Эссе "Моя педагогическая философия"
материал по физкультуре по теме

Сираковская Яна Вадимовна

При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда — сущее горе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sirakovskaya_ya.v._mou_tomilinskaya_soshno19.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

участницы районного конкурса «Учитель года – 2014»,

учителя физической культуры

муниципального общеобразовательного учреждения

«Томилинская средняя общеобразовательная школа № 19»,

кандидата педагогических наук,

Мастера спорта России

Сираковской Яны Вадимовны

При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда — сущее горе.

Л.Н. Толстой

Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно.

Р. Декарт

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.

Гораций

Хотела ли я когда-нибудь стать учителем? Мечтала ли об этом, понимала ли всю значимость и трудность этой профессии? Отвечу одним простым словом – нет. Не хотела, не мечтала и не понимала. Но с раннего детства хотела только одного – заниматься спортом и достичь самых высоких результатов, каких только смогу.

Моё рождение и первый год жизни должны были стать началом печальной жизненной истории – я тяжело болела, и моей маме безапелляционно врачи поставили вердикт – ходить не будет.  Но моя мама не тот человек, который опускает руки и бессильно плывёт по течению. Она не слушала врачей с их советами: «Пейте все назначенные лекарства, и, может быть, что-то из этого выйдет…» Она не дала мне ни одной таблетки. И, к счастью, в тот момент ей попался замечательный доктор, который сказал: «Вам поможет только движение – гимнастика, лечебная физическая культура, движение, движение, очень много движения – только оно способно сделать нервы здоровыми и сильными». И мама вняла совету доктора. С этого момента началось моё неустанное движение к жизни: я сначала пошла, а потом и побежала и… добежала до своей мечты – стала мастером спорта.

Теперь, когда я уже четвёртый год работаю учителем физической культуры в начальных классах, я точно знаю, что моя педагогическая философия, быть может, банальна, но она действует, она существует, она реальна – движение – это жизнь.

Что я хочу и могу дать каждому ребёнку, что он возьмёт от меня? Это самые важные вопросы, которые возникают почти каждый день, они заставляют расти и развиваться, ибо учитель, прекративший своё развитие, уже никогда ничему не сможет научить детей. Я знаю, что могу научить их многому: физическим упражнениям, простым и сложным, потому, что я профессионал, я спортсменка. Я уверена, что смогу научить детей дисциплине, так как знаю, что дисциплина – основа любой деятельности, без неё деятельность, не важно, что это – физическая культура, спорт, учёба, работа - превратится в хаос. Я также не сомневаюсь в том, что физическая активность, к которой я стараюсь приучать детей на каждом уроке, поможет им лучше учиться: движение – это здоровье, а больному ребёнку недуги мешают учиться, а гиподинамия приводит к ухудшению работы мозга – ему не хватает кислорода и энергии, он постепенно чахнет. Об этом сказали ещё Жан-Жак Руссо и Константин Эдуардович Циолковский: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться (Ж-Ж.Руссо)».«Я чувствую после прогулок и плавания, что молодею, а главное, что телесными движениями промассировал и освежил свой мозг (К. Э. Циолковский)»

Но, что ещё могу я  дать детям? Что-то такое, что будет способствовать их развитию как личности, чтобы я на личном опыте реализовала известный девиз – в здоровом теле здоровый дух. Какие нравственные качества может развивать физическая культура и является ли она сама по себе механизмом развития этих качеств или главную роль играет педагог, его профессионализм и его личностные качества, технологии, которые он использует в образовательном процессе? Очень много вопросов и не так-то просто на них ответить. Попробую ответить для себя на все. Думаю, что основные нравственные качества, которые можно и нужно развивать на каждом уроке физической культуры – это дисциплина, коллективизм, благородство, честность, смелость, решительность, настойчивость, выдержка, скромность, желание помогать слабым, взаимное уважение, уважение интересов каждого, любовь к труду. Естественно, что эти качества не сформируются сами по себе, если не планировать их целенаправленное развитие  на каждом уроке. Я думаю, что идеальных рецептов идеального урока и идеального педагога нет и быть не может, можно только стремиться к совершенству, но у каждого учителя есть свой «идеальный» лично для него и его учеников «рецепт». Есть такой «рецепт» и у меня, и в нём четыре основных составляющих. Он является основой моей педагогической философии:

  1. Личный пример: мы с детьми всегда делаем всё вместе – я катаюсь с ними на лыжах, бегаю, прыгаю, участвую в эстафетах, играю в подвижные и спортивные игры. Да, я чуть впереди, чтобы предвидеть, предотвращать, предвосхищать, уберегать от ошибок и падений, показать, как надо, что правильно, а что нет, помогать, когда необходимо. Я сохраняю должную дистанцию, но именно дистанцию, а не пропасть, я впереди, но не выше и не далеко;
  2. Индивидуальный подход – нет неспособных детей, каждый что-то может. Даже если какой-то ребёнок не укладывается в норматив,  я никогда не поставлю «3» или, тем более, «2», даже «4» не поставлю, если вижу, что ученик старается, трудится, ответственно относится к каждому уроку, для него это не развлечение, а труд, и он пыхтит, краснеет, напрягается, но…снова не получилось, снова не дотянул…Труд должен быть вознаграждён. Целью урока физической культуры не должно быть стремление добиться от ученика высокого спортивного результата, подтянуть до законом уставлённой планки. Главное – развить его тело, сделать его здоровее и красивее, а душу и сердце – трудолюбивее, честнее, отзывчивее, добрее, смелее…А результат – он придёт сам, нарастёт как мясо на кости, всему своё время.
  3. Заинтересовывать, избегать скуки всеми возможными путями. Для детей нет ничего опаснее скуки. Насколько опасна скука для личностного развития мы находим у Бернарда Шоу и А.И. Турчинова:«Скука - первое последствие умственного одичания (Б. Шоу)», «Скука – сестра лености и бездарности (А.И.Турчинов)». Играть, играть и ещё раз играть! Даже самые серьёзные задания и упражнения должны «играться». Игра развивает, учит, вдохновляет, заинтересовывает, держит на пике положительных эмоций, способствует тесному общению детей, их сплочению, формированию коммуникативных навыков, развитию чувства локтя, взаимопомощи, взаимопониманию. Даже  самые скромные и тихие дети раскрываются в игре. В игре решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участники игры оказывают помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен помнить о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.
  4. И самая важная составляющая – это любовь к детям. Без неё ничего не получится. Дети её чувствуют сразу. И доверяют только тому, кто любит. Конфуций называл доверие осью, стержнем отношений: «Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»

Подводя итог размышлениям о своей педагогической философии, я полагаю, следует обозначить ещё один важный её компонент, глобальный, общепедагогический. Очень важно привить детям уважение к предмету «Физическая культура», определить его значимость в иерархии человеческих знаний и ценностей, сформировать представление о физической культуре, как части общечеловеческой культуры. Надо чаще говорить с детьми о физической культуре, как культуре тела, духа и разума. А ещё проще и понятнее: если нам дано тело, которое склонно к поломкам и к тому, чтобы становиться некрасивым и единственное естественное спасение от этих бед – физическая культура, имеем ли мы право пренебрегать этим чудесным средством и выказывать к нему неуважение и пренебрежение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...