« Мы идем в поход »
материал по физкультуре (5 класс) на тему
Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ
групповое: палатки - на 11 человек; котлы (варочная посуда) – комплект на 11 человек; половник – 2 шт.; нож кухонный – 2 шт.; нож консервный – 1 шт.; клеёнка кухонная (не менее 1 х 1,5 м) – 1 шт.; пила или ножовка в чехле – 1 шт.; топор в чехле – 1 шт.; костровой набор (таганки, стойки, крючки или др.) – 1 компл.; костровые рукавицы – 1 пара; фляжки или пластиковые бутылки – общей емкостью не менее 3-х литров; планшет или пакет для хранения документов – 1 шт.; булавки – 10 шт.; блокнот – 1 шт.; аптечка – 1 шт.; ремнабор – 1 шт.; котелок для этапа «КТМ» «Костёр» объёмом не менее 2 л.
личное: рюкзак; теплоизоляционный коврик; кружка, миска, ложка в п/эт упаковке; туалетные принадлежности в п/эт упак.; спички в непромокаемой упаковке; рабочие рукавицы; накидка от дождя или плащ; страховочная система; репшнур из основной веревки для блокировки страховочной системы (3-4 м); петля Пруссика из репшнура диаметром 6 мм с узлом «двойной проводник»; ручка; карандаш; компас; 4-6 булавок для крепления номера; часы; запасной комплект одежды: футболка, трико, нижнее белье, носки х/б – в полиэтиленовой упаковке; запасная обувь – кроссовки или кеды в п/эт упаковке; спортивная форма; штормовка или ветровка; свитер; головной убор; обувь по погоде (кроссовки, ботинки или сапоги).
состав аптечки: бинт (пакет) стерильный – 2 шт.; бинт широкий (13 см) – 1 шт.; бинт средний (10 см) – 1 шт.; бинт узкий (5 см) – 1 шт.; вата медицинская (любая) – 50 г.; лейкопластырь (любой) – 1 рулон, пластырь бактерицидный – 3-5 уп.; раствор йода спиртовой (5%) - 1 фл.(3 амп.); термометр медицинский в чехле – 1 шт.; ножницы – 1 шт.; жгут резиновый – 1 шт.; булавки – 5 шт.; спирт нашатырный – 1 фл.(3-5 амп.); марганцовокислый калий (фурацилин, гидроперит) – 1 уп.; стрептоцид – 1-3 уп.; обезболивающие: анальгин, седальгин, баралгин, кеторол – 1 уп.; желудочные: бекарбон, бесалол, беластезин – 1 уп.; жаропонижающие: аспирин, парацетамол, цитрамон, фервекс – 1 уп.; спазмалитики: но-шпа, спазган, триган, спазмалгон – 1 уп.; сердечные: валидол, корвалол, валокордин, валосердин, кордиамин, нитроглицерин – 1 уп. (фл.); антиаллергические: супрастин, тавегил, цитрин – 1 уп.; от кашля: бромгексин, халиксол, «таблетки от кашля» – 1 уп.; уголь активированный – 1 уп. Аптечка должна содержать список медикаментов с показаниями к их применению.
состав ремнабора: пассатижи – 1 шт.; нитки швейные – 1 набор (три цвета); иглы швейные (№ 5-7) – 3 шт.; иглы большие – 2 шт.; нитки капроновые – 2 м; кусочки ткани (брезент или капрон размером не менее чем 40 см х 40 см); шило в чехле – 1 шт.; пуговицы – 5 шт.; булавки – 5 шт.; шнурки – 2 пары; проволока медная диаметром не менее 1 мм – 2 м; изолента или клейкая лента (скотч) – 1 моток; киперная лента (тесьма брючная или стропа шириной 1-2 см) – 2 м.
«День, прожитый ребенком на природе среди рощ и полей, стоит многих, проведенных им недель на учебной скамье»
К.Д.Ушинский
Тема: «Мы идем в поход».
Цель:
- привлечение учащихся к активному отдыху на свежем воздухе;
- привитие им любви к природе и спорту;
- сплочение коллектива учеников, учителей и родителей;
- развитие интересов и формирование стимулов у школьников к приобретению туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни;
- отработка практических навыков поведения в сложных и экстремальных ситуациях;
- восстановление психофизических сил и здоровья детей, их адаптация к жизни в обществе.
Участники похода: учащиеся 3,5-х классов, классный руководитель, воспитатель.
Место проведение: на берегу р. Сок.
Поход – это модель общественной жизни, в нем сконцентрированы все виды деятельности: бытовая, научная, спортивная. Воспитательным моментом является и сама походная обстановка. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами. Позиция педагога в данном случае должна быть жесткой: хотите в поход – давайте работать. Поэтому любой поход, даже однодневный, требует серьезной подготовки.
Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.
На природе сильно ощущается связь человека с окружающим миром. Для детей выезд в лес или на реку - это чаще всего познание чего-то нового о мире, природе, людях. Это и экскурсии, и купание, и игры, и печеная картошка, а заодно снятие напряжения и стрессовых ситуаций.
Поход требует наличия туристского снаряжения, запаса продуктов и опыта походов. Здесь дети начинают набирать опыт сразу по всем вопросам жизни на природе: от постановки лагеря, приемлемого веса рюкзака, до отношений к товарищу. В таких относительно экстремальных условиях не избежать различных развивающих ситуаций - проверки на человечность, дружбу, смелость, решительность, доброту, жадность, гордыню и т.д.
Главное, что после таких выходов дети приобретают жизненный опыт, у них вырабатывается новое отношение к миру и человеку.
Дети в походе всегда придумывают какие-то свои новые (или вам незнакомые) игры, и если эти игры потенциально опасны для них, важно не запрещать играть, а взять инициативу в свои руки и перевести игру в более безопасном направлении.
Хорошо подготовившись к походу дома, и вы, и ваши дети получите удовольствие от проведенного вместе времени, невзирая на возможные капризы природы и сложности в пути.
Вот мы и добрались до нашего пункта назначения. Выбор места стоянки, внимательно осмотримся кругом – место должно быть сухое, с солнечной стороны, поблизости не должно быть следов пребывания человека (мусор, осколки, консервные банки и прочее). Оптимальный вариант –берег реки Сок. Мы стали «невидимками» - нас не видно с шоссе, дорог, деревень, и.т.д.
Итак, место выбрано и что дальше? Дальше дети передохнут (5-7 мин., не больше, иначе они так расслабятся, что потом ничего уже не захотят делать, а делать предстоит много). Далее такая команда: «Внимание комплектуются группы на добровольной основе! Группа первая – «истинные древособиратели», группа вторая – «строители элитного жилья», группа третья – «студенты кулинарного колледжа».
Слушайте очень внимательно: туалеты расположены – вот там и вот там, соответственно для мальчиков и для девочек, одним по лесу не ходить, передвижение группами от 2 и более человек, радиус вашего передвижение – 20 метров от стоянки, на деревья не залазить, если увидите постороннего человека – немедленно превращайтесь в невидимых разведчиков и неситесь по направлению к стоянке, сообщайте об этом мне, а я в свою очередь пойду с ним и познакомлюсь, самим в контакт не вступать, даже если вас будут звать и заманивать шоколадками, это запрещено кодексом невидимых разведчиков и вообще я вас так прошу лично, понятно?»
ЭТО ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО ИЗ НАС
Нельзя:
1. Разрушать памятники природы и культуры;
2. Загрязнять природную среду;
3. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда;
4. Ломать растения, срывать цветы;
5. Выкапывать растения.
Нужно:
1. Сохранять и охранять памятники культуры и природы;
2. Оборудовать и очищать места отдыха;
3. Оберегать и подкармливать животных и птиц;
4. Сберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам.
Правила разведения костра:
- костер всегда разводит только взрослый;
- нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;
- чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;
- для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;
- перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.
Как только группы набраны – дается задание каждой группе:
- Группа «истинных древособирателей шастает в радиусе 20 метров и тащит все что по их мнению относится к дереву и может гореть.
- Группа «строителей элитного жилья» начинает ставить палатки (в тех местах, которые я им укажу, костер должен быть от палаток мин. в 5 метрах)
- Группа «кулинарных студентов»: «начинает доставать всю еду из рюкзаков и складировать ее вот сюда (показываю место рядом с предполагаемым костром) далее начинают готовить блюда французской и мексиканской кухни - начинают чистить картошку и другие овощи для супа».
- План похода
Отгадайте мои загадки:
1. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (котелок)
2. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки (спички).
3. Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (компас)
4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной (рюкзак).
5. Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь и холодильник
Вам в походе заменю (термос).
6. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб)
7. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот (ложка)
8. Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет (фотоаппарат).
9.На ладонь он ляжет весь.
Не часы – а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться (компас)
10.Стукнешь о стенку –
А я отскочу.
Бросишь на землю –
А я подскочу.
Я из ладоней
В ладони лечу –
Смирно лежать
Я никак не хочу! (мяч)
11.Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот (ложка)
Приметы природы.
1. Если вы встанете лицом к северу и вытяните руки в стороны, то левая укажет на запад, правая – на восток, а сзади будет юг. Зная положение хотя бы одной стороны горизонта, нетрудно определить и все остальные.
2. А ещё в лесу можно ориентироваться по коре и лишайникам на деревьях. Лишайники не любят света и развиваются преимущественно на северной стороне дерева. Кора деревьев грубее с северной стороны. На берёзах она с южной стороны светлее, эластичнее и глаже. На южной стороне елей и сосен выступает смола.
3. Есть много признаков, позволяющих определить, где север и юг, в пасмурную погоду и даже зимой, когда всё покрыто снегом.
Например, - Ветви одиноко стоящих деревьев разрастаются гуще и пышнее с южной стороны
- На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой на север
- На камнях с северной стороны вырастает мох
- Зимой снег прилипает к постройкам и деревьям преимущественно с северной стороны, а в оврагах он тает значительно быстрее на склонах и обрывах, обращённых к солнцу, то есть на юг
1. В поле можно ориентироваться по растениям. Соцветия у подсолнечника и череды всегда повёрнуты к солнцу, поэтому, даже, когда солнце “прячется” за облаками, они всё равно смотрят в его сторону: на восток – семь утра, на юг – 13.00 и на запад –7.00 вечера.
2. Можно также воспользоваться солнцем и часами. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 12 укажет нам на юг. До 12 юг будет справа от солнца, после 12 – слева.
– А некоторые приметы подскажут, какая ожидает нас погода. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные могут помогать предсказывать погоду, за что и называют их “живые барометры”. Например, лягушки урчат – на дождь, громко квакают – на хорошую погоду, молчат – перед холодом. А знаете ли вы приметы, по которым можно предсказать погоду, мы сейчас проверим.
Задание: (в парах) Распределите приметы – к плохой погоде и хорошей. Будьте внимательны!
- Все цветы на лугу сильно пахнут
- Ласточки летают над самой землёй, кричат кулики
- Крот нагребает высокие холмики
- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик
- Поздно вечером сильно трещат кузнечики
- Соловей поёт всю ночь
- Раскрыты цветки кувшинки
- Паук усиленно плетёт свою паутину
1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай. (Иван-чай, душица, зверобой).
2. Какой способ обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой?
(Первый способ: вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Второй, менее известный: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.)
1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу, без кулинарной обработки? (Щавель, горькая редька, полевой хвощ).
2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты? (Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра).
В заключении… Ходить в походы надо. Это вносит определенный интерес в педагогическую работу. В походе дети проявляются. Они в этих сложных, тяжелых условиях похода раскрываются каждый по-своему, их поведение меняется, они становятся другими.
А вообще поход - это тяжелая работа, которую в условиях детского дома необходимо выполнять.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ АКЧУРИНА А.З.
С. КАМЫШЛА
« Мы идем в поход »
(Поход с воспитанниками 3, 5-х классов)
Воспитатель: Мингазова Гилия Ядкаровна
2012 – 2013 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"
Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....
Методический материал к игре "Мы идем в поход"
Данная разработка служит методическими рекомендациями для внеклассной работы по пешеходному туризму в 4-6 классах....
Эколого-туристско-краеведческая игра "Мы идем в поход!"
Игра должна способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям в кружках «Туризм» и «Юный турист»;2. Создать условия для воспитания в учениках экологической культуры и гра...
Конспект занятия "Мы идем в поход"
Техноллогическая карта учебного занятия...
Урок-игра в 6 классе по теме: «Мы идем в поход»
"Мы идём в поход"...
Мы идем в поход
Полезная информация для проведения похода....
Идем в поход
Цель методической разработки «Идём в поход» было познакомить обучающих с основными аспектами походной и туристической жизни. В рамках данного мероприятия обучающиеся формируют представлени...