Образовательная программа дополнительного образования детей. «Мяч в ворота» .
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Программа дополнительного образования по футболу для учащихся 4 - 6 классов. Рассчитана на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
futbol.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 121 Калининского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена на педагогическом совете | Утверждаю | |
протокол № | Директор ГБОУ СОШ № 121 | |
от «______» ______________ 2013г. | «______» ________________ 2013г. | |
_____________ /Л.А. Винокурова/ |
Образовательная программа
дополнительного
образования детей.
«Мяч в ворота»
Программа для детей с 10 до 13 лет
Рассчитана на 2 года обучения
Составитель программы
Воробьев А.В.
педагог дополнительного образования
Санкт - Петербург
2013 год
*Интеллектуальная собственность Воробьев & Воробьева
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Мяч в ворота» по уровню освоения двигательных качеств, закреплению ранее полученных навыков и получению теоретических знаний относится к физкультурно-спортивной направленности.
Футбол очень популярная игра в нашей стране, в нее играют и взрослые и дети.
Футбол - командный вид спорта, в котором целью является: забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
Актуальность программы: программа актуальна в связи с возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране. А также она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников.
Педагогическая целесообразность.
Принципы, которые положенные в основу данной программы дополнительного образования - развивающее обучение, индивидуальное и дифференцированное обучение, наглядность, доступность подачи информации, последовательность - от простого к сложному, введение игрового элемента в процесс обучения. Развиваются основных двигательных качеств.
Цель программы:
- формирование и развитие основных двигательных навыков.
- развитию интереса учащихся к спортивной игре – футболу.
Задачи программы:
- Образовательные:
- обучить правилам игры в футбол
- обучить учащихся техническим и тактическим приёмам футбола
- Развивающие:
- содействие гармоничному физическому развитию
- развивать физические качества (силу, выносливость, гибкость,
координацию движения, быстроту реакции);
- укреплять опорно-двигательный аппарат;
- развивать специальные двигательные навыки и психологические качества.
- Воспитательные:
- воспитывать потребность к систематическим занятиям физкультурой, спортом.
- воспитывать нравственные и волевые качества
- формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать
поставленные задачи, воспитывать культуру поведения.
Отличительные особенности программы:
В группе могут занимаются дети с разным уровнем подготовки, что дает возможность более подготовленному ребенку показать и оценить свои возможности, а также занимаясь систематически, ребенок сможет развить себя физически.
Приём в секцию осуществляется по желанию без специального отбора детей с основной и подготовительной группой здоровья с приложением медицинской справки от врача.
Возраст учащихся: 1 год обучения - 10 -11 лет;
2 год обучения - 12 -13 лет;
Занятия проводятся на 1 и 2 году обучения 2 раза в неделю по 1 часу, за год — 72 часа.
Количество учащихся в группе:
1год обучения — 15 человек;
2 год обучения — 12 человек;
Формы организации деятельности детей на занятии:
- групповые
- индивидуально-групповая
- фронтальные
Формы организации занятий:
- теоретические;
- практические;
- соревнование
- тестирование
- учебная игра
- открытое занятие
Обучаясь по данной программе учащиеся получат новую информацию о футболе, об истории развития футбола, а так же изучат технику и тактику игры.
приобретут: умение самостоятельно совершенствоваться физически,
навык общения в коллективе.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование тем. | Количество часов. | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 |
2. | Развитие двигательных качеств. | 20 | 4 | 16 |
3. | Техника игры в мини-футбол. | 20 | 4 | 16 |
4. | Тактика игры в мини-футбол. | 14 | 4 | 10 |
5. | Контрольное тестирование | 4 | 1 | 3 |
6. | Игровая подготовка | 10 | 2 | 8 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 0 |
Итого часов: | 72 | 19 | 53 |
Содержание образовательной программы.
- Вводное занятие.
Теория. Правила игры. Охрана труда на занятиях футболом.
История возникновения футбола. Знания гигиены и основ правильного питания.
2.Развитие двигательных качеств.
Теория. Понятие о двигательных качествах: координация движений, ловкость, быстрота реакции, сила, выносливость, силовая выносливость. Комплексы упражнений, развивающих двигательные качества.
Практика. Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств. Игровые развивающие упражнения. Эстафеты. Подвижные игры: «Бег – преследование с препятствиями», «Опереди прыжок соседа», «Встречные старты», «Увернись от мяча», «Убегай – догоняй»« Закинь палочку», «Далекий бросок». Выполнение упражнений с набивными мячами.
3.Техника игры в мини-футбол.
Теория. Техника перемещений. Техника основных приемов и действий. Терминология.
Виды ударов. Техника ударов. Техника остановок мяча. Техника ведения мяча.
Практика. Овладение техникой перемещений игрока:
- перемещения в нападении
- перемещение в защите
Овладение техникой ударов
- удары по мячу ногами
- удары по мячу головой
Овладение техникой остановок мяча.
Овладение техникой ведения мяча
Овладение техникой отбирание мяча.
Овладение техникой вбрасывание мяча.
Овладение техническими приёмами и действиями вратаря.
4. Тактика игры в мини-футбол.
Теория. Обязанности игроков, задачи, расположение, зоны действия и основные тактические действия. Тактика команды.
Практика. Обязанности игроков, расположение игроков на площадке.
Зоны действия и основные тактические действия на площадке. Групповые взаимодействия. Групповые действия в защите. Групповые действия в нападении. Игра в защите игроков и команды в целом.
5. Контрольное тестирование.
Теория. Техника безопасности при выполнении контрольных упражнений.
Правила выполнения контрольных упражнений.
Практика: контрольные нормативы на двигательные качества: силу – подтягивание, отжимание, поднимание туловища; на быстроту реакции – бег на короткие дистанции; на прыгучесть – прыжок в длину с места; на прыгучесть и силу ног – прыжки на скакалке за 30 сек.
Контрольные тесты по мини-футболу: различные обводки мяча, удержание мяча в воздухе, удары мяча по воротам.
6. Игровая подготовка.
Теория: правила игры, жесты судей, ведение судейского протокола игр.
Правила игр и эстафет.
Практика: Игры, подводящие к мини-футболу (развивающие игры):
«Дружно вперёд»;
«Двое против одного в треугольнике»;
«Квадрат»;
«Гонка мячей по кругу»;
игры с ударами мяча в ворота.
Учебные игры.
Учебные игры с заданием.
Игры неполными составами по облегченным правилам.
Игры с полным составом и по правилам.
Соревновательные игры:
Принимать участие в соревнованиях различного уровня
7. Контрольные тестирование
Теория. Техника безопасности при выполнении контрольных упражнений.
Правила выполнения контрольных упражнений.
Практика. Проведение контрольных упражнений(приложение №1)
8. Итоговое занятие.
Теория. Результаты контрольного тестирования. Подведение итогов.
Награждение воспитанников. Постановка целей и задач на следующий год.
Ожидаемые результаты.
1 – ый год обучения:
знать:
- технику безопасности и правила гигиены на занятиях;
- историю футбола,
-правила игры в мини-футбол.
уметь:
-применять правила игр и строго соблюдать их;
-выполнять различные удары по мячу ногами;
-выполнять остановку мяча
-выполнять ведение мяча
-применять простейшие технические приёмы вратаря.
Программа 1 года обучения отличается от 2 года обучения распределением часов. Если на первом году обучения больше времени уделялось технической подготовке и развитию двигательных качеств, то на 2 году обучения больше времени уделяется тактической и игровой подготовке учащихся.
Второй год обучения.
№ п/п | Наименование тем. | Количество часов. | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2. | Развитие двигательных качеств. | 14 | 2 | 12 |
3. | Техника игры в футбол. | 14 | 2 | 12 |
4. | Тактика игры в мини-футбол. | 16 | 2 | 14 |
5. | Контрольное тестирование | 4 | 0 | 4 |
6. | Игровая подготовка | 20 | 3 | 17 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 0 |
Итого часов: | 72 | 13 | 59 |
Содержание образовательной программы.
1.Вводное занятие.
Теория: История Российской федерации футбола. Европейская лига. Охрана труда на занятиях футболом. Техника безопасности при самостоятельных занятиях футболом.
2.Развитие двигательных качеств.
Теория: Понятие о двигательных качествах: координация движений, ловкость, быстрота реакции, прыгучесть, сила, выносливость, силовая выносливость.
Комплексы упражнений, развивающих двигательные качества.
Практика:Выполнение комплексов упражнений для развития физических качеств. Игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и занятия с мячом . Игровые упражнения. Эстафеты. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом», «Ведение восьмеркой», «Пятнашки в парах с ведением мяча», «Десять передач», «Длинные прыжки с мячом», «Бег с препятствиями».
3.Техника игры в мини-футбол.
Теория. Техника владения мячом. Техника ударов и остановок мяча. Техника ведения мяча. Техника ударов по воротам.
Практика.
Освоение техники владения мячом
-на уровне финтов (обманных движений).
Совершенствование техники ударов и остановок мяча
-с сопротивлением защитника.
Совершенствование техники ведения мяча
-с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техники ударов мяча по воротам.
Совершенствование техники вбрасывания мяча.
Освоение техники отбора мяча.
Освоение тактики взаимодействий игроков одной команды. Освоение тактики позиционного нападении и тактики защиты. Освоение тактики вратаря.
4. Тактика игры в мини-футбол.
Теория. Тактика команды. Тактика взаимодействия игроков. Тактика позиционного нападения. Тактика защиты. Тактика вратаря.
Практика.
Групповые взаимодействия.
Групповые действия в защите.
Групповые действия в нападении.
Командные действия.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия - выбор места
Игра в нападении игроков и команды в целом.
5.Контрольные тестирование.
Теория. Техника безопасности при выполнении контрольных упражнений.
Правила выполнения контрольных упражнений.
Практика: контрольные нормативы и тесты на двигательные качества: силу – подтягивание, отжимание, поднимание туловища; на быстроту реакции – бег на короткие дистанции; на прыгучесть – прыжок в длину с места; на прыгучесть и силу ног – прыжки на скакалке за 30 сек.;
Контрольные тесты по мини-футболу:
различные обводки мяча, удержание мяча в воздухе, удары мяча по воротам.
6.Игровая подготовка.
Теория. Самостоятельное судейство игр, ведение судейского протокола.
Правила игр и эстафет. Организация и проведение игр в футбол.
Практика: Игры, подводящие к мини-футболу (развивающие игры):
Игры с мячом;
игры с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Учебно — тренировочные игры:
Учебная игра с заданием.
Игра неполными составами по облегченным правилам.
Игры полными составами и по правилам игр.
Организация и проведение игр со сверстниками.
Соревновательные игры.
Принимать участие в соревнованиях различного уровня.
7. Итоговое занятие.
Теория. Результаты контрольного тестирования. Подведение итогов.
Награждение воспитанников. Постановка целей и задач на следующий год.
Ожидаемые результаты.
2 – ый год обучения:
знать:
- историю возникновения и развития футбола;
- основы знаний по теории и методике занятии по физической культуре и спорту;
- упрощенные правила игры в футбол;
-ведение протокола игры.
уметь:
- применять правила игр
- организовать проведение игр.
-выполнять удары по мячу головой
-выполнять остановку мяча грудью;
-вбрасывать мяч из-за боковой линии с места;
-применять в игре простейшие игровые комбинации;
-применять технические приёмы вратаря.
Формы и способы проверки результативности
Для проверки освоения программы в конце каждого года учащиеся выполняют контрольные упражнения, показывающие степень освоения учащимися программного материала.
Участие в соревнованиях, контрольных играх.
Материально – техническое обеспечение.
- Футбольные мячи — 15 шт.
- Ворота для мини — футбола — 2 шт.
- Переносные стойки — 10 шт.
- Гимнастическую стенку,перекладины;
- Гимнастические маты;
- Мячи набивные — 15 шт.
- Мячи резиновые — 5 шт.
- Мячи теннисные — 15 шт.
- Мячи волейбольные — 5 шт.
- Мячи баскетбольные — 5 шт.
- Секундомеры — 1 шт
- Скакалки — 15 шт.
- Гимнастические палки — 15 шт.
- Цветные ленты - 5 шт.
- Флажки — 10 шт.
- Кегли — 10 шт.
- Конусы — 10 шт.
- Спортзал — 1
- Раздевалка - 2
Методическое обеспечение образовательной программы.
№ | Тема | Форма проведения занятий | Методы и приёмы | Использованные материалы | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Инструктаж, беседа | Методы: словесный, наглядный. Приемы: объяснение. | Методические материалы. | Обобщение знаний |
2 | Развитие двигательных качеств | Теоретическое, практическое | Методы:практический, словесный, наглядный. Приемы:объяснение,показ, повторение, упражнения | Спортивный инвентарь. | Обобщение знаний и умений. |
3 | Техника игры в мини-футбол | Теоретическое, практическое | Методы:практический, словесный,наглядный Приемы:объяснение,показ, практические задания | Спортивный инвентарь. | Учебная игра, соревнование. Обобщение знаний и умений. Контрольные игры. |
4 | Тактика игры в мини-футбол | Теоретическое, практическое | Методы:практический, словесный. Приемы:объяснение,показ, практические задания. Учебная игра. | Спортивный инвентарь. | Учебная игра, соревнование. Обобщение знаний и умений. Контрольные игры. |
5 | Контрольное тестирование | Тестирование | Методы:словесный, практический. Приемы:объяснение,практические задания. | Спортивный инвентарь. | Обобщение знаний и умений. Контрольные игры. |
6 | Игровая подготовка | Учебная игра, соревнования | Методы:практический, словесный. Приемы:объяснение, практические задания. Учебная игра. | Спортивный инвентарь. | Учебная игра, соревнование. Обобщение знаний и умений. Контрольные игры. |
7 | Итоговое занятие | Беседа | Методы: словесный, наглядный Приемы: объяснение, | Методические материалы. | Обобщение знаний. |
Список литературы для педагогов:
1.Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе. М.: Советский спорт, 2008.
2.Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
3.Юный футболист: Учеб.пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
4.Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: «Просвещение», 2011.
5.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов», под ред. В.И.Ляха и Г.Б.Мейксона, М., «Просвещение» 2009г.
6.«Физическая культура 5-7классы», под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского, М., «Просвещение» 2009 г.
7.«Физическая культура 5-7классы», под ред. Виленского, М., «Просвещение» 2009г.
8. «Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы», Ю.Г.Коджаспиров, М., «Дрофа», 2003г.
9. Физическая подготовка футболистов. М.А. Годик «Олимпия. Пресс», 2008г.
- Футбольный тренер. «Терра-Спорт», Сассо Э., 2003г.
Список литературы для учащихся:
1. Сто одно упражнение для юных футболистов. Малькольм Кук, А.С.Т. Астрель.
Москва 2003 г.
2. Физические упражнения и подвижные игры. Методическое пособие В.С. Кузнецов,
Г.А. Колодгницкий, Н.Ц. Эпас, 2006г.
3. Футбол в школе. Швыдов И.А. «Терра-Спорт», 2002г.
4. Футбол. Основы игры. Денни Милке. «Астрель», 2007г.
5. Футбол для начинающих. Ричард Дангворд, Дж. Миллер. «Астрель», 2006г.
6. Энциклопедия физических упражнений, Ежи Талага «Физкультура и спорт», 1998г.
7. Мой друг физкультура В.И. Лях «Просвящение», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»
«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технол...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе с заиканием «Весна-красна!» (с использованием компьютерных технологий – мультимедийная презентация, логоритмики)
Конспект открытого логоритмического занятия для родителей....
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во 2 младшей группе «Путешествие в страну игрушек».
Занятие в стихах по физкультуре в игровой форме. 2 младшая группа. Автор - Кудряшова Ольга Валерьевна....
Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.
Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей и взрослого в подготовительной группе на тему: "Зимнее путешествие".
Развитие лексико-грамматического строя речи по теме:"Зима"...