"Основные принципы организации дыхательной гимнастики"
методическая разработка по физкультуре по теме
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_organizatsii_dykhatelnoy_gimnastiki.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
Тема:
организации
дыхательной гимнастики»
Выполнила:
Тренер-преподаватель
Коблова Елена Владимировна.
г. Суворов
2012г.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Дети с нарушением осанки имеют низкие резервные возможности дыхательной системы. При сколиозе грудная клетка уменьшается по вертикали, принимает косое положение. Структурные изменения позвоночника и грудной клетки ведут к изменениям бронхо- лёгочной системы.
В зависимости от тяжести искривления отмечается снижение жизненной ёмкости лёгких на 30-70 процентов. Применение дыхательных упражнений во время физических упражнений необходимо для развития и укрепления дыхательной системы.
Основные принципы организации дыхательной гимнастики.
Положительный эффект лечебной гимнастики достигается за счёт дозированной, регулярной и длительной физической тренировки. Общая цель тренировки заключается в развитии общей функциональной адаптации организма к физическим нагрузкам. Специальная задача тренировки заключается в непосредственном воздействии физическими упражнениями на область поражения, что способствует восстановлению нарушенных в связи с заболеванием
функций. Например, упражнения по отработке правильного дыхания, улучшения дренажной функции бронхов, подвижности диафрагмы и грудной клетки.
При дыхательных упражнениях с лечебной целью:
- совершенствуется механизм дыхания;
- укрепляются основные и вспомогательные мышцы;
- улучшается подвижность грудной клетки;
- растягиваются спайки в плевральной полости;
- удаляется мокрота из бронхов.
Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, не сочетаемые с движением туловища и конечностей: например, ровное ритмичное дыхание и его урежение, различные соотношения вдоха и выдоха во времени, включение кратковременных пауз и сочетание дыхания с произнесением отдельных звуков. Статические дыхательные упражнения выполняются в различных исходных положениях – стоя, сидя, лёжа.
Динамические упражнения – это упражнения, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. К ним относятся упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции одного лёгкого, обоих лёгких и способствующие восстановлению или увеличению подвижности рёбер и диафрагмы, содействующие растягиванию спаек в плевральной полости, формирующие навыки рациональных сочетаний дыхания и движений. Например: подъём рук вверх и прогибание туловища назад способствуют углублению и облегчению вдоха;
- приседания способствуют большей полноте и глубине выдоха;
- повороты и наклоны туловища с одновременным подъёмом рук, противоположный наклону подъёма туловища способствует увеличению подвижности диафрагмы, растяжению плевральных спаек, улучшению вентиляции отдельных частей лёгких.
Динамические дыхательные упражнения способствуют формированию навыков рационального сочетания дыхания с движением.
При проведении лечебной гимнастики следует помнить, что нельзя строить занятие из одних только дыхательных упражнений, так как это приведёт к переутомлению дыхательных мышц. После каждых 3-4 дыхательных упражнений необходимо дать несколько элементарных ОРУ.
При выполнении дыхательных упражнений очень важно согласовывать амплитуду и темп упражнения с глубиной и ритмом дыхания.
Примерный комплекс дыхательных упражнений.
Задача. | Исходное положение. | Описание упражнения. | Методические указания. |
Обучение диафрагмальному дыханию. | Лёжа на спине, левая рука на животе, правая рука на груди, ноги слегка согнуты. | На счёт 1-2- вдох, надуть живот. На счёт 3-4-5- выдох, втянуть живот. | Вдох носом, выдох ртом. |
Обучение смешанному дыханию. | То же. | На счёт 1-2-вдох, надуть живот. На счёт 3-4- продолжая вдох, поднимать грудную клетку. На счёт 5-8- выдох, опустить грудную клетку, начиная со втягивания живота. | Рукой контролировать движение живота и грудной клетки. |
Обучение нижнему грудному дыханию. | То же, ладони на рёберной дуге. | На счёт 1-2- вдыхая, раздвинуть грудную клетку во фронтальной плоскости. На счёт 3-4-5- выдыхая, руками сдавить грудную клетку с боков. | Те же. |
Обучение правильному ритму дыхания. | Сидя. | На счёт 1-2- вдох носом; 3-4- пауза; 6-7- выдох ртом; 8-9- пауза. | Дыхание неглубокое. |
Развитие выдоха. | Лёжа на спине, ноги в упоре. | На счёт 1-2- руки в стороны – вдох. На счёт 3-4-5-6- выдох, обнимая себя руками. | При выдохе произносить звуки «ж», «з», «с» на счёт 1-6. |
Увеличение ЖЕЛ. | Сидя. | Задержка дыхания на вдохе, начиная с 5-й секунды (индивидуально). | Верхний плечевой пояс не фиксировать. |
Развитие компенсаторных механизмов внешнего дыхания. | То же. | Задержка дыхания на выдохе, начиная с 5-й секунды. | Те же, индивидуально. |
Обучение правильному ритму дыхания. | Стоя. | Ходьба на 2-3 шага – вдох, на 3-4- выдох. | Вдох носом, выдох ртом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические занятия. Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. № 1.Основные упражнения
Весёлое домашнее задание.Создать соответствующую речевую среду дома – максимально быстро добиться позитивной динамики, устранить проблемы. Из-за большого объёма (9 ...
Урок- основная форма организации занятий гимнастикой в школе.
Общие требования, задачи, части урока....
Методическая разработка урока по физической культуре по разделу основная гимнастика для учащихся 4-го класса
Тема урока: метание теннисного мяча и бег на короткие дистанции Задачи: – закрепить навыки челночного бег...
Конспект урока по физической культуре по разделу основная гимнастика для учащихся 4-го класса
Тема урока: висы, упоры и равновесие Задачи: – ознакомить занимающихся с висами и упорами на низкой перек...
Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"
Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"...
Основные виды гимнастики
Гимнастика - одно из основных средств системы физического воспитания.Современная система физического воспитания является неотъемлемой частью воспитания современного человека.Цель ее состоит в во...