Здоровье школьников на современном этапе: сущность проблемы, стратегия решения
методическая разработка по физкультуре по теме

Здоровый образ жизни – это прежде всего рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа

по

физической культуре

на тему:

«Здоровье школьников на современном этапе: сущность проблемы, стратегия решения»

Составитель:

 учитель ФК                                            

Филиппова Надежда Николаевна

г. Гуеово

                                 

ПЛАН

  1. Проблемы здоровья школьников на современном этапе.
  2. Профилактика и коррекция школьного стресса: возможности физических упражнений.
  3. Формирование мотивации укрепления здоровья школьников.
  4. Интерес к занятиям ФК и С – как фактор формирования здорового образа жизни.
  5. Развитие координационных способностей в системе гармоничного развития школьников.
  6. Использование ритмической гимнастики, оздоровительной аэробики – как средств для формирования здорового образа жизни.
  7. Вывод.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований.

Здоровый образ жизни – это прежде всего рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья, мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально – профессиональных функций.

Культура здоровья – неотъемлемая часть общей культуры человечества. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движения подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считают гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия – это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь – нарушение функций организма (опорно–двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

Дети дома и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением.

По данным диспансеризации, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30 – 40% имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3 – 5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления, и т.д.

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям.

Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, «втискивание» всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонирует ее. У некоторых ребят на фоне неудач, формируются защитные реакции протеста или избегание занятий физкультурой (дети, сидящие на скамейках «случайно» забывшие форму). Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, «Веселые старты, и т. д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, неоправданных ожиданий от своего ребенка. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает проблема профилактики неблагоприятных последствий психологического стресса школьников. Специалисты в области профилактической медицины, возрастной физиологии и психофизиологии, оздоровительной физической культуры к основным школьным факторам риска относят стрессовую тактику педагогических воздействий, чрезмерную интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональную организацию учебного процесса, гипокинезию. Комплекс этих школьных стресс-факторов негативно воздействует на эффективность обучения, развитие и здоровье учащихся.

Систематическое использование адекватно дозированных физических упражнений, способствует оптимизации функционального состояния при стрессе. Поэтому одним из действенных средств улучшения функционального состояния ЦНС и умственной работоспособности школьников, снижения уровня тревожности и депрессии, повышения самооценки и уверенности в себе являются регулярные занятия физическими упражнениями. Т.е. зависимость здоровья школьника от уровня двигательной активности закономерна. Существует концепция, согласно которой оздоровительное влияние на растущий организм двигательная активность оказывает только в диапазоне оптимальных величин. Недостаточная (гипокинезия), так же как и избыточная (гиперкинезия) двигательная активность, обуславливает различные неблагоприятные изменения функционального состояния школьников. На психологическом уровне результаты рационального организованной систематической оздоровительной тренировки отражаются: в общем улучшении психического здоровья, снижении тревожности, депрессии, улучшении самочувствия и настроения, самоконтроля и самооценки; возрастании чувства удовлетворенности жизнью, уверенности в себе. В целях обеспечения наивысшего оздоровительного эффекта при 3-х уроках физкультуры в неделю важно найти оптимальное соотношение основных компонентов тренировочной нагрузки школьников.

  1. Повышение сопротивляемости психологическому стрессу и умственному утомлению, увеличение работоспособности и функциональных возможностей, снижение уровня тревожности и депрессии, улучшение самооценки и уверенности в себе может быть достигнуто посредством оптимального объема двигательной активности. При этом применяемые физические упражнения должны быть направлены преимущественно на развитие аэробной выносливости и представлять собой несложные в координационном отношении циклические двигательные действия, вовлекающие в работу более 50% всей мышечной массы.
  2. Физические упражнения преимущественно аэробной направленности, используемые в занятиях с учащимися, находящимися в состоянии психоэмоционального напряжения, склонными к проявлению тревожности и депрессии, должны по возможности исключать элементы самооценки. В связи с этим при их выполнении целесообразно избегать излишнего соперничества с другими занимающимися или с самим собой.
  3. Физические нагрузки, применяемые в начале или середине учебного дня, должны оставлять такое последствие, которое способствовало бы снижению интенсивности эмоционального напряжения и подъему умственной работоспособности.
  4. С учетом срочных эффектов влияния больших физических нагрузок на когнитивные процессы и умственную работоспособность школьников наиболее интенсивные и продолжительные тренировки должны приходиться на вторую половину учебного дня, а в недельном цикле – на последний день учебных занятий.
  5. После напряженной учебной деятельности целесообразно снимать высокое эмоциональное напряжение с помощью физических упражнений.
  6. Положительные изменения функционального состояния школьников под влиянием оздоровительной тренировки нарастают в приблизительной пропорции к приросту общей величины работы независимо от характера ее распределения в недельном цикле. Поэтому оптимальная недельная величина нагрузки может быть обеспечена за счет различных соотношений продолжительности и краткости занятий на фоне интенсивности нагрузки 70 – 80% пульсового резерва.
  7. В занятиях с оздоровительной направленностью наряду с использованием аэробных физических упражнений целесообразно комплексно развивать основные физические качества.
  8. Выполнение физических упражнений должно вызывать удовольствие.

Помочь в этом школьнику должен прежде всего учитель физической культуры. Его задача – научить ребенка помогать  самому себе, найти ту социально-психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился «аппетит» заниматься физкультурой и спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья. Движение – это жизнь. Еще в XVIII в. известный французский врач Тиссо писал: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Формирование у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:

  • установкой на ценность собственного здоровья;
  • приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;
  • овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;
  • умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
  • созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.

Механизм приобщения школьников к созиданию, проектированию своего собственного здоровья заключается в следующем:

  • интериоризация ценностей собственного здоровья как уникальной и непереходящей;
  • самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной цели – сохранить и улучшить собственное здоровье;
  • определение препятствий при реализации поставленной цели;
  • самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути созидания здоровья, включая стимулирование и т.д.

Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание наставниками всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья школьников. Благоприятными условиями для обучения и повышения физической культуры школьников, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопления и сохранение здоровья посредством таких компонентов:

  • образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;
  • формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;
  • получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий ФК и спортом;
  • создания оздоровительной системы ФВ с использованием базовых форм:
  • уроков физической культуры;
  • выполнения домашних заданий по ФК;
  • самостоятельных тренировок любимым видом спорта;
  • занятий ежедневной утренней гимнастикой;

и вариативных форм ФВ:

  • гимнастики в школе до учебных занятий;
  • динамического часа на свежем воздухе;
  • проведения подвижных игр на переменах;
  • занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования;

Интегральным показателем результата здоровьесберегающей и здоровоохранной деятельности школьников является культура здоровья, под которой понимается ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал. но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя. «Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо овладеть врага более сильного и коварного – самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение. Ребенку, вступающему в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам».

В общем виде, по мнению ученых можно считать, что критериями здоровья являются: для физического – «я могу», для психического – «я хочу», для нравственного – «я должен».

Стержнем любой деятельности является потребностно - мотивационный компонент. Потребность в движении, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья – вот психологические основы мотивации занятий физической культурой. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели, эмоции. Все эти компоненты мотивации рассматриваются в единстве.

Процесс формирования интереса к занятиям ФК – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первичных гигиенических занятий и первого знакомства с физическими упражнениями, до глубоких психо-физиологических занятий спортом.

На основе высокоразвитого интереса к занятиям ФК возникает вторичная (духовная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека всю жизнь.

Важным моментом в формировании личной ФК является организация физкультурно – спортивной деятельности занимающихся с учетом интересов к ее определенным видам на переходных этапах становления личности человека.

Первичный уровень становления интереса. Признаками считается активное включение в выполнении заданий; жадное восприятие показа и объяснения упражнения; сильная сосредоточенность на заинтересовавшем упражнении; отсутствие отвлечений; возникновение вопросов в процессе двигательной деятельности; желание как можно дольше выполнять упражнения; оживление школьников, появление радости на лицах, блеск широко раскрытых глаз; напряженность и устремление вперед, чтобы лучше видеть и слышать.

Второй уровень. Показателями считаются особенности поведения и деятельности учащихся вне урока: после урока ученики не уходят, а окружают учителя, задавая ему вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме; беседуют и спорят. добровольно берут на себя обещания самостоятельно тренироваться дома.

Третий уровень становления интереса – это особенности всего образа жизни, возникающие под влиянием интереса к тем или иным видам физкультурно – спортивной деятельности.

Координационные способности – один из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. По мнению многих исследователей, они являются базой и создают предпосылки успешного формирования и совершенствования физических качеств. Доказано, что у детей, практически не имеющих отклонений в состоянии здоровья и получающих соответствующее возрасту физическое воспитание, все виды базовых координационных способностей развиты гармонично. Дети с аномалиями  в развитии имеют нарушения в работе анализаторной системы, следствием этого являются отклонения в формировании механизмов координационных проявлений.

Поиск инновационных подходов в разработке новых методик и технологий в процессе обучения и воспитания школьников с целью их физического развития, совершенствования и укрепления здоровья, а так же изучив передовой опыт Т.С.Лисицкой, К. Купер, С.В. Шармановой, В.Н. Курысь, все преимущества популярной сегодня ритмической гимнастики, привел к применению на уроках гимнастики оздоровительной аэробики, степ-аэробики, ритмической гимнастики, элементов художественной гимнастики.

В основу этих средств физической подготовки школьников положены следующие положения:

  • оздоровительно – коррекционная направленность занятий;
  • широкое использование физических упражнений аэробной направленности умеренной интенсивности и амплитуды;
  • использование музыки, т.к. она является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску;
  • использование предметов художественной гимнастики для развития ловкости и координации движений;
  • развитие силы, ловкости, быстроты, гибкости, уверенности в себе;
  • улучшение деятельности физиологических систем организма ребенка;
  • предупреждение развития искривления позвоночника, т.е. формирования правильной осанки;
  • подготовка растущего организма к возрастающим нагрузкам;
  • привитие у школьников любви к занятиям ФК и спортом.

Основными характеристиками программы являются:

  1. Подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся (для младших школьников это более простые по координации упражнения, выполняемые с меньшей дозировкой в умеренном темпе, использование сюжетно – ролевой ритмической гимнастики).
  2. Упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части – сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части – беговые, прыжковые серии; под медленную музыку – упражнения в равновесии, расслабление.
  3. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки к основной части.
  4. Танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под русскую музыку – народные движения).
  5. Основная структура программных комплексов сохраняется (подготовительная, основная, заключительная).
  6. Комплексы включают упражнения разной направленности (координационные, силовые, скоростно – силовые, для развития гибкости и др.).
  7. Паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание данного комплекса упражнений.
  8. Для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положения лежа и сидя на полу).
  9. Блоки движений могут меняться по мере их изучения и освоения.                   Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе (4 - 5) занятий последовательно изучается двигательный материал (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу учителя. На втором этапе (3 – 4 занятия) идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Большое внимание уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов. На третьем этапе (2 – 3 занятия) совершенствования, когда хорошо изучен комплекс упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения и усложнения техники основных движений).

Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе многие ученики могут выполнять движения по памяти.

Большое внимание на занятиях уделяется музыкальному сопровождению. Музыка не только влияет на психику, но и оказывает сложные регулирующие воздействия на деятельность самых разных органов и систем (сердечно – сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную).

Музыкально – ритмические методы – это система физических упражнений, построенная на связи физических упражнений и музыки. На занятиях ритмикой используются игровые упражнения, прыжки, танцевальные движения и элементы художественной гимнастики. Чувство ритма имеет идеомоторную реакцию и поэтому его восприятие вызывает многообразие кинестетических ощущений. Эти методы доминантно воздействуют на школьника путем воспитания его познавательной и волевой сфер, тем более что музыкально – ритмические движения способствуют развитию непроизвольных движений, переживанию музыкальных произведений. Школьники получают так же и эстетическое развитие. Эстетическое воздействие физических упражнений можно значительно усилить при специальной направленности занятий, формируя конкретные задачи, используя для этих целей специфические средства, различные формы занятий, в том числе и самостоятельные, а так же самостоятельные задания по физкультуре.

Эстетическое содержание различных видов физических упражнений определяется развитием следующих качеств:

  • аналитические чувства;
  • чувства пространства и времени;
  • чувства ритма;
  • чувства меры;
  • единством содержания и формы физических упражнений;
  • единством частей двигательного акта;
  • единством гармонии человека и окружающего мира.

Определение и регулирование нагрузки в процессе занятия осуществляется с помощью наиболее информативного показателя реакции организма и физической нагрузки – частоты сердечных сокращений, а так же по внешним признакам утомления.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивает направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и систем организма школьников.

Основное содержание занятий составило комплексное сочетание средств ритмической гимнастики, оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики. Занятия проводятся 3 раза в неделю на уроках физкультуры в водной части урока по 10 – 12 минут. Темп музыкального сопровождения составил от 80 до 160 музыкальных акцентов в минуту. Такой режим занятий физическими упражнениями достаточен для возникновения оздоровительного эффекта и повышения работоспособности. Для разучивания базовых элементов ритмики и аэробики используются методы, обеспечивающие разнообразие танцевальных движений: метод усложнения, метод сходства, метод блоков. В процессе занятий для нормализации психолого-эмоционального состояния (тревожности, агрессивности и т.д.) наряду с физическими упражнениями используются педагогические приемы (опора на положительные стороны личности):

  • расстановка детей в зале на занятиях. Занимающимся с высоким уровнем тревожности, агрессивности предлагается встать на вторые и третьи линии;
  • комплектование групп, пар – способствует предупреждению ошибок, в результате осмысления заданного упражнения;
  • скрытие недостатков. Прием способствует снижению тревожности. На занятиях умалчиваются недостатки и подчеркиваются положительные стороны выполнения упражнений школьников;
  • этапность разучивания. Поэтапное разучивание базовых элементов комплекса позволило исключать боязнь, неуверенность, робость;
  • поощрение. Прием способствует закреплению уверенности в правильности выполнения задания. Ученики поощряются за незначительный. минимальный успех;
  • переключение внимания. Прием используется при появлении первых признаков утомления. Внимание переключается на другой вид деятельности, чтобы снизить процесс возбуждения и предупредить развитие утомления;
  • Использование шуток, юмора. Прием способствует более благоприятному протеканию психических процессов, исключает дискомфорт во время занятия. повышает интерес и настроение учащихся;
  • исключение лидерства. Прием препятствует развитию состояния тревожности, агрессивности путем умалчивания преимуществ у тех или иных учащихся;
  • исключение отрицательных оценок. Большое внимание уделяется индивидуальной форме работы;
  • использование релаксационных упражнений в сочетании с медленной музыкой. Прием, способствующий снятию утомления, перенапряжения, усталости, возбуждения;
  • использование ритмической музыки, способствующей возникновению положительных эмоций, повышению интереса к физкультуре.

Результаты многих исследований показали, что занятия аэробными упражнениями оказывают положительное влияние на показатели здоровья, эмоционального фона, физической подготовленности. Регулярные занятия физическими упражнениями, в частности ритмической гимнастикой, аэробикой, интенсивно влияют на органы влияют на органы пищеварения, способствуя ускорению обменных процессов, улучшению работы кишечника.

Из собственного опыта использования ритмической гимнастики, аэробики, степ-аэробики на уроках физкультуры в младших и средних классах можно сделать вывод, что эти занятия дают положительный результат (см. приложение №1). Школьники с удовольствием посещают уроки физкультуры, с интересом, положительным эмоциональным настроем и старанием выполняют предложенные им комплексы упражнений. причем как девочки, так и мальчики. У детей улучшилась координация движений, появилось чувство ритма и музыкального такта. Хочется отметить старание детей не только в течение выполнения ритмической гимнастики, но и всего урока следить за осанкой, походкой, что считаю очень важным результатом в проделанной работе. Изменения, происходящие с учениками, были отмечены учителями начальных классов, учителями – предметниками. с уроков физкультуры дети приходят в хорошем настроении, отдохнувшими от предыдущих уроков, настроенными на дальнейшее изучение программного материала по другим предметам. Появилось желание заниматься физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять здоровье своего организма.

На современном этапе развития общества происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания школьников в рамках образовательных программных. Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в школьном возрасте. От уровня этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка. Внимание к себе, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится быть внимательным не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих. Не воспитав осознанного отношения к своему здоровью, общество никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у ребенка при рождении. Поэтому «забота о здоровье – обязанность каждого». Помочь ребенку найти свой путь для достижения здоровья, должны мы, учителя физкультуры.

 

  Использованная литература:

  1. Бальсевич В.К. «Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека. Теория и практика физической культуры». 1990  №1
  2. Дуркин П.К. «Неучно – методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре». Автореферат докторской диссертации. Архангельск  1995
  3. Маркова А.К. «Предмет, стратегия и методы исследования мотивации интереса к учению у школьников». Педагогика
  4. Голиков Н. «Школа здоровья». Тюмень. Вектор букв. 2000
  5. Чимаров В.И. «О стратегических ориентациях формирования здоровья детей в образовательных учреждениях». Образование и наука. 2000
  6. Щедрина А.Г. «Пропаганде ФК – научную основу». Теория и практика ФК 1990  №1
  7. Янсон Ю.А. «Оздоровительные модели ФВ школьников». Валеология. 1997 №2
  8. Колесов Д.В. «Адаптация организма подростков к учебной нагрузке». Пекдагогика. 1987
  9. Виру А.А., Смирнова Т.А. «Аэробные упражнения». ФиС 1988
  10. Бундзен П.В., Евдокимова О.М. «Современные технологии укрепления психофизического состояния и здоровья школьников». Теория и практика ФК 1996 №8
  11. Лисицкая Т.С. «Ритмическая гимнастика» ФиС 1995
  12. Купер К. «Аэробика для хорошего самочувствия» 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"

В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников...

Комплексный подход к патриотическому воспитанию школьников на современном этапе.

Патриотическое воспитание современного школьника. Количество посещений данной страницы: ...

Статья "Современный урок химии: проблемы, поиски, решения".

Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду.Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается ...

Онишина В.В., к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития школьника на современном этапе

Онишина В.В., к.п.н., доценткафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития  p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: right; f...

«Сохранение здоровья школьников в современных условиях развития системы образования»

Физкультурно-оздоровительная работа в современной школе...

Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения».

В данной статье рассмотрена технология " Педагогическая мастерская". Рассмотрены ее этапы и применение на уроке...