программа по физической культуре
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
программа для 5-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura_5-9kl_3-chasa_rus.doc | 538 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Учебная программа
для 5-9 классов общеобразовательной школы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура как учебная дисциплина выполняет в общеобразовательной школе важную роль, способствует формированию личности, готовой к активной творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническим действиям и приемам базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективно взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Структура и содержание учебной программы. Данная программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Физическое совершенствование» (операциональный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История развития физкультуры и спорта», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения по развитию физкультуры и спорта, по становлению национальных видов спорта в республике, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств, в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжных гонок, плавания), имеющих относительно выраженное прикладное значение. Помимо этого, в программу включена тема «национальные игры», которая раскрывает исторические особенности физической культуры Казахстана.
Данная программа предлагает материал для уроков физической культуры, состоящий только из базового компонента. Базовый (инвариативный) компонент отражает государственный стандарт общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры.
Вариативный компонент нацеливает учителя на использование разнообразных форм учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Так как вариативный компонент обусловлен необходимостью учета региональных особенностей, места расположения материальной базы школы, возможностей учителя и интересов учащихся, то учебный материал рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.
Завершается программа изложением требований к уровню подготовки учеников по физической культуре. Эти требования задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать», «использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни».
В программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программного материала, а с другой устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть усвоено каждым учеником, заканчивающим основную ступень обучения. Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся в течение года. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития.
Формы организации и планирование учебного процесса. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задание). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.
В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (№1080 от 23.08.2012г.) программой предусмотрено раздельное обучение учащихся по гендерному принципу (группы мальчиков и девочек). Это необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физическая культура» соответствии с типовым учебным планом составляет:
5 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
6 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
7 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
8 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа;
9 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа.
В процессе проведения занятий по физической культуре осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами:
«Русский язык»:
- пополнение словарного запаса терминами из области физической культуры;
«Физика»:
- использование знаний, полученных о понятиях «механическая работа», «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность»;
«Алгебра», «Геометрия»:
- измерение длины, высоты, скорости, расстояния, времени, расчет разбега при прыжках в длину и высоту;
«Биология»:
- понятие об опорно-двигательном аппарате человека, системе кровообращения и дыхания, о работе мышц и причинах утомления;
- о частоте сердечных сокращений при нагрузке;
- использование материала о негативном влиянии курения и алкоголя на организм;
«История мира», «История Казахстана»:
- история олимпийского движения;
- история возникновения казахских национальных видов спорта;
«География»:
- знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по карте;
«Музыка»:
– использование музыкальных произведений во время проведения уроков физической культуры;
– умение комплексно использовать темп, ритм, динамику во время выполнения упражнений под музыку с предметами и без предметов;
«Черчение»:
– использование графических рисунков для иллюстрации физических упражнений;
«Технология»:
- воспитание трудолюбия и способности к длительной трудовой деятельности.
БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Всего – 102 часа (3 часа в неделю)
Распределение часов для прохождения разделов программы
по четвертям учебного года
Части про-граммы | Разделы программы | Учебные четверти | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Σ | ||
Базовая | 1. Легкая атлетика | 7 | - | - | 7 | 14 |
2. Спортивные игры | 14 | - | 11 | 9 | 34 | |
3. Гимнастика | - | 14 | - | - | 14 | |
4. Лыжная подготовка* | - | - | 10 | - | 10 | |
5. Национальные игры | - | 5 | 5 | - | 10 | |
6. Плавание** | - | - | - | 8 | 8 | |
Всего по базовой части | 21 | 19 | 26 | 24 | 90 | |
Вариативная | 1. Обусловленные климатом региона | 6 | 2 | 4 | - | 12 |
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) | ||||||
Всего часов по вариативной части | 6 | 2 | 4 | - | 12 | |
Общее количество часов за учебный год (Σ ) | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
Примечание:
* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.
** В отдельных безводных районах уроки плавания рекомендуется заменять уроками гимнастики.
Основы знаний
Исторические сведения о Древних Олимпийских играх. Физическая культура и целенаправленное физическое совершенствование человека. Профилактика травматизма. Укрепление здоровья. Коррекционная гимнастика, направленная на укрепление здоровья. Гигиеническая и организационная основы уроков физической культуры в школе.
Легкая атлетика
Высокий и низкий старт. Бег с ускорением. Бег на 30, 60 м с максимальной скоростью. Бег в равномерном темпе 10-12 мин. Бег на 1000м (девочки) и 2000 м (мальчики) с учетом времени. Прыжки в длину способом «согнув ноги» в шаге; с 7-9 беговых шагов. Прыжки в высоту способом «перешагивания» с 7-9 беговых шагов. Метание малого мяча в цель с дистанции 10-15 м. Метание малого мяча на дальность. Игры и эстафеты, содержащие элементы бега, прыжков в длину, в высоту, многоскоков, метание мяча.
Спортивные игры
Баскетбол. Стойка игрока. Перемещения в стойке игрока: приставными шагами боком, спиной, вперед. Повороты без мяча и с мячом. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Броски мяча с места. Подвижные игры с элементами баскетбола. Подводящие игры.
Волейбол. Стойка игрока. Перемещение в стойке: приставными шагами, лицом и спиной вперед. Передача мяча двумя руками сверху на месте. Прием мяча снизу двумя руками на месте. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м. Подводящае игры .
Футбол. Стойка игрока. Перемещение в стойке: приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Бег с изменением скорости и направления. Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвы. Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения. Игра вратаря. Подвижные и подводящие инры с элементами футбола..
Ручной мяч. Стойка игрока. Перемещение в стойке: приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ловля мяча двумя руками. Передача в темпе бега. Броски мяча одной рукой в прыжке с замахом. Ведение мяча со сменой рук. Действия вратаря. Подвижные и подводящие игры с элементами гандбола.
Гимнастика
Строевые упражнения. Строевые упражнения и упражнения, выполняемые во время движения строем. Разновидности ходьбы: строевая, на носках, на пятках, высоко поднимая колени; ходьба в полуприседе, и полном приседи. Перестроение из колонны по одному в колонну по два дроблением и сведением. Движение: по диагонали, противоходом, змейкой.
Общеразвивающие упражнения. Выполнение общеразвивающих упражнений во время движения строем. Упражнения, способствующие формированию правильной осанки, развивающие чувство равновесия и внимания. Обшеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Комплекс упражнений коррекционной гимнастики.
Акробатика. Кувырки вперед и назад в группировке из упора присев. Стойка на лопатках. Статические элементы («мост» «шпагат», «ласточка»). Комбинации из разученных ранее элементов. Игры и эстафета с включением акробатических элементов. Гимнастическая полоса препятствий.
Упражнение на перекладине (мальчики). Из виса стоя махом одной и толчком другой ноги – подъем переворотом в упор; из упора отмах соскок с поворотом вправо – левым боком к снаряду. Подтягивание из виса.
Разновысокие брусья – нижняя жердь (девочки). Из виса стоя махом одной ноги и толчком другой – подъем переворотом в упор; из упора перемах левой ногой, перемах правой ногой – соскок левым боком к снаряду. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа.
Лазание по канатам в три приема (высота каната 2,5-3 м).
Упражнения в равновесии. Разновидности ходьбы на бревне: на носках (руки в стороны). Высоко поднимая колени (руки на поясе); передвижения приставными шагами (руки на поясе). Остановки, в скрестном шаге повороты на месте. Ходьба в быстром темпе, соскок и приземление.
Опорный прыжок через гимнастического козла. Прыжок с разбега, согнув ноги (расстояние от мостика до снаряда 30-35 см). Высота 110 см (мальчики), 100 см (девочки).
Ритмическая гимнастика. Комплекс из 8-10 выполняемых под музыку упражнений общеразвивающего характера.
Лыжная подготовка
Попеременный двухшажный ход: отталкивание и скольжение. Одновременный двухшажный ход: схема движения. Подъем «полуелочкой». Спуск в высокой и низкой стойках. Торможение «плугом». Повороты переступанием в движении. Прохождение дистанции до2000 м.
Кроссовая подготовка (вместо лыжной подготовки в бесснежных регионах). Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Кроссовый бег на дистанцию 1000 м.
Национальные игры
Игровые единоборства с перетягиванием и выталкиванием. «Кім жүйрік» (Кто дальше), «Балапандар» (Цыплята), «Қаршығалар мен Қарлығаштар» (Ястреб и ласточки).
Плавание
Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди и спине. Согласование движений руками и ногами при плавании кролем на спине. Проплывание отрезков кролем на груди и на спине. Старты с тумбочки и с воды. Игры и игровые упражнения на воде.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств в 5 классе
№ п/п | Контрольные упражнения | мальчики | девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1. | Бег 60 м (с) | 10,0 | 10,6 | 11,2 | 10,4 | 10,8 | 11,4 |
2. | Бег 2000 м | без учёта времени | |||||
3. | Прыжок в длину (см) | 340 | 300 | 260 | 300 | 260 | 220 |
4. | Прыжок в высоту (см) | 110 | 100 | 85 | 105 | 95 | 80 |
5. | Метание мяча 150г, м | 34 | 27 | 20 | 21 | 17 | 14 |
6. | Подтягивание на высокой перекладине из виса (к-во раз) | 6 | 4 | 3 | - | - | - |
7. | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз) | - | - | - | 15 | 10 | 8 |
8. | Лазание по канату с помощью ног (м) | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 |
9. | Бег на лыжах 1 км (мин, с) | 6,30 | 7,00 | 7,40 | 7,00 | 7,30 | 8,10 |
10. | Бег на лыжах 2 км | без учёта времени | |||||
11. | Плавание без учёта времени (м) | 25 | 12 | 12 | 25 | 12 | 10 |
12. | Кросс 1500м для бесснежных районов (мин, с) | 8,50 | 9,30 | 10,00 | 9,00 | 9,40 | 10,30 |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 5 класса
мальчики
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,6 | 6,5 | 6,4 – 5,9 | 6,0 – 5,3 | 5,2 -4,9 | 4,8 |
Прыжок в длину с места | 153,0 | 132 | 133 -142 | 143 – 163 | 164– 173 | 174 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 366,0 | 259,0 | 260,0 - 312,0 | 313,0 – 419,0 | 420,0 – 472,0 | 473,0 |
Челночный бег 3х10 | 9,3 | 10,0 | 9,9 – 9,7 | 9,6 – 9,0 | 8,9 – 8,7 | 8,6 |
Кистевая динамометрия (правая) | 17,6 | 13,0 | 14,0 –15,0 | 16,0 -20,0 | 21,0 – 22,0 | 23,0 |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 5 класса
девочки
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,8 | 6,5 | 6,4 – 6,2 | 5,9 – 5,3 | 5,2 -5,0 | 4,9 |
Прыжок в длину с места | 146,0 | 124 | 125 -135 | 136 – 156 | 157 – 167 | 168 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 325,0 | 212,0 | 213,0 - 271,0 | 272,0 – 386,0 | 387,0 – 440,0 | 441,0 |
Челночный бег 3х10 | 9,7 | 10,6 | 10,5 – 10,2 | 10,1 – 9,3 | 9,2 – 9,0 | 8,9 |
Кистевая динамометрия (правая) | 16,0 | 11,5 | 12,0 –13,5 | 14,0 -18,0 | 18,5 – 20,0 | 23,5 |
6 класс
Всего – 102 часа (3 часа в неделю)
Распределение часов для прохождения разделов программы
по четвертям учебного года
Части про-граммы | Разделы программы | Учебные четверти | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Σ | ||
Базовая | 1. Легкая атлетика | 7 | - | - | 7 | 14 |
2. Спортивные игры | 16 | 12 | 9 | 37 | ||
3. Гимнастика | - | 14 | - | - | 14 | |
4. Лыжная подготовка | - | - | 10 | - | 10 | |
5. Национальные игры | - | 4 | 4 | 8 | ||
6. Плавание | - | - | - | 8 | 8 | |
Всего по базовой части | 23 | 18 | 26 | 24 | 91 | |
Вариативная | 1. Обусловленные климатом региона | 4 | 3 | 4 | - | 11 |
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) | ||||||
Всего часов по вариативной части | 4 | 3 | 4 | - | 11 | |
Общее количество часов за учебный год (Σ ) | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
Примечание:
* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.
** В отдельных безводных районах уроки плавания рекомендуется заменять уроками гимнастики.
Основы знаний
Олимпийское движение в Казахстане. Значение физических упражнений для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков. Профилактика травматизма на занятиях физической культуры. Роль общеразвивающих физических упражнений в укреплении здоровья и в приобщении учащихся к спортивным тренировкам. Реакция организма на различные физические нагрузки.
Легкая атлетика
Бег на 30-60 м с максимальной скоростью. Бег в среднем темпе в течение 10-12 минут. Бег на дистанцию 1500 м с учетом времени. 2000 м без учета времени. Прыжок в длину, способом «согнув ноги» - по фазам. Прыжок в высоту способом «перешагивания» - по фазам. Прыжок в высоту способом «перешагивание» в полной координации с 5-10 м разбега с учетом результата. Метание малого мяча на дальность и в цель в полной координации с учетом результата. Игры и эстафеты, содержащие элементы: бег на скорость, прыжки, метание мяча в цель.
Спортивные игры
Баскетбол. Повторение ранее изученных элементов. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, от плеча и из- за головы на месте и в движении. Ведение мяча в движении с изменением направления движений и скорости. Броски мяча в корзину с места и с 2-х шагов. Подвижные игры с элементами игры баскетбол. Игра по упрощеным правилам баскетбола.
Волейбол. Повторение ранее изученных элементов. Стойка игрока. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м. Игры и игровые задания. Игра по облегченным правилам.
Футбол. Повторение ранее изученных элементов. Остановка мяча внутренней стороны стопы и подошвой. Удары по подвижному мячу внутренней стороной стопы, средней частью подъема ноги. Передача мяча партнеру с 2-3 шагов с разбега. Прием мяча и его остановка (расстояние между партнерами 5-6 м). Ведение мяча в среднем темпе бега по прямой линии и по дуге. Игра вратаря. Игры и игровые упражнения. Игра по облегченным правилам.
Ручной мяч. Повторение ранее изученных элементов. Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной от плеча в движении, в среднем темпе. Броски мяча одной и двумя руками с места. Ведение мяча со сменой рук и с остановками. Игра вратаря. Игры и игровые упражнения. Игра по облегченным правилам.
Гимнастика
Строевые упражнения. Упражнения, выполняемые во время движения строем. Разновидности ходьбы: строевая, на носках, на пятках, высоко поднимая колени; ходьба в полуприседе. Полоборота направо и налево. Размыкание и смыкание на месте. Перестроение из колонны по два в колонну по четыре дроблением и сведением.
Общеразвивающие упражнения. Выполнение общеразвивающих упражнений во время движения строем. Упражнения, способствующие формированию правильной осанки, развивающие чувство равновесия и внимания. Обшеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Комплекс упражнений коррекционной гимнастики.
Акробатика. Кувырки вперед и назад в группировке из упора присев. 2-3 кувырка слитно. Стойка на лопатках. Кувырок вперёд в сед с последующим наклоном вперёд. Кувырок назад из седа. «Мост» наклоном назад (с помощью). «Шпагат» с опорой на руки. Игры и эстафета с включением акробатических элементов.
Упражнение на перекладине (мальчики). Из виса стоя махом одной и толчком другой ноги – подъем переворотом в упор; из упора – отмах – соскок с поворотом вправо левым боком к снаряду. Подтягивание.
Разновысокие брусья (девочки). Из виса стоя махом одной и толчком другой ноги – подъем переворотом в упор; из упора – перемах левой, перемах правой ногой с поворотом кругом в упор; отмах и соскок, назад не отпуская рук.
Лазание по канатам. Лазание по канату в два и три приема (высота каната 3-4 м).
Упражнения в равновесии. Равновесие на одной ноге («ласточка»). Бревно – разновидности ходьбы: на носках (руки в стороны вверх); высоко поднимая колени (руки на поясе) Повороты. Прыжки со сменой ног. Пробегание по бревну и соскок на дальность.
Опорный прыжок. Опорный прыжок через гимнастического коня с разбега, согнув ноги. Опорный прыжок через гимнастического козла (в ширину) ноги врозь, расстояние от мостика до снаряда 35-40 см. Высота 110 см (мальчики), 100 см (девочки).
Ритмическая гимнастика. Комплекс из 8-10 выполняемых под музыку упражнений общеразвивающего характера.
Лыжная подготовка
Попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход в полной координации. Коньковый ход (без палок).
Подъем в гору способом «елочка» в быстром темпе. Спуск с горы в низкой стойке и торможение «плугом». Прохождение дистанции до 3000 м по ровной местности с учетом времени.
Кроссовая подготовка (вместо лыжной подготовки в бесснежных регионах). Бег по пресеченной местности 1500 м. Преодоление естественных препятствий.
Национальные игры
Игровые единоборства с перетягиванием и выталкиванием. «Кім жүйрік» (Кто дальше), «Балапандар» (Цыплята), «Қаршығалар мен Қарлығаштар» (Ястреб и ласточки).
Плавание
Специальные плавательные упражнения для изучения способов кролем на груди и на спине. Согласование движений руками и ногами с дыханием при плавании способом кроль на груди. Согласование движений руками и ногами при плавании способом кроль на спине. Повороты при плавании кролем на груди и на спине. Старт из воды. Старт с тумбочки. Игры и игровые упражнения на воде.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств в 6 классе
№ п/п | Контрольные упражнения | мальчики | девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1. | Бег 60м (с) | 9,8 | 10,4 | 11,1 | 10,3 | 10,6 | 11,2 |
2. | Бег 1500м (мин, с) | 7,30 | 7,50 | 8,10 | 8,00 | 8, 20 | 8,40 |
3. | Бег 2000 м | без учёта времени | |||||
4. | Прыжок в длину (см) | 360 | 330 | 270 | 330 | 280 | 230 |
5. | Прыжок в высоту (см) | 115 | 110 | 90 | 110 | 100 | 85 |
6. | Метание мяча 150г, м | 36 | 29 | 21 | 23 | 18 | 15 |
7. | Подтягивание на высокой перекладине (к-во раз) | 7 | 5 | 4 | - | - | - |
8. | Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа (к-во раз) | - | - | - | 17 | 14 | 9 |
9. | Бег на лыжах, 2 км (мин, с) | 14,00 | 14,30 | 15,00 | 14,30 | 15,00 | 15,30 |
10. | Бег на лыжах, 3 км | без учёта времени | |||||
11. | Плавание 50 м | 1,00 | б/в | 25м | 1,10 | б/в | 25м. |
12. | Кросс 1500 м для бесснежных районов (мин) | 8,00 | 8,30 | 8,50 | 8,20 | 8,50 | 9,50 |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 6 класса
мальчики
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,3 | 6,0 | 5,9 – 5,7 | 5,6 – 5,0 | 4,9 -4,7 | 4,6 |
Прыжок в длину с места | 168,0 | 143 | 144 -155 | 156 – 178 | 179– 192 | 193 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 374,0 | 265,0 | 265,0 - 319,0 | 320,0 – 428,0 | 429,0 – 482,0 | 483,0 |
Челночный бег 3х10 | 9,0 | 9,9 | 9,8 – 9,5 | 9,4 – 8,6 | 8,5 – 8,2 | 8,1 |
Кистевая динамометрия (правая) | 20,3 | 15,0 | 16,0 –17,0 | 18,0 -22,0 | 23,0 – 25,0 | 26,0 |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 6 класса
девочки
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,6 | 6,3 | 6,2 – 6,0 | 5,9 – 5,3 | 5,2 -5,0 | 4,9 |
Прыжок в длину с места | 152,0 | 135 | 136 -144 | 145 – 161 | 162 – 169 | 170 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 359,0 | 236,0 | 237,0 – 287,0 | 298,0 – 420,0 | 421,0 – 481,0 | 482,0 |
Челночный бег 3х10 | 9,6 | 10,5 | 10,4 – 10,1 | 10,0 – 9,2 | 9,1 –8,8 | 8,7 |
Кистевая динамометрия (правая) | 18,0 | 11,5 | 12,0 –14,5 | 15,0 -21,0 | 21,5 – 24,0 | 24,5 |
7 класс
Всего – 102 часа (3 часа в неделю)
Распределение часов для прохождения разделов программы
по четвертям учебного года
Части про-граммы | Разделы программы | Учебные четверти | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Σ | ||
Базовая | 1. Легкая атлетика | 7 | - | - | 7 | 14 |
2. Спортивные игры | 16 | - | 12 | 9 | 37 | |
3. Гимнастика | - | 14 | - | - | 14 | |
4. Лыжная подготовка | - | - | 10 | - | 10 | |
5. Национальные игры | - | 4 | 4 | 8 | ||
6. Плавание | - | - | - | 8 | 8 | |
Всего по базовой части | 23 | 18 | 26 | 24 | 91 | |
Вариативная | 1. Обусловленные климатом региона | 4 | 3 | 4 | - | 11 |
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) | ||||||
Всего часов по вариативной части | 4 | 3 | 4 | - | 11 | |
Общее количество часов за учебный год (Σ ) | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
Примечание:
* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.
** В отдельных безводных районах уроки плавания рекомендуется заменять уроками гимнастики.
Основы знаний
Развитие спортивных игр в современном Казахстане. Основные приемы самоконтроля, самостраховки при выполнении упражнений. Питание и его значение для роста и развития. Вред курения и алкоголя. Правила безопастности.
Легкая атлетика
Специальные упражнения, направленные на закрепление техники бега.
Бег. Спринтерский бег30, 60 метров. Кроссовый бег 1000 м (девушки), 2000 м (юноши). Повороты при беге на средние и длинные дистанции. Равномерный бег на тренировочные дистанции (400, 800 м). Эстафетный бег (протяженность дистанции регулируется учителем или учениками).
Прыжки. Специальные упражнения, направленные на закрепление техники прыжков. Подбор индивидуального разбега при прыжках в длину, в высоту. Выполнение прыжка в длину, способом согнув ноги в полной координации. Выполнение прыжка в высоту, способом перешагивание в полной координации.
Метание. Специальные упражнения, направленные на закрепление техники метания. Метание малого мяча в цель с места. Метание малого мяча на дальность с разбега в полной координации.
Игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания.
Упражнения общей физической подготовки.
Тестовые задания: бег 60 м, прыжки в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, бег 1500 м.
Гимнастика
Строевые упражнения. Перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два, три, четыре. Движение колонны по диагонали, противоходом, змейкой, встречными колоннами.
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки, дыхательной гимнастики, регулирования массы тела и коррекции телосложения фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Упражнения общей физической подготовки.
Акробатика
Мальчики: длинный кувырок вперед, 3-4 кувырка слитно вперед-назад, стойка на голове и руках, стойка на руках. Переворот в сторону. Акробатические упражнения из разученных элементов (подбор элементов на усмотрение учителя или учеников).
Девочки: 3-4 кувырка слитно вперед; из равновесия кувырок вперед в упор присев; из седа кувырок назад через левое плечо в полушпагат, руки в сторону; мост, из положения стоя и возврат в и.п.; переворот в сторону. Произвольная комбинация, составленная из освоенных упражнений с элементами хореографии и ритмической гимнастики.
Опорный прыжок. Специальные упражнения, направленные на совершенствования техники опорного прыжка. Опорный прыжок ноги врозь через козла. Опорный прыжок, согнув ноги через коня (высота снарядов для девочек – 100-110 см, для мальчиков – 110-120см).
Перекладина (мальчики)
Подтягивание в висе. Подъем переворотом в упор махом одной и толчком другой ноги, перемах вперед и назад одной, соскок. Из положения упора перемах одной и другой в упор сзади, поворот кругом в упор, отмахом назад соскок.
Брусья параллельные (мальчики)
Наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь и размахивание в упоре, сед на левом бедре, перемах в сед на правом бедре, соскок;
размахивание в упоре и соскоки махом вперед и назад;
Брусья разновысокие (девочки)
Наскок в вис на верхнюю жердь, размахивание изгибами; перемах согнув ноги в вис лежа на нижней жерди, поворот налево кругом (вокруг левой руки) в упор, поворот вправо кругом (вокруг правой руки) в упор, махом назад соскок с поворотом направо левым боком.
Бревно. Упражнения в равновесии.
Из упора стоя продольно наскок с перемахом одной в упор верхом, поворот поперек и перемах в сед на бедре, руки в стороны, упор, сидя сзади махом вперед сед согнув ноги, махом одной и толчком другой встать на ноги. Руки вверх. Стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед; стилизованные ходьба и бег, повороты на 180, соскок прогнувшись.
Лазание по канату разученным способом (мальчики-4 м, девочки - 3 м)
Тестовые задания: подтягивание из виса; поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой; последовательное выполнение кувырков; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Лыжная подготовка
Специальные упражнения, направленные на закрепление техники лыжных ходов. Одновременный двухшажный ход. Передвижение с чередованием одновременного одношажного и двухшажного с попеременным двухшажным ходов. Повороты упором, махом. Преодоление естественных препятствий на лыжах способом перешагивания, перелезания. Спуски в низкой стойке. Торможение плугом. Коньковый ход. Прохождение учебных дистанций до 3 км.
Упражнения общей физической подготовки.
Тестовые задания: прохождение на лыжах дистанции на 2 км.
Кроссовая подготовка
Упражнения специальной физической и технической подготовки. Прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание (на препятствие) на точность приземления и сохранения равновесия, подъемы и спуски бегом и шагом, бег в чередовании с ходьбой по пересеченной местности, кроссовый бег на 2 км.
Тестовое задание: Кросс по пересеченной местности протяженностью до 2 км.
Спортивные игры
Футбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в футболе. Упражнения общей физической подготовки.
Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные, низкие, высокие). Приземление летящего мяча. Отбор мяча у соперника (выбиванием, наложением стопы на мяч). Тактические действия в нападении и в защите после пробивания углового удара и вбрасывание мяча из-за боковой линии. Технико-фактические действия при организации защиты, при контратаке соперника. Обработка тактических игровых комбинаций. Учебная игра в футбол и мини-футбол.
Волейбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в волейболе. Упражнения общей физической подготовки.
Прямая нижняя и прямая верхняя подача через сетку. Передача мяча из зоны в зону после перемещения. Нападающий удар. Блокирование. Тактические действия (защитные действия игроков при приеме подачи и последующих передачах мяча). Система игры в защите при страховке нападающего игроком задней линии. Учебная игра в волейбол.
Баскетбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в баскетболе. Упражнения общей физической подготовки.
Бросок мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке. Технико-тактические действия (индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча; перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину. Взаимодействие в нападении (быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником. Учебная игра в баскетбол.
Гандбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в гандболе. Упражнения общей физической подготовки.
Передачи мяча одной и двумя руками на дальность и точность. Броски из опорного положения, стоя на месте и в движении с замахом, без замаха. Технико-тактические действия: перемещение по площадке в сочетании с ведением мяча, с передачами и бросками; выбивание, блокировка бросков. Учебная игра в гандбол.
Казахские национальные игры
Игры и упражнения культурно-этнической направленности. Элементы техники национальных видов спорта. (Выбор элементов техники, игр и упражнений регулируется учителем.)
Плавание
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Специальные упражнения на суше, направленные на закрепление и совершенствование элементов техники гребковых движений руками и ногами. Плавание кролем в полной координации. Скоростной поворот. Плавание кролем на спине с произвольным дыханием, в полной координации.
Прохождение дистанции 50 м любым из разученных способов спортивного плавания.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств в 7 классе
8 класс
Всего – 102 часа (3 часа в неделю)
Распределение часов для прохождения разделов программы
по четвертям учебного года
Части про-граммы | Разделы программы | Учебные четверти | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Σ | ||
Базовая | 1. Легкая атлетика | 8 | - | - | 8 | 16 |
2. Спортивные игры | 14 | - | 14 | 8 | 36 | |
3. Гимнастика | - | 14 | - | - | 14 | |
4. Лыжная подготовка | - | - | 10 | - | 10 | |
5. Национальные игры | - | 4 | 2 | - | 6 | |
6. Плавание | - | - | - | 8 | 8 | |
Всего по базовой части | 22 | 18 | 26 | 24 | 90 | |
Вариативная | 1. Обусловленные климатом региона | 5 | 3 | 4 | - | 12 |
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) | ||||||
Всего часов по вариативной части | 5 | 3 | 4 | 12 | ||
Общее количество часов за учебный год (Σ ) | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
Примечание:
* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.
** В отдельных безводных районах уроки плавания рекомендуется заменять уроками гимнастики.
Основы знаний
Развитие зимних видов спорта в Казахстане. Правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений, страховка партнера во время выполнения упражнений. Правила безопасности. Первая помощь при травмах.
Легкая атлетика
Специальные упражнения, направленные на закрепление техники бега. Спринтерский бег 30,60 метров. Бег на 2000 м, 3000 м. Бег с ускорением по элементам техники (отрезки 30-40 м) Эстафетный бег (протяженность дистанции регулируется учителем).
Прыжки. Специальные упражнения, направленные на закрепление техники прыжков. Подбор индивидуального разбега при прыжках в длину, в высоту. Выполнение прыжка в длину, способом согнув ноги в полной координации. Выполнение прыжка в высоту, способом перешагивание в полной координации.
Метание. Специальные упражнения, направленные на закрепление техники метания. Метание малого мяча в цель с места. Метание малого мяча на дальность с разбега в полной координации.
Игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания.
Упражнения общей физической подготовки.
Тестовые задания: бег 60 м, 100 м, прыжки в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, бег 2000м метание малого мяча на дальность.
Гимнастика
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах.
Строевые упражнения. Переход с шага на месте на ходьбу в колонне (в обход зала) и в шеренге (к центру зала); перестроения из колонны по одному в колонну по три, четыре в движении (в обход зала). Размыкание колонны по три на дистанцию вытянутой руки (вперед и в сторону) при движении в обход зала.
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки, дыхательной гимнастики, регулирования массы тела и коррекции телосложения фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Упражнения общей физической подготовки.
Акробатика. Мальчики: повторение материала, пройденного в предыдущих классах; длинный кувырок вперед, стойка на голове и руках силой из упора присев. Акробатические упражнения из разученных ранее элементов. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности.
Девочки: повторение материала, пройденного в предыдущих классах, мост и поворот в упор стоя на одном колене, из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами, переворот в сторону. Произвольная комбинация, составленная из освоенных упражнений с элементами хореографии и ритмической гимнастики.
Опорный прыжок. Специальные упражнения, направленные на совершенствования техники опорного прыжка. Опорный прыжок ноги врозь через коня в ширину или козла в длину (высота для юношей – 110-120). Опорный прыжок, прыжок боком с поворотом на 90 градусов через коня в ширину (высота снарядов для девушек –110 см). Выполнение опорных прыжков по фазам.
Перекладина (юноши). Подтягивание в висе. Из размахивания подъем разгибом, в упоре перемах левой (правой) вперед, назад, медленное опускание в вис, махом вперед соскок прогнувшись.
Брусья параллельные (юноши) Подъем в упор с прыжка, махом вперед в сед ноги врозь, Наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь, соскок махом вперед (назад), удерживаясь рукой за жердь.
Брусья разновысокие (девушки) Наскок в упор на нижнюю жердь, переход в упор на верхнюю жердь, вис прогнувшись на верхней жерди с опорой ног на нижнюю, переход в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом (вправо, влево), удерживаясь рукой за жердь.
Бревно. Упражнения в равновесии. С разбега наскок в упор присев, стойка поперек, руки в стороны, подскоки на двух на месте, усложненный шаг, подскоки с одной на другую с продвижением вперед, беговые шаги до конца бревна и соскок ноги врозь в стойку спиной к снаряду поперек.
Тестовые задания: подтягивание из виса; поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой; последовательное выполнение кувырков; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Лыжная подготовка
Специальные упражнения, направленные на закрепление техники лыжных ходов. Упражнения общей физической подготовки.
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой. Повороты упором, махом. Преодоление естественных препятствий на лыжах способом перешагивания, перелезания. Спуски в низкой стойке. Торможение плугом. Коньковый ход. Прохождение учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Тестовые задания: прохождение на лыжах дистанции до 3 км.
Кроссовая подготовка
Упражнения специальной физической и технической подготовки. Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Бег в чередовании с ходьбой по пересеченной местности, преодоление полосы препятствий с использованием кроссовый бега, прыжков, ходьбы, лазания и перелазания, бег на 2 км.
Тестовое задание: Кросс по пересеченной местности протяженностью до 2 км.
Спортивные игры
Футбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в футболе. Упражнения общей физической подготовки.
Повторение материала, пройденного в предыдущем классах. Передачи мяча в движении. Обманные движения (финты). Отбор мяча у соперника (в выпаде, в подкате). Техника вратаря (ловля мяча снизу, сверху, в падении, отбивание, перевод мяча). Групповые тактические действия в нападении и в защите при штрафных ударах, свободных ударах и ударах от ворот. Технико-тактические действия при организации защиты, при контратаке соперника. Обработка тактических игровых комбинаций. Учебная игра в футбол и мини-футбол.
Волейбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в волейболе. Упражнения общей физической подготовки.
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Прямая нижняя и прямая верхняя подача через сетку. Прием мяча в падении (прием снизу в падении на грудь, прием мяча сверху в падении, перекат на спину). Индивидуальные тактические действия. Технико-тактические командные действия (взаимодействие игроков передней линии в нападении, взаимодействие игроков задней линии). Учебная игра в волейбол.
Баскетбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в баскетболе. Упражнения общей физической подготовки.
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях. Технико-тактические действия в защите «персональная защита» (прессинг) и нападении (командное) система нападения «через центрового игрока», «без центрового игрока». Учебная игра в баскетбол.
Гандбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в гандболе. Упражнения общей физической подготовки.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижения. Ловля и передача мяча с пассивным сопротивлением. Семиметровый штрафной бросок. Технико-тактические действия: взаимодействие игроков в защите, в нападении быстрым прорывом. Учебная игра в гандбол.
Казахские национальные игры
Игры и упражнения культурно-этнической направленности. «Тогыз кумалак»
Плавание
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах.
Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в плавании.
Брасс. Движения ногами при плавании способом брасс. Движения руками при плавании способом брасс. Плавание брассом с задержкой дыхания на вдохе. Проплывание отрезков. Игры и игровые задания, направленные на совершенствование технике плавания.
Прохождение дистанции 50 м любым из разученных способов спортивного плавания.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств в 8 классе
№ п/п | Контрольные упражнения | мальчики | девочки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1 | Бег 60м (с) | 8,8 | 9,7 | 10,5 | 9,7 | 10,2 | 10,7 |
2 | Бег2000 м (мин,с) | 10,00 | 10,40 | 11,40 | 11,00 | 12,40 | 13,50 |
3 | Бег 3000 м | без учёта времени | |||||
4 | Прыжок в длину (см) | 410 | 370 | 310 | 360 | 310 | 260 |
5 | Прыжок в высоту (см) | 130 | 120 | 105 | 115 | 105 | 95 |
6 | Метание мяча (150гр, м) | 42 | 37 | 28 | 27 | 21 | 17 |
7 | Подтягивание на высокой перекладине (к-во раз) | 9 | 7 | 5 | - | - | - |
8 | Поднимание туловища из положения лёжа на спине руки за головой (к-во раз) | - | - | - | 15 | 10 | 6 |
9 | Бег на лыжах 3 км (мин, с) | 18,00 | 19,00 | 20,00 | 20,00 | 21,00 | 23,00 |
10 | Бег на лыжах 5 км | без учёта времени | |||||
11 | Плавание 50м (мин, с) | 0,47 | б/в | 25м | 1,06 | б/в | 25м |
12 | Кросс 2000 м, (мин, с) | - | - | - | 12,30 | 13,30 | 14,30 |
13 | Кросс 3000 м (мин, с) | 16,30 | 17,30 | 18,30 | - | - | - |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 8 класса
мальчики
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,0 | 5,7 | 5,6 – 5,4 | 5,3 – 4,7 | 4,6 -4,4 | 4,3 |
Прыжок в длину с места | 188,0 | 167 | 168 -177 | 178 – 198 | 199– 208 | 209 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 463,0 | 314,0 | 315,0 - 388,0 | 389,0 – 537,0 | 538,0 – 611,0 | 612,0 |
Челночный бег 3х10 | 8,6 | 9,6 | 9,5 – 9,2 | 9,1 – 8,2 | 8,1 – 7,9 | 7,8 |
Кистевая динамометрия (правая) | 30,0 | 21,0 | 22,0 –25,0 | 26,0 -34,0 | 35,0 – 38,0 | 39,0 |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 8 класса
девочки
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,7 | 6,4 | 6,3 – 6,1 | 6,0 – 5,4 | 5,3 -5,1 | 5,0 |
Прыжок в длину с места | 160,0 | 134 | 135 -147 | 148 – 172 | 173 – 185 | 186 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 420,0 | 240,0 | 241,0 – 330,0 | 331,0 – 510,0 | 511,0 – 600,0 | 601,0 |
Челночный бег 3х10 | 9,3 | 10,2 | 10,1 – 9,8 | 9,7 –8,9 | 8,8 –8,5 | 8,4 |
Кистевая динамометрия (правая) | 23,0 | 16,5 | 17,0 –19,5 | 20,0 -26,0 | 26,5 – 29,0 | 29,5 |
9 класс
Всего – 102 часа (3 часа в неделю)
Распределение часов для прохождения разделов программы
по четвертям учебного года
Части про-граммы | Разделы программы | Учебные четверти | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Σ | ||
Базовая | 1. Легкая атлетика | 8 | - | - | 8 | 16 |
2. Спортивные игры | 14 | 12 | 8 | 34 | ||
3. Гимнастика | - | 14 | - | - | 14 | |
4. Лыжная подготовка | - | - | 10 | - | 10 | |
5. Национальные игры | - | 3 | 3 | 6 | ||
6. Плавание | - | - | - | 8 | 8 | |
Всего по базовой части | 22 | 17 | 25 | 24 | 88 | |
Вариативная | 1. Обусловленные климатом региона | 5 | 4 | 5 | - | 14 |
2. Реализуемые по выбору учителя (с использованием национальных видов спорта) | ||||||
Всего часов по вариативной части | 5 | 4 | 5 | - | 14 | |
Общее количество часов за учебный год (Σ ) | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
Примечание:
* В отдельных бесснежных районах уроки лыжной подготовки рекомендуется заменять кроссовой подготовкой.
** В отдельных безводных районах уроки плавания рекомендуется заменять уроками гимнастики.
Основы знаний
Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма и телосложения. Врачебный контроль. Правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию выносливости. Правила самоконтроля. Цели и задачи успешной подготовки к сдаче нормативных требований в объеме Президентских тестов. Современные правила соревнований по избранным видам спорта.
Легкая атлетика
Специальные упражнения, направленные на закрепление техники бега. Высокий и низкий старт. Стартовый разгон. Спринтерский бег 100 метров. Равномерно-ускоренный бег с преодолением дистанции 400, 800 м. Бег на 1000 м (девушки), 2000 м (юноши). Бег с ускорением по элементам техники (отрезки 30-40 м). Эстафетный бег (протяженность дистанции регулируется учителем).
Варианты бега с изменение скорости и направления движения, бег с преодолением естественных препятствий.
Прыжки. Специальные упражнения, направленные на закрепление техники прыжков. Подбор индивидуального разбега при прыжках в длину, в высоту. Выполнение прыжка в длину, способом согнув ноги в полной координации. Выполнение прыжка в высоту, способом перешагивание в полной координации.
Метание. Специальные упражнения, направленные на закрепление техники метания. Метание малого мяча на дальность с разбега в полной координации.
Игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания. Упражнения общей физической подготовки.
Тестовые задания: бег 30 м, 100 м, прыжки в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, бег 2000м (юноши), 1000 м (девушки), метание малого мяча на дальность, прыжок в высоту (в школах, имеющих соответствующие условия).
Гимнастика
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах.
Строевые упражнения. Разновидности перехода с шага на месте к передвижению на определенное количество шагов; Повторение пройденного материала в предыдущих классах.
Комплексы упражнений дыхательной гимнастики, нетрадиционных видов гимнастики для регулирования массы тела и коррекции телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Упражнения общей физической подготовки.
Акробатика
Юноши: повторение и совершенствование материала, пройденного в предыдущих классах. Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см; стойка на руках махом одной и толчком другой; переворот в сторону. Акробатические упражнения из разученных ранее элементов. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности.
Девушки: повторение и совершенствование материала, пройденного в предыдущих классах. Равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед; переворот в сторону. Произвольная комбинация, составленная из освоенных упражнений с элементами хореографии и ритмической гимнастики.
Опорный прыжок. Специальные упражнения, направленные на совершенствования техники опорного прыжка. Опорный прыжок ноги врозь через козла (коня) в длину (высота для юношей – 120 см) с учетом расстояния от мостика до снаряда. Опорный прыжок, с косого разбега махом одной, толчком другой прыжок углом через коня (для девушек высота снаряда 115 см).
Перекладина (юноши). Подтягивание в висе. Из виса на одной (виса завесом) подъем в упор ноги врозь (упор верхом).
Брусья параллельные (юноши). Из размахивания в упоре на предплечьях подъем махом вперед в сед ноги врозь. Перемах внутрь, соскок махом вперед (назад), удерживаясь рукой за жердь.
Брусья разновысокие (девушки. Наскок в упор на нижнюю жердь, переход в упор на верхнюю жердь, вис прогнувшись на верхней жерди с опорой ног на нижнюю. Переход в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом (вправо, влево), удерживаясь рукой за жердь.
Бревно. Упражнения в равновесии (девушки). Упражнения, выполняемые на месте: упор присев, упор присев на левой (правой) ноге – правая (левая) в сторону (назад); упор присев продольно; равновесие на правой (левой) ноге, левая (правая) нога вперед, в сторону, назад, руки в стороны. Упражнения выполняемые с переменой места опоры: разновидности ходьбы, прыжков, поворотов; комбинации из 3 – 4 разученных упражнений.
Лазанье по канату (юноши). Лазанье по двум канатам без помощи ног; по одному канату с помощью ног на скорость.
Тестовые задания: подтягивание из виса; поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой; последовательное выполнение кувырков; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Лыжная подготовка
Специальные упражнения, направленные на закрепление техники лыжных ходов. Упражнения общей физической подготовки.
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой. Подъемы елочкой, скользящим шагом. Преодоление естественных препятствий на лыжах. Спуски на лыжах в высокой стойке. Торможение упором, боковым соскальзыванием. Коньковый ход. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил по дистанции, лидирование, обгон, финиширование. Прохождение учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися)
Тестовые задания: прохождение на лыжах дистанции 3 км.
Кроссовая подготовка
Упражнения специальной физической и технической подготовки. Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Бег в чередовании с ходьбой по пересеченной местности, преодоление полосы препятствий с использованием кроссового бега, прыжков, ходьбы, лазания и перелазания, бег до 4 км (девушки), до 6 км (юноши). Элементы тактики соревнований по кроссу: распределение сил по дистанции, лидирование, обгон, финиширование.
Тестовое задание: Кросс по пересеченной местности протяженностью 2 км - девушки, 3 км - юноши.
Спортивные игры
Футбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование техники владения мячом, перемещений по полю. Упражнения общей физической подготовки. Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Элементы тактики игры в нападении, в защите. Индивидуальные действия игрока в нападении и защите. Отработка тактических игровых комбинаций. Учебная игра в футбол и мини-футбол.
Волейбол. Специальные упражнения, направленные на совершенствование технических приемов в волейболе. Упражнения общей физической подготовки. Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Нападающие удары, элементы блокирования, страховка. Индивидуальные тактические действия. Технико-тактические групповые и командные действия. Учебная игра в волейбол.
Баскетбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в баскетболе. Упражнения общей физической подготовки. Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях. Групповые и командные технико-тактические действия в защите и нападении. Учебная игра в баскетбол.
Гандбол. Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в гандболе. Упражнения общей физической подготовки. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные технико-тактические действия игроков в защите, в нападении. Учебная игра в гандбол.
Плавание
Специальные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование технических приемов в плавании.
Повторение материала, пройденного в предыдущих классах. Брасс. Согласование движений руками и ногами с дыханием. Плавание брассом в полной координации.
Игры и игровые задания, направленные на совершенствование технике плавания.
Прохождение дистанции 50 м любым из разученных способов спортивного плавания с учетом времени.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств в 9 классе
№ п/п | Контрольные упражнения | юноши | девушки | ||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
1. | Бег 60 м (с) | 8,4 | 9,2 | 10,0 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
2. | Бег 2000 м (мин, с) | 9,20 | 10,00 | 11,00 | 10,20 | 12,00 | 13,00 |
3. | Бег 3000 м | без учёта времени | |||||
4. | Прыжок в длину, см или высоту (см) | 430 130 | 380 125 | 330 110 | 370 115 | 330 110 | 220 100 |
5. | Метание мяча (150 гр, м) | 45 | 40 | 31 | 28 | 23 | 18 |
6. | Подтягивание на высокой перекладине (к-во раз) | 10 | 8 | 7 | - | - | - |
7. | Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (к-во раз) | - | - | - | 20 | 15 | 10 |
8. | Лазанье по канату без помощи ног (м) | 5 | 4 | 3 | - | - | - |
9. | Бег на лыжах, 3 км (мин, с) | 17,30 | 18,00 | 19,00 | 19,30 | 20,00 | 21,30 |
10. | Бег на лыжах, 5 км (мин, с) | без учёта времени | |||||
11. | Плавание, 50 м (мин, с) | 0,43 | б/в | 25 м | 1,05 | б/в | 25 м |
12. | Кросс, 2000 м для бесснежных районов (мин, с) | - | - | - | 11,30 | 12,30 | 13,30 |
13. | Кросс, 3000 м для бесснежных районов (мин, с) | 15,30 | 16,30 | 17,30 | - | - | - |
Примечание: Региональные и местные органы образования имеют право изменить учебные нормативы в сторону увеличения с учётом климатических и экологических условий.
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 9 класса
юноши
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,0 | 5,9 | 5,8 – 5,5 | 5,4 – 4,6 | 4,5 -4,3 | 4,2 |
Прыжок в длину с места | 197,0 | 176 | 177 - 186 | 187 – 207 | 208 - 217 | 218 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 555,0 | 374,0 | 375,0 - 464,0 | 465,0 – 645,0 | 646,0 – 735,0 | 736,0 |
Челночный бег 3х10 | 8,5 | 9,6 | 9,5 – 9,1 | 9,0 – 8,0 | 7,9 -7,6 | 7,5 |
Кистевая динамометрия (правая) | 37,0 | 26,0 | 24,0 –31,0 | 32,0 -43,0 | 44,0 – 48,0 | 49,0 |
Таблица оценок физической подготовленности учащихся 9 класса
девушки
Виды испытаний | Уровни физической подготовленности | |||||
Х | низкий | н/среднего | средний | в/среднего | высокий | |
Бег 30 м | 5,6 | 6,7 | 6,6 – 6,2 | 6,1 – 5,1 | 5,0 -4,6 | 4,5 |
Прыжок в длину с места | 164,0 | 137 | 138 -151 | 152 – 176 | 177 – 191 | 192 |
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы | 428,0 | 259,0 | 260,0 – 343,0 | 344,0 – 502,0 | 503,0 – 586,0 | 587,0 |
Челночный бег 3х10 | 9,3 | 10,3 | 10,2 – 9,9 | 9,8 –8,8 | 8,7 –8,3 | 8,2 |
Кистевая динамометрия (правая) | 25,0 | 18,5 | 19,0 –21,5 | 22,0 -28,0 | 28,5 – 31,0 | 31,5 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Предметные результаты
По завершении учащиеся 5-9 классов должны
знать/понимать:
- методы наблюдений за техникой выполнения физических упражнений, режимами физической нагрузки (по частоте сердечных сокращений), текущим самочувствием во время занятий (по внешним и внутренним признакам);
- роль физических упражнений в режиме дня;
- влияние физкультуры на функциональное состояние систем организма.
уметь:
- планировать индивидуальные занятия физической культурой с учетом собственных интересов и потребностей в укреплении здоровья, физическом и спортивном совершенствовании;
- выполнять гимнастические, акробатические легкоатлетические упражнения (комбинации), технико-тактические действия в спортивных играх;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
- осуществлять судейство школьных соревнований программных видов спорта.
Учащиеся 5 класса должны демонстрировать:
Физические качества | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Быстрота | Бег 30 м с низкого старта, с | 6,2 | 6,3 |
Сила
| Подтягивание из виса, кол-во раз | 2 | _ |
Прыжок в длину с места, см | 137 | 130 | |
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз | _ | 6 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. | 12 | 12 | |
Выносливость ( выбирается любое из упражнений ) | Кроссовый бег на 2км, мин | б/у вр. | б\у вр. |
Передвижение на лыжах на 2км, мин. | б/у вр. | б/у вр. | |
Бег на 1500 м, мин. | 11,00 | 11,30 | |
Координация движений | Челночный бег 3 по 10 м, с | 9,8 | 10,3 |
Учащиеся 6 класса должны демонстрировать:
Физические качества | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Быстрота | Бег 30 м с низкого старта, с | 5,8 | 6,1 |
Сила
| Подтягивание из виса, кол-во раз | 3 | _ |
Прыжок в длину с места, см | 150 | 140 | |
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз | _ | 7 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. | 15 | 15 | |
Выносливость ( выбирается любое из упражнений ) | Кроссовый бег на 1,5км, мин | 8,50 | 10.10 |
Передвижение на лыжах на 3км, мин. | б/у вр. | б/у вр. | |
Бег на 2000 м, мин | б/у вр. | б/у вр. | |
Координация движений | Челночный бег 3х10 | 9,7 | 10,3 |
Учащиеся 7 класса должны демонстрировать:
Физические качества | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Быстрота | Бег 60 м с низкого старта, с | 11.0 | 11,2 |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с | 20 | 10 | |
Сила
| Подтягивание из виса, кол-во раз | 4 | _ |
Прыжок в длину с места, см | 168 | 152 | |
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз | _ | 11 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. | 30 | 18 | |
Выносливость ( выбирается любое из упражнений ) | Кроссовый бег на 2км, мин | 15.00 | 16.00 |
Передвижение на лыжах на 2км, мин. | 14.30 | 15.00 | |
Бег на 1000 м, мин. Бег на 2000 м, мин | 9,30 | 5,30 | |
Координация движений | Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз | 5 | 3 |
Челночный бег 3 по 10 м, с | 9,0 | 9,6 |
Учащиеся 8 класса должны демонстрировать:
Физические качества | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Быстрота | Бег 60 м с низкого старта, с | 10,5 | 10,9 |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с | 25 | 15 | |
Сила
| Подтягивание из виса, кол-во раз | 5 | _ |
Прыжок в длину с места, см | 170 | 155 | |
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз | _ | 15 | |
Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за мин. | 33 | 23 | |
Выносливость ( выбирается любое из упражнений ) | кроссовый бег на 2км, мин | 14.00 | 15.00 |
Передвижение на лыжах на 3км, мин. | 20.00 | 23.00 | |
Бег на 2000 м, мин. | 11.0 | _ | |
Бег на 1000 м, мин. | _ | 5,10 | |
Координация движений | Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз | 6 | 4 |
Челночный бег 3 по 10 м, с | 8,7 | 9,2 |
Учащиеся 9 класса должны демонстрировать:
Физические качества | Физические упражнения | 9 класс | |
юноши | девушки | ||
Быстрота | Бег 60 м с низкого старта, с | 9,8 | 10,2 |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с | 20 | 10 | |
Сила
| Подтягивание из виса, кол-во раз | 7 | — |
Прыжок в длину с места, см | 180 | 165 | |
Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз | _ | 12 | |
Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, кол-во раз за 1 мин. | 37 | 25 | |
Выносливость (выбирается любое из упражнений) | кроссовый бег (мин) девушки 2км юноши 3 км | 17.30 | 13.30 |
Передвижение на лыжах на 3км, мин. | 19.00 | 21.00 | |
Бег на 2000 м, мин. | 9.30 | — | |
Бег на 1000 м, мин. | — | 5.00 | |
Координация движений | Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз | 6 | 4 |
Челночный бег 3 по 10 м, с | 8,0 | 9,0 |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа Казахстана; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Системно-деятельностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
- активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.
Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия№50» Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАна 2014-2015 учебный год...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....