доклад Роль здорового образа жизни в формировании интеллектуального потенциала поколений
учебно-методический материал по физкультуре по теме
доклад Роль здорового образа жизни в формировании интеллектуального потенциала поколений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filatova_ishkov_doklad_belgorod_2012.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Филатова В.А.
Ишков В.А.
МАОУ «Лицей №5» города Губкина Белгородской области
Двигательная активность, физическая культура и спорт- необходимые атрибуты здорового образа жизни, часть общей культуры общества, важнейшие средства сохранения и укрепления здоровья, физического развития людей и профилактики заболеваний
Академик А.И. Бакулев писал: «Спорт это не только могучее средство профилактики, предупреждения болезней, но и важный лечебный фактор. Физические упражнения поднимают общий жизненный, в частности нервно-психический, тонус организма, его сопротивляемость болезненному процессу, улучшают функции кровообращения и дыхания, повышают аппетит и т.д. Лечебная физкультура оказывает благотворное влияние при борьбе с огромным числом заболеваний, она внедряется в повседневную деятельность всех лечебно-профилактических учреждений». Таким образом, в условиях напряженной умственной деятельности, высоких психических нагрузок и недостаточной двигательной активности невозможно сохранить на долгие годы крепкое здоровье и трудоспособность без использования различных физических упражнений. Прошли проверку временем и оправдали себя гигиеническая гимнастика, оздоровительный бег, плавание, лыжный спорт, ходьба (от оздоровительных терренкуров до многодневных пеших туристических походов), велопрогулки, гребля, занятия на различных тренажерах, закаливание водой и воздухом. Особенно эффективным оказывается сочетание разных оздоровительных систем.
Каковы же естественнонаучные предпосылки для использования физического воспитания детей и подростков с целью восстановления и укрепления их здоровья?
Благодаря физическим упражнениям развиваются такие качества как выносливость, сила, быстрота и ловкость, которые способствуют повышению умственной и физической работоспособности, имеют общевоспитательное, нравственное, эстетическое и оборонное значение. Физическая нагрузка- лучшее средство для снятия напряжения. Люди, занимающиеся физическими упражнениями, обычно лучше сбалансированы эмоционально еще и потому, что у них не остается времени и энергии на переживания.
Существенной стороной учения И.М. Сеченова об органах чувств является его идея о взаимодействии ощущений и движений: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
В жизни ребенка двигательная деятельность способствует активной биологической стимуляции, совершенствованию механизмов адаптации, является главным фактором физического развития. Гармоничность физического развития- один из важнейших количественных показателей паспорта здоровья современного человека. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движении. Удовлетворение такой потребности- важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движения особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма- в детском и подростковом возрастах.
Под влиянием физической нагрузки улучшается кровообращение мышечной ткани, в том числе сердечной мышцы, увеличивается число открытых капилляров. В работающих мышцах повышается содержание гликогена и возможность его использования при работе и для восстановления затраченной энергии. За счет утомления мышечных волокон увеличивается мышечная масса и ее сила.
Со стороны дыхательного аппарата отмечается увеличение объема грудной клетки и жизненной емкости легких. Увеличивается гибкость позвоночника, улучшается координация движений. Постоянные, разнообразные физические упражнения делают человеческое тело не только сильным, но и прекрасным. Движение- сущность жизни и основа здоровья.
Движение – важнейший фактор, обеспечивающий формирование организма в процессе его филогенетического развития. Поведение людей связано с мышечной деятельностью, играющей важную роль в поддержании нормального состояния организма, его развития и здоровья. Ограничение двигательной активности приводит к гипокинезии (гиподинамии), при которой возникает комплекс морфологических и функциональных нарушений. Так же происходят изменения в вегетативной, нервной системах, кровообращении и других системах. В результате наблюдается понижение умственной физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящие в дальнейшем к развитию заболеваний сердечно- сосудистой и нервной систем, органов дыхания и пищеварения.
Физическая культура человека всегда занимала ведущее место в подготовке к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духовного и физического здоровья.
Литература:
- Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. Методические рекомендации/Управление образования и науки Белгородской области.- Белгород, 2004.- 336с.
- Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник для 10-11 классов/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; Под общей редакцией А.Т. Смирнова.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2004.- 161с.
- Тихвинский, С.Б., Роль физического воспитания в здоровье подростка/ С.Б. Тихвинский.- Л.: Знание, 1987.- 32с.
- Шурухина, В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы с учащимися 1-4 классов: Пособие для учителей/ В.К. Шурухина.- М.: Просвещение, 1998.- 78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"
Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"...
Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"
Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...
самоанализ «Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся»
Мой самоанализ, работы за три года....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»...
Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями"
Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих техн...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....
«Формирование здорового образа жизни учащихся с интеллектуальными нарушениями»
Формирование здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить совместными усилиями педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам здоровьесберегающих техн...