« Мы идем в поход »
материал по физкультуре (5 класс) на тему

Мингазова Гилия Ядкаровна

Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ

групповое: палатки - на 11 человек; котлы (варочная посуда) – комплект на 11 человек; половник – 2 шт.; нож кухонный – 2 шт.; нож консервный – 1 шт.; клеёнка кухонная (не менее 1 х 1,5 м) – 1 шт.; пила или ножовка в чехле – 1 шт.; топор в чехле – 1 шт.; костровой набор (таганки, стойки, крючки или др.) – 1 компл.; костровые рукавицы – 1 пара; фляжки или пластиковые бутылки – общей емкостью не менее 3-х литров; планшет или пакет для хранения документов – 1 шт.; булавки – 10 шт.; блокнот – 1 шт.; аптечка – 1 шт.; ремнабор – 1 шт.; котелок для этапа «КТМ» «Костёр» объёмом не менее 2 л.

личное: рюкзак; теплоизоляционный коврик;  кружка, миска, ложка в п/эт упаковке; туалетные принадлежности в п/эт упак.; спички в непромокаемой упаковке; рабочие рукавицы; накидка от дождя или плащ; страховочная система; репшнур из основной веревки для блокировки страховочной системы (3-4 м); петля Пруссика из репшнура диаметром 6 мм с узлом «двойной проводник»; ручка; карандаш; компас; 4-6 булавок для крепления номера; часы; запасной комплект одежды: футболка, трико, нижнее белье, носки х/б – в полиэтиленовой упаковке; запасная обувь – кроссовки или кеды в п/эт упаковке; спортивная форма; штормовка или ветровка; свитер; головной убор; обувь по погоде (кроссовки, ботинки или сапоги).

состав аптечки: бинт (пакет) стерильный – 2 шт.; бинт широкий (13 см) – 1 шт.; бинт средний (10 см) – 1 шт.; бинт узкий (5 см) – 1 шт.; вата медицинская (любая) – 50 г.; лейкопластырь (любой) – 1 рулон, пластырь бактерицидный – 3-5 уп.; раствор йода спиртовой (5%) - 1 фл.(3 амп.); термометр медицинский в чехле – 1 шт.; ножницы – 1 шт.; жгут резиновый – 1 шт.; булавки – 5 шт.; спирт нашатырный – 1 фл.(3-5 амп.); марганцовокислый калий (фурацилин, гидроперит) – 1 уп.; стрептоцид – 1-3 уп.; обезболивающие: анальгин, седальгин, баралгин, кеторол – 1 уп.; желудочные: бекарбон, бесалол, беластезин – 1 уп.; жаропонижающие: аспирин, парацетамол, цитрамон, фервекс – 1 уп.; спазмалитики: но-шпа, спазган, триган, спазмалгон – 1 уп.; сердечные: валидол, корвалол, валокордин, валосердин, кордиамин, нитроглицерин – 1 уп. (фл.); антиаллергические: супрастин, тавегил, цитрин – 1 уп.; от кашля: бромгексин, халиксол, «таблетки от кашля» – 1 уп.; уголь активированный – 1 уп. Аптечка должна содержать список медикаментов с показаниями к их применению.

состав ремнабора: пассатижи – 1 шт.; нитки швейные – 1 набор (три цвета); иглы швейные (№ 5-7) – 3 шт.; иглы большие – 2 шт.; нитки капроновые – 2 м; кусочки ткани (брезент или капрон размером не менее чем 40 см х 40 см); шило в чехле – 1 шт.; пуговицы – 5 шт.; булавки – 5 шт.; шнурки – 2 пары; проволока медная диаметром не менее 1 мм – 2 м; изолента или клейкая лента (скотч) – 1 моток; киперная лента (тесьма брючная или стропа шириной 1-2 см) – 2 м.

«День, прожитый ребенком на природе среди рощ и полей, стоит многих, проведенных им недель на учебной скамье»
К.Д.Ушинский

Тема: «Мы идем в поход».

Цель:

  • привлечение учащихся к активному отдыху на свежем воздухе;
  • привитие им любви к природе и спорту;
  • сплочение коллектива учеников, учителей и родителей;
  • развитие интересов и формирование стимулов у школьников к приобретению туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни;
  • отработка практических навыков поведения в сложных и экстремальных ситуациях;
  • восстановление психофизических сил и здоровья детей, их адаптация к жизни в обществе.

Участники похода: учащиеся 3,5-х классов, классный руководитель, воспитатель.

Место проведение: на берегу р. Сок.

Поход – это модель общественной жизни, в нем сконцентрированы все виды деятельности: бытовая, научная, спортивная. Воспитательным моментом является и сама походная обстановка. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами. Позиция педагога в данном случае должна быть жесткой: хотите в поход – давайте работать. Поэтому любой поход, даже однодневный, требует серьезной подготовки.

Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.

На природе сильно ощущается связь человека с окружающим миром. Для детей выезд в лес или на реку - это чаще всего познание чего-то нового о мире, природе, людях. Это и экскурсии, и купание, и игры, и печеная картошка, а заодно снятие напряжения и стрессовых ситуаций.

Поход  требует наличия туристского снаряжения, запаса продуктов и опыта походов. Здесь дети начинают набирать опыт сразу по всем вопросам жизни на природе: от постановки лагеря, приемлемого веса рюкзака, до отношений к товарищу. В таких относительно экстремальных условиях не избежать различных развивающих ситуаций - проверки на человечность, дружбу, смелость, решительность, доброту, жадность, гордыню и т.д.

Главное, что после таких выходов дети приобретают жизненный опыт, у них вырабатывается новое отношение к миру и человеку.

Дети в походе всегда придумывают какие-то свои новые (или вам незнакомые) игры, и если эти игры потенциально опасны для них, важно не запрещать играть, а взять инициативу в свои руки и перевести игру в более безопасном направлении.
Хорошо подготовившись к походу дома, и вы, и ваши дети получите удовольствие от проведенного вместе времени, невзирая на возможные капризы природы и сложности в пути.

Вот мы и добрались до нашего пункта назначения. Выбор места стоянки, внимательно осмотримся кругом – место должно быть сухое, с солнечной стороны, поблизости не должно быть следов пребывания человека (мусор, осколки, консервные банки и прочее). Оптимальный вариант –берег реки Сок. Мы стали «невидимками» - нас не видно с шоссе, дорог, деревень, и.т.д.

Итак, место выбрано и что дальше? Дальше дети передохнут (5-7 мин., не больше, иначе они так расслабятся, что потом ничего уже не захотят делать, а делать предстоит много). Далее такая команда: «Внимание комплектуются группы на добровольной основе! Группа первая – «истинные древособиратели», группа вторая – «строители элитного жилья», группа третья – «студенты кулинарного колледжа».

Слушайте очень внимательно: туалеты расположены – вот там и вот там, соответственно для мальчиков и для девочек, одним по лесу не ходить, передвижение группами от 2 и более человек, радиус вашего передвижение – 20 метров от стоянки, на деревья не залазить, если увидите постороннего человека – немедленно превращайтесь в невидимых разведчиков и неситесь по направлению к стоянке, сообщайте об этом мне, а я в свою очередь пойду с ним и познакомлюсь, самим в контакт не вступать, даже если вас будут звать и заманивать шоколадками, это запрещено кодексом невидимых разведчиков и вообще я вас так прошу лично, понятно?»

ЭТО ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО ИЗ НАС

Нельзя:

1.    Разрушать памятники природы и культуры;

2.    Загрязнять природную среду;

3.    Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда;

4.    Ломать растения, срывать цветы;

5.    Выкапывать растения.

Нужно:

1.    Сохранять и охранять памятники культуры и природы;

2.    Оборудовать и очищать места отдыха;

3.    Оберегать и подкармливать животных и птиц;

4.    Сберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам.

Правила разведения костра:

- костер всегда разводит только взрослый;

- нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;

- чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;

- для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

- перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.

Как только группы набраны – дается задание каждой группе:

  1. Группа «истинных древособирателей шастает в радиусе 20 метров и тащит все что по их мнению относится к дереву и может гореть.
  2. Группа «строителей элитного жилья» начинает ставить палатки (в тех местах, которые я им укажу, костер должен быть от палаток мин. в 5 метрах)
  3. Группа «кулинарных студентов»: «начинает доставать всю еду из рюкзаков и складировать ее вот сюда (показываю место рядом с предполагаемым костром) далее начинают готовить блюда французской и мексиканской кухни - начинают чистить картошку и другие овощи для супа».

  1. План похода

Этапы

Мероприятия

Ответственные

I подготовитель-ный

1. Выбор района путешествия.

Классный руководитель, воспитатель

2. Изучение района путешествия. Определение основных целей путешествия.

Активы классов

3. Разработка маршрута.

Классный руководитель, воспитатель

4. Формирование команды.

Классный руководитель, воспитатель

5. Подобрать картографический материал (карты масштаба 1:500 000 - 200 000 — обзорные, 1:100 000 - 50 000 — маршрутные).

Классный руководитель

6. Нанести на обзорную карту интересные объекты и препятствия, присутствующие в данном районе и удовлетворяющие категории сложности маршрута.

Классный руководитель, воспитатель

7. Определить пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их и возможные точки старта и финиша на обзорную карту.

Классный руководитель, воспитатель

8. Определить стратегическую схему маршрута (линейный, кольцевой, радиальный, радиально-кольцевой)

Классный руководитель, воспитатель

9. Повторение техники безопасности в условиях похода и бережного отношения к природе.

Воспитатель

10. Подготовка к конкурсам.

Культмассовые сектора Кугушев Даниил, Гладун Трофим

11. Заготовка сухих дров и костровых принадлежностей.

«Костровые»  Чумаев Саша, Соломодкин Саша

12. Заготовка продуктов питания и аптечки первой медицинской помощи согласно списка, утвержденного директором школы и школьной медсестры

«Повара» и «Санитары»  Аверичев Сергей, Гоков Виталий, Просвиркин Алеша

II основной

1. Движение по маршруту
2. Конкурсная программа.

 Выбирается команда, состоящая из  5 человек

Постройка шалаша

Команды строят шалаш с учетом времени и качества

Разжигание костра

Команды должны пережечь на высоте 30 см с учетом времени шелковую нитку, не используя искусственных горючих веществ

Поиск клада

Команды ищут по карте клад

«Паутина»

Проводится в виде эстафеты с учетом времени. Необходимо пройти по одному , минуя расположенную на высоте 1,5 м сетку площадью 9кв.м, не задев развешанные на ней предметы, и передать эстафету следующему уч-ку, вручая ему мяч.

«Минное поле»

Принимает участие 1 чел. от команды. С закрытыми глазами необходимо собрать за 20 сек. Предметы, разбросанные в огражденном месте. Победитель опред-ся по количеству собранных предметов

«Городки»

Напилить палочки для постройки фигур и разбивать их кидая мяч или палку.

«Санитары»

Проводится в виде челночного бега с переносом «раненого». Участвуют 3 человека. Двое сцепляют руки, один садится на них. Участники двигаются челночным бегом. Победителя определяют по времени

Метание гранат

Принимает участие 1 человек от команды. Победитель определяется по максимальной дальности броска гранаты. Даются 3 попытки

Конкурс силачей

 Необходимо сжать максимальное количество раз эспандер кистью одной руки. Результаты не учитываются при подведении итогов.

Конкурс «Рыбалка»

Конкурс

загадок и примет о природе

  Кто больше всех поймает рыбу? У кого самая большая рыбы?

III заключительный

1. Подводятся итоги конкурсов по наименьшей сумме мест, учитывая при этом дисциплинирован-ность учащихся и массовость. Победители награждаются сладкими призами.

Классный руководитель, воспитатель

2. Разведение общего костра, приготовление пищи на костре учащимися совместно с классным руководителем, воспитателем

Классный руководитель, воспитатель

3. Обратный путь в школу

Классный руководитель, воспитатель

 

 Отгадайте мои загадки:


1. Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить.   (котелок)

2. В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки  (спички).

3. Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь.  (компас)

4. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной (рюкзак).

5. Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь и холодильник

Вам в походе заменю (термос).

6. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый  (хлеб)

7. Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот (ложка)

8. Этот глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет (фотоаппарат).

9.На ладонь он ляжет весь.
Не часы – а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться (компас)

10.Стукнешь о стенку –
А я отскочу.
Бросишь на землю –
А я подскочу.
Я из ладоней
В ладони лечу –
Смирно лежать
Я никак не хочу! (мяч)

11.Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот (ложка)

                                         Приметы природы.

1.    Если вы встанете лицом к северу и вытяните руки в стороны, то левая укажет на запад, правая – на восток, а сзади будет юг. Зная положение хотя бы одной стороны горизонта, нетрудно определить и все остальные.

2.    А ещё в лесу можно ориентироваться по коре и лишайникам на деревьях. Лишайники не любят света и развиваются преимущественно на северной стороне дерева. Кора деревьев грубее с северной стороны. На берёзах она с южной стороны светлее, эластичнее и глаже. На южной стороне елей и сосен выступает смола.

3.    Есть много признаков, позволяющих определить, где север и юг, в пасмурную погоду и даже зимой, когда всё покрыто снегом.

Например, - Ветви одиноко стоящих деревьев разрастаются гуще и пышнее с           южной стороны      

- На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой на север

- На камнях с северной стороны вырастает мох

- Зимой снег прилипает к постройкам и деревьям преимущественно с северной стороны, а в оврагах он тает значительно быстрее на склонах и обрывах, обращённых к солнцу, то есть на юг

1.    В поле можно ориентироваться по растениям. Соцветия у подсолнечника и череды всегда повёрнуты к солнцу, поэтому, даже, когда солнце “прячется” за облаками, они всё равно смотрят в его сторону: на восток – семь утра, на юг – 13.00 и на запад –7.00 вечера.

2.    Можно также воспользоваться солнцем и часами. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 12 укажет нам на юг. До 12 юг будет справа от солнца, после 12 – слева.

– А некоторые приметы подскажут, какая ожидает нас погода. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные могут помогать предсказывать погоду, за что и называют их “живые барометры”. Например, лягушки урчат – на дождь, громко квакают – на хорошую погоду, молчат – перед холодом. А знаете ли вы приметы, по которым можно предсказать погоду, мы сейчас проверим.

Задание: (в парах) Распределите приметы – к плохой погоде и хорошей. Будьте внимательны!

- Все цветы на лугу сильно пахнут

- Ласточки летают над самой землёй, кричат кулики

- Крот нагребает высокие холмики

- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик

- Поздно вечером сильно трещат кузнечики

- Соловей поёт всю ночь

- Раскрыты цветки кувшинки

- Паук усиленно плетёт свою паутину

1.    Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай. (Иван-чай, душица, зверобой).

2.    Какой способ обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой?

(Первый способ: вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Второй, менее известный: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.)

1.    Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу, без кулинарной обработки?  (Щавель, горькая редька, полевой хвощ).

2.    Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты? (Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра).

                                     

В заключении… Ходить в походы надо. Это вносит определенный интерес в педагогическую работу. В походе дети проявляются. Они в этих сложных, тяжелых условиях похода раскрываются каждый по-своему, их поведение меняется, они становятся другими.

А вообще поход - это тяжелая работа, которую в условиях детского дома необходимо выполнять.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,  

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  ИМЕНИ АКЧУРИНА А.З.

С. КАМЫШЛА

 

 « Мы   идем   в   поход »

(Поход с воспитанниками 3, 5-х классов)

 Воспитатель: Мингазова Гилия Ядкаровна

                                   2012 – 2013 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"

Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....

Методический материал к игре "Мы идем в поход"

Данная разработка служит методическими рекомендациями для внеклассной работы по пешеходному туризму в 4-6 классах....

Эколого-туристско-краеведческая игра "Мы идем в поход!"

Игра должна способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям в кружках «Туризм» и «Юный турист»;2.     Создать условия для воспитания в учениках экологической культуры и гра...

Конспект занятия "Мы идем в поход"

Техноллогическая карта учебного занятия...

Мы идем в поход

Полезная информация для проведения похода....

Идем в поход

Цель методической разработки «Идём в поход» было познакомить обучающих с основными аспектами походной и туристической жизни. В рамках данного мероприятия обучающиеся формируют представлени...