Статья: "Роль физической культуры в жизни школьника"
статья по физкультуре по теме

Козина Людмила Александровна

Роль физической культуры в жизни школьника.

План-конспект открытого урока по физической культуре. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль физической культуры в жизни школьника.

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «спорт» (sport), происходит от «Disport» – игра, развлечение.

        В 
России физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физическая культура - это цель, а спорт – средство ее достижения (игры, соревнования).

Физическая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующими все проявления жизни организма ребенка, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениями, большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнцевоздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в ребенке природой психофизические способности.

Физические упражнения – это двигательные действия, применяемые с целью физического совершенствования.


Физические упражнения укрепляют кости, связки, мышцы. Кости, мышцы становятся более крепкими, устойчивыми к нагрузкам и травмам ребенка.

Постоянные физические упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При постоянных тренировках масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция, происходит рост мышечных волокон, увеличение массы мускулатуры. 
        Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При выполнении физических упражнений кости становятся толще и соответственно развитые мышцы имеют достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка – необходимое условие нормального роста и развития ребенка. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью. Недостаток движений – причина дряблости и слабости мышц. Физические упражнения, труд, игры развивают работоспособность, выносливость, силу, ловкость и скорость, что так необходимо для школьника.

Физические нагрузки следует подбирать с учетом возраста и пола ребенка. Физические возможности в подростковом возрасте ограничены. В этот период неравномерно развиваются кости, мышцы, внутренние органы; не завершены процессы окостенения. 
Отмечена зависимость между двигательной активностью школьника и его умственным развитием. Эта зависимость сохраняется и в жизни взрослого: чем больше он активен физически, тем более он активен и продуктивен психически. Французский мыслитель Ж. Ж. Руссо писал о воспитании ребенка: «Постоянно упражняйте его тело; сделайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным». Движения, особенно движения пальцев рук, сильно стимулируют развитие мозга. Чем раньше в жизнь ребенка входят движения, тем больше успеха он достигает в общем развитии.

На стене Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть сильным, - бегай, если хочешь быть красивым, - бегай, если хочешь быть умным, - бегай». Справедливость этого изречения в настоящее время доказана многими научными исследованиями. Они раскрывают значение движения для развития и формирования ребенка, а также для различных сторон его психики и физиологических процессов, протекающих в его организме.

Давно известно, что мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы ребенка, причем оно настолько, выражено, что позволяет pacсматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на деятельность всех систем организма. Это дает возможность понять механизм целого ряда нарушений, развивающихся в организме при гиподинамии – ограничении двигательного режима школьника.

В чем секрет действия физических упражнений?

Когда мышечное волокно приводится в состояние возбуждения, оно сокращается и производит определенную работу. Состояние возбуждения является рабочим для мышечного волокна.

За возбуждением следует состояние торможения, которое при более длительном возбуждении переходит в утомление: Учеными доказано, что состояние торможения приводит в последующем к оживленным процессам восстановления: организм жадно принимает питательные вещества, которые поступают в него в форме пищи, и с их помощью восстанавливается.

Интересно, что восстановление работоспособности органа после состояния возбуждения не только доходит до исходного уровня, но и регулярно его превышает. Получается известное сверхвосстановление. При этом работоспособность данного органа увеличивается. Он приобретает возможность работать лучше и более длительное время. Если же работа, физическая нагрузка проводится регулярно, то повышение работоспособности утверждается, становится постоянным. Упражняемый орган увеличивает свою массу и переходит на новый; более высокий функциональный уровень. Он становится уже прочно более работоспособным. Это явление называется рабочей гипертрофией.

Многочисленные исследования устойчивости памяти, внимания у тренированных и нетренированных школьников позволили ученым сделать вывод о прямой зависимости умственной деятельности от уровня физической подготовленности. Высокая физическая тренированность обеспечивает сохранение ряда показателей высшей нервной деятельности.

Большое значение имеют физические упражнения, действие которых направлено на определенные органы. Например, при задержке речи у ребенка помогает специальная гимнастика для рук, при плоскостопии рекомендуется катание стопами по полу гимнастической палки. Таких целенаправленных упражнений много, но их назначить, конечно, может только врач.

Результатом малоподвижного образа жизни является и гипоксия (кислородная недостаточность), которая может стать причиной многих заболеваний, снижения устойчивости организма и его резервных возможностей в борьбе с утомлением и влиянием неблагоприятных факторов внешней среды. Наиболее чувствительна к гипоксии кора головного мозга, очень страдает от нее сердечно-сосудистая система. Экспериментально доказано, что неработающая, бездействующая мышца потребляет мало кислорода. А ведь кислород удаляет из организма продукты жизнедеятельности клеток – шлаки. Поэтому недостаток кислорода приводит к самоотравлению организма, старению клеток.

Физические упражнения, совершенствуя кровообращение, увеличивая содержание гемоглобина и миоглобина (участвующего в дыхательных функциях), скорость отдачи кислорода кровью, значительно расширяет возможности организма в потреблении кислорода, создавая основу для ликвидации гипоксических явлений в органах и тканях. Систематическое выполнение физических упражнений школьниками способствует значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом – а это важнейший фактор его активности, здоровья и устойчивости к отрицательным воздействиям внешней и внутренней среды.

Таким образом, роль физической культуры в жизни школьника неоспоримо велика, она способствует увеличению двигательной активности, улучшению работы сердечно-сосудистой системы, мышц и укреплению здоровья в целом.



Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по физической культуре по разделу программы

«Подвижные игры»

для учащихся 2 класса

Тема:  Подвижные игры. Игры с мячом.

Цель: Совершенствование техники передачи  мяча двумя руками от груди.

Задачи:

  • Образовательная: закрепить навык передачи  мяча двумя руками от груди.
  • Развивающая: развивать навык взаимодействия учащихся, ловкость, внимание, координацию.
  • Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма.
  • Оздоровительная: способствовать развитию силы мышц рук.

Время проведения урока: 10.25 – 11.10.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: большие мячи, маты, скакалка, скамейка, малые мячи, магнитофон.

Метод проведения: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, игровой.

Дата проведения урока: 14 апреля 2014г.

Конспект составила: Козина Людмила Александровна, учитель физической культуры ГБОУ СОШ №185 Центрального района

Части урока

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Под-

гото-

вите-

льная

часть

12 мин.

1. Построение, приветствие.

40 сек

 “Класс! Равняйсь! Смирно!”

2. Сообщение задач урока.

30 сек

 

3. Инструктаж по ТБ на уроке физической культуры.

1 мин

 

4. Строевые упражнения на месте: повороты направо, налево, кругом.

20 сек

Четко выполнять команды.

5. Ходьба:

- выполняя дыхательные упражнения

- на носочках,

- на пятках.

- выполняя упражнения на внимание  

1 мин

Напомнить о дистанции в 2 шага.

Руки вверх - носом вдох подняться на носочки, руки вниз - ртом выдох.

Спина прямая, руки на пояс.

Спина прямая, руки за голову.

Указания учителя:  руки вверх, вниз, в стороны, к плечам, на пояс, вперед.

6. Бег под музыкальное сопровождение.

2 мин

Спина прямая, следить за дыханием.

Напомнить о дистанции в 2 шага.

7. Приставной правым боком, левым боком.

1 мин

Спина прямая, руки на пояс.

8. ОРУ на месте.

а) шагаем на месте

б) и.п. руки на пояс, наклоны головы: 1-2 вперед, назад, 3-4 вправо, влево.

в) и.п. руки вдоль туловища: 1-поднять левое плечо, 2-поднять правое плечо, 3-4- поочередно опустить плечи.

г) и.п. руки на пояс: 1- руки к плечам, 2- вверх, 3- к плечам, 4- на пояс

д) и.п. руки перед собой, вращение кистями.

е) и.п. руки перед грудью: 1-2 рывки руками перед собой, 3-4 в сторону.

ж) и.п. руки на пояс 1- наклон вправо, 2- влево, 3- наклон вперед, 4- назад.

з) и.п. руки согнуты в локтях: 1-4 прыжки в правую сторону с хлопком.

и) и.п. руки согнуты в локтях: 1-4 прыжки в левую сторону с хлопком.

к) на команду «лягушки» - дети присаживаются; по команде «комарики» - дети выпрыгивая, хлопают в ладошки.

6 мин

Выполняем под музыкальное сопровождение.

Основ-

ная

30 мин

9. Построение в одну шеренгу

 10сек

10. Полоса препятствий. Дети по очереди друг за другом должны выполнить следующее: прыжки на скакалке; отжимание; приседание;  подтягивание лежа на животе по  гимнастической скамейке; передвижение по гимнастической стенке в упоре присев; перепрыгивание через скамейку; проползти по мату лежа на животе.

 6 мин

Соблюдать дистанцию.

Не обгонять впереди стоящего ребенка.

11. Класс делится на две команды.     Игры в виде эстафет.

1) Капитаны - стоя напротив своих команд, по очереди выполняют передачи мяча от груди каждому игроку, после передачи мяча обратно капитану ребенок бежит в конец колонны. Выигрывает команда, которая быстрее выполнила задание.

2) Капитаны - стоят напротив своих команд. Игрок после передачи мяча от груди капитану выполняет сед. Выигрывает команда, которая быстрее команды соперников будет сидеть на полу.

3) Команды стоят в колонне, руки вверх, ноги врозь. По команде первый передает мяч назад. Последний получив мяч, прокатывает мяч и проползает сам между ног игроков и бежит в начало колонны, становится вперед и т.д. Выигрывает та команда, когда игрок стоявший первым, снова оказывается впереди.

 20 сек

5 мин

3 мин

3 мин

Цель: выявить лучшую команду.

Передачи должны быть быстрыми и точными, действия игроков слаженные.

Передачи должны быть быстрыми и точными, действия игроков слаженные.

Следить за мячом, чтобы он не укатился в сторону.

12. Подвижная игра «Гуси»

 4мин

На площадке, на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - два «дома». В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между «домами под горой» живет «волк» - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: - Гуси, гуси! - Га-га-га. - Есть хотите? - Да-да-да. - Так летите! - Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

13. Подвижная игра «Все мячи на одном поле».

 5 мин

Класс делится на две команды. У каждой команды по 2 мяча. Задача команды поймать и перебросить  мяч только двумя руками от груди через сетку. Выигрывает та команда, когда все мячи оказались на поле соперников.

14.  Упражнения с малым мячом в и.п. сидя на скамейке.

 3,5 мин

Спина прямая.

Зак-

лючи-

тельная

 3 мин

15. Построение.

30сек

16. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

 2,5 мин

 

 

Выявить самых активных учащихся на уроке и наоборот (если такие есть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль семьи в формировании положительной самооценки школьника"

Рекомендации социального педагога педагогам и родителям...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"

  На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или  не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...

Статья"Роль физической культуры в развитии школьников"

Роль физической культуры в развитии школьников...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...

Значение физической культуры в жизни школьника

Актуальность: в современное время проблема физического воспитания школьников приобретает особую актуальность. Сейчас довольно сложно представить нашу жизнь без занятий физическими упражнениями и спорт...