«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ»
статья по физкультуре по теме
В работе рассмотрены понятия: мотивация, мотивационная сфера. учебная мотивация, мотивационная сфера старшеклассников, профильное обучение, мотивация к занятиям физической культурой. Мне, как учителю физической культуры было интересно исследовать влияет ли профильное обучение на мотивацию к занятиям физической культурой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ»
Выполнила: учитель физической культуры МОУ «СОШ № 3» г. Березники Пермский край – Дербенева Светлана Витальевна
Уважаемые коллеги, хочу предоставить вашему вниманию сжатое описание своего исследования по указанной теме, включая слайды. (СЛАЙД 1). Исследование проводилось в 2010 году.
Несмотря на положительные тенденции, происходящие в процессе физкультурного образования в школе в настоящее время, проблема повышения уровня мотивации и физкультурных потребностей учащихся, пока остается мало разработанной.
«Объект исследования – педагогический процесс физической культуры у старшеклассников разного профиля обучения.
Предмет исследования – изучение мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения.
Была выдвинута гипотеза – уровень мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культурой не зависит от профиля обучения (СЛАЙД 2).
В связи с этим целью исследования было изучение уровня мотивационной сферы у старшеклассников к занятиям физической культурой в школах разного профиля обучения. Для достижения цели исследования поставлены задачи.
Задачи исследования:
- Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
- Изучить мотивационную сферу старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения
- Изучить особенности мотивационной сферы старшеклассников в школах разного профиля обучения.
- Выявить различия в мотивационной сфере старшеклассников в связи с различным профилем обучения.
- Проанализировать результаты исследования, сделать выводы по теме, дать рекомендации (СЛАЙД 3).
Практическое назначение данного исследования заключается в возможности использования его результатов педагогами и психологами при разработке программ, направленных на формирование и коррекцию мотивации учения у старшеклассников; преподавателям физической культуры для повышения мотивации у старшеклассников к занятиям физической культурой в школах г. Березники.
Научная новизна исследования. Осуществлено изучение мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения. Проведено исследование мотивации учения у старшеклассников в школах разного профиля обучения и выявлены ее особенности. Выявлены различия в мотивационной сфере старшеклассников в связи с различным профилем обучения. Даны рекомендации для повышения мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой.
В теоретическом исследовании мной использованы работы: А.К. Марковой, И.А.Зимней, Е.П. Ильина, Б.И. Додонова и др.
В теоретической главе рассмотрены ключевые понятия темы (СЛАЙД 4):
- Мотивация
- Мотивационная сфера
- Учебная мотивация
- Мотивационная сфера старшеклассников
- Профильное обучение
- Мотивация к занятиям физической культурой.
После чего можно подвести итог:
- Существует проблема повышения уровня мотивации и физкультурных потребностей учащихся в школе.
- С увеличением учебной нагрузки на старшеклассников старшая школа переходит на профильное обучение.
- Предмет физическая культура является не профильным, но обязательным.
- Мне, как учителю ФК было интересно исследовать, влияет ли профильное обучение на мотивацию к занятиям ФК.
Экспериментальной базой исследования работы явились МОУ СОШ № 2, № 3, № 29 г. Березники. Участвовало в эксперименте 118 старшеклассников 10 классов. Исследование было организованно в три этапа (СЛАЙД 5):
1 этап – сбор и изучение информации об учебно-воспитательном процессе в школах разного профиля обучения.
2 этап – изучение отношения старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе.
3 этап – изучение отношения к учебному предмету физическая культура у старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе.
Результаты первого этапа исследования в работе представлены в виде сводной таблицы, из которой можно сделать выводы:
- Во всех школах имеются профильные классы или классы с углубленным изучением предметов.
- Предмет физкультура входит в базовые предметы программы в каждой школе: 2 часа в неделю – обязательные, но не профильные.
- Элективные курсы:
В школе № 29 за счет элективных курсов увеличено количество часов физкультуры: 1 час – ОФП, 1 час – плавание. В школах № 2, №3 курсы подобраны с учетом профиля (СЛАЙД 6).
- Большое внимание уделяется физической подготовленности обучающихся в школе № 29.
- Самые благоприятные условия для занятий учащихся школы физической культуры и спортом у старшеклассников школы № 29, далее у старшеклассников школы № 2, затем - школы № 3.
- Исходя из того, что итоги городской спартакиады распределились не в пользу школы № 29, можно предположить, что отсутствие дополнительных занятий по ОФП в легкоатлетическом манеже ДЮСШ «Темп» (ремонт) повлияло на результат выступлений старшеклассников.
- По итогам спартакиады 2 место заняла 3 школа. Возможно, что на это повлияло большее количество мальчиков в старшей школе по сравнению с другими школами. Возможно, так же на это повлияло, присутствие, хотя и небольшого числа старшеклассников-спортсменов, занимающихся спортом профессионально. Из беседы с учителем физической культуры школы № 3 нам стало известно, что есть старшеклассники, посещающие секции самостоятельно за пределами школы.
На втором этапе исследования старшеклассникам была предложена анкета, направленная на изучение мотивов учения в школе. В каждом профильном классе выделяются мотивы, которые набрали наибольший и наименьший результат в ходе исследования, выявлены сходства и различия (СЛАЙД 7)
Мотивы, которые набрали наибольший результат. Таковыми мотивами являются:
- Это мой долг.
- Хочу быть грамотным.
- Хочу получить полные и глубокие знания.
- Хочу научиться самостоятельно, работать.
- Для расширения умственного кругозора.
Можно отметить, что старшеклассники в разных профильных классах выбрали одинаковые значимые мотивы, но у них разный порядок в иерархии мотивов учения в школе.
Самый наименьший результат в ходе исследования получили мотивы:
- Классный руководитель заставляет.
- Чтобы товарищи со мной дружили.
- Не хочу подводить класс.
Третий этап исследования. Для изучения отношения к учебному предмету физическая культура старшеклассники отвечали на вопросы другой анкеты. После чего выведен коэффициент значимости (КЗ) уроков физической культуры в школах разного профиля (СЛАЙД 8).
Согласно Марковой А.К., учебная мотивация характеризуется сложной структурой. Для более качественного анализа исследований я разделила доводы, характеризующие отношение к предмету физическая культура на внутренние и внешние (СЛАЙД 9).
Положительное отношение | Негативное отношение | |
Внутренние |
|
|
Внешние |
|
|
В заключение работы могу сказать, что:
- Проблема мотивации актуальна в настоящее время;
- Единого взгляда на понятие мотивационная сфера или мотивация не существует;
- Необходимо формирование принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.
Одним из таких принципов может стать профильное обучение. В образовании осуществляется переход к профильному обучению для того, чтобы уменьшить перегрузку учащихся и поднять их мотивацию к учебной деятельности. В результате исследований было выявлено, что профильное обучение не влияет на положительную мотивацию к уроку физической культуры.
В ходе исследования мотивационной сферы старшеклассников в школах разного профиля выявилось следующее:
- Профиль обучения у старшеклассников не влияет на мотивацию к учебной деятельности, в частности на мотивацию к уроку физической культуры.
- При изучении иерархии мотивов учения в школе старшеклассники разного профиля обучения выбрали одинаково значимые мотивы, но у них разный порядок в иерархии мотивов учения в школе.
- У старшеклассников внешние доводы преобладают над внутренними при изучении отношения к учебному предмету физическая культура. Для старшеклассников на первом месте среди факторов положительного отношения к предмету физическая культура стоят два фактора: интерес и как преподает учитель. Это же подтверждается в исследованиях Ильина Е.П. (9).
- Отличительные особенности мотивационной сферы старшеклассников разных профилей обучения следующие: большое внимание уделяется физической подготовленности обучающихся в школе № 29. Там же самые благоприятные условия для занятий учащихся физической культуры и спортом. В городских соревнованиях среди старшеклассников учащиеся школы № 29 проигрывают учащимся школы № 2, 3. Преобладание внешних доводов над внутренними доводами у старшеклассников школы № 29 ярко выражено.
На основе проведенных мною диагностик я составила рекомендации (СЛАЙД 10):
- Учитель физической культуры должен быть знаком с таким понятием как мотивация и ее ролью в учебной деятельности.
- Изучить степень сформированности мотивации учащихся к учебной деятельности.
- Исходя из результатов изучения мотивации, учитель подводит итог.
- Выполнить самоанализ своей работы с учащимися.
- Учителю необходимо учитывать возрастные особенности и половые различия учащихся, их потребности.
- Пересмотреть содержание и организацию учебной деятельности.
- Введение теоретического часа с использованием современных информационных технологий.
- Стиль мышления учителя физической культуры должен быть научно-теоретическим.
- Учитель физической культуры должен выступать на родительских собраниях в школе для того, чтобы раскрыть роль физического воспитания в формировании личности.
- Немаловажно, какими личностными качествами обладает учитель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете. Как сказал известный немецкий поэт И.Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что мотивационная сфера старшеклассников к занятиям физической культурой не зависит от профиля обучения, нашла свое эмпирическое подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бачинин В.А. Психология – энциклопедический словарь. – С.Пб., 2005.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. – С. 304.
- Выготский Л.В.Педагогическая психология. – М., 1996.
- Гребенюк О.С. Общая педагогика. – М., 2000.
- Додонов Б.И. Эмоции и ценность. – М.,1998.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М. 2002.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - № 2. С. 45 – 56.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - С.Пб.,2006.
- Ильин Е.П. Психология спорта. – М., 2008.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М., 2001.
- Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
- Матковская И. Роль мотива в достижении цели. // Учитель. – 2007. - №5. – С. 70-72.
- Молчанова Ю.С., Миронова Т.А., Забнин С.В. Особенности физкультурных потребностей школьников 14-15 лет. // Социология физической культуры. – 2007. - №9. –С. 24-25.
- Немов Р.С. Психология. – М., 1996. – С. 463.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.
- Платонов К.К., Голубев Г.Г. – М.,1987.
- Рогалёва Л.Н. Мотивационная стратегия управления деятельностью старшеклассников. // Физическая культура в школе. – 2008. - №2. – С. 24-27.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С.Пб., 1999.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
- Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2001, - С. 926.
- История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г." / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. - М., 2006. - С. 356-360
- Шинкаренко О.В., Логунов В.И. Основные направления формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями у студентов технического вуза. // Физическое воспитание. – 2008. - №6. – С. 32-34.
- Якунин В.А., Мешков Н.И. Курс лекций. – Калининград. 1996
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – педагогический процесс физической культуры у старшеклассников разного профиля обучения. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения. ГИПОТЕЗА – уровень мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культурой не зависит от профиля обучения.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение уровня мотивационной сферы у старшеклассников к занятиям физической культурой в школах разного профиля обучения. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Изучить мотивационную сферу старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения Выявить особенности мотивационной сферы старшеклассников в школах разного профиля обучения. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы по теме, дать рекомендации.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ Мотивация. Мотивационная сфера. Учебная мотивация. Мотивационная сфера старшеклассников. Профильное обучение. Мотивация к занятиям физической культурой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1 этап – сбор и изучение информации об учебно-воспитательном процессе в школах разного профиля обучения. 2 этап – изучение отношения старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе. 3 этап – изучение отношения к учебному предмету физическая культура у старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1 Этапа Профильные предметы Школа № 2 – естественнонаучная школа: 10 «н» класс – естественнонаучный профиль: математика, химия, биология; 10 «а» класс гуманитарный профиль: литература, история, обществознание; Школа № 29 - социально-правовой профиль: 10 классы «МВД»: история, обществознание, основы правоведения; Школа № 3 – классы с углубленным изучением физики и математики: 10 «а», «б» - физико-матеметические классы: физика, математика, информатика и ИКТ. Базовые предметы физкультура - 2 часа в неделю – обязательный, но не профильный . Элективные курсы: В школе № 29 за счет элективных курсов увеличено количество часов физкультуры : 1 час – ОФП, 1 час – плавание. В школах № 2, №3 курсы подобраны с учетом профиля.
2 этап - Результаты исследования по изучению мотивов учения в школе у старшеклассников в школах разного профиля обучения мотивы, которые набрали наибольший результат: Это мой долг. Хочу быть грамотным. Хочу получить полные и глубокие знания. Хочу научиться самостоятельно, работать. Для расширения умственного кругозора. мотивы, которые набрали самый наименьший результат : Классный руководитель заставляет. Чтобы товарищи со мной дружили. Не хочу подводить класс.
3 этап - Результаты исследование отношения к учебному предмету – физическая культура у старшеклассников в школах разного профиля обучения (КЗ)
ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Положительное отношение Негативное отношение Внутренние Нравиться как преподает учитель; Легкость предмета; Просто интересно. Предмет не нужен для будущей работы; Занятия по предмету не нужны для поступления в вуз; Внешние Интерес; Предмет занимательный; Предмет не способствует развитию общей культуры. Предмет не заставляет думать.
Рекомендации Учитель физической культуры должен быть знаком с таким понятием как мотивация и ее ролью в учебной деятельности. Изучить степень сформированности мотивации учащихся к учебной деятельности. Исходя из результатов изучения мотивации, учитель подводит итог. Выполнить самоанализ своей работы с учащимися. Учителю необходимо учитывать возрастные особенности и половые различия учащихся, их потребности. Пересмотреть содержание и организацию учебной деятельности. Введение теоретического часа с использованием современных информационных технологий. Стиль мышления учителя физической культуры должен быть научно-теоретическим. Учитель физической культуры должен выступать на родительских собраниях в школе для того, чтобы раскрыть роль физического воспитания в формировании личности. Немаловажно, какими личностными качествами обладает учитель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете. Как сказал известный немецкий поэт И.Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.
Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...
Изучение мотивации занятий физической культурой и спортом у старшеклассников
Данный материал предоставляет исследовательскую работу по изучению мотивации занятий физической культуры и спортом у старшеклассников...
Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»
Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...
родительское собрание Мотивационная сфера как ядро личности, виды мотивов идти в школу
Понятие мотивационная сфера личности является одним из важнейших понятий психологии мотивации. Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупност...
Подвижные игры на занятиях физической культурой и спортом в школе. Методические материалы.
В методических материалах приведены подвижные игры народов бывшего Союза Советских Социалистических Республик, которые могут быть использованы в школе на занятиях физической культурой и дополнительног...
Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"
Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"...
Методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной
Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и...