Конспект урока физической культуры
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) по теме

Волошина Ирина Петровна

Спортивные игры   (баскетбол).         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_3.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 3. Примерная схема конспекта урока физической культуры

Ф.И.О. педагога Волошина Ирина Петровна

Наименование образовательного учреждения  МОУ  «Гусиноляговская  основная  общеобразовательная  школа»    Бурлинского района   

Класс: 5

Программа: авторская программа В. И. Лях

Раздел программы: Спортивные игры   (баскетбол).         

Тип урока: образовательно- обучающий.

Тема урока: Освоение ловли и передачи мяча

Цель урока: Развитие физических качеств учащихся, формирование универсальных учебных действий, формирование позитивного отношения к овладению двигательными умениями и навыками.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о технике выполняемых упражнений.

2. Научить правильно ловить и передавать мяч на месте и в движении.

3. Развивать ловкость, точность, координацию движений.

4.Стимулировать интерес к занятиям физической культурой.

Условия проведения: Спортивный зал

Материально- техническое обеспечение: Баскетбольные мячи, свисток, секундомер.

1. Вводно-подготовительная часть

Цель: обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и  достижению его целевой установки.

1.1. Организационный момент

 Задачи:

 1.Организовать учащихся.

2.Создать целевую установку.

3.Обеспечить внимание, дисциплину.

4.Создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия учителя и учащихся.

5.Психологически настроить учащихся на предстоящую работу.

 Методы: словесные: указания, команды, распоряжения.

Содержание данной части урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Организует построение класса. Командует: «Класс! В одну шеренгу  становись!»

Выполняют организующие команды учителя. Строятся в одну шеренгу на месте построения.

30 сек

Обратить внимание на готовность детей к уроку: наличие спортивной одежды и обуви. Обратить внимание на правильность выполнения строевой стойки: пятки вместе, носки врозь, плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам.

 Командует: «Класс! Равняйсь! Смирно!»

Выполняют команды «Равняйсь!», «Смирно!»

30 сек

Обратить внимание на правильность выполнения команд:  плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам. Повороты головы чёткие.

Сообщает цель и задачи урока.

Воспринимают и  осознают задачи урока.

Психологически настраиваются на активную деятельность на уроке.

30 сек

Спросить учащихся (на выбор) о задачах урока.

1.2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (в зависимости от типа урока может проводиться в основной или заключительной части)

Цель: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Задачи:

1.Установить правильность выполнения учащимися домашнего задания, выполнить коррекцию пробелов.

2.Проверить знания учащимися техники безопасности при занятиях по баскетболу.

Методы: опрос

Для стимулирования учебной активности учащихся  попросить их оказывать помощь ребятам, которые затрудняются с ответом, дают не полный ответ, участвовать в оценивании ответа товарищей.

Полный правильный, с обоснованием ответ – оценка «отлично»;  ответ правильный, но без обоснования – оценка «хорошо»; ответ не полный – оценка «удовлетворительно»

Содержание данной части урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ**

ПГ**

СМГ**

Проводит опрос нескольких учащихся  по домашнему заданию «Правила техники безопасности при занятиях баскетболом»,

«Какие к спортивной форме и обуви?»,

«На что обратить внимание во время разминки?»,

 

Отвечают на заданные вопросы

Называют правила техники безопасности при занятиях баскетболом.

«Одежда должна быть чистой, не стеснять движение, обувь по размеру,  зашнурова и т.д.». «Разогреву суставов, связок, определенных мышечных групп»

2 мин

2 мин

2 мин

Спросить у других учащихся ответ на вопрос, если отвечающий затрудняется с ответом или даёт ответ не полностью «Кто поможет?», «Кто дополнит?»

Дать ответ самому, если не дан правильный ответ.

Аргументирует оценки за домашнее задание. Сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся.

Осуществляют взаимооценку и самооценку  выполнения домашнего задания.

1 мин

1 мин

1 мин

Корректировать взаимооценку учащихся при необходимости.

1.3. Разминка, включающая:

Цель: Обеспечение мотивации и принятия  учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Задачи:

1.Подготовить организм учащихся для наиболее успешного решения задач основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта.

2.Подготовить мышечные группы, которые будут участвовать в решении задач основной части урока (плечевой пояс, руки, мышцы корпуса).

3.Формировать установку учащихся на активную познавательную деятельность.

Методы:

Словесные – описание, указание, распоряжения, подсчёт, команды.

Наглядные – показ.

Практические – методы строго регламентированного упражнения (переменный-интервальный)

Форма организации: Фронтальный метод, индивидуальный метод.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

Правильное и в полном объёме выполнение упражнений.

Возможные действия учителя в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей:

Дополнительно выполнить несколько упражнений из разминки.

Содержание данной части урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Организует проведение разминки.

Подает команды «Класс, становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»

 

Выполняют команды учителя.

10 сек

10 сек

10

 сек

Обратить внимание на правильность выполнения строевой сойки: пятки вместе, носки врозь, плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам.

Подает команду «Направо!», «В обход по залу шагом марш!»

 Двигаются в колонне по одному.

10 сек

10 сек

10

сек

Следить за дистанцией между учениками (1 шаг).

Подаёт команды для выполнения упражнений в ходьбе:

1.«На носках, руки за головой»

2. «На пятках, руки за спину»

3. «На внешней стороне стопы, руки на пояс»

Выполняют команды учителя.

1 мин

1 мин

1

мин

Следить за правильным выполнением упражнений всеми учащимися (Спина прямая, плечи развёрнуты, подбородок приподнят).

Контролирует правильность выполнения заданий

Исправляют ошибки.

Подаёт команду для выполнения бега «Легко бегом марш!», «Приставным шагом правым, левым боком», «Спиной вперед», «Скрестным шагом правым, левым боком»

Контролирует правильность выполнения задания

Выполняют команду учителя.

Исправляют ошибки.

3 мин

2 мин

1

мин

Следить за соблюдением дистанции между учениками (1 шаг),  за сохранением скорости и равномерностью бега. Назад смотреть через левое плечо. Руки на пояс, в стороны.

Подаёт команду «Шагом!»

«Восстанавливаем дыхание – 2 шага -  вдох, 2 шага – выдох»

Выполняют команду учителя.

30 сек

1 мин

1 мин 30 сек

Следить за правильным восстановлением дыхания.

О.Р.У в движении:

1.И. п.  - Руки перед грудью в замок - круговые вращения.                                                                          

Выполняют команду учителя.

30 сек

30 сек

30 сек

Энергичнее

2.И п.- Руки перед грудью в замок;

1 – Руки вперед,

2 – Руки в и.п.

3 – руки вверх

4 – руки в и.п.

Выполняют упражнение вместе с учителем.

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

Следить за положением рук  

3. И.п.- Правую руку вверх

1-2 – Рывки руками, правая вверху

3-4 – левая  вверху

Выполняют упражнение вместе с учителем.

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

Руки прямые, соблюдать дистанцию (1 шаг).

4. И.п.- Руки к плечам

1-4 – Круговые вращения вперед,

5-8 – Круговые вращения назад.

Выполняют упражнение вместе с учителем.

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

Следить за дистанцией,

5. – Ходьба с хлопками

1-2 – хлопок под правой ногой,

3-4 – хлопок под левой ногой.

Выполняют упражнение вместе с учителем.

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

_

Спина прямая, выше ногу

(прямой угол)

6. – Ходьба с наклоном на каждый шаг

Выполняют упражнение вместе с учителем.

6-8 раз

(30 сек)

6-8 раз

(30 сек)

Ноги прямые, пальцами касаться пола.

7.- Ходьба в полуприсяди

Выполняют упражнение вместе с учителем.

30 сек

30 сек

Следить за скоростью выполнения упражнения

 (в среднем темпе).

8.- Ходьба

«Восстанавливаем дыхание – 2 шага -  вдох, 2 шага – выдох»

Выполняют команду учителя.

30 сек

30 сек

 30  сек

Следить за правильным восстановлением дыхания.

2. Основная часть

Цель: Обеспечение активной учебной работы учащихся для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных компетенций, развитие двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся.

Задачи:

1.Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков.

2.Формирование физкультурных знаний.

3.Обучение правильной технике выполнения упражнений.

4.Развитие двигательных качеств.

5.Развитие физических качеств (ловкости, подвижности, быстроты).

6.Развитие коммуникативных качеств.

7.Воспитание морально-волевых и нравственных качеств.

Цель для учащихся (какой результат должен быть ими достигнут на данном этапе урока):

Усвоить состав двигательного действия при ловле и передаче мяча 2 руками от груди и 1 рукой от плеча на месте.

Методы:

Словесные – описание, указание, распоряжения, команды.

Наглядные – показ.

Практические – методы строго регламентированного упражнения; метод обучения двигательным действиям – целостный; Игровой метод

Форма организации: Групповой метод

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала:

Похвала, оценивание, поставка в пример

Критерии, позволяющие определить уровень усвоения материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог:

Правильное принятие положения для ловли и передачи мяча,  правильное движение рук, ног и корпуса.

Умение работать в паре и группе.

Возможные пути  реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал:

Дать индивидуальное домашнее задание.

Содержание данной части урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Ставит задачи перед учащимися на данный этап урока

Воспринимают и  осознают задачи  основной части урока.

20 сек

20 сек

20

сек

Спросить учащихся (на выбор) о задачах основной части урока.

Перестраивает класс в две шеренги лицом друг к другу.

Выполняют перестроение в две шеренги.

30 сек

30 сек

30

 сек

Упражнения выполняются в парах. Расстояние между учениками в парах – 5 метров. Интервал – вытянутые руки.

Организует получение баскетбольных мячей

Получают баскетбольные мячи.

20 сек

20 сек

20

сек

Объясняет, демонстрирует правильное выполнение упражнения.

Смотрят, слушают объяснения, воспринимают, анализируют.

20 сек

20 сек

20

сек

Передача и ловля мяча 2 руками от груди.

И. п. – хват мяча 2 руками перед грудью, с шагом вперед выпрямляя руки, передача мяча партнеру.

Выполняют упражнение в парах.

8-10

раз

3 мин

6-8

раз

2 мин

4-6 раз

1   мин

Следить за работой рук, ног и корпуса. Следить за направлением броска.

Напомнить стойки баскетболиста.

То же с отскоком мяча от пола.

Выполняют упражнение в парах.

8-10

раз

3 мин

6-8

раз

2 мин

4-6 раз

1   мин

Делать передачу ближе к ногам партнера.

Передача мяча 1 рукой от плеча

Выполняют упражнение в парах.

8-10

раз

3 мин

6-8

раз

2 мин

4-6 раз

1   мин

Пальцы рук широко расставлены, подняты навстречу летящему мячу.

То же с отскоком от пола.

Выполняют упражнение в парах.

8-10

раз

2 мин

4-6 раз

1   мин

4-6 раз

1   мин

Делать передачу ближе к ногам партнера. При ловле сгибать руки для снижения скорости полета мяча.

Перестраивает учащихся в 4 колонны перед стеной (не менее 5 человек в каждой). Оставляют 1 мяч на колонну.

Перестраиваются в колонны.

40 сек

40 сек

40

сек

Расстояние до стены - 3 метра. Интервал – 3 метра.

Передача мяча от стены с отскоком от пола.

Первый в колонне делает передачу от стены и идет в конец колонны, второй ученик ловит мяч после отскока от пола и т.д.

Упражнение выполняется в колонне.

8-10

раз

3 мин

6-8

раз

2 мин

4-6 раз

1   мин

Заранее приготовить мишени на стене. Следить за работой рук, ног и корпуса. Следить за направлением броска.

Передача мяча от стены партнеру без отскока. Первый ученик делает передачу от стены и бежит в конец колонны, второй ученик ловит мяч без отскока.

Упражнение выполняется в колонне

8-10

раз

2 мин

4-6 раз

1   мин

4-6 раз

1   мин

Расстояние до стены – 1,5 метра. Следить за работой рук, ног и корпуса. Следить за направлением и силой броска.

Перестраивает класс: колонны строятся напротив лицом друг к другу.

Выполняют перестроение

20 сек

20 сек

20   сек

Дистанция 3 метра

1 мяч на 2 колонны.

Передачи  и ловля мяча.

Первый ученик делает передачу партнеру напротив и перебегает в конец своей колонны и т.д.

Упражнение выполняется в колоннах

8-10

раз

3 мин

4-6 раз

1   мин

4-6 раз

1   мин

Точная, удобная передача партнеру.

3. Заключительная часть

3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление

Цель: Приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи:

1.Снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц.

2.Снятие физической и психической напряженности.

3.Снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы.

4.Закрепление навыка правильной осанки.

Учебная цель для учащихся (какой результат должен быть ими достигнут на данном этапе урока):

Привести организм в относительно спокойное состояние.

Формы, методы и средства восстановления функций организма до исходного состояния в начале урока:

Упражнения на расслабление мышц

Методы: словесные, наглядные

Методы и критерии оценки достижения поставленных целей:

Метод визуального наблюдения: восстановление окраски кожных покровов, нормализация дыхания.

Возможные действия учителя в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей:

Повторить упражнения на расслабление. 

Содержание данной части урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

       ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

 Даёт команду

«В одну шеренгу становись!»

Выстраиваются в одну шеренгу.

10

сек

10 сек

10

сек

Обратить внимание на правильность выполнения строевой сойки: пятки вместе, носки врозь, плечи развёрнуты, подбородок приподнят, руки по швам.

Сообщает учащимися задачи на данный этап урока.

Воспринимают и  осознают задачи  заключительной части урока.

10

сек

10 сек

10

сек

Даёт команду: «На вытянутые руки разомкнись!»

Размыкаются на вытянутые руки.

10 сек

10 сек

10

 сек

Следить за соблюдением интервала.

Показывает и выполняет упражнение на расслабление.

1.И.п. – Ноги вместе, руки опущены вдоль туловища.

1-одновременно медленно поднять левую руку вперёд, правую в сторону (вдох)

2-и.п. (выдох)

3- одновременно медленно поднять правую руку вперёд, левую в сторону (вдох)

4- и.п. (выдох)

Выполняют упражнение вместе с учителем.

30 сек

30 сек

30

сек

Следить за правильной последовательностью вдохов и выдохов.

2. И.п. – Ноги вместе, руки опущены вдоль туловища.

1-медленно поднять руки через стороны вверх (вдох)

2-расслабить и согнуть кисти (выдох)

3-расслабить и

уронить предплечья (выдох)

4-расслабить и уронить плечи (выдох)

Выполняют упражнение вместе с учителем.

30 сек

30 сек

30

сек

Следить за правильной последовательностью вдохов и выдохов.

3.2. Подведение итогов урока

Цели для учеников на данном этапе урока (какой результат должен быть ими достигнут):

Осмыслить свои действия на уроке и оценить их.

Цели и задачи данного этапа урока:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы: словесные.

Методы организации рефлексии и оценки индивидуальных результатов учащихся:

Предложить учащимся ответить на вопросы: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил?

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

Учащиеся  отвечают на поставленные вопросы.

Возможные действия учителя в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей:

Самому учителю дать оценку успешности достижения цели.

Содержания данной части урока

Дозировка

ОМУ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОГ     ПГ    СМГ

       ОМУ

Сообщает учащимися задачи на данный этап урока.

Воспринимают и  осознают задачи  данной части урока.

20

 сек

20 сек

20   сек

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

Что я делал на уроке? С какой целью? Почему я это делаю так?

Какой результат я получил?

Отвечают на поставленные вопросы.

2

мин

2 мин

2 мин

Помогать с ответом при затруднении учащихся.

Напоминает учащимся цель и задачи урока:

 Развитие физических качеств учащихся, формирование универсальных учебных действий, формирование позитивного отношения к овладению двигательными умениями и навыками.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о технике выполняемых упражнений.

2. Научить правильно ловить и передавать мяч на месте и движении.

3. Развивать ловкость, точность, координацию движений.

Соотносят цель урока и полученный результат.

30

 сек

30 сек

30 сек

Делает заключение о достижении цели урока.

Соглашаются с выводами учителя.

30

сек

30 сек

30 сек

Объявляет оценки за урок, аргументирует их.

Слушают, воспринимают, анализируют.

1

 мин

1 мин

1 мин

3.3. Задание на дом.

Цели, которые хочет достичь учитель, давая задание на дом:

Способствовать успешному овладению двигательными навыками (ловля и передача мяча), развитие ловкости, точности.

Цель самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания):

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:

.

                                                     Содержание домашнего задания

Дозировка

ОМУ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОГ         ПГ    СМГ        

  ОМУ

Сообщает и объясняет домашнее задание.

Выполнять имитации передачи и ловли мяча. Выполнить дома комплекс упражнений на расслабление.

Слушают, воспринимают, анализируют.

30 сек

30 сек

30

 сек

Спросить учащихся (на выбор) что нужно самостоятельно делать дома.

Даёт установку на следующий урок:

Проверка выполнения домашнего задания и степень овладения навыком ловли и передачи мяча.

Слушают, воспринимают, анализируют.

10 сек

10 сек

10

 сек

Даёт команду об окончании урока.

Организует выход из спортивного зала.

Выполняют команды, выходят из зала.

30 сек

30 сек

30

сек

Следить за дисциплиной в строю.

Выход из зала в колонну по одному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....