Влияние двигательной активности на адаптационную перестройку функциональных систем организма школьника
материал по физкультуре по теме
Современная школа сегодня-это активно, особенно в последнее десятилетие, развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние двигательной активности на адаптационную перестройку
функциональных систем организма школьника
Кондратюк Юрий Юрьевич
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Содержание:
I. Обзор литературы
- Физиологические основы двигательной деятельности.
- Влияние гипокинезии на жизнедеятельность организма.
- Двигательная память-основа приобретенных двигательных реакций.
- Биологические закономерности развития детского организма.
- Повышение работоспособности как следствие увеличения физических нагрузок.
II. Материалы исследования
- Задачи исследования.
- Методика организации исследования.
- Результаты исследования.
III. Заключение
- Выводы.
- Практические рекомендации
IV. Список использованной литературы.
V. Приложение.
Глава I. Обзор литературы.
- Физиологические основы двигательной деятельности.
Современная школа сегодня-это активно, особенно в последнее десятилетие, развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся. На протяжении всего периода ее функционирования эта система, ранее считавшаяся одной из лучших в мире по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализации его двигательного потенциала, сегодня не справляется со своей основной задачей - оздоровлением учащихся. Школьная программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование у них преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако научные исследования (Кончиц Н.С., 1989; Бойков Е.П., 2001, и др.), подтвержденные практическим опытом, показывают, что путь становления двигательных умений и навыков и их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требует значительно большего времени, чем это предусмотрено школьной программой. Другими словами, недостаточная физическая нагрузка минимизирует этот эффект и негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков за последние 10--15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей
- Влияние гипокинезии на жизнедеятельность организма.
Известно, что более 80 % веса тела человека составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, а потому именно движение с биологической точки зрения является основной функцией тела человека, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. Всякое ограничение двигательной функции (гипокинезия) влечет за собой расстройства обмена веществ, дыхания, кровообращения и других органов и систем, что приводит к снижению умственной работоспособности и резистентности организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Вызываемое гипокинезией относительно длительное, противоестественное для живого организма, ограничение возбуждения анализаторов коры больших полушарий головного мозга, рецепторов кровообращения и нейромышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем в растущем организме ведет к целому ряду функциональных нарушений деятельности внутренней среды:
- уменьшению физиологических резервов систем организма и росту в связи с этим энерготрат на единицу работы;
- разбалансировке интенсивности метаболизма в обмене веществ и, как следствие, появлению избыточной массы тела;
- снижению функциональной возможности сердца адекватно реагировать на физическую нагрузку за счет существенного уменьшения силы миокарда и, как следствие, вынужденной компенсации гораздо меньшей по мощности физической нагрузки непомерно высокой частотой сердечных сокращений, которая, в свою очередь, вызывает уменьшение общего количества крови, эритроцитов и содержащегося в них гемоглобина - основного поставщика кислорода;
- уменьшению жизненной емкости легких, что снижает резервы вдоха и выдоха, не обеспечивая должного поступления кислорода к тканям организма;
- снижению резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушению деятельности центральной нервной системы, в результате чего у человека появляется лишняя раздражительность и нервозность, наблюдаются повышенная утомляемость и плохой сон, снижается физическая, а за ней и умственная работоспособность, ухудшаются память, внимание и, как следствие, поведение;
- снижению эластичности сухожилий и связок, что в результате существенно ограничивает объем движений в суставах;
- снижению объема мышечной массы, что отрицательно влияет на тонус мышц, ухудшая координацию движений;
- слабому развитию мускулатуры и, как следствие, нарушению осанки и деформации опорно-двигательного аппарата и т.д.
Таким образом, в организме нет ни одной системы, в работе которой гипокинезия не вызывала бы отрицательных последствий. Без необходимого, биологически достаточного объема двигательной активности человек не может успешно пройти все фазы развития организма.
- Двигательная память - основа приобретенных двигательных реакций
В исследованиях Меерсона Ф.З. и Пшенниковой М.Г. (1988) по изучению вопроса адаптации человека к различным факторам внешней среды, включая и физические нагрузки, показано, что человек в процессе индивидуальной адаптации создает запасы (банк) двигательной памяти, составляющие основу приобретенных простых и сложных двигательных реакций. Возникшие в результате систематической физической нагрузки на клеточном уровне синтеза нуклеиновых кислот и белков, биохимические и структурные изменения в организме предопределяют формирование долговременной и устойчивой его адаптации, называемой иначе системным структурным следом, представляющим собой определенный физиологический комплекс. Динамика компонентов этого комплекса обеспечивает существенное расширение функции клетки и тем самым увеличивает физиологическую мощность доминирующей функциональной системы, ответственной за адаптацию организма человека к заданной физической нагрузке. Другими словами, сформированная в результате многократного повторения различных по характеру физических упражнений устойчивая адаптация организма к физическим нагрузкам способствует эффективной защите человека в будущем от неблагоприятных факторов внешней среды.
- Биологические закономерности развития детского организма.
Необходимым условием формирования системного структурного следа является учет биологической закономерности развития детского организма. Данная закономерность характерна тем, что физическая нагрузка каждого последующего занятия должна приходиться на суперкомпенсаторную фазу, наблюдаемую в периоде восстановления. Тренирующий эффект этого занятия должен, по существу, закреплять физиологический «след» предыдущего, обеспечивая в итоге кумулятивный (то есть отсроченный во времени) эффект, выраженный в виде определенных устойчивых адаптационных перестроек функциональных систем организма ребенка. При этом надо иметь в виду, что после прекращения действия характерной физической нагрузки на эти системы активность генетического аппарата в клетках, ответственного за адаптацию конкретных функциональных систем, резко снижается, что ведет к стиранию формирующегося системного структурного следа, составляющего основу тренировочного эффекта занятия. Организация двигательного режима школьников на фоне современной интенсификации образовательного процесса, как никогда, требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития детского организма. В связи с этим серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки школьников в учебно-воспитательном процессе. В существующем виде школьная программа по физической культуре, предусматривающая только два занятия в неделю (68 часов на год, что не превышает 12--15 % общего бюджета времени всех дисциплин учебного плана), не может обеспечить должного физического развития детей в процессе физкультурных занятий. Причиной этого является чрезмерный временной разрыв между занятиями, который составляет 3-4 дня. Такой разрыв, во-первых, не сохраняет накопленный организмом «про запас» для последующей мышечной работы потенциал и приводит к его утрате. Во-вторых, функции организма, в которых наметилась положительная динамика в результате действия физической нагрузки, возвращаются в «исходное состояние», что не создает прогрессивных изменений этих функций и систем, лежащих в основе тренирующего эффекта. В-третьих, не обеспечивается включение основного физиологического механизма перехода от срочной адаптации к долгосрочной. В результате системный структурный след не образуется.
- Повышение работоспособности как следствие увеличения физических нагрузок.
Еще одним аргументом не в пользу длительного временного разрыва между занятиями выступает утверждение Фольборта Г.В. (1989) о том, что тренирующим эффектом воздействия физической нагрузки на организм человека является увеличение энергетического запаса клетки, которое проявляется в периоде восстановления в виде повышенной работоспособности («фаза суперкомпенсации»). Установлено, что эта фаза возникает, как правило, на следующий день после занятий (эффект кумуляции). Следовательно, достичь этого эффекта можно лишь в том случае, если разрыв между занятиями не будет превышать двух дней (48 часов), а количество занятий в неделю будет не менее трех.
Глава II. Материалы исследования
- Задачи исследования.
- Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к
физическим нагрузкам.
- Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке.
- Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
- Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья детей активно занимающихся спортом в системе дополнительного образования и детей, которые ведут малоподвижный образ жизни.
- Разработать практические рекомендации по повышению уровня
адаптации.
2.2. Методика организации исследования.
Мною был проведено исследование путем тестирования учащихся 9-11 классов Мыскаменской школы по индексу Руфье – Диксона. В процессе исследования были применены следующие методы:
- Анализ научно-методической литературы;
- Статистическая обработка результатов исследования;
- Сравнительный анализ результатов тестирования.
Исследование проводилось в Мыскаменской школе-интернате среди учащихся юношей и девушек старших классов.
В тестировании приняло участие всего 40 учащихся. Из них 20 спортсменов(10 юношей и 10 девушек) и 20 школьников, не занимающихся в спортивных секциях.
1. Для оценки влияния занятий спортом на адаптацию к нагрузке использовалось тестирование по индексу Руфье – Диксона.
Содержание метода.
Испытуемый ложится на спину и находится в таком положении в течение 5 мин., затем определяет число ударов пульса за 15 сек. и умножает результат на 4 - пульс за 1 мин. (Р1)
Выполняет 30 приседаний за 45 сек, вновь ложится на спину и подсчитывает пульс за первые 15 сек (Р2) и последние 15 сек (Р3) первой минуты восстановления.
Коэффициент работоспособности вычисляется по формуле: Р=. Данные сравниваю с таблицей Руфье - Диксона :
Индекс Руфье: менее 0 - «атлетическое сердце»
0 – 2,9 - «отлично»
3,0 – 6,0 - «хорошо»
6,0 – 8,0 - «удовлетворительно»
Свыше 8,0 - «плохо»
Вывод. Результаты измерений (Приложение I), показали: работоспособность учащихся активно занимающихся спортом равна показателю 4,4 что соответствует хорошему уровню работоспособности.
Работоспособность учащихся не занимающихся активно спортом равна 6,07, что граничит между уровнями хорошим и удовлетворительным.
2. Для оценки состояния здоровья и физического развития учащихся, мною был использован метод «физиологической кривой». Для этого
было выбрано в классах 10 учащихся, которые занимаются активно спортом (экспериментальная группа I) и 10 учащихся, которые не посещают спортивные секции(экспериментальная группа II). У избранных школьников замерялся пульс во время проведения уроков физической культуры. Затем были выведены средние арифметические результаты (по каждой группе отдельно) и составлены физиологические кривые нагрузок. (см. график в Приложении II ).
Анализируя данный график, можно отметить, что физиологическая кривая
учащихся из I экспериментальной группы более плавная, чем физиологическая кривая учащихся из II группы детей, что свидетельствует о том, что дети, активно занимающиеся спортом более адаптированы к физическим нагрузкам. То есть в процессе занятий физической культурой пульс у активных спортсменов более или менее равномерный и резкие
скачки, как таковые, отсутствуют. На физиологической кривой детей «не спортсменов», имеют место резкие перепады в пульсе со 100 ударов в начале занятия до 119 ударов в первой четверти, затем спад до 113 ударов на 15 минуте. Далее, через 10 минут (через 25минут после начала занятия) пульс подскочил до 135 ударов, далее идет равномерный спад, но к концу занятия вновь резкий спад – за 5 минут – до 21 удара в минуту.
Вывод. Таким образом, можно предположить, что подростки, которые ведут менее подвижный образ жизни, тяжелее переносят физическую нагрузку и соответственно, уровень адаптации к физической нагрузке у них ниже чем у спортивных детей детей того же возраста.
Следовательно, исследование было проведено по 2 направлениям:
- на оценку состояния здоровья и физического развития детей, активно занимающихся спортом и детей, которые не занимаются в спортивных секциях;
- на выяснение уровня адаптации к физическим нагрузкам данных категорий школьников.
Глава III. Заключение
По данным проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1.Педагогическое наблюдение показало, что учащиеся, активно занимающиеся спортивной деятельностью в спортивных секциях, имеют более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам, нежели их сверстники.
2.По данным исследования, проведенного методом «индекса Руфье-Диксона» можно отметить, что оценка «удовлетворительно» в результатах тестирования группы спортсменов полностью отсутствует, что свидетельствуют о хорошем, твердом уровне адаптации к физической нагрузке.
3. Необходимо отметить, что среди результатов тестирования учащихся не занимающихся в спортивных секциях, 50% имеют хорошую работоспособность,45%- удовлетворительную и 5% - неудовлетворительную.
Средний уровень работоспособности данной группы учащихся равен 6,0, что граничит между хорошим и удовлетворительным уровнями работоспособности. Это говорит о том, что трех разовые занятия физической культурой в урочной форме дают свои положительные результаты и оставляют тренировочный «след» в организме ребенка.
Понимая важность проблемы в профилактике гиподинамии, в Мыскаменской школе-интернате разработана целая программа в плане профилактики гипокинезии:
- Введение трех уроков физической культуры в неделю.
- Введены домашние задания по физической культуре.
- Система допонительных занятий физкультурной деятельностью в плане проведения спортивных секций.
- Проведение спортивных праздников и соревнований в школе.
- Участие в спортивных мероприятиях поселка.
- Участие спортсменов школы в спартакиадах района и округа.
- Введение систематического контроля за уровнем физического развития на уроках физической культуры.
Список используемой литературы
- Сапин М.Р. «Анатомия и физиология человека». Москва «Просвещение» 1998г.
- Сапин М.Р. «Анатомия человека». «Просвещение» 1995г.
- Кузнецов В.С. методическое пособие « Безопасность уроков, соревнований и походов». Москва, издательство «НЦ ЭНАС» 2003г.
- Кузнецов В.С. методическое пособие «Силовая подготовка детей школьного возраста». Москва, издательство «НЦ ЭНАС» 2003г.
- Хрипкова А.Г. учебное пособие «Физиология человека». Москва, «Просвещение» 1976г.
- Тихвинский С.Б., Хрущёв С.В. «Детская спортивная медицина» - М., Медицина, 1980
- Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. «Физиологические основы двигательной активности». – М.: Физкультура и спорт, 1991
- . Академия педагогически наук РФ. Новые исследования по возрастной физиологии. Москва «Педагогика». 2003
- Апанасенко Г.Л. Валеология: первые шаги и ближайшие перспективы Теория и практика физ. культуры, 2001, № 6, с. 2-8.
- Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России «Теория и практика физ. Культуры», 2001, № 1, с. 50-56.
- Казначеев В.П. «Проблемы адаптации и хронические заболевания» Вестник АМН СССР, 1975, № 10, с.17-28.
- Белов В.И. «Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств» В сб.: «Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре». М., 1991, с. 87-103.
Приложение I
Таблица №1
Уровень работоспособности учащихся активно занимающихся спортом
№ п.п. | Ф.И.О. | пол | Р1 уд/мин | Р2 уд/мин | Р3 уд/мин | Р | Уровень работоспособности |
1 | Рак В. | Ю | 70 | 100 | 88 | 4,8 | Хороший |
2 | Овсяников В | Ю | 74 | 98 | 86 | 4,0 | Хороший |
3 | Лукьяненко И. | Ю | 65 | 97 | 89 | 5,1 | Хороший |
4 | Самусь С. | Ю | 57 | 85 | 70 | 2,8 | Отличный |
5 | Попик В. | Ю | 56 | 84 | 60 | 3,0 | Хороший |
6 | Михеев А. | Ю | 70 | 100 | 93 | 5,3 | Хороший |
7 | Шевченко А. | Ю | 66 | 98 | 88 | 5,0 | Хороший |
8 | Миронов А. | Ю | 75 | 100 | 87 | 3,2 | Хороший |
9 | Мурадалиев М. | Ю | 69 | 96 | 85 | 4,8 | Хороший |
10 | Яковлев И. | Ю | 80 | 112 | 98 | 6,0 | Хороший |
11 | Агафонова О. | Д | 72 | 107 | 88 | 5,3 | Хороший |
12 | Бабак А. | Д | 78 | 112 | 90 | 5,4 | Хороший |
13 | Горохова И. | Д | 67 | 95 | 80 | 3,8 | Хороший |
14 | Казюк А. | Д | 70 | 100 | 91 | 5,1 | Хороший |
15 | Лапатина П. | Д | 71 | 89 | 79 | 2,7 | Отличный |
16 | Лукашенко В. | Д | 67 | 94 | 83 | 4,0 | Хороший |
17 | Минебаева Д. | Д | 76 | 111 | 90 | 5,7 | Хороший |
18 | Строгая И. | Д | 65 | 84 | 71 | 2,0 | Отличный |
19 | Шагижигамова Р. | Д | 68 | 100 | 90 | 5,2 | Хороший |
20 | Шагижигамова Э. | Д | 70 | 99 | 84 | 4,3 | Хороший |
Среднее значение уровня работоспособности Р: 4,4(хороший) |
Таблица №2
Уровень работоспособности учащихся не занимающихся
в спортивных секциях
№ п.п. | Ф.И.О. | пол | Р1 уд/мин | Р2 уд/мин | Р3 уд/мин | Р | Уровень работоспособности |
1 | Абросимов В. | Ю | 74 | 98 | 84 | 3,8 | Хороший |
2 | Варзумов Г. | Ю | 74 | 97 | 80 | 3.3 | Хороший |
3 | Васьков А. | Ю | 70 | 89 | 79 | 4,1 | Хороший |
4 | Долженков А. | Ю | 77 | 100 | 92 | 4,5 | Хороший |
5 | Кондыгин Е. | Ю | 80 | 119 | 99 | 6,8 | Удовлетв. |
6 | Кутепов М. | Ю | 84 | 120 | 114 | 8,0 | Удовлетв. |
7 | Кузьмин В. | Ю | 79 | 110 | 99 | 6,0 | Хороший |
8 | Михайлов В. | Ю | 82 | 107 | 114 | 6,9 | Удовлетв. |
9 | Попик А. | Ю | 70 | 108 | 86 | 5,4 | Хороший |
10 | Худи П. | Ю | 78 | 114 | 100 | 6,6 | Удовлетв. |
11 | Афанаскина М. | Д | 85 | 125 | 119 | 8,9 | Плохо |
12 | Бочкарева А. | Д | 75 | 105 | 91 | 5,1 | Хороший |
13 | Жуковская И. | Д | 77 | 113 | 101 | 6,7 | Удовлетв. |
14 | Жукова Ю. | Д | 82 | 120 | 91 | 6,1 | Удовлетв. |
15 | Ламдо Е. | Д | 80 | 114 | 90 | 5,4 | Хороший |
16 | Ливацкая Ю. | Д | 84 | 116 | 102 | 6,4 | Удовлетв. |
17 | Огурцова А. | Д | 83 | 118 | 103 | 6,0 | Хороший |
18 | Пушкашу Д. | Д | 78 | 110 | 97 | 5,9 | Хороший |
19 | Пронько А. | Д | 76 | 119 | 106 | 7,9 | Удовлетв. |
20 | Шиян Д. | Д | 82 | 120 | 108 | 7,6 | Удовлетв. |
Среднее значение уровня работоспособности Р: 6,0 (хороший) |
Приложение II
Физиологическая кривая нагрузок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние двигательной активности на устойчивость психофизических качеств школьников старшего возраста
Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает школьникам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Чтобы проследить за изменением устойчивости вни...
«Особенности совершенствования функциональных систем организма в связи с занятиями физической культурой»
В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование...
Презентация к уроку «Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему».
Презентация к уроку для 8 класса о гигиене ССС или внеклассному мероприятию по предмету. Разработка подразумевает использование разных методических приемов: самодиагностика, пр...
Исследовательская работа "Влияние двигательной активности на состояние сердца школьника"
Автор работы попытался определить влияние двигательной активности на функциональное состояние сердца школьника....
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...
Проект: "Влияние двигательной активности на состояние сердца школьника".
Целью работы является доказательство того, что состояние сердца зависит от уровня физической работоспособности и тренированности....
Влияние двигательной активности на здоровье школьников.
Необходимое условие гармоничного развития личности школьника - достаточная двигательная активность. Потребность в движениях у детей - нгичуть не меньше. чем потребности в пище, а может быть и больше....