Конспект урока физической культуры
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Модуль 3. Примерная схема конспекта урока физической культуры
Ф.И.О. педагога Волошина Ирина Петровна
Наименование образовательного учреждения МОУ «Гусиноляговская основная общеобразовательная школа» Бурлинского района
Класс: 5
Программа: авторская программа В. И. Лях
Раздел программы: Спортивные игры (баскетбол).
Тип урока: образовательно- обучающий.
Тема урока: Освоение ловли и передачи мяча
Цель урока: Развитие физических качеств учащихся, формирование универсальных учебных действий, формирование позитивного отношения к овладению двигательными умениями и навыками.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о технике выполняемых упражнений.
2. Научить правильно ловить и передавать мяч на месте и в движении.
3. Развивать ловкость, точность, координацию движений.
4.Стимулировать интерес к занятиям физической культурой.
Условия проведения: Спортивный зал
Материально- техническое обеспечение: Баскетбольные мячи, свисток, секундомер.
1. Вводно-подготовительная часть Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки. 1.1. Организационный момент Задачи: 1.Организовать учащихся. 2.Создать целевую установку. 3.Обеспечить внимание, дисциплину. 4.Создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия учителя и учащихся. 5.Психологически настроить учащихся на предстоящую работу. Методы: словесные: указания, команды, распоряжения. Содержание данной части урока | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ | ||
Организует построение класса. Командует: «Класс! В одну шеренгу становись!» | Выполняют организующие команды учителя. Строятся в одну шеренгу на месте построения. | 30 сек | Обратить внимание на готовность детей к уроку: наличие спортивной одежды и обуви. Обратить внимание на правильность выполнения строевой стойки: пятки вместе, носки врозь, плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам. | ||
Командует: «Класс! Равняйсь! Смирно!» | Выполняют команды «Равняйсь!», «Смирно!» | 30 сек | Обратить внимание на правильность выполнения команд: плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам. Повороты головы чёткие. | ||
Сообщает цель и задачи урока. | Воспринимают и осознают задачи урока. Психологически настраиваются на активную деятельность на уроке. | 30 сек | Спросить учащихся (на выбор) о задачах урока. | ||
1.2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (в зависимости от типа урока может проводиться в основной или заключительной части) Цель: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Задачи: 1.Установить правильность выполнения учащимися домашнего задания, выполнить коррекцию пробелов. 2.Проверить знания учащимися техники безопасности при занятиях по баскетболу. Методы: опрос Для стимулирования учебной активности учащихся попросить их оказывать помощь ребятам, которые затрудняются с ответом, дают не полный ответ, участвовать в оценивании ответа товарищей. Полный правильный, с обоснованием ответ – оценка «отлично»; ответ правильный, но без обоснования – оценка «хорошо»; ответ не полный – оценка «удовлетворительно» Содержание данной части урока. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ | ||
ОГ** | ПГ** | СМГ** | |||
Проводит опрос нескольких учащихся по домашнему заданию «Правила техники безопасности при занятиях баскетболом», «Какие к спортивной форме и обуви?», «На что обратить внимание во время разминки?»,
| Отвечают на заданные вопросы Называют правила техники безопасности при занятиях баскетболом. «Одежда должна быть чистой, не стеснять движение, обувь по размеру, зашнурова и т.д.». «Разогреву суставов, связок, определенных мышечных групп» | 2 мин | 2 мин | 2 мин | Спросить у других учащихся ответ на вопрос, если отвечающий затрудняется с ответом или даёт ответ не полностью «Кто поможет?», «Кто дополнит?» Дать ответ самому, если не дан правильный ответ. |
Аргументирует оценки за домашнее задание. Сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся. | Осуществляют взаимооценку и самооценку выполнения домашнего задания. | 1 мин | 1 мин | 1 мин | Корректировать взаимооценку учащихся при необходимости. |
1.3. Разминка, включающая: Цель: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Задачи: 1.Подготовить организм учащихся для наиболее успешного решения задач основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта. 2.Подготовить мышечные группы, которые будут участвовать в решении задач основной части урока (плечевой пояс, руки, мышцы корпуса). 3.Формировать установку учащихся на активную познавательную деятельность. Методы: Словесные – описание, указание, распоряжения, подсчёт, команды. Наглядные – показ. Практические – методы строго регламентированного упражнения (переменный-интервальный) Форма организации: Фронтальный метод, индивидуальный метод. Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: Правильное и в полном объёме выполнение упражнений. Возможные действия учителя в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей: Дополнительно выполнить несколько упражнений из разминки. Содержание данной части урока. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ | ||
ОГ | ПГ | СМГ | |||
Организует проведение разминки. Подает команды «Класс, становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»
| Выполняют команды учителя. | 10 сек | 10 сек | 10 сек | Обратить внимание на правильность выполнения строевой сойки: пятки вместе, носки врозь, плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам. |
Подает команду «Направо!», «В обход по залу шагом марш!» | Двигаются в колонне по одному. | 10 сек | 10 сек | 10 сек | Следить за дистанцией между учениками (1 шаг). |
Подаёт команды для выполнения упражнений в ходьбе: 1.«На носках, руки за головой» 2. «На пятках, руки за спину» 3. «На внешней стороне стопы, руки на пояс» | Выполняют команды учителя. | 1 мин | 1 мин | 1 мин | Следить за правильным выполнением упражнений всеми учащимися (Спина прямая, плечи развёрнуты, подбородок приподнят). |
Контролирует правильность выполнения заданий | Исправляют ошибки. | ||||
Подаёт команду для выполнения бега «Легко бегом марш!», «Приставным шагом правым, левым боком», «Спиной вперед», «Скрестным шагом правым, левым боком» Контролирует правильность выполнения задания | Выполняют команду учителя. Исправляют ошибки. | 3 мин | 2 мин | 1 мин | Следить за соблюдением дистанции между учениками (1 шаг), за сохранением скорости и равномерностью бега. Назад смотреть через левое плечо. Руки на пояс, в стороны. |
Подаёт команду «Шагом!» «Восстанавливаем дыхание – 2 шага - вдох, 2 шага – выдох» | Выполняют команду учителя. | 30 сек | 1 мин | 1 мин 30 сек | Следить за правильным восстановлением дыхания. |
О.Р.У в движении: 1.И. п. - Руки перед грудью в замок - круговые вращения. | Выполняют команду учителя. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | Энергичнее |
2.И п.- Руки перед грудью в замок; 1 – Руки вперед, 2 – Руки в и.п. 3 – руки вверх 4 – руки в и.п. | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | Следить за положением рук |
3. И.п.- Правую руку вверх 1-2 – Рывки руками, правая вверху 3-4 – левая вверху | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | Руки прямые, соблюдать дистанцию (1 шаг). |
4. И.п.- Руки к плечам 1-4 – Круговые вращения вперед, 5-8 – Круговые вращения назад. | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | Следить за дистанцией, |
5. – Ходьба с хлопками 1-2 – хлопок под правой ногой, 3-4 – хлопок под левой ногой. | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | _ | Спина прямая, выше ногу (прямой угол) |
6. – Ходьба с наклоном на каждый шаг | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 6-8 раз (30 сек) | 6-8 раз (30 сек) | Ноги прямые, пальцами касаться пола. | |
7.- Ходьба в полуприсяди | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 30 сек | 30 сек | Следить за скоростью выполнения упражнения (в среднем темпе). | |
8.- Ходьба «Восстанавливаем дыхание – 2 шага - вдох, 2 шага – выдох» | Выполняют команду учителя. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | Следить за правильным восстановлением дыхания. |
2. Основная часть Цель: Обеспечение активной учебной работы учащихся для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных компетенций, развитие двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся. Задачи: 1.Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков. 2.Формирование физкультурных знаний. 3.Обучение правильной технике выполнения упражнений. 4.Развитие двигательных качеств. 5.Развитие физических качеств (ловкости, подвижности, быстроты). 6.Развитие коммуникативных качеств. 7.Воспитание морально-волевых и нравственных качеств. Цель для учащихся (какой результат должен быть ими достигнут на данном этапе урока): Усвоить состав двигательного действия при ловле и передаче мяча 2 руками от груди и 1 рукой от плеча на месте. Методы: Словесные – описание, указание, распоряжения, команды. Наглядные – показ. Практические – методы строго регламентированного упражнения; метод обучения двигательным действиям – целостный; Игровой метод Форма организации: Групповой метод Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала: Похвала, оценивание, поставка в пример Критерии, позволяющие определить уровень усвоения материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог: Правильное принятие положения для ловли и передачи мяча, правильное движение рук, ног и корпуса. Умение работать в паре и группе. Возможные пути реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: Дать индивидуальное домашнее задание. Содержание данной части урока. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ | ||
ОГ | ПГ | СМГ | |||
Ставит задачи перед учащимися на данный этап урока | Воспринимают и осознают задачи основной части урока. | 20 сек | 20 сек | 20 сек | Спросить учащихся (на выбор) о задачах основной части урока. |
Перестраивает класс в две шеренги лицом друг к другу. | Выполняют перестроение в две шеренги. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | Упражнения выполняются в парах. Расстояние между учениками в парах – 5 метров. Интервал – вытянутые руки. |
Организует получение баскетбольных мячей | Получают баскетбольные мячи. | 20 сек | 20 сек | 20 сек | |
Объясняет, демонстрирует правильное выполнение упражнения. | Смотрят, слушают объяснения, воспринимают, анализируют. | 20 сек | 20 сек | 20 сек | |
Передача и ловля мяча 2 руками от груди. И. п. – хват мяча 2 руками перед грудью, с шагом вперед выпрямляя руки, передача мяча партнеру. | Выполняют упражнение в парах. | 8-10 раз 3 мин | 6-8 раз 2 мин | 4-6 раз 1 мин | Следить за работой рук, ног и корпуса. Следить за направлением броска. Напомнить стойки баскетболиста. |
То же с отскоком мяча от пола. | Выполняют упражнение в парах. | 8-10 раз 3 мин | 6-8 раз 2 мин | 4-6 раз 1 мин | Делать передачу ближе к ногам партнера. |
Передача мяча 1 рукой от плеча | Выполняют упражнение в парах. | 8-10 раз 3 мин | 6-8 раз 2 мин | 4-6 раз 1 мин | Пальцы рук широко расставлены, подняты навстречу летящему мячу. |
То же с отскоком от пола. | Выполняют упражнение в парах. | 8-10 раз 2 мин | 4-6 раз 1 мин | 4-6 раз 1 мин | Делать передачу ближе к ногам партнера. При ловле сгибать руки для снижения скорости полета мяча. |
Перестраивает учащихся в 4 колонны перед стеной (не менее 5 человек в каждой). Оставляют 1 мяч на колонну. | Перестраиваются в колонны. | 40 сек | 40 сек | 40 сек | Расстояние до стены - 3 метра. Интервал – 3 метра. |
Передача мяча от стены с отскоком от пола. Первый в колонне делает передачу от стены и идет в конец колонны, второй ученик ловит мяч после отскока от пола и т.д. | Упражнение выполняется в колонне. | 8-10 раз 3 мин | 6-8 раз 2 мин | 4-6 раз 1 мин | Заранее приготовить мишени на стене. Следить за работой рук, ног и корпуса. Следить за направлением броска. |
Передача мяча от стены партнеру без отскока. Первый ученик делает передачу от стены и бежит в конец колонны, второй ученик ловит мяч без отскока. | Упражнение выполняется в колонне | 8-10 раз 2 мин | 4-6 раз 1 мин | 4-6 раз 1 мин | Расстояние до стены – 1,5 метра. Следить за работой рук, ног и корпуса. Следить за направлением и силой броска. |
Перестраивает класс: колонны строятся напротив лицом друг к другу. | Выполняют перестроение | 20 сек | 20 сек | 20 сек | Дистанция 3 метра 1 мяч на 2 колонны. |
Передачи и ловля мяча. Первый ученик делает передачу партнеру напротив и перебегает в конец своей колонны и т.д. | Упражнение выполняется в колоннах | 8-10 раз 3 мин | 4-6 раз 1 мин | 4-6 раз 1 мин | Точная, удобная передача партнеру. |
3. Заключительная часть 3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление Цель: Приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: 1.Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц. 2.Снятие физической и психической напряженности. 3.Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы. 4.Закрепление навыка правильной осанки. Учебная цель для учащихся (какой результат должен быть ими достигнут на данном этапе урока): Привести организм в относительно спокойное состояние. Формы, методы и средства восстановления функций организма до исходного состояния в начале урока: Упражнения на расслабление мышц Методы: словесные, наглядные Методы и критерии оценки достижения поставленных целей: Метод визуального наблюдения: восстановление окраски кожных покровов, нормализация дыхания. Возможные действия учителя в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей: Повторить упражнения на расслабление. Содержание данной части урока. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | ОМУ | ||
ОГ | ПГ | СМГ | |||
Даёт команду «В одну шеренгу становись!» | Выстраиваются в одну шеренгу. | 10 сек | 10 сек | 10 сек | Обратить внимание на правильность выполнения строевой сойки: пятки вместе, носки врозь, плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам. |
Сообщает учащимися задачи на данный этап урока. | Воспринимают и осознают задачи заключительной части урока. | 10 сек | 10 сек | 10 сек | |
Даёт команду: «На вытянутые руки разомкнись!» | Размыкаются на вытянутые руки. | 10 сек | 10 сек | 10 сек | Следить за соблюдением интервала. |
Показывает и выполняет упражнение на расслабление. 1.И.п. – Ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. 1-одновременно медленно поднять левую руку вперёд, правую в сторону (вдох) 2-и.п. (выдох) 3- одновременно медленно поднять правую руку вперёд, левую в сторону (вдох) 4- и.п. (выдох) | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | Следить за правильной последовательностью вдохов и выдохов. |
2. И.п. – Ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. 1-медленно поднять руки через стороны вверх (вдох) 2-расслабить и согнуть кисти (выдох) 3-расслабить и уронить предплечья (выдох) 4-расслабить и уронить плечи (выдох) | Выполняют упражнение вместе с учителем. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | Следить за правильной последовательностью вдохов и выдохов. |
3.2. Подведение итогов урока Цели для учеников на данном этапе урока (какой результат должен быть ими достигнут): Осмыслить свои действия на уроке и оценить их. Цели и задачи данного этапа урока: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Методы: словесные. Методы организации рефлексии и оценки индивидуальных результатов учащихся: Предложить учащимся ответить на вопросы: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Возможные действия учителя в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей: Самому учителю дать оценку успешности достижения цели. Содержания данной части урока | |||||
Дозировка | ОМУ | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ОГ ПГ СМГ | ОМУ | ||
Сообщает учащимися задачи на данный этап урока. | Воспринимают и осознают задачи данной части урока. | 20 сек | 20 сек | 20 сек | |
Предлагает учащимся ответить на вопросы: Что я делал на уроке? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? | Отвечают на поставленные вопросы. | 2 мин | 2 мин | 2 мин | Помогать с ответом при затруднении учащихся. |
Напоминает учащимся цель и задачи урока: Развитие физических качеств учащихся, формирование универсальных учебных действий, формирование позитивного отношения к овладению двигательными умениями и навыками. Задачи урока: 1. Сформировать представление о технике выполняемых упражнений. 2. Научить правильно ловить и передавать мяч на месте и движении. 3. Развивать ловкость, точность, координацию движений. | Соотносят цель урока и полученный результат. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | |
Делает заключение о достижении цели урока. | Соглашаются с выводами учителя. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | |
Объявляет оценки за урок, аргументирует их. | Слушают, воспринимают, анализируют. | 1 мин | 1 мин | 1 мин | |
3.3. Задание на дом. Цели, которые хочет достичь учитель, давая задание на дом: Способствовать успешному овладению двигательными навыками (ловля и передача мяча), развитие ловкости, точности. Цель самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания): Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: . | |||||
Содержание домашнего задания | Дозировка | ОМУ | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ОГ ПГ СМГ | ОМУ | ||
Сообщает и объясняет домашнее задание. Выполнять имитации передачи и ловли мяча. Выполнить дома комплекс упражнений на расслабление. | Слушают, воспринимают, анализируют. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | Спросить учащихся (на выбор) что нужно самостоятельно делать дома. |
Даёт установку на следующий урок: Проверка выполнения домашнего задания и степень овладения навыком ловли и передачи мяча. | Слушают, воспринимают, анализируют. | 10 сек | 10 сек | 10 сек | |
Даёт команду об окончании урока. Организует выход из спортивного зала. | Выполняют команды, выходят из зала. | 30 сек | 30 сек | 30 сек | Следить за дисциплиной в строю. Выход из зала в колонну по одному. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.
В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....