Научно-исследовательская деятельность на уроках музыкально-ритмического воспитания
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме
Исследование, совместно с учащимися, влияния нагрузки на показатели ЧСС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovaniya_na_urokah_mrv.docx | 75.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель МРВ. Васильева Т.А. МБОУ СОШ№7 г. Оха Сахалинской области. 2013г.
- Исследование влияния нагрузки на ЧСС
- Дыхательная практика, гимнастика для глаз.
- Контроль и самоконтроль на уроках двигательной направленности.
Здоровье учащихся - важная проблема в учебно-воспитательном процессе школы. Научить детей основам здорового образа жизни, объяснить и показать на практических примерах пользу физического развития для собственного здоровья, обеспечить навыки применения своих знаний в области движений в практической жизни призваны двигательные уроки в школе. Это и физическая культура, и музыкально – ритмическая, деятельность, и соревнования в различных видах спорта, внеклассные и общешкольные мероприятия соревновательного характера.
Ребёнок должен понимать, какую пользу в укреплении своего здоровья несёт ему то или иное упражнение или танцевальное движение. Осознанный подход, к освоению движений, связан с чётким пониманием учащимся методической раскладки движения проучивание его через мышечные ощущения и наблюдение наглядного результата физического труда в изменениях своей осанки, силы, пластичности мышц, гибкости и растянутости связок, быстрой координации и ловкости движений, то есть параметрах своего здоровья.
Практический показ упражнений необходимо подкреплять фактами исследования своего организма каждым учеником. Для этого на уроках музыкально-ритмического воспитания проводится научно-исследовательская деятельность в различных аспектах влияния упражнений на работу сердечно - сосудистой системы, дыхательной системы и формирования навыков и умений по самоконтролю, при физических нагрузках. Выбор был остановлен на двух классах. 5в класс пришёл на занятия по музыкально-ритмическому воспитанию позже, из другой школы, где не велась данная дисциплина. Для того чтобы догнать в двигательном развитии по ритмике другие классы, которые занимались со 2 года обучения, необходимо было найти способ выровнять их двигательную базу. В этом помогло введение в уроки таких разделов ФК, как бег и прыжки, хореографические комбинации в подготовительной части урока, различные танцевальные ходы.
Исследование влияния нагрузки на ЧСС.
Нагрузка – это воздействие на организм физических упражнений, вызывающих активную реакцию функциональных систем организма. Количественная характеристика нагрузки выражается в 2-х критериях.
Объём – количество выполненных упражнений, (большой, средний, малый). Отслеживается потеря веса, время восстановления, степень нарушения координации.
Интенсивность - степень нервно-мышечного напряжения во время выполнения упражнений и количество упражнений выполняемых за единицу времени. Темп и скорость выполнения движений.
ЧСС – показатель интенсивности. Низкая- пульс составляет 120-130 ударов в минуту (время до 40 минут). Умеренная - 50% от максимальной.130-160 ударов в минуту (время 13-14 лет до 20 минут). Большой интенсивности 70% от максимальной нагрузки. 150 -170 ударов в минуту (время 4-7 минут).
Субмаксимальная – 80% от максимальной пульс 170-190. Время 50 секунд.
Максимальная – 100% , пульс растёт до 200, время не более 10-15 секунд.
Исследование заключалось в использовании различного вида бега и прыжков, комплексов танцевальных ходов и комбинаций танцевального характера. С целью обеспечить учащимся эффективное развитие выносливости и координационных способностей. Эти качества развиваются в выполнении танцевальных комбинаций в быстром темпе. А в последующем демонстрируются в концертных танцевальных композициях, которые дети показывают на общешкольных мероприятиях. Исследуя, влияние нагрузки на уроках музыкально-ритмического воспитания в 5а обучение шло обычно по рабочей программе, а в 5в классе я добавила в основной части урока различные танцевальные ходы, в более, расширенном виде. Бег шагом польки с изменением направления движения в быстром темпе, начинали с шагов и затем, ускоряясь, выполняли доступные по возрасту усложнения в беге. Например: 8 шагов польки прямо (в умеренном темпе бега), 8 ходом назад, 8 боковых галопов, 8 подскоков. Увеличивая, количество повторений из урока в урок росла нагрузка. Добавлялся темп, амплитуда выполнения движений корпуса, ног и движения рук, головы. Варьировалось исполнение в парах, в тройках, развивалась комбинация бега с добавлением поворотов, работы в паре, усложнением техники движений, игровых моментов, различных перестроений по ходу движения. Больше внедряла разнообразных прыжковых комбинаций. Прыжки в танце несут наибольшую степень нагрузки на организм учащегося. По мере увеличения количества повторов и темпа исполнения ребята постепенно привыкали к увеличению нагрузки. Измерение ЧСС показывало степень нервно-мышечного напряжения. Дети 11-12 лет не должны переходить в умеренной интенсивности нагрузки 130-150 ударов в минуту. (21- 25 за 10 секунд). Важно, за какой период времени ЧСС возвращается к исходному уровню. В любом случае через 5 минут пульс не должен превышать исходный. По итогам 2011-12 года в 5в классе развитие выносливости и усложнённой координации показали, из 26 человек 23 справлялись на «4-5» и 3 учащихся на «3». В 5а классе из 28 учащихся на «4-5» справились 21 человек и на «3»- 7 учащихся. Удалось развить у детей жизненно необходимые физические качества, интегрируя танцевальные движения с физическими упражнениями. Учащиеся научились контролировать нагрузку по внешним признакам. (Цвет кожного покрова, степень выделения пота, нарушение дыхания и координации движений) и внутренним признакам утомления. Болезненные ощущения в мышцах, головокружение. Осуществляя контроль, за своим состоянием, учащиеся научились предупреждать переутомление, следить за индивидуальной нагрузкой.
- Дыхательная практика.
Дыхательная гимнастика по методу Э.В. Стрельцовой. Цель: укрепление органов дыхания. Эти виды деятельности можно использовать в процессе выполнения двигательных действий и заключительной части урока. Дыхательные упражнения после наибольшей нагрузки в основной части урока из положения лёжа или сидя.
- Дыхательная гимнастика обычная с произношением гласных, согласных и шипящих букв для нормализации тонуса гладкой мускулатуры бронхов. От 5-7 сек до 30-40 сек. Цель: восстановление ритмичного дыхания, глубокого вдоха и продолжительного выдоха. (И.А.Калюжнова; Лечебная физкультура, Феникс стр.166). Носовое дыхание, грудное, брюшное, смешанное. Дыхательные упражнения помогают восстановить дыхательный ритм, тренируются механизмы управляющие дыханием. Использую верхнегрудное дыхание, нижнегрудное или рёберное и дыхание диафрагмой и животом. Учащиеся осваивают данные техники, увеличивают объём ЖЕЛ, что ведёт к оздоровлению организма ребёнка. Проводилось исследование восстановления дыхания после нагрузки. Одна группа восстанавливалась с помощью дыхательной гимнастики верхнегрудного и брюшного дыхания, а другая не использовала дыхательные упражнения. Группа 5а применяла дыхательные практики, а 5в применяла обычные приёмы глубокого вдоха и выдоха. Интерес возник у самих детей. Мы провели опыты. Получили следующие результаты:
Восстановление после нагрузки в 5а классе прошло за 2-3 мин, а в 5в за 5-7 минут, где учащиеся дышали обычно. Ребята увидели на практике, что дыхательные упражнения способствуют быстрому восстановлению ритмичного дыхания.
46% времени заняло восстановление дыхания в 5а классе с применением дыхательной методики - быстрее. 54% времени заняло восстановление у 5в класса, это больше, чем у первой группы. Вывод: Ритмичное дыхание, после нагрузки, наступает быстрее при использовании активной вентиляции легких.
- Гимнастика для глаз. Цель: укрепление, тренировка мышц глаза. В комплекс, включаются различные вращательные движения глаз, вращения по точкам (часовые стрелки), из стороны в сторону, вверх, вниз, переведение взгляда с близкого предмета вдаль, поочередное и одновременное закрывание одного и другого глаза, зажмуривания и широкое открывание и т д. Отдых глаз при свободно сомкнутых веках. Использование гимнастики для глаз, способствуют тренировке мышц глаза, что сохраняет остроту зрения у детей.
- Контроль и самоконтроль на уроках двигательной направленности.
При выполнении физических упражнений, необходимо осознанно понимать, как они влияют на твой организм, и научиться управлять их воздействием.
О контроле надо помнить всегда, занимаясь любым движением. Следить за состоянием своего здоровья по объективным и субъективным показателям.
К субъективным относятся: Общее самочувствие, сон, аппетит, настроение.
Если после двигательного урока у учащихся бодрое самочувствие, жизнерадостное настроение, есть желание продолжать занятия, то это положительные признаки.
Если настроение ухудшается, появляется вялость, усталость, значит, нагрузка была слишком большой.
К объективным показателям относятся: ЧСС, ЖЕЛ, масса тела. ЧСС дети осваивают подсчёт со 2 класса. Свободно владеют к 4 классу. Знают приёмы измерения. Считают ЧСС в начале урока – сидя. Затем после наибольшей нагрузки, в основной части урока. Последний ЧСС считается в заключительной части урока. Он должен соответствовать первичному ЧСС. В покое ЧСС составляет 70-80 уд/мин. Легкая нагрузка – 100-120 уд/мин. Средняя составляет 130-150 уд/мин. Большая – 180. Очень, большая до 200 уд/мин. Затем пульс успокаивается через 5-10 минут.
Исследование: Тест на приседание. Пульс в покое, сидя. Затем 20 приседаний (1 в секунду) за 30 секунд. Замер пульса. Возвращение к норме за 3 минуты – «хорошо». Через 4-5 «удовлетворительно». 6 – «неудовлетворительно».
Почему показатели разнятся? Причина лежала в применении дыхательных упражнений. Одна группа (5а класса) в течении 4-х четвертей изучала и применяла различные методики глубокого дыхания грудного, брюшного, а другая (5в класс) восстанавливалась обычным дыханием. Проведя тесты на приседания, мы получили данные графика. У одних детей восстановление проходило быстро «хорошо» за 2-3 минуты, у других в пределах нормы, но только на «удовлетворительно». Так ребята практически убедились в пользе увеличения ЖЕЛ. Необходимости правильного дыхания в физических упражнениях.
Вывод: Исследовательская деятельность на двигательных уроках, в которой сами дети участвуют, получают интересующие их сведения о своём здоровье, умеют сопоставить результаты исследования, формирует у учащихся убеждение о пользе физических упражнений для укрепления собственного здоровья. Воспитывает ценностное отношение к здоровому образу жизни и практической пользе физического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"
Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Дипломы победителей и призеров...
Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)
Проект для одаренных детей «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....
Комментарии
Научно-исследовательская деятельность на уроках музыкально-ритми
В учебно-воспитательном процессе, на двигательных уроках,учащийся должен осознанно подходить к изучению двигательных действий. Научить ребёнка понимать практическую пользу того или иного упражнения, танцевального движения задача учителя. Исследования, вместе с учащимися, положительного влияния упражнений на развитие физических качеств, формируют у ребят основы здорового образа жизни, видение практической пользы для собственного здоровья от занятий двигательной деятельностью.