РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы спортивной секции по каратэ «Кёкусинкай» Тренер преподаватель: Бартиханов Рафиияв Магомедович Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. (Даосский мудрец)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспечения учебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическими документами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы по видам спорта. Поэтому возникла необходимость дальнейшего научного совершенствования и творческой переработки программных документов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, где обоснование нормативного и методического разделов программ становится актуальной научной задачей текущего времени.
Как пример был разработан типовой план-проспект построения программ по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, учитывающий современные принципы спортивной подготовки юных спортсменов и базирующийся на результатах последних научных исследований, передовом опыте спортивной практики. В основу типового плана-проспекта учебной программы легли требования нормативно-правового характера, регулирующие организационно - методическую деятельность спортивных школ, в нем представлены основные разделы типового положения о спортивной школе . Каратэ - это путь, к которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух,открывая в себе новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей. Прежде всего каратэ - это один из видов боевых искусств, особая разновидность фехтования с использованием различных частей тела для защиты и нападения, но в первую очередь для защиты. Каратэ –это прежде всего средство для самосовершенствования личности, путь физического и духовного (в том числе и умственного) развития человека. С помощью каратэ успешно решаются задачи общего физического развития и разносторонне совершенствуются двигательные способности человека; применяемые в каратэ упражнения и отрабатываемые технические действия равномерно воздействуют на все группы мышц. Разнообразные технические элементы обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие морфологических и функциональных систем организма; одновременно оказывая воздействие на координационные механизмы нервной системы; повышая ее пластичность. Обучение каратэ - педагогический процесс, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками, на физическое, умственное и нравственное совершенствование учеников Обучение каратэ носит воспитывающий характер. Оно неразрывно связано с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением, выработкой определенных черт характера, воли, привычек и вкусов, развитием физических качеств).
Цель программы:
1. Укрепление здоровья, улучшение физического развития. 2. Развитие физических и волевых качеств 3. Усвоение знаний по теории и практике каратэ. 4. Овладение техническими и тактическими действиями в каратэ. 5. Подготовка к спортивным состязанием.
Задачи: Этап начальной спортивной специализации: 1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности. 2. Овладение основами техники и тактика каратэ-до. 3. Приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях. 4. Уточнение спортивной специализации. Этап углубленной тренировок: 1.Совершенствование техника и тактика каратэ 2.Развитие специальных физических качества 3.Повышение уровня функциональной подготовленности. 4.Освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок. 5.Накопление соревновательного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа обучения каратэ состоит из следующие разделов: КАТА-КИХОН 1- Стойки 2- Удары руками 3- Удары ногами(гери ваза) 4- Блоки (укэ-ваза) 5- Броски(наге ваза) 6- Формальные упражнения(ката)
Стойка В каратэ стойка означает положение нижней части тела бедер и ног, которые буквально несут верхнюю часть тела, это определённое положение тела спортсмена, позволяющее ему свободно перемещаться в ходе ведения боя, маневрировать, быстро переходить от защиты и атаке , от одного приема к другому, сохранять при этом устойчивое положение.
Удары руками По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара: -прямой -круговой -сверху вниз -снизу вверх Удары ногами Все удары ногами можно разделить по следующим признакам: - по технике проведения удары делятся на проникающие, подбивающие и маховые; - по уровням проведения удары делятся на низкие, средние и высокие; - по направлению проведения: вперед, назад, в сторону, круговой вперед, круговой назад, по дуге наружу, по дуге внутрь; - по способам проведения: а. выполняемые из низкого положения: лежа, сидя, стоя на коленях б. выполняемые из положения стоя на одной ноге в. выполняемые в прыжке - по месту проведения удара – удары коленом, голенью, основанием пятки, внешней стороной пятки, основанием стопы, внешней стороной стопы, подъемом стопы, внутренней стороной стопы. - блоки
Броски В каратэ броски играют вспомогательную роль, являясь дополнением ударной техники рук и ног. Можно выделить несколько видов бросков: подножка, подсечка партнера по наружной стороне пятки, бросок противника после выполнения захвата ударной ноги противника и его последующим броском.
Формальные упражнения (ката) Блоки, удары руками и ногами – основные приемы каратэ, логично записанные в ката, упражнения чистой формы, формальные упражнения, эти материнские основы каратэ.
При выполнении ката отрабатываются различные задачи: техника стоек, ударов, блоков и перемещений, дыхания, острота реакции, ритмичность и точность движений вдоль заданной линии в пространстве. Ката является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как: 1. средство технического обучения и совершенствования 2. средство физической подготовки и физического совершенствования 3. средство психологической подготовки 4. источник информации и средство интегрального самосовершенствования.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СХВАТКИ (КУМИТЭ) Кумитэ – это тренировочные бои, в которых занимающиеся используют все ранее изученные приемы в каратэ: удары, блоки и тд. Все множество видов тренировочных схваток распадается на три больших подразделения: - трехступенчатое – самбон кумитэ, - одноступенчатое – иппон кумитэ - свободное – дзию кумитэ.
Самбон кумитэ. В таком бое один из партнеров защищается, другой – нападает. По отражении нападения в третий раз защищающийся проводит контратаку. Элементы этого упражнения: - приемы нападения - приемы защиты - приемы контратаки - работа ног
Иппон кумитэ. Состоит из одной атаки, отражаемой одним боком, и одной котратаки. Одноступенчатая схватка оказывается более развитой формой боя. Целью являюется изучение атакующих и оборонительных приемов.
Дзию кумитэ. Свободная схватка. Базируется на основных приемах каратэ без предварительной договоренности партнеров.
Общая-физическая подготовка (ОФП). Направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшения координационной способности, увеличение силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Специально-физическая подготовка. (СФП). Направлена на развитие двигательных качеств строго применительно к требованиям каратэ. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Метод Показа-демонстрация техника, показ фотография, учебный фильме. Метод упражнения-систематическом повторении изучаемого материала. Метод непрерывного неизменяемого действия. Развитие выносливости. Умеренная нагрузка (интенсивность), составляющая 75-82% от максимальной интенсивности. Пульс 130-150 ударов в минуту. Метод непрерывного изменяемого действия. Изменяется величина нагрузки (интенсивности) и составляет 70-80% от общей нагрузки, в ходе которой попеременно чередуются действия. Применяется преимущественно для развития специальных способностей и силы. Метод прерывного действия. Выполнение упражнений с нагрузкой чередуются с отдыхом. Продолжительный отдых может составлять от ½ до 2/3 от общего времени восстановления. Короткий отдых составляет 1/3 или 60% от времени полного восстановления. Метод прерывного действия с повторением. Состоит в систематическом чередовании упражнений (усиленная нагрузка) и отдыха (более 95%). Каждое повторение по времени длится недолго. Метод прерывного действия с интервалами. (Интервальная тренировка). Базируется на систематических повторениях упражнений с максимальными нагрузками – более 95% (190 уд/мин) Игровой метод. Соревновательный метод. Метод нарастающей нагрузки с повторениями. Состоит в сокращении интервалов отдыха между повторами и в увеличении скорости перемещений в упражнениях. Метод уменьшающейся нагрузки с повторениями. Используется для поддержания высокой способности к мышечной работе и спортивной формы. При этом в ходе выполнения упражнений энергетические затраты относительно малы. Данный метод создает эффект большого объема проделанной работы при значительном уменьшении нагрузки к концу тренировочного курса упражнений. Метод чередования и интервалов. Основан на поэтапном чередовании одной или другой деятельности в ходе тренировки, посредством разделения и последующим объединением этапов деятельности в одно целое. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАРММЫ. Для реализации данной программы необходима материально-техническая база: 1. Зал для занятий. 2. Татами. 3. Лапы. 4. Скакалки. 5. Магнитофон. 6. Базовый спорткомплекс.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение волевых качеств занимающихся каратэ. Улучшение физических качеств (быстрота и сила). Усвоение технических и тактических действий в каратэ. Овладение спортивным мастерством. Участие спортсменов в соревнованиях с целью достижения наиболее высокого результата.
ЛИТЕРАТУРА 1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера – 2002 г. 2. Танюшкин А.И., Игнатов О.В. Система подготовки в кёкушинкай –1994 г. 3. Руис де ла Торре М.А. «Современная методика подготовка спортсменов по ката на чемпионат мира по каратэдо сито-рю «- 2004 г. 4. Руис де ла Торре М.А. «Методическое Пособие по Каратэ Сито-рю»-2005г. 5. Свишев И.Д. –дзюдо- учебное пособие для спортивное школа –1999 6. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов. – 2003 7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте.-2005
|