Инновационная разработка занятий по силовому троеборью с детьми особой заботы 13-18 лет
рабочая программа по физкультуре (6 класс) по теме

Майоров Эдуард Энгельевич

Инновационная  разработка занятий  по силовому троеборью с детьми особой заботы  13-18 лет

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать более полно идею индивидуализации обучения, готовить детей к жизни в обществе, развивать их здоровье и физические качества.

Силовое троеборье предусматривает силовое развитие ребенка, используя упражнения с отягощением.  Основная ее направленность заключается в создании благоприятных условий для всестороннего развития и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, а так же социальной адаптации и  формирование привычки вести здоровый образ жизни.

Особенность  занятий состоит в том, что формируется  спортивно-оздоровительная группа детей в возрасте от 13 до 18 лет,  которая на начальном этапе своего обучения познает азы  мира  спорта и  простейшие технические действия.  При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. 

 При проведении занятий следует соблюдать следующие принципы:

принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);

-  принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юных спортсменов вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи;

-    принцип научности (за основу занятий приняты нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по троеборью отечественных и зарубежных тренеров-преподавателей и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки спортсменов массовых разрядов и высококвалифицированных спортсменов);

-    принцип результативности (четко указано, что должен освоить занимающийся на протяжении каждого этапа обучения).

В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусмат­ривающий широкое использование (особенно на первом этапе обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести обучающихся к пониманию сути троеборья. В этом случае, учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно     повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых  решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, развития у них  специфических качеств, необходимых в троеборье, ознакомления  их         с техническим арсеналом видов троеборья, привития  любви к спорту  и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям  троеборьем.

Цель занятий - содействие полноценному физическому развитию обучающихся, сохранению и укреплению их здоровья средствами силового троеборья, достижению спортивного мастерства в данном виде спорта.

Задачи:

- привлекать детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

- формировать необходимые знания в области физической культуры и спорта;

- формировать устойчивый интерес к ведению здорового образа жизни через занятия троеборьем;

- развивать двигательные качества обучающихся: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, координацию движений;

- формировать жизненно важные двигательные умения и навыки, необходимые в быту и труде, для достижения более высоких результатов;

-  готовить спортсменов для участия в районных и областных соревнованиях;

- способствовать воспитанию нравственно-волевых черт личности.

 

Тренировочные занятия должны иметь конкретные педагогические и воспитательные задачи, содержание занятий (комплекс упражнений, последовательность их выполнения, интенсивность, количество повторений, продолжительность и характер пауз, отдыха и др.), методические указания (возможные ошибки при выполнении упражнений и способы их устранения), организационные указания (место проведения занятий, необходимый инвентарь и оборудование).  В основной части занятия  вводятся упражнения конкретной преимущественной направленности.

Важным требованием к учебно-тренировочному занятию является обеспечение дифференцированного подхода. Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных троеборцев.

Подготовка обучающихся осуществляется  строго в соответствии с возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности. В зависимости от условий своей деятельности педагог может сам подбирать упражнения и игры.

 

Основными формами учебно-тренировочной работы являются:

•        теоретические и групповые практические занятия;

•        тренировки по индивидуальным планам;

•        календарные соревнования;

•        медицинский контроль;

•        восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

•        инструкторская и судейская практика.      

 

Методы обучения:

1.Словесный

2.Наглядный

3.Игровой метод

4.Соревновательный метод

 

Методы  организации занятия:

1.     Фронтальный

2.     Групповой

3.     Индивидуальны

Оборудование:

1.                Станки для жима

2.                Гимнастические маты

3.                Стойки для приседа

4.                Штанги

5.                Гантели

6.                Гири

7.                Аптечка

 

Физическая подготовленность определяется по результатам выполнения нормативов по физической подготовке и технико-тактической подготовке троеборцев, а также по результатам соревновательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА №27

г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Инновационная  разработка занятий  по силовому троеборью с детьми особой заботы  13-18 лет

                   Составил: Майоров Э.Э.

2013 г.


Инновационная  разработка занятий  по силовому троеборью с детьми особой заботы  13-18 лет

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать более полно идею индивидуализации обучения, готовить детей к жизни в обществе, развивать их здоровье и физические качества.

Силовое троеборье предусматривает силовое развитие ребенка, используя упражнения с отягощением.  Основная ее направленность заключается в создании благоприятных условий для всестороннего развития и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, а так же социальной адаптации и  формирование привычки вести здоровый образ жизни.

Особенность  занятий состоит в том, что формируется  спортивно-оздоровительная группа детей в возрасте от 13 до 18 лет,  которая на начальном этапе своего обучения познает азы  мира  спорта и  простейшие технические действия.  При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.  

 При проведении занятий следует соблюдать следующие принципы:

-        принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);

-        принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юных спортсменов вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи;

  • принцип научности (за основу занятий приняты нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по троеборью отечественных и зарубежных тренеров-преподавателей и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки спортсменов массовых разрядов и высококвалифицированных спортсменов);
  • принцип результативности (четко указано, что должен освоить занимающийся на протяжении каждого этапа обучения).

В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно на первом этапе обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести обучающихся к пониманию сути троеборья. В этом случае, учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно     повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых  решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, развития у них  специфических качеств, необходимых в троеборье, ознакомления  их          с техническим арсеналом видов троеборья, привития  любви к спорту  и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям  троеборьем.

Цель занятий - содействие полноценному физическому развитию обучающихся, сохранению и укреплению их здоровья средствами силового троеборья, достижению спортивного мастерства в данном виде спорта.

Задачи:

  • привлекать детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
  • формировать необходимые знания в области физической культуры и спорта;
  • формировать устойчивый интерес к ведению здорового образа жизни через занятия троеборьем;
  • развивать двигательные качества обучающихся: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, координацию движений;
  • формировать жизненно важные двигательные умения и навыки, необходимые в быту и труде, для достижения более высоких результатов;
  •  готовить спортсменов для участия в районных и областных соревнованиях;
  • способствовать воспитанию нравственно-волевых черт личности.

Тренировочные занятия должны иметь конкретные педагогические и воспитательные задачи, содержание занятий (комплекс упражнений, последовательность их выполнения, интенсивность, количество повторений, продолжительность и характер пауз, отдыха и др.), методические указания (возможные ошибки при выполнении упражнений и способы их устранения), организационные указания (место проведения занятий, необходимый инвентарь и оборудование).  В основной части занятия  вводятся упражнения конкретной преимущественной направленности.

Важным требованием к учебно-тренировочному занятию является обеспечение дифференцированного подхода. Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных троеборцев.

Подготовка обучающихся осуществляется  строго в соответствии с возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности. В зависимости от условий своей деятельности педагог может сам подбирать упражнения и игры.

Основными формами учебно-тренировочной работы являются:

  • теоретические и групповые практические занятия;
  • тренировки по индивидуальным планам;
  • календарные соревнования;
  • медицинский контроль;
  • восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • инструкторская и судейская практика.        

Методы обучения:

  1. Словесный
  2. Наглядный
  3. Игровой метод
  4. Соревновательный метод

Методы  организации занятия:

  1. Фронтальный
  2. Групповой
  3. Индивидуальны

Оборудование:

  1. Станки для жима
  2. Гимнастические маты
  3. Стойки для приседа
  4. Штанги
  5. Гантели
  6. Гири
  7. Аптечка

Физическая подготовленность определяется по результатам выполнения нормативов по физической подготовке и технико-тактической подготовке троеборцев, а также по результатам соревновательной деятельности.

На начальном этапе обучения:

По теоретической подготовке:

Знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

По общей  физической подготовке:

В течение года в соответствии с планом годичного цикла сдавать нормативы, соответствующие возрасту и году обучения (контрольные нормативы представлены в нормативной части программы).

По специальной физической подготовке:

Выполнение специальных упражнений троеборца и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По технико-тактической подготовке:

Знать и уметь выполнять основные элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.

Выполнить технически правильно упражнения в соответствии с программным материалом каждого года обучения.

Уметь выполнять движения по заданию и установке тренера.

По психологической подготовке:

Соблюдение режима дня. Ведение дневника самоконтроля.

Выполнение упражнений различной трудности, требующих проявления волевых качеств.

ЭТАП СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На  данный этап зачисляются учащиеся коррекционных школ, желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и троеборьем.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

  • достижение занимающимися такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность гармонически развитой личности;
  • адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировочных занятий;
  • обеспечение физического совершенства, высокого уровня
    здоровья и работоспособности человека для подготовки его к
    любой общественно полезной деятельности и позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных знаний и умений.

ЭТАП  НАЧАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ  (1 и 2 года обучения)

На данный этап  зачисляются учащиеся школы, желающие заниматься троеборьем и имеющие  разрешение врача-педиатра.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

— привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям троеборьем;

—        укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;

  • овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ выполнения базовых упражнений в троеборье;
  • приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятии различными видами физических упражнений;
  • выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп;
  • подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы.

Общеподготовительные упражнения

Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте и в движении; построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во время движения, шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения.

Ходьба: обычная, спиной вперед, боком; на носках, пятках, наружном крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу); в полуприседе. приседе; ускоренная; спортивная; с выпадами; на коленях, на четвереньках, скрещивая ноги выпадами; перекатами с пятки на носок; приставным шагом в одну и другую сторону и др.

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений; на средние и длинные дистанции; по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий по песку, воде; змейкой; вперед, спиной вперед, боком; с высоким подниманием бедра, касаясь пятками ягодиц, с поворотом на носках; в равномерном и переменном (с ускорениями) темпе; мелким и широким шагом; с изменением направления и др.

Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной, и двух ногах, со сменой положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну: с одной ноги на две; вперед, назад, боком, с поворотами, с вращением; выпрыгивание на возвышение разной высоты; спрыгивание с высоты; в глубину; черен скакалку; опорные через козла, коня и др.

Метания: теннисного мята, гранаты, набивного мяча, камня, вперед из-за головы, из положения руки внизу, от груди; назад; толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.

Упражнения без предметов:

Упражнения для рук и плечевого пояса.. Одновременные, переменные и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (ноги на полу, на гимнастической скамейке, с опорой ногами о стену) и др.

Упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем, прогибания лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами; переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной; поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, круговые движения ногами (педалирование) и др.

Упражнения для ног:  в положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой; приседания на двух и на одной ноге; маховые движения; выпады с дополнительным и пружинистыми движениями; поднимание на носки; различные прыжки на одной и на двух ногах на месте  и в движении; продвижение прыжками на одной и на двух ногах и др.

Упражнения для рук, туловища ног:  в положении сидя (лежа) различные движения руками и ногами; круговые движения ногами; разноименные движения руками и ногами на координацию; маховые движения с большой амплитудой; упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук; отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола; наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление и др.

Упражнения для формирования правильной осанки: стоя спиной возле вертикальной плоскости, согнуть ногу, выпрямить и отнести в сторону; то же с подниманием на носки; наклоны туловища вправо, влево, не отрываясь от плоскости; из основной стойки, прижавшись затылком, плечами, ягодицами, пятками к вертикальной плоскости, отойти на несколько шагов вперед, сохраняя строго вертикальное положение, и вернуться в исходное положение; поднимание рук в стороны, вверх, прижавшись спиной к вертикальной плоскости; то же в приседе; удержание груза (150—200 г) на голове; в основной стойке, руки на поясе, поднимание на носки и опускание на всю стопу; в том же и.п. пройти заданное количество шагов по коридору, обозначенному на полу нитями (скалками), то же с приседаниями; ходьба по линии с касанием пальцами пяток; передвижение боком по гимнастической стенке; ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки за головой, плечи развернуты; стоя на одной ноге, другую поднять вперед, отвести в сторону и назад, согнуть, подтянуть к себе; ходьба с различной постановкой стопы (ноги прямые, руки за головой) — ходьба но обручу, гимнастической палке, канату; захват мелких предметов сводом столы.

Упражнения на расслабление: из полунаклона туловища вперед — приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны — свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны — встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти; махи свободно висящими руками при поворотах туловищу; из стойки на одной ноге на скамейке — махи, свободные покачивания, встряхивания другой ноги; из основной стойки или стойки ноги врозь, руки сверху, расслабление мышц рук, туловища и ног до положения присев согнувшись и др.

Дыхательные упражнения, синхронное чередование акцентированного вдоха (короткого, энергичного, шумного) с выдохом (с частотой — вход в секунду); повороты головы с одновременным вдохом; покачивания головы влево-вправо с одновременным вдохом; движения головы вверх-вниз с одновременным вдохом; движения головы
вверх-вниз с одновременным вдохом; движения согнутых в локтях рук перед грудью с касанием разноименных плеч ладонями и одновременным вдохом; наклон туловища вперед с одновременным вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища вперед и его выпрямлении; перенос веса туловища с акцентированными вдохами на каждое движение, с одной ноги на другую (ноги широко расставлены в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый подъем ноги; выпады в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый выпад; повороты туловища в стороны с вдохом на каждое движение и др.

Упражнения с предметами:

Со скакалкой:  прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприседе; два прыжка на один оборот скакалки; с двойным вращением скакалки; со скрещиванием рук; бег со скакалкой по прямой и по кругу; прыжки в приседе через скакалку, сложенную вдвое, вчетверо; те же прыжки в стойке; прыжки через скакалку, вращаемую одним концом по кругу; опускание скакалки за спину, не сгибая рук; эстафет со скакалками и др.

 С гимнастической палкой: наклоны и поворот туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками; переворачивание, выкручивание и вкручивание; переносы ног через палку (перешагиванием и прыжком); подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением); упор палкой в стену — поворот на 360"; переворот вперед с упором палкой в ковер (с разбега и без разбега); кувырки с палкой (вперед, назад  лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель (мишень) и на дальность (соревновательного характера).

Упражнения с набивным мячом (вес мяча I —2 кг): вращение мяча пальцами; сгибание и разгибание рук; круговые движения руками; сочетание движении руками с движениями туловищем; маховые движения; броски и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед, назад) и др.

Упражнения с гантелями (вес до 1 кг): поочередное и одновременное сгибание рук; наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках; приседания с различными положениями гантелей; вращение гантелей, захваченных за ручки, за головки в положении руки внизу, вверху, впереди, в стороне, поднимание гантелей вверх одновременно и попеременно через стороны, впереди, от плеч; встречные движения гантелями вверх-вниз (вправо, влево, кругами; «удары» руками с гантелями перед собой; наклоны и повороты туловища с гантелями в руках (руки за головой, в стороны, впереди, вверху); жонглирование гантелями — броски и ловля за ручку (головку) без вращения, с вращением в полете (0,5—2 оборота), с вращением из руки в руку и др.        

Жонглирование: бросить гирю и поймать другой рукой; то же, но поймать той же рукой без вращения, вращая дужкой от себя вверх, от себя в сторону, к себе внутрь, к себе вниз; то же, но поймать гирю после вращения разными способами другой рукой; бросить гирю и поймать донышком ни ладонь; жонглирование в парах и др.

Упражнения па гимнастических снарядах:

а) на гимнастической скамейке, упражнения на равновесие — в стойке на одной ноге махи другой ногой, вращение рук в различных направлениях, вращение туловища; прыжки на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге с поворотом па 40°, 180°, 360°, сидя на скамейке, поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног; сидя верхом на скамейке, поочередные наклоны к правой и левой ногами; наклоны к ноге, поставленной на скамейку; сидя на скамейке, прогибаясь, коснуться головой г/мата  и вернуться в и.п.; поднимание и опускание ног в сед углом на скамейке; сидя на скамейке с зафиксированными ногами, наклоны назад (ноги закреплены за другую скамейку, за нижнюю перекладину гимнастической стенки или удерживаются партнером); лежа на спине, садиться и ложиться на скамейку; а том же и.п. сгибаясь, доставать ногами скамейку за головой): прыжки через скамейку на двух (одной) ногах, стоя к ней лицом, спиной, боком; ходьба и бег но наклонной скамейке (скамейку закрепить за репку гимнастической стенки); лежа на наклонной скамейке ногами вверх, руки за головой, сгибание и разгибание туловища; лежа на спине на наклонной скамейке головой вверх, держась руками за рейку, сгибаясь, доставать ногами до рейки; поднимание скамейки группой и преставление ее в другую сторону (группа в колонне, по одному, боком к скамейке) и др.;

б) на гимнастической стенке: передвижение и лазанье с помощью и без помощи ног, стоя на разной высоте; прыжки вверх с рейки на рейку одновременным толчком руками и ногами, прыжки в стороны, сверху вниз, подтягивания на верхней рейке в висе лицом к стенке, спиной к стенке: в race на верхней рейке поднимание ног до касания рейки; угол в висе; раскачивания в висе; вис на стенке ноги в сторону, хватом за рейки на разной высоте («флажок»); соскоки из виса спиной к стенке, лицом к стенке (выполняются с толчком и без толчка ногами); из виса вниз головой спиной к стенке, сгибаясь, коснуться ногами пола; из упора хватом сверху за 4—6 рейку снизу (на расстоянии более 1 м от стенки) коснуться грудью пола и вернуться в и.п. (руки и ноги во время упражнения не сгибать); сидя спиной к стенке (хват за рейку над головой), прогнуться, не сгибая рук, выйти в стойку и вернуться в и.п.; стоя лицом к стенке (хват рейки на уровне груди), махи ногой с возможно большей амплитудой; стоя лицом к стенке, коснуться ногой рейки как можно выше, прыжки на другой ноге (ногу отставлять от стенки возможно дальше); стоя лицом к стенке на расстоянии 1—2-х шагов (хват рейки па уровне плеч), махи ногой назад одновременно с Наклоном вперед и др.;

Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные - эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.

 Специально-подготовительные упражнения

Общая разминка

Общая разминка необходима для подготовки к работе всего организма и в принципе является одинаковой для всех четырех описываемых видов спорта. Во время разминки повышается температура в мышцах, ускоряются все биохимические процессы, мышцы и связки становятся эластичнее, улучшается двигательная реакция.

Проведение разминки - одно из важнейших условий предупреждения травм. Продолжительность разогрева зависит не только от подготовленности атлета, но и от многих других условий: температуры окружающей среды, самочувствия, одежды и т.д. В среднем на разминку отводится до 15 минут.

Желательно включать в разминку бег, велотренажер или беговую дорожку, упражнения на гибкость (растяжку) для различных участков тела (рук, ног, туловища), координацию.

Упражнения на гибкость, или, как их принято называть в литературе на Западе, стретчинг, являются одним из основных компонентов общей разминки.

Гибкость - это способность к движению с большой амплитудой.

Гибкость может быть активной - за счет мышц, пассивной - за счет внешних сил, например партнера, и комбинированной.

Опытом многих тренеров установлено, что упражнения на гибкость (растяжка) ускоряют рост мышц.

Чтобы не допустить закрепощения мышц, силовые упражнения нужно выполнять с максимальной амплитудой. Однако наибольшей гибкости можно достичь только с помощью специальных упражнений.

Необязательно растягивать все мышцы перед каждой тренировкой, можно уделить внимание только тем, которые задействованы в данной тренировке. Причем растяжку следует делать не только в начале всей тренировки, но и перед каждым новым упражнением и между подходами. Растяжке может быть посвящена вся тренировка.

К растяжке можно приступать только после основательной разминки,  разогрева мышц и связок (неподготовленные мышцы легко травмируются!). Она не должна быть слишком динамичной, упражнения на растяжку нужно выполнять в медленном темпе, до появления легкой болезненности, с задержкой на 6-15 секунд. Каждое растягивающее движение делать по 2-3 раза.

Особенно внимательно необходимо отнестись к разминке кистей рук, которая рефлекторно ускоряет процесс разогревания всех органов и систем.

Разминка не должна доводить до утомления, а наоборот — вызывать прилив сил.

Основным сигналом к окончанию общей разминки является ощущение тепла во всем теле и появление пота.

Вып. упр со штангой  гирями гантелями

Одной из важнейших задач на этапе начальной подготовки является освоение комплекса общеподготовительных и специальных упражнений троеборцев, овладение основами техники упражнений. В связи с этим формы занятий, их построение в группах начальной подготовки должны быть похожи по своей сути на «большую разминку», охватывающую большую часть каждого урока и занятий в целом, Благодаря этому достигается постепенное повышение требований к психической сфере, личностным и физическим качествам учащихся, обеспечивающее введение их в круг все возрастающих с годами специфических требований, спортивного троеборья.

С учетом этого разминка троеборца должна состоять из двух частей: общей (включающей в себя разнообразные общеподготовительные упражнения) и специальной (включающей в себя специально-подготовительные упражнения).

 Специальная разминка троеборца

Применяется непосредственно перед выполнением того или иного упражнения и имеет имитационный характер. Специальная разминка не ограничивается разогревом рабочих групп мышц, а служит также средством для оттачивания техники движений в конкретном упражнении. Выполняется с небольшими отягощениями (30-40 % от разового максимума) и в среднем по 12-15 повторений.

Специальная разминка  способствует достижению спортсменом максимального результата. Она состоит из двух частей — общей разминки и специальной, — проведенных по особой, энергосберегающей схеме (растирка, разогревающий массаж). Для каждого из видов она имеет свои особенности.

В троеборье используется следующая схема разминки:

- общая разминка,

- растирка,

-  разогревающий массаж,

-  упражнения со штангой - имитация с грифом; 4-5 подходов со следующими весами: 30 % максимального веса- 6-8 повторений, 50 % максимального веса - 4-5 повторений, 70 % - 3 повторения, 80-85 % - 2 повторения, 90-95 % - 1 повторение.

Развитие физических качеств в троеборье

Развитие ловкости

Ловкость — комплексное качество, отличительной чертой которого является проявление находчивости в выборе оптимального способа решения двигательной задачи и путей ее реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. В связи с этим развивать ловкость следует используя  следующие методические приемы:

а)        необычных исходных положений;

б)        зеркального выполнения упражнений;

в)        изменения скорости, темпа движений и их пространственных границ;

г)        смены способа выполнения упражнений;

д)        изменения противодействия занимающихся при групповых и парных упражнениях.

Физиологический режим выполнения упражнений: количество и интенсивность упражнений лимитируется величиной пульса 140 уд/мин, время отдыха — восстановлением пульса до 90 уд/мин, ориентировочное время непрерывного выполнения упражнения —-10—20с.

В тех случаях, когда тренировка ловкости предшествует на занятиях изучению техники, то целесообразно заканчивать КТ  игровой формой, которая одновременно с развитием ловкости обеспечивает хорошую подготовку суставов.

Аналогично составляются комплексы для учащихся второго года обучения путем включения разнообразных упражнений, подобных приведенным, и с учетом от меченных выше требований.

Развитие быстроты

В силу того, что перенос качества быстроты существует только в одинаковых по координационной структуре движениях, при подборе упражнений следует выполнять следующие требования:

  1. упражнения должны соответствовать биомеханическим параметрам тренируемого движения;
  2. техника тренировочного упражнения должна быть относительно проста и хорошо освоена;
  3. темп выполнения упражнений должен быть максимальным:
    продолжительность выполнения одного упражнения не должна превышать 10—15 с.; с уменьшением темпа и скорости движения тренировку нужно прекращать;
  4. время отдыха между упражнениями (или сериями одного упражнения) должно обеспечивать практически полное восстановление организма (для этого используются сходные по структуре движения малой интенсивности).

Реализация программы тренировки, построенной с учетом вышеприведенных рекомендаций, как правило, приводит к резкой активизации быстрых мышечных волокон, чего нельзя добиться при обычной тренировке.

Развитие силы.

В процессе силовой подготовки необходимо решить следующие основные задачи:

а)        обеспечить разностороннее развитие или сохранение в необходимой мере силовых способностей, создающих предпосылки для специфических проявлений их в троеборье, а также для успешного освоения технико-тактических действий;

б)        обеспечить развитие специфических для троеборья  силовых способностей, необходимых для успешного освоения двигательных действий, составляющих основу соревновательных движений.

Первая задача решается в ходе так называемой общей силовой подготовки, в процессе которой применяют широкий состав общеподготовительных упражнений на основе использования механизма положительного переноса физических качеств, в результате чего создаются предпосылки эффективного проявления развивающих качеств в избранном виде спорта.

Вторая задача составляет основу специальной силовой подготовки, направленной на формирование структуры силовых качеств (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой ловкости и силовой выносливости), применительно к специфике спортивного троеборья  и поэтому средства, применяемые в этом случае, выбираются таким образом, чтобы режим работы мыши, и характер мышечных напряжений был близок к соревновательному. Для этого необходимо соблюдать следующие требования:

а)        подбирать силовые упражнения, близкие по амплитуде и направлению соревновательным упражнениям;

б)        делать акцент максимума усилий на рабочем участке амплитуды движения;

в)        подбирать силовые упражнения по величине динамического усилия в соревновательном упражнении;

г)        подбирать силовые упражнения по скорости нарастания усилия в соревновательных упражнениях.

Развитие выносливости.

Для развития специальной выносливости используются специализированные игровые комплексы, специально-подготовительные упражнения. Силовая выносливость характеризуется способностью организма сопротивляться утомлению при относительно длительных и больших силовых нагрузках (более 30 % от показателей индивидуальной максимальной силы). Силовую выносливость можно определить по наибольшему количеству повторений какого-то движения или по максимально возможному времени противодействия (удержания) внешним сопротивлениям.

 

ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ  В СОРЕВНОВАНИЯХ

Занимающиеся могут участвовать в течение года не более чем в 2-х областных,  в 2-х районных (первенство города) и в 2-х внутришкольных соревнованиях.

В учебных и контрольных соревнованиях совершенствуются знания правил соревнований; формируются качества и навыки, необходимые для планирования и реализации техники выполнения упражнений, вырабатываются индивидуальные подходы к разминке и настройке перед выполнением упражнения.

 ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного троеборья. Быстрой адаптации спортсменов к воздействию высоких тренировочных и соревновательных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Кроме того, от них во многом зависит сохранение и укрепление здоровья юных троеборцев, их спортивное долголетие, повышение физической работоспособности, уменьшение спортивного травматизма.

Система восстановления включает организационные формы ее реализации, подбор адекватных средств восстановления и контроль за их эффективностью.

Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как стимуляция восстановления  и повышения спортивных результатов возможны только при рациональном построении тренировки, соответствии величины нагрузки функциональному состоянию троеборцев.

Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, их системы в микроциклах и на отдельных этапах тренировочного цикла. В процессе учебно-тренировочной работы необходимо широко варьировать нагрузку и условия проведения занятий, регулярно переключаться с одного вида деятельности на другой, вводить в ходе тренировки упражнения для активного отдыха. Для юных троеборцев старших возрастов следует планировать специальные восстановительные циклы.

Психологические средства способствуют снижению психологического утомления, обеспечивают устойчивость и стабильность психического состояния, создают лучший фон для реабилитации, оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Если такие психотерапевтические приемы регуляции психологического состояния, как аутогенная и психорегулирующая тренировки, требуют участия квалифицированных психологов, то средства внушения, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие факторы следует широко использовать педагогическому  коллективу спортивных центров.

Система гигиенических факторов включает следующие разделы:

  • оптимальные социальные условия микросреды, быта, учебы и трудовой деятельности;
  • рациональный распорядок дня;
  • личная гигиена;
  • специализированное питание и рациональный питьевой режим;
  • закаливание;
  • гигиенические условия тренировочного процесса;
  • специальные комплексы гигиенических мероприятий при тренировке борцов в сложных условиях (климат, пониженная температура, климатовременные факторы и т.д.)

В комплексной реализации на всех этапах подготовки принимают участие педагоги дополнительного образования, медицинские работники и сами спортсмены.

Оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды проявляются во взаимоотношениях и влиянии людей, окружающих спортсменов (родители, родственники, товарищи, члены учебного и спортивного коллективов). Их постоянное влияние может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на психическое состояние спортсмена, его морально-волевую подготовку, спортивные результаты.

Педагоги должны знать и постоянно контролировать состояние спортсмена, его морально-волевую подготовку, спортивные результаты.

Педагоги должны хорошо знать и постоянно контролировать состояние микросреды, а также принимать все меры для ее улучшения, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий.

Особенности учебной деятельности юных троеборцев необходимо учитывать при всех видах планирования тренировочного процесса. В периоды напряженной учебной деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается.

Личная гигиена - это рациональный распорядок дня, уход за телом, отказ от вредных привычек и др.

Рациональный распорядок дня позволяет:

  • создавать оптимальные условия для учебной и спортивной деятельности;
  • повышать спортивную работоспособность;
  • воспитывать организованность и сознательную дисциплину;
  • выполнять различные виды деятельности в определенное время;
  • Правильно чередовать учебу, тренировочные занятия и отдых;
  • выбирать оптимальное время для тренировок;
  • регулярно питаться;
  • соблюдать режим сна

Выбор времени для проведения тренировочных занятий устанавливается с учетом суточной динамики спортивной работоспособности, конкретных задач данного периода подготовки, времени проведения предстоящих соревнований и других факторов.

Питание юных троеборцев необходимо строить с учетом этапов подготовки, динамики тренировочных и соревновательных нагрузок и индивидуальных особенностей спортсменов.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный контроль следует осуществлять  два раза в год:  в начале и в конце учебного года. По результатам врачебного осмотра определяется возможность ребенка  заниматься силовыми видами спорта (троеборьем). Перед тем как ребенок начнет заниматься в группе, тренеру необходимо ознакомится с результатами медицинского осмотра. Это необходимо для применения  индивидуального дифференцированного подхода.


Используемая педагогом литература:

  1. Атлетизм. Научно – методический сборник, 1990.
  2. Всестороннее руководство по развитию силы, Фредерик К. Хэтфилд, 288 стр, Красноярск, 1992.
  3. Избранные главы «Современная силовая тренировка, теория и практика» Ю. Хартманн и Х. Тюннеманн. Издательство Шпортферлаг, Берлин, 1988.
  4. Муравьев В.Л. , Пауэрлифтинг. Путь к силе. Москва, 1998.
  5. Пауэрлифтинг – путь к абсолютной силе., Москва, 1987.
  6. Пауэрлифтинг. - М.: Терра-Спорт, 2003. Гузеев П., Пеганов Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по силовому троеборью для занятий с детьми 13-18 лет

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать более полно идею индивидуализации обучения, готовить детей к жизни в обществе, развивать их здоровье и физически...

Методы силовой тренировки, применяемые с детьми и подростками

Особенности развития силовых способностей у детей и подростковМетоды силовых тренировок для детей и подростковСредства развития силовых способностей у детей и подростков...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

Программа ОФП "Силовое троеборье"

laquo;Силовое троеборье»Примерная образовательная программа направлена на всестороннее развитие личности школьника посредством освоения основ физкультурной деятельности с общеобразовательной и ...

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....

2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

в объединении «Алдын-Сай» учебных годах не обучались дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации...