программа 3 часа по физической культуре "Шейп - аэробика" для 5 - 8 классов
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
в помощь учителям для воспитания в ученикам здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа 3 час по физической культуре для 5-8 классов | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования Комитета по социальной политике и культуре
Администрации города Иркутска
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №11
с углубленным изучением отдельных предметов
«Шейп – хореография»
Программа
учебная
для 5 - 8 классов
Составитель:
Вандышева Ольга Николаевна
учитель физической культуры
МОУ СОШ №11 с углубленным
изучением отдельных
предметов г.Иркутска
Иркутск 2010 г.
Содержание
Пояснительная записка____________________________________2
Характеристика разделов программы______________________________6
5 – 6 класс______________________________________________8
7 – 8 класс ______________________________________________11
Литература______________________________________________16
Приложение_____________________________________________18
План – конспект урока
Комплекс дыхательной гимнастики
Комплекс силовой гимнастики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является продолжением работы начатой с учащимися по программе «Ритмика и танец в начальной школе», которая была разработана ранее и внедрена для занятий с учащимися 1 – 4 класса.
Анализ полученных результатов по программе «Ритмика и танец в начальной школе» показал:
- результаты учащихся занимающихся по адаптированной программе выше в сравнении с результатами учащихся, не занимающихся по данной программе, показана положительная динамика функциональной и физической подготовленности;
- адаптированная программа «Ритмика и танец в начальной школе» для учащихся младшего школьного возраста начального обучения эффективна как процесс физического воспитания. Способствует развитию двигательных способностей детей школьного возраста;
Была получена рекомендация разработать адаптированную программу для учащихся средней школы с элементами ритмической гимнастики и танца.
Данная программа «Шейп - хореография» разработана для учителей физической культуры работающих в 5-8 классах.
Представленная программа опирается на идеи оздоровительно-развивающей тренировки (ОРТ), включающая в себя музыкально – ритмическое воспитание (искусству хореографии, активизации музыкального восприятия, развитие двигательных и художественно – творческих способностей детей) и на систему фитнеса (подразумевающую последовательное освоение анатомо – физиологических основ системы физического воспитания). Фитнес – это способ сохранения и укрепления здоровья, совершенствования физических возможностей, достижения эмоциональной уравновешенности.
Государственная программа школьного физического воспитания не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям. В спортивных секциях до сих пор существует тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей оказывается вне спорта, не получает нужную дозу физической активности, соответствующую возрасту, доставляющую радость и удовольствие.
Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами, рассматривающего здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке.
Концептуальная особенность данной программы состоит в новом решении технологии оздоровительно-развивающей тренировки.
Сама по себе область ОРТ находится как бы между двумя различными системами, связанными с физической нагрузкой: это область спорта высоких достижений, с одной стороны, и лечебная физкультура – с другой (табл. 1).
Области физической активности
Таблица 1.
Спорт высших достижений | Оздоровительно-развивающая тренировка | Лечебная физкультура |
Цель: достижение высоких результатов | Цель: увеличение продолжительности жизни, уменьшение риска нарушения здоровья, улучшение телосложения и др. | Цель: выздоровление, поддержание способности учиться и работать. |
Цель программы «Шейп – хореография» - уменьшение риска нарушения здоровья, улучшение телосложения, повышение работоспособности.
Задачами данной программы являются:
- Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных физкультурно – спортивных знаний и умений;
- Овладения интегративной системой знаний психолого – педагогических, анатомо – физиологических и гигиенических требований физического воспитания;
- Интеграция базового и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, целенаправленное освоение фитнеса и хореографии;
- Формирование умений и навыков организации и проведения самостоятельных форм занятий.
Оздоровительно-развивающая тренировка (ОРТ) базируется на определенных закономерностях – биологических, педагогических, психологических, из которых формулируются определенные принципы, имеющие много общего с дидактическими принципами, принятыми в педагогике, и принципами спортивной тренировки, разработанными в спорте высших достижений, но имеющие и свои специфические отличия.
Основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки детей и подростков
Основными принципами оздоровительно-развивающей тренировки, разработанные нами, являются:
• принцип доступности;
• принцип «не навреди»;
• принцип биологической целесообразности;
• программно-целевой принцип;
• принцип половозрастных различий;
• принцип индивидуализации;
• принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека;
• принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека;
• принцип интеграции;
• принцип красоты и эстетической целесообразности;
Программа рассчитана на 4 года обучения (5 - 8 классы)
Раздел «Содержание обучения» по своему наполнению значительно шире аналогичных разделов уже существующих и рекомендованных программ по предмету «физическая культура» для учащихся 5 – 8 классов. При распределении разделов программы по годам обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психические особенности детей от 11 до 14 лет.
Тематическое планирование освоение содержания программы «Шейп – хореография» может быть следующим:
На начальном этапе изучения программы предполагается наполнение процесса обучения разнообразными и сложными задачами, предусматривающими овладение ее основным содержанием на более высоком уровне. На втором этапе возрастает роль теоретических знаний, а значительное место в учебном процессе следует отвести самостоятельной деятельности учащихся. Использование дифференцированного подхода к учащимся позволит избежать перегрузки и способствовать наиболее полной реализации возможностей каждого из них.
- Содержание программы
№ | Вид программного материала | Класс | |||
5 | 6 | 7 | 8 | ||
Теоретические знания: Психолого – социальные и педагогические основы, Медико – биологические основы. | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года | |
1 | Игроритмика | В течение года | В течение года | В течение года | В течение года |
2 | Танцевальные упражнения и танцы | 10 | 10 | 10 | 10 |
3 | Фитнес-гимнастика | 8 | 8 | 8 | 8 |
4 | Классическая аэробика | 10 | 10 | 10 | 10 |
5 | Степ–аэробика | 6 | 6 | 6 | 6 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 |
Умения, приобретенные по окончанию программы.
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, музыкальные композиции, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работы;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических качеств;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях по данной программе, оказание первой доврачебной помощи;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Кретерий оценки – зачет, где ученик должен продемонстрировать следующие двигательные способности см. таблица № 3.
Таблица 3
Двигательные способности | Контрольные упражнения | Возраст | Уровень | |||||
мальчики | девочки | |||||||
н | с | в | н | с | в | |||
гибкость | наклон из положения сидя | 11 12 13 14 | 2 3 4 4 | 4-7 5-8 6-9 6-9 | 8 9 10 10 | 5 6 7 8 | 7-12 8-13 8-14 9-14 | 13 14 15 15 |
гибкость | мост из положения лежа на время | 11 12 13 14 | 15 20 20 25 | 30 30 30 30 | 35 40 50 60 | 15 20 20 25 | 30 30 30 30 | 35 40 50 60 |
гибкость | из положения стоя на скамейке наклон вниз | 11 12 13 14 | 2 3 4 5 | 3-5 4-7 8-9 8-9 | 6 8 9 10 | 6 7 8 8 | 6-8 7-9 8-11 9-13 | 9 10 12 14 |
силовые способности | подъем туловища и прямых ног одновременно из положения лежа за 30с. | 11 12 13 14 | 8 9 10 11 | 9-18 10-19 11-20 12-25 | 19 20 21 26 | 8 9 10 11 | 9-15 9-16 10-18 11-20 | 16 17 19 21 |
координационные | равновесие стойка босиком на одной ноге, с | 11 12 13 14 | 15 20 20 25 | 30 30 30 30 | 35 40 50 60 | 15 20 20 25 | 30 30 30 30 | 35 40 50 60 |
силовые способности | удержание углом | 11 12 13 14 | 7 8 9 10 | 8-10 9-11 10-14 11-19 | 11 12 15 20 | 7 8 9 10 | 8-10 9-11 10-14 11-19 | 11 12 15 20 |
силовые способности | Приседание на одной ноге | 11 12 13 14 | 4 5 6 7 | 5-9 6-10 7-12 8-15 | 10 11 13 16 | 2 3 4 5 | 3-5 4-6 5-7 6-12 | 6 7 8 13 |
Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень
Тематический план уроков для учащихся 5- 6 классов
Основные задачи:
| |||
Параллель | Раздел | Тема | Количество часов |
1 четверть | |||
5 - 6 | Intro | Введение в аэробику. Урок состоит из двух частей. Первая часть — разучивание основных движений базовой аэробики и степ-аэробики. Вторая часть — силовая работа. | 1 |
5 - 6 | Intro | Введение в аэробику. Урок состоит из двух частей. Первая часть — разучивание основных движений базовой аэробики и степ-аэробики. Вторая часть — силовая работа. | 1 |
5 - 6 | Functional | Развитие ловкости, координации и общей выносливости. Игроритмика. | 1 |
5 - 6 | Functional | Развитие ловкости, координации и общей выносливости. Игроритмика. | 1 |
5- 6 | Dance Party | Элементы хореографии различных направлений современного танца | 1 |
5- 6 | Dance Party | Элементы хореографии различных направлений современного танца | 1 |
5 - 6 | Ole Samba | Разучивание движений латиноамериканских танцев | 1 |
5 - 6 | Ole Samba | Разучивание движений латиноамериканских танцев | 1 |
итого | 8 | ||
2 четверть | |||
5 - 6 | Aerobic | Разучивание комбинаций различной степени сложности, состоящих из базовых движений классической аэробики. Игроритмика. | 1 |
5 - 6 | Aerobic | Разучивание комбинаций различной степени сложности, состоящих из базовых движений классической аэробики. Игроритмика. | 1 |
5 - 6 | Pers. Yoga | Психофизическая практика, основанная на древних индийских традициях с использованием дыхательных практик и технически сложных асан. | 1 |
5 - 6 | Tae-bo Pers. Yoga | Урок с использованием элементов восточных единоборств Психофизическая практика, основанная на древних индийских традициях с использованием дыхательных практик и технически сложных асан. | 1 |
5- 6 | Gravity Pilates | Урок гибкости, игроритмика | 1 |
5- 6 | Gravity Pilates | Урок гибкости, игроритмика | 1 |
5 - 6 | Веlly Dance | Урок, включающий в себя элементы арабского танца | 1 |
5 - 6 | Веlly Dance | Урок, включающий в себя элементы арабского танца | 1 |
итого | 8 | ||
3 четверть | |||
5 - 6 | Aerobic Dance | Разучивание комбинаций классической аэробики с элементами стилизованной хореографии | 1 |
5 - 6 | Aerobic Dance | Разучивание комбинаций классической аэробики с элементами стилизованной хореографии | 1 |
5 - 6 | Aerobic Dance | Разучивание комбинаций классической аэробики с элементами стилизованной хореографии | 1 |
5 - 6 | Super Sculpt | Силовой урок, направленный на различные мышечные группы | 1 |
5- 6 | Super Sculpt | Силовой урок, направленный на различные мышечные группы | 1 |
5- 6 | Ча-ча-ча, самба | Урок с использованием хореографии латиноамериканских танцев | 1 |
5 - 6 | Ча-ча-ча, самба | Урок с использованием хореографии латиноамериканских танцев | 1 |
5 - 6 | Steр | Обучение свободному владению базовыми шагами степ - аэробики и соединению их в различные комбинации. Урок с использованием Степ - платформы. | 1 |
5 - 6 | Steр | Обучение свободному владению базовыми шагами степ - аэробики и соединению их в различные комбинации. Урок с использованием Степ - платформы. | 1 |
5 - 6 | Steр | Показательный урок. | 1 |
итого | 10 | ||
4 четверть | |||
5 - 6 | Gravity Pilates | Урок гибкости | 1 |
5 - 6 | Gravity Pilates | Урок гибкости | 1 |
5 - 6 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
5 - 6 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
5- 6 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
5- 6 | Клубный танец | Урок с использованием хореографии и музыки модных вечеринок, проходящих в лучших ночных клубах | 1 |
5 - 6 | Клубный танец | Урок с использованием хореографии и музыки модных вечеринок, проходящих в лучших ночных клубах | 1 |
5 - 6 | Экзерсис | Контрольный урок | 1 |
итого | 8 |
Тематический план уроков для учащихся 7 – 8 классов
Основные задачи:
| |||
Параллель | Раздел | Тема | Количество часов |
1 четверть | |||
7 – 8 | Dance Party | Элементы хореографии различных направлений современного танца | 1 |
7 - 8 | Dance Party | Элементы хореографии различных направлений современного танца | 1 |
7 – 8 | Upper Воdу | Развитие мышц верхнего плечевого пояса, упражнения на дыхание. | 1 |
7 - 8 | Upper Воdу | Развитие мышц верхнего плечевого пояса, упражнения на дыхание. | 1 |
7 – 8 | Pers. BOX | Формат урока предусматривает постановку и отработку ударов, индивидуальный подход, акцент на технику, работу на силу, выносливость | 1 |
7 - 8 | Pers. BOX | Формат урока предусматривает постановку и отработку ударов, индивидуальный подход, акцент на технику, работу на силу, выносливость | 1 |
7 – 8 | Gravity Pilates | Урок гибкости | 1 |
7 - 8 | Gravity Pilates | Урок гибкости | 1 |
итого | 8 | ||
2 четверть | |||
7 – 8 | Super Sculpt | Силовой урок, направленный на различные мышечные группы | 1 |
7 - 8 | Super Sculpt | Силовой урок, направленный на различные мышечные группы | 1 |
7 – 8 | Ole Samba | Разучивание движений латиноамериканских танцев | 1 |
7 - 8 | Ole Samba | Разучивание движений латиноамериканских танцев | 1 |
7 – 8 | Hip-Hop | Урок с использованием хореографии улиц и «черных» кварталов Америки | 1 |
7 - 8 | Hip-Hop | Урок с использованием хореографии улиц и «черных» кварталов Америки | 1 |
7 – 8 | R’n’B | Урок с элементами hip-hop-a, латины и афро-джаза, а потому имеет широкие возможности для импровизации и непрерывного развития | 1 |
7 - 8 | R’n’B | Урок с элементами hip-hop-a, латины и афро-джаза, а потому имеет широкие возможности для импровизации и непрерывного развития | 1 |
итого | 8 | ||
3 четверть | |||
7 – 8 | Aerobic Dance | Разучивание комбинаций классической аэробики с элементами стилизованной хореографии | 1 |
7 - 8 | Aerobic Dance | Разучивание комбинаций классической аэробики с элементами стилизованной хореографии | 1 |
7 – 8 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
7 - 8 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
7 – 8 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
7 - 8 | Interval Training | Высокоинтенсивный урок. | 1 |
7 – 8 | Interval Training | Высокоинтенсивный урок. | 1 |
7 - 8 | Aerobic | Разучивание комбинаций различной степени сложности, состоящих из базовых движений классической аэробики. | 1 |
7 – 8 | Aerobic | Разучивание комбинаций различной степени сложности, состоящих из базовых движений классической аэробики. | 1 |
7 - 8 | Aerobic | Контрольное выполнение разученных комплексов по аэробике, степ – аэробике, дыхательных упражнений, танцевальных движений. | 1 |
итого | 10 | ||
4 четверть | |||
7 – 8 | Клубный танец | Урок с использованием хореографии и музыки модных вечеринок, проходящих в лучших ночных клубах | 1 |
7 - 8 | Клубный танец | Урок с использованием хореографии и музыки модных вечеринок, проходящих в лучших ночных клубах | 1 |
7 – 8 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
7 - 8 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
7 – 8 | Step-n-Sculpt | Урок, сочетающий в себе аэробную и силовую нагрузки. | 1 |
7 - 8 | Solo Latino | Сольная программа клубной латины, включающая меренге, сальсу, румбу, самбу, ча-ча-ча свинг и буги-вуги. | 1 |
7 – 8 | Solo Latino | Сольная программа клубной латины, включающая меренге, сальсу, румбу, самбу, ча-ча-ча свинг и буги-вуги. | 1 |
7 - 8 | Экзерсис | Контрольный урок (по проверке пройденного материала за год) | 1 |
итого | 8 |
Литература
- Бочкарева Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии: Учебно – методическое пособие/ Н.И. Бочкарева. – Кемерово, 2003. 230с
2. Кряж В.Н. Гимнастика. Ритм. Пласт ика. / В.Н. Кряж– Минск, 2005. 245 с.
3. Михайлов М.А. Развитие музыкальных способностей детей. / М.А. Михайлов – Ярославль, 2001. 40с
4. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования. / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В.Кветная – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
5. Журавина М.Л., Гинмастика. /М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова– М.: Академия, 2001. – 230 с.
6. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет./ В.Л. Страковская - М., 2006. – 86с.
7. Смирнов И.В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением. Методическое пособие / И.В.Смирнов – М.: 2008. – 24 с.
8. Федоров Г.П. Танцы для детей: Методическое пособие./Г.П. Федоров – СПБ.: Детство – пресс, 2000. – 40 с.
9. Фиш Э. Музыкальное движение: Методическое пособие для педагогов музыкально – ритмического воспитания, работающих с детьми младшего школьного возраста. / Э.Фиш, С. Руднева – СПБ.: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000. – 310 с.
10. Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М. – Академия, 2001. – 144с.
11. Затямина Т.А. Учебно – методическое пособие./ Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова – М.: Издательство «Глобус» 2009. – 112 с.
12. Руденко, Л.К. Возникновение, развитие и современное состояние спортивной аэробики / Л.К. Руденко // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта // Гимнастика: сб. науч. тр. – Вып. 2. – СПб., 2004. – С. 99-104.
13. Руденко, Л.К. Структура и содержание композиций в спортивной аэробике / Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во «Шатон», 2004. – С. 235-240.
14. Руденко, Л.К. Классификации упражнений в спортивной аэробике / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во «Шатон», 2004. – С. 240-243.
15. Руденко, Л.К. Обучение элементам, связанным с вращением тела вокруг продольной оси, в спортивной аэробике / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во «Шатон», 2004. – С. 243 -247.
16. Руденко, Л.К. Характеристика этапов спортивной подготовки в аэробной гимнастике / С.А. Руденко, Л.К. Руденко // Теория и практика управления образованием и учебным процессом, педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб., 2006. – 128с
Приложение
СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программный материал по шейп – хореографии
Основная направленность | Класс | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
Игроритмика | музыкальные игры, образные упражнения, драматизации, музыкально – ритмические задания, психогимнастика, элементы актерского тренинга. | музыкальные игры, образные упражнения, драматизации, музыкально – ритмические задания, элементы актерского тренинга. | музыкальные игры, образные упражнения, драматизации, музыкально – ритмические задания, психогимнастика, элементы актерского тренинга. | музыкальные игры, образные упражнения, драматизации, музыкально – ритмические задания, элементы актерского тренинга. |
Танцевальные упражнения и танцы | Латина, джаз, фанк, хип-хип, R-n-B; брейк, рок – н – ролл. | Латина, джаз, фанк, хип-хип, R-n-B; брейк, рок – н – ролл. | Латина, джаз, фанк, хип-хип, афро, R-n-B; брейк. | Латина, джаз, фанк, хип-хип, афро, R-n-B; брейк |
Дыхательные упражнения | Йога, ушу, дыхательная гимнастика по Стрельниковой. | Йога, ушу, дыхательная гимнастика по Стрельниковой. | Йога, ушу, дыхательная гимнастика по Стрельниковой. | Йога, ушу, дыхательная гимнастика по Стрельниковой. |
Аэробика | Оздоровительная (флекс, стретч, шейп, а- бокс, фитболы), танцевальная. | Оздоровительная (флекс, стретч, шейп, а- бокс, фитболы), танцевальная. | Оздоровительная, (силовая, флекс, стретч, шейп, а- бокс, фитболы), танцевальная. | Оздоровительная, (силовая, флекс, стретч, шейп, а- бокс, фитболы), танцевальная. |
Степ–аэробика | По базовой программе. | По базовой программе. | С более сложной хореографией и большими нагрузками, высота степа увеличивается по мере подготовленности учащихся. | С более сложной хореографией и большими нагрузками, высота степа увеличивается по мере подготовленности учащихся. |
2.1. Игроритмика.
Содержанием данного раздела являются музыкальные игры, образные упражнения, драматизации, музыкально – ритмические задания, элементы актерского тренинга, психогимнастика. Необходимо отметить, что игровые приемы пронизывают весь урок ритма. Даже освоение достаточно сложного материала должно проходить в увлекательной игровой форме, иначе процесс обучения танцу превратится в муштру (что нередко встречаются в практике педагогов хореографов). Игра под чутким руководством педагога способствует развитию свободного творческого и эффективного мышления, раскрепощению живой души ребенка, его эмоциональности, непосредственности, открытости, творческой потенции эмпатии и интуиции. В зависимости от этапа и целевых задач урока игровой материал может использоваться:
- как способ реалаксации, переключения внимания или снятия напряжения;
2.2. Танцевальные упражнения и танцы.
Раздел продолжает знакомство с основами музыкальной грамоты, необходимыми для музыкального восприятия, формирования осознанного отношения к музыке и понимания законов построения музыкального произведения. В процессе знакомства с разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями в ходе сопровождения танцевальных упражнений и танцев, происходит обогащение слушательного опыта и музыкального кругозора учащихся, развивается и закрепляется интерес к музыке различных направлений и стилей. Знакомство с различными жанрами хореографического искусства: классический, народный, историко – бытовой, современный танцы. Освоение репертуара танцев различных народов мира. Каждый танец имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают традиции, обычаи, национальный характер и темперамент данного народа. Большое место в танцевальном репертуаре отводится игровому образному танцу, который позволяет детям танцевать собственную душу и эмоционально знакомиться с культурой своего народа.
2.3. Дыхательные упражнения.
Раздел включает в себя занятия по гимнастике Стрельниковой, что помогает при многих заболеваниях, она доступна для выполнения: не требуется специальных условий и особой одежды. Рекомендуется при: частых респираторных заболеваниях, хронических бронхитах, бронхиальной астме. Специальные дыхательные упражнения развивают дыхательные мышцы и укрепляют дыхательный аппарат. Регулярные занятия улучшают вентиляцию легких, состав крови. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) после одного месяца сеансов гимнастики Стрельниковой увеличивается на 0,2 – 0,4 литра. Это подтвердили исследователи в центральном НИИ туберкулеза Российской Академии Медицинских Наук.
Многовековой опыт йоги и китайской оздоровительной гимнастики не остовляет сомнений в важности дыхательных упражнений и тренировки способностей к психической концентрации на естественных и воображаемых объектах. Йога (Joga) восточная, обычно индийская, оздоровительная и реабилитационная система, включающая физические упражнения (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), релаксацию, медитацию, а также особый стиль жизни.
2.4. Аэробика.
Этот раздел включает комплексы хореографических и танцевальных движений, как без предметов, так и с предметами. Силовая аэробика это тренировка мышц рук, плеч, груди, верхней части спины и брюшного пресса с использованием гантелей, амортизаторов и боди – баров (утяжелительных палочек – стеков)Для тренировки мышц ног и брюшного пресса и ягодиц используют мини штанги. Флекс программа включает упражнения на статическое напряжение и растягивание мышц. Стретч упражнения на растяжку и расслабление в различных исходных положениях, они подразделяются на пассивные, активные и смешанные. Шейпинг – занятие с отягощениями, избирательно регулируемая, на отдельные мышечные группы. В этой программе идет четкая работа на конкретные мышечные группы в строгой дозировке, используя многочисленные средства аэробики. Танцевальная аэробика включает танцевальные элементы (сальса, танго, рок – н –ролл, фламенко, джаз, брейк).
2.5. Степ – аэробика.
В этот раздел входят комплексы упражнений различной сложности на специальной платформе (шириной 35 см. длиной 85 – 100 см.) Высота платформы наращивается по мере роста уровня физической подготовленности учащихся. Степ – аэробика укрепляет все основные группы мышц, опорно – двигательного аппарата, развивает подвижность суставов, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет сердечно – сосудистую систему. Степ – аэробика по энергетическому расходу равноценна быстрому бегу, дозировать нагрузку можно меняя высоту ступени. Благодаря эмоциональности, огромному разнообразию движений, степ создает благоприятный психологический фон. Естественным передвижением для ног является ходьба. Различные виды ходьбы в различных направлениях выполняются легко при многократном повторении.
Особенности программы
Учитель физической культуры должен разбираться в следующих вопросах: физическое воспитание как важнейшее условие формирования личности; формирование ценностей, мотивов и направленности личности.
Цели воспитания и их учет в работе учителя физической культуры.
Педагогика спорта: ее цели, задачи и средства.
Основы психологии спорта: ее цели, задачи и средства.
Формы занятий фитнесом и хореографией профессионально – ориентированной, коррегирующей и спортивной направленности.
Средства и методы саморазвития и самовоспитания.
Индивидуальные и самостоятельные формы организации занятий по фитнесу и хореографии.
МЕДИКО - БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Закономерности индивидуального развития человека.
Влияние занятий шейпингом и хореографией на анатомо – физиологические особенности развития систем организма детей и подростков.
Кровообращение. Дыхание. Опорно – двигательная система. Пищеварение. Выделение. Эндокринная система. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция. Нервная система.
Основы личной гигиены, гигиены питания, закаливания, сна, одежды занимающегося шейпингом и хореографией.
Роль и значение занятий шейпингом и хореографией в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.
ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ШЕЙПИНГУ И ХОРЕОГРАФИИ
Определение основных исходных понятий фитнеса, хореографии. Социальные функции шейп – хореографии. Шейп – хореография как одна из областей деятельности, формирующих личность.
Методы и средства шейп – хореографии. Дозирование физической нагрузки для занимающихся шейп – хореографией.
При работе по данной программе необходимо пользоваться специальной терминологией см. приложение.
Основные движения и терминология базовой аэробики
March-(ing) (марш-(инг)) - ходьба на месте.
Walking (уокинг) - ходьба в продвижении.
Step (степ) - шаг.
Step touch (степ тач) - шаг в сторону.
И.п. - сомкнутая стойка.
- - шаг правой в сторону;
- - приставить левую к правой на носок; 3-4 - то же самое в другую сторону.
V-step (ви степ) - шаги врозь-врозь, назад-назад.
И.п. - сомкнутая стойка.
- - шаг правой вперед в сторону;
- - шаг левой вперед в сторону;
- - шаг правой назад;
- - шаг левой назад в и.п.
Heel touch (хил тач) - касание пола пяткой.
- - вперед на пятку;
- - скрестно вперед на пятку;
- - попеременное касание пяткой пола;
- - в сочетании с ходьбой на месте;
- - в сочетании с ходьбой в продвижении (например, 3 шага вперед -hell);
- - попеременное движение из одной диагонали в другую в сочетании с hell.
Toe touch (тоу тач) - выполняется в таких же вариантах, как и heel touch, но с касанием носком пола.
Mambo (мамбо) - шаги на месте с переступанием (вперед, назад).
И.п. - сомкнутая стойка.
- - шаг правой вперед (центр тяжести туловища на правой ноге);
- - шаг левой вперед (перенести центр тяжести туловища на левую ногу);
- - шаг правой назад;
- - шаг левой назад в и.п.
Cross (кросс) - скрестный шаг на месте.
И.п. - сомкнутая стойка.
Skip (скип) - сгибание-разгибание ноги в коленном суставе в положе-
назад). вниз книзу (вперед-книзу, в сторону-книзу, назад-книзу).
Примерный план урока аэробики | |||||
Часть урока | Направленность и продолжительность части урока | Зона воздейс твия | Основные упражнения | Указания | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Подготовительная | Разминка 1. Разогревание (Warming up) Продолжительность подготовительной части урока —5—10 минут | 1.1. Локальные (изолированные) движения частей тела | Повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движения стопой | Рекомендуется использовать низкий или средний темп движений, с небольшой амплитудой | |
1.2. Совмещенные движения для обширных мышечных грyпп | Полуприседы, выпады, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещениями в сочетании с движениями руками | Упражнения на координацию и усиление кровотока выполнять в среднем темпе с увеличением амплитуды | |||
Основная | 1. Стретчинг -упражнения на гибкость (Stretching) | 1.1. Изолированные движения для мышц бедра и голени | Растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы | Выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, с опорой руками о бедра, без использования махов и пружинящих движений | |
2. Аэробная часть (aerobics) Продолжительность - 20—25 минут | 2.1.Аэробная разминка (3—5 мин) | Базовые элементы и усложнения движений, варианты ходьбы с движениями рук | Разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с передвижениями в разных направлениях | ||
«Аэробный пик» (15 мин) | Танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями руками | Выполнение сочетаний — «блоков» упражнений на месте и с перемещениями в разных направлениях, увеличение нагрузки за счет координационной сложности, амплитуды и интенсивности движений |
Комплекс упражнений начального уровня по спеп - аэробике
Подход | Степ-шаг | Счет1 | Счет 2 | СчетЗ | Счет 4 | Количе ство счетов в связке | Примечания |
с конца платформы | бейсик сверху вниз | П - вниз | Л - вниз | П - вверх | Л - вверх | 8 | руки сгибаем и разгибаем |
страдл | П - вниз в сторону | Л - вниз в стороу | П - вверх | Л - вверх | 8 | П - рука вверх, Л - рука вверх; П - вниз, Л - вниз | |
выпады на платформе | П - вперед на пятку | П - назад приставить | Л - вперед на пятку | Л- назад приставить | 4 | руки вперед скрестно | |
страдл | П - вниз в сторону | Л - вниз в стороу | П - вверх | Л - вверх | 4 | руки поочередно вверх, затем вниз | |
диагональный выпад назад | П - вниз назад на носок | П - на платформу | Л - вниз назад на носок | Л-на платформу | 4 | П - рука вперед-вверх, Л -вперед-вверх | |
страдл | П - вниз в сторону | Л - вниз в стороу | П - вверх | Л - вверх | 4 | ||
выпад в сторону (сквот) | П - вниз присесть Л - вниз присесть | держать | П - вверх Л - вверх | держать, стоять | 4 4 | П - рука согнута в локте в сторону, то же Л - рукой | |
выпад в сторону тройной (пружинка) | П - вниз присесть Л - вниз присесть | пружинка пружинка | пружинка пружинка | П - вверх Л - вверх | 4 4 | руки поочередно вверх-вниз |
Подход | Степ-шаг | Счет 1 | Счет 2 | СчетЗ | Счет 4 | Количество счетов в связке | Примечания |
с конца боком | лифт сайд | Л - вверх | П - мах в сторону | Л - вниз | Л - вниз | 4 | руки к плечам, в стороны, к плечам, вниз |
выпад на платформе | Л - вверх | П - вверх | Л — выпад в сторону на платформе | Л - приставить | 8 | руки снизу в стороны | |
Л - выпад на платформе | Л - приставить | П - вниз | Л - вниз | ||||
Э-кросс | переход через платформу влево, вправо, влево | 12 | руки по кругу | ||||
тт ап тэп даун | П - вверх | Л - касание вверху | Л - вниз | П-касание ВНИЗУ | 4 | руки согнуть в локтях | |
мамбо на полу | П - шаг вперед | Л - на месте | П - шаг назад | Л - на месте | 4 | руки вверх-вниз | |
мамбо на полу с поворотом | П - шаг вперед | Л - на месте и поворот налево | П - шаг вперед | Л - на месте с поворотом налево | 4 | ||
марш вокруг степа | выполняется 8 шагов вокруг платформы | ||||||
тройной подъем колена | П - вверх Л - касание внизу | Л - колено вверх Л - колено вверх | Л - касание внизу Л - вниз | Л - колено вверх П - вниз | 8 | ||
mi an тэп даун | П - вверх | Л - касание вверху | Л - вниз | П - касание внизу | 8 | руки вперед назад |
Силовые упражнения
Для брюшного пресса
Каждое упражнение выполняется по 12 раз. По мере освоения комплекса - увеличивать количество серий до 3—4-х.
1. И.п. - о.с, в правой руке гантель.
Наклон вправо, рука с гантелью скользит вниз, левую руку поднять и вытягивать вверх.
- То же в другую сторону.
- То же, но гантели в каждой руке.
- И.п.: лежа на правом боку, опираясь на правое предплечье, левую руку согнуть за голову.
1 - подтягивать ноги к груди, сгибая их в коленях и одновременно левый локоть тянуть к разноименному колену; 2 - вернуться в и.п.
5. И.п.: лежа на правом боку, опираясь на правое предплечье, левую руку
согнуть за голову.
Одновременно поднимать прямые ноги навстречу прямой руке.
6-7. То же на другом боку.
8. И.п.: лежа на спине, руки согнуты за головой, верхняя часть туловища
приподнята, ноги согнуты в коленях над полом.
«Велосипед» с поворотом туловища и касанием разноименного колена локтем.
9. И.п.: лежа на спине, руки согнуты за головой.
1 - одновременно согнуть ноги, приподнимая их от пола и поднимая верхнюю часть туловища; 2 - выпрямляя ноги, вертикально вверх приподнимаем туловище;
3-4 - опускаем верхнюю часть туловища и прямые ноги вниз, не касаясь, пола.
10. И.п.: лежа на спине, руки согнуты за головой, ноги вертикально вверх.
Одновременно приподнимаем верхнюю часть туловища и тянем ноги
вверх, отрывая копчик от пола.
11. И.п.: лежа на спине, руки согнуты за головой, ноги согнуты, ступни - на полу.
1 - выпрямляем одну ногу и одновременно приподнимаем верхнюю часть туловища;
2 - сгибаем ногу и опускаем туловище на пол.
12. То же, но выпрямляем руки и тянем их вперед, туловище
приподнимается больше, чем в предыдущем упражнении.
- То же, но руки и ногу поднимаем вверх и почти садимся.
- Упражнения №№ 11-13 повторяем с другой ноги.
- И.п.: сесть, ноги согнуты, руки вперед.
1-2 - отклониться назад;
3-4 - вернуться в и.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" 10 класс (для учащихся обучающихся на дому)
Программа рассчитана на учащихся обучающихся на дому по состоянию здоровья. В данной программе изучаются теоретические сведения об основных видах спорта, технических приемах, основах знаний изучаемых ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 5 КЛАСС
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич,2010г). Программа определяет инва...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 10 КЛАСС Профильный уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФормирование личности, готовой к активной и творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьно...
Программа экзамена по физической культуре 9 класс
В программу включены упражнения по разделам программы, входящие в билеты практической части экзамена...
Рабочая программа учебного курса Физическая культура 1 класс.
Тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса Физическая культура 10 класс.
Рабочая программа учебного курса Физическая культура 10 класс....
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» (5 класс)
Рабочая программа для учащихся 5-го класса по физической культуре...