Из опыта работы
статья (физкультура и спорт) по теме
Тема: «Как увеличить плотность уроков при обучении техники игры в волейбол»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_l._a._oksentyuk.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
учителя МБОУ Еткульской СОШ
Оксентюк Л.А.
Тема: «Как увеличить плотность уроков при обучении техники игры в волейбол»
2013-2014 уч. год
План
- Введение
- Из истории возникновения и развития волейбола
- Задачи и методы обучения
- Особенности методики проведения занятий по волейболу с детьми
- Обучение техники игры в волейбол
- Подвижные игры развития физических качеств
- Из опыта работы «Как увеличить плотность уроков при обучении техники игры в волейбол»:
Введение
Работая в школе вот уже более 35 лет, для себя определила, что школьникам во все времена гораздо больше нравиться играть в подвижные игры в начальной школе, в средней школе в спортивные игры. И смотря как, играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы, так увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуёмное стремление к победе психологически закономерно вызывает у её участников появление необыкновенной смелости, сметливости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
Но в учебный, материал по волейболу рассчитанный комплексной программой, время на обучение уделено не так много часов. Мы из-за отсутствия лыж в школе написали программу на более глубокое изучение волейбола. Из этого и возникла, тема моей работы, над которой вот уже несколько лет я работаю «Как увеличить плотность уроков при обучении волейбола». Но самой главной целью является формирование у учеников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью.
Порожденные игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психологические возможности и чтобы учащиеся при этом не чувствовали усталости при повышенных объемах работы.
Благотворно действует на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное свободно, воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает полнее использовать свои знания и умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки, обучение жизненно-важным двигательным умением и навыкам, развитие двигательных способностей. Приобретение необходимых знаний в области физкультуры, спорта. Воспитание потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в целях отдыха, тренировки.
Из истории возникновения и развития волейбола
Волейбол, как спортивная игра появился в конце прошлого века в ч. Гелиоке (США). Её создатель – учитель физического воспитания Вильям Морган – хотел, чтобы игра не требовала сложного оборудования, имела простые правила (правила) и поэтому была бы доступна для людей любого возраста. С 1900 г. Волейбол распространяется в Канаде и странах Азии, а в 1914-1920 гг. в Европе, в частности в Чехословакии, Польше, Латвии и других странах. В связи с ростом популярности волейбола совершенствуются, и правила игры устанавливается количество играющих в команде (6 человек), высота сетки (243 см), вводится средняя линия, определяется продолжительность игры (до 15 очков). Таким образом, волейбол, оставаясь игрой – развлечением, приобретает новые качества, становится отличным физическим упражнением, дающим возможность проявить в игре физические качества и спортивную подготовку.
Стремясь придать волейболу спортивную направленность, игроки вырабатывают новые технические приемы подачи и перебивания мяча на сторону противника. Подача становиться не только способом введения мяча в игру, но и средством нападения. Появляются верхняя прямая и верхняя боковая подачи. С введением правила трех касаний мяча игра становиться более коллективной, появляются новые эффективные приемы нападения, зарождаются специализация игроков и тактика игры.
Развитие волейбола в нашей стране началось после Великой Октябрьской социалистической революции. С каждым годом волейбол приобретает всё большую популярность. И для успешного развития волейбола в нашей стране является его массовость. Правильная организация учебной работы в школах, создает предпосылки к пополнению сборных команд молодыми способными волейболистами.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Обучение основам волейбола входим и школьную программу. Мы знакомим учеников с основными правилами игры. Ученики в школе на уроках овладевают техникой игровых приемов, усваивают простейшие тактические комбинации.
На уроках по волейболу в школе основная направленность отдается развитию физических качеств, воспитывается у учеников настойчивость, дисциплина, коллективизм, чувство дружбы и товарищества.
Особенности методики проведения занятий по волейболу с детьми
К обучению игре в волейбол следует приступать с 11-12 летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в этом возрасте достигает относительно высокого развития, кисти рук приобретают необходимую для волейболиста прочность и упругость. У девочек этот период совпадает с началом полового созревания. Их организм претерпевает морфологические и функциональные изменения, увеличивается размер таза и происходит значительная прибавка веса. Для мальчиков этого возраста характерно увеличение силы мышц конечностей. Наблюдается и увеличение силы сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, уменьшается частота пульса.
Детский организм обладает способностью быстро настраиваться на предстоящею работу, что связано с большой подвижностью нервных процессов. Изменяется психика, появляется «чувство взрослости», поэтому для детей нужен точный показ упражнения для подражания.
В возрасте 11-12 лет усиленно развиваются внимание, память, воля, быстрота мышления. Возрастает способность к восприятию, запоминанию сложных движений, анализу своих действий. Но нельзя забывать и то, что в этом возрасте детям свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление работоспособности.
Для волейболиста характерно умение взаимодействовать с движущимся предметом (мячом). Здесь приобретает зрительный анализатор. В дальнейшем при занятиях волейболом эти качества все более совершенствуются.
Следует заметить, что многообразие движений игры в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии школьников и способствует повышению их двигательной активности на протяжении всего периода обучения в школе.
Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту, выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер, базирующейся на беге, прыжках и метаниях, поэтому при правильном обучении учеников, они усваивают всё очень легко.
При занятиях волейболом, не следует забывать и о дозировании возрастных нагрузок. Подтверждением может служить то, что высококвалифицированный спортсмен – волейболист за одну игру теряет в весе до 1,5 кг, а начинающий волейболист, овладевший лишь простейшими способами выполнения игровых приемов, может принимать участие в игре продолжительное время, не теряя в весе. Свойство самодозировки делает волейбол с одной стороны доступным для людей любого возраста, а с другой, может служить средством для достижения высокого уровня физической подготовленности.
При обучении игре в волейбол нужно не забывать о дозировании возрастных нагрузок. Поэтому лучше при обучении применять подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы учебные игры по упрощенным правилам и с умешенным количеством учеников.
Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в учебных играх с ограничением фиксации технических ошибок. С возрастом и овладением игровыми приемами у детей легче исправить техническую ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, которые снижают интерес детей к волейболу.
Обучение технике игры. Обучение стойким и перемещениям
Обучение технике волейбола начинается с ознакомления занимающихся с исходными положениями (стойками) и перемещениями. Важно научить детей сочетать различные способы перемещения с последующей остановкой и перемещения с последующей остановкой и принятием не исходного положения (стойки), чередованию внезапного перемещения с положением ожидания, с последующими новыми движениями.
Для этого в начальной стадии обучения волейболу применяют простейшие упражнения и подвижные игры.
Просто изучение стоек детям не интересно, поэтому лучше обучение проводить в какой-либо подвижной игре. В игре детям все лучше усваивается.
Например, в игре «Воробьи и вороны», где положения ожидания соответствует в значительной мере стойке волейболиста. Проводя эту игру, нужно обращать внимание на положение игрока в ожидания, приближая детей к положению стойки.
После того как учащиеся усвоили стойки, специально изучают бег в различных направлениях в сочетании с остановками и исходными положениями. При изучении перемещений шагом и бегом применять подготовительные упражнения не нужно. Достаточно показать и многократно повторять перемещения.
При обучении стоек и перемещений применяют игровые задание или подвижные игры, в которых преобладают соответствующие действия.
Это такие подвижные игры: «Зоркий глаз», «Падающая палка», «Падающий мяч».
После этого переходят к изучению прыжка. При этом обращают внимание на опережающие движение туловищем. Руки как бы отстают, с тем, чтобы к моменту толчка ногами занять положение замаха для выполнения соответствующего игрового приема.
Затем переходим к обучению «падений». Здесь следует обратить внимание на правильное приземление. Обучение начинается с падений перекатам на спине, затем изучают падение вперед с перекатом на грудь. Обязательно эти упражнения нужно проводить со страховкой и при помощи партнера. Эти упражнения лучше проводить в парах. Один выполняет, другой страхует. Только потом можно выполнять самостоятельно.
Ошибки, встречающиеся в стойках и при выполнении перемещений:
- Ноги выпрямленными чрезмерно согнуты в коленях.
- Руки опущены.
- Чрезмерный наклон вперед.
- Несоответствие скорости перемещения и скорости полета мяча.
- Нерациональный способ перемещения.
- Неустойчивое положение перед приемом мяча.
Обучение передачам
Обучение этому игровому приему начинают с верхней передачи. Основным условием в овладении техникой здесь является выход и правильное положение рук на мяче. При объяснении на уроках, верхней передачи внимание сосредоточивают на правильной стойке волейболиста и положении рук для передачи. Подводящие упражнения направляют на то, чтобы занимающиеся правильно располагали пальцы и кисти рук на мяче в положении, когда мяч у лица. Это способствует созданию представления о положении рук во время передачи.
Подводящие упражнения:
- Подбросив мяч, учащийся ловит его. Сопровождая вперед-вверх и имитируя передачу.
- То же упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру.
- Один учащийся набрасывает мяч партеру в удобное для передачи положение, а тот выполняет верхнюю передачу.
- Партнеры выполняют верхнюю передачу, не ловя мяч.
Итак, постепенно усложняется задачи, но при этом не забывать во время останавливать класс, объяснять ошибки и их исправлять. Во время выполнения всех упражнений с подбрасыванием мяча осваивается владение мячом левой рукой, что потребуется в дальнейшем при изучении подач.
После того как учащиеся научились выполнять передачу на месте с изменением её направления и высоты траектории, можно перейти к изучению передач с выходом различных направлений.
- Партнеры в парах, передавая друг другу мяч, передвигаются от одной лицевой линии к другой, не допуская падения мяча.
- Передачи мяча в стену.
- Передача мяча в стену над собой.
- То же с перемещением вперед, назад.
После правильных выходов под мяч выполняются упражнения на точность:
- Учащиеся выполняют передачу над собой, а вторую отправляет партнеру.
- Один учащийся, оставаясь на месте, отправляет мяч партнеру вправо, влево, вперед, назад.
Все последующие упражнения выполняются на площадке в непосредственной близости от сетки. Это способствует ориентировке и вырабатывает умение видеть сетку в момент выполнения передач в любом положении.
При выполнении нижних передач соблюдают ту же последовательность. С начала ученикам объясняют основное положение рук и их работе во время передач. Для этого избирают наиболее удобное положение, которое в дальнейшем закрепить и не изменять, так как при этом положении малейшее превышение одного предплечья над другим изменяет направление полета мяча.
Вначале выполнят различные имитационные упражнения, в которых уточняют положение рук (накладывание одной ладони на другую). Когда учащийся научился координировать движения (рук, ног туловища), можно переходить к упражнениям с мячом.
1. Сделать выпад правой ногой. Эмитировать передачу снизу.
2. Один учащийся набрасывает мяч, другой выполняет передачу мяча.
3. Упражнение у стены.
4. Один учащийся выполняет передачу сверху, второй прием снизу…
Упражнение выполняют в сочетании нижней и верхней передачи мяча.
Для совершенствования играем в волейбол без подач. Подвижная игра «перебрасывание мячей».
Ошибки при выполнении:
- Несвоевременный выход к мячу.
- Неправильное исходное положение перед приемом мяча и передачей.
- Не семеричное положение кистей.
- Большие пальцы рук направлены вперед.
Прием мяча снизу:
- Несвоевременный выход к мячу.
- Неправильное положение рук и движений.
- Несоответствие скорости движения рук встречной скорости полета мяча.
- Отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.
Обучение подачам
Обучение всем игровым приемам, в том числе и подачам, начинают с показа объяснения и опробования приема с целью создания правильного представления о характере движения.
Далее прием разучивают в упрощенных, специально созданных условиях, где занимающиеся овладевают правильной структурой выполнения изучаемого способа подачи. Затем подачу разучивают в усложненных условиях близким к игровым, где занимающиеся готовятся к свободному выполнению подач к игре. Целесообразно обучение подачи сочетать с совершенствованием передач: после первых успехов в овладении нижними подачами их совершенствуют, сочетаю с верхними передачами, а верхние подачи – с нижними передачами.
Подачи изучают в такой последовательности: нижние подачи (боковая и прямая), верхние подачи (прямая и боковая), после чего занимающихся можно познакомить с планирующей подачей.
Нижние боковая и прямая подача
После того как дети попробуют выполнить нижнею подачу, применяют специальные упражнения:
- Имитация изучаемого способа подач.
- Сочетание имитации подачи с подбрасывание мяча.
- Подача мяча в направление своего партнера
- Подачи мяча с 4, 6, 9 и 12 метров.
Итак, постепенно усложняется обучение подачи.
Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач. Если нижняя подача не требует специальных подготовительных упражнений, то при обучении верхних подач нужны специальные подготовительные упражнения. Это обусловлено и тем, что верхние подачи являются основой для изучения нападающих ударов.
Верхняя прямая подача
- Имитация верхней прямой подачи: её нужно выполнять по счету 1, 2, 3.
- Имитация составных частей движения подачи, особенно с замаха и ударного движения.
- Подачи мяча с более близкого расстояния 6, 9, 12 метров.
- Подачи на точность попадания.
- Подачи в зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Верхняя боковая подача
Это технический сложный игровой прием, требующий хорошей физической и специальной подготовки. К обучению этой подачи приступают позже, когда занимающиеся приобретут значительный опыт взаимодействия с мячом. Верхняя боковая подача в современном волейболе уже не является столь грозным оружием, как прежде, но она расширяет игровые возможности волейболиста и является важной ступенькой к овладению планирующей подачей и боковым нападающем ударом.
- Имитация верхней боковой подачи.
- Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча.
- Бросок мяча одной рукой.
Далее можно приступить к подачам мяча сначала поперек площадки, затем через сетку. Когда занимающиеся станут уверенно выполнять подачу, можно познакомить их с боковой верхней подачей в движении.
При совершенствовании подач осваивается техника «закручивания», «срезки» и «планирования». К планирующей можно перейти от нижней к боковой подачи, где основное движение – вращение туловища в вертикальной плоскости. Несколько увеличив расстановку ног, и откидывается корпус назад, мяч ударяют все в более высокой точке до тех пор, пока не будет найдена наиболее удобное положение для «проводки» мяча, придающей ему планирования. Эффекта планирования можно добиться и при верхней прямой подачи, что сложнее. Для этого игрок при выполнении подачи выставляет вперед ногу, одноимённую бьющей руке, или выполняют подачу в движение.
При изучении подач часто встречаются ошибки, связанные, прежде всего:
- Неправильное исходное положение.
- Мяч подброшен вперед, в сторону или за голову.
- Не достаточный или чрезмерный замах для удара.
- Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.
- Кисть бьющей руки слишком расслаблена или напряжена.
- Отсутствует захлестывающие движения кистью при подачи на силу.
- При замахе тяжесть тела не перенесена на стоящую сзади ногу.
- В момент удара не разворачивают плечи.
- После удара тяжесть тела не перенесена на стоящую впереди ногу.
Для устранения этих ошибок необходимо возвращаться к подводящим упражнениям. Этой же цели могут служить и подвижные игры с метание мячей в цель:
«Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и другие «Снайперы», «Подай и попади».
Обучение нападающим ударом
Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с поворотом влево, затем вправо, боковой нападающий удар, который тоже может быть с переводом.
Перед изучение нападающих ударов нужно сначала освоить прыжки и верхние подачи. Прыжки для нападающего удара изучают слитно. Обращают внимание на отталкивание и напрыгивания толчком левой ноги. Полезно выполнять напрыгивание через какое либо препятствие, например через гимнастическую скамейку. По мере овладения напрыгивание скамейку переносят в сетке. Постепенно приближая скамейку к сетке, занимающихся приучают к вертикальному прыжку. Следят за тем, чтобы в момент напрыгивания учащиеся все больше выносили вперед ноги, к самой средней линии.
Необходимо обратить внимание на «рессорность» при отталкивании: ноги должны работать как пружина, сгибаются и, разгибаясь без паузы. Этой цели способствуют различные прыжки через скакалку, напрыгивания на предметы различной высоты (гимнастические скамейки, маты, гимнастический козел), серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки), а также подвижные игры с прыжками: «Чехарда», «Удочка» и различные эстафеты.
Иногда перед отталкиванием делают удар ногами об пол. Этого делать не рекомендуется, так как эффективного отталкивания не получиться. Удар ногами об пол является следствием того, что игрок перед постановкой ног слишком согнул их в коленях и заменил упругое сгибание под действием веса преждевременным разгибанием.
Далее изучают ударное движение. Здесь нужно повторить подводящее упражнение с метанием мяча одной и двумя руками, применяемые при обучении верхней прямой подачи. Особую ценность представляет следующее упражнение. Игрок, стоя на полу, поднимает вперед – вверх руку с мячом, затем, отклоняя туловище назад и поворачиваясь вправо (отводя плечо назад), поднимает руку с плечом в положение замаха. Приняв исходное положение замах, игрок посылает вперед туловище, затем выведение вперед плеча как бы бросает вперед свою руку с мячом. Для рывка туловищем вперед характерно короткое отведение назад таза. У занимающихся должно оставаться ощущения, что сгибание стало следствием рывка.
Чтобы «поймать» это ощущение, полезно многократно выполнять такое упражнение. Взять волейбольный мяч ладонями с боков, опустить вниз перед собой, немного согнуться вперед, а затем волнообразным движением вскинуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки с мячом вверх. Мяч должен остаться именно вверху (не заносить его за голову). Из этого положения за счет короткого рывка тазом нужно бросить мяч вперед.
Это же упражнение выполняют с переводом мяча в одну руку, постепенно вводя ее в исходное положение для удара. Когда броски мяча соответствуют нападающему удару, упражнение можно выполнять в прыжке. Перед тем как бросить мяч в прыжке, надо сделать паузу, вовремя которой проверить правильность занятого перед броском исходного положения.
Броски мяча в прыжке полезно давать на любой стадии обучения волейболистов. Они позволяют исправлять недостатки в прыжке, совершенствовать его и положение руки при ударе. В этом же упражнение проще овладеть навыком удара в различных фазах прыжка: в момент взлета, верхней точке прыжка и при опускании.
Упражнение в бросках следует проводить в парах в такой последовательности:
- Игрок держит мяч ладонями с боков. После 2-3 шагов разбега, он прыгает вверх, выносит ругу с мячом вверх и за счет короткого рывка тазом назад бросает мяч вперед - вниз, после чего приземляется на площадку.
- То же, но с переводом мяча на бьющую руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара.
- Броски теннисного мяча в прыжке после 2-3 шашкового разбега. Эти упражнения выполняют в парах без сетки, затем через сетку.
- Выполнение упражнение под счет 1, 2, 3, имитирующих нападающий удар.
- Нападающий удар со своего подбрасывания.
Если упражнение выполняется правильно, то можно переходить к ударам после передачи с начала встречной, а затем вдоль сетке.
- Ловля мяча со встречной передачи. Упражнение выполняют в парах, сначала без сетки, а затем через сетку.
- Нападающий удар со встречной передачей. Упражнение аналогично предыдущему.
После освоения этих упражнений можно приступить к изучению прямого нападающего удара после передачи вдоль сетки. Передачу на удар выполняют между игроками, она должна быть средней по высоте, примерно в полуметре от сетки. Лучше, если передача на удар выполняет учитель. В дальнейшем нападающий удар выполняют со всех номеров зоны нападения, после различных по высоте и направлению передач.
Особое внимание следует уделить нападающим ударам по мячу, находящемуся далеко от сетки. Это важное средство борьбы с плотным блоком. Важно как можно раньше убедить занимающихся в том, что удаленность мяча на 1-2 метра от сетке (при правильной технике удара и своевременном выходом на мяч) не влияет ни на точность удара (мяч попадает на площадку противника) ни на его силу.
После того как вы овладеете техникой нападающего удара, можно притупить к изучению тактики. Тактика предусматривает наиболее рациональный способ удар, позволяющий обойти или пробить блок. Можно выполнить удар точно и сильно или послать мяч обманным ударом в менее защищенную зону соперника. Существуют различные тактические комбинации, которые помогают нападающим ввести в заблуждение блокирующих игроков соперника и выиграть мяч. Наиболее простые – нападающий удар после передачи мяча за голову, нападающий удар с края сетки, после короткой или прострельной передачи. Несколько сложнее комбинация «крест». Выполняют ее так: если передачу делает игрок зоны 2, то игрок зоны 4 быстро перемещается для атаки в зону 3, а игрок зоны 3 в зону 4. Пути их перекрещиваются. Аналогичную комбинацию можно применять и с противоположного конца сетки, когда для передачи мяча к сетке выходит игрок зоны 1 . В этом случае игрок зоны 2 перемещается для удара в зону в 3, а игрок зоны 3- в зону 2. Блокирующем соперником трудно разгадать такие маневры нападающих. Достаточно эффективен нападающий удар, когда его выполняют с первой передачи. Допустим мяч со стороны соперника по средней или высокой траектории перелетел через сетку на вашу площадку. Ваш партнер, стоящий, например, в зоне 6, двумя руками незамедлительно выполнил передачу на удар игроку зоны 2. Тот неожиданно может пробить, а если ему поставили блок тут же переадресовать мяч для удара побежавшему игроку зоны 3. Существуют и более сложные комбинации – «эшелон», «волна», к изучению которых следует приступать после освоения арсенала техники.
Ошибки при выполнении нападающего удара.
- Несвоевременный и не точный разбег (игрок пробегает под мяч).
- Отсутствуют стопорящие шаг при напрыгивании на опору.
- Недостаточный мах руками перед прыжком.
- Двойной наскок перед прыжком.
- Несогласованное движение рук и ног при отталкивании.
- Игрок рано прыгает и не достает мяч.
- Большой прогиб туловища при замахе.
- Удар по мячу рукой согнутой в локтевом суставе.
- Кисть не накрывает мяч сверху.
- Отсутствуют завершающие движение кистью.
Блокирование
Блокирование – это, пожалуй, наиболее сложный элемент технике защиты, требующий от волейболиста мгновенной реакции, умение быстро перемещаться вдоль сетке, обладать высоким прыжком и достаточной силой, чтобы сдержать нападающий удар противника.
Многие справедливо предают блоку первостепенное значение. И действительно, блоком волейболист не только преграждает путь мячу на свою площадку, но и как бы атакует на чужой стороне.
Блок, выполнений одним игроком, называется индивидуальным, выполненный двумя или тремя игроками – групповым. Их называют также одиночным, двойным, тройным.
Индивидуальное и групповое блокирование по характеру тактических действий подразделяется на зонное (когда блоком закрываются определенные зоны) и ловящие (когда закрывается направление удара). Первый вид блокирования предпочтительней для команд, имеющих рослых игроков, способных обеспечить ровный и плотный блок: второй применяют игроки с высокой индивидуальной техникой блокирования – этот блок быть плотным и становиться точно против нападающего удара.
Техникой индивидуального блокирования заключается в следующем. Находясь в стойке готовности перед сеткой - ноги на ширине плеч, несколько согнуты в коленях, руки полусогнуты, локти опущены – игрок следит за действиями соперников.
Как только волейболист определит предполагаемое место атаки, он незамедлительно перемещается туда приставными шагами или обычными шагами и принимает исходное положение – ноги сгибаем до положения полу приседа, руки незначительно разгибает и отводит назад в стороны, для предварительного замаха взгляд переводит на мяч. Активным разгибанием ног, выпрямлением туловища и резким маховым движение рук чуть позже нападающего блокирующий выпрыгивает и, вынося вверх перед грудью согнутые в локтях руки, выпрямляет их. Пальцы должны быть широко разведены, а кисти слега напряжены и расположены под сеткой. Блокирующий, находясь в прыжке, контролирует мяч и одновременно следит за действием нападающего. В момент постановки блока туловище незначительно сгибают в тазобедренном суставе, ноги выпрямлены.
После постановки блока волейболист опускает руки так, чтобы не задеть сетку, и приземляется, продолжая внимательно следить за мячом. При организации блока следует закрывать основное направление полета мяча. Если нападающий удар выполняют в зону 4 по ходу разбега под углом к сетке. То закрывают обычно зону 5, а из зоны 2, то зону 1.
При организации группового блокирования нужно добиться согласованности действии игроков. Групповое блокирование с места не представляет особой сложности для занимающихся, овладевшим одиночным блокированием, требуются только некоторая согласованность их действий. Большую сложность представляет групповое блокирование после перемещений, успех которого в основном зависит от согласованности действий партнеров, правильной технике перемещения и хорошей физической подготовки. Здесь полезно выполнять прыжки после перемещения двойным шагом в парах, серии таких прыжков у сетки, прыжки после перемещении партнеров на встречу друг другу, а так же сочетание этих прыжков с нападающими ударами. Технику одиночного и группового блокирования совершенствуют в учебных играх и соревнованиях.
Лучше всего совершенствовать и обучать эти задания в подвижных играх, в которых отрабатывается общая двигательная способность: «Салки» с одним или двумя водящими, «Перекатывание набивного мяча» - на точность движений. А в игре «Борьба за флажки», «Перестрелка» - способность распределения внимания. В играх «Удочка» – координационные способности. В играх «Защита укреплений», «Защищай товарища» - смелость.
Примерные упражнения для изучения блокирования:
- Прыжок смета вверх у сетки.
- То же, но с выносом рук вверх.
- Прыжки с места в парах, касаясь ладонями, друг друга над сеткой в наивысшей точке прыжка.
- Прыжки с места у сетки с выносом рук влево и вправо над сеткой.
- То же, но касаясь ладонями друг друга над сеткой
Ошибки, которые встречаются при выполнении блокировании:
- Отсутствует стопорящее движение при выполнение прыжка – блокирующий задевает сетку или при перемещении в стороны сбивает партнера.
- Направленный выбор места для отталкивания при выполнении прыжка.
- Несвоевременный прыжок (рано или поздно).
- В результате маха прямыми руками при прыжке блокирующий задевает сетку.
- Блокирующий смотрит только на мяч и не контролирует действия нападающего.
- Руки широко разведены или кисти расположены одна над другой.
- После постановки блока игрок опускает прямые руки и задевает сетку.
- Блокирующий раньше нападающего касается мяча.
- Приземление выполняют на прямые ноги.
Подвижные игры для развития физических качеств
Наиболее широко игры применяют для воспитания двигательных качеств, характерных и нужных для волейбола (быстроты, ловкости, силы, гибкости и отчасти выносливости). Подвижные игры в данном случае рассматривают как упражнения общего физического развития, избирательно направленные, но с преимущественным влиянием на развитие одного из двигательных качеств.
Воспитанию быстроты, например, способствуют такие простейшие игры и эстафеты, как «Вызов номеров», «День и ночь», «Наступление», «Салки», «Вызов», «Падающая палка», «Разведчик и часовой», «Рывок за мячом», в которых сочетаются основные показатели быстроты: реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела в пространстве. Этой же целью будут способствовать игры с активным противоборством команд, когда движения выполняют в предельном темпе, и игры с движением скорости силового характера («Охотники и утки», «Скакуны и бегуны», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»).
Для воспитания силы применяют игры, в которых занимающиеся преодолевают собственный вес или вес партнера, отягощение сопротивление противника: «Перетягивания в парах», «Подвижный ринг», «Тяни в круг», «Выталкивание из круга», эстафеты с переноской и партнеров, «Кто сильнее».
Развитие ловкости лучше протекает в том случае, если естественные движения и их сочетания выполняются в постоянно изменяющихся условиях. Большинство игр связано с проявление ловкости, однако на занятиях с волейболистами надо отдавать предпочтение подвижным играм с мячом, в которых по условиям игры, надо бросать и ловить мяч, увертывать от мяча и отбивать его, сочетая эти движения с действиями партнеров. К таким играм можно отнести: «Охотники и утки», «Защита крепости», «Круговая лапта», «Бег командами», «Белые медведи», «Невод», «Город за городом», «Русская лапта», «Эстафеты с мячом».
При проведении подобных игр развивается гибкость и выносливость.
При обучениях техники волейбола подвижные игры применяют как вспомогательное средство, в котором игровые приемы закрепляются и совершенствуются в условиях, максимально приближенным к игровым. Для совершенствования технической подготовки подвижные игры следует подбирать с учетом положительного переноса навыка, чтобы их двигательное содержание по структуре было сходно с движениями волейболиста. Подвижные игры на ранней стадии обучения волейболу позволяют создавать двигательную основу, базу для успешного совершенствования координации движении, от которой во многом зависит успех в обучение. По мере автоматизации спортивных навыков их следует закреплять и совершенствовать в изменяющейся игровой обстановке, где они становятся не только стабильными, но и вариативными. Юный волейболист учиться применять в игре различные варианты движения.
Подвижные игры также с успехом могут быть использованы для совершенствования тактической и морально-волевой подготовки волейболистов.
Из опыта работы
Время для изучения раздела «Волейбол» ограничено, поэтому возникла проблема поиска наиболее эффективных форм занятий, сводящих к минимуму простой и позволяющим всем учащимся возможно больше работать с мячом. А время, потраченное на различные перестроение для упражнений с мячом в парах, тройках, четверках – в кругу, для передачи мяча через сетку и особенно перестроения для упражнений на стадиях – занимают в сумме 4-5 мин., полезного урочного времени тратиться время для выхода на исходные позиции и после проведения разминка. Избежать неоправданных простоев помогает рациональное размещение учащихся в спортивном зале.
Уже начиная с разминки большинство упражнений, выполняем в движении. Особое внимание уделяю разминке кистей и пальцев и совершенствованию элементов волейбола в имитациях и перемещениях. Сразу перестраиваю класс для разминки, с последующей работе в 2-х с волейбольными мячами. Такие перестроения дают возможность экономить время по 1-2 минуте уже во вводной части урока, а это по времени 20-30 передач мяча в парах. Упражнения с волейбольным мячом в парах – одна из ведущих форм работы. Они помогают увидеть ошибки каждого ученика. На первых уроках в 5-6 классах уделяю внимание, различным упражнениям имитационного характера, начиная с простейших: стойка волейболиста, верхняя передача мяча, приставной шаг – стойка – верхняя передача, двойной шаг – стойка – верхняя передача мяча, шаг в сторону – верхняя передача мяча, шаг в сторону, верхняя передача мяча и т. д.
Все задания выполняются по команде, что исключает небрежность отдельных учащихся не видящих в них особой значимости. Постоянно напоминаю о технике выполнения и указываю на ошибки. И только когда вижу, что элемент усвоен, перехожу к упражнением с волейбольными мячами. В дальнейшем каждое упражнение выполняют произвольно после его демонстрации, объяснение и сигнала к работе. А сама передвигаюсь вдоль шеренг, указывая ученикам на ошибки. Встаю в пару с учениками и работаю с ними в течение 20-30- секунд, показывая правильность выполнения задания и исправляя ошибки, стараюсь поработать с каждой парой. Фиксирую внимание на допускаемых ошибках и указываю, как их исправить.
По мере усвоения и совершенствование учащихся основ техники этот прием использую чаще: хожу вдоль шеренг, последовательно работаю в паре с каждым учеником, что позволяет не только демонстрировать правильное выполнение игрового приема, но и учить оценивать техническую подготовку партнера. Однако на первых уроках работать в паре с каждым не всегда производительно, так как нарушается контроль над качеством выполнения заданий другими учащимися.
Но не секрет, что плотность уроков волейбола зависит от правильного подбора упражнений, игровых занятий. Вот примерный перечень упражнений с волейбольными мячами в парах на первом году обучении.
Верхняя передача мяча
1. Накрыть лежащий на полу мяч двумя руками (указательные и большие пальцы сведены) и, придерживая его подушечками пальцев, поднять, заняв позицию для верхней передачи. Передать мяч партнеру кистевым движением, полностью выпрямляя руки и приподнимаясь на носки. Партнер, поймав мяч, повторяет задание.
2. Передача мяча двумя руками над собой и ловля мяча с последующим перебрасыванием партнеру.
3. Передача мяча над собой и вторая передача партнеру. Партнер ловит мяч.
4. Три передачи мяча над собой с ловлей его и перебрасыванием партнеру.
5. Короткая, высокая и короткая передачи над собой. Ловля мяча и перебрасывание партнеру.
6. То же, что упр. 4, с последующей верхней передачей мяча партнеру.
7. Передача над собой и передача партнеру, который в свою очередь выполняет то же задание.
8. Передача мяча над собой и с последующим отскоком мяча от пола — верхняя передача партнеру. Партнер ловит мяч и делает то же.
9. Передача мяча над собой, хлопок за спиной в ладоши и верхняя передача партнеру. Партнер выполняет передачу над собой и ловит мяч.
10. Передача мяча над собой, присед до касания пальцами пола и передача партнеру. Партнер ловит мяч и делает то же.
11. То же, что упр. 8, но с непрерывной передачей мяча от партнера к партнеру.
12. Игрок набрасывает мяч партнеру, который обратной передачей двумя рука
ми сверху возвращает ему мяч. Набрасывающий ловит мяч. После 3 — 5 передач партнеры меняются ролями.
13. Продвижение к партнеру, выполняя 4-6 верхних передач мяча над собой, затем следует верхняя передача мяча партнеру, который ловит мяч.
14. Серия (3 - 4) встречных верхних передач мяча от партнера к партнеру.
15. Верхняя передача мяча в парах с продвижением вдоль всего зала. Упражнение начинает правофланговая или замыкающая пара. Каждая последующая пара приступает к выполнению задания в момент, когда предыдущая отойдет от стартовой линии на 3 - 4 м.
Эти и подобные задания предлагаю учащимся в различных сочетаниях. Каждое упражнение с учетом его сложности выполняем 1-2 мин. Уделять на уроке больше времени одному упражнению не всегда целесообразно: ученики начинают утрачивать к нему интерес из-за повторений однотипных движений. При необходимости можно вернуться к уже проделанным упражнениям, обратив внимание учеников на усложненное выполнение какого-либо - элемента: более глубокий присед при передаче отскочившего от пола мяча (упр. 8), полное выпрямление рук при передаче (упр. 12 — 13), перемещения вперед, назад, в стороны (упр. 14 - 15). Во время выполнения всех упражнений перед учащимися ставлю задачу: перемещаясь, занять позицию, позволяющую принимать мяч всеми пальцами рук над несколько запрокинутой головой и возможно ближе к лицу.
Передача мяча двумя руками снизу
1. 2-3 передачи мяча перед собой. Ловля мяча и передача его партнеру, который делает то же задание.
2. Серия передач мяча перед собой с отскоком от пола. Затем поймать мяч и перебросить партнеру, который в свою очередь делает то же.
3. Наброс мяча перед собой и передача снизу двумя руками партнеру. Партнер, поймав мяч, выполняет то же.
4. Верхняя передача мяча над собой и нижняя передача партнеру. Партнер ловит мяч и выполняет то же.
5. Верхняя передача мяча над собой и после отскока мяча от пола нижняя передача партнеру. Партнер ловит мяч и выполняет то же.
6. Серия нижних передач мяча перед собой и нижняя передача партнеру. Партнер, поймав мяч, делает то же.
7. Первый набрасывает мяч партнеру, второй принимает двумя руками снизу и затем ловит его.
8. Игрок набрасывает мяч партнеру, который возвращает его нижней передачей.
9. Первый игрок верхней передачей направляет мяч второму, который в свою очередь возвращает мяч нижней передачей. Начавший упражнение ловит мяч.
10. Нижняя передача мяча перед собой и верхняя передача его партнеру. Партнер возвращает мяч нижней передачей.
11. Верхняя передача мяча партнеру, который возвращает его нижней передачей. Желательна непрерывная передача мяча.
Как и при освоении верхней передачи мяча, иду вдоль шеренги и, останавливаясь по мере надобности у той или иной пары, указываю ошибки, заменяю на короткое время одного из партнеров, демонстрируя правильное выполнение упражнения. Наиболее типичные ошибки, на которые надо постоянно указывать: передача мяча сведенными кулаками, передача передними сторонами предплечий при разведенных локтях или передача сильно согнутыми руками, в результате чего мяч летит вверх или за голову передающего. Работа над этими ошибками ведется с помощью применения имитационных и подводящих упражнений.
Произвольная передача мяча в парах
1. Набрасывание мяча партнеру, сообразуясь с его техническими возможностями. Партнер возвращает мяч верхней или нижней передачей.
2. После набрасывания мяча партнером произвольная передача его после отскока от пола.
3. Серия произвольных передач мяча в парах.
4. Серия произвольных передач мяча в парах со сближением, а затем с расхождением партнеров.
5. Партнеры, выполняя произвольные передачи мяча, меняются местами в шеренгах.
Выполнение упр. 3-5 можно проводить соревновательным методом: какая из пар за установленное время (1 - 1,5 мин.) совершит большее число передач, не роняя и не ловя мяч.
Приступая к упражнениям? с мячом в тройках или четверках, считаю нужным выполнять перестроение в колонны «классическим» способом: поворачивать шеренги, смыкать их, перестраивать в колонну по одному, чтобы после обхода зала снова перестроить их, теперь уже в колонну по три или четыре. На это уйдет до 2 мин. Если не ставится задача повторения строевых упражнений, нужное перестроение можно выполнить в считанные секунды.
Перестроение из двух шеренг в три шеренги
Вариант 1. после объяснения и показа упражнения подается команда: «Перестроиться в три шеренги». Это значит, что все нечетные пары образуют в центре зала третью шеренгу.
Вариант 2. Число занимающихся мысленно делится на три, и учитель рукой указывает, какие пары остаются на месте (по одной третьей от числа учащихся в каждой шеренге). «Отсеченные» пары выстраиваются между оставшимися, образуя третью шеренгу, и учащиеся размыкаются по всей длине спортивного зала.
Перестроение из двух шеренг в четыре шеренги
Вариант 1. Из каждой нечетной пары становятся по одному человеку за учащимися, стоящими в четных парах.
Вариант 2. Число занимающихся мысленно делится на четыре и учитель рукой указывает, какие пары остаются на месте (по одной четвертой от числа учащихся в каждой шеренге). «Отсеченные» пары становятся по одному человеку за оставшимися на месте парами, образуя
четыре шеренги, которые размыкаются по всей длине спортивного зала.
При образовании дополнительных шеренг могут оказаться «лишними» 1 — 3 ученика. Их приходится вводить в тройки или четверки, и некоторые упражнения в этом случае будут выполняться по очереди.
Перестроение из трех шеренг в четыре шеренги
Число занимающихся мысленно делится на четыре. Полученное частное соответствует числу четверок, остающихся на месте. «Отсеченные» из каждой шеренги образуют четвертую шеренгу.
Ученики легко усваивают такие перестроения, а небольшой сумбур, возникающий при первом опробовании, с лихвой компенсируется на последующих занятиях на протяжении всех годов обучения.
Упражнения в тройках
На боковой стороне волейбольной площадки лицом к центру располагается первая шеренга (первая позиция), на противоположной стороне - две шеренги (вторая и третья позиции).
1. Встречная верхняя передача мяча с первой позиции. В противоположных шеренгах ученики, передавшие мяч, меняются местами. Через 1,5 — 2 мин. шеренга первой позиции меняется местами с одной из противоположных шеренг.
2. То же, что упр. 1, но возвращение мяча нижней передачей.
3.Произвольные передачи мяча.
Упражнения 1 — 3 можно выполнять как соревнование: какая из троек сделает больше передач, не допустив при этом потери мяча.
4. Произвольная передача мяча с последующим перебеганием игроков первой позиции на противоположную сторону. Упражнения начинать со второй позиции.
5. Игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой и делают шаг в сторону с последующим заходом за спины игроков, стоящих на третьей позиции. С третьей позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Сначала по указанию учителя выполняют верхнюю или нижнюю передачу, затем передачи осуществляют произвольно. Игроки, стоящие на первой позиции, ловят мяч и верхней передачей возвращают его в противоположную шеренгу.
6. То же, что упр. 5, но с непрерывной передачей мяча.
7. Игроки второй позиции расположены в центре площадки лицом к игрокам первой позиции. Учащиеся первой позиции передают мяч игрокам второй позиции; из второй позиции следует передача вновь на первую позицию. Из первой позиции передача через стоящих на второй позиции (имитируется передача мяча через сетку) игрокам третьей. Ученики, стоящие на второй позиции, поворачиваются кругом, и упражнение продолжается. Через 1,5—2 мин. производится замена «центральных» игроков. В зависимости от технической подготовленности учащихся эти или аналогичные упражнения используют в любом наборе и в любых модификациях.
Необходимо учитывать, что упражнения в тройках и четверках в известной степени моделируют игровые ситуации: шаги вперед, назад, в стороны, перебежки, повороты, смену мест. При этом затрудняются ориентация и выбор позиции для приема и передачи мяча, что может привести к грубым техническим ошибкам, которые уже были ликвидированы при работе в парах. В таких случаях полезно прекратить упражнение и снова напомнить о необходимости высоких передач, создающих резерв времени для перебежек и поворотов, а также дающих возможность выбрать удобную позицию для встречи с мячом.
Упражнения в четверках
Эти упражнения во многом напоминают упражнения в тройках, однако имеют свою специфику: в одних случаях учащиеся получают дополнительное время для ориентировки (например, в упражнениях с перебеганием), в других - повышается количество повторении на каждого ученика).
Для упражнений у сетки никаких особых перестроений не требуется: достаточно предложить ученикам стоящим в тройках или четверках, повернуться к сетке лицом, образовав колонны на обеих площадках. Мячи остаются только у направляющих колонн с одной стороны сетки. Лишние мячи кладут на скамейки.
Передачи мяча сверху через сетку во встречных колоннах
Выполнившие передачу мяча уходят в конец своих колонн.
1. Передача мяча сверху двумя руками. Партнер ловит мяч и повторяет упражнение.
2. Первый выполняет передачу мяча сверху двумя руками, второй выполняет
верхнюю передачу над собой и ловит мяч.
3. То же, что упр. 2, но вышедший на очередную передачу партнер ловит мяч и повторяет упражнение. Через 2—2,5 мин. упражнение начинают колонны с противоположной стороны площадки.
4. Направляющие колонн находятся от сетки в 4 - 5 м и выполняют верхнюю передачу мяча. Партнер ловит мяч.
5. Серия встречных верхних передач мяча через сетку.
6. По одному игроку из каждой колонны на обеих сторонах площадки становятся у сетки спиной к ней. Они передают мяч первым стоящим в своих колоннах, а те в свою очередь - через сетку. Затем эти ребята уходят на место игроков у сетки, которые перемещаются в конец своей колонны.
7. Верхняя передача мяча над собой и нижняя передача через сетку. Партнер ловит мяч и выполняет то же.
8. Верхняя передача мяча через сетку. Партнер принимает мяч двумя руками снизу и ловит его.
9. Верхняя передача мяча через сетку. Партнер возвращает мяч нижней передачей. Через 1,5-2 мин. упражнение начинают игроки противоположной колонны.
10. Серия встречных произвольных передач мяча.
Экономно использовать каждую урочную минуту помогает круговая тренировка, где на станциях группы учеников выполняют определенные задания. По сигналу учителя, осуществляется переход групп на очередную станцию. Станций может быть от 4 до 8. Работают на них по 3 - 4 мин.
Станция 1. Передачи мяча через сетку в парах.
Станция 2. Игра у стенки. Верхняя передача мяча в стенку. Заранее оговаривается число непрерывно сделанных передач. Если позволяют условия, упражнение выполняют одновременно все игроки группы.
Станция 3. Игра у стенки. Нижняя передача в стенку.
Станция 4. Верхняя передача мяча над собой с последующим отскоком мяча от пола.
Станция 5. Нижняя передача мяча перед собой.
Станция 6. Учащиеся выстраиваются полукругом с интервалом 1,5 м друг от друга. Перед полукругом произвольно стоят два игрока. Первый из них, приняв передачу со стороны полукруга, пасует мяч партнеру, который выполняет передачу в полукруг, желательна непрерывная передача мяча, в ходе которой происходит замена центральных игроков.
Станция 7. Построение такое же, как на станции 6, но в центре располагается один человек. Игрок, выполнивший передачу центральному, занимает его место, а тот, передав мяч в полукруг, перебегает на место сменившего его партнера. Желательна непрерывная передача мяча.
Станция 8. Попадание верхней передачей мяча с указанного расстояния в баскетбольный щит.
При дефиците времени на каждой половине спортивного зала можно сделать однотипные станции, тогда количество переходов сократится вдвое. Хронометраж урока с использованием станций показывает, что при такой форме занятий на все перестроения и переходы от станции к станции затрачивается в сумме не более 1,5 мин.
Первая ощутимая и неминуемая потеря времени возникает при разучивании подачи мяча. Разучиваем подачу фронтально-групповым методом, когда ученики стоят в трех или четырех встречных шеренгах.
Знакомство с подачами мы начинаем с нижней прямой как наиболее доступной. При выполнении имитационных упражнений напоминаю ученикам о необходимости отведения ударяющей по мячу руки строго назад. Типичная ошибка начинающих волейболистов - заведение во время замаха руки за спину, в результате чего мяч летит в сторону. Еще одна типичная ошибка - удар по мячу чрезмерно согнутой рукой и неоправданно сильный удар, после которого мяч свечой взмывает вверх.
Предлагаю ученикам в стойке подающего сделать несколько махов рукой вперед-назад («коромысло»), фиксируя руку после имитации удара в направлении желаемого полета мяча. Когда общий технический рисунок движения усвоен, стоящие в первой шеренге выполняют подачу в стенку. Расстояние до стенки не должно превышать 5-6 м. Это вызвано тем, что, стремясь послать мяч через сетку, новички обычно концентрируют внимание только на силе удара и не успевают согласовать подбрасывание мяча с моментом удара по нему. В результате они промахиваются или ударяют по мячу кончиками пальцев расслабленной ладони. Подача с близкого расстояния ограничивает силу удара и помогает правильнее выполнить упражнение. Не возбраняется и подача некрепко сжатым кулаком, когда мяч ложится на «кольцо», образованное большим и указательным пальцами. Такую подачу девушки, как правило, осваивают проще.
Первые подачи в стену ребята выполняют в любое ее место, затем указываем ориентир на стене, в который желательно попадать мячом. Каждый игрок колонны, выполнив 5—6 подач, по команде передает мяч следующему игроку и становится в конец колонны.
Подачу через сетку выполняют одновременно 4-5 колонн, располагающихся вдоль лицевой линии площадки. Подачи выполняют только по команде. Игроки колонн, стоящих на противоположной стороне площадки, подбирают мячи и повторяют упражнение.
По мере усвоения подачи можно разрешить выполнение ее без команды учителя. Опасения, что мячи будут беспорядочно раскатываться по залу или попадать в не ожидающего этого ученика, не оправданы: учащиеся к этому времени хорошо ориентируются в ситуации и подбирают мячи, только поданные партнерами. В это время я имею возможность, не останавливая упражнение, подойти к любому ученику и предметно указать ему на допущенные ошибки.
Двусторонние учебные игры по упрощенным правилам предваряю играми без подачи в тройках и четверках во время круговой тренировки. Перед началом двусторонних игр включаю в круговую тренировку и такое упражнение: игра в тройках через сетку на три такта через разводящего. Очко, выигранное после первой или второй передачи, не засчитывается. Двусторонние учебные игры провожу на время: партия не более 5-7, иначе игра может затянуться до бесконечности. Учитель постоянно комментирую игру и могу остановить ее, чтобы указать учащими на явные ошибки.
В тему «Волейбол» включаю сдачу контрольных нормативов по технике владения мячом. Выставление оценок по контрольным нормативам лучше проводить по мере освоения технических приемов, не отводя для этого специального урока. Если полученная отметка не удовлетворяет ученика, он может повторить упражнение на следующих уроках или на дополнительных занятиях.
Даю перечень контрольных нормативов, которые я использую в процессе обучения. Разумеется, каждый учитель может разработать аналогичные нормативы по своему усмотрению.
Индивидуальные упражнения с мячом
Контрольный норматив | Оценка и количество повторов | ||
«5» | «4» | «3» | |
Верхняя передача мяча двумя руками над собой Нижняя передача мяча двумя руками над собой Верхняя передача мяча двумя руками в стену Нижняя передача мяча двумя руками в стену Подача мяча через сетку избранным способом (выполнить 10 подач) | 10 5 10 8 10 | 5 4 8 6 4 | 3 3 6 5 3 |
Парные упражнения (выполняют без сетки). Партнером может быть учитель или наиболее подготовленный ученик. Оценивается количество непрерывно выполняемых передач.
Контрольный норматив | Оценка и количество повторов | ||
«5» | «4» | «3» | |
Верхняя передача | 10 | 6 | 4 |
Нижняя передача | 10 | 4 | 3 |
Я не ставлю перед собой задачу полностью раскрыть содержание волейбольных уроков и ограничились лишь описанием средств и способов, которые позволяют сделать уроки более плотными. Поэтому мы не затрагивали используемых на занятиях подвижных игр и эстафет с элементами волейбола, так же как и упражнений для развития физических качеств, полагая, что это тема отдельного разговора. Концентрация же внимания только на проблеме плотности занятий и разнообразии упражнений представляется мне нужным и полезным дело.
По этой теме я повела открытый урок по волейболу в 5 «б» классе в 2013г. На семинаре классных руководителей и зам. директоров по учебной работе.
В этом учебном году я делилась опытом на районном семинаре учителей физической культуры. Урок был по гимнастике в 6 «б» классе и по легкой атлетике в 11 классе, конспект урока прилагается.
ИТОГИ | ||||||||||||||||||
РАЙОННОЙ СПАРТАКИАДЫ СРЕДИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ | ||||||||||||||||||
ЕТКУЛЬСКОГО РАЙОНА в 2010-2011 учебном году | ||||||||||||||||||
№ п/п | ШКОЛЫ | ЗАЧЕТ ПО ШКОЛАМ | Традиционные соревнования | |||||||||||||||
| л/атлетика | Баскетбол (юноши) | Баскетбол (девушки) | Лыжные гонки | 4-х борье | Волейбол (юноши) | Волейбол (девушки) | Эстафета младшая группа | Л/атлетика | Эстафета старшая группа | Кол-во очков МЕСТО | Арм. Спорт (юноши) | Арм. Спорт (девушки) | Н/теннис (юноши) | Н/теннис (девушки) | Кол-во очков | Место | |
1 | Белоносовская ср.шк. |
| 2 | 5 | 4 | 2 | 2 | 7– 8 | 3 |
| 2 | 27 4 | 7 | 7 | 5 | 5 | 18 | 4 |
2 | Еманжелинская ср.шк. |
| 3 | 3 | 10 | 5 | 3 | 3 | 1 |
| 2 | 30 5 | 1 | 6 | 4 | 1 | 12 | 2 |
3 | Еткульская ср.шк. |
| 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 |
| 3 | 17 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | 1 |
4 | Каратабанская ср.шк. |
| 5– 6 | 6 | 3 | 1 | 4– 5 | 4– 5 | 2 |
| 1 | 26 3 | 3 | 4 | 7 | 6 | 20 | 5– 6 |
5 | Коелгинская ср.шк. |
| 1 | 4 | 1 | 4 | 4– 5 | 4– 5 | 3 |
| 1 | 22 2 | 6 | 3 | 1 | 3 | 13 | 3 |
6 | Лебедевская ср.шк. |
| 5– 6 | 7– 8 | 6 | 8 | 6 | 7– 8 | 3 |
| 1 | 43 7 | 5 | 2 | 7 | 6 | 20 | 5– 6 |
7 | Н-Батуринская ср.шк. |
| 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 4 |
| 10 | 74 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 | 9 |
8 | Пискловская ср.шк. |
| 7– 8 | 2 | 7 | 7 | 7– 8 | 6 | 1 |
| 10 | 47 8 | 4 | 5 | 6 | 6 | 21 | 7 |
9 | Селезянская ср.шк. |
| 7– 8 | 7– 8 | 5 | 8 | 7– 8 | 2 | 1 |
| 3 | 38 6 | 9 | 9 | 2 | 4 |
| 8 |
10 | Таяндинская ср.шк. |
| 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| 10 | 80 10 |
|
|
|
|
|
|
11 | Белоусовская осн.шк. |
|
|
| 3 |
|
|
| 2 |
| 1 | 1 1 | 1 | 1 |
|
| 2 | 1 |
12 | Потаповская осн.шк. |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| 3 – | 2 | 2 |
|
| 4 | 2 |
13 | Шибаевская осн.шк. |
|
|
| 1 |
|
|
| 3 |
|
| 2 | 3 | 3 |
|
| 6 | 3 |
ИТОГИ | ||||||||||||||||||
РАЙОННОЙ СПАРТАКИАДЫ СРЕДИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ | ||||||||||||||||||
ЕТКУЛЬСКОГО РАЙОНА в 2011-2012 учебном году | ||||||||||||||||||
№ п/п | ШКОЛЫ | ЗАЧЕТ ПО ШКОЛАМ | Традиционные соревнования | |||||||||||||||
| л/атлетика | Баскетбол (юноши) | Баскетбол (девушки) | Лыжные гонки | 4-х борье | Волейбол (юноши) | Волейбол (девушки) | Русская лапта | Л/атлетика | Эстафета | Кол-во очков МЕСТО | Арм. Спорт (юноши) | Арм. Спорт (девушки) | Н/теннис (юноши) | Н/теннис (девушки) | Кол-во очков | Место | |
1 | Белоносовская ср.шк. |
| 7– 8 | 7– 8 | 5 | 4 | 2 | 3 |
| 9 | 3 3 | 44 6 | 5 | 2 5 |
|
|
|
|
2 | Еманжелинская ср.шк. |
| 7– 8 | 5– 6 | 6 | 8 | 7– 8 | 2 |
| 6 | 3 2 | 39 5 | 10 | 10 10 |
|
|
|
|
3 | Еткульская ср.шк. |
| 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 |
| 3 | 1 3 | 19 1 | 2 | 5 3 | 2 | 1 |
| 1 |
4 | Каратабанская ср.шк. |
| 4 | 4 | 2 | 1 | 3 | 6 |
| 1 | 1 1 | 23 2 | 4 | 4 6 |
|
|
|
|
5 | Коелгинская ср.шк. |
| 1 | 5– 6 | 1 | 2 | 5 | 7– 8 |
| 2 | 2 1 | 26 3 | 1 | 6 2 | 1 | 3 |
| 2 |
6 | Лебедевская ср.шк. |
| 9 | 7– 8 | 10 | 10 | 7– 8 | 7– 8 |
| 5 | 1 | 56 8 | 3 | 1 1 |
|
|
|
|
7 | Н-Батуринская ср.шк. |
| 5– 6 | 10 | 10 | 7 | 4 | 7– 8 |
| 8 | 1 | 52 7 | 10 | 10 |
|
|
|
|
8 | Пискловская ср.шк. |
| 5– 6 | 2 | 8 | 6 | 6 | 4 |
| 7 | 1 | 39 5 | 5 | 3 4 |
|
|
|
|
9 | Селезянская ср.шк. |
| 2 | 3 | 4 | 4 | 7– 8 | 7– 8 |
| 4 | 2 2 | 35 4 | 10 | 10 10 | 3 | 2 |
| 3 |
10 | Таяндинская ср.шк. |
| 10 | 10 | 7 | 9 | 10 | 10 |
| 10 | 2 | 68 9 | 10 | 10 10 |
|
|
|
|
11 | Белоусовская осн.шк. |
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 | 1 | 1 – | 1 | 2 |
|
|
| 1 |
12 | Потаповская осн.шк. |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| 3 – | 1 | 2 |
|
|
| 2 |
13 | Шибаевская осн.шк. |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГИ | ||||||||||||||||||
РАЙОННОЙ СПАРТАКИАДЫ СРЕДИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ | ||||||||||||||||||
ЕТКУЛЬСКОГО РАЙОНА в 2012-2013 учебном году | ||||||||||||||||||
№ п/п | ШКОЛЫ | ЗАЧЕТ ПО ШКОЛАМ | Традиционные соревнования | |||||||||||||||
| л/атлетика 1-4 кл л/атлетика 5-8 кл | Баскетбол (юноши) | Баскетбол (девушки) | Лыжные гонки | Полиатлон | Волейбол (юноши) | Волейбол (девушки) | Эстафета младшая группа | Л/атлетика 9 - 11 класс | Эстафета старшая группа | Кол-во очков МЕСТО | Арм. Спорт (юноши) | Арм. Спорт (девушки) | Н/теннис (юноши) | Н/теннис (девушки) | Кол-во очков | Место | |
1 | Белоносовская ср.шк. | 3 65 | 4 | 6 | 5 | 5 | 4 | 6 | 6 | 5– 6 | - | 49 6 |
|
|
|
|
|
|
2 | Еманжелинская ср.шк. | 6 46 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | - | 39 3 |
|
|
|
|
|
|
3 | Еткульская ср.шк. | 4 12 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 1 | 20 1 |
|
|
|
|
|
|
4 | Каратабанская ср.шк. | 2 21 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 4 | 24 2 |
|
|
|
|
|
|
5 | Коелгинская ср.шк. | 5 34 | 4 | 1 | 3 | 6 | 6 | 6 | 2 | 3 | 2 | 41 4 |
|
|
|
|
|
|
6 | Лебедевская ср.шк. | 3 22 | 4 | 4 | 1 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | - | 30 2 |
|
|
|
|
|
|
7 | Н-Батуринская ср.шк. | 2 33 | 10 | 10 | 4 | 4 | 10 | 10 |
| 2 | 1 | 56 3 |
|
|
|
|
|
|
8 | Пискловская ср.шк. | 1 11 | 3 | 3 | 2 | 1 | 5 | 3 | 1 | 1 | - | 20 1 |
|
|
|
|
|
|
9 | Селезянская ср.шк. | 1 53 | 6 | 4 | 4 | 3 | 6 | 4 | 5 | 5– 6 | 3 | 44 5 |
|
|
|
|
|
|
10 | Таяндинская ср.шк. | 4 44 | 10 | 10 | 3 | 3 | 10 | 10 | 3 | 3 | - | 60 4 |
|
|
|
|
|
|
11 | Белоусовская осн.шк. | 1 1– 2 1 |
|
| 2 | 1 |
|
| 1 | 2 | 1 | 9 1 |
|
|
|
|
|
|
12 | Потаповская осн.шк. | 3 33 |
|
| 3 | 3 |
|
| 2 | 1 | 3 | 18 3 |
|
|
|
|
|
|
13 | Шибаевская осн.шк. | 2 1– 2 2 |
|
| 1 | 3 |
|
| 3 | 3 | 3 | 16 3 |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...