рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре по теме

Лыскина Елена Фёдоровна

Программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, утверждённого приказом МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089, Примерных программ по физической культуре рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263, приказом МОиН РФ от 03.07.2008 г. № 164, приказа по утверждению учебного плана школы на 2013 – 2014 учебный год № 243 от 30.08.2013г. и тематического планирования  предложенного программой В.И. Ляха.

Сохранение и укрепление здоровья учеников начальной шко­лы, формирование у них осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом являются главными задача­ми школы. Приобщая учащихся начальных классов к культуре физической, мы не только создаем возмож­ности для их физического совершенствования с целью успеш­ной подготовки ко всем необходимым видам деятельности че­ловека в обществе, но и расширяем возможности в познании нравственного опыта человеческой культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1-4_klass.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•   укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;

•  развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

•    овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

•   воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Укрепление здоровья и личная гигиена

Оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы). Утренняя гимнастика и физкультпаузы. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Способы формирования правильной осанки, рационального дыхания при выполнении физических упражнений.

Измерение индивидуальных показателей: физического развития (длины и массы тела), физической подготовленности (гибкости, силы, быстроты). Определение частоты дыхания и сердечных сокращений в процессе занятия физическими упражнениями.

Правила и нормы поведения на уроках физической культуры, способы взаимодействия во время подвижных игр и состязаний.

Способы двигательной деятельности

Разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, использование их в различных условиях, преодолении естественных и искусственных препятствий.

Индивидуальные и групповые упражнения с мячом: футбол (мини-футбол) - удары по мячу ногой, остановка мяча ногой, отбор мяча; баскетбол (мини-баскетбол) - ведение мяча на месте, ведение мяча в движении шагом, передачи мяча.

Простейшие упражнения на гимнастических снарядах: висы, стойки, упоры, наскоки и соскоки. Стилизованные (образные) способы передвижения. Опорные прыжки. Прыжки через гимнастическую скакалку (в различных вариантах). Элементы ритмической гимнастики и танцев.

Простейшие акробатические упражнения: стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, повороты и перевороты, кувырки. Плавательные упражнения начального этапа обучения. Простейшие способы передвижения на лыжах.

Физические упражнения с предметами и без предметов для развития основных физических качеств (ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы, выносливости). Сюжетно-ролевые подвижные игры и эстафеты (в том числе с элементами спортивных игр).

Командные (игровые) виды спорта: футбол (мини-футбол), баскетбол (мини-баскетбол). Тактические действия в защите и нападении. Учебно-тренировочные игры

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения физической культуры ученик должен:

знать/понимать

• роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

• правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

•  правила поведения на занятиях физической культуры;

уметь

•   передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

•   выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;

• выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;

• осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; выполнять специальные упражнения, направленные на закрепление элементов техники футбола (мини-футбола), баскетбола (мини-баскетбола);

• выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;

•   преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;

• соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;

•   наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;

•   самостоятельной организации активного отдыха и досуга.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Основа содержания обучения физической культуре:

Программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, утверждённого приказом МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089, Примерных программ по физической культуре рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263, приказом МОиН РФ от 03.07.2008 г. № 164, приказа по утверждению учебного плана школы на 2013 – 2014 учебный год № 243 от 30.08.2013г. и тематического планирования  предложенного программой В.И. Ляха.

Сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы, формирование у них осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом являются главными задачами школы. Приобщая учащихся начальных классов к культуре физической, мы не только создаем возможности для их физического совершенствования с целью успешной подготовки ко всем необходимым видам деятельности человека в обществе, но и расширяем возможности в познании нравственного опыта человеческой культуры.

2. Цели и задачи обучения:

Цели усвоения материала программы

Представления об основных исходных понятиях — физическом воспитании, физической культуре, спорте, физическом развитии, физическом совершенстве и др.; о роли физической культуры в жизни общества, ее социальной функции; о роли учебного предмета «физическая культура», с помощью которого учащийся получает физическое образование, определяющее

жизнедеятельность человека в обществе; о способах личного физического совершенствования.

Ознакомление с предметами спортивного назначения и их использованием.

Овладение средствами физического воспитания в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями.

Развитие двигательных качеств.

Реализация знаний, умений и навыков в коллективных, индивидуальных и самостоятельных занятиях физической культурой.

         Обучение национально-региональному компоненту предмета «Физическая культура» в начальной школе - укрепление состояния здоровья и совершенствование физического развития детей средствами народной педагогики.

Задачи учебного предмета по теоретической части

  • Формирование представлений о своем здоровье.
  • Получение сведений о легкоатлетических, гимнастических упражнениях, лыжных гонках, плавании, конькобежному спорту, элементах и правилах спортивных, подвижных игр, танцевальных упражнениях и др.
  • Осознание необходимости гигиенических и физиологических требований в организации физической культуры.

Понимание взаимосвязи воспитания физического с нравственным, умственным, эстетическим, трудовым.

  •  Знание жизненно важных двигательных качеств, применению их в различных по сложности условиях и ситуациях.

Задачи учебного предмета по практической части

  • Развитие интереса к физкультурно-спортивным занятиям.
  • Формирование устойчивой привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями с использованием национальных физических упражнений, игр и состязаний.
  • Всестороннее гармоничное развитие ребенка.
  • Понимание оздоровительной значимости физической культуры как двигательной деятельности, воздействующей на биологическую основу человека.

  • Овладение доступными в этом возрасте двигательными умениями и навыками, составляющими школу движений.
  • Развитие и совершенствование двигательных качеств с учетом сенситивных периодов физического развития детей.
  • Укрепление наклонностей к определенным видам спорта и воспитание интереса к соревновательным действиям на основе принципов физического и нравственного воспитания.
  • Развитие двигательных способностей; выработка представлений о народных играх и состязаниях; соблюдение правил техники безопасности во время занятий.

3. Общая характеристика предмета:

Основные требования к содержанию и методическим принципам преподавания

Современное реформирование системы физического воспитания предполагает, во-первых, преемственность и, во-вторых, интегрированный курс обучения. В данном случае преемственность понимается как потребность в физическом развитии, самовыражении в физическом и интеллектуальном плане, физическом совершенстве, что создает основу для интересной жизни, положительных эмоций, способствует дальнейшему умственному и физическому развитию.

Интегрированный курс в физическом образовании и воспитании имеет следующие цели:

  • Формирование гуманистического мировоззрения учителя, побуждающее его к добру, самоуважению, сотворчеству, терпимости, укреплению здоровья ребенка.
  • Формирование стремления ученика быть здоровым, физически сильным, гармонично развитым.
  • Соблюдение принципов (фасцинации, синкретичности, спортивно-творческой направленности), при которых создаются возможности для самостоятельного решения как общих, так и двигательных задач в жизни и деятельности ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивающие воображение, повышающие познавательную активность и создающее базу для физического совершенствования.

4. Место предмета в учебном плане ОУ:

Изучение физической культуры осуществляется  в рамках начального курса для первого класса 99 часов в год, при расчёте три часа в неделю; для второго, третьего и четвёртого классов 102 час в год, при расчете 3 часа в неделю.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СЕТКА ЧАСОВ) ПРИ ДВУХРАЗОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В НЕДЕЛЮ.

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

класс

1

2

3

4

1

Базовая часть

49(75)

52(78)

52(78)

52(78)

1.1

Основы знаний о физической культуре

в процессе урока

1.2

Подвижные игры

12(18)

12(18)

12(18)

12(18)

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

10(15)

12(15)

12(15)

12(15)

1.4

Лёгкоатлетические упражнения

14(21)

14(21)

14(21)

14(21)

1.5

Кроссовая  подготовка

10(12)

10(12)

10(12)

10(12)

1.6

Строевая подготовка

4(9)

4(9)

4(9)

4(9)

2

Вариативная часть

16(24)

16(24)

16(24)

16(24)

2.1

Связанный с региональными и национальными особенностями

8(12)

8(12)

8(12)

8(12)

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта

8(12)

8(12)

8(12)

8(12)

ИТОГО:

65(99)

68(102)

68(102)

68(102)

  • За отсутствием лыжного инвентаря и условий для занятий лыжной подготовкой отпущенные 14 часов на этот раздел распределяем на  кроссовую подготовку и строевую подготовку.
  • Из раздела 2.2 часы распределяем по выбору учителя на изучение спортивных игр (мини - баскетбол, пионербол, мини - футбол).

5. Особенности преподавания:

Данная программа, составленная с учетом предшествующего опыта работы.

Она направлена на решение следующих задач:

  • Освоение знаний и умений в области физической культуры, используя систему понятийного аппарата, изложенного в учебниках по физической культуре.
  • Систематическое физическое развитие двигательных способностей учеников, формирование умений и навыков правильных физических действий в процессе практических занятий на основе заинтересованности детей.
  • Формирование у детей потребностей в физическом и духовном совершенствовании.
  • Приобщение учеников к самостоятельным занятиям физической культурой для развития двигательных качеств и успешных двигательных действий в учебной и житейско-бытовой деятельности.

В основу программы положены принципы развивающего обучения и воспитания активного эстетического и нравственного отношения к физической культуре, как части общей культуры общества.

6. УМК, на основе которого ведётся физическая культура:        

В основу программы положено Методическое обеспечение к программе это учебники для начального уровня изучения физической культуре (1 – 4 кл.). Учебно-методический комплекс представлен: учебником «Физическая культура 1-4 класс», автора В.И.Ляха, издательство «Просвещение» 2008-2009 год.

УМК соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067.

Список учебников рассмотрен на заседании экспертно – методического совета (Протокол № 5 от 28.03.2013г. по МБОУ СОШ № 5 «Об утверждении учебников на 2013 – 2014 уч. год») Список учебников утверждён приказом директора по школе (Приказ № 109 от 28.03.2013г.)

7. Основное содержание:

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основы знаний о физкультурной деятельности

  • Социокультурные основы физкультурной деятельности

История возникновения физической культуры: ритуальны игры, танцы и обряды, древнегреческие Олимпийские игры Физическая культура у древних славян, в царской России, в со временном обществе.

История зарождения физического воспитания, его связь с деятельностью и житейской практикой человека. Физическое воспитание детей в Древней Греции, Риме, на Руси.

Современная практика организации физического воспитания школьников.

Использование в классах с полиэтническим составом детей народных игр как источника традиционной культуры позволит реализовать принципы мультикультурного образования и диалога культур, способствовать воспитанию позитивного межэтнического общения.

  • Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности

Традиционные психолого-педагогические характеристики предмета преподавания: основных движений и передвижений человека, физических упражнений, основных форм занятий, правил поведения и техники безопасности.

Связь обучения по предметам с развитием внимания, памяти и мышления. Развитие физических качеств детей в процессе выполнения комплексов упражнений.

Принцип фасцинации (от англ. fascination — очарование) как специально организованное вербальное (словесное) воздействие, которое направлено на уменьшение потерь семантической

информации, управление процессом занятий и достижение результативности в оздоровительном, воспитательном и образовательном плане.

Уникальность в преподавании предмета, использование словесных средств для увлечения ребенка предметом действия и самим действием. Полное отсутствие всякого учебного насилия. Обеспечение возможностей творческого выполнения упражнений.

Принцип синкретичности (в психологии от греч. synkretismos — соединение, объединение) как нерасчлененность психических функций на ранних этапах общего развития ребенка. Установление синкретичности связей в двигательной сфере ребенка с целью постижения истинного значения физических упражнений, их назначения, природы внедрения. Объединение знаний о явлениях природы, взаимодействии природы с человеком, использование реалий природы в жизни, в быту, в различной деятельности. Отказ на уроках от механической системы выполнения движений. Методы проведения уроков с эмоциональной нагрузкой детей, связанное с восприятием красоты и гармонии в природе, приобретением прочного энергетического запаса при малых потерях в физическом плане.

Принцип спортивно-творческой направленности как обеспечения возможности самостоятельно создавать новые движения на основе двигательного опыта и мотива, побуждения к творческой деятельности. Зарождение соревновательной деятельности. Ее мотивация у детей.

  • Медико-биологические основы физкультурной деятельности

Основы личной гигиены и гигиенические процедуры в режиме дня и в учебное время. Гигиенические требования к условиям занятий, инвентарю, одежде. Закаливание организма в детском возрасте, его значение для физического и духовного развития ребенка.

Характеристика физического состояния; правила дозировки и контроля физической нагрузки. Профилактика травматизма; правила оказания первой помощи.

Физическое развитие школьника и его связь с физическими упражнениями. Методы тестирования физического развития и физической подготовленности.

  • Работа с учебником

Характеристика учебника, как книги, содержащей систематические научные знания, комплекс предметных понятий и закономерностей, материалов прикладного плана. Особенности учебника «Физическая культура».

Формирование бережного отношения к учебной книге. Рекомендации по изучению текстов, чтению, осмыслению содержания, запоминанию учебного материала, приемы овладения навыками и умениями воспроизводить учебные тексты.

Методы поощрения и стимулирования правильной работы с учебником.

  • Формирование личности младшего школьника в процессе физического воспитания

Формирование правильного отношения к труду. Обеспечение условий для появления желания качественно выполнять любые трудовые операции, развитие чувства товарищества, умение сочетать личные и общественные интересы, соблюдать нормы и правила поведения.

Конкретные дифференцированные по возрасту учеников приемы приобретения и закрепления навыков поведения, выполнения правил, понимания ценностей дружной соревновательной работы, физической культуры, здоровых нравственных убеждений и сильных волевых качеств.

  • Методы обучения

Урок как основная форма приобретения знаний и умений и формирования навыков по предмету. Характеристика содержания и формы урока физической культуры. Типы уроков. Психологические приемы для побуждения к познавательной деятельности.

Слово, показ, игра, соревнование как методы обучения физической культуре. Беседа, объяснение, описание, указание, распоряжение и команда; их характеристика с точки зрения словесных жанров.

  • Теоретические и методические знания по предмету «Физическая культура»

Теоретические положения и понятия, терминология предмета. Физические упражнения как основные средства преподавания. Взаимодействие физического воспитания как педагогического процесса с нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием.

Физическое развитие, его признаки. Характеристика процесса прогрессивного изменения форм и функций ребенка естественным образом. Физическая подготовленность в освоении движений в ходьбе, беге, плавании, метаниях, прыжках и полноценное проявление ребенка в учебе и разных сферах жизни. Доступность словесно-понятийных форм при объяснении теоретического и прикладного материала.

Виды спортивной деятельности, их целевое назначение, способы выполнения. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры по видам движений, по физическим качествам.

Исторические сведения о предмете.

Гигиенические основы физической культуры: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища. Гигиена сна. Рациональное питание.

  • 1-й класс

Строевые упражнения

Распоряжение и команда как словесные указания на выполнение движений. Объяснение значения распоряжений и команд и приемов их выполнения.

Основные команды: Смирно! Вольно! Равняйсь! Шагом марш! Стой! На месте! Направо! Налево! В одну шеренгу (колонну) становись! Разомкнись! Кругом! Раз-два!

Построение, перестроение и передвижение в одну шеренгу, колонну, круг. Размыкание на вытянутые вперед руки или указанное расстояние (0,5 - 2 м). Повороты на месте переступанием, прыжком. Передвижение в шеренге (колонне) по одному, по два, по три в обход, по кругу по ориентирам с соблюдением дистанций и интервалов. Перестроение на время (10 с).

Общеразвивающие упражнения

Поэлементное освоение движений головой, туловищем, руками и ногами. Навыки управлять своими движениями с учетом их амплитуды, скорости, темпа и ритма. Выполнение упражнений медленно и быстро; фиксирование основной стойки и других положений тела (3—5 с).

        Имитационные упражнения: движения животных, птиц, охотника, лесоруба, кожемяки, косаря.

Упражнения с большим мячом.

        Броски двумя руками из разных позиций по горизонтальной и вертикальной мишеням с разных расстояний (1—4 м); передача мяча через шнур и друг другу.

Ходьба.

         Формирование правильных навыков ходьбы. Требования к положению туловища, движению рук и ног при ходьбе. Обычная ходьба и ходьба на носках; их сочетание. Отработка элементов ходьбы стоя на месте, в равномерном обычном темпе, с дополнительными ритмическими движениями, по одному и в строю. Подкрадывание к дичи (медленные, бесшумные, плавные шаги).

Бег.

 Его техника. Требования к движениям в беге. Бег с сохранением правильной осанки, с ритмичным дыханием. Бег на месте, в медленном и быстром темпе, с чередованием темпа; в колонне по одному, по двое — трое с прыжками и по «широкой» лестнице, пробегания под длинной вращающейся скакалкой. Быстрый бег (170—180 шаг/мин) парами, группами из исходных положений стоя, сидя, лежа.

Метания.

Ознакомление с особенностями метательных предметов. Передача и перекатывание мяча в сторону, вперед, броски среднего и большого мяча. Упражнения с палочкой, кольцом, обручем; их перебрасывание, перекатывание и подбрасывание.

Прыжки.

 Отработка элементов регулирования длины каждого шага, укороченного разбега, отталкивания, подскока и мягкого приземления. Фиксирование внимания на изменениях положения тела. Прыжки шагом и вспрыгивания на препятствия; прыжки на одной и обеих ногах с продвижением

вперед по ориентирам, в длину с места с небольшого возвышения. Прыжки: в приседе на обеих ногах, на месте с ноги на ногу.

Гимнастика. 

Упражнения для формирования осанки: у вертикальной плоскости с удержанием на голове различных предметов (мешочков, кубиков и др.). Акробатические упражнения: группировка в упоре присев из положения сидя на полу, лежа на спине; отработка положения рук и головы перед кувырком вперед; перекат из группировки в приседе с возвращением в присед; кувырок вперед в группировке. Лазание и перелезание: по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях; подтягивание на горизонтальной скамейке лежа на животе; перелезание через горку матов, гимнастическую скамейку; лазание по гимнастической стенке произвольным способом. Упражнения в равновесии: стойка на носках, на одной ноге, вторая нога согнута (на полу, гимнастической скамейке); ходьба по линии на полу, по скамейке, бревну на полу.

Танцевальные упражнения.

Начало овладения пластическими и ритмическими движениями. Ходьба под музыку с пением и остановкой в конце музыкальной фразы; танцевальные шаги на носках; шаг с подскоком; ходьба с приставным шагом вперед, в сторону, назад. Упражнения в кругу, шеренге, колонне, в разомкнутой колонне по два, по три, по четыре, в свободном строю, у специальных станков.

Народные игры и состязания.

 Хакасские: «Волк и табун лошадей», «Перебеги дорогу», «Бодание баранов», «Окрас», «Жмурки», «Пробеги мимо курганного камня», «Ацчылар», «Орын пылазыг», «Перетягивание ремня», «Пакпа», «Рукоборье»

Русские: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Заря», «Лапта», «Прятки», «Чижик», «Салки».

Тувинская: «Стрельба в мишень».

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Олени и пастухи», «Ловля оленей».

Якутские: «Волк и жеребята», «Игра в мяч», «Пятнашки с платком».

Бурятские: «Табун», «Волк и ягнята».

  • 2-й класс

Строевые упражнения

Основные команды: Шире шаг! Короче шаг! По кругу марш! По порядку — рассчитайсь! На первый—второй — рассчитайсь! Приставными шагами — разомкнись!

Передвижения в колонне по одному, перестроение в круг с последующим изменением дистанции (0,5—3 м), размыкание приставными шагами с изменением интервала (2—6 шагов).

Общеразвивающие упражнения

Обучение самооценке и саморегуляции, точности, скорости движений разных видов, ориентации в пространстве и времени. Отдельные движения руками, ногами, туловищем с малой и большой амплитудой, в разном темпе, с фиксированием положения (1—5 с) по сигналам и самостоятельно.

Упражнения с большим мячом. 

Ведение мяча на месте и в движении, передача в разном темпе на время (15—30 с).

Ходьба.

 Продолжение обучения широкому свободному шагу. Усложнение упражнения 1-го класса: увеличение темпа шагов с энергичным движением рук, сочетание замедленной, обычной и ускоренной ходьбы в колонне, строю. Фиксирование внимания на движениях рук, правильной осанке, сохранении дистанции. Изменение темпа ходьбы по сигналам. Ходьба как подготовка к обучению бегу (на носках, перекатом, в «коридорчике») с высоким подниманием бедра при правильном положении ног и туловища.

Бег.

 По заданному коридору (прямому, в форме дуги и зигзага, с препятствиями); по кольцам с усложнением упражнения (с чередованием коротких и длинных шагов, с прыжками через мяч или барьер). Бег по «коридору» с кольцами. Отработка элементов бега с правильным положением ног, рук, туловища до и после преодоления полосы ограничителей. Ускорение темпа бега, если не нарушена техника. Бег на скорость на 30 м.

Метания.

Ритмичное толчкообразное отбивание разных по размеру мячей одной, двумя руками, попеременно; сочетание бросков и ловли мяча с ходьбой, поворотом туловища. Регулирование направления, амплитуды и силы движений, метание мяча в цель на дальность с места; отработка согласования замаха с броском. Повторение упражнений 1-го класса с усложнением для достижения точного направления и силы броска и правильных положений тела.

Прыжки. 

Преодоление вертикального препятствия с разбега 3— 5 шагов, правильное отталкивание. Разбег в три шага, прыжок шагом, вспрыгивание на возвышение, прыжок через веревочку, наступая, на одной и обеих ногах. Прыжки в полную силу, на заданную и максимальную длину в установленную полосу приземления.

Народные игры и состязания.

Хакасские:     «Пурба     табызах»,     «Пестрая     палочка», «Стрельба из лука», «Метание камня» (весом 2 кг), «Чохыр , собк» (пестрая кость), «Тобит», «Хозан азах», «Пыласпах», «Пестрая   юла»,   «Рукоборье»,   «Отбей   мяч»,   «Ацчылар»,  «Метание   аркана»,   «Стрельба   в   цель»,   «Перетягивание палкой», «Спрячь рукавицу».

Русские: «Кот и мышь», «Ловишко в кругу», «Считалки», «Пятнашки», «Угадай, чей голосок», «Воробьи и вороны», «Бабки», «Кошки-мышки».

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Куропатки и охотники», «Волки и олени».

Тувинская народная игра: «Стрельба в мишень».

Бурятские народные игры: «Иголка, нитка, узелок», «Бабки-лодыжки».

Якутские: «Сокол и утки», «Лунки».

Гимнастика.

 Упражнения для формирования осанки: у вертикальной плоскости с удержанием груза на голове. Упражнения для укрепления мышц стопы. Акробатические упражнения: перекат в сторону из упора стоя на коленях, в широкой группировке; кувырок вперед из упора присев в положение сидя в группировке. Лазание и перелезание: на четвереньках по наклонной скамейке, перелезание на гимнастическую стенку, перелезание «перевалом» через препятствие высотой до 90 см.

Упражнение в равновесии. 

Ходьба на гимнастической скамейке или бревне высотой до 75 см с подбрасыванием и ловлей мяча стоя на одной ноге, при передвижении шагом; ходьба с ударами мяча об пол и ловлей его, с перешагиванием через набивные мячи или веревочку на высоте 20 — 25 см; ходьба по бревну шагами влево и вправо; опускание в упор присев и вставание; стойка на одной ноге поперек бревна и продольно; повороты переступанием на 45 и 90°.

Танцевальные упражнения.

Повторение упражнений 1-го класса. Обучение шагу галопа влево, вправо, назад; переменному шагу вперед и назад. Отработка шагов в разных сочетаниях, с различными исходными положениями и движениями рук.

  • 3-й класс

Строевые упражнения

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре в движении с поворотом налево и изменением дистанции (0,5—3 м); размыкание уступами (по расчету 6 — 3;    6 — 4 — 2 шагов) на месте и в движении.

Общеразвивающие упражнения.

         С разными амплитудами движений, в разном темпе; фиксирование положения в пространстве (1 — б с); простейшие упражнения с закрытыми глазами на лучшее сохранение равнения в колоннах.

Упражнения с большим мячом.

 Ведение мяча в беге; передача мяча друг другу из разных положений, в разном темпе, с выполнением заданного числа ударов за определенное время.

Ходьба

С изменением частоты шагов: точное и быстрое изменение длины шагов по сигналам. Ходьба по широкой горизонтальной «лестнице»; изменение длины шагов в обычной ходьбе. Основные команды: На старт! Внимание! Марш!

Бег.

 Прямолинейный с правильной постановкой стоп; медленный, бег на 1500 м; преодоление препятствий; бег с высокого и низкого

старта. Бег в разном темпе, с изменением темпа по звуковым сигналам, в колонне по одному 1,5—2 мин, на 1500 м; фигурный бег по разметке (по кругу, зигзагам, спирали) в медленном темпе. Бег с прыжками через препятствия; с палкой за спиной; по кольцам; с ускорением по узкому коридору (25—30 м) и без него.

Метания.

Передача мяча ударом о пол; метание в вертикальную мишень; с дугообразной траекторией; броски из разных положений. Метание на дальность через препятствие.

Прыжки.

 Мягкое приземление с развитием силы толчка. Прыжки с ноги на ногу, со скакалкой, с продвижением, с высоты до 50 см, в длину и высоту с разбега. Подскоки (24—32 раза), с преодолением препятствий, со вспрыгиванием на возвышение. Прыжки на одной и обеих ногах через препятствие на высоте 20 см под звуковые сигналы, в разных темпах, по ориентирам и без них; прыжки в длину с места и с разбега на заданное расстояние. Прыжки в глубину с высоты (35—45 см) с перепрыгиванием препятствий; из полуприседа со взмахом рук.

Народные игры и состязания.

Хакасские: «Метпечек», «Сыгара таста» (выбей бабку), «Лира», «Спрячь кость», «Бодание баранов», «Передай ремень», «Хур талазыг», «Стрельба из лука», «Бег с шестом», «Хазых».

Русские: «Выгони мяч», «Лапта», «Чехарда», «Охотники и утки», «Невод», «Конь вороной», «Чижик», «Салки», «Салки с мячом».

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Важенка и < шсията», «Каюр и собаки».

Гимнастика.

 Упражнения для формирования осанки с удержанием груза на голове: повороты кругом медленно и быстро; стойка на носках; приседания; повороты с приседаниями. Акробатические упражнения: перекат назад из разных позиций, кувырок вперед. Упражнения в равновесии: ходьба по бревну широкими шагами, в разном темпе, под звуковые сигналы, с усложняющими элементами других упражнений.

Танцевальные упражнения.

Повторение танцевальных упражнений 1-го и 2-го классов; обучение шагу с притопом, шагу польки, различному сочетанию всех изученных шагов; разучивание танца «Попрыгушка».

  • 4-й класс

Строевые упражнения

Команды: Налево (направо) по три (четыре) — марш! Слева (справа) в обход зала (площадки) в колонну по одному — шагом марш!

Перестроение из колонны по три (четыре) в колонну по одному в движении, с поворотом налево, с изменениями дистанции и интервала (1 — 4 м).

Общеразвивающие упражнения

Выполнение упражнений в разном темпе, по командам, а после усвоения — по субъективной оценке.

Упражнения с большим мячом.

Чередование ведения мяча на месте от 3 до 10 с по командам, правой и левой рукой; передача мяча в стену и ловля его с разных расстояний (3—5 м) двумя руками и поочередно.

Ходьба.

Повторение упражнений 3-го класса.

Бег.

Медленный до 2,2 км; беговые упражнения с высоким подниманием бедер; многоскоки. Семенящий бег; максимально быстрый бег с упором руками на дерево, забор. Бег прыжками-

многоскоками с дозированием расстояния или числа шагов; многоскоки через низкие барьеры; многократное  вспрыгивание на лежащие предметы; бег на скорость.

Метания.

         Держание мяча в исходном положении при проверке фиксированного положения рук и ног. Бросок мяча одной рукой вперед, вперед — вверх из разных исходных положений. Переход в положение «натянутого лука» из разных положений тела, в сочетании с броском.

Прыжки.

Повторение заданий 3-го класса. Подводящие упражнения к прыжку в длину: прыжок с касанием коленом мяча, далеко-высокий прыжок, прыжок в «окно», далекий прыжок через планку. Прыжки согнув ноги. Прыжок в высоту с разбега.

Народные игры и состязания.

Хакасские: «Хозан азах», «Орацмай», «Поймай кость», «Отбей мяч», «Охотники», «Пакпа», «Жмурки», «Ремешки», «Стрельба в цель», «Рукоборье», «Бег на чурбанах», «Тобит», «Курес» (элементы борьбы).

Русские: «Городки», «Лапта» (по упрощенным правилам), «Штандер», «Чехарда», «Охотники и утки», «Караси и щука», «Котлы», «Бабки», «Волк во рву», «Шишки, желуди, орехи».

Тувинская: «Хуреш» (элементы борьбы).

Якутские: «Сокол и лиса», «Игра с перетягиванием», «Соколиный бой».

Бурятские: «Ищем палочку», «Рукавицу гнать».

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Отбивка оленей», «Бег в снегоступах», «Оленьи упряжки».

Гимнастика.

 Упражнения для формирования осанки — комплексы для укрепления мышц разных групп; формирование навыка правильного положения головы, и туловища. Акробатические упражнения: стойки на лопатках из положения лежа на спине. Лазание и перелезание: лазание по гимнастической стенке, по гимнастической скамейке, канату, шесту с различными вариантами; перелезание различными способами через предметы в сочетании с ходьбой, бегом, прыжками; переползание по-пластунски. Упражнения в равновесии: ходьба, повороты, вставание на носки, колено, с предметами и без предметов.

Танцевальные упражнения.

Повторение упражнений 1—3-го классов; сложные координационные упражнения спортивно-гимнастического и танцевального характера.

Развитие физических (двигательных) качеств

  • 1-й класс

Упражнения для развития быстроты, координации движений, подвижности в суставах: бег по обусловленному сигналу (хлопок, свисток, команда и др.); подскоки на одной, двух ногах; бег наперегонки (расстояние 20 — 30 м); подвижные игры с беговой, скоростной направленностью; акробатические упражнения.

  • 2-й класс

Упражнения для развития скоростных, скоростно-силовых качеств, координационных способностей: бег на короткие отрезки (10—12 м) с максимальной скоростью; прыжки на месте в движении; координационные игры с беговой скоростно-силовой направленностью.

  • 3-й класс

Упражнения для развития общей выносливости, подвижности в суставах, силовой выносливости: бег на расстояние в заданное время (4—6 мин), ходьба на лыжах до 2 км; спортивные игры (футбол, хоккей с мячом); подвижные игры; лазание по наклонной гимнастической скамейке, по гимнастической стенке, по канату.

  • 4-й класс

Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости; лазание по наклонной гимнастической скамейке, по гимнастической стенке на время; поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине; спортивные и подвижные игры; упражнения для силовой и статической выносливости основных групп мышц, подвижности в суставах и тренировки органов

равновесия: общеразвивающие упражнения без предметов и с набивными мячами (1—2 кг); акробатика, опорные прыжки, упражнения в равновесии.

Домашние задания

Определение вариантов и объема заданий учителем с учетом физической подготовленности детей и степени освоения ими учебного материала.

Планирование домашних заданий в соответствии с материалами учебника.

Домашние задания и рекомендации по спортивным играм (баскетболу, футболу, настольному теннису, хоккею, ручному мячу и др.), плаванию, пешим и лыжным прогулкам, спонтанным спортивным соревнованиям в свободное время.

Использование для оценочных выводов о работе учеников контрольных типовых нормативов с учетом комплексного подхода к выполнению заданий и индивидуальных возможностей детей.

  • 1-й класс

Разъяснение вариантов отработки отдельных элементов физических упражнений или комплекса упражнений по двигательным действиям.

Использование сюжетных упражнений «Паровоз», «Штангист», «Зайчик», «Дровосек», «Воробьи».

Упражнения на осанку, на укрепление стопы, физкультминутки для разгрузки сидя за столом, стоя за столом, комплексы упражнений утренней гимнастики.

Упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости с мячами, предметами, стоя, лежа, при беге, прыжках, акробатические упражнения, упражнения в равновесии.

  • 2-й класс

Общеразвивающие упражнения с большим резиновым мячом.

Упражнения на осанку стоя возле стола, за столом.

Комплексы упражнений утренней гимнастики (ходьба и бег; упражнения с малыми мячами).

Упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости с набивным мячом, стоя, лежа, при беге, прыжках, ходьбе, в пешеходных, лыжных прогулках. Акробатические упражнения.

  • 3-й класс

Общеразвивающие упражнения со скакалкой.

Упражнения на осанку, для укрепления стопы; физкультминутки.

Комплексы упражнений утренней гимнастики.

Упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости с мячами, обручем, гимнастической палкой стоя, лежа, при беге, прыжках, ходьбе, в пешеходных, лыжных прогулках.

Акробатические упражнения.

  • 4-й класс

Общеразвивающие упражнения с палками.

Упражнения на осанку; физкультминутки стоя за столом, возле стола.

Комплексы упражнений утренней гимнастики.

Упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости с палкой, шнуром, гантелями, стоя, сидя, лежа, при беге, прыжках, передвижении на лыжах, при пеших и лыжных прогулках.

Методика оценки успеваемости учащегося

Оценка как мнение об уровне знаний, умений и навыков учащихся. Оценка и отметка; их значение в учебном процессе.

Критерии оценки знаний — усвоения понятий, принципов, правил, формирования представлений. Критерии оценки двигательных умений и навыков — по степени приобретения умений и навыков в физических упражнениях с учетом эталонов техники для данного возраста и пола. Требования к оценке физических качеств и программных действий учеников.

  • Контроль уровня физической подготовленности учащихся                                                                                                   

Контроль уровня физической подготовленности детей целесообразно осуществлять, как уже говорилось ранее, три раза в год. В тестовые испытания можно включать следующие упражнения: челночный бег 3x10 м с 2-мя кубиками; подтягивание из виса хватом сверху (мальчики); наклоны вперед сидя на полу, на гибкость (девочки); подъемы туловища из положения лежа за 30 с, прыжки в длину с места; преодоление полосы из 5-ти препятствий.

1. Челночный бег 3x10 м с кубиками

В зале отмеряется дистанция в 10 м. В начале и конце отрезка чертятся линии старта и финиша. Два кубика лежат на линии старта. По команде «На старт!» ученик подходит к линии старта и ставит одну ногу впереди, у линии старта (носок вплотную к линии). По команде «Внимание!» — наклоняется вперед и берет один кубик. По команде «Марш!» — пробегает с кубиком до конца отрезка и кладет его за линию финиша, возвращается за вторым кубиком и также относит его за линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается в момент касания пола вторым кубиком. Бросать кубик запрещается!

2.  Подтягивание (на перекладине средней высоты хватом   сверху из виса, мальчики)

По команде «Упражнение начинай!» мальчик подтягивается до касания перекладины подбородком, выпрямляет руки в вис и снова подтягивается. Судья, стоя рядом, подсчитывает количество правильно выполненных подтягиваний. Если какая-нибудь попытка.;) выполнена неправильно, он произносит « не считать!»  например, если первые две попытки ученик выполнил правильно, третью – неправильно, а четвёртую снова правильно, то судья считает так: «Раз, два, не считать, три» и т.д. Подтягивания за счёт разгиба туловища и подъёма ног не засчитывается. В протокол записывается только число правильных подтягиваний.

        3.   Наклоны вперед сидя (девочки)

Девочка без обуви садится на пол; расстояние между пятками 20-30 см; ступни расположены параллельно, вертикально; руки вперед, ладони вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, положенную между стопами ног. Нулевая отметка размещается на уровне пяток. По заданию учителя партнерша прижимает колени девочки к полу, не позволяя ей сгибать ноги во время наклонов. По команде «Упражнение начинай!» выполняются три наклона вперед (разминочных), четвертый наклон — основной (зачетный). В четвертом наклоне девочка должна задержаться (не менее 2-х с). Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см. Результаты могут быть положительными (со знаком «+») и отрицательными (со знаком «-»). Положительные — пальцы остановились на линейке впереди пяток, а отрицательные — пальцы не дотянулись до нулевой отметки на линейке (ленте).

4.  Подъем туловища из положения лежа (на гимнастическом мате)

Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы рук сцеплены в замок. Партнер прижимает ступни выполняющего к полу. По команде «Марш!» — энергично подняться, чтобы спина оказалась в вертикальном положении, и коснуться локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное положение — до касания лопатками гимнастического мата. Количество подъемов, сделанных за 30 с, записывают в протокол. Попытки не засчитываются, если нет касания локтями коленей или нет касания лопатками гимнастического мата.

  1. Прыжки  в длину с места

Исходное положение – стоя носками на линии старта. С махом рук вперед-вверх из положения «старт пловца» выполнить прыжок вперед на обе ноги. Результат засчитывается по сзади стоящей пятке. Из трех попыток лучшая заносится в протокол. Оценка производится с точностью до 1 см.

6.    Преодолевание полосы из 5 препятствий в спортивном зале

Для сооружения полосы препятствий используют обычный гимнастический инвентарь. Упражнение комплексное, оно имеет прикладное значение и требует от учащихся не только физических усилий, но и проявления таких качеств, как смелость, решительность, находчивость и т. п. Перед преодолением всей полосы детям необходимо пройти подготовку — выполнить отдельные упражнения под непосредственным контролем учителя.

Полосу комплектуют так, чтобы каждое препятствие способствовало проявлению определенных двигательных качеств и умений, а полоса в целом предполагала чередование разных видов движений.

Описание прохождения полосы препятствий.

  1. На двух гимнастических матах в длину из положения лежа на спине, руки вверху, перекаты на живот — на спину (2 раза), встать.
  2. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки в стороны.
  3. Подтягивание лежа на животе по наклонной скамейке, один конец которой закреплен на гимнастическом козле высотой 80-90 см. После подтягивания встать на козла и сделать соскок на мат в гимнастический обруч или круг диаметром 50-60 см, выложенный из скакалок.
  4. Ползание на животе «по-пластунски» по трем гимнастическим матам в длину.
  5. Ноги на рейке (на гимнастической стенке) — передвижение с перехватом руками влево или вправо по 4-й рейке от пола, с последующим прыжком вниз на гимнастический мат.

Оценка преодоления полосы препятствий производится по таблице (приложение № 1)

Обязательный минимум диагностического инструментария

(зачёты, тесты и др.) для учащихся 1 класса

урока

Тема

Вид

работы

Сроки проведения (четверть, месяц)

4,

65

Прыжок в длину с места

Тест

1ч, сентябрь,

2 ч, май

17

Бег 30 м. с высокого старта

Тест

1ч,  октябрь

18

Метание малого мяча в горизонтальную цель

Тест

1ч, октябрь

42

Подтягивание  на перекладине

Тест

3ч, февраль

60

6 минутный бег

Тест

4ч, май

63

Челночный бег 3х10 м.

Тест

4ч, май

ИТОГО:

Тестов – 7

Обязательный минимум диагностического инструментария

(зачёты, тесты и др.) для учащихся 2 класса

урока

Тема

Вид

работы

Сроки проведения (четверть, месяц)

3,

67

Бег 30 м. с высокого старта

Тест

1ч, сентябрь,

4ч, май

4,

55

Прыжок в длину с места

Тест

1ч, сентябрь

4ч, май

8

Челночный бег 3х10 м.

Тест

1ч, октябрь

10

Кросс: 1000м

Зачёт

1ч, октябрь

13,

58

Подтягивание на перекладине

Зачёт

1ч, октябрь,

4ч, апрель

15

Метание малого мяча с разбега

Зачёт

1ч, октябрь

34

Повороты на право, налево, кругом

Зачёт

3ч, январь

43

Висы

Зачёт

3ч, февраль

54

Наклон вперёд

Зачёт

4ч, апрель

56

Наклон вперёд сидя

Зачёт

4ч, апрель

59

6 минутный бег

Тест

4ч, апрель

ИТОГО:

Тестов – 6,

Зачётов -10

Обязательный минимум диагностического инструментария

(зачёты, тесты и др.) для учащихся 3 класса

урока

Тема

Вид

работы

Сроки проведения (четверть, месяц)

3,

67

Бег 30 м. с высокого старта

Тест

1ч, сентябрь,

4ч, май

4,

55

Прыжок в длину с места

Тест

1ч, сентябрь

4ч, апрель

8

Челночный бег 3х10 м.

Тест

1ч, октябрь

10

Кросс: 1000м

Зачёт

1ч, октябрь

13,

58

Подтягивание на перекладине

Зачёт

1ч, октябрь,

4ч, апрель

15

Метание малого мяча с разбега

Зачёт

1ч, октябрь

34

Повороты на право, налево, кругом

Зачёт

3ч, январь

43

Висы

Зачёт

3ч, февраль

54

Наклон вперёд

Зачёт

4ч, апрель

56

Наклон вперёд сидя

Зачёт

4ч, апрель

59

6 минутный бег

Тест

4ч, апрель

ИТОГО:

Тестов – 6,

Зачётов-10

Обязательный минимум диагностического инструментария

(зачёты, тесты и др.) для учащихся 4 класса

урока

Тема

Вид

работы

Сроки проведения (четверть, месяц)

3,

67

Бег 30 м. с высокого старта

Тест

1ч, сентябрь,

4ч, май

4,

55

Прыжок в длину с места

Тест

1ч, сентябрь

4ч, апрель

8

Челночный бег 3х10 м.

Тест

1ч, октябрь

10

Кросс: 1000м

Зачёт

1ч, октябрь

13,

58

Подтягивание на перекладине

Зачёт

1ч, октябрь,

4ч, апрель

15

Метание малого мяча с разбега

Зачёт

1ч, октябрь

34

Повороты на право, налево, кругом

Зачёт

3ч, январь

43

Висы

Зачёт

3ч, февраль

54

Наклон вперёд

Зачёт

4ч, апрель

56

Наклон вперёд сидя

Зачёт

4ч, апрель

59

6 минутный бег

Тест

4ч, апрель

ИТОГО:

Тестов – 6,

Зачётов-10

  • Уровень физической подготовленности учащихся 7 – 10 лет

№№

п/п

Физические способности

Контрольное упражнение (тест)

Возраст, лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег 30 м, с

7

8

9

10

7,5 и более

7,1

6,8

6,6

7,3 – 6,2

7,0 – 6,0

6,7 – 5,7

6,5 – 5,6

5,6 и менее

5,4

5,1

5,0

7,6 и более

7,3

7,0

6,6

7,5 – 6,4

7,2 – 6,2

6,9 – 6,0

6,5 – 5,6  

5,8 и менее

5,6

5,3

5,2

2.

Координационные

Челночный бег 3х10 м, с

7

8

9

10

11,2 и более

10,4

10,2

9,9

10,8 – 10,3

10,0 – 9,5

9,9 – 9,3

9,5 – 9,0

9,9 и менее

9,1

8,8

8,6

11,7 и более

11,2

10,8

10,4

11,3 – 10,6

10,7 – 10,1

10,3 – 9,7

10,0 – 9,5

10,2 и менее

9,7

9,3

9,1

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

7

8

9

10

100 и менее

110

120

130

115 – 135

125 – 145

130 – 150

140 – 160

155 и более

165

175

185

90 и менее

100

110

120

110 – 130

125 – 140

135 – 150

140 – 155  

150 и более

155

160

170

4.

Выносли-

вость

6 – минутный бег, м

7

8

9

10

700 и менее

750

800

850

730 – 900

800 – 950

850 – 1000

900 – 1050

1100 и более

1150

1200

1250

500 и менее

550

600

650

600 – 800

650 – 850

700 – 900

750 – 950  

900 и более

950

1000

1050

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

7

8

9

10

1и менее

1

1

2

3 – 5  

3 – 5

3 – 5

4 – 6

9 и более

7,5

7,5

8,5

2 и менее

2

2

3

6 – 9

6 – 9

6 – 9

7 – 10  

11,5 и более

12,5

13,0

14,0

6.

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)

На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

7

8

9

10

7

8

9

10

1

1

1

1

2 – 3  

2 – 3

3 – 4

3 – 4

4 и выше

4

5

5

2 и ниже

3

3

4

4 – 8  

6 – 10

7 – 11

8 – 13

12 и выше

14

16

18

Подготовка мест занятий и профилактика травматизма

Подготовка мест занятий; ее значение в обучении, обеспечении безопасности, воспитании культуры поведения, сохранении и улучшении здоровья детей.

Медико-санитарные нормы при оборудовании залов, стадионов, бассейнов, лыжных трасс и других мест занятий.

Профилактика травматизма для всех видов занятий. Общие правила предупреждения травматизма.

Физическая культура в семье

Условия успешного физического воспитания ребенка. Рекомендации по соблюдению режима дня. Характеристика системы физического воспитания в семье. Упражнения, методические и санитарно-гигиенические рекомендации для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Систематичность занятий, методы контроля и оценки результатов работы детей.

8. Требования к уровню подготовки обучающихся:

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

  • знать/понимать

• роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

• правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток), простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

•  правила поведения на занятиях физической культуры;

  • уметь

•   передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

•   выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;

• выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки;

• осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; выполнять специальные упражнения, направленные на закрепление элементов техники футбола (мини-футбола), баскетбола (мини-баскетбола);

• выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;

•   преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;

• соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;

•   наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;

•   самостоятельной организации активного отдыха и досуга.

  • демонстрировать:

физические способности

физические упражнения

мальчики

девочки

Скоростные

Бег 30м. с высокого старта с опорой на руку, с

6,5

7,0

Силовые

Прыжок в длину с места, см.

Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз)

130

5

125

4

К выносливости

Бег 1000 м.

Без учёта времени

К координации

Челночный бег 3х10 м.,с.

11,0

11,5

  • Двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7—9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3—5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7—9 шагов; прыгать с поворотами на 180—360°; проплывать 25 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1—3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5—1 кг с соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50—100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Перестрелка», мини-футбол, мини-баскетбол).

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей (табл. 1).

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ

УЧЕБНОГО И ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продленного дня относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

Школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.

Все занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе (в зимнее время при температурных режимах, соответствующих гигиеническим нормам конкретной территории).

Гимнастика до учебных занятий (вводная гимнастика). Ее цель — повысить умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую учебную деятельность и предупредить негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Она состоит из 4—6 общеразвивающих упражнений низкой интенсивности, требующих сосредоточенного внимания на точном выполнении упражнений. Продолжительность ее 5—7 мин. Гимнастика до учебных занятий проводится под наблюдением учителя-предметника, ведущего первый урок в данном классе. Содержание комплексов разрабатывается учителем физической культуры или по его заданию старшеклассниками и меняется один раз в две недели. Целесообразно проводить гимнастику до учебных занятий под музыкальное сопровождение.

Физкультминутки. Они проводятся во время уроков и состоят из 2—3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса. Время проведения и содержание физкультминутки определяется учителем, ведущим урок. Содержание

должно варьироваться, его необходимо доводить до сведения учителей-предметников и учащихся. Физкультминутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах («час здоровья»). Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и физической работоспособности, выработка привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Во время удлиненной перемены рекомендуются упражнения с мячами, скакалкой, лазанья и перелезания, элементы танцев, катание на лыжах, санках, коньках, самокатах, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные аттракционы и др. Продолжительность подвижных перемен 15—45 мин. К концу занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание и организацию подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а непосредственное их проведение возлагается на дежурного учителя и учащихся дежурного класса. Для поддержания интереса учащихся состав упражнений, места занятий, формы и организация проведения должны изменяться.

Ежедневные занятия в группах продленного дня. Их назначение — активный отдых, повышение физической и умственной работоспособности, приобщение учащихся к систематическим занятиям, достижение необходимого объема двигательной активности. Содержание занятий включает в себя упражнения, рекомендованные для подвижных перемен, с учетом интересов и желаний учащихся. Продолжительность занятий 45—60 мин. Важнейшими условиями их проведения являются отсутствие строгой регламентации, самостоятельность учащихся, свобода выбора упражнений и форм проведения.

Организация «спортивного часа» возлагается на воспитателей групп продленного дня, а проведение осуществляют учителя физической культуры, воспитатели, инструкторы физической культуры, учащиеся старших классов, однако перед началом таких занятий необходимо провести инструктаж по технике безопасности.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также факультативные и консультативные занятия. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста школьников.

Для спортивных секций материал по общей физической подготовке является единым. По специальной физической подготовке он представлен в программе отдельно по основным видам спорта. При наличии соответствующих условий учителя могут организовать занятия и по другим видам спорта, включая национальные. Количество спортивных секций и кружков по предложению учителей физической культуры определяется администрацией школы.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в.конкретных* видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.

  • Примерное содержание занятий

Группы и кружки общей физической подготовки

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и др.

Кружки физической культуры

Гимнастика. Опорные прыжки: прыжок в упор присев; прыжок боком; брусья для девочек: вис на верхней жерди, размахивание, вис присев на нижней жерди, сед на правом бедре; для мальчиков: упор, размахивание в упоре, сед ноги врозь, соскок махом назад; бревно: приставной и переменный шаги, повороты на одной, соскок прогнувшись, соскок махом назад; акробатика: переворот боком, стойка на руках с помощью. Гимнастика категории Б.

Плавание. Упражнения для освоения с водной средой, скольжение на груди и спине; движения рук и ног при плавании кролем, на спине и брассом; согласованное движение рук с дыханием; прыжок в воду с тумбочки, старт из воды; повороты; игры на воде.

Настольный теннис. Основная стойка, хват ракетки, разновидность ударов, подач, приемов мяча; двусторонняя игра.

Лыжный спорт. Передвижение попеременным двухшажным ходом; подъемы «полуелочкой» и «лесенкой»; спуски в высокой и низкой стойках; ходьба с равномерной скоростью до 2 км.

Конькобежный спорт. Скольжение по прямой, торможение, повороты; игры и эстафеты.

Бадминтон. Основная стойка, хват ракетки, удары, подача, прием мяча; двусторонняя игра.

Мини-баскетбол. Стойки, перемещения, остановки, повороты, ловля, передачи, ведение, броски; двусторонняя игра.

Мини-гандбол. Стойки, перемещения, остановки, повороты, ловля, передачи, ведение, броски; двусторонняя игра.

Футбол. Перемещения, передачи, остановки, ведение, удары; двусторонняя игра.

Мини-волейбол. Стойки, перемещения, передачи, подачи; двусторонняя игра.

Туристическая подготовка. В 4 классе ежегодно проводится не менее двух однодневных походов.

ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

В эту часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристических походов и слетов, физкультурных праздников.

Цель этих мероприятий — пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

  • Дни здоровья и спорта включают в себя массовые и показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, входящих в настоящую программу, и другие мероприятия активного отдыха.
  • Подвижные игры и внутришкольные соревнования по видам физических упражнений, включенных в программу (в классах, параллелях, между школами и др.).
  • Физкультурные праздники. Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.
  • Спартакиады.
  • Туристические слеты. Выполнение комплексной программы должно обеспечить необходимый объем двигательной активности учащихся.

Примерный объём двигательной активности учащихся

Класс

Ежедневный объём времени занятий,ч.

Физкультурно – оздоровительные мероприятия

Уроки физической культуры в неделю, ч.

Внеклассные формы занятий: спортивные секции, кружки физической культуры, группы ОФП в неделю

Общешкольные мероприятия

Самостоятельные занятия, мин.

Гимнастика до учебных занятий, мин.

Физкульт-минутки на уроках, мин.

Подвижные перемены, мин.

«Спортивный час» в группах продлённого дня, ч.

Участие в соревнова-ниях в учебном году, кол-во раз

Дни здоровья и спорта

1

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2 - 3

1ч. 10мин.

6 - 8

Ежеме-сячно

10 - 15

2

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2 - 3

1ч. 30мин.

6 - 8

15 - 20

3

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2 - 3

1ч. 30мин.

6 - 8

15 - 20

4

2

5 - 6

5

15 - 20

1

2 - 3

1ч. 30мин.

6 - 8

15 - 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Интерес к проблемам детской физической культуры, на мой взгляд, будет постепенно расти в современном мире различных происходящих процессов. Вот-вот этап застоя в области физической культуры и спорта пройдет. Молодые родители, испытывая потерю богатого нравственного, духовного и физического потенциала, поймут, что жизнь их детей должна быть более радостной и здоровой. Физическая культура и спорт несут в себе убедительную силу этой жизнерадостности, формируя и укрепляя дух и тело, выполняя важные социальные функции.

ЛИТЕРАТУРА

Планирование составлено на основе:

  1. Сборника нормативных документов, федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план, составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва 2004 год;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений, авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич,  Москва 2006 год.
  3. Национально-региональный компонент физического воспитания учащихся, Сагалаков Н.У, Хакасское книжное издание Абакан 2007г.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089.
  5. Примерные программы по физической культуре рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г  № 03-1263.
  6. Приказ МОиН РХ от 26.06.2005г №433 «О базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РХ, реализующих программы общего образования»  (НРК).
  7. Приказ МОиН РФ от 13.12.2007г № 349 «Об утверждении Федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/09 учебный год».
  8. Рекомендации календарно-тематического планирования ГМО согласно УМК.
  9. Приказ МОиН РХ от 03.07.2008г. № 164 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования утверждённый приказом МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089».

Дополнительная литература:

  1. Физкультура И.И. Должиков, Москва 2004 год;
  2. Развитие физических способностей детей И.М. Бутин, А.Д. Викулов, Москва 2002 год;
  3. В помощь школьному учителю В.И. Ковалько, Москва 2005 год;
  4. Физическая культура в общеобразовательной школе Н.У. Сагалаков, Абакан 2003 год;
  5. Методика преподавания физической культуры, Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик, Москва 2004 год.  
  6. Вестник образования. Тематическое приложение. - № 2. - 2005.
  7. Погадаев Г.И., Артеменко О.И., Цехмистренко Т.А. Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке. - М., 2003.
  8. Таран А.А. Шире использовать русские народные игры ,,Физическая культура в школе. - № 5, № 6. - 2001; № 3, № 4. - 2002.  
  9. Сагалаков Н.У., Кильчичаков А.Г. Хакасские народные игры и состязания. - Абакан, 2007
  10. Бутанаев В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. - Абакан, 1995.
  11. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. - М.: ФиС, 1974.
  12. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. Практический материал. - М.: ТВТ «Дивизион», 2005.
  13. Захаров СИ. В Республике Саха (Якутия), Физическая культура в школе. - № 7. - 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 1- 4 класса

Рабочая пртграмма для 1-4 класса по новым стандартам....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре и ОБЖ . 5 класс. Программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по физической культуре, для 5 х  классов,  разработана на основе примерной про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....