Рабочая программа по физической культуре 5 - 9 класс (В.И.Лях)
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011). В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.
Для прохождения учебной программы в учебном процессе можно использовать учебник: М.Я. Виленский, Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2012.
В.И. Лях Физическая культура. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_klass_2013-14_uch_god.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 58
Согласовано на методическом объединении учителей « » ____________________ 20 г. Протокол № __________ | Утверждено на научно-методическом совете школы « » ____________________ 20 г. Протокол № __________ |
Рабочая учебная программа
по физической культуре
(5 - 9 классы)
Составила: Забелина О.Е., учитель физической культуры |
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2010).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.
Для прохождения учебной программы в учебном процессе можно использовать учебник: М.Я. Виленский, Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2010.
В.И. Лях Физическая культура. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2010.
Задачи физического воспитания учащихся направлены:
- На содействие гармоничному развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия;
- На развитие устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый выбор жизни;
- На обучение основам базовых видов двигательных действий;
- На дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- На формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
- На углубленное представление об основных видах спорта;
- На приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом в свободное время;
- На формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- На содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.
Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу и футболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе урока, так и отдельно (9 часов в год).
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оно предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Оценка успеваемости по физической культуре в 5-9 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5 -9 классы)
Вид программного материала | Кол-во часов (Кол-во контрольных работ) | Кол-во часов (Кол-во контрольных работ) | Кол-во часов (Кол-во контрольных работ) | Кол-во часов (Кол-во контрольных работ) | Кол-во часов (Кол-во контрольных работ) |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9класс | |
Базовая часть | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока |
Лёгкая атлетика | 21(7) | 21(6) | 21(6) | 21(7) | 21(8) |
Кроссовая подготовка | 18(2) | 18(2) | 18(2) | 18(2) | 18(2) |
Гимнастика с элементами акробатики | 18(3) | 18(4) | 18(5) | 18(4) | 18 (5мал 4 дев) |
Спортивные игры (волейбол) | 18(4) | 18(3) | 18(4) | 18(3) | 18(3) |
Вариативная часть | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Спортивные игры (баскетбол) | 18(5) | 18(4) | 18(4) | 18(3) | 18(2) |
Спортивные игры (футбол) | 9(2) | 9(2) | 9(2) | 9(2) | 9(2) |
ИТОГО | 102(23) | 102(21) | 102(23) | 102(21) | 102(22/21) |
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре
Программный материал по данному разделу осваивается как на специально отведённых уроках (1-2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.
Естественные основы:
Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных действий. Значение нервной системы в управлении движениями. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников. Индивидуальные физические нагрузки в процессе самостоятельных занятий.
Социально-психологические основы:
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Основы обучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления. Совершенствование физических способностей. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Выполнение подготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в игровых и соревновательных ситуациях. Контроль за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы:
Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Физическая культура и её значение в формирование здорового образа жизни современного человека. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным ценностям.
Приёмы закаливания:
Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры, купание в открытых водоёмах. Пользование баней.
Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол, футбол. Обучение сложной технике игр основывается на приобретённых в начальной школе простейших умений обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных и кондиционных способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося, воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников.
Волейбол:
Терминология и правила игры. Технико-тактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение тактики игры. Игра в мини-волейбол и волейбол.
Баскетбол:
Терминология и правила игры. Технико-тактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение тактики игры. Игра в мини-баскетбол и баскетбол.
Футбол:
Терминология и правила игры. Техническая и тактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение тактики игры
Лёгкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
Обучение техникой спринтерского и длительного бега. Работа по овладению и совершенствованию техники бега, прыжков, метания.
Кроссовая подготовка
Развитие общей выносливости, учить бегу по пересечённой местности и преодолению препятствий и отрезков дистанции с различной скоростью, смешанному передвижению. Развитие общей выносливости, учить бегу в равномерном темпе, преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия.
Гимнастика с элементами акробатики
Техника выполнения простейших гимнастических и акробатических упражнений. Изучать и совершенствовать технику гимнастических и акробатических упражнений, технику упражнений с отягощением веса собственного тела и внешним сопротивлением, на силовых тренажёрах, комплексы ритмической гимнастики.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по физической культуре
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России;
- особенности развития избранного вида спорта;
- физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений развивающей и корригирующей направленности;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
- психические и функциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояния организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 метров | 9,2 с | 10,2 с |
Силовые | Прыжок в длину с места | 180 см | 165 см |
Лазание по канату на расстояние 6м | 12с | - | |
Поднимание туловища, лёжа на спине | - | 18 раз | |
Выносливость | Бег 2000 м | 8,50 мин | 10,20 мин |
Координация | Последовательное выполнение 5 кувырков | 10,0 с | 14,0 с |
Броски малого мяча в мишень | 12 м | 10 м |
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
Физические способности | Тест | Возраст, лет | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
Скоростные | Бег 30м, с | 11 12 13 14 15 | 6.3 6,0 5,9 5,8 5,5 | 6,1-5,5 5,8-5,4 5,6-5,2 5,5-5,1 5,3-4,9 | 5,0 4,9 4,8 4,7 4,5 | 6,4 6,3 6,2 6,1 6,0 | 6,3-5,7 6,2-5,5 6,0-5,4 5,9-5,4 5,8-5,3 | 5,1 5,0 5,0 4,9 4,9 |
Координационные | Челночный бег 3х10м, с | 11 12 13 14 15 | 9,7 9,3 9,3 9,0 8,6 | 9,3-8,8 9,0-8,6 9,0-8,6 8,7-8,3 8,4-8,0 | 8,5 8,3 8,3 8,0 7,7 | 10,1 10,0 10,0 9,9 9,7 | 9,7-9,3 9,6-9,1 9,5-9,0 9,4-9,0 9,3-8,8 | 8,9 8,8 8,7 8,6 8,5 |
Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 11 12 13 14 15 | 140 145 150 160 175 | 160-180 165-180 170-190 180-195 190-205 | 195 200 205 210 220 | 130 135 140 145 155 | 150-175 155-175 160-180 160-180 165-185 | 185 190 200 200 205 |
Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 950 1000 1050 1100 | 1000-1100 1100-1200 1150-1250 1200-1300 1250-1350 | 1300 1350 1400 1450 1500 | 700 750 800 850 900 | 850-1000 900-1050 950-1100 1000-1150 1050-1200 | 1100 1150 1200 1250 1300 |
Гибкость | Наклон вперёд из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | 2 2 2 3 4 | 6-8 6-8 5-7 7-9 8-10 | 10 10 9 11 12 | 4 5 6 7 7 | 8-10 9-11 10-12 12-14 12-14 | 15 16 18 20 20 |
Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине (мал); на низкой перекладине (дев) | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4-5 4-6 5-6 6-7 7-8 | 6 7 8 9 10 | 4 4 5 5 5 | 10-14 11-15 12-15 13-15 12-13 | 19 20 19 17 16 |
Учебно-методическое обеспечение и информационные источники
Рабочий план составлен с учётом следующих нормативных документов:
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 24.04.1999 №80-Ф3;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. №1507-р.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. №322;
- Обязательный минимум содержание основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.02.1998 г. №1236;
- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо МО РФ от26.03.2002 г. №30-51-197/20.
- О введении зачётов по физической культуре для учащихся выпускных классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РФ от 18.11.1985 г. №317.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Лях, А.А. Зданевич. (М: Просвещение, 2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...
Рабочие программы по Физической культуре 1-9классы
материалы для преподавателей Физической культуры...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по физической культуре 6-9классы.
Рабочая программа по физической культуре 6-9классы....