Эссе "Моя педагогическая философия"
материал по физкультуре по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_sirakovskaya_ya.v._mou_tomilinskaya_soshno19.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
участницы районного конкурса «Учитель года – 2014»,
учителя физической культуры
муниципального общеобразовательного учреждения
«Томилинская средняя общеобразовательная школа № 19»,
кандидата педагогических наук,
Сираковской Яны Вадимовны
При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда — сущее горе.
Л.Н. Толстой
Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно.
Р. Декарт
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Гораций
Хотела ли я когда-нибудь стать учителем? Мечтала ли об этом, понимала ли всю значимость и трудность этой профессии? Отвечу одним простым словом – нет. Не хотела, не мечтала и не понимала. Но с раннего детства хотела только одного – заниматься спортом и достичь самых высоких результатов, каких только смогу.
Моё рождение и первый год жизни должны были стать началом печальной жизненной истории – я тяжело болела, и моей маме безапелляционно врачи поставили вердикт – ходить не будет. Но моя мама не тот человек, который опускает руки и бессильно плывёт по течению. Она не слушала врачей с их советами: «Пейте все назначенные лекарства, и, может быть, что-то из этого выйдет…» Она не дала мне ни одной таблетки. И, к счастью, в тот момент ей попался замечательный доктор, который сказал: «Вам поможет только движение – гимнастика, лечебная физическая культура, движение, движение, очень много движения – только оно способно сделать нервы здоровыми и сильными». И мама вняла совету доктора. С этого момента началось моё неустанное движение к жизни: я сначала пошла, а потом и побежала и… добежала до своей мечты – стала мастером спорта.
Теперь, когда я уже четвёртый год работаю учителем физической культуры в начальных классах, я точно знаю, что моя педагогическая философия, быть может, банальна, но она действует, она существует, она реальна – движение – это жизнь.
Что я хочу и могу дать каждому ребёнку, что он возьмёт от меня? Это самые важные вопросы, которые возникают почти каждый день, они заставляют расти и развиваться, ибо учитель, прекративший своё развитие, уже никогда ничему не сможет научить детей. Я знаю, что могу научить их многому: физическим упражнениям, простым и сложным, потому, что я профессионал, я спортсменка. Я уверена, что смогу научить детей дисциплине, так как знаю, что дисциплина – основа любой деятельности, без неё деятельность, не важно, что это – физическая культура, спорт, учёба, работа - превратится в хаос. Я также не сомневаюсь в том, что физическая активность, к которой я стараюсь приучать детей на каждом уроке, поможет им лучше учиться: движение – это здоровье, а больному ребёнку недуги мешают учиться, а гиподинамия приводит к ухудшению работы мозга – ему не хватает кислорода и энергии, он постепенно чахнет. Об этом сказали ещё Жан-Жак Руссо и Константин Эдуардович Циолковский: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться (Ж-Ж.Руссо)».«Я чувствую после прогулок и плавания, что молодею, а главное, что телесными движениями промассировал и освежил свой мозг (К. Э. Циолковский)»
Но, что ещё могу я дать детям? Что-то такое, что будет способствовать их развитию как личности, чтобы я на личном опыте реализовала известный девиз – в здоровом теле здоровый дух. Какие нравственные качества может развивать физическая культура и является ли она сама по себе механизмом развития этих качеств или главную роль играет педагог, его профессионализм и его личностные качества, технологии, которые он использует в образовательном процессе? Очень много вопросов и не так-то просто на них ответить. Попробую ответить для себя на все. Думаю, что основные нравственные качества, которые можно и нужно развивать на каждом уроке физической культуры – это дисциплина, коллективизм, благородство, честность, смелость, решительность, настойчивость, выдержка, скромность, желание помогать слабым, взаимное уважение, уважение интересов каждого, любовь к труду. Естественно, что эти качества не сформируются сами по себе, если не планировать их целенаправленное развитие на каждом уроке. Я думаю, что идеальных рецептов идеального урока и идеального педагога нет и быть не может, можно только стремиться к совершенству, но у каждого учителя есть свой «идеальный» лично для него и его учеников «рецепт». Есть такой «рецепт» и у меня, и в нём четыре основных составляющих. Он является основой моей педагогической философии:
- Личный пример: мы с детьми всегда делаем всё вместе – я катаюсь с ними на лыжах, бегаю, прыгаю, участвую в эстафетах, играю в подвижные и спортивные игры. Да, я чуть впереди, чтобы предвидеть, предотвращать, предвосхищать, уберегать от ошибок и падений, показать, как надо, что правильно, а что нет, помогать, когда необходимо. Я сохраняю должную дистанцию, но именно дистанцию, а не пропасть, я впереди, но не выше и не далеко;
- Индивидуальный подход – нет неспособных детей, каждый что-то может. Даже если какой-то ребёнок не укладывается в норматив, я никогда не поставлю «3» или, тем более, «2», даже «4» не поставлю, если вижу, что ученик старается, трудится, ответственно относится к каждому уроку, для него это не развлечение, а труд, и он пыхтит, краснеет, напрягается, но…снова не получилось, снова не дотянул…Труд должен быть вознаграждён. Целью урока физической культуры не должно быть стремление добиться от ученика высокого спортивного результата, подтянуть до законом уставлённой планки. Главное – развить его тело, сделать его здоровее и красивее, а душу и сердце – трудолюбивее, честнее, отзывчивее, добрее, смелее…А результат – он придёт сам, нарастёт как мясо на кости, всему своё время.
- Заинтересовывать, избегать скуки всеми возможными путями. Для детей нет ничего опаснее скуки. Насколько опасна скука для личностного развития мы находим у Бернарда Шоу и А.И. Турчинова:«Скука - первое последствие умственного одичания (Б. Шоу)», «Скука – сестра лености и бездарности (А.И.Турчинов)». Играть, играть и ещё раз играть! Даже самые серьёзные задания и упражнения должны «играться». Игра развивает, учит, вдохновляет, заинтересовывает, держит на пике положительных эмоций, способствует тесному общению детей, их сплочению, формированию коммуникативных навыков, развитию чувства локтя, взаимопомощи, взаимопониманию. Даже самые скромные и тихие дети раскрываются в игре. В игре решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участники игры оказывают помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен помнить о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.
- И самая важная составляющая – это любовь к детям. Без неё ничего не получится. Дети её чувствуют сразу. И доверяют только тому, кто любит. Конфуций называл доверие осью, стержнем отношений: «Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»
Подводя итог размышлениям о своей педагогической философии, я полагаю, следует обозначить ещё один важный её компонент, глобальный, общепедагогический. Очень важно привить детям уважение к предмету «Физическая культура», определить его значимость в иерархии человеческих знаний и ценностей, сформировать представление о физической культуре, как части общечеловеческой культуры. Надо чаще говорить с детьми о физической культуре, как культуре тела, духа и разума. А ещё проще и понятнее: если нам дано тело, которое склонно к поломкам и к тому, чтобы становиться некрасивым и единственное естественное спасение от этих бед – физическая культура, имеем ли мы право пренебрегать этим чудесным средством и выказывать к нему неуважение и пренебрежение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...