Программа дополнительного образования детей "Игровой стретчинг"
рабочая программа по физкультуре на тему

Чижова Ангелина Анатольевна

Срок реализации программы 6 месяцев. Возраст обучаемых 5-7 лет. Игровой стретчинг способствует развитию и укреплению здоровья, но иразвивает музыкальный слух, ритмичность. Развивает умение владеть своим телом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_stretching.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУСОН РО СРЦ

Г.КАМЕНСК – ШАХТИНСКИЙ

 Программа

дополнительного образования детей

«Игровой стретчинг»

Срок реализации 6 месяцев

Возраст обучающихся 5-7 лет

                                                                       

                                                                                   Инструктор фк: Чижова А.А.

2014 год

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо  Министерства образования и науки РФ, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей - от 11 декабря 2006 года № 06-1844).                                                                                                 Образовательная программа « Игровой стретчинг» по уровню направленности образовательных программ является художественно-эстетической.    

 Деятельность ребёнка, прежде всего, выражается в движении. Чем разнообразней движение, тем интереснее интеллектуальное развитие. Движение важное средство воспитания. Для занятия танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. В осанке детей бывают, заметны различные отклонения (ассиметрия лопаток, седлообразная спина, сутулость). Нужны постоянные упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат, способствующие выработке правильной осанки.

Дети младшего возраста - это благодарные  ученики и благодатная аудитория,  так как  в этом возрасте им очень нравиться учиться, принимать советы, правила, рекомендации. В этот период жизни ребёнок совершенно искренне, не сомневаясь, не критикуя, усваивает многие истины.

Актуальность образовательной программы   « Игровой стретчинг» заключается в том, что программа дополнительного образования, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами хореографического искусства. Всё это показывает необходимость внедрения новых оздоровительных технологий в образовательный процесс нашего учреждения.

Основной причиной побудившей заняться разработкой этой программы – оздоровление детей (улучшение здоровья, правильная осанка, профилактика простудных заболеваний).

Данная образовательная программа реализуется с 2014 года, является модифицированной, так как составлена на основе типовой программы «Хореографический кружок», М.С. Боголюбской под общей редакцией В.И. Лейсбона, издательства «Просвещение», 1981 год; Методического пособия «Игровой стретчинг» ( методика работы с детьми младшего возраста) издательства учебно – методического центра «Аллегро» г. Санкт – Петербург:, автор А.И. Константинова; методического пособия «Музыкальное движение», автор С.Руднева, Э. Фиш,  г. Санкт – Петербург, Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.

Цель программы  «Игровой стретчинг»:

    Гармонизация физических качеств и двигательных способностей, формирование потребностей в культуре движений, сохранение и укрепление здоровья.

Задачи программы  «Игровой стретчинг»:  

Обучающие:

-  Научить ребёнка владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движением других детей.

-  Научить ребёнка пространственной ориентировке.

-  Познакомить ребёнка с элементарными терминами, используемыми в хореографии.   

Развивающие:

-  Формирование красивой осанки, выразительности и пластики движений и жестов в танцах, играх, упражнениях.

- Развитие ритмичности, умения ускорять, замедлять действие в соответствии с изменениями в музыке.

- Развитие физических данных ребёнка.

Воспитательные:

- Воспитание трудолюбия, терпения, выдержки.

-  Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Условия реализации программы  

 Программа рассчитана на 6 месяцев для детей 5-7 лет.

Данная программа предназначена для занятий детей дошкольного возраста без специального отбора.

В группах занимаются по 10 человек. Занятия проводятся в просторным зале оборудованным зеркалами. Для партерного экзерсиса на учебных занятиях используется ковровое покрытие.

Занятия проводятся по 25 минут, 2 раза в неделю.

Структура занятия

- приветствие;

- экзерсис на середине зала;

- чтение сказки;

- слушаем и фантазируем;

- заключительный этап.

Характеристика возрастных особенностей.

Психомоторные возможности ребёнка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятия сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

 Дошкольный период является весьма значимым для развития ребёнка. Возрастной рубеж 6-7 лет – один из самых ценных этапов в жизни детей. Чрезвычайная подвижность, подражательная активность, всё это говорит о колоссальных потенциальных возможностей его развития. В это же время дошкольники отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью. Они плохо владеют своим телом, у них не развита координация.

Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребёнка возникает диспропорция в управлении двигательным аппаратом.

Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребёнка.

В младшем возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершённости окостенения позвоночника, недостаточности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди малышей взаимосвязаны с нарушением осанки.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов, используемых в обучении.

Особое место в программе занимают следующие формы обучения:

- практическая работа.

- творческие задания.

Основные методы, которые используются в работе – это стимуляция и мотивация деятельности; организационно-практические методы и методы контроля эффективности деятельности.

- наглядный.

- объяснительный.

- доступный.

- индивидуальный.

Ожидаемые результаты

По завершении 6-ти месячного цикла ребёнок должен овладеть определённым объёмом знаний и навыков

- уметь держать заданный пространственный рисунок (линия, колонна, круг) с соблюдением интервалов.

- соблюдать этикет приветствия в начале и конце урока (поклон)

- проучить правильную постановку корпуса, головы, знать 6 позиций ног, 1-3 позиции рук.

- научиться слушать музыку.

- уметь слышать сильную долю такта и обозначить её заданным движением или позой, пойти или пробежать в такт музыке с заданной ноги.

- знать элементы партерного экзерсиса.

Критерии оценки достижения результатов следует судить;

  1. По оценке творческой продукции ребёнка - исполнению им танцевальных элементов и элементов партерного экзерсиса.
  2. По повышению уровня общей физической культуры.

2.Календарно – тематический план.

Тема занятия

Кол-во занятий

1.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка « Путешествие в страну медлячков  и быстрячков»

- партерный экзерсис.

2 час

2.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка « Мойдодыр»

- партерный экзерсис.

2 час

3.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Петушок»

- партерный экзерсис.

2 час

4.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Я радостный»

- партерный экзерсис.

2 час

5.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Цыплёнок и солнышко»

- партерный экзерсис.

2 час

6.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «О жадном императоре»

- партерный экзерсис.

2 час

7.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Просто так»

- партерный экзерсис.

2 час

8.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «В поиске друзей»

- партерный экзерсис.

2 час

9.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Цыплёнок и солнышко»

- партерный экзерсис.

2 час

10.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка « Путешествие в страну медлячков  и быстрячков»

- партерный экзерсис.

2 час

11.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «О жадном императоре»

- партерный экзерсис.

2 час

12.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка « Путешествие в страну медлячков  и быстрячков»

- партерный экзерсис.

2 час

13.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка « Мойдодыр»

- партерный экзерсис.

2 час

14.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Петушок»

- партерный экзерсис.

2 час

15.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Просто так»

- партерный экзерсис.

2 час

16.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «Я радостный»

- партерный экзерсис.

2 час

17.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка «О жадном императоре»

- партерный экзерсис.

2 час

18.

- вводная часть (азбука музыкального движения)

- сказка « Малыши и карлсон»

- партерный экзерсис.

2 час

                                                          Итого:

36час

(2 раза в неделю)

                                                     

Содержание программы.

  1. Азбука музыкального движения (основа хореографии)

Цель: подготовка организма ребёнка к выполнению более  сложных и интенсивных упражнений в последующей части занятия. Знакомство ребёнка с  терминологией и элементами хореографии.

В этот раздел включены ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие обучающихся. Занятия строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей, а пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитания происходит непосредственно на элементах танцевальных движений. Использование, а разминке сюжетно-ролевых и музыкально-танцевальных игр,  как форму усвоения танцевального опыта. Игры снимающие эмоциональное и психофизическое напряжение, развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, ритмический слух.

-Изучение позиций рук и ног.

-Полуприседания и глубокие приседания.

-Упражнения на развитие стопы.

-Упражнения для развития шейного отдела позвоночника.

- Упражнения для развития плечевых суставов.

-Упражнения игровой ритмики.

-Танцевальные упражнения.

-Упражнения на внимание, координацию движений.

2. Сказка.

Цель: расширение кругозора детей, воспитание их эстетически и этически.

    Сюжеты для ролевых игр должны быть доступны пониманию детей. Игры проводятся в виде сказочных путешествий ( в зоопарк, на морское дно, в лес, джунгли и т.д.), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными героями, и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказки и т.д..

  Периодически игры на занятиях повторяются, для усвоения материала детьми. Игра должна быть интересной, проводиться эмоционально, с точно рассчитанным временем чередования упражнения и слушания сказки.

3.Партерный экзерсис

Цель: повышение гибкости суставов, улучшение эластичности мышц и связок, наращивание силы мышц, развитие выворотности.

    Партерный экзерсис оказывает физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитывают физические качества детей. Особенности и отличия партерной гимнастики от других видов. Её роль в развитии суставно-двигательного аппарата, коррекции физических недостатков.

Практическая часть. Комплекс упражнений для коррекции осанки, нарушений свода стопы (косолапее, плоскостопие). Упражнения на напряжение и расслабление мышц; на выработку выворотности ног; на развитие гибкости: зайчик, лягушка, птичка, лодочка, колечко, книжка, орешек, кошечка и т.д.

Начинается основная часть на растяжку позвоночника. После растяжки дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении.

 На каждом занятии выполняется 9-10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на всё тело ребёнка.

За одно занятие дети выполняют:

 2-3 упражнения для мышц живота путём прогиба назад,

2-3 упражнения для мышц спины путём наклона вперёд,

1 упражнение для укрепления позвоночника путём его поворотов,        

2-3 упражнения для укрепления  мышц спины и тазового пояса,

1-2  упражнения для укрепления мышц ног,

1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.

  Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Время выполнения всех упражнений 9-10 минут, в перерывах между упражнениями дети учатся сидеть прямо.

4. Методическое обеспечение программы

Для реализации данной программы главным в определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей является профилактика и коррекция не грубых психофизических недостатков у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Необходимо следить за положением корпуса, плеч, головы, груди и бёдер. Коррекционная направленность на начальном этапе позволит в дальнейшем двигаться ускоренными темпами.

Процесс обучения детей в коллективе основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знаний и индивидуального подхода.

 Первое время на занятиях особое внимание уделяется развитию ритма, темпа, основных двигательных качеств, музыкально-ритмическим упражнениям, которые строятся на прыжках, хлопках, притопах, шагах и беге в различных рисунках. Это ориентирует детей в пространстве и времени, развивает музыкальность.

Освоение элементов партера построено по степени усложнения; простые упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке; укрепляют мышцы спины, ног, способствуют развитию координации движений.  Для данного коллектива освоение основ партера – это способ развития ловкости и выворотности ног, координации движений, устойчивости и равновесия.

Танцевальная импровизация под музыку в данной программе не является основным методом работы, но необходима для гармоничного развития. Задания даются в качестве отдыха на занятии. В них включены темы, связанные с явлениями природы, поведением животных, сказочные сюжеты, игры, а также темы близкие детскому воображению. Сюжетно – ролевые и музыкально – танцевальные игры развивают творческую фантазию и творческую активность у детей.

Роль музыкального сопровождения на занятиях игрового стретчинга. Танец  органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы упражнения на занятиях игровым стретчингом. Грамотно подобранный музыкальный материал способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, воображения и музыкального слуха ребёнка.

На первых занятиях темп и ритмические рисунки просты, впоследствии они становятся более разнообразными. Уже на первых занятиях начинается развитие музыкального слуха детей. Вначале дети просто слушают  музыку, затем, маршируют под музыку, причём шаги должны совпадать с музыкальным ритмом.

  После усвоения простого марша на 2/4 они приучаются к различным музыкальным размерам, через разнообразие музыкального сопровождения, ускорение и замедление темпа, изменение музыкального размера, при строгом соблюдении цельности музыкальной фразы.

 

5.Используемая литература

1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.

2. Барышникова Т. « Азбука хореографии», М: ООО «Рольф», 2001.

3. Боголюбская М.С. «Хореографический кружок», под общей редакцией В.И. Лейсбона, издательство «Просвещение», 1981 год.

4. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. М.: 1997.

5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: «Владос».

6. Константинова А.И. (врач – консультант Четвериков Н.А.) «Игровой стретчинг», СПБ, 1993.

7. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. М.: «Аспект Пресс», 2001.

8. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы РОН», 2002

9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, «Феникс+», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Программа дополнительного образования детей "Стретчинг"

При регулярных занятиях стретчингом улучшается общее состояние суставов, уменьшается отложение в них солей, движения становятся более координированными, плавными, появляются ловкость и...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...