Программа дополнительного образования детей "Игровой стретчинг"
рабочая программа по физкультуре на тему
Срок реализации программы 6 месяцев. Возраст обучаемых 5-7 лет. Игровой стретчинг способствует развитию и укреплению здоровья, но иразвивает музыкальный слух, ритмичность. Развивает умение владеть своим телом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_stretching.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУСОН РО СРЦ
Г.КАМЕНСК – ШАХТИНСКИЙ
Программа
дополнительного образования детей
«Игровой стретчинг»
Срок реализации 6 месяцев
Возраст обучающихся 5-7 лет
Инструктор фк: Чижова А.А.
2014 год
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей - от 11 декабря 2006 года № 06-1844). Образовательная программа « Игровой стретчинг» по уровню направленности образовательных программ является художественно-эстетической.
Деятельность ребёнка, прежде всего, выражается в движении. Чем разнообразней движение, тем интереснее интеллектуальное развитие. Движение важное средство воспитания. Для занятия танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. В осанке детей бывают, заметны различные отклонения (ассиметрия лопаток, седлообразная спина, сутулость). Нужны постоянные упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат, способствующие выработке правильной осанки.
Дети младшего возраста - это благодарные ученики и благодатная аудитория, так как в этом возрасте им очень нравиться учиться, принимать советы, правила, рекомендации. В этот период жизни ребёнок совершенно искренне, не сомневаясь, не критикуя, усваивает многие истины.
Актуальность образовательной программы « Игровой стретчинг» заключается в том, что программа дополнительного образования, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами хореографического искусства. Всё это показывает необходимость внедрения новых оздоровительных технологий в образовательный процесс нашего учреждения.
Основной причиной побудившей заняться разработкой этой программы – оздоровление детей (улучшение здоровья, правильная осанка, профилактика простудных заболеваний).
Данная образовательная программа реализуется с 2014 года, является модифицированной, так как составлена на основе типовой программы «Хореографический кружок», М.С. Боголюбской под общей редакцией В.И. Лейсбона, издательства «Просвещение», 1981 год; Методического пособия «Игровой стретчинг» ( методика работы с детьми младшего возраста) издательства учебно – методического центра «Аллегро» г. Санкт – Петербург:, автор А.И. Константинова; методического пособия «Музыкальное движение», автор С.Руднева, Э. Фиш, г. Санкт – Петербург, Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.
Цель программы «Игровой стретчинг»:
Гармонизация физических качеств и двигательных способностей, формирование потребностей в культуре движений, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи программы «Игровой стретчинг»:
Обучающие:
- Научить ребёнка владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движением других детей.
- Научить ребёнка пространственной ориентировке.
- Познакомить ребёнка с элементарными терминами, используемыми в хореографии.
Развивающие:
- Формирование красивой осанки, выразительности и пластики движений и жестов в танцах, играх, упражнениях.
- Развитие ритмичности, умения ускорять, замедлять действие в соответствии с изменениями в музыке.
- Развитие физических данных ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, терпения, выдержки.
- Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 6 месяцев для детей 5-7 лет.
Данная программа предназначена для занятий детей дошкольного возраста без специального отбора.
В группах занимаются по 10 человек. Занятия проводятся в просторным зале оборудованным зеркалами. Для партерного экзерсиса на учебных занятиях используется ковровое покрытие.
Занятия проводятся по 25 минут, 2 раза в неделю.
Структура занятия
- приветствие;
- экзерсис на середине зала;
- чтение сказки;
- слушаем и фантазируем;
- заключительный этап.
Характеристика возрастных особенностей.
Психомоторные возможности ребёнка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятия сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.
Дошкольный период является весьма значимым для развития ребёнка. Возрастной рубеж 6-7 лет – один из самых ценных этапов в жизни детей. Чрезвычайная подвижность, подражательная активность, всё это говорит о колоссальных потенциальных возможностей его развития. В это же время дошкольники отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью. Они плохо владеют своим телом, у них не развита координация.
Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребёнка возникает диспропорция в управлении двигательным аппаратом.
Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребёнка.
В младшем возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершённости окостенения позвоночника, недостаточности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди малышей взаимосвязаны с нарушением осанки.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов, используемых в обучении.
Особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- практическая работа.
- творческие задания.
Основные методы, которые используются в работе – это стимуляция и мотивация деятельности; организационно-практические методы и методы контроля эффективности деятельности.
- наглядный.
- объяснительный.
- доступный.
- индивидуальный.
Ожидаемые результаты
По завершении 6-ти месячного цикла ребёнок должен овладеть определённым объёмом знаний и навыков
- уметь держать заданный пространственный рисунок (линия, колонна, круг) с соблюдением интервалов.
- соблюдать этикет приветствия в начале и конце урока (поклон)
- проучить правильную постановку корпуса, головы, знать 6 позиций ног, 1-3 позиции рук.
- научиться слушать музыку.
- уметь слышать сильную долю такта и обозначить её заданным движением или позой, пойти или пробежать в такт музыке с заданной ноги.
- знать элементы партерного экзерсиса.
Критерии оценки достижения результатов следует судить;
- По оценке творческой продукции ребёнка - исполнению им танцевальных элементов и элементов партерного экзерсиса.
- По повышению уровня общей физической культуры.
2.Календарно – тематический план.
№ | Тема занятия | Кол-во занятий |
1. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка « Путешествие в страну медлячков и быстрячков» - партерный экзерсис. | 2 час |
2. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка « Мойдодыр» - партерный экзерсис. | 2 час |
3. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Петушок» - партерный экзерсис. | 2 час |
4. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Я радостный» - партерный экзерсис. | 2 час |
5. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Цыплёнок и солнышко» - партерный экзерсис. | 2 час |
6. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «О жадном императоре» - партерный экзерсис. | 2 час |
7. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Просто так» - партерный экзерсис. | 2 час |
8. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «В поиске друзей» - партерный экзерсис. | 2 час |
9. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Цыплёнок и солнышко» - партерный экзерсис. | 2 час |
10. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка « Путешествие в страну медлячков и быстрячков» - партерный экзерсис. | 2 час |
11. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «О жадном императоре» - партерный экзерсис. | 2 час |
12. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка « Путешествие в страну медлячков и быстрячков» - партерный экзерсис. | 2 час |
13. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка « Мойдодыр» - партерный экзерсис. | 2 час |
14. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Петушок» - партерный экзерсис. | 2 час |
15. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Просто так» - партерный экзерсис. | 2 час |
16. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «Я радостный» - партерный экзерсис. | 2 час |
17. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка «О жадном императоре» - партерный экзерсис. | 2 час |
18. | - вводная часть (азбука музыкального движения) - сказка « Малыши и карлсон» - партерный экзерсис. | 2 час |
Итого: | 36час (2 раза в неделю) |
Содержание программы.
- Азбука музыкального движения (основа хореографии)
Цель: подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей части занятия. Знакомство ребёнка с терминологией и элементами хореографии.
В этот раздел включены ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие обучающихся. Занятия строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей, а пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитания происходит непосредственно на элементах танцевальных движений. Использование, а разминке сюжетно-ролевых и музыкально-танцевальных игр, как форму усвоения танцевального опыта. Игры снимающие эмоциональное и психофизическое напряжение, развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, ритмический слух.
-Изучение позиций рук и ног.
-Полуприседания и глубокие приседания.
-Упражнения на развитие стопы.
-Упражнения для развития шейного отдела позвоночника.
- Упражнения для развития плечевых суставов.
-Упражнения игровой ритмики.
-Танцевальные упражнения.
-Упражнения на внимание, координацию движений.
2. Сказка.
Цель: расширение кругозора детей, воспитание их эстетически и этически.
Сюжеты для ролевых игр должны быть доступны пониманию детей. Игры проводятся в виде сказочных путешествий ( в зоопарк, на морское дно, в лес, джунгли и т.д.), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными героями, и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказки и т.д..
Периодически игры на занятиях повторяются, для усвоения материала детьми. Игра должна быть интересной, проводиться эмоционально, с точно рассчитанным временем чередования упражнения и слушания сказки.
3.Партерный экзерсис
Цель: повышение гибкости суставов, улучшение эластичности мышц и связок, наращивание силы мышц, развитие выворотности.
Партерный экзерсис оказывает физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитывают физические качества детей. Особенности и отличия партерной гимнастики от других видов. Её роль в развитии суставно-двигательного аппарата, коррекции физических недостатков.
Практическая часть. Комплекс упражнений для коррекции осанки, нарушений свода стопы (косолапее, плоскостопие). Упражнения на напряжение и расслабление мышц; на выработку выворотности ног; на развитие гибкости: зайчик, лягушка, птичка, лодочка, колечко, книжка, орешек, кошечка и т.д.
Начинается основная часть на растяжку позвоночника. После растяжки дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении.
На каждом занятии выполняется 9-10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на всё тело ребёнка.
За одно занятие дети выполняют:
2-3 упражнения для мышц живота путём прогиба назад,
2-3 упражнения для мышц спины путём наклона вперёд,
1 упражнение для укрепления позвоночника путём его поворотов,
2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса,
1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.
Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Время выполнения всех упражнений 9-10 минут, в перерывах между упражнениями дети учатся сидеть прямо.
4. Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы главным в определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей является профилактика и коррекция не грубых психофизических недостатков у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Необходимо следить за положением корпуса, плеч, головы, груди и бёдер. Коррекционная направленность на начальном этапе позволит в дальнейшем двигаться ускоренными темпами.
Процесс обучения детей в коллективе основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знаний и индивидуального подхода.
Первое время на занятиях особое внимание уделяется развитию ритма, темпа, основных двигательных качеств, музыкально-ритмическим упражнениям, которые строятся на прыжках, хлопках, притопах, шагах и беге в различных рисунках. Это ориентирует детей в пространстве и времени, развивает музыкальность.
Освоение элементов партера построено по степени усложнения; простые упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке; укрепляют мышцы спины, ног, способствуют развитию координации движений. Для данного коллектива освоение основ партера – это способ развития ловкости и выворотности ног, координации движений, устойчивости и равновесия.
Танцевальная импровизация под музыку в данной программе не является основным методом работы, но необходима для гармоничного развития. Задания даются в качестве отдыха на занятии. В них включены темы, связанные с явлениями природы, поведением животных, сказочные сюжеты, игры, а также темы близкие детскому воображению. Сюжетно – ролевые и музыкально – танцевальные игры развивают творческую фантазию и творческую активность у детей.
Роль музыкального сопровождения на занятиях игрового стретчинга. Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы упражнения на занятиях игровым стретчингом. Грамотно подобранный музыкальный материал способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, воображения и музыкального слуха ребёнка.
На первых занятиях темп и ритмические рисунки просты, впоследствии они становятся более разнообразными. Уже на первых занятиях начинается развитие музыкального слуха детей. Вначале дети просто слушают музыку, затем, маршируют под музыку, причём шаги должны совпадать с музыкальным ритмом.
После усвоения простого марша на 2/4 они приучаются к различным музыкальным размерам, через разнообразие музыкального сопровождения, ускорение и замедление темпа, изменение музыкального размера, при строгом соблюдении цельности музыкальной фразы.
5.Используемая литература
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.
2. Барышникова Т. « Азбука хореографии», М: ООО «Рольф», 2001.
3. Боголюбская М.С. «Хореографический кружок», под общей редакцией В.И. Лейсбона, издательство «Просвещение», 1981 год.
4. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. М.: 1997.
5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: «Владос».
6. Константинова А.И. (врач – консультант Четвериков Н.А.) «Игровой стретчинг», СПБ, 1993.
7. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. М.: «Аспект Пресс», 2001.
8. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы РОН», 2002
9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, «Феникс+», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
Программа дополнительного образования детей "Стретчинг"
При регулярных занятиях стретчингом улучшается общее состояние суставов, уменьшается отложение в них солей, движения становятся более координированными, плавными, появляются ловкость и...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...