«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ»
статья по физкультуре по теме

Дербенева Светлана Витальевна

В работе рассмотрены понятия: мотивация, мотивационная сфера. учебная мотивация, мотивационная сфера старшеклассников, профильное обучение, мотивация к занятиям физической культурой. Мне, как учителю физической культуры было интересно исследовать влияет ли профильное обучение на мотивацию к занятиям физической культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ»

Выполнила: учитель физической культуры МОУ «СОШ № 3» г. Березники Пермский край – Дербенева Светлана Витальевна

Уважаемые коллеги, хочу предоставить вашему вниманию сжатое описание своего исследования по указанной теме, включая слайды. (СЛАЙД 1). Исследование проводилось в 2010 году.

        Несмотря на положительные тенденции, происходящие в процессе физкультурного образования в школе в настоящее время, проблема повышения уровня мотивации и физкультурных потребностей учащихся, пока остается мало разработанной. 

«Объект исследования – педагогический процесс физической культуры у старшеклассников разного профиля обучения.

        Предмет исследования – изучение мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения.

Была выдвинута гипотеза – уровень мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культурой не зависит от профиля обучения (СЛАЙД 2).

В связи с этим целью исследования было изучение уровня мотивационной сферы у старшеклассников к занятиям физической культурой в школах разного профиля обучения. Для достижения цели исследования поставлены задачи.

        Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
  2. Изучить мотивационную сферу старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения
  3. Изучить особенности мотивационной сферы старшеклассников в школах разного профиля обучения.
  4. Выявить различия в мотивационной сфере старшеклассников в связи с различным профилем обучения.
  5. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы по теме, дать рекомендации (СЛАЙД 3).

        Практическое назначение данного исследования заключается в возможности использования его результатов педагогами и психологами при разработке программ, направленных на формирование и коррекцию мотивации учения у старшеклассников; преподавателям физической культуры для повышения мотивации у старшеклассников к занятиям физической культурой в школах г. Березники.

Научная новизна исследования. Осуществлено изучение мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения. Проведено исследование мотивации учения у старшеклассников в школах разного профиля обучения и выявлены ее особенности. Выявлены различия в мотивационной сфере старшеклассников в связи с различным профилем обучения. Даны рекомендации для повышения мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой.

В теоретическом исследовании мной использованы работы: А.К. Марковой, И.А.Зимней, Е.П. Ильина, Б.И. Додонова и др.

        В теоретической главе рассмотрены ключевые понятия темы (СЛАЙД 4):

  • Мотивация
  • Мотивационная сфера
  • Учебная мотивация
  • Мотивационная сфера старшеклассников
  • Профильное обучение
  • Мотивация к занятиям физической культурой.

После чего можно подвести итог:

  • Существует проблема повышения уровня мотивации и физкультурных потребностей учащихся в школе.
  • С увеличением учебной нагрузки на старшеклассников старшая школа переходит на профильное обучение.
  • Предмет физическая культура является не профильным, но обязательным.
  • Мне, как учителю ФК было интересно исследовать, влияет ли профильное обучение на мотивацию к занятиям ФК.

Экспериментальной базой исследования работы явились МОУ СОШ № 2, № 3, № 29 г. Березники. Участвовало в эксперименте 118 старшеклассников 10 классов. Исследование было организованно в три этапа (СЛАЙД 5):

1 этап – сбор и изучение информации об учебно-воспитательном процессе в школах разного профиля обучения.

2 этап – изучение отношения старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе.

3 этап – изучение отношения к учебному предмету физическая культура у старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе.

Результаты первого этапа исследования в работе представлены в виде сводной таблицы, из которой можно сделать выводы:

  1. Во всех школах имеются профильные классы или классы с углубленным изучением предметов.
  2. Предмет физкультура входит в базовые предметы программы в каждой школе: 2 часа в неделю – обязательные, но не профильные.
  3. Элективные курсы:

В школе № 29 за счет элективных курсов увеличено количество часов физкультуры: 1 час – ОФП, 1 час – плавание. В школах № 2, №3 курсы подобраны с учетом профиля (СЛАЙД 6).

  • Большое внимание уделяется физической подготовленности обучающихся в школе № 29.
  • Самые благоприятные условия для занятий учащихся школы физической культуры и спортом у старшеклассников школы № 29, далее у старшеклассников школы № 2, затем - школы № 3.
  • Исходя из того, что итоги городской спартакиады распределились не в пользу школы № 29, можно предположить, что отсутствие дополнительных занятий по ОФП в легкоатлетическом манеже ДЮСШ «Темп» (ремонт) повлияло на результат выступлений старшеклассников.
  • По итогам спартакиады 2 место заняла 3 школа. Возможно, что на это повлияло большее количество мальчиков в старшей школе по сравнению с другими школами. Возможно, так же на это повлияло, присутствие, хотя и небольшого числа старшеклассников-спортсменов, занимающихся спортом профессионально. Из беседы с учителем физической культуры школы № 3 нам стало известно, что есть старшеклассники, посещающие секции самостоятельно за пределами школы.

На втором этапе исследования старшеклассникам была предложена анкета, направленная на изучение мотивов учения в школе. В каждом профильном классе выделяются мотивы, которые набрали наибольший и наименьший результат в ходе исследования, выявлены сходства и различия (СЛАЙД 7)

Мотивы, которые набрали наибольший результат. Таковыми мотивами являются:

  1. Это мой долг.
  2. Хочу быть грамотным.
  3. Хочу получить полные и глубокие знания.
  4. Хочу научиться самостоятельно, работать.
  5. Для расширения умственного кругозора.

Можно отметить, что старшеклассники в разных профильных классах выбрали одинаковые значимые мотивы, но у них разный порядок в иерархии мотивов учения в школе.

Самый наименьший результат в ходе исследования получили мотивы:

  1. Классный руководитель заставляет.
  2. Чтобы товарищи со мной дружили.
  3. Не хочу подводить класс.

Третий этап исследования. Для изучения отношения к учебному предмету физическая культура старшеклассники отвечали на вопросы другой анкеты. После чего выведен коэффициент значимости (КЗ) уроков физической культуры в школах разного профиля (СЛАЙД 8).

Согласно Марковой А.К., учебная мотивация характеризуется сложной структурой. Для более качественного анализа исследований я разделила доводы, характеризующие отношение к предмету физическая культура на внутренние и внешние (СЛАЙД 9).

Положительное отношение

Негативное отношение

Внутренние

  • Нравиться как преподает учитель;
  • Легкость предмета;
  • Просто интересно.
  • Предмет не нужен для будущей работы;
  • Занятия по предмету не нужны для поступления в вуз;

Внешние

  • Интерес;
  • Предмет занимательный;
  • Предмет не способствует развитию общей культуры.
  • Предмет не заставляет думать.

В заключение работы могу сказать, что:

  • Проблема мотивации актуальна в настоящее время;
  • Единого взгляда на понятие мотивационная сфера или мотивация не существует;
  • Необходимо формирование принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Одним из таких принципов может стать профильное обучение. В образовании осуществляется переход к профильному обучению для того, чтобы уменьшить перегрузку учащихся и поднять их мотивацию к учебной деятельности. В результате исследований было выявлено, что профильное обучение не влияет на положительную мотивацию к уроку физической культуры.

В ходе исследования мотивационной сферы старшеклассников в школах разного профиля выявилось следующее:

  • Профиль обучения у старшеклассников не влияет на мотивацию к учебной деятельности, в частности на мотивацию  к уроку физической культуры.
  • При изучении иерархии мотивов учения в школе старшеклассники разного профиля обучения выбрали  одинаково значимые мотивы, но у них разный порядок в иерархии мотивов учения в школе.
  • У старшеклассников внешние доводы преобладают над внутренними при изучении отношения к учебному предмету физическая культура. Для старшеклассников на первом месте среди факторов положительного отношения к предмету физическая культура стоят два фактора: интерес и как преподает учитель. Это же подтверждается в исследованиях Ильина Е.П. (9).
  • Отличительные особенности мотивационной сферы старшеклассников разных профилей обучения следующие: большое внимание уделяется физической подготовленности обучающихся в школе № 29. Там же самые благоприятные условия для занятий учащихся физической культуры и спортом. В городских соревнованиях среди старшеклассников учащиеся школы № 29 проигрывают учащимся школы № 2, 3. Преобладание внешних доводов над внутренними доводами у старшеклассников школы № 29 ярко выражено.

На основе проведенных мною диагностик я составила рекомендации (СЛАЙД 10):

  1. Учитель физической культуры должен быть знаком с таким понятием как мотивация и ее ролью в учебной деятельности.
  2. Изучить степень сформированности мотивации учащихся к учебной деятельности.
  3. Исходя из результатов изучения мотивации, учитель подводит итог.
  4. Выполнить самоанализ своей работы с учащимися.
  5. Учителю необходимо учитывать возрастные особенности и половые различия учащихся, их потребности.
  6. Пересмотреть содержание и организацию учебной деятельности.
  7. Введение теоретического часа с использованием современных информационных технологий.
  8. Стиль мышления учителя физической культуры должен быть научно-теоретическим.
  9. Учитель физической культуры должен выступать на родительских собраниях в школе для того, чтобы раскрыть роль физического воспитания в формировании личности.
  10. Немаловажно, какими личностными качествами обладает учитель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете. Как сказал известный немецкий поэт И.Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».

        Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что мотивационная сфера старшеклассников к занятиям физической культурой не зависит от профиля обучения, нашла свое эмпирическое подтверждение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бачинин В.А. Психология – энциклопедический словарь. – С.Пб., 2005.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер, 2000. – С. 304.
  3. Выготский Л.В.Педагогическая психология. – М., 1996.
  4. Гребенюк О.С. Общая педагогика. – М., 2000.
  5. Додонов Б.И. Эмоции и ценность. – М.,1998.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М. 2002.
  7. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - № 2. С. 45 – 56.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - С.Пб.,2006.
  9. Ильин Е.П. Психология спорта. – М., 2008.
  10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. – М., 2001.
  11. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
  12. Матковская И. Роль мотива в достижении цели. // Учитель. – 2007. - №5. – С. 70-72.
  13. Молчанова Ю.С., Миронова Т.А., Забнин С.В. Особенности физкультурных потребностей школьников 14-15 лет. // Социология физической культуры. – 2007. - №9. –С. 24-25.
  14. Немов Р.С. Психология. – М., 1996. – С. 463.
  15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998.
  16. Платонов К.К., Голубев Г.Г. – М.,1987.
  17. Рогалёва Л.Н. Мотивационная стратегия управления деятельностью старшеклассников. // Физическая культура в школе. – 2008. - №2. – С. 24-27.
  18. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 г.
  19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С.Пб., 1999.
  20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
  21. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2001, - С. 926.
  22. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г." / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. - М., 2006. - С. 356-360
  23. Шинкаренко О.В., Логунов В.И. Основные направления формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями у студентов технического вуза. // Физическое воспитание. – 2008. - №6. – С. 32-34.
  24. Якунин В.А., Мешков Н.И. Курс лекций. – Калининград. 1996


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение мотивационной сферы к занятиям физической культуры у старшеклассников в школах разного профиля Исследование выполнила учитель физической культуры МОУ «СОШ № 3» г. Березники, Пермского края – Дербенева С.В.

Слайд 2

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – педагогический процесс физической культуры у старшеклассников разного профиля обучения. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения. ГИПОТЕЗА – уровень мотивационной сферы старшеклассников к занятиям физической культурой не зависит от профиля обучения.

Слайд 3

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение уровня мотивационной сферы у старшеклассников к занятиям физической культурой в школах разного профиля обучения. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме. Изучить мотивационную сферу старшеклассников к занятиям физической культуры в зависимости от профиля обучения Выявить особенности мотивационной сферы старшеклассников в школах разного профиля обучения. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы по теме, дать рекомендации.

Слайд 4

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ Мотивация. Мотивационная сфера. Учебная мотивация. Мотивационная сфера старшеклассников. Профильное обучение. Мотивация к занятиям физической культурой.

Слайд 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1 этап – сбор и изучение информации об учебно-воспитательном процессе в школах разного профиля обучения. 2 этап – изучение отношения старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе. 3 этап – изучение отношения к учебному предмету физическая культура у старшеклассников разного профиля обучения к учению в школе.

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1 Этапа Профильные предметы Школа № 2 – естественнонаучная школа: 10 «н» класс – естественнонаучный профиль: математика, химия, биология; 10 «а» класс гуманитарный профиль: литература, история, обществознание; Школа № 29 - социально-правовой профиль: 10 классы «МВД»: история, обществознание, основы правоведения; Школа № 3 – классы с углубленным изучением физики и математики: 10 «а», «б» - физико-матеметические классы: физика, математика, информатика и ИКТ. Базовые предметы физкультура - 2 часа в неделю – обязательный, но не профильный . Элективные курсы: В школе № 29 за счет элективных курсов увеличено количество часов физкультуры : 1 час – ОФП, 1 час – плавание. В школах № 2, №3 курсы подобраны с учетом профиля.

Слайд 7

2 этап - Результаты исследования по изучению мотивов учения в школе у старшеклассников в школах разного профиля обучения мотивы, которые набрали наибольший результат: Это мой долг. Хочу быть грамотным. Хочу получить полные и глубокие знания. Хочу научиться самостоятельно, работать. Для расширения умственного кругозора. мотивы, которые набрали самый наименьший результат : Классный руководитель заставляет. Чтобы товарищи со мной дружили. Не хочу подводить класс.

Слайд 8

3 этап - Результаты исследование отношения к учебному предмету – физическая культура у старшеклассников в школах разного профиля обучения (КЗ)

Слайд 9

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Положительное отношение Негативное отношение Внутренние Нравиться как преподает учитель; Легкость предмета; Просто интересно. Предмет не нужен для будущей работы; Занятия по предмету не нужны для поступления в вуз; Внешние Интерес; Предмет занимательный; Предмет не способствует развитию общей культуры. Предмет не заставляет думать.

Слайд 10

Рекомендации Учитель физической культуры должен быть знаком с таким понятием как мотивация и ее ролью в учебной деятельности. Изучить степень сформированности мотивации учащихся к учебной деятельности. Исходя из результатов изучения мотивации, учитель подводит итог. Выполнить самоанализ своей работы с учащимися. Учителю необходимо учитывать возрастные особенности и половые различия учащихся, их потребности. Пересмотреть содержание и организацию учебной деятельности. Введение теоретического часа с использованием современных информационных технологий. Стиль мышления учителя физической культуры должен быть научно-теоретическим. Учитель физической культуры должен выступать на родительских собраниях в школе для того, чтобы раскрыть роль физического воспитания в формировании личности. Немаловажно, какими личностными качествами обладает учитель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете. Как сказал известный немецкий поэт И.Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Изучение мотивации занятий физической культурой и спортом у старшеклассников

Данный материал предоставляет исследовательскую работу по изучению мотивации занятий физической культуры и спортом у старшеклассников...

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...

родительское собрание Мотивационная сфера как ядро личности, виды мотивов идти в школу

Понятие мотивационная сфера личности является одним из важнейших понятий психологии мотивации. Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупност...

Подвижные игры на занятиях физической культурой и спортом в школе. Методические материалы.

В методических материалах приведены подвижные игры народов бывшего Союза Советских Социалистических Республик, которые могут быть использованы в школе на занятиях физической культурой и дополнительног...

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"...

Методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной

Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и...