Беседа: "Меры безопасности и предупреждение травматизма в велосипедном спорте"
методическая разработка по физкультуре на тему
Знакомство с причинами травматизма на тренировках и соревнованиях по велоспорту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mery_bezopasnosti_i_preduprezhdeniya_tra.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА В ВЕЛОСИПЕДНОМ СПОРТЕ
Цель: познакомить с факторами травматизма на тренировках по велоспорту.
Травмы в велосипедном спорте могут возникать при различном сочетании внешних и
внутренних факторов. Несомненно, возможны и несчастные случаи, когда травма возникает
вследствие трагического стечения обстоятельств и причин, которые трудно
предвидеть. Тем не менее основные факторы, влияющие на возникновение и характер травм, необходимо
систематизировать для выработки принципиальных мер безопасности, направленных на их
устранение.
Внешние факторы травматизма:
- неправильная общая организация тренировочных занятий;
- методические ошибки тренера при проведении тренировочных занятий;
-нарушение велосипедистами дисциплины и установленных правил во время проведения
тренировочных занятий;
-неудовлетворительное состояние трасс, мест занятий, велосипедов, оборудования и
экипировки гонщика;
-неблагоприятные санитарно - гигиенические условия при проведении тренировочных занятий.
К неправильной организации тренировочных занятий относятся:
-проведение тренировочного занятия с большим числом велосипедистов, превышающим установленные
нормы;
-проведение занятий без тренера или необходимого сопровождения;
-неправильная организация направления движения гонщиков в процессе выполнения
тренировочных упражнений;
-проведение занятий в условиях интенсивного автомобильного движения и др.
При планировании и проведении тренировочных занятий тренер обязан учитывать
организационные условия проведения занятий и в случае необходимости незамедлительно
вносить в них коррекцию.
К ошибкам в методике учебно - тренировочных занятий следует отнести, в частности,
проведение их по одной программе с велосипедистами, имеющими разную степень
квалификации и технической подготовленности.
В велосипедном спорте достаточно часто приходится сталкиваться со случаями получения
травм из - за недостаточного овладения техникой езды на велосипеде и плохой тактической
подготовленностью. Недопустимо построение занятий без соблюдения дидактических
принципов: постепенности и последовательности в овладении двигательными навыками,
доступности и индивидуализации подхода к занимающимся и др. Двигательные задачи, не
соответствующие уровню подготовленности гонщика - одна из главных причин получения
травм велосипедистами.
Очень часто приводит к падению неправильная посадка на велосипеде. Особенно опасна потеря гонщиком обзора вследствие чрезмерного опускания головы. Этот технический недостаток, к сожалению, часто приводит к очень серьезным травмам и даже гибели велосипедистов в результате столкновения с другими спортсменами, пешеходами или автотранспортом на трассе.
Необходимо следить, чтобы нагрузки соответствовали уровню подготовленности и
возрастным возможностям велосипедистов. Вероятность получения травмы значительно
увеличивается, когда спортсмен находится в состоянии глубокого утомления или эмоционального напряжения. Особое значение этот фактор имеет в процессе подготовки юных велосипедистов.
Нарушение велосипедистами дисциплины и установленных правил во время тренировочных занятий и соревнований составляют примерно около одной трети от общего количества травм. Несоблюдение правил дорожного движения, установленных правил при проведении занятий на треке и других требований, направленных на обеспечение безопасности занимающихся велосипедным спортом, очень часто становится причиной травм и несчастных случаев, приводящих в отдельных случаях к гибели спортсменов. Например, неоправданным техническим приемом, к которому прибегают гонщики для сокращения дистанции, является прохождение левого закрытого поворота по внутренней стороне шоссе, рискуя столкнуться со встречным автотранспортом.
Наибольшее количество падений и травм во время гонок с общим стартом участников
(групповые гонки, гонки - критериум) происходит из - за грубого нарушения гонщиками правила
прямолинейности движения.
К отдельной группе факторов, обусловливающих получение травм, можно отнести
неудовлетворительное состояние мест занятий, трасс, велосипедов и экипировки гонщиков.
Низкое качество покрытия шоссейных трасс становится причиной падений и травм. Несмотря
на постоянное совершенствование велосипедов и оборудования, значительное количество
травм связано с использованием недоброкачественного инвентаря, плохой его подготовкой или
неправильной эксплуатацией.
Среди этого рода причин «лидируют» падения и травмы, связанные
с дефектом шин. Очень опасны поломки передней вилки, выноса руля, трубы руля, шатунов,
осей педалей, подседельного штыря. Тяжелые травмы могут получить гонщики при падении,
ударяясь о незащищенные пробкой края трубы руля.
Избежать этих дефектов может помочь только постоянный контроль за техническим
состоянием велосипеда и своевременное его техническое обслуживание.
Существенной мерой профилактики травматизма в велосипедном спорте является
обязательное использование шлема. По данным статистики, более чем 75% смертельных
случаев с велосипедистами вызваны повреждением головы и три четверти травм, приведших к
постоянной инвалидности, обусловлены повреждением мозга при травмах головы (Л. Майкели,
М. Дженкинс, 1997).
К числу распространенных травм у велосипедистов можноотнести различного рода
потертости в области промежности и внутренней поверхности бедер, воспаления кожного
покрова, полученные вследствие использования некачественной экипировки (трусы, майки). В
процессе тренировок и соревнований на шоссе рекомендуется
использовать защитные очки.
К неблагоприятным санитарно - гигиеническим и метеорологическим условиям
при проведении тренировочных занятий относятся жара, холод, ветер, пыльные бури, перепады
атмосферного давления, метеорологические осадки и др.
Иногда травмы возникают в результате плохого естественного или искусственного
освещения зала или трека, недостаточной вентиляции, избыточной влажности или сухости
воздуха, слишком высокой или низкой температуры. Сочетание ряда таких внешних
неблагоприятных факторов увеличивает риск получения травмы.
Помимо внешних воздействий при профилактике спортивного травматизма следует
учитывать и внутренние факторы.
Внутренние факторы травматизма:
- наличие врожденных и хронических заболеваний;
- состояние утомления и переутомления;
- изменение функционального состояния организма велосипедиста, вызванное перерывом
в занятиях в связи с каким - либо заболеванием или другими причинами.
Оценить эти факторы позволяет надлежащий уровень организации врачебного и
педагогического контроля за состоянием гонщика. Грубейшим нарушением правил
профилактики спортивного травматизма является участие велосипедиста в тренировке и тем
более в гонках без полноценного медицинского осмотра. Нарушение правил врачебного
контроля приводит к спортивным травмам примерно в 10% случаев. Чаще всего это выражается
в несвоевременности и недостаточной тщательности профилактических медицинских осмотров,
в возвращении велосипедистов к тренировочному процессу без предварительного
медицинского осмотра, в несоблюдении рекомендаций врача, в недостатках диспансеризации
велосипедистов после перенесенных ими травм, заболеваний или функциональных сдвигов.
Хронические перенапряжения во время тренировок создают «предрасположение» к травме,
особенно в сочетании с ошибками организационного и методического характера.
Важное значение имеет врачебное заключение о рекомендованных сроках возобновления
тренировки после перенесенных травм и заболеваний. Преждевременное возобновление
тренировок со значительными нагрузками, а тем более участие в соревновании обуславливает
обострение болезни и может привести к новой более серьезной травме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение травматизма на уроках физической культуры.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ....
Беседа на тему «Предупреждение травматизма на тренировочных занятиях»
Для предупреждения травматизма во время тренировочных занятий следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнени...
Предупреждение травматизма на дорогах
Классный час по правилам дорожного движения. Данный материал содержит информацию по статистике ДТП, факты из истории возникновения ПДД. Также в разработке классного часа детям напоминаются правила пов...
К О Н Ц Е П Ц И Я ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ»
Концепция Целевой комплексной программы «Региональный велосипедный спорт» (далее по тексту – Концепция) рассматривает региональный велосипедный спорт, как систему, т.е. совокупность государственных и ...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом: к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на ...
Теоретическое занятие по велоспорту. Тема: "Виды велосипедного спорта"
Ознакомление с видами велосипедного спорта и их особенностями....
План мероприятий по обучению учащихся правилам дорожной безопасности, по предупреждению дорожно - транспортного травматизма учащихся
Методическая разработка "План мероприятий по обучению учащихся правилам дорожной безопасности, по предупреждению дорожно - транспортного травматизма учащихся" будет...