Беседа о спорте
классный час по физкультуре (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА с уч-ся 10-11 кл.
«Спорт исцеляет болезненное и колеблющееся настроение
души ,делая все человеческое существование
гармоничным и благим…»
«Умственное и физическое образование так тесно связано между собой , что должно составлять единую неразрывную задачу ; всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного человека».
Механическое заучивание и слепое подражание наносят значительный ущерб умственному развитию занимающихся физической культурой , так как ведёт к «притуплению» личности.
Если задача решается по готовому образцу , что довольно часто бывает при занятиях физической культурой и спортивными тренировками не стоит требовать творческой мыслительной деятельности. Чтобы объединить двигательную деятельность с умственной, соединить движение с мыслью , необходимо разъяснять цели и задачи физического воспитания .
Дозировка физических и психических нагрузок должна соответствовать возможностям растущего организма. Необходимо придерживаться строгой последовательности и увеличении нагрузок , в выборе оптимальной нагрузки с учётом возраста , пола и степени подготовленности . Перетренированность может выражаться в двух формах. Это либо преобладание процесса возбуждения (психическое возбуждение ) , либо торможения (утомление итд).
При обнаружении первых симптомов необходимо сократить нагрузку , обратить внимание на процессы восстановления ( активный отдых, массаж, богатая витаминами пища). Есть некоторые факторы которые приводят к усталости и переутомлению
- неблагоприятные воздействия социальной среды: умственная перегрузка , ссоры и другие различные, недоброжелательное отношение окружающих.
Для восстановления дают упражнения, играющие роль активного отдыха: упражнение на расслабление .Упражнения вызывающие неспецифический эффект ( повышает устойчивость организма к различным условиям, активизируют умственную деятельность, развивают общую выносливость)
для повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Систематическое выполнение физических упражнений , которые рационально входят в режим труда и отдыха , способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышает эффективность учебной деятельности. Формы упражнений различны например : невольные, имитационно –игровые, естественно – прикладные , модифицированные, аналитические, спортивно - состязательные . Во избежание перегрузки, переутомления и для обеспечение разностороннего воздействия занятий, но следует предусматривать достаточное разнообразие упражнений и чередовать их в зависимости от влияния на организм . Необходимо также применять разнообразные вспомогательные упражнения ( успокаивающие, отвлекающие или носящие характер разминки). К навыкам снятия психоэмоционального напряжения относятся следующие. При внезапном эмоциональном «всплеске» необходимо выполнять задержку дыхания на вдохе, для чего вдохнуть максимальное количество воздуха и задержать дыхание возможно длительное время , после задержки дыхания выполнить резкий выдох через рот.
Можно применять множество способов , форм для профилактики функционального перенапряжения - это активный и пассивный отдых.
Примерные дыхательные упражнения:
- плечи опущены ,расслаблены, живот несколько выпячен – нижние отделы лёгких наполняются воздухом, затем поднимаются последовательно грудная клетка, плечи. Полный выдох выполняется: втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи , ключица;
- полное дыхание при ходьбе- вдох на 4-8 шагов, задержка- 2-4 шага, выдох – 4-8 шагов;
- упражнение то же, но выдох осуществляется только через плотно сжатые губы.
2.Питание при занятиях физической культурой.
С пищей человек должен получить все вещества , необходимые для роста и развития организма , для пополнения энергии , затрачиваемой при умственном и физическом труде. В результате сложных химических превращений пищевые вещества в организме расщепляются или как говорят сгорают. При этом выделяется энергия , которая измеряется в калориях вернее сказать в килокалориях.
Основную энергию для организма дают углеводы , белки и жиры. Слишком калорийная пища может вызвать ожирение , а недостаток питательных веществ – задержку развития и снижение работоспособности.
Потребность организма в энергии зависит от многого: возраста, уровня обмена веществ в организме, времени года, климата и т. д.Чем интенсивнее физические упражнения, тем больше тратится энергии.
Калорийность питания в необходимой степени определяет параметры массы тела. При нормальной калорийности суточного рациона, пропорциональной расходу энергии, масса тела колеблется в небольших пределах, как правило, не более 2-3 кг. Внезапное увеличение массы тела за счёт обильного отложения жира при отсутствии заметного развития мускулатуры указывает на то, что энергетическая ценность питания чрезмерна. Устойчивое снижение массы тела , в свою очередь, свидетельствует о недостаточной калорийности пищи.
Питаться в течении дня следует 4 раза, причём так , чтобы из общего количества пищи завтрак составил 20-25%, обед 40-45 % , второй завтрак , или полдник, 10-15 % и ужин 15-20 %.
Есть надо в одно и тоже время, не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Разговоры и занятия во время еды уменьшают выделение желудочного сока и ухудшают пищеварение. Заканчивать ужин следует не позднее , чем за 1,5-2 часа до сна. За день до соревнований стоит принимать пищу , содержащую углеводы , а в день соревнований за 2-3 часа до их начала выпить легко усваиваемый фруктовый сок или углеводно-минеральный напиток. Для пополнения энергетических запасов в организме во время походов следует взять с собой изюм, печенье, конфеты, сухари, варенье, употреблять сладкий чай.
Витамины и минералы помогают нормальному росту и развитию спортсмена. Все они высокоактивные вещества, способствующие правильному обмену, повышению умственной и физической работоспособности, хорошей сопротивляемости организма различным заболеваниям и так далии. Витамины А и В содержатся в рыбьем жире, яйцах, печени, сливочном масле, молоке. Кроме того, вещество, из которого образуется витамин А, есть в зелени , помидорах, и моркови. Витаминами В богаты хлеб, мясо , яйца, сыр, печень, геркулес, молоко. Что касается витамина С, то его много в лимонах, апельсинах, картофеле, свежей капусте, салате, луке, чесноке и так далии.
Рациональное питание должно полностью покрывать потребности человека в энергии и пластических веществах и способствовать сохранению здоровья , высокой трудоспособности , и обеспечить правильный спортивный рост и развитие.
При физической работе растёт потребность энергии , поэтому должно увеличиваться содержание в диете не только жиров и углеводов , но также и белков. При тяжёлой мышечной работе разрушается много белков , поэтому требуется увеличить их норму.
Рекомендуется спортсменам употреблять овощи, фрукты и ягоды в сыром виде. Следует помнить , что во время регулярных физических нагрузках , а также зимой и ранней весной организм нуждается в большом количестве витаминов. Минеральные вещества содержат жизненно необходимые соли железо, кальция , калия, фосфаты и многие другие микроэлементы и даже золото. Они входят в состав почти всех продуктов , и поэтому здоровому спортсмену принимать их не надо.
Вы занимаетесь спортом и хотите рационально тренироваться и добиваться рекордов. Правильно организованное питание для этого совершенно необходимо. Оно должно покрывать расход энергии в дни тренировок и соревновании. Достаточно ли только соблюдать это правило ? Сами решите какой рацион себе составить на завтрак перед соревнованием : жареный картофель , утка, молочная каша , масло. Лучше выбрать легко- усвояемое , не перегружающее желудок блюдо. Учтите тоже : большой расход энергии спортсмену нужно быстро восстановить. Особенно возрастает потребность в белке , витаминах, минеральных веществах. Почти вдвое расходуется белок за счёт « износа мышечной ткани»
Надо учитывать и свои индивидуальные вкусы, но подчинять их основному – подготовка организма к максимальным спортивным достижениям. Не надо увлекаться одними и теми же продуктами .Некоторые, например, увле6каются потребление яиц , пьют много молока. Перегрузка организма определёнными веществами создаёт вредную нагрузку на почки и печень. Спортсмену излишне отягощать себя клетчаткой . Её много в овощах , картофеле , чёрном хлебе. Потреблять их в дни спортивных нагрузок следует меньше.
Так из каких же продуктов спортсмен должен составить себе рацион ? В него надо включить молочные , мясные продукты, овсяную кашу и немного овощей и фруктов. Перед забегом или заплывом на дальние дистанции надо обеспечить себя полноценными жирами , одна треть которых должна быть растительным маслом. Часто молодые люди недооценивают его. А ведь оно содержит незаменимые вещества – их нет в твёрдых жирах животного происхождения.
Режим питания согласуйте с режимом тренировок. Всегда между приёмом пищи и занятиями спортом соблюдаете двух – трёхчасовые перерывы. За это время переварится основная масса пищи в желудке.
Не ешьте сразу после тренировок. Прежде отдохните полчаса. Длительные, изнуряющие нагрузки – марафонский бег , лыжные гонки, велогонки – требуют пополнения энергии на дистанции . Для этого спортсмен подкрепляется в пути сахаросодержащей пищей с витаминами.
Правильное питание поможет совершенствовать ваше спортивное мастерство .
1.Спорт и его организационные особенности (массовый спорт, спорт высших достижений, национальные виды спорта).
Спорт как и многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности , удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического воспитания.
В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных условий приобретает различные черты и формы.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность , специфической формой которой является система соревнований, исторически сложимшаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного соревнования человеческих возможностей.
Спорт в большей части входит в состав физической культуры, а именно в той части, которая включает большинство современных видов спорта, являющихся высокоактивными видами деятельности, приводящих при определённых условиях к выдающимся показателям физического совершенства индивида. Но спорт в целом не поглощается понятием «физическая культура». Не поглощается уже потому , что спорт включает , кроме двигательно- активных видов спорта, и ряд видов спорта совсем иного типа, которые непосредственно не сопряжены с повышенной двигательной деятельности активностью (например, шахматный спорт и другие виды спорта, в состязаниях по которым доминирует абстрактно- логическое противоборствог соперников). Причём число последних довольно стремительно возрастает. Это значит, что понятия «физическая культура» и «спорт» соответствино относятся друг с другом в соотношении .
Нужно учесть , что спорт на уровне высших достижений приобретает характер экспериментальной деятельности , в ходе развёртывания которой спортсмен
продвигается по новым , неизведанным путям к высотам человеческих возможностей. Термин «спорт» не однозначен. Первоначально он означал нечно вроде забав и развлечений , сочетаемых отдыхом и включавших элементы состязания . Постепенно под мощным воздействием возрождения олимпийских игр и развитие других упорядоченных форм состязательной деятельности понятие «спорт» приобретало строг неопределённость. В современной специальной терминологии различают узкое и широкое его определение. В узком смысле спорт представляет собой собственно–соревновательную деятельность . Это есть деятельность , исторически сложившаяся преимущественно в сфере физической культуры и выделившаяся в сфере состязаний как особый тип достиженческой активности , которая выявляется в условиях четко регламентированного соперничества и направлена к максимальной реализации достиженческих возможностей индивида в упорядоченной форме с объективизированной оценкой достигаемых результатов. В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Но и такое, расширенное понимание спорта, естественно , не исчерпывает всего богатства его конкретных проявлений
Однако сорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обшестве. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена , осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами , зрителями и т. д. Они осуществляются на разных уровнях , начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
2. Строение мышечной системы.
Мышцы – активная часть двигательного аппарата человека . Кости, связки, фасции образуют его пассивную часть.
Все скелетные мышцы нашего тела : мышцы головы , туловища и конечностей состоят из поперечнополосатой мышечной ткани. Сокращение поперечнополосатых мышц подчинено воле человека, поэтому такие мышцы называют произвольной мускулатурой.
За счёт гладкой мышечной ткани образуются мышечные оболочки внутренних органов , кровеносных и лимфатических сосудов и мышцы кожи. Сокращение мускулатуры не подчинено воле человека , поэтому гладкую мускулатуру называют непроизвольной.
Мышцы и группы мышц окружены соединительнотканными оболочками – фасциями. Фасции покрывают также целые области тела и конечностей и получают название по этим областям. Фасциальные футляры состоят из плотной волокнистой соединительной ткани, поэтому они очень прочны и отлично противостоят механическому растяжению при сокращении мышц.
Мышцы как активные органы обильно кровоснабжаются . Чаще одна и та же мышца получает кровь , а с ней и питательные вещества из нескольких артерий . С венозной кровью по венам из мышцы уносятся продукты обмена. Мышцы имеют хорошо развитые лимфатические сосуды и тесно связаны с нервной системой.
К каждой мышцы подходят двигательные и чувствительные нервные волокна. Двигательные несут в мышцу нервные импульсы из головного и спинного мозга, вызывающие её сокращение. По чувствительным нервным волокнам , имеющим свои окончания в мышцах и сухожилиях , в спинной и головной мозг идут сигналы о состоянии мышц в каждый момент. При нарушении целости нерва мышца подвергается атрофии, теряют способность к сокращению , наступает паралич мышцы или группы.
Скелетные мышцы взрослого человека составляет 40% всей массы его тела. У новорожденных и детей мышцы составляют не больше 20-25% массы тела.
Простейшей является веретенообразная форма мышц. В ней различают утолщенную среднюю часть- брюшко и два конца, из которых верхний обычно является началом , а нижний – прикреплением. В результате мышечного сокращения мышца укорачивается , приближая свою подвижную точку к неподвижной.
На туловище принято принимать за начало ту часть мышцы, которая находится ближе к позвоночнику. На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к туловищу.
Различают длинные, широкие и короткие мышцы. Длинные мышцы располагаются главным образом на конечностях , где имеются большой объём движений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"
Газета 9 класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"...
Беседа о спорте "Легкая атлетика"
История вознекновения развития легкой атлетики....
Беседа о спорте "Легкая атлетика"
История вознекновения развития легкой атлетики....
Беседа о спорте "Легкая атлетика"
История вознекновения развития легкой атлетики....
Программа проведения спортивного праздника «Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!» под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!»
Программа проведения спортивного праздника«Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!»под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!» 1. Цель- пропаганда здорового образа жизни,...
Методическая разработка Неделя спорта и здоровья «Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен».
СПОРТ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ПОЛНОЦЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНИНА, И НАША ШКОЛА СТАРАЕТСЯ ПРИЛОЖИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И СПОРТА СРЕДИ НАШИХ УЧЕНИКОВ....
Беседа: "Меры безопасности и предупреждение травматизма в велосипедном спорте"
Знакомство с причинами травматизма на тренировках и соревнованиях по велоспорту....