«Влияние физической культуры на воспитание выносливости у суворовцев»
методическая разработка по физкультуре (11 класс) по теме
Методическая разработка представляет собой часть системной работы воспитателя на основе практической работы. Работа выполнена в соответствии с целями и задачами воспитательной работы учебного курса.
В работе представлен основной принцип - комплексный подход к пониманию здоровья и взаимосвязи духовно- нравственного, психического, социального и физического аспектов здоровья суворовцев. Также подробно показана работа воспитателя класса по сбереженью здоровья учащихся, взаимодействие с преподавателем физической культуры. Особенно важны в работе методические рекомендации по реализации программы влияния физической культуры выносливости у суворовцев.
Методические рекомендации могут быть использованы в работе воспитателей суворовских училищ в своей профессиональной деятельности, а также в качестве ознакомительного пособия для вновь пришедших на работу в суворовское училище.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
* * *
Влияние физической культуры на
воспитание выносливости у суворовцев
Методическая разработка
Воспитатель 1 взвода 1 роты Ковальчук Наталья Александровна |
бота допускается к руководителя)
Москва
2013
Содержание
Вступление:
Глава 1. Обзор нормативных документов
1.1.Характеристика выносливости, как качество личности
1.2.Процесс формирования выносливости во взводе в физическом воспитании
Глава 2. Материалы и методы исследования
2.1. Метод контрольного упражнения
2.2. Метод обработки полученных данных
Глава 3.Собственные результаты исследования
3.1. Обработка результатов исследования
3.2. Обсуждение результатов
Заключение
Вступление:
Физическое воспитание – вечная категория
Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого общества. Эта потребность состоит в том, что старшее поколение людей готовит к жизни младшее, то есть воспитывает его.
Целью физического воспитания в суворовских училищах является заблаговременное формирование у суворовцев мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни и физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Глава 1. Обзор нормативных документов
1.1.Характеристика выносливости, как качество личности
Возможности личности суворовца определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики.
С точки зрения психологии быстрота – это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании суворовца продолжительности, темпа и ритма движения.
Сила – это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями.
Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Гибкость (подвижность суставов) – это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела.
Выносливость – это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.
В обыденной речи понятие выносливость употребляется в очень широком смысле. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности.
Характеристика выносливости как двигательного качества человека весьма относительна. Она составляет определенный вид деятельности. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.
Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость. Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов деятельности (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).
Проявление выносливости всегда связано с понятием усталости. Усталость – это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления.
В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости:
1) статическую и динамическую;
2) локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп – более 50% всей массы);
3) силовую;
4) анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).
В процессе совершенствования выносливости, кроме
изменений в структурно-функциональной, кислородотранспортной, кислородоутилизирующей и других физиологических системах, протекает становление центрально-нервной и нейрогуморальной (эндокринной) регуляции деятельности этих систем. В практике принято выбирать средства и методы для тренировки выносливости согласно ожидаемому физиологическому воздействию. Но также необходимо учитывать психические факторы.
Некоторые экспериментальные данные показывают, что при непрерывных длительных интервальных нагрузках к волевым качествам суворовца предъявляются принципиально различные требования. Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе методов тренировки выносливости. Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае суворовец преодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивым напряжением воли.
Следует отметить, что для каждого суворовца существуют соответствующие состоянию его тренированности рациональные границы заданий, которые изменяются вместе с повышением работоспособности его организма. Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями суворовца. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировочных программ.
1.2.Процесс формирования выносливости во взводе в физическом воспитании
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки.
Каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением или на снарядах, тренажерах и т. д. – упражнения разного вида), их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения а также продолжительностью и характером отдыха (или восстановительных интервалов), можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.
Равномерный непрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15–30 минут и до 1–3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают аэробные способности. В такой работе необходимый для достижения соответствующего адаптационного эффекта объём тренировочной нагрузки должен быть не менее 30 минут.
Переменный непрерывный метод. Этот метод отличается от регламентированного равномерного периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы, характерной, например, для спортивных и подвижных игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая работа называется «фартлек» ("игра скоростей"). В ней в процессе длительного бега на местности – кросса – выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 метров. Такая работа переменной мощности характерна для бега по холмам, или на лыжах по сильно пересечённой местности. Она заметно увеличивает напряжённость вегетативных реакций организма, периодически вызывая максимальную активизацию аэробного метаболизма с одновременным возрастанием анаэробных процессов. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. В связи с этим, колебания скоростей или интенсивности упражнений не должны быть большими, чтобы не нарушался преимущественно аэробный характер нагрузки.
Интервальный метод тренировки заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности (обычно до 120 секунд) через строго определённые интервалы отдыха. Этот метод обычно используется для развития специфической выносливости к какой-либо определённой работе.
Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма. Особенности применения этого метода определяются конкретной методикой тренировки в различных разделах физической подготовки и видов спорта.
Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном иди повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания суворовцев
№ п/п | Метод | Нагрузка | Отдых | Упражнение (средство) | ||
Число повторений | Длительность | Интенсивность | ||||
Слитного (непрерывного) упражнения | 1 | Не менее чем 15–25 мин | Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160– 170 уд./мин | Без пауз | Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др. | |
Повторного интервального упражнения | 3–4 (при хорошей подготовке больше) | 3–4 мин | Субмаксимальная ЧСС от 120-140 в начале до 170– 180 уд./мин | Активный (бег трусцой, ходьба), неполный | То же | |
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы | Число кругов (1–3) | Время прохождения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30–60 с | Умеренная или большая | Без пауз | Повторный максимум (ПМ) каждого упражнения (индивидуально): 1/2–1/3 ПМ (в начале), 2/3–3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий) | |
Круговая тренировка в режиме интервальной работы | Число кругов | 5–12 мин, длительность работы на одной станции 30–45 с | Субмаксимальная переменная | Отдых между станциями 30—60 с; отдых между кругами 3 мин | Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д. | |
Игровой | 1 | Не менее 5—10 мин | Переменная | Без пауз | Подвижные и спортивные игры типа «Мяч капитану», «Мини-баскетбол» и т.п. | |
Соревнователь-ный | 1 (проводить не чаще 4 раз в год) | В соответствии с требованиями программы | Максимальная | Без пауз | 6- или 12-минутный бег, бег на 2000-3000 м |
Глава 2. Материалы и методы исследования
2.1. Метод контрольного упражнения
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости).
Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.
В практике физического воспитания, в-основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для суворовцев 6-7 курсов – 2000–3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега – 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.
Оценка выносливости по 6-минутному бегу
По пробегаемой дистанции, м за 6 мин. | |||||
Юноши | Девушки | ||||
Удовл. | Хорошо | Отлично | Удовл. | Хорошо | Отлично |
1 330 | 1 430 | 1 530 | 1 120 | 1 180 | 1 240 |
2.2. Метод обработки полученных данных
В процессе исследования для обработки полученных данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями применялся метод регистрации данных (выявление наличия определенного качества у предмета или предметов исследования).
Затем осуществлялась графическая обработка информации (таблицы Exel);
Глава 3.Собственные результаты исследования
3.1. Обработка результатов исследования
Список личного состава взвода с результатами тестирования
№ п/п | звание | Фамилия и инициалы | Дата рождения | Результат проверки (м за 6 мин) | |||
10 сентября 2012 г. | 25 апреля 2013 г. | ||||||
сув. | Алексеенко Д.И. | 03.09.1996 | 1 340 | Удовл. | 1 445 | Хор. | |
в/с-т. | Белхароев Д.М. | 03.09.1997 | 1 375 | Удовл. | 1 470 | Хор. | |
сув. | Викулов Г.С. | 07.12.1995 | 1 541 | Отл. | 1 551 | Отл. | |
сув. | Волков А.А. | 03.07.1997 | 1 335 | Удовл. | 1 451 | Хор. | |
ст. в/с-т | Гадицкий М.М. | 28.01.1996 | 1 440 | Хор. | 1 491 | Хор. | |
сув. | Ганиев А.Т. | 15.01.1997 | 1 550 | Отл. | 1 571 | Отл. | |
сув. | Гапоненко Р.М. | 07.02.1997 | 1 500 | Хор. | 1 525 | Хор. | |
сув. | Глазов М.А. | 30.01.1997 | 1 410 | Удовл. | 1 490 | Хор. | |
в/с-т | Грачев М.Ю. | 24.01.1996 | 1 350 | Удовл. | 1 500 | Хор. | |
сув. | Зернов И.Д. | 02.08.1996 | 1 375 | Удовл. | 1 510 | Хор. | |
сув. | Конарева В.В. | 29.12.1996 | 1 255 | Отл. | 1 310 | Отл. | |
в/с-т | Марьин И.Г. | 25.10.1996 | 1 510 | Хор. | 1 565 | Отл. | |
сув. | Поликарпова Я.С. | 17.02.1997 | 1 200 | Хор. | 1 220 | Хор. | |
сув. | Фроловичева Е.А. | 19.12.1996 | 1 255 | Отл. | 1 321 | Отл. | |
сув. | Шишов А.О. | 11.09.1996 | 1 370 | Удовл. | 1 471 | Хор. |
3.2. Обсуждение результатов
Для успешного выполнения задач повседневной деятельности и в боевой обстановке выносливость является одним из основных физических качеств, необходимых военнослужащим. Так же, высокий уровень общей выносливости позволяет военнослужащим в течении суток нести службу во внутреннем наряде и на боевом дежурстве.
В данной разработке показаны основные подходы и методики тренировки выносливости у суворовцев.
В период проведения тренировки (2012–2013 уч. год) тестируемый взвод суворовцев показал улучшение данного физического качества. Это подтверждает эффективность работы, проводимой в Московском суворовском военном училище система работы по физическому воспитанию воспитанников.
Заключение
По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества.
Выделяются наиболее важные качества современного человека: во-первых, всестороннее развитие его индивидуальных задатков, склонностей и дарований для воплощения в творческие способности ко всем видам деятельности, которые необходимы в обществе. Во-вторых, освоение каждым человеком достижений науки и культуры, формирование научного мировоззрения и в результате перемещение жизненного интереса из сферы материального потребления в сферу удовлетворения духовных запросов. В-третьих, гармоничное развитие духовных и физических качеств человека, духовной и физической его красоты.
Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по проведению уроков физкультуры. Влияние физической культуры на правопорядок в обществе
Правопорядок- состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законаи иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка....
"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"
Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...
Влияние физической культуры на формирование личности
Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает п...
Влияние физической культуры на укрепление здоровья людей.
Введение1. Особая важность физкультуры в поддержании здоровья2. Влияние занятий физкультурой на системы организма...
Влияние физической культуры и спорта на организм человека
Влияние физической культуры и спорта на организм человека...
«Влияние Физической Культуры и Спорта на формирование личной физической культуры школьника».
Название ...
План – конспект урока по физической культуре "Скоростная выносливость. Бег на короткие дистанции" 6 класс
План – конспект урока по физической культуре "Скоростная выносливость. Бег на короткие дистанции" 6 класс...