Рабочая программа по физической культуре 5 - 9 класс (В.И.Лях)
рабочая программа по физкультуре по теме

Забелина Ольга Евгеньевна

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).  В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.

Для прохождения учебной программы в учебном процессе можно использовать учебник: М.Я. Виленский, Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2012.

В.И. Лях Физическая культура. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-9_klass_2013-14_uch_god.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №  58

Согласовано на методическом объединении учителей

«       » ____________________ 20    г.

Протокол № __________

Утверждено на научно-методическом совете

школы

«       » ____________________ 20    г.

Протокол № __________

                                                  Рабочая учебная программа

по физической культуре

(5 - 9 классы)

Составила:

Забелина О.Е., учитель физической культуры

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2010).

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.

Для прохождения учебной программы в учебном процессе можно использовать учебник: М.Я. Виленский, Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2010.

В.И. Лях Физическая культура. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2010.

Задачи физического воспитания учащихся направлены:

  • На содействие гармоничному развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия;
  • На развитие устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый выбор жизни;
  • На обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • На дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
  • На формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
  • На углубленное представление об основных видах спорта;
  • На приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом в свободное время;
  • На формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • На содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.

Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу и футболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе урока, так и отдельно (9 часов в год).

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оно предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Оценка успеваемости по физической культуре в 5-9 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов.

 

Распределение учебного времени прохождения программного                            материала по физической культуре (5 -9 классы)

Вид программного материала

Кол-во часов (Кол-во контрольных работ)

Кол-во часов (Кол-во контрольных работ)

Кол-во часов (Кол-во контрольных работ)

Кол-во часов (Кол-во контрольных работ)

Кол-во часов (Кол-во контрольных работ)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9класс

Базовая часть

75

75

75

75

75

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

Лёгкая атлетика

21(7)

21(6)

21(6)

21(7)

21(8)

Кроссовая подготовка

18(2)

18(2)

18(2)

18(2)

18(2)

Гимнастика с элементами акробатики

18(3)

18(4)

18(5)

18(4)

18 (5мал

4 дев)

Спортивные игры (волейбол)

18(4)

18(3)

18(4)

18(3)

18(3)

Вариативная часть

27

27

27

27

27

Спортивные игры (баскетбол)

18(5)

18(4)

18(4)

18(3)

18(2)

Спортивные игры (футбол)

9(2)

9(2)

9(2)

9(2)

9(2)

ИТОГО

102(23)

102(21)

102(23)

102(21)

102(22/21)

Содержание программного материала

Основы знаний о физической культуре

Программный материал по данному разделу осваивается как на специально отведённых уроках (1-2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.

Естественные основы:

Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных действий. Значение нервной системы в управлении движениями. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников. Индивидуальные физические нагрузки в процессе самостоятельных занятий.

Социально-психологические основы:

Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Основы обучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления. Совершенствование физических способностей. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.

Выполнение подготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в игровых и соревновательных ситуациях. Контроль за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

Культурно-исторические основы:

Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Физическая культура и её значение в формирование здорового образа жизни современного человека. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным ценностям.

Приёмы закаливания:

Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры, купание в открытых водоёмах. Пользование баней.

 

Спортивные игры

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол, футбол. Обучение сложной технике игр основывается на приобретённых в начальной школе простейших умений обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных и кондиционных способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося, воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников.

Волейбол:

Терминология и правила игры. Технико-тактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение тактики игры.  Игра в мини-волейбол и волейбол.

Баскетбол:

Терминология и правила игры. Технико-тактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение тактики игры. Игра в мини-баскетбол и баскетбол.

 

Футбол:

Терминология и правила игры. Техническая и тактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение тактики игры

Лёгкая атлетика

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Обучение техникой спринтерского и длительного бега. Работа по овладению и совершенствованию техники бега, прыжков, метания.

Кроссовая подготовка

Развитие общей выносливости, учить бегу по пересечённой местности и преодолению препятствий и отрезков дистанции с различной скоростью, смешанному передвижению. Развитие общей выносливости, учить бегу в равномерном темпе, преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия.

Гимнастика с элементами акробатики

Техника выполнения простейших гимнастических и акробатических упражнений. Изучать и совершенствовать технику гимнастических и акробатических упражнений, технику упражнений с отягощением веса собственного тела и внешним сопротивлением, на силовых тренажёрах, комплексы ритмической гимнастики.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по физической культуре

         В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

                   Знать:

  • основы истории развития физической культуры в России;
  • особенности развития избранного вида спорта;
  • физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий с разной функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений развивающей и корригирующей направленности;
  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
  • психические и функциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • контролировать и регулировать функциональное состояния организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 метров

9,2 с

10,2 с

Силовые

Прыжок в длину с места

180 см

165 см

Лазание по канату на расстояние 6м

12с

-

Поднимание туловища, лёжа на спине

-

18 раз

Выносливость

Бег 2000 м

8,50 мин

10,20 мин

Координация

Последовательное выполнение 5 кувырков

10,0 с

14,0 с

Броски малого мяча в мишень

12 м

10 м

Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет

Физические способности

Тест

Возраст, лет

Уровень

Мальчики

Девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Скоростные

Бег 30м, с

11

12

13

14

15

6.3

6,0

5,9

5,8

5,5

6,1-5,5

5,8-5,4

5,6-5,2

5,5-5,1

5,3-4,9

5,0

4,9

4,8

4,7

4,5

6,4

6,3

6,2

6,1

6,0

6,3-5,7

6,2-5,5

6,0-5,4

5,9-5,4

5,8-5,3

5,1

5,0

5,0

4,9

4,9

Координационные

Челночный бег 3х10м, с

11

12

13

14

15

9,7

9,3

9,3

9,0

8,6

9,3-8,8

9,0-8,6

9,0-8,6

8,7-8,3

8,4-8,0

8,5

8,3

8,3

8,0

7,7

10,1

10,0

10,0

9,9

9,7

9,7-9,3

9,6-9,1

9,5-9,0

9,4-9,0

9,3-8,8

8,9

8,8

8,7

8,6

8,5

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

11

12

13

14

15

140

145

150

160

175

160-180

165-180

170-190

180-195

190-205

195

200

205

210

220

130

135

140

145

155

150-175

155-175

160-180

160-180

165-185

185

190

200

200

205

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

13

14

15

900

950

1000

1050

1100

1000-1100

1100-1200

1150-1250

1200-1300

1250-1350

1300

1350

1400

1450

1500

700

750

800

850

900

850-1000

900-1050

950-1100

1000-1150

1050-1200

1100

1150

1200

1250

1300

Гибкость

Наклон вперёд из положения сидя, см

11

12

13

14

15

2

2

2

3

4

6-8

6-8

5-7

7-9

8-10

10

10

9

11

12

4

5

6

7

7

8-10

9-11

10-12

12-14

12-14

15

16

18

20

20

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине (мал); на низкой перекладине (дев)

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4-5

4-6

5-6

6-7

7-8

6

7

8

9

10

4

4

5

5

5

10-14

11-15

12-15

13-15

12-13

19

20

19

17

16

Учебно-методическое обеспечение и информационные источники

Рабочий план составлен с учётом следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 24.04.1999 №80-Ф3;
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. №1507-р.
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. №322;
  5. Обязательный минимум содержание основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.02.1998 г. №1236;
  6. О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо МО РФ от26.03.2002 г. №30-51-197/20.
  7. О введении зачётов по физической культуре для учащихся выпускных классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РФ от 18.11.1985 г. №317.
  8. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Лях, А.А. Зданевич. (М: Просвещение, 2011).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

Рабочие программы по Физической культуре 1-9классы

материалы для преподавателей Физической культуры...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по физической культуре 6-9классы.

Рабочая программа по физической культуре 6-9классы....