дружественной форме.

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха.

5. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма  такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания. Уроки на свежем воздухе включают бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол.

6. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью. Мой девиз: « Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые в физическом воспитании».

В формировании всесторонне развитой личности ребенка в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. О важном и особенном значении прыжков через скакалку я задумалась, когда пришедшие в 2010 году дошколята запрыгали со 100 % успешностью. Тогда на Всемирный день здоровья  я провела  Первые школьные соревнования по скакалке. Соревновались учащиеся всех четырёх первых классов, потом родители и в конце классные руководители. После успешно проведённого  мероприятия, я решила включить этот вид соревнований в Школьную Спартакиаду. С каждым годом соревнования по скипингу становились всё зрелищнее и виртуознее.

Кроме того я заметила, что если включить скакалку в тренировочный процесс, то это незаменимый бюджетный тренажёр, который всегда под рукой. Я стала включать прыжки через большую скакалку на занятиях в качестве разминки или в основной части занятия, и двигательные качества учащихся изменились в положительную сторону. Те дети, которые владеют скакалкой отличаются лучшей координированностью, выносливостью, скоростными качествами. Прыжки на скакалке повышают тонус мышц ног, укрепляется дыхательный аппарат. Это приносит пользу здоровью учащихся, что очень необходимо для школы,  так как она разрабатывает программу развития «Здоровая школа». Кроме того это прекрасное средство для тренировки сердечно- сосудистой системы.

Прыжки через скакалку – это кардиотренировка, более эффективная, чем плавание и велосипед, помогает развитию аэробных и анаэробных возможностей организма.

Если вы хотите развить выносливость, то упражнения на большой скакалке должны длиться более 15 мин.

Скипинг даёт постоянный тренировочный эффект и равен 90 % эффективности продолжительности бега.

Ещё прыжки на скакалке способствуют улучшению грациозности и координации движений. Причём эта форма  двигательной активности доступна всем. Вот почему так показательно участие в скипинге не только детей ,но и взрослых. Мероприятия такого характера сплачивают классные коллективы,повышают творческий потенциал детей и формируют мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Так что я смело могу считать себя основоположником скипинга в нашей 104 школе. 

3.1 Понятие «скипинг», характеристика вида спорта «скипинг».

Скипинг, как вид спорта, приобрел популярность в конце прошлого столетия. У нас это слово до сих пор известно далеко не всем. И кое-кто, наверно, сильно удивится, узнав, что скипинг – это просто-напросто прыжки со скакалкой. Ведь в переводе с английского, «скип» - означает прыгать, подпрыгивать. А для чего им заниматься, спросите вы? Какая вообще польза от прыганья на скакалке? Пользы от этой детской забавы масса.

  • Во-первых, прыжки на скакалке развивают гибкость, осанку, чувство равновесия и координацию движений;
  • Во-вторых, упражнения со скакалкой позволяют эффективно прорабатывать икры, плечи, мышцы рук и брюшного пресса, что, естественно, улучшает фигуру;
  • В-третьих, развивают выносливость, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
  • А в-четвертых, это отличный способ похудеть, ведь прыгая, можно сжигать до 1000 ккал в час. Вообще, что касается сжигания калорий, занятия со скакалкой превосходят велосипед, теннис и плавание, а по степени эффективности в целях

Скипинг, как вид спорта, разрабатывается  исходя из следующих целей:

  • Доступности для различных социальных слоев общества вне зависимости от их материального положения;
  • Легкости использования его каждым человеком, начиная с 5-6 летнего возраста и до глубокой старости (самостоятельно или под руководством тренера) для укрепления и поддержания своего физического состояния;
  • Как  базового вида спорта, развивающего все физические качества для других, более популярных видов спорта и в первую очередь олимпийских;
  • Наличия неприхотливого дешевого инвентаря (скакалка), всегда имеющегося под рукой (умещающегося в кармане мужского пиджака, в дамской сумочке или школьном ранце), используемого для тренировочных занятий и соревнований;
  • Простоты правил соревнований, которые можно проводить и без спортивных судей при наличии двух и более соревнующихся;
  • Свободного дозирования нагрузки и осуществления самоконтроля за ней исходя их функциональных и анатомо-физиологических показателей занимающегося и стоящих задач по развитию того или иного физического качества;
  • Возможности заниматься им в любом месте, где есть свободное пространство размером 3м в длину, 2м в ширину, и 2,5 метра в высоту.

3.2 География  скипинга.

Скипинг (от англ “skipping” – прыгать, подпрыгивать) – этот новомодный термин означает ни что иное, как прыжки через нашу, обычную, скакалку. В Европе и США скипинг приобрел популярность в 80-е годы прошлого века. Именно тогда в моду вошел здоровый образ жизни, и занятия со скакалкой стали его неотъемлемой частью. Спортивные федерации скипинга созданы более чем в 30 странах мира. Победное шествие скипинга по Росси началось гораздо раньше, в 50-е годы (во времена Агнии Барто). Тогда, разумеется, никто не говорил, что занимается скипингом. Дети просто брали прыгалки в руки и скакали во дворах с утра и до самого вечера.

3.3 Категории людей, которые могут заниматься скипингом

Кроме морально-этических воспитательных показателей самосовершенствования личности, скипинг развивает физические возможности занимающихся. Заниматься скипингом можно в любом возрасте, он оказывает оздоровительное действие на организм, но существуют определенные противопоказания. Людям, страдающим избыточным весом или заболеваниями сердца, следует осторожно выбирать нагрузку при занятиях скипингом и обязательно проконсультироваться по этому поводу со своим лечащим врачом

 С помощью простейшего спортивного приспособления - скакалки, можно доводить уровень физической кондиции по пяти основным двигательным качествам: силе, выносливости, быстроте, гибкости и ловкости, до максимально возможного. Истина в том, что именно с помощью прыжков можно добиться великолепных результатов, развивая согласованность движений, научиться распределять мышечное напряжение практически во всех частях тела. Научившись прыгать, пусть медленно, но достаточно долго, очень легко понять, что подобное упражнение дает организму великолепную нагрузку в выносливости. А легкие, технически правильно выполненные прыжки великолепно будут развивать силу мышц голени и стопы, рук и торса.

 Занимающимся необходимо стремиться при занятии скипингом, включать в работу минимум мышц, экономя при этом энергию и распределяя силы для более продолжительной работы. Этот навык с успехом переносится на любые циклические действия, что актуально в подготовке учащихся к их профессиональной деятельности. Если в основе будущей профессии лежат скоростные двигательные навыки, то, изменив характер работы со скакалкой, можно тренировать скорость. Для этого рекомендовано применять прыжки в максимально возможном темпе, но за малые промежутки времени, не превышающие 30 секунд. Гибкость также важный показатель физической подготовленности учащихся, но, применяя просто прыжки со скакалкой, ее не разовьешь. А вот если интегрировать прыжковую работу с упражнениями на гибкость, то результат будет более эффективный. Можно применять упражнения стретчинга с применением скакалки, игры со скакалкой на гибкость.

Эффективность воздействия работы со скакалкой очевидна, но это возлагает и ответственность за недопустимость тренировочных перегрузок. При освоении техники работы со скакалкой необходимо придерживаться принципа последовательности, переходя от простых двигательных действия к более сложным. Форсирование нагрузки ни к чему, кроме мышечных болей и нежелательных эффектов, не приведет. А положительная мотивация к занятиям физической культурой может приобрести ноты отрицательного воздействия.   

Во время занятия во главу угла необходимо ставить самоконтроль за своим самочувствием, особенно тем учащимся, которые имеют излишний вес или проблемы с деятельностью сердечно-сосудистой системы. Важно правильно дозировать нагрузки на занятиях со скакалкой, четко контролировать свой пульс и не допускать перегрузок, и тогда скакалка станет универсальным тренажером, который может развивать все необходимые физические качества будущему профессионалу любой специальности.

На занятии скипингом целесообразно вести просветительную работу о пользе данного вида физкультурной деятельности не только в формировании физических качеств, но и о влиянии прыжковой нагрузки на состояние костно-мышечной системы организма, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Благодаря прыжкам со скакалкой активизируется, через зоны эпифиза, формирование костной ткани нижних конечностей, а это в некоторой степени гарантирует растущему организму подростка в будущем красивые, здоровые ноги. Регулярная, планомерная нагрузка на стопы, при правильном мягком приземлении - отличная профилактика плоскостопия, не говоря уже об укреплении всего опорно-двигательного аппарата. Развернутые во время прыжков плечи и отведенные в стороны руки помогают не только выработать правильную осанку, но и гарантируют максимальный приток воздуха в легкие, развивая дыхательную функцию организма. Нагрузка делает более функциональным сердце и сосуды.


3.4.История возникновения скипинга.

Название “skipping” происходит от английского “скип” - прыгать, подпрыгивать. Этим новомодным словом названа самая что ни на есть наша, до боли знакомая, скакалка. В США и Европе вместе с модой на здоровый образ жизни скипинг приобрел популярность и развивается как вид спорта с 80-х годов уже прошлого века. Спортивные федерации созданы более чем в 30 странах мира. В России же распространение скипинга началось во времена Агнии Барто (в 50-е годы). Конечно, никто тогда, прыгая со скакалкой, не говорил, что он занимается скипингом. Дети просто брали в руки прыгалки с “с поворотом, и с прискоком, и с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе… во дворе и на бульваре, в переулке и в саду, и на каждом тротуаре у прохожих на виду” скакали с утра и до самого вечера.

Ни одна тренировка боксера или баскетболиста не обходится без прыжков со скакалкой. Это нехитрое упражнение развивает выносливость, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает прыгучесть, помогает избавиться от жировых запасов, укрепляет мышцы ног, делает фигуру стройной и привлекательной.

Скакалка, эта удобная и забавная штука, - недорогой портативный тренажер. И он отлично работает! Что касается сжигания калорий, занятия со скакалкой превосходят велосипед, теннис и плавание. Средний человек весом около 70 кг за час упражнений со скакалкой расходует до 720 калорий (при 120-140 прыжках в минуту). Скакалка - это простейшая тренировка, доступная каждому в любом месте и в любое время. Это один из лучших, если не самый лучший, метод повышения уровня физической подготовки, почти не имеющий каких-либо границ или ограничений.

Со скакалкой в руках можно не только мысленно, но и "мышечно" вспомнить детство со всеми его играми и забавами. Но если в детстве вы не задумывались об огромной пользе, которую приносят здоровью прыжки, то сейчас, взяв скакалку в руки, руководствуйтесь именно этим.

При выборе скакалки измерьте ее длину: возьмите обе ручки в руку и вытяните на уровне груди. Нижний конец скакалки должен касаться пола. В этом случае ее длина будет оптимальной для вашего роста, что является непременным условием качественных, эффективных тренировок.

Прыжки могут быть самыми разнообразными. Начните с обычных - двумя ногами, затем приземляйтесь поочередно то на одну, то на другую ногу.

После минутного перерыва сделайте тот же комплекс прыжков, крутя скакалку не вперед, а назад. Затем, вспоминая детские игры на скакалке, выполняйте все известные вам прыжки.

Старайтесь не переутомляться, особенно на первых порах. Особенно внимательно должны отнестись к нагрузкам те, чей вес значительно превышает допустимые нормы, а также те, кто страдает заболеваниями сердца. Как правило, и те и другие попадают в одну категорию риска, поскольку ожирение и нарушение сердечной деятельности связаны между собой самым непосредственным образом.

Молодым и более подготовленным к физическим нагрузкам рекомендуем выполнять и так называемые двойные прыжки, при которых скакалка дважды прокручивается под ногами, пока вы совершаете максимально высокий прыжок. Тем, кому удалось это упражнение, предлагаем еще один вид прыжка - с перекрещиванием скакалки.

Для этого вы должны выполнить сначала простой прыжок, а затем сразу же скрестите руки и перепрыгните через петлю скакалки, предельно сгруппировавшись. Этот вид прыжка очень полезен тем, кто стремится похудеть, поскольку при его выполнении участвуют все группы мышц.

Прыжки со скакалкой по степени эффективности для похудания сравнимы только с бегом. Если вы не имеете возможности и времени совершать ежедневную пробежку, настоятельно рекомендуем включить прыжки в комплекс обычной утренней гимнастики.

Доктор Кеннет Купер, отец современной физиологической науки, утверждает, что десять минут занятий со скакалкой оказывают на сердечно-сосудистую систему эффект, равный эффекту, полученному при преодолении на велосипеде 2 миль в течение 6 минут, или за 12 минут плавания, или за два сета тенниса, или при беге на одну милю. Это весьма важно в нашем динамичном мире, где каждая минута бесценна, поэтому постарайтесь уделить скакалке хотя бы 10 минут. Это позволит вам ускорить совершенствование фигуры, а также значительно укрепить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Важным условием при этом является равномерное распределение нагрузки. Начните прыжки в спокойном темпе, постепенно увеличивая его. Такой ритм упражнений со скакалкой способствует стимуляции кровообращения. Не забывайте делать минутные перерывы для отдыха мышц и восстановления дыхания.

Вернувшись в детство всего на 10 минут, вы получите заряд бодрости на целый день.


Заключение.

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом,  психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Ребенку предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления. 


Список литературы

  1. Влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов [Электронный ресурс] / - URL: http://bmsi.ru/doc/b222bc79-7c14-47cd-859d-4a9950d1de7a ru/(дата обращения 05.11.2012)
  2. Роль скипинга в физическом воспитании учащихся Багандова Т.А. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.eduhmao.ru/info/1/3785/83745/ ru/(дата обращения 21.10.2012) 
  3.  Скипинг-марафон. Прыгни в лето» пройдет в Сочи [Электронный ресурс] / - URL: http://www.yug-sport.com/news/item?n=3470 ru/(дата обращения 05.11.2012)
  4. Что такое скипинг или какая польза от скакалки? [Электронный ресурс] / - URL: http://fatalenergy.com.ru/power/index.php?newsid=1193093373 ru/(дата обращения 21.10.2012)
  5. Школа Жизни [Электронный ресурс] / - URL: OnFir.ru/(дата обращения 05.11.2012)
  6. Скакалка [Электронный ресурс] / - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0 ru/(дата обращения 08.11.2012)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В настоящее время, сталкиваясь с нововведениями в школьную программу, мы приходим к тому, что необходимо находить все новые и новые средства для формирования здорового образа жизни и создания благопри...

Обобщение опыта по физической культуре по теме: "использование игровых технологий на занятиях физической культуры"

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я счит...

План-конспект урока по физической культуре «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки»

Тема урока: «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки».Цели: Образовательная цель:- расширение компетенции у учащихся за счет включения в понятийную б...

Внедрение адаптивных технологий в урок физической культуры

Использование на уроках индивидуального подхода при подборе физических упражнений, с учетом отклонений в состоянии здоровья...

Внедрение инновационных технологий на занятиях по физической культуре через прыжки со скакалкой

Скакалка- самый простой ,легкодоступный,экономный тренажер! Прыжки через скакалку развивают все физические качества!...

Внедрение инновационных технологий на занятиях по физической культуре через прыжки со скакалкой

Скакалка- самый простой ,легкодоступный,экономный тренажер! Прыжки через скакалку развивают все физические качества!...