РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
методическая разработка по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Значение спорта высоких достижений для детей
Определенный уровень работоспособности необходим для развития детей. Во всех жизненных сферах одаренные дети имеют право на проявление своих незаурядных способностей. Соревноваться друг с другом в решении самых разнообразных задач - естественная потребность детей. Поэтому спорт высоких достижений в детском возрасте в принципе следует признать положительным явлением.
Спорт высоких достижений в детском возрасте может выполнять следующие функции:
- стимулировать физическое, психическое и духовное развитие;
- способствовать практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;
- приобщать детей к коллективу и формировать социальное поведение;
- расширять опыт и обогащать эмоциональную жизнь ребенка путем рациональной организации досуга.
Допустимые нагрузки в детском спорте высоких достижений
Дети хорошо приспосабливаются к высоким физическим нагрузкам; тренировка с учетом уровня физического и психического развития детей, т.е. тренировка, организованная в соответствии с возрастом занимающихся, не наносит ущерба здоровью детского организма.
Специфика организации детского спорта высоких достижений обусловлена, однако, тем, что особого внимания требуют не только биологические границы спортивного результата, но также этические, педагогические, психологические и медицинские аспекты этой проблемы; именно они определяют и лимитируют развитие детского спорта высоких достижений. Необходимо, чтобы допустимые временные затраты, верхние пределы физических и психических нагрузок, сопряженных со спортом, определялись для каждого ребенка в индивидуальном порядке. Ниже будут изложены общие принципы, которые следует развивать применительно к особенностям различных видов спорта.
Принципы организации спорта высоких достижений,
соответствующие детскому возрасту
Организация детского спорта высоких достижений осуществляется взрослыми. Дети далеко не всегда испытывают потребность именно в тех формах спортивной активности, которые предлагают им взрослые в рамках спорта высоких достижений. В связи с этим не исключено, что спорт высоких достижений с его правилами и закономерностями может привнести такие ограничения и создать такие нагрузки, которые противоречат принципам всестороннего развития и самоопределения ребенка.
В детском спорте высоких достижений необходимо неукоснительно соблюдать следующее правило: нормальное развитие ребенка ни в коем случае не должно ставиться под угрозу ради кратковременного успеха в спорте. Детский спорт высоких достижений должен быть организован таким образом, чтобы оптимальная спортивная результативность приходилась на период юности и зрелости.
Из отмеченного выше вытекает следующее:
В сфере спорта следует развивать все двигательные способности, личностные качества, а также социальные потребности ребенка. При этом нужно избегать слишком ранней специализации в отдельных видах спорта или спортивных дисциплинах, а также форсированного развития отдельных двигательных навыков.
Равное внимание следует уделять как спортивному результату, так и радости, которую приносит ребенку игра и ощущение принадлежности к коллективу. Результат, стремление к успеху, материальные и научные интересы не должны становиться самоцелью и тормозить разностороннее развитие ребенка. В рамках спорта высоких достижений ребенок должен иметь достаточное для полного самовыражения поле деятельности. Следовательно, спортивная подготовка детей предполагает и подведение их к самостоятельной деятельности. В спорте высокие результаты оправданы лишь при том условии, если ребенок может рассматривать их как собственный успех и если они проистекают из его собственной спортивной мотивации. Предпосылками к этому служат доступная детям информация об организации тренировки и планировании соревнований, о возможных последствиях занятий спортом высоких достижений, а также закрепление за детьми права участия в решениях, касающихся их самих, - например, о виде тренировки, участии в соревнованиях или о продолжении занятий спортом высоких достижений. Ребенок должен научиться самостоятельно распоряжаться собой, но так, чтобы не наносить себе же ущерба; он должен научиться переживать неудачи, которые неизбежны в спорте.
Занятия спортом высоких достижений не должны иметь отрицательных последствий для будущей жизни юного спортсмена и мешать его учебе в школе. Спортивные интересы детей не могут служить основанием ни для их ущемления, ни для создания им привилегированного положения; дети должны иметь возможность для социальных контактов не только в рамках тренировочно-соревновательного процесса, но и за пределами спорта - в семье, среди друзей и т.д.; следует всячески избегать социальной изоляции юных спортсменов, которая может возникнуть вследствие их особого положения; нужно оставлять им достаточно времени и возможности для занятий на досуге теми видами деятельности, к которым у них есть склонность.
Выводы, касающиеся организации детского
спорта высоких достижений
Чтобы детский спорт высоких достижений отвечал этим требованиям, нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:
1. Привести тренировочно-соревновательный процесс в соответствие с особым статусом ребенка, с его склонностями, способностями и условиями развития.
Необходимо разработать стандартные планы тренировки, основанные на бесспорных данных о способности детского организма переносить нагрузки.
Содержание и методы тренировки должны соответствовать возрасту ребенка; разнообразию форм двигательной активности и разносторонней общефизической подготовке должно отдаваться предпочтение перед ранней специализацией. Тренировочные сооружения должны иметь оснащение, необходимое для работы с детьми. Участие в тренировочно-соревновательном процессе должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий - учебы, общения с семьей, друзьями и т.д. Следует полностью отказаться от тренировочных занятий ранним утром и поздним вечером.
Соревнования для определенных возрастных групп должны проводиться на строго определенном региональном уровне. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов. Особого содействия заслуживают командные соревнования; количество личных соревнований следует пересмотреть.
Клубы и федерации должны заботиться о создании нормальных условий для учебы ребенка, его профессиональной подготовки, социальных контактов и т.д. не только в период его участия в спорте высоких достижений, но и после того, как он покинет "большой" спорт. Нельзя проявлять поспешность при зачислении ребенка в сборные земельного и федерального уровней; право войти в сборную должно определяться не только исходя из уровня результатов на данный момент, но и на основе долгосрочного прогнозирования результатов.
2. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего. Он должен иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Здесь должен действовать следующие принцип: работая с детьми, тренер не должен руководствоваться общими правилами, действительными для спорта высоких достижений; он должен знать и учитывать особое положение, возможности в плане спортивного результата и допустимый уровень нагрузок для каждого ребенка в отдельности. Эти специфические задачи нужно включать в курс профессиональной подготовки тренера; для постоянного пополнения педагогических знаний тренер должен регулярно проходить курсы повышения квалификации.
3. Необходимо тщательное медицинское обследование детей на пригодность; оно, во-первых, должно гарантировать, что к занятиям на уровне спорта высоких достижений будут допущены только абсолютно здоровые дети, а, во-вторых, должно дать материал для рекомендаций относительно наиболее подходящих данному ребенку видов спорта и допустимых для него тренировочных нагрузок. Необходим также основательный и регулярный медицинский надзор.
4. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте, об их перспективах и риске, связанном со спортивной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.
О распределении сфер ответственности за развитие
детского спорта высоких достижений
Тесное сотрудничество и согласованность действий между семьей, клубом, школой, землей, общиной и средствами массовой информации являются необходимой предпосылкой развития детского спорта высоких достижений:
Родители играют важную роль в процессе педагогического руководства детьми, занимающимися спортом. Например, они должны заботиться о том, чтобы у детей было достаточно времени и сил не только на спорт и учебу, но также на другие занятия, соответствующие их интересам, и на поддержание социальных контактов.
Клуб является незаменимой основой развития детского спорта высоких достижений. Оптимальными для гармоничного развития ребенка являются такие условия, при которых он живет, тренируется и учится в одном населенном пункте. Следует повышать квалификацию тренеров, инструкторов и помощников инструкторов, работающих в детском спорте высоких достижений; они, в частности, должны уметь эффективно противодействовать местническим интересам представителей клубов и федераций, которые, например, могут требовать высоких соревновательных результатов в раннем возрасте, а также давлению со стороны учреждений, не имеющих отношения к спорту. Они должны уделять большое внимание ориентации детей на наиболее подходящие им виды спорта, а также совершенствованию поиска одаренных в спортивном отношении детей.
Школа должна обеспечивать юным спортсменам нормальный процесс обучения. Кроме того, она может участвовать в поиске одаренных детей и рекомендовать их соответствующему клубу. Школа может также помогать в спортивной работе с детьми, разъяснять им перспективы и опасности, связанные с их участием в спорте высоких достижений. Если того требуют региональные условия и имеются к тому благоприятные местные предпосылки, школа сама может осуществлять спортивную подготовку одаренных детей. В этом случае требуется совместная работа школы и клуба. Земли и общины призваны предоставлять детям в удобное для них время достаточное количество тренировочных объектов, а также создать необходимое число консультационных и исследовательских центров для обеспечения соответствующего возрасту спортивно-медицинского обслуживания. Система содействия, в которую входят государство, земли и общины, должна быть приведена в соответствие с принципами, изложенными в настоящем Заявлении. Средства массовой информации призваны сообщать объективные сведения о перспективах и проблемах детского спорта высоких достижений. Они должны освещать не только его положительные стороны, но и негативные проявления.
Заключение
Спорт в детском возрасте оказывает существенное влияние на развитие и воспитание человека. Ему присуща, в частности, тенденция к совершенствованию результатов и к соревнованию в игровой форме, соответствующей детскому возрасту, что не наносит ущерба общему развитию ребенка. Настоящее Заявление ДСБ имеет целью охарактеризовать положительные аспекты детского спорта высоких достижений и в то же время указать на необходимость определенных ограничений в интересах здоровья и гармоничного развития детей. ДСБ и входящие в его состав организации приложат все усилия к тому, чтобы принципы, изложенные в Заявлении, нашли свое воплощение в организации соревнований и тренировки детей на уровне спорта высоких достижений, а также были признаны международными спортивными организациями.
Указом Губернатора Забайкальского края от 08 июня 2010 года № 236 утверждено «Положение о единовременном денежном вознаграждении членам спортивных сборных команд Забайкальского края за высокие спортивные результаты» для осуществления государственной поддержки и поощрения одаренных детей и талантливой молодежи . Это положение будет хорошим стимулом для наших спортсменов и их наставников в стремлении тренироваться и показывать высокие результаты на официальных международных и всероссийских соревнований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...