Эколого-туристско-краеведческая игра "Мы идем в поход!"
методическая разработка (6 класс) на тему
Игра должна способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям в кружках «Туризм» и «Юный турист»;
2. Создать условия для воспитания в учениках экологической культуры и гражданской ответственности за состояние окружающей среды в родном крае;
3. Создать условия для проверки уровня усвоения материала программы «Туризм».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-_turistsko_kraevedcheskaya_igra.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предеина Е.В., педагог дополнительного образования МОУ ДОД «СДЮТиЭ», учитель географии МОУ г. Кургана «СОШ № 7»
Эколого-туристско-краеведческая игра
«МЫ ИДЁМ В ПОХОД»
Цели и задачи игры
- Способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям в кружках «Туризм» и «Юный турист»;
- Создать условия для воспитания в учениках экологической культуры и гражданской ответственности за состояние окружающей среды в родном крае;
- Создать условия для проверки уровня усвоения материала программы «Туризм».
Правила игры и участники
В соревнованиях принимают участие ученики 6 – 7-х классов по 6 человек в команде.
Во время открытия игры команды-участницы получают маршрутные листы с обозначением станций-заданий и направляются к старту. Игра начинается по сигналу. После выполнения каждого задания команда переходит на следующую станцию по круговой схеме. Побеждает тот, кто наберет больше баллов. Победители и призеры награждаются почётными грамотами. На каждой станции в отдельной номинации определяется лучший игрок, который награждается медалью. Общее время прохождения игры – 40 - 50 минут, примерно по 5 минут на станцию.
Программа игры-соревнования
Программа праздника включает:
- торжественное открытие эколого-туристско-краеведческой игры «Мы идём в поход!»;
- прохождение станций-заданий участниками игры;
- защита экологических плакатов;
- подведение итогов игры, награждение победителей и призеров.
Организация игры
В подготовке и проведении эколого-туристско-краеведческой игры принимает участие педагогический коллектив и старшеклассники. Судейство осуществляют специальные бригады девяти- и десятиклассников и администрация школы. Ученики 6 – 7-х классов готовят домашнее задание – плакаты на экологическую тематику.
Начало игры
Ведущий: Дорогие ребята – участники игры «Мы идём в поход!», наша игра проводится в Неделю науки в нашей школе, в Неделю туризма и спортивного ориентирования, и наконец, накануне Всемирного Дня Земли! Хочется, чтобы все команды показали хорошие знания по теории туризма, проявили себя как эрудитов в экологии и краеведении. Итак, представляем вам состав судейских бригад и программу эколого-туристско-краеведческой игры «Мы идём в поход!»: ……..
Представленные судьи получают от ведущего пакет с заданиями и инструкциями и расходятся по станциям.
Командам участникам выдаётся путевой лист с порядком прохождения и местонахождением станций, максимальным количеством баллов, которые они могут заработать на каждой станции.
Ведущий: Итак, ребята, удачи в соревнованиях! СТАРТ!
Станция № 1 « Укладка рюкзака»
- Задание.
На решение – 3 минуты:
1) Собираясь в сложный поход, турист положил в свой рюкзак много всякой всячины:
• спальник, коврик, одежды и другого личного снаряжения 8 кг;
• крупы, сухарей, консервов и других продуктов 6.5 кг;
• палатку, топор и другого общественного снаряжения 6,5 кг.
Сколько весил рюкзак туриста, когда он окончил поход, если известно, что все продукты были съедены, топор весом 2 кг утерян, а на дне рюкзака оказался электрический утюг весом 4 кг, который туристу положила заботливая младшая сестренка, чтобы его брюки и шнурки в походе были всегда наглажены?
(Ответ:14,5 кг.)
- Задание.
Каждой группе выдается конверт, на лицевой стороне которого схематично изображен рюкзак. Ребятам предлагается выбрать из комплекта карточек все необходимое для похода.
Командиры команд через 5 минут возвращают руководителю рюкзак-конверт и оставшиеся неиспользованные карточки, которые они вложили в чистый конверт.
Станция № 2 «Основы безопасности в туристском походе».
Решите тест:
1. Как более безопасно повалить тонкую отдельно стоящую сушину:
А) подрубить под корень несколькими ударами топора
Б) раскачать
В) подрубить - на уровне груди туриста.
2. После работы топор не следует врубать:
А) в пень
Б) в лежащий ствол
В) в вертикально стоящее дерево
3. На каком расстоянии от кроны деревьев должен быть костер?
А) 1 м
Б) 3 м
В) 5м
4. Как должен быть одет дежурный у костра?
А) кроссовки, спортивные брюки, рубашка, бейсболка
Б) сланцы, спортивные брюки, футболка, панама
В) кроссовки, шорты, рубашка, панама
5. Какую тару нужно использовать для переноски сыпучих продуктов (круп):
А) бумажный пакет
Б) полиэтиленовый пакет
В) мешок из ткани
6. Какие продукты перед приготовлением нужно промыть:
А) макаронные изделия
Б) гречневую крупу
В) манную крупу
7. Как лучше всего хранить хлеб в летнем лагере с проживанием в полевых условиях:
А) в полиэтиленовом пакете
Б) без пакета
В) в мешке из ткани
8. Если вы увидели змею, что лучше сделать?
А) громко закричать
Б) тихо уйти, не привлекая внимания
В) топая ногами, дать ей уползти.
9. В месте расположения вашего лагеря вы нашли раненого суслика. Ваши действия.
А) поймать и погладить
Б) поймать и оказать медицинскую помощь
В) оставить пищу на открытом месте, не касаясь животного
10. Воду из озер, рек Курганской области:
А) можно сразу же пить
Б) довести до кипения - потом пить
В) прокипятить в течение 20 минут - потом пить
11. Если для обеззараживания воды использовать раствор марганца, то цвет раствора должен быть:
А) бледно-розовым
Б) красным
В) темно-красным
12. Ваша группа едет в общественном транспорте. Как лучше поступить:
А) не снимать рюкзаков
Б) снять их, поставить около себя
В) снять рюкзаки, сложить в одно место
13. Вашей группе надо пройти участок пути вдоль шоссе. Где безопаснее идти:
А) навстречу транспорту по левой стороне
Б) по ходу транспорту по правой стороне
В) часть группы по правой стороне, часть по левой, чтобы не было толпы
14. Каковы типичные признаки наступившего утомления у туриста?
А) сонливость, вялость, притупление внимания
Б) возбужденность, раздражительность
В) головокружение, резь в глазах, повышенная потливость
15. Как правильно снимать одежду с пострадавшего, получившего повреждение руки или ноги?
А) одежду следует сначала снять с поврежденной конечности
Б) одежду следует сначала снять с неповрежденной конечности
В) последовательность действий не имеет значения
16. Как правильно наложить жгут при венозном кровотечении?
А) Наложить жгут на рану
Б) Наложить жгут выше места ранения
В) Наложить жгут ниже места ранения
Ответ на тест «Основы безопасности в туристском походе».
1. Как более безопасно повалить тонкую отдельно стоящую сушину:
А) подрубить под корень несколькими ударами топора
2. После работы топор не следует врубать:
В) в вертикально стоящее дерево
3. На каком расстоянии от кроны деревьев должен быть костер?
В) 5м
4. Как должен быть одет дежурный у костра?
А) кроссовки, спортивные брюки, рубашка, бейсболка
5. Какую тару нужно использовать для переноски сыпучих продуктов (круп):
В) мешок из ткани
6. Какие продукты перед приготовлением нужно промыть:
Б) гречневую крупу
7. Как лучше всего хранить хлеб в летнем лагере с проживанием в полевых условиях:
В) в мешке из ткани
8. Если вы увидели змею, что лучше сделать?
Б) тихо уйти, не привлекая внимания
9. В месте расположения вашего лагеря вы нашли раненого суслика. Ваши действия.
В) оставить пищу на открытом месте, не касаясь животного
10. Воду из озер, рек Курганской области:
В) прокипятить в течение 20 минут - потом пить
11. Если для обеззараживания воды использовать раствор марганца, то цвет раствора должен быть: А) бледно-розовым
12. Ваша группа едет в общественном транспорте. Как лучше поступить:
Б) снять их, поставить около себя
13. Вашей группе надо пройти участок пути вдоль шоссе. Где безопаснее идти:
А) навстречу транспорту по левой стороне
14. Каковы типичные признаки наступившего утомления у туриста?
А) сонливость, вялость, притупление внимания
15. Как правильно снимать одежду с пострадавшего, получившего повреждение руки или ноги?
Б) одежду следует сначала снять с неповрежденной конечности
16. Как правильно наложить жгут при венозном кровотечении?
А) Наложить жгут на рану
1. А, 2. В, 3. В, 4. А, 5. В, 6. Б, 7. В, 8. Б, 9. В, 10. В, 11. А, 12. Б, 13. А, 14. А, 15. Б, 16. А.
Правильный ответ - 2 балла.
Станция № 3 «Масштаб. Стороны горизонта. Компас».
1. Задание: Определи направление отрезка буквенно и в градусах.
2. Задание: Ты стоишь на поляне и смотришь на закат солнца. Какая часть света позади тебя?
3. Задание: Укажи направление движения самолета:
Раннее утро. Время 5 часов 00 минут. Самолет стоит на взлетной полосе. Восходящее солнце светит пилоту в глаза. Самолет начинает взлет. Поднимается в воздух, делает разворот на 90 градусов по часовой стрелке и начинает движение на _________, что соответствует ______ градусам.
4. Задание: Определи ширину реки в метрах.
Через реку строят мост. Всего возвели 6 опор. Расстояние между соседними опорами моста 60 метров. Расстояние от опоры на правом берегу до воды 40 метров. Расстояние от опоры на левом берегу до воды на карте масштаба М 1: 10000 составляет 3 мм. Определи ширину реки в метрах.
5. Задание: Чтобы закрепить знакомство с компасом, сторонами горизонта и понятием азимута, получив картинку, пройдем по заданному маршруту, начиная из центра ребуса (от буквы «я») (рис. 1) и двигаясь правильно по заданным азимутам, прочитать предложение:
с-ююв-юв-ссв-ююв-зюз-юз-вюв-зюз-ссз-сз-ююз-ссз-всв-св-зсз.
Ответ: «Я хочу быть туристом».
Станция № 4 «Питание в походе».
1. Задание: «Съедобное – несъедобное»
Каждой команде предлагается ответить на вопрос: Что из предложенного, можно употреблять в пищу.
Укажи (соедини стрелочками), то, что вы считаете можно есть.
Ответ: Можно есть: малину, дождевых червей, личинки стрекоз и жуков, мидий, сныть, лягушек, кузнечиков и цикад.
2. Задание «Фильтр для воды». Каждой команде предлагается из предложенных предметов изготовить фильтр получения для воды. Выберите (соедини стрелочками), какие предметы вам пригодятся, чтобы сделать фильтр для очистки воды.
Станция № 5 «Разбивка бивуака. Костёр».
1 Задание: Расставьте в пустых клетках цифры, рисунок которых соответствует названию костра. За правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.
звездный | шалаш | полинезийский | пушка | таежный | колодец |
2. Задание: Выберите необходимые требования для выбора места под строительство временного жилища:
Да, нет | Требования |
Место должно находиться на ровной, возвышенной площадке. | |
Расположиться в лесу среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям. | |
Площадка должна располагаться на продуваемом от комаров и мошкаре месте. | |
Возле стоянки имеет источник питьевой воды. | |
Вокруг должно быть достаточно сухого топлива. | |
Остановиться на низком берегу реки, близком к уровню воды. | |
Возле лагеря должна быть просторная поляна для подачи сигналов бедствия и приёма вертолета. | |
Расположиться под одиноко стоящим высоким деревом. |
3. Задание Выберите необходимые требования для выбора места для разведения костра и разведения костра:
Да, нет | Требования |
Найдите поляну, защищённую от ветра. | |
Разведите костёр возле дерева. | |
Очистите место для костра от сухой травы, листвы. | |
Используйте для костра живые деревья. | |
Обложите место костра камнями или обкопайте. | |
Костёр можно оставлять без присмотра. | |
На глубоком снегу, болоте сделайте настил из сырых брёвен. | |
Дым от костра должен быть направлен на временное жилище. |
Станция № 6. «Эколого-краеведческая»
Задание 1. Ответьте на вопросы экологической викторины:
1 | Какую роль играют черные точки на березах? | |
2 | Почему растению дали такое странное название – “мать-и-мачеха”? | |
3 | Зачем птицы поют? | |
4 | Почему в лесу нельзя рвать самые крупные и красивые цветы? | |
5 | Почему после дождя воздух чище? | |
6 | Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? | |
7 | Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? | |
8 | Какую роль играет ива для берега реки? | |
9 | Свежие листья какого растения прикладывают к ранам | |
10 | Какое значение имеет листопад? |
Задание 2. Разработайте правила поведения в лесу
(за каждое правило 1. балл)
Задание 3. Ответьте на вопросы краеведческой викторины:
|
Ответы:
1 | Какую роль играют черные точки на березах? | Это отдушины, через которые береза дышит, так как береста непроницаемая |
2 | Почему растению дали такое странное название – “мать-и-мачеха”? | Нижняя сторона листа покрыта нежными мягкими волосками, на ощупь она кажется мягкой и нежной, это - мать, а верхняя, наоборот, жесткая и холодная, это - мачеха |
3 | Зачем птицы поют? | Устанавливают слышимую границу занятого участка, отпугивая сородичей. Своей песней самец привлекает самку |
4 | Почему в лесу нельзя рвать самые крупные и красивые цветы? | Срываются и уносятся самые лучшие семена. Из-за этого может измельчать, а то и исчезнуть лесная красота |
5 | Почему после дождя воздух чище? | Потому что дождевые капли увлекают с собой пыль и микроорганизмы |
6 | Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? | Потому что они моложе |
7 | Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? | В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых |
8 | Какую роль играет ива для берега реки? | Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоём от излишнего испарения |
9 | Свежие листья какого растения прикладывают к ранам | Листья подорожника |
10 | Какое значение имеет листопад? | Приспособление к зимней засухе |
Задание 2
|
|
Станция № 7. «Узлы. Ориентирование на местности».
1 Задание:
Завязать 4 узла (4 участника от команды):
- Прямой;
- Шкотовый;
- Брамшкотовый;
- Академический.
2 Задание:
Как правильно сориентировать компас и определить азимут?
3 Задание:
Назвать способы ориентирования без компаса по местным признакам.
Финал игры:
После прохождения всех станций команды сдают путевые листы, судьи подсчитывают баллы, награждают все команды почётными грамотами.
Путевой лист команды
___________ класса
№ | Станция | № кабинета | Порядок прохождения станций | Максимально возможное количество баллов | Результат | Подпись судьи |
1 | «Укладка рюкзака» | |||||
2 | «Основы безопасности в походе» | |||||
3 | «Масштаб, стороны горизонта, азимут» | |||||
4 | «Питание в походе» | |||||
5 | «Разбивка бивуака. Костёр» | |||||
6 | «Эколого-краеведческая» | |||||
7 | «Узлы. Ориентирование на местности» | |||||
Итог |
Главная страница газеты "Классное руководство и воспитание школьников" • Содержание №06/2009
Игра-путешествие «Готовимся к походу» Бейниш ЛАНДА
Краткосрочный проект работы дошкольного туристического клуба
Божок Надежда Витальевна, инструктор по физкультуре
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей
Юлия Каспарова ,
Москва
Посвящение в туристы
Веселый праздник на природе№ 20. 2008г., Классный руководитель и воспитание школьников
Главная страница газеты «Спорт в школе» • Содержание №02/2009
Сергей УШАКОВ ,
учитель физической культуры МОУ «Лянторская СОШ № 1», г. Лянтор, ХМАО – Югра
Юные защитники Отечества Военно-патриотическая игра
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физкультуры Игровые формы занятий по спортивному ориентированию
Спортивно-игровой проект "Экстрим в джунглях"
Гладких Лидия Александровна, Учитель
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по краеведению: "Мы идем в поход"
Внеклассное мероприятие по краеведению "Мы идем в поход".Цели: Изучение природы родного края, развитие туристических навыков....
Методический материал к игре "Мы идем в поход"
Данная разработка служит методическими рекомендациями для внеклассной работы по пешеходному туризму в 4-6 классах....
« Мы идем в поход »
Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. Важно не только самому стать ...
Педагогический совет "Воспитание гражданственности и патриотизма средствами эколого - туристско - краеведческой деятельности"
Цель педсовета: выявление путей и способов совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся....
Конспект занятия "Мы идем в поход"
Техноллогическая карта учебного занятия...
Урок-игра в 6 классе по теме: «Мы идем в поход»
"Мы идём в поход"...
III Эколого-туристско-краеведческий фестиваль "Путешествие по Бурятии"
Отчет по проведению III фестиваля на базе МАОУ "СОШ № 46"...