портфолио учителя физической культуры
материал по физкультуре по теме
Аналитическая справка учителя физической культуры.
Краткое описание методической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_g.a.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор школы Е.А. Ходакова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Батуринская основная общеобразовательная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Портфолио
профессиональной деятельности
Смирновой
Галины Анатольевны,
учителя физической культуры
аттестующегося на 1 квалификационную категорию
Д. Батурино
2013
Содержание
Содержание…………………………………………………………………с.2
Раздел 1.
Общие сведения……………………………………………………………..с.3
Раздел 2.
Информационно-аналитическая справка
2.1. Характеристика условий, в которых работает педагог……………..с.4
2.2. Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность (название программы, автор)……………………………………………..с.5-6
2.3.Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений…………………………………....с.7-14
2.4.Результаты внеурочной деятельности педагога по предмету………с.14-17
2.5.Информация об использовании педагогом современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий……………………...с.18
2.6.Информация об использовании педагогом здоровьесберегающих технологий, пропаганде ценности здорового образа жизни…………..с.19-22
2.7.Информация об участии педагога в различных мероприятиях по распространению его опыта……………………………………………..с.22-24
Раздел 3.
Краткое описание методической системы педагога……………………с.25-28
Перечень приложений……………………………………………………с.29
Раздел 1. Общие сведения
Ф.И.О., год рождения: Смирнова Галина Анатольевна, 1971 г.
Образование: среднее специальное;
Смоленский педагогический колледж,2007;
специальность – дошкольное образование;
квалификация по диплому – воспитатель детей дошкольного возраста
с дополнительной подготовкой в области экологического воспитания (Приложение 1)
Трудовой стаж: 21 год
Педагогический стаж: 10 лет
Стаж работы в Батуринской школе: 10 лет
Повышение квалификации:
курсовая подготовка: «Контроль и оценка качества подготовки
по предмету «Физкультура» (СОИУУ, 2003);
«Современные информационные технологии в педагогической деятельности в рамках реализации требований ФГОС», 2012
(Приложения 2,3)
Награды: Почётная грамота Главы муниципального образования «Холм-Жирковский район» за добросовестный труд и неугасающую энергию в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, 2006;
Почётная грамота Главы муниципального образования «Холм-Жирковский район» в номинации «Сохранение и укрепление здоровья детей», 2008.
( Приложения 4, 5)
Раздел 2. Информационно-аналитическая справка
2.1. Характеристика условий, в которых работает педагог
Школа, в которой я работаю учителем физической культуры, является малокомплектной, а это влечёт за собой ряд условий, которые необходимо учитывать в выстраивании своей педагогической деятельности.
Учителю приходится работать в сложнейших условиях:
- отсутствие психолога, социального педагога, медработника в школе;
- малая наполняемость классов;
- одновременные занятия с детьми разного возраста и физической подготовленности;
- как правило, дети воспитываются в неполных или неблагополучных семьях.
Наряду с этим в моём распоряжении имеется ноутбук, предоставлена возможность работы с компьютером при изучении теоретического материала, а также выход в Интернет. Но в связи с не соответствующими санитарным нормам условиями, работа в спортивном зале не ведётся с 2012 года; занятия проходят в специально отведённом классе с частичным оборудованием или на спортивной площадке. Все учащиеся обеспечены бесплатными учебниками
Хотелось бы иметь оснащённый спортивный зал, что очень необходимо для достижения планируемых результатов.
Труд учителя в малокомплектной школе требует терпения, творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и компетентности. Наша школа - это единственный центр культуры в селе. И от учителя во многом зависит, будут ли обучающиеся достойными гражданами, полезными своей стране и обществу, смогут ли они адаптироваться в окружающем их мире.
2.2. Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность (название программы, автор)
Учитывая вышеперечисленные особенности, за основу своей работы я взяла традиционную систему. В классах есть дети, которые требуют индивидуального подхода и помощи в связи с семейным положением, а также учащиеся, которые могут выполнять задания повышенного уровня. Изучив различные программы и ознакомившись с содержанием образовательных областей, а также после обсуждения их на районных методических объединениях учителей физической культуры, решила использовать в своей работе учебно-методический комплект А.П. Матвеева. По данной программе я работала до 2013 года.
С нового учебного 2013-2014 года осуществлён переход на программу
В.И. Ляха.
В программе заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки.
Внесённые в данную программу принципы приоритета воспитания в образовательном процессе, делающие упор на личностно ориентированный и деятельностный характер обучения, гарантируют достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития каждого ребёнка.
2.3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений
Одним из важнейших показателей всего учебного процесса является степень обученности обучающихся. В моей педагогической деятельности степень обученности учащихся является стабильной.
Представим уровень обученности и качества знаний за последние 3 года.
(См. Таблицу 1, диаграммы 1, 2, 3)
Таблица 1.
Уровень обученности и качества знаний обучающихся
Учебный год | Класс | Средний балл | Качество знаний, % | Обученность, % |
2010-2011 | 5 6 7 | 4,7 4 5 | 100 100 100 | 100 100 100 |
2011-2012 | 6 7 8 | 4,7 4 5 | 100 100 100 | 100 100 100 |
2012-2013 | 7 8 9 | 4 4 5 | 100 100 100 | 100 100 100 |
Покажем динамику качества знаний обучающихся в виде диаграммы.
Диаграммы 1,2,3.
Средний балл успеваемости обучающихся (за 3 последних года)
Вывод: приведённые выше данные о качестве знаний обучающихся за 3 последних учебных года по физической культуре, а также анализ контрольных нормативов позволяют говорить о стабильной и положительной динамике.
Данные результаты были достигнуты благодаря созданию атмосферы комфортности для школьников, умению действовать самостоятельно и правильному управлению процессом усвоения техники выполнения физических упражнений.
Таблица 2.
Показатели «качества знаний» обучающихся на основании сдачи контрольных нормативов (9 класс)
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м. (сек.) | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Поднимание туловища, руки за головой (кол-во раз) | 18 | |
Подтягивание в висе ( кол-во раз) | 9 | ||
Прыжок в длину с места (см) | 180 | 165 | |
К выносливости | Кроссовый бег на 2 км (мин, сек.) | 8,50 | 10,20 |
Передвижение на лыжах на 2 км (мин., сек.) | 16,30 | 21,00 | |
К координации | Челночный бег 3 x 10 м. (сек.) | 8,2 | 8,8 |
Вывод: систематическое отслеживание, сравнительный анализ, проводимый по различным темам, позволяют проследить эффективность процесса обучения и развития.
Таблица 3.
Результаты обучающихся 9 класса (бег 60 м.)
Уровень выполнения | На начало учебного года | На конец учебного года | Динамика |
Низкий | нет | нет | |
Средний Высокий | 50% (10,4) 50% (9,2) | 50% (10,2) 50% (9,1) | + + |
Таблица 4.
Результаты обучающихся 9 класса
(поднимание, подтягивание)
Уровень выполнения | На начало учебного года | На конец учебного года | Динамика |
Низкий | нет | нет | |
Средний | 50% (7) | 50% (8) | + |
Высокий | 50% ( 18) | 50% (19) | + |
Таблица 5.
Результаты обучающихся 9 класса
(прыжок в длину с места)
Уровень выполнения | На начало учебного года | На конец учебного года | Динамика |
Низкий | нет | нет | |
Средний | нет | нет | |
Высокий | 180/165 (100%) | 185/175 (100%) | + |
Таблица 6.
Результаты обучающихся 9 класса
(кроссовый бег на 2 км.)
Уровень выполнения | На начало учебного года | На конец учебного года | Динамика |
Низкий | нет | нет | |
Средний | 9,00/10,25 (100%) | + | |
Высокий | 8,50/10,20 (100%) | + |
Таблица 7.
Результаты обучающихся 9 класса
(передвижение на лыжах, 2 км.)
Уровень выполнения | На начало учебного года | На конец учебного года | Динамика |
Низкий | нет | нет | |
Средний | 16,4/22,0 (100%) | + | |
Высокий | 16,3/21 (100%) | + |
Таблица 8.
Результаты обучающихся 9 класса
(челночный бег, 3x10 м, сек.)
Уровень выполнения | На начало учебного года | На конец учебного года | Динамика |
Низкий | нет | нет | |
Средний | 8,4 (50%) | 8,4 (50%) | - |
Высокий | 8,9 (50%) | 8,8 (50%) | + |
Вывод: из приведённых в таблицах данных прослеживается положительная динамика результатов обучающихся выпускного 9 класса (2012-2013 учебного года). Данные результаты были достигнуты:
- путём индивидуальной работы с учащимися;
- на основе входящего мониторинга;
- нетрадиционных методов и приёмов обучения (создание ситуации успеха, работа по ЗОЖ);
- повышением учебной мотивации обучающихся.
Личностные результаты обучающихся за последние годы
Особенно актуальным являются вопросы о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те задачи, которые будут предъявлены Федеральными Государственными образовательными стандартами к их подготовке по завершении обучения в основной школе.
Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые могут быть использованы для постоянного контроля успешности обучения обучающихся, овладения ими способами физкультурной деятельности.
Организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика, является одной из самых острых проблем физического воспитания школьников, их ЗОЖ. В связи с этим наиболее существенным является вопрос о том, как должен быть построен процесс обучения, чтобы учитель реально мог учесть индивидуальные особенности и возможности своих учеников на основной ступени обучения.
Здоровье является важнейшей ценностью для человека, его самореализация должна быть во всех сферах деятельности, но особое внимание необходимо обращать на детей. Считаю, что это самое главное направление в работе учителя физической культуры. Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры личности, которая отражает меру отношения человека к себе. Культура подразумевает не только наличие определённой системы знаний о здоровье, но соответствующее поведение по его сохранению, укреплению. Здоровье не перестаёт быть ценностью, даже если она не осознаётся человеком (что свойственно многим школьникам). Большинство людей начинают осознавать ценность здоровья только тогда, когда оно находится под серьёзной угрозой или почти утрачено, что недопустимо, поэтому на учителя физической культуры возлагается большая ответственность за сохранение и укрепление здоровья.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и практических методов обучения.
Теоретический метод: лекция учителя с элементами беседы, сообщения учащихся по отдельным темам, игровые моменты (викторины, кроссворды), тестирование, анкетирование.
Практический метод: техника безопасности, объяснение и демонстрация выполнения упражнений (заданий), закрепление-тренировка путём совершенствования двигательных действий.
Использование элементов новых образовательных и здоровьесберегающих технологий позволил сформировать метапредметные и личностные результаты обучающихся на оптимальном уровне.
Метапредметные:
*умение самостоятельно определять цели, задачи и развиватьть мотивы;
*умение планирования путей достижения целей;
*соотношение действий с планируемыми результатами;
*осуществление контроля и определение способов действий;
*оценка правильности выполнения;
*самоконтроль, самооценка, принятие решений;
* организация сотрудничества;
*аргументация и отстаивание своего мнения.
Оптимальный уровень сформированности метапредметных результатов обучающихся
Уч. год Кол-во уч-ся, результат в % | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
анализ | 45 | 60 | 71 |
планирование | 52 | 70 | 84 |
целеполагание | 57 | 69 | 81 |
Личностные:
*воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории и культуры своего края; воспитание чувства ответственности и долга;
*формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию;
* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
* формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
* осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи .
Оптимальный уровень сформированности личностных результатов обучающихся
Уч. год Кол-во уч-ся, результат в % | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
ценностные ориентации | 54 | 67 | 78 |
мотивация | 55 | 68 | 81 |
воля | 67 | 74 | 87 |
Сведения об удовлетворённости потребителей образовательными услугами, методами и результатами образовательной деятельности учителя
Для родителей обучающихся Батуринской школы в конце учебного года (2012-2013) было проведено анкетирование, которое позволило выявить степень удовлетворённости образовательными услугами, в том числе уровнем преподавания физической культуры. Результаты анкетирования позволяют осуществлять работу в определённом направлении педагогической деятельности.
(См. Приложение 11)
Результаты анкетирования показали, что:
1.Качеством образования по физической культуре:
Полностью удовлетворены – 80% родителей
Скорее удовлетворены – 20% родителей
Не удовлетворены – 0% родителей
2.Профессионализмом преподавателя физической культуры:
Полностью удовлетворены – 80% родителей
Скорее удовлетворены – 20% родителей
Не удовлетворены – 0% родителей
3.Взаимоотношениями педагога с обучающимися:
Полностью удовлетворены – 100% родителей
Скорее удовлетворены – 0% родителей
Не удовлетворены – 0% родителей
4.Взаимоотношениями педагога с родителями:
Полностью удовлетворены – 100% родителей
Скорее удовлетворены – 0% родителей
Не удовлетворены – 0% родителей
5.Качеством проведения секции:
Полностью удовлетворены – 60% родителей
Скорее удовлетворены – 20% родителей
Не удовлетворены – 20% родителей
6.Организацией спортивных мероприятий:
Полностью удовлетворены – 100% родителей
Скорее удовлетворены – 0% родителей
Не удовлетворены – 0% родителей
7.Организацией спортивной работы в период каникул:
Полностью удовлетворены – 60% родителей
Скорее удовлетворены – 20% родителей
Не удовлетворены – 20% родителей
Результаты анкетирования
Таким образом, подавляющее большинство родителей полностью удовлетворены качеством образования, организацией учебно-воспитательного процесса, профессионализмом педагога, взаимоотношениями учителя с обучающимися и родителями. Об этом также свидетельствуют отзывы коллег, родителей.
2.4. Результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение, т.к. её цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос физического воспитания, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся данным предметом, вовлечь их в серьёзную работу.
Внеклассная спортивно-оздоровительная работа в школе играет огромную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни личности. Наше общество многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно же, физическое. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа.
Наш спортивный зал был открыт с 8.30 часов утра до 17 часов вечера до 2012 года, но в связи со слабым материально-техническим снабжением школы (требуется капитальный ремонт потолка, полов и окон) спортивный зал не соответствует стандартам, не прошёл обследования по нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, следовательно, и не имеет акта разрешения на проведение занятий.
С 2012 года в школе нет спортивных секций.
В начале учебного года совместно с классными руководителями разрабатывается план спортивных мероприятий, которые проводятся в специальном классе, отведённом для занятий физической культурой, или на частично оборудованной спортивной площадке.
После разработки плана приступили к его реализации. Учащиеся школы совместно подготовили выступления на темы: «Техника безопасности на уроках физической культуры», «Что такое ЗОЖ», «Быть здоровым и спортивным - престижно!» и другие.
Оформлены следующие стенды: «Светофор», «Советы начинающему велосипедисту», «Правила поведения на воде», «Правила поведения на уроках физической культуры», «Техника безопасности на уроках физической культуры».
Совместно с классными руководителями проведены классные часы, викторины и конкурсы: «25000 шагов к здоровью», «Гардемарины, вперёд!», «Выбери свободу» и другие.
Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребёнка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства. Была переработана программа секции «Общая физическая подготовка и теннис», которая подходила к условиям нашей сельской малокомплектной школы.
Данная программа комплексная и давала возможность учащимся осуществлять ряд отдельных жизненных принципов и развивать интерес к познанию окружающего мира.
В содержание спортивно-массовых мероприятий включены Дни здоровья, которые проходят 1 раз в месяц по изменяющимся планам, корректируемым в соответствии с временем года и погодными условиями. В школе, несмотря на малочисленность учащихся, проходили и проходят разновозрастные спортивные соревнования по видам спорта: пионербол, лапта, мини-волейбол, мини-баскетбол, лёгкая атлетика, «Весёлые старты», а также много спортивных мероприятий проводится во время летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, где особое место занимают различные игры и большинство занятий - на свежем воздухе.
О значении здорового образа жизни шла речь не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, запланированы встречи с медицинским работником (заведующей Батуринским ФАПом Селивановой И.Н.). Эта работа дала положительные результаты: в нашей школе нет учащихся с вредными для здоровья привычками (курением и употреблением спиртных напитков).
Внеурочную деятельность направляю на развитие и удовлетворение потребностей обучающихся и родителей в получении качественного образования и воспитания в области физической культуры. В течение последних трёх лет веду мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время. За последние три года количество обучающихся, посещающих занятия во внеурочное время, постоянно растёт (См. Таблица 9, диаграмма 4)
Таблица 9.
Занятость обучающихся во внеурочное время
Учебный год | Класс | Количество обучающихся в классе | Количество обучающихся, занятых во внеурочное время | Процентное соотношение |
2010– 2011 | 5 6 7 | 4 2 2 | 3 2 2 | 75% 100% 100% |
2011 – 2012 | 6 7 8 | 3 2 2 | 2 2 2 | 67% 100% 100% |
2012 – 2013 | 7 8 9 | 1 2 2 | 1 1 2 | 100% 50% 100% |
Диаграмма 4.
Занятость учащихся во внеурочное время
Из данной таблицы и диаграммы видно, что за последние 3 года почти все учащиеся посещали спортивные секции, за исключением отдельных случаев в классе (по состоянию здоровья не все дети занимались регулярно). Занятость обучающихся во внеурочное время хорошая, что свидетельствует об интересе к секциям и активном участии в спортивных мероприятиях.
Мною была составлены программа секции по физической культуре для учащихся 5 – 9 классов «Общая физическая подготовка и теннис».
(См. Приложение 12).
Наши достижения
2009 год - 1 место в конкурсе стенгазет на спортивную тематику;
2009 год - 3 место в туристическом многоборье и спортивном
ориентировании;
2009 год - 3 место по контрольно-туристическому маршруту;
2010 год - 3 место по легкоатлетическому кроссу;
2012 год – 2 место в лыжных гонках (ученица 8 класса Пахоменкова
Алёна).
(См. Приложения 6, 7, 8, 9, 10)
Вывод: таким образом, некоторые обучающиеся могут выполнять необходимые нормативы, несмотря на недостаточное материально-техническое оснащение уроков физической культуры, и даже занимать призовые места в районных соревнованиях.
Общий вывод: анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по педагогическому сопровождению обучения и воспитания на уроках физической культуры, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условиях:
1) формирования интереса к предмету;
2) повышения мотивации обучающихся, огромного желания и терпения;
3) расширения межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры;
4) усиления оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
2.5. Информация об использовании педагогом современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
В своей педагогической деятельности я применяю элементы педагогических технологий. Уместность применения указанных в таблице технологий обоснована спецификой преподаваемого предмета и спецификой малокомплектной сельской школы. Данная совокупность образовательных технологий составляет авторскую систему.
Таблица 10.
Использование элементов современных образовательных технологий
№ | Название используемой технологии | Обоснование применения | Имеющийся или прогнозируемый результат |
1. | Применение ИКТ | *повышение уровня восприятия учебного материала *развитие информационной компетенции | *развитие самостоятельных умений и навыков учащихся *повышение интереса к изучаемому предмету *формирование навыка работы с информацией |
2. | Технология индивидуального обучения | *развитие индивидуальных особенностей обучающихся | *умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты |
3. | Игровые технологии | * повышение мотивации учащихся | *повышение интереса к изучаемому предмету |
4. | Технология уровневой дифференциации | *применение упражнений разного уровня | *умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты |
Использование компьютера позволяет мне подготовить раздаточный материал для изучения теоретических сведений: разноуровневые задания, карточки, тесты.
Для работы на уроке использую:
- электронные образовательные приложения по физической культуре;
- компьютер и ноутбук;
- детские презентации;
- материалы из Интернет-ресурсов.
Для эффективного обеспечения условий достижения школьниками высоких планируемых результатов по физической культуре мною созданы следующие электронные образовательные продукты, прошедшие апробацию на уровне образовательного учреждения:
- УМК по ФК (включающий рабочую программу, конспекты уроков, внеурочных мероприятий)
- выступления на МО и педагогических советах и т.д.
В педагогической работе использую Интернет, информационные поисковые системы Rambler, Google, Yandex, при подготовке дидактических и методических материалов- текстовый редактор Word, программные среды POWER POINT, EXCEL., систему управления базами данных Microsoft Access.
На уроках и внеклассных мероприятиях используются готовые и разработанные мной программные средства.
Используемые интернет ресурсы
slovari.yandex.ru/dikt/olimpic
lib.sportedu.ru
См. Приложения 13,14 (с использованием ИКТ).
2.6. Информация об использовании педагогом здоровьесберегающих технологий, пропаганде ценности здорового образа жизни
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение и, по возможности, укрепление здоровья школьников. Мною используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Таблица 11.
Содержание | |
ЗСТ | |
Медико-гигиенические | Физкультурно-оздоровительные |
Безопасности жизнедеятельности | Инструктажи по безопасности жизнедеятельности |
Экологические | Обустройство школьной спортивной площадки. Проведение мероприятий экологической направленности |
Образовательные | Адекватность требований, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка, создание благоприятного психологического климата, «ситуации успеха» |
Ожидаемые результаты:
- сохранение и укрепление здоровья (физического, нравственного, социального);
- достижение средних и высоких планируемых результатов.
Этапы диагностики состояния здоровья обучающихся.
1 этап - оценка ситуации, чтобы правильно поставить первоочередные задачи, рассчитать ресурсы. Выделить среди обучающихся группы риска, которым необходимо уделять особое внимание.
2 этап – реализация диагностических программ – решение актуальной задачи – привлечение внимания школьников к проблеме своего здоровья.
3 этап – диагностика, осуществляемая с применением следующих методов (анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации; изучение продуктов деятельности обучающихся ( индивидуальных заданий); наблюдение за обучающимися в ходе учебных тренировок; анкетирование родителей обучающихся).
Диагностика осуществляется с применением следующих методов:
- анкетирования, диагностических срезов и разработанных типовых упражнений для определения уровня учебной мотивации обучающихся;
- изучение продуктов деятельности обучающихся (проверка домашних и индивидуальных заданий);
- наблюдение за обучающимися в ходе учебной деятельности.
Вывод: анализ мотивов занятий физическими упражнениями показал , что большая часть учащихся осознаёт значимость регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья; изучение состояния физической активности сельских школьников позволило выявить, что ключевыми показателями физической активности школьников являются их потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и интерес к определённому виду спорта, а эти базовые потребности личности формируются на уроках физической культуры.
Анализ полученных результатов позволил выявить детей с ослабленным здоровьем и построить образовательный процесс с учётом состояния здоровья обучающихся.
Для определения уровня учебной мотивации обучающихся были разработаны критерии, позволяющие оценить уровень физической подготовки и личной активности на уроках физической культуры.
Было проведено наблюдение за работой обучающихся во время уроков с целью - выяснить их активность и заинтересованность в учении.
Критерии: активная работа, правильность выполнения упражнений, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
Уровни:
- высокий (активен) – активно работает во время уроков, правильно и с соблюдением техники безопасности выполняет упражнения, даёт быстрые и правильные ответы на теоретические вопросы;
- средний (средне активен) – работает только над теми упражнениями, которые легче, или допускает неточности при выполнении упражнений; не всегда даёт верные ответы по теории;
- низкий (пассивен) - постоянно отвлекается, не испытывает желания, чтобы правильно выполнить упражнение, неверно отвечает на вопросы.
Таблица 12.
Данные о результатах наблюдения (2012 – 2013 учебный год)
№ п/п | Фамилия, имя | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Фомченкова Людмила (7 класс) | + | ||
2 | Бараненков Егор (8 класс) | + | ||
3 | Бараненков Максим (8 класс) | + | ||
4 | Клименко Кирилл (9 класс) | + | ||
5 | Пахоменкова Алёна (9 класс) | + | ||
Итого: | 20% | 60% | 20% |
Анализ результатов показывает, что активность обучающихся,
в основном, средняя.
Диаграмма 5.
Активность обучающихся на уроках
2.7.Информация об участии педагога в различных мероприятиях по распространению его опыта
Личный вклад в повышение качества образования
Использовала в своей деятельности авторскую программу А.П. Матвеева, с 2013 – 2014 учебного года – В.И. Ляха. Данные программы я частично модифицирую, что позволяет более эффективно выстраивать учебно-познавательный процессе.
Таблица 13.
Примеры модификации с применением элементов ЗСТ
Класс | Тема урока, мероприятия | Элементы здоровьесберегающих технологий |
7 | Интегрированный урок физической культуры и русского языка «Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика». | Использование физкультминуток |
мероприятие | Спортивно-экологическая эстафета «Чистое село – здоровые дети» | Экологическая направленность |
7 | «Введение в программный материал по лыжной подготовке с использованием информационных компьютерных технологий» | Инструктаж «Техника безопасности при занятиях лыжным спортом», «Требования к одежде и обуви занимающихся» |
5-9 | Беседа с учащимися в период летней оздоровительной площадки при школе | Беседа «Правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами» |
Участие в профессиональных объединениях педагогов
Каждый год 1 раз в четверть присутствую на заседаниях районных методических объединений учителей физической культуры.
Выступала по следующим вопросам:
1)Национальный проект «Наша новая школа».
2)Оценка деятельности школьников по туризму. Подготовка к турслёту.
3)Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
4) Использование игровых приёмов на уроках физической культуры.
Вывод: участие в работе методического объединения позволяет профессионально развиваться, совершенствовать образовательный процесс.
Таблица 14.
Участие в педагогических советах
Дата | Место проведения | Название мероприятия |
Март 2010 | МБОУ «Батуринская ООШ» (педсовет) | Самообразование учителей – ключ к успеху (выступление по теме самообразования). |
Апрель 2010 | МБОУ «Батуринская ООШ» (педсовет) | Матрица разнообразия форм уроков и внеурочных мероприятий. |
Март 2011 | МБОУ «Батуринская ООШ» (педсовет) | Нетрадиционные методы, обеспечивающие ситуацию успеха на уроке. |
Март 2012 | МБОУ «Батуринская ООШ» (педсовет) | Качество кружковой и спортивной работы. Результаты анкетирования среди учащихся. |
Май 2013 | МБОУ «Батуринская ООШ» (педсовет) | Портфолио учителей. |
Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога
Каждый учитель нашей школы по традиции проводит по одному открытому уроку и по одному открытому мероприятию в год, планы-конспекты которых пополняют методическую копилку педагогов. В рамках внутришкольного контроля администрация посещает и анализирует уроки и мероприятия по составленному плану, планы посещённых уроков хранятся у директора совместно с самоанализом и анализом.
Таблица 15.
Открытые уроки и мероприятия (за последние 3 года)
Приложения 16,17,18; 19, 20, 21.
Открытое мероприятие | Учебный год | Открытый урок |
Спортивно-экологическая эстафета «Чистое село - здоровые дети» | 2010 - 2011 | «Развитие гибкости. Подвижные игры» |
«Папа, мама, я - спортивная и дружная семья» | 2011 – 2012 | «Обучение техники нижней прямой подачи » |
КВН «Здоровым быть - горе забыть» | 2012 - 2013 | Лыжные соревнования «Вперёд, мальчишки!» |
В своей работе руководствуюсь программой и учебниками, утверждёнными Министерством образования РФ или рекомендованными в Федеральном перечне учебников. Чаще провожу традиционные уроки в связи с малочисленностью учащихся в классах. Использую нетрадиционные уроки, в основном, с элементами здоровьесбережения, чаще при совершенствовании техники выполнения упражнений.
Обмен мнениями, методическими находками с опытными коллегами, а также участие в работе районного методического объединений учителей физической культуры позволяет более эффективно выстраивать образовательный процесс.
С 2010 года в рамках самообразования работаю над темой «Развитие самостоятельности обучающихся на уроках физической культуры». Выбор данной темы обусловлен актуальностью проблемы в связи с особенностями сельских школьников и работой на уроках в классах с малой наполняемостью.
Цели:
- Изучение имеющей литературы по данной теме.
- Овладение знаниями, умениями, навыками организации и проведения занятий физической культурой для улучшения здоровья.
- Применение данной темы на практике.
- Обмен опытом с коллегами.
- Накопление изученных материалов и диагностика их результативности.
План самообразования:
Сроки реализации методической системы: 2011 – 2015 годы.
Таблица 16.
План работы
Этапы работы | Содержание деятельности |
Знакомство с методической литературой по теме | Расширить знания по теме. Познакомиться с опытом работы других учителей физической культуры |
Диагностика уровня физической подготовленности учащихся (каждый год) | Выявить уровень физического развития учащихся; корректировка методов и приёмов работы |
Разработка системы упражнений и заданий, направленных на развитие самостоятельности | Подбор наиболее эффективных методов и приёмов работы в данном классе |
Самоконтроль. Опробирование разработанных уроков, нацеленных на развитие самостоятельности. Их анализ | Выявление навыков самоконтроля и самостоятельной деятельности учащихся на уроках физической культуры |
Обобщение полученных результатов, корректировка работы | Сделать выводы, провести коррекционную работу |
Ведущая идея моей работы состоит в том, чтобы на каждом уроке физической культуры и во внеурочной деятельности создавать условия, обеспечивающие достижение обучающимися средних и высоких планируемых результатов. Цель: создание оптимальных условий на уроках и во внеурочной деятельности для достижения обучающимися планируемых результатов.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач: - активизация процесса обучающихся;
- формирование самостоятельности;
- воспитание ЗОЖ;
- всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки).
- принцип психологической комфортности;
- принцип сотрудничества, партнёрства учителя и обучающихся;
- принцип обоснованного, аргументированного ответа обучающегося.
Вывод: уроки физической культуры в сельской малокомплектной школе содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность ,самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь и отзывчивость. Одновременно с изучением программного материала стараюсь содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятия, представления, памяти, мышления. Самое главное - воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, что и учитываю на каждом уроке, основываясь на индивидуальных способностях и возможностях каждого ребёнка. Советы, которые я даю на уроках физической культуры просты, не требуют никаких «капиталовложений», но что совершенно необходимо – это разумность, настойчивость, воля. Это качества настоящих мужчин, в которых превращаются мальчики, и настоящих женщин, в которых превращаются девочки. Уверяю школьников, что полезные привычки на всю жизнь - дорогое достояние, за него стоит побороться со своей ленью.
Перечень приложений
Приложение 1. Копия диплома.
Приложения 2,3. Копии прохождения курсовой подготовки.
Приложения 4,5. Копии Почётных грамот.
Приложения 6, 7, 8, 9, 10. Копии грамот учащихся школы,
занявших призовые места.
Приложение 11. Анкета для родителей.
Приложение 12. Программа секции «Общая физическая подготовка и теннис».
Приложения 13, 14. Конспекты уроков с использованием ИКТ.
Приложение 15. Используемые физкультминутки.
Приложения 16,17, 18. Открытые мероприятия.
Приложения 19, 20, 21. Открытые уроки.
Приложения 22,23,24, 25. Отзывы родителей, учащихся, учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к портфолио учителя физической культуры
В помещённом материале имеются - сведения об учителе; результаты профессиональной педагогической деятельности; процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по физкультуре; использован...
Портфолио учителя физической культуры Сарыглара Тэмира Владимировича
Результаты педагогической деятельности....
Портфолио учителей физической культуры
Портфолио за последние 2 года работы...
Портфолио учителя физической культуры М.К.Клоковой
В помощь коллегам....
Электронное портфолио учителя физической культуры
В данной статье представлены рекомендации по созданию электронного портфолио....
Портфолио учителя физической культуры
Портфолио учителя физической культуры, резюме учителя физической культуры, учебные материалы....
Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...
Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...