физическая реабилитация при бронхиальной астме
материал по физкультуре по теме
Причины распространения болезни; методика дыхательной гимнастики в ЛФК; примерный комплекс упражнений без предмета и с гинастической палкой; самомассаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физическая реабилитация при бронхиальной астме | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
(БГОУ ВПО МГПУ)
Педагогический институт физической культуры и спорта
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Тема: «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ»»
Выполнила:
студентка 4 курса, 1 группы
заочного отделения АФК
Вереникина Ю.А.
Руководитель работы:
М. Д. Рипа
Москва, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................3
- Что такое астма?.......................................................................................3
- Бронхиальная астма бывает......................................................................3
1. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БОЛЕЗНИ.................................................5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ............5
3. МЕТОДИКИ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ПРИСТУПЫ АСТМЫ........................6
4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ..............................................7
5. МЕТОДИКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛФК..................................9
6. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.................................................11
6.1. Самомассаж............................................................................................11
6.2. Примерный комплекс упражнений без предмета...............................12
6.3. Примерный комплекс упражнений с гимнастической
палкой.....................................................................................................13
Заключение...................................................................................................14
Используемая литература, источники.......................................................16
Введение
В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) это заболевание объявлено «национальным бедствием».
В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди детей составляет 15%, среди взрослых - 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет!
Что такое астма?
Слово «астма» в переводе с греческого означает «удушье», «тяжелое дыхание». Бронхиальная астма - это хроническое воспаление дыхательных путей (нередко аллергической природы), главным признаком которого является приступ удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры бронхиального дерева и отека слизистой оболочки бронхов, из-за чего к легким поступает недостаточное количество воздуха.
Бронхиальная астма бывает:
1. Наследственная предрасположенность (родственники страдали астмой или
аллергическими проявлениями крапивница, нейродермит, экзема, пыльцевые
ринит и конъюнктивит, непереносимость некоторых видов лекарств или пищевых продуктов).
2.Инфекционно зависимая бронхиальная астма. Возникает у предрасположенных лиц от частых вирусных инфекций, в результате хронического бронхита или повторных пневмоний. В противном случае это говорит об определенном дефекте иммунной защиты «врожденного» или приобретенного характера.
3. Аллергическая (атопическая) астма вызывается:
- аллергенами животного и растительного происхождения;
- химическим веществам, в том числе лекарствам;
- аллергия к домашней пыли;
- реже атопическая астма бывает проявлением аллергии к пыльце растений.
Атопическая астма развивается, если человек с аллергической наследственностью неправильно питается (потребляет большое количество жареного мяса, копченостей, цитрусовых, шоколада), живет и работает в неблагоприятных условиях, например, в запыленном помещении, а также
-3-
содержит дома животных.
Эти три варианта бронхиальной астмы являются основными и наиболее часто встречающимися, но существуют и другие.
4. Аспириновая астма. Характеризуется непереносимостью аспирина и подобных ему по воздействию обезболивающих, приступами удушья, повторным появлением полипов в носу и придаточных пазухах. Такие пациенты часто не переносят окрашенные в желтый цвет таблетки или пищевые продукты из-за присутствия в них красителя тартразина, который вызывает приступы удушья, как и аспирин.
5. Астма физического усилия. Проявляется приступами удушья после физической нагрузки. Существуют виды физической нагрузки, наиболее «астмогенные» (игра в футбол, баскетбол, бег) и наименее «астмогенные» (плавание, подъем тяжестей). Наличие такой астмы связывают с перестройкой эндокринного баланса, иногда возрастного характера, например, при климаксе.
6. Психогенная астма. Возникает при длительным психоэмоциональном перенапряжении или однократном тяжелом психическом потрясении. У этой группы больных невротические симптомы выражены особенно ярко.
Последние три варианта бронхиальной астмы редко встречаются в «чистом» виде, обычно они наблюдаются вместе с признаками инфекционно зависимой или атопической астмы.
Все больные бронхиальной астмой в период обострения обладаюд рядом общих характерных признаков:
- бочкообразная, жесткая, не эластичная грудная клетка (бочкообразная клетка является результатом эмболизации альвеол)
- дыхание, осуществляемое только верхушками легких без участия диафрагмы
- экспираторная отдышка.
Существуют три основных метода снятия бронхоспазма:
1. химический (разрушение липопротеиновой оболочки эмбол),
2. воздействие на рецепторы и расслабление гладкой мускулатуры бронхов (ингаляция беротеком, астмопентом, инталом и др),
3. механическое разрушение эмбол (дренирующий массаж, статические физические упражнения).
К сожалению, ни один из этих методов не ведет к восстановлению адаптационных возможностей организма. Наиболее перспективным является применение целого комплекса реабилитационных мероприятий, включающих в себя дренирующий массаж, рефлексотерапию, дыхательную гимнастику, специальные комплексы лечебной физкультуры, не исключено и применение лекарственных препаратов.
-4-
1. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БОЛЕЗНИ
> Причины широкого распространения этой болезни:
- плохая экологическая обстановка, неблагоприятные факторы труда и быта, перенаселенность городов, бетонные здания с железобетонными конструкциями, облицованными «не дышащими» магнитоемкими материалами, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, изменения генетического материала населения, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни.
> Какие причины вызывают астму?
- Заболевание затрагивает практически только бронхи. Если для таких распространенных недугов как бронхиолит или бронхит главной причиной развития является болезнетворная инфекция, попадающая в органы дыхания, то в возникновении астмы эта причина является второстепенной. Главной же причиной является увеличение реактивности бронхов, являющееся аллергическим проявлением. Основным механизмом заболевания служит уменьшение просвета бронхов в период приступов астмы.
- Приступы удушья чаще развиваются ночью или в предутренние часы.
Возникающие в дневное время приступы обусловлены контактом с различными аллергенами и раздражителями.
> Симптомы и признаки астмы
- Течение приступа может быть различным у разных больных. При этом и факторы, сопутствующие развитию приступа различаются. Если имеет место атопическая форма заболевания, то приступ провоцируется взаимодействием с аллергеном. Если имеет место инфекционно-аллергическая форма заболевания, то приступ может быть спровоцирован эмоциональным перенапряжением на фоне недуга органов дыхания, а иногда развивается без видимых причин. Иногда перед приступом пациент ощущает зуд тела, истечение слизи из носа или давление за грудиной. Далее признаки приступа нарастают стремительно: пациент испытывает сильное давление за грудиной, тревожность, ему тяжело дышать.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Классификация и диагностика астмы
Диагностика заболевания осуществляется постепенно:
- в первую очередь определяются признаки, обнаруженные самим пациентом, после чего осуществляется обследование пациента. Нередко одной беседы с больным достаточно для установления диагноза. Если же у врача есть сомнения, для уточнения диагноза и для выявления насколько изменена работа органов дыхания, назначают специальные анализы.
-5-
При атопической аллергической форме заболевания можно определить, какой именно фактор послужил аллергеном, проведя специальные аллергические пробы.
Приступы удушья могут быть вызваны любым аллергоном: бытовым, эпидермальным, растительным, пищевым, грибковым, химическим и лекарственным.
Первая стадия диагностики: беседа и осмотр пациента
Вторая стадия: лабораторные исследования
Спирометрия – этот способ основан на определении величин, говорящих о состоянии органов дыхания. При бронхиальной астме диаметр дыхательных путей уменьшается, что не может не повлиять на работу органов дыхания. Так, в ходе спирометрии изучают два параметра: ОФВ1 или объем форсированного выдоха и ФЖЕЛ или форсированная жизненная емкость легких. У пациентов со
здоровыми органами дыхания отношение этих двух величин друг к другу не менее восьмидесяти процентов. Если же оно менее восьмидесяти процентов – это говорит о наличии астмы.
Пикфлоуметрия – это обследование, которое определяет пиковую скорость выдоха. Определение этого параметра нужно осуществлять после ночного сна
Тесты с физическими усилиями применяются в определении бронхиальной астмы в период повышенных физических усилий у пациентов, уменьшаются основные параметры работы органов дыхания (ПСВ и ОФВ1).
Кожные аллергические пробы используются для выявления фактора, вызывающего аллергию при атопической форме заболевания. Обнаружение этого фактора дает возможность предотвратить приступы заболевания.
3. МЕТОДИКИ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ПРИСТУПЫ АСТМЫ
В традиционном лечении астмы выделяют неотложные мероприятия по купированию приступа удушья и выведению больных из астматического статуса. А также комплексную терапию, направленную на само заболевание, и вторичную профилактику приступов астмы. Показания к госпитализации в начале заболевания определяются тяжестью состояния больных при выраженных обострениях; госпитализация в аллергологические отделения желательна в фазе ремиссии болезни, когда можно проводить специфическую диагностику и иммунотерапию.
Неотложная терапия приступа бронхиальной астмы при легком течении и в ранней стадии его развития обычно осуществляется самим больным по ранее полученным рекомендациям врача.
-6-
При среднетяжелом и тяжелом приступе бронхиальной астмы, особенно при недостаточном эффекте дозированных ингаляций бронхолитиков, неотложную помощь оказывает врач, используя не только медикаментозные, но и нелекарственные воздействия на больного, в т.ч. психотерапию.
Большое внимание уделяют психическому состоянию больного, ликвидации нередко возникающей «дыхательной паники» - нерационального учащения дыхания, усугубляющих нарушения вентиляции легких. Больного необходимо успокоить, вселить уверенность в скором разрешении приступа, помочь больному выбрать оптимальные ритм дыхания и позу.
Интенсивная терапия астматического статуса, а при необходимости также и реанимационные мероприятия могут быть полноценно осуществлены только в условиях стационара. Поэтому все больные с астматическим статусом (как и при подозрении на его развитие) подлежат срочной госпитализации, по
возможности в отделение или палату интенсивной терапии и реанимации.
Комплексное лечение больных бронхиальной астмой направлено на достижение ремиссий болезни и вторичную профилактику ее обострений и приступов удушья.
Все методы лечения астмы условно можно разделить на:
> специфические (применяемые при аллергической астме), и
> неспецифические, (применяемые при всех формах бронхиальной астмы). Последние включают в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, курортное лечение, лечебную физкультуру, психотерапию и иглорефлексотерапию.
4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Средствами физической реабилитации считают:
массаж, самомассаж, лечебную физкультуру, физиотерапию, механотерапию,
естественные факторы природы - Галотерапия (спелеотерапия)т.д.
> Массаж
Массаж − метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов дозированного механического воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами.
Массаж оказывает местное и общее (гуморальное и рефлекторное) воздействие на организм.
-7-
> Самомассаж улучшает крово- и лимфообращение, легочную вентиляцию, проходимость бронхов, увеличивает подвижность грудной клетки, тонус дыхательных мышц, облегчает отхождение мокроты, способствует рассасыванию остаточных явлений воспалительного процесса, повышает работоспособность.
Самомассаж (его можно проводить самостоятельно на дому) следует выполнять в период ремиссии, когда температура тела нормальная, нет слабости, потливости и других проявлений обострения заболевания. Общая продолжительность самомассажа — 12—16 минут. Делать его надо ежедневно или через день. После 15—20 процедур необходим перерыв в течение 10—15 дней.
Противопоказания к самомассажу:
обострение заболевания, легочно-сердечная недостаточность, частые приступы стенокардии, легочное кровотечение, злокачественные новообразования, туберкулез легких.
Если больной хорошо перенес самомассаж и он не вызвал у него обострения, то через 2—3 процедуры можно подключить и лечебные упражнения.
Их также выполняют раз, в день спустя 1—1,5 часа после самомассажа.
> Лечебная физкультура.
Лечебная физкультура является одним из ведущих средств реабилитации. Использование физических упражнений в лечении и реабилитации болезней, состояний перенапряжения основано на физиологическом эффекте специально подобранных и дозированных мышечных сокращений.
Лечебная физкультура имеет значение и как средство вторичной профилактики, и как вспомогательный элемент терапии приступов астмы.
Упражнения лечебной физкультуры следует выполнять в период ремиссии, когда температура тела нормальная, нет слабости, потливости и других проявлений обострения заболевания.
Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного.
Основными исходными положениями (И.П.) являются: лежа, сидя, стоя.
Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата.
-8-
Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках.
> Физиотерапия
Физиотерапия применяется для лечения хронических воспалительных процессов в легких и придаточных пазухах носа, а также для стимуляции функции надпочечников.
> Механотерапия
Механотерапия представляет собой систему функционального лечения с
помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с
другими средствами и методами современной медицинской реабилитации
больных.
- Соляная шахта
- Скипидарные ванны
- Ингаляция
- Искуственный микроклимат
- Бассейн
> Терапия в специализированных санаториях
одна из основных составляющих лечения данного заболевания.
По данным, полученным от практикующих аллергологов, после лечения в санатории у пациента надолго наступает период ремиссии, снижается необходимость в употреблении медикаментов, а также облегчаются приступы. Санатории и специализированные центры по терапии астмы – это учреждения, где можно получить практически все виды процедур, необходимые для нормализации состояния.
> Естественные факторы природы
Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных в Европе и России методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных карстовых пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.
5. МЕТОДИКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛФК
Дыхательная гимнастика ускоряет процесс реабилитации после заболеваний,
а также может выступать в качестве их профилактики, так какповышает
иммунитет и помогает организму преодолевать последствия стрессов.
-9-
Она включает в себя безаппаратные и аппаратные методы.
К безаппаратным методам дыхательной гимнастики относятся:
> Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко;
Свою дыхательную систему К. П. Бутейко назвал «волевой ликвидацией
глубокого дыхания» (ВЛГД). Основная идея автора заключалась в том чтобы с помощью ВЛГД попытаться регулировать соотношение углекислого газа и
кислорода в организме в соотношении 3:1. Для достижения такого
результата пациентам предлагалось делать слабые поверхностные вдохи,
создавая тем самым в организме преобладание углекислого газа
(накапливаемого при обменных процессах) по сравнению с поступающим в
процессе поверхностного дыхания небольшим количеством кислорода.
> Парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой;
Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого,
шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с
последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот
(о выдохе в стрельниковской гимнаcтике думать запрещено, организм сам
выбрасывает ненужное и оставляет необходимое!). Одновременно с вдохом
выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.
Безаппаратные методы дыхательной гимнастики могут комбинироваться и дополнять друг друга при лечение различных заболеваний
К аппаратному методу дыхательной гимнастики относится:
> метод эндогенного дыхания В. Ф. Фролова.
Совместно с Е. К. Кустовым был создан индивидуальный дыхательный
тренажёр «Феномен Фролова». Этот тренажёр относится
к аппаратному методу дыхательной гимнастики.
Технология эндогенного дыхания, специально создана для больных
бронхиальной астмой. Успех лечения этого недуга с помощью тренажера
«Феномен Фролова» определяется техникой дыхания и системой занятий.
Эндогенное дыхание - это дыхание с помощью нижней диафрагмы. Благодаря
такому дыханию улучшается кислородное насыщение крови, повышается
иммунитет организма, снижается разрушение тканей, увеличивается общая
энергетика, нормализуются состояние нервной системы и психоэмоциональное
состояние.
Обычное дыхание при астме сопровождается альвеолярной гипоксией и энергетическим дефицитом клеток, формирующих легочные капилляры. Все эти факторы действуют как сосудосуживающие. Дыхание же на тренажере устраняет все эти факторы.
Аппаратные методы дыхательной гимнастики могут использоваться как
-10-
вспециальных медицинских учреждениях, так и в домашних условиях.
Следует отметить, что все дыхательные системы отличаются простотой процедур, имеют достаточно широкий диапазон дозирования и контроля, практически не имеют противопоказаний и совместимы с большинством методов традиционной и нетрадиционной терапии.
Дыхание выступает одной из самых важных функций в жизни человека Без пищи человек может прожить 30 и более дней, без воды – 2–3 дня, а без кислорода смерть наступает через 5–7мин.
Использование лечебных грязевых процедур совместно с ЛФК (и массажем) способствует более быстрому улучшению здоровья больных с неспецифическими заболеваниями органов дыхания.
6. САМОМАССАЖ, КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ БЕЗ ПРЕДМЕТА
И С ПРЕДМЕТОМ
6.1. Самомассаж начинают в положении «сидя» с поглаживания (в чередовании с растиранием) ладонной или тыльной поверхностью кисти, кулаком надплечий, спины, шеи, плечевого пояса и передней поверхности грудной клетки. При самомассаже спины и плечевого пояса движения делают в направлении от позвоночника к грудине, а при самомассаже передней поверхности грудной клетки и подключичной области — от грудины к плечевым суставам и подмышечным впадинам. Для массажа спины, межлопаточного пространства можно использовать жесткое махровое полотенце.
> Затем, поглаживая, растирая и толчкообразно надавливая 2-м, 3-м и 4-м пальцами, массируют межреберные промежутки от позвоночника к грудине.
> Далее производят самомассаж затылка, задней поверхности шеи и плечевого пояса в направлении от волосистой части головы к плечевому суставу, поочередно с каждой стороны. Приемы самомассажа те же.
> После этого в положении «сидя» массируют переднее - боковую поверхность грудной клетки в направлении от грудины к плечевому суставу и подмышечной впадине (женщинам следует обходить молочную железу). Производят поглаживания, чередуя их с растираниями ладонной поверхностью кисти или кулаком, ослабляя воздействие над областью сердца. Затем рекомендуется легкое поколачивание кончиками пальцев передней поверхности грудной клетки.
> И в заключение — поглаживание в чередовании с растиранием спины, шеи, плечевого пояса и передней поверхности грудной клетки в течение 2—3 минут.
-11-
6.2. Примерный комплекс упражнений без предмета:
Стоя Ходьба обычна 1 мин. Дыхание
свободное
Сидя на стуле
- Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4—6 раз Темп средний
- Сгибание и разгибание стоп с одновременным
сгибанием пальцев в кулак 6— 8 раз
И.П — стоя:
- Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати
Дыхательное упражнение с произношением Ж 4—6 раз Темп
медленный,
выдох
удлиненный
- Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке
Наклоны туловища в стороны 4—6 раз При наклоне
выдох.
Темп средний
- Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены
Отведение рук в стороны (вдох) с последующим
сжиманием грудной клетки в нижней ее части
(выдох) 4—6 раз Темп
медленный,
выдох
удлиненный
- Стоя, правая рука на груди, левая — на животе
Диафрагмальное дыхание 4—6 раз На вдохе -
брюшная
стенка -
поднимается,
на выдохе -
опускается
- Стоя Ходьба обычна 1 мин. Дыхание свободное
- Стоя, с опорой руками о столик или спинку стула
Дыхательное упражнение с произношением Ж 4—6 раз Темп
медленный,
выдох
удлиненны
-12-
- Сидя на стуле «Ходьба» 15—30 с Дыхание
свободное
- Сидя на стуле, кисти к плечам
Поднимание согнутых рук в стороны
(вдох) с последующим постепенным сжиманием
грудной клетки (выдох) 4—8 раз Максимально
расслабить
мышцы
пояса верхних
конечностей
Пауза отдыха 60 с
- Сидя на стуле
Сгибание и разгибание стоп с
одновременным сгибанием пальцев в кулак 4—8 раз Дыхание
свободное
6.3. Комплекс упражнений с гимнастической палкой.
- Стоя ноги врозь, гимн. палка поднята над головой.
Наклон вправо — выдох, вернуться в и.п. — вдох. 2—3 раза в каждую
сторону
- Стойка ноги врозь, руки с палкой перед грудью,
согнуты в локтях.
Быстрые повороты вправо, влево. 3—4 раза в каждую
сторону.
Дыхание
произвольное
9. Стойка ноги врозь, руки с палкой внизу за спиной.
Согнуть руки в локтях, достать палкой лопатки
- вдох, вернуться в и.п. — выдох. 4—5 раз.
10. И.п. о.с, опираясь на палку, туловище слегка
наклонить вперед.
Диафрагмальное дыхание:
выпятить живот — вдох, втянуть — выдох. 5—6 раз.
Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.
-13-
Заключение
> Основная цель реабилитации при бронхиальной астме - купировать бронхоспазм, закрепить этот эффект на максимально длительный период,
нормализовать или повысить показатели функции кардиореспираторной системы и подготовить больного к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Задачи реабилитации зависят от индивидуальных особенностей больных: одним показана только медицинская (включающая и физическую) реабилитация, другим - медицинская и профессионально-социальная.
> Соблюдение основных принципов восстановительного лечения (раннее начало, комплексность, индивидуальный подход, непрерывность, преемственность, учет функционального и общефизического состояния пациента, его социального статуса и профессиональных наклонностей) обычно является залогом положительных результатов всего процесса реабилитации.
> Чаще используют медикаментозное лечение больных астмой. У больных астмой часто применяют противокашлевые и отхаркивающие средства.
> Важную роль играют немедикаментозные способы лечения больных: лечебная физическая культура, массаж, физиотерапия, психотерапия, климатотерапия, то есть физическая реабилитация.
>Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание уделяется специальным дыхательным упражнениям - как статическим, из которых важно выделить диафрагмальное дыхание, так и динамическим.
> Физическая реабилитация - необходимый этап в лечении больных бронхиальной астмой. Дело в том, что даже стойкое прекращение удушья, достигнутое в результате медикаментозной реабилитации, не является залогом полного восстановления функций легочного дыхания, миокарда и центральной гемодинамики. Процессы восстановления функции этих органов и систем, иммунологической реактивности организма идут медленно и зачастую запаздывают за динамикой клинических проявлений бронхоспазма.
> Отсюда вытекает и основная цель физической реабилитации
- ускорить и достичь наиболее полного восстановления функций организма, повысить защитные возможности его и способствовать созданию условий для
возможности выполнения более интенсивных физических нагрузок по
-14-
сравнению с теми, которые были под силу больному в период развития болезни.
Дыхание выступает одной из самых важных функций в жизни человек. Без пищи человек может прожить 30 и более дней, без воды – 2–3 дня, а без кислорода смерть наступает через 5–7мин.
-15-
Используемая литература
1. Березовский Б.А., Ломинога СИ. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.- К.: Здоров'я, 1980.-104 с.
2. Бронхиальная астма. /Под ред. проф. В.Н. Молоткова, проф. Е.Ф. Чернушенко.- К.: Здоров'я, 1984.- 224 с.
3. Булатова П.Е, Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. - Ленинград: Медицина, 1975.
4. Бутейко К.П. Немедикаментозное лечение больных бронхиальной астмой.- М., 1986.- 65 с.
5. В. А. Епифанов Лечебная физическая культура. М., Гэотар-Мед, 2002.
6. Я. М. Зонис Курортное лечение в комплексе реабилитационных мероприятий больных бронхиальной астмой. – в: Пульмонология, №1, 1994.
7. С. М. Иванов Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой. М., Медицина, 1974.
8.Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.- С.141-145.
9. Н. А. Мокина Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. – в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003.
10. Т. Н. Суровенко, А. В. Ящук, Т. Я. Янсонс, С. Н. Ежов Эффективность кинези- и гидрокинезитерапии в лечении детей, больных бронхиальной астмой.
Источники:
http://www.tiensmed.ru/news/klassifik-bronh-astma1.html
http://www.tiensmed.ru/news/astma-sanator1.html
http://www.medical-enc.ru/lfk/bronhialnaya-astma.shtml
-16-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»
Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Дыхательная гимнастикадля детей, больных бронхиальной астмойГлавной задачей ЛФК (или физических упражнений) при легочной патологии является восстановление нарушенной функции легких....
физическая реабилитация при бронхиальной астме
Причины распространения болезни; методика дыхательной гимнастики в ЛФК; примерный комплекс упражнений без предмета и с гинастической палкой; самомассаж....
Программа адаптивной физической реабилитации при плоскостопии
Данная программа разработана для коррекции пелоскостопия на уроках физической культуры и дома....
Влияние загрязнения атмосферы г. Братска на развитие бронхиальной астмы
Загрязнение атмосферы г. Братска вызывает рост заболевания бронхиальной астмы...
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ
I. Симптомы повреждения менискаII. Задачи ЛФК при бронхиальной астмеIII. Специальные упражнения при переломах костей тазаIY. Примерные упражнения при нарушении осанки (плоская спина)...
Проект"Физическая культура для учащихся с бронхиальной астмой».
Глава 1. Общая характеристика заболевания «бронхиальная астма»1.1.Строение дыхательной системы……………………………&helli...