Инновационные подходы на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему
В статье раскрывается использование инновационных здоровьесберегающих технологий для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельности образовательных учреждений на основе личностно-ориентированного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы на уроках физической культуры
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Уроки физической культуры не являются исключением. Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности и педагога и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. Это неслучайно. Традиционное мышление педагога - взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент образовательных технологий, а не как на духовно-деятельностную личность, для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по отношению к образовательному пространству, - исчерпало свои возможности. Основополагающим принципом инноваций в сфере высшей педагогической системы должна стать гуманитарная сущность образования, его направленность на высокое профессиональное, духовно-ценностное и общекультурное развитие личности студента. В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.
Исходными теоретическими позициями, обеспечивающими динамичное развитие учебных и личностных достижений школьников является перевод учащихся из позиции пассивного исполнителя в ситуацию автора, творца, хозяина своей образовательной деятельности. Необходимо развитие субъективности школьников, формирование таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной, созидательной деятельности.
Главенствующий фактор формировании физической культуры личности - сознательное отношение к собственному здоровью и физической подготовленности. Состояние же здоровья Российских детей вызывает тревогу. Педагогический аспект здоровья ухудшается, и как следствие снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного “стандартного” урока физической культуры невозможно.
Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.
В целом здоровье человека имеет три составляющие:
- Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.
- Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально - волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.
- Социально - нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих и отечественных духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, деятельностным отношением к миру, активной жизненной позицией и социальной активностью.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, предусматривается внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
Необходима организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья учащихся.
Отслеживаются следующие параметры:
- особенности физического здоровья;
- диагностика заболеваний, имеющихся у учащихся;
- анализ пропусков учебных дней по болезни;
- диагностика нарушений осанки, зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие;
- наблюдение за состоянием учащихся, состоящих на диспансерном учете;
- оценка организаций учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели;
- состояние психического здоровья по поведенческим реакциям и оценке напряженности;
- изучение эмоционального состояния учащегося, настроения в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми;
- субъективная оценка состояния учащихся;
- динамика режима дня учащихся;
Также необходимо создать комплекс мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития заболеваний, улучшение организации питания, эстетизация школьной среды, использовать оздоровительные свойства цветотерапии, ароматотерапия.
Для профилактической работы использовать немедикоментозные методы коррекции здоровья школьников.
Главная задача - включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. И поэтому для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа.
Чтобы повысить удельный вес и качество занятий физической культурой, обеспечить выполнение детьми суточных норм двигательной активности, необходимо иметь гимнастический зал, оснащенный оборудованием и инвентарем, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями, кабинет лечебной и корригирующей гимнастики с комплектами специального оборудования, самомомассажерами, эспандерами, мелким инвентарем, стадион с футбольным полем, гимнастическим городком, легкоатлетическим центром, игровыми площадками, хоккейный корт и стрелковый тир.
Таким образом, использование инновационных здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуры позволяет учащимся более успешна адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Литература:
- Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4.
- Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» // Валеология.-2004. - №4.
- Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.- № 1.
- Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В настоящее время, сталкиваясь с нововведениями в школьную программу, мы приходим к тому, что необходимо находить все новые и новые средства для формирования здорового образа жизни и создания благопри...
Современный инновационный подход к уроку физической культуры.
Современный инновационный подход к уроку ФК.1. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся2. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленно...
Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.
}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся
В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы и приём...
Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...
Современный инновационный подход к урокам физической культуры
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и люба...