Беседа о спорте
классный час по физкультуре (11 класс) по теме

Черныш Марина Вячеславовна

классный час  с уч-ся 10-11 классов о спорте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon беседа о спорте61 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА с уч-ся   10-11 кл.

                                                             «Спорт исцеляет болезненное и колеблющееся настроение

души ,делая все человеческое существование

гармоничным и благим…»

          «Умственное и физическое образование так тесно связано между собой , что должно составлять единую неразрывную задачу ; всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного человека».

           Механическое заучивание и слепое подражание наносят значительный ущерб умственному развитию занимающихся физической культурой , так как ведёт к «притуплению» личности.

            Если задача решается по готовому образцу , что довольно часто бывает при занятиях физической культурой и спортивными тренировками не стоит требовать творческой мыслительной деятельности. Чтобы объединить  двигательную деятельность с умственной, соединить движение с мыслью  , необходимо разъяснять цели и задачи физического воспитания .

            Дозировка физических и психических нагрузок должна      соответствовать возможностям растущего организма. Необходимо придерживаться  строгой последовательности и увеличении нагрузок , в выборе оптимальной нагрузки с учётом возраста , пола и степени подготовленности .  Перетренированность может выражаться в двух формах. Это либо преобладание процесса возбуждения (психическое возбуждение ) , либо торможения (утомление итд).        

При обнаружении первых симптомов необходимо сократить нагрузку , обратить внимание на процессы восстановления ( активный отдых, массаж, богатая витаминами пища). Есть некоторые факторы которые приводят  к усталости и переутомлению

  - неблагоприятные воздействия социальной среды: умственная перегрузка ,  ссоры  и другие различные, недоброжелательное отношение окружающих.

    Для восстановления дают упражнения, играющие роль активного отдыха: упражнение на расслабление .Упражнения вызывающие неспецифический эффект ( повышает устойчивость организма  к различным условиям, активизируют умственную деятельность, развивают общую выносливость)

                                       

для повышения  устойчивости организма к неблагоприятным  воздействиям внешней среды. Систематическое выполнение физических упражнений , которые рационально входят в режим труда и отдыха  , способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышает эффективность учебной деятельности. Формы упражнений различны например : невольные, имитационно –игровые, естественно – прикладные , модифицированные, аналитические, спортивно - состязательные . Во избежание перегрузки, переутомления  и для обеспечение  разностороннего воздействия занятий, но следует предусматривать достаточное разнообразие упражнений и чередовать их в зависимости от влияния на организм . Необходимо также применять разнообразные вспомогательные упражнения (  успокаивающие, отвлекающие или носящие характер разминки). К навыкам снятия психоэмоционального  напряжения относятся следующие. При внезапном эмоциональном  «всплеске» необходимо выполнять задержку дыхания на вдохе,  для чего вдохнуть максимальное количество воздуха и задержать дыхание возможно  длительное время , после задержки дыхания выполнить резкий  выдох через рот.

         Можно применять множество способов  , форм для профилактики  функционального перенапряжения  - это активный и пассивный отдых.

        Примерные дыхательные упражнения:

- плечи опущены ,расслаблены, живот несколько выпячен – нижние отделы лёгких наполняются воздухом, затем поднимаются последовательно грудная клетка, плечи. Полный выдох выполняется: втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи , ключица;

           

 - полное дыхание при ходьбе- вдох на 4-8 шагов, задержка- 2-4 шага, выдох – 4-8  шагов;

-  упражнение то же, но выдох осуществляется только через плотно сжатые губы.

2.Питание при занятиях физической культурой.

        С пищей человек должен получить все вещества , необходимые для роста и развития организма , для пополнения энергии , затрачиваемой  при умственном и физическом труде. В результате сложных химических превращений пищевые вещества в организме  расщепляются или как говорят сгорают. При этом выделяется энергия , которая измеряется в калориях вернее сказать в килокалориях.

         Основную энергию для организма дают углеводы , белки и жиры. Слишком калорийная пища может вызвать ожирение , а недостаток питательных веществ – задержку развития и снижение работоспособности.

         Потребность организма в энергии  зависит от многого: возраста, уровня обмена веществ в организме, времени года, климата и т. д.Чем интенсивнее физические упражнения, тем больше тратится энергии.  

         Калорийность питания в необходимой степени определяет параметры массы тела. При нормальной калорийности суточного рациона, пропорциональной расходу энергии, масса тела колеблется в небольших пределах, как правило, не более 2-3 кг. Внезапное увеличение массы тела за счёт обильного отложения жира при отсутствии заметного развития мускулатуры указывает на то, что энергетическая ценность   питания чрезмерна. Устойчивое снижение массы тела , в свою очередь, свидетельствует о недостаточной калорийности пищи.

         Питаться в течении дня следует 4 раза, причём так , чтобы из общего количества пищи завтрак составил  20-25%, обед 40-45 % , второй завтрак , или полдник, 10-15 % и ужин 15-20 %.

         Есть надо в одно и тоже время, не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Разговоры и занятия во время еды  уменьшают выделение желудочного сока и ухудшают пищеварение. Заканчивать ужин следует не позднее , чем за 1,5-2 часа до сна. За день до соревнований стоит принимать пищу   , содержащую углеводы , а в день соревнований  за 2-3 часа до их начала выпить легко усваиваемый фруктовый сок или углеводно-минеральный напиток. Для пополнения энергетических запасов в организме во время  походов следует взять с собой  изюм, печенье, конфеты, сухари, варенье,  употреблять сладкий чай.

        Витамины и минералы помогают нормальному росту и развитию спортсмена. Все они высокоактивные вещества, способствующие правильному обмену, повышению умственной и физической работоспособности, хорошей сопротивляемости организма различным заболеваниям и так далии. Витамины А и В содержатся в рыбьем жире, яйцах, печени, сливочном масле, молоке. Кроме того, вещество, из которого образуется витамин А, есть в зелени , помидорах, и моркови. Витаминами В богаты хлеб, мясо , яйца, сыр, печень, геркулес, молоко. Что касается витамина С, то его много в лимонах, апельсинах, картофеле, свежей капусте, салате, луке, чесноке и так далии.

          Рациональное питание должно полностью  покрывать потребности человека в энергии и пластических веществах и способствовать сохранению здоровья , высокой трудоспособности , и обеспечить правильный спортивный рост и развитие.

          При физической работе растёт потребность  энергии , поэтому должно увеличиваться содержание в диете не только жиров и углеводов , но также и белков. При тяжёлой мышечной работе разрушается много белков , поэтому требуется увеличить их норму.  

          Рекомендуется спортсменам  употреблять овощи, фрукты и ягоды в сыром виде. Следует помнить , что во время регулярных физических нагрузках , а также зимой и ранней весной организм нуждается в большом количестве витаминов. Минеральные вещества содержат жизненно  необходимые соли  железо, кальция , калия, фосфаты и многие другие микроэлементы и даже золото. Они входят в состав почти всех продуктов , и поэтому здоровому спортсмену принимать их не надо.

         Вы занимаетесь спортом и хотите рационально  тренироваться и добиваться рекордов. Правильно организованное питание  для этого совершенно необходимо. Оно должно покрывать расход энергии  в дни тренировок и соревновании. Достаточно ли только соблюдать это правило ? Сами решите какой рацион себе  составить на завтрак перед соревнованием : жареный картофель , утка, молочная каша , масло. Лучше выбрать легко- усвояемое , не перегружающее желудок блюдо. Учтите тоже  : большой расход энергии  спортсмену нужно  быстро восстановить. Особенно возрастает потребность в белке , витаминах, минеральных веществах. Почти вдвое расходуется белок за счёт « износа мышечной ткани»

             Надо учитывать и свои индивидуальные вкусы, но подчинять их основному – подготовка организма к максимальным спортивным достижениям. Не надо увлекаться  одними и теми  же продуктами .Некоторые, например, увле6каются потребление яиц , пьют много молока. Перегрузка организма  определёнными веществами создаёт вредную нагрузку на почки и печень. Спортсмену излишне  отягощать  себя клетчаткой . Её много  в овощах , картофеле , чёрном хлебе. Потреблять их в дни спортивных нагрузок следует меньше.

             Так из каких же продуктов спортсмен должен составить себе рацион ? В него надо включить  молочные , мясные продукты, овсяную кашу и немного  овощей и фруктов. Перед забегом или заплывом на дальние дистанции надо обеспечить себя полноценными жирами , одна треть которых должна быть растительным маслом. Часто молодые люди недооценивают его. А ведь оно  содержит незаменимые вещества – их нет в твёрдых  жирах животного происхождения.

Режим питания согласуйте с режимом тренировок. Всегда между приёмом пищи и занятиями спортом соблюдаете двух – трёхчасовые перерывы. За это время переварится основная масса пищи в желудке.

            Не ешьте сразу после тренировок. Прежде отдохните полчаса. Длительные, изнуряющие нагрузки – марафонский бег , лыжные гонки, велогонки – требуют пополнения энергии на дистанции . Для этого спортсмен подкрепляется в пути  сахаросодержащей пищей с витаминами.

           Правильное питание поможет совершенствовать ваше спортивное мастерство .

       1.Спорт и его  организационные особенности (массовый спорт, спорт высших достижений, национальные виды спорта).

                                                                               

          Спорт как и многогранное общественное явление является   сферой подготовки  человека к трудовой  и другим видам деятельности , удовлетворение духовных запросов общества, упрочения и расширения  интернациональных  связей, а также одним из важных средств этического  воспитания.

         В качестве продукта общественного развития он составляет  органическую часть  культуры общества и в зависимости  от конкретных  условий приобретает различные черты и формы.

          Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может.

            Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность , специфической формой которой является система соревнований, исторически сложимшаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и  унифицированного соревнования человеческих возможностей.

            Спорт  в большей части входит в состав физической культуры, а именно в той части, которая включает большинство современных видов спорта, являющихся высокоактивными видами деятельности, приводящих при определённых условиях к выдающимся показателям физического совершенства индивида. Но спорт в целом не поглощается понятием  «физическая культура». Не поглощается уже потому , что спорт включает , кроме двигательно- активных видов спорта, и ряд видов спорта совсем иного типа, которые непосредственно не сопряжены с повышенной  двигательной деятельности активностью  (например, шахматный спорт и другие виды спорта, в состязаниях по которым доминирует абстрактно- логическое противоборствог соперников). Причём число последних довольно стремительно возрастает. Это значит, что понятия «физическая культура» и «спорт» соответствино относятся друг с другом в соотношении .

             Нужно учесть , что спорт  на уровне высших достижений  приобретает характер  экспериментальной деятельности  , в ходе развёртывания  которой спортсмен

продвигается по новым  , неизведанным путям к высотам человеческих возможностей. Термин «спорт» не однозначен. Первоначально он означал нечно вроде  забав и развлечений , сочетаемых отдыхом и включавших  элементы состязания . Постепенно под мощным  воздействием возрождения олимпийских игр и развитие других упорядоченных   форм состязательной деятельности понятие «спорт» приобретало строг неопределённость. В современной специальной терминологии  различают узкое и широкое его определение. В узком смысле спорт представляет собой собственно–соревновательную  деятельность . Это есть деятельность , исторически сложившаяся  преимущественно в сфере физической культуры и выделившаяся в сфере состязаний как особый тип достиженческой активности , которая выявляется в условиях четко  регламентированного соперничества и направлена  к максимальной реализации  достиженческих возможностей индивида в упорядоченной форме  с объективизированной оценкой достигаемых результатов. В широком смысле  понятие «спорт»  охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Но и такое, расширенное понимание спорта, естественно , не исчерпывает всего богатства его конкретных проявлений

          Однако сорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обшестве. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы  подготовки спортсмена , осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между   тренерами, спортсменами и судьями, организаторами   , зрителями и т. д. Они осуществляются на разных  уровнях , начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями  различного международного уровня.      

             

           2. Строение мышечной системы.

            Мышцы – активная часть двигательного аппарата человека . Кости, связки, фасции образуют его пассивную часть.

             Все  скелетные мышцы нашего тела : мышцы головы , туловища и конечностей  состоят из поперечнополосатой мышечной ткани. Сокращение поперечнополосатых мышц подчинено воле человека, поэтому такие мышцы называют произвольной мускулатурой.

            За счёт гладкой мышечной ткани образуются мышечные оболочки внутренних органов , кровеносных и лимфатических  сосудов и мышцы кожи. Сокращение мускулатуры не подчинено воле человека , поэтому гладкую мускулатуру называют непроизвольной.

            Мышцы и группы мышц  окружены соединительнотканными оболочками – фасциями. Фасции покрывают также целые области тела и конечностей и получают название по этим областям. Фасциальные футляры состоят из плотной волокнистой соединительной ткани, поэтому они очень прочны и отлично противостоят механическому растяжению при сокращении мышц.

           Мышцы как активные органы обильно кровоснабжаются   . Чаще одна и та же мышца получает кровь , а с ней и питательные вещества из нескольких артерий . С венозной кровью по венам из мышцы уносятся продукты обмена. Мышцы имеют  хорошо развитые  лимфатические сосуды и тесно связаны с нервной системой.    

 К каждой мышцы подходят  двигательные и чувствительные нервные волокна. Двигательные несут в мышцу нервные импульсы из головного и спинного мозга, вызывающие её сокращение. По чувствительным нервным волокнам , имеющим свои окончания  в мышцах и сухожилиях , в спинной и головной мозг идут сигналы о состоянии мышц в каждый момент. При нарушении целости нерва  мышца подвергается атрофии, теряют способность к сокращению , наступает паралич  мышцы или группы.

            Скелетные мышцы взрослого человека составляет 40% всей массы его тела. У новорожденных и детей мышцы составляют не больше 20-25% массы тела.

             Простейшей  является веретенообразная форма мышц. В  ней различают утолщенную среднюю часть- брюшко и два конца, из  которых верхний обычно является началом , а нижний – прикреплением. В результате мышечного сокращения мышца укорачивается , приближая свою подвижную точку к  неподвижной.

                  На туловище принято принимать  за начало ту часть мышцы, которая находится  ближе к позвоночнику. На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к туловищу.

             Различают длинные, широкие и короткие мышцы. Длинные мышцы располагаются главным образом на конечностях , где имеются большой объём движений

 

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"

Газета 9 класса на тему "Спорт! Спорт! Спорт!"...

Беседа о спорте "Легкая атлетика"

История вознекновения развития легкой атлетики....

Беседа о спорте "Легкая атлетика"

История вознекновения развития легкой атлетики....

Беседа о спорте "Легкая атлетика"

История вознекновения развития легкой атлетики....

Программа проведения спортивного праздника «Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!» под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!»

Программа проведения спортивного праздника«Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!»под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!» 1.  Цель- пропаганда здорового образа жизни,...

Методическая разработка Неделя спорта и здоровья «Мы со спортом дружим, спорт нам очень нужен».

СПОРТ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ПОЛНОЦЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНИНА, И НАША ШКОЛА СТАРАЕТСЯ ПРИЛОЖИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ЗОЖ И СПОРТА СРЕДИ НАШИХ УЧЕНИКОВ....

Беседа: "Меры безопасности и предупреждение травматизма в велосипедном спорте"

Знакомство с причинами травматизма на тренировках и соревнованиях по велоспорту....