ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРНЕНСКОГО И ШАХТИНСКОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
статья по физкультуре по теме

Бабенко Ольга Александровна

В статье на примере двух психоневрологических интернатов сравнивается процесс физического воспитание олигофренов, путем педагогического эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsess_organizatsii_fizicheskogo_vospitaniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 VIII ВИДА Г. НОВОРОССИЙСК

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРНЕНСКОГО И ШАХТИНСКОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О.А. Беликова

Многие люди, имеющие диагноз «умственная отсталость» часто попадают в так называемые «обособленные условия существования», т.е. психоневрологические интернаты.

Важной составляющей в помощи к адаптации в психоневрологических диспансерах является организация физического воспитания. Ведь систематические занятия физкультурой с олигофренами, не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю, возвращают чувство социальной защищенности и полезности.

С 15 января по 1 июня 2013 года на базе двух психоневрологических интернатов Ростовской области, Горненском и Шахтинском, мы проводили исследование, целью которого было изучение процесса организации физического воспитания олигофренов. В качестве объекта исследования был взят процесс физического воспитания у лиц с легкой степенью олигофрении – дебильность. После медицинского осмотра в исследовании приняло участие из 2-х интернатов 15 юношей и 15 девушек, возраст которых был от 18 до 20 лет.

Перед началом исследования были проведены контрольные тесты на состояние физической подготовленности, в результате чего у испытуемой группы юношей Горненского интерната по сравнению с аналогичной группой Шахтинского интерната уровень физической подготовки был выше на 25%. У исследуемых групп девушек уровень физической подготовки в Шахтинском интернате оказался выше на 22%.

В конце исследования было проведено повторное тестирование с целью выявления сдвигов в физической подготовленности исследуемых. По результатам тестирования были получены следующие показатели: физические качества, связанные с подвижностью нервных процессов (координация, сила, быстрота), у юношей Горненского интерната отстают в развитии по сравнению с нормой прямо пропорционально возрасту. Все физические качества, не тесно связанные с подвижностью нервных процессов (гибкость, выносливость), приближаются к норме. Навыки, связанные с точностью, быстротой, равновесием, силой, формируются медленнее, чем в норме, и, сформировавшись, не всегда прочны.

У юношей Шахтинского интерната общей физическое состояние улучшилось, но по отдельным навыкам (точность, быстрота, равновесие, сила) остались без изменения.

В женских группах двух интернатов по завершении исследования был виден очевидный прирост в физической подготовенности.

В физической адаптации олигофренов должны широко использоваться все средства физического воспитания, поскольку они не только корректируют функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, но и улучшают координацию и формирование навыка ориентации в пространстве.

В процессе физического воспитания в Горненском и Шахтинском психоневрологических интернатах были использованы различные физические упражнения различной направленности и дозировки. В отличие от Шахтинского, в Горненском интернате использовались музыкальное и речевое сопровождение занятий, различные звуковые сигналы для выполнения тех или иных упражнений, это упражнения лечебной физической культуры  с речевым сопровождением инструктора, неоднократное повторение ранее изученных упражнений в процессе всего физического воспитания. Поэтому результаты физической подготовленности испытуемых Горненского интерната оказались выше, улучшилась мелкая моторика, более выражены стали координационные способности, адаптация к окружающей среде была значительно увеличена. В целом  же, общее состояние физической подготовленности и умственного развития обследуемых значительно улучшилось, у некоторых даже приблизилось к норме.

Результатом данного процесса физического воспитания можно считать неоднократные победы футбольной команды Горненского интерната в различных соревнованиях, начиная от областных и заканчивая международными стартами, успешное участие в Специальной олимпиаде команды девушек по легкой атлетике, а также участие в различных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями и занимаемые ими призовые места. Адаптация к окружающей среде происходит более безболезненно, и индивиды с отклонениями не чувствуют себя в повседневной жизни изгоями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 450 с.
  2. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 1999. – 389 с.
  3. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Забрамной С.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

Resource id #4106

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация учебного процесса по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группа)»

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье,...

Годовое планирование для реабилитантов РЦ (молодые люди с отклонениями в умственном развитии)

Примерное годовое планирование по 5 основным разделам с учётом интересов и возможностей воспитанников....

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...

Современные технологии укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в казачьих классах МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, 27.03..2018

Статья содержит описание опыта по укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в традициях казачьей педагогики...

Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

На современном этапе активно решаются вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности устанавливать положительные межличностные отношения «особым» ребен...

Планирование процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта. Учет вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний.

Построение процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта на основании учета основного заболевания, вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний, имеющихся у занимающих...