Организация секции мини-баскетбола для младшего школьного возраста.
статья по физкультуре (5 класс) по теме

В этой работе я хочу отразить свое видение игры в мини - баскетбол для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_2.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская        академия       постдипломного

                            педагогического образования.

                                            Кафедра педагогики окружающей среды,

                                            безопасности и здоровья человека.                        

 

                     

Тема: Организация секции мини - баскетбола для младшего школьного возраста.

                         Выполнил: Ромашкин Алексей Андреевич,

                                               Учитель физической культуры ГБОУ

                                               школа №287 Адмиралтейского района

                                               г. Санкт-Петербурга.

                                 г. Санкт – Петербург. 2013 год.

                                                 Оглавление.

1.Введение.                                                                                    стр. 3

2.Особенности правил игры в мини – баскетбол.          стр. 3-5

3.Площадка, оборудование, инвентарь.                            стр. 5-6

4.Организация учебно - тренировочной работы.          стр. 6-7

5.Как укомплектовать учебную группу.                           стр. 7-8

6.Значение домашних занятий.                                            стр. 8-9

7.Как организовать занятия.                                               стр. 9-10

8.Выводы.                                                                                     стр. 10-11

9.Список использованной литературы.                           Стр. 11


1.ВВЕДЕНИЕ.

В течение  многих  лет, проработав тренером по баскетболу с детскими командами, хочу обратить внимание на недооценку роли мини – баскетбола в общеобразовательных школах. Особенно это касается школьников младшего возраста.

В настоящее время забыто самое главное правило -  «младший брат» баскетбола начинается в школе, что его необходимо развивать с  раннего школьного возраста, что на занятия в секциях должны привлекаться все желающие дети.

Прежде всего, мини – баскетбол – это игра для развлечения детей, приобщения их  к  физической культуре и спорту. На  мой взгляд, мини – баскетбол должен стать хорошим средством всесторонней физической подготовки младших школьников, ведь эта игра развивает не только быстроту, выносливость, ловкость, но и выдержку, трудолюбие, силу воли. От преподавателей, берущихся  за это не простое дело, требуется многое – нужно очень любить детей, любить баскетбол, знать, что не «победа» главная цель. Необходимо помнить, что главное - воспитать достойных граждан своей страны, которые с честью смогут отстоять свой класс, свою школу, свой город во всех спортивных соревнованиях, и не только по мини- баскетболу!

В этой работе я хочу отразить свое видение игры в мини – баскетбол для детей младшего школьного возраста.

2. Особенности правил игры.

Мини – баскетбол – « младший брат» баскетбола, игра для детей младшего школьного возраста. Поэтому здесь уменьшены размеры площадки, мяча, и время игры не столь продолжительно.

В настоящее время существует программа для отделений ДЮШС – за основу необходимо взять ее, и постараться видоизменить, применительно к тем условиям, в которых находитесь Вы, а именно:

А) Установить возраст занимающихся – до 10 лет  ( т.е. до окончания 4-го класса начальной школы).

Б) Согласно правилам баскетбола – игровое время для основной группы  10 – летних  равно 2 X 8 минут, для подготовительной ( 8-9 – летние) 2 x 6минут.

Каждая половина делится на 2 периода, т.е. все время – 4 периода по 4 минуты или 4 периода по 3 минуты. Между периодами обязателен минутный перерыв. Правило «3-х секунд» – не применяется.

В) Секундомер останавливается при штрафных бросках, спорных бросках, минутных перерывах, во время замен.

Г) В первой половине играет одна пятерка, во второй – другие игроки (вторая пятерка).

В заключительных 3 и 4 периодах,  можно  доверить место на площадке любым игрокам команды.

Д) За каждую персональную ошибку команда противника получает право на выполнение 2 – х  штрафных бросков.

Е) В защите можно играть только – личную защиту.

Игра может быть остановлена  по следующим причинам: недисциплинированность игроков, порча мяча или неисправность щита, корзин, поверхности площадки, травма игрока, спорные и штрафные броски и т.п. Мяч считается вышедшим из игры: если он коснется линий, ограничивающих поле, или предметов за ним; если игрок с мячом  коснется этих линий и выйдет за них; если совершена персональная или техническая ошибка во время игры. В этих случаях мяч вбрасывается игроком противоположной команды из  – за  боковых линий. Разрешается ведение мяча ударом одной рукой или попеременно обеими руками, можно стоять на месте, ударяя мячом о поверхность площадки, катить мяч толчками по площадке. Игрок с мячом  в руках может делать неограниченное число поворотов, не сдвигая с места опорной ноги. С мячом в руках разрешается делать не более двух шагов. Если игрок получил мяч, стоя на месте, то ему разрешается сделать только один шаг. Прыжок игрока с мячом с последующим приземлением с ним запрещается. При нарушении этих правил, мяч  передается игрокам  противоположной команды  для  вбрасывания из – за боковой линии.

Повторю, что использование правил игры в мини – баскетбол применительно к местным условиям, имеет большое  значение, где  спортивные залы небольших размеров (особенно в центральных районах города). Поэтому  играйте 3x3 игрока, или  2X2.

3. Площадка, оборудование, инвентарь.

Площадка.

Размеры площадки 18 X 12 метров, возможно 18 x 9 метров, или даже 12 X 6 метров  ( при игре 2 x 2 или 3 x 3). Но соревнования проводить на площадке                26 x 14 метров.

Линия штрафного броска проходит в 3,6 метра от щита.

Щит.

Особо остановлюсь на высоте корзины над уровнем площадки, которая должна быть 2,6 метра, так как в спортивных залах высота корзины 3,05 метра. Необходимо закупить (изготовить) универсальную, переносную (регулируемую по высоте) стойку, которую можно использовать не только в спортивных залах, но и на пришкольных спортивных площадках, и даже в коридорах.

Рекомендуемые подвесные щиты, которые подвешиваются на стационарные конструкции – громоздки, не безопасны (травмоопасны), требуют тщательной установки, что не приемлемо в  общеобразовательных  школах.

Можно рекомендовать сделать самостоятельно или купить ( стоит около 600 – 800 рублей ) готовые навесные детские баскетбольные щиты, размером 60x80 см, или более. Они легко навешиваются на гимнастические стенки в спортивных залах и на школьных площадках, и в любое время могут быть убраны.

Мяч.

Немаловажную роль играет баскетбольный мини – мяч. Он должен быть хорошего качества, окружностью 60 -73 см, вес 400 – 500 гр. Для младшего школьника не приемлема « работа» с большим баскетбольным мячом ( № 7).

Ребенок должен учиться управлять мячом, а не быть его «рабом». Поэтому здесь экономить не нужно.

Спортивная форма.

Большое значение имеет и спортивная форма, в которой проходят занятия -  она должна доставлять эстетическое удовольствие.

4. Организация учебно – тренировочной работы.

Работа в группах по мини – баскетболу проводится на основании программы. Занимающиеся делятся на две возрастные группы: подготовительную – 8-9 лет (1-2 класс), и основную – 10 лет(3-4 класс).

В группы целесообразно принимать всех желающих, но отдавать предпочтения высокорослым, подвижным, трудолюбивым и настойчивым ребятам. Для отбора в группу можно организовать специальные соревнования в форме подвижных игр.

В подготовительной группе уроки проводятся 3 раза в неделю по 60 мин., в основной группе – 3 раза в неделю по 75 мин.

Все занимающиеся в группах по мини – баскетболу должны ежедневно проводить утреннюю физзарядку, продолжительностью 15 -20 мин. И выполнять домашние задания.

Школьники, занимающиеся в группах мини – баскетбола, должны быть в доступной форме ознакомлены с развитием физической культуры и спорта России, с историей баскетбола, основными принципами гигиены и врачебного контроля, правилами игры. На занятиях полезно также проводить разбор уже проведенных игр.

Особое внимание нужно уделять углубленному и систематическому медицинскому контролю.

5. Как укомплектовать учебную группу.

Отбирая детей в группы баскетбола ДЮСШ, тренеры руководствуются соответствующими рекомендациями.

Думается, что первоначальная задача при отборе в учебную группу – привлечение детей к занятиям, притом всех желающих.

Большое значение будут иметь показательные игры по мини – баскетболу, тренировки, соревнования по выполнению приемов техники, выступления известных баскетболистов.

При укомплектовании групп мини баскетбола особое значение имеет эмоциональная сторона. Дети должны иметь четкое представление о том , куда их приглашают и зачем. Вряд ли сухое устное объявление без демонстрации самой игры будет иметь успех.

Цель мини – баскетбола – прежде всего пропаганда баскетбола среди детей, разносторонняя физическая подготовка, увлечение игрой всех детей, а также определение более способных и талантливых для приема в отделение баскетбола ДЮСШ.

В группы могут попасть и такие дети, которые изначально не проявят интереса к баскетболу, а некоторые из них и вовсе перестанут посещать занятия. Приложите все усилия,  чтобы заинтересовать их. Преподаватель должен быть особо внимательным к детям с хорошими физическими данными, высоким ростом, а также к тем, у кого высокие родители. Будут и такие дети, особенно высокорослые, которых придется уговаривать – убеждать не раз  и не два, не обращая внимания на их отказы заниматься в группе.

Такое отношение к делу требует от преподавателя дополнительных, иногда значительных усилий. Но без любви к своей работе, в данном случае без преданности баскетболу, подход к занятиям будет формальным и вряд ли гарантирует успех.

Поэтому при отборе детей в группу надо быть особенно осторожным и деликатным. Лучше принимать всех, стараясь в течение нескольких лет прослеживать за учениками, за их работой, развитием, прогрессом или отставанием.

6. Значение домашних заданий.

Физическое воспитание – один из тех немногих предметов, по которому пока еще не везде даются задания на дом, и который, казалось бы, не требует таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой работы.

Домашнее задание в группах по мини – баскетболу дети должны получать после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель может организовать в начале учебного года собрание родителей группы и объяснить им необходимость систематического выполнения домашних заданий. Родители могут и должны стать первыми помощниками. Именно родители должны приучить ребенка заниматься утренней физзарядкой, выполнять домашние задания, а также следить за соответствующими записями в тетради.

Не все группы мини – баскетбола, и особенно те, которые созданы на базе общеобразовательных школ, будут заниматься круглогодично. Однако при умелой, своевременной подготовке совместно с родителями можно обеспечить довольно успешную индивидуальную работу летом.

Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный план домашних заданий и разъяснить его.

Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.

Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как повороты, вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на лестничной площадке.

Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически выполняющие домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении приемов техники и эффективнее развивают физические качества.

7. Как организовать занятия.

Вначале необходимо добиться, чтобы детям понравились занятия, чтобы они из спортивного зала вернулись домой довольными и с нетерпением ждали следующей тренировки. Не рекомендуется уже с первых занятий начинать форсированное освоение приемов техники. Главная задача – привлечение к занятиям, постепенная физическая подготовка, ознакомление с приемами техники и самой игрой. Совершенно противопоказано как главную цель намечать победы в предстоящих соревнованиях.

Приемы техники надо демонстрировать. Очень важно добиться правильного их выполнения, так как исправление неправильных навыков движения – весьма трудоемкий и неблагодарный процесс.

Необходимо научить детей выполнять приемы техники как правой, так и левой рукой, постепенно увеличивая скорость выполнения приемов. Можно также использовать  круговой метод тренировки.

Сама тренировка должна проходить как приятная, легкая, веселая игра. Дети должны с интересом ждать следующего упражнения. Если они будут скучать на занятии, или почувствуют какую – то принудительность, то все их внимание будет поглощено ожиданием конца тренировки. Конечно, это будет свидетельствовать о слабой подготовке и неудовлетворительном руководстве тренера. А если урок закончится, и дети с неохотой будут покидать спортивный зал, спрашивая, почему так быстро или рано закончилась тренировка, и будут просить разрешения еще остаться, чтобы покидать мяч в корзину или поиграть, то знайте, что вы как тренер и проведенный вами урок заслужили хорошую оценку.

В группах мини – баскетбола должна создаваться прочная, крепкая основа обучения. Самой грубой ошибкой будет увлечение в  учебно – тренировочной работе не обучением, а тренировкой.

Будет методически правильным, если начинать двусторонние игры только после достаточного овладения приемами техники, ознакомления с правилами игры и самой игрой. Не надо особенно торопиться с двусторонними играми -все же дети, как уже говорилось, пришли и посоревноваться, поиграть. Вот для этого и существуют подвижные игры, или, как их принято называть, подготовительные.

А когда, наконец, наступает пора игры на два щита, не следует начинать с игры 5x5. Получится уже известная картина – где мяч, там и все 10 игроков. Понятно, что такая кучность затрудняет развитие игрового мышления, препятствует выполнению приемов техники. Наоборот, дети должны действовать на свободном пространстве, легко замечать товарища по команде и выполнять передачу, ведение или другой прием техники. Поэтому начинать надо с игры 3 х 3 даже на нормальной площадке.

Постарайтесь обеспечить дополнительное оборудование и инвентарь, т.е. не только щиты у боковых стен, но и стойки для обводки, тумбы для прыжков, мячи разного объема и веса.

8. Выводы.

Какую спортивную игру для детей младшего школьного возраста необходимо развивать?? Не задумываясь,  отвечу, - мини – баскетбол! Так как эта игра для всестороннего физического развития детей, приобщение к физической культуре и спорту, к баскетболу.

Создание школьной баскетбольной команды с младшего возраста позволит учителям больше не беспокоиться – «кем» участвовать и побеждать практически во всех соревнованиях по всем видам спорта, на протяжении всех лет нахождения учеников в школе.

Если ребенок «влюбился» в эту игру, «заразился» баскетболом ( а в этом и есть главная задача педагога), то успех обеспечен!

И в заключении:

- Активно привлекайте родителей. Придумывайте совместно праздники по мини- баскетболу, развивающие игры, спортивные конкурсы.

- Настойчиво «стучите в двери» всех Администраций. Будь то школа, муниципальное образование, спортивные организации.

- Доказывайте и убеждайте в необходимости выделения финансирования на такой важный вид спорта, как мини – баскетбол, а также на инвентарь.

Знайте – То, что не сделаете сейчас Вы, может не сделать никто! И сколько же тогда «просто детей» может оказаться «на улице»??

9. Использованная литература.

1). Основы теории физической культуры., Москва., ГИЦ Владос.,2006 г.

2). Баскетбол., изд. Физкультура и спорт., Костикова Л.В., 2002 г.

3). Особенности отбора в баскетболе., изд. Физкультура и спорт., Губа В.П., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Практика организации прикладного творчества слабовидящих детей младшего школьного возраста

Они есть в каждом городе, в каждом селе. Принадлежат к разным национальностям. У них общая беда – они очень плохо видят. Находиться им в обществе трудно. И очень важно, чтобы рядом с ними был грамотны...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...