ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
материал по физкультуре на тему

Красников Владимир Викторович

Доклад " ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_krasnikov_v.v._-_2011_g.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Красников В.В.,

учитель МОБУ Новобуреская СОШ №3

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

        В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.  Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом.

Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся сегодня очень актуальны.

Итоги  школьного медосмотра учеников Новобурейской школы №3:

из 750 учащихся – 578 с отклонениями в состоянии здоровья

73%

     Для  решения этих проблем в Новобурейской  школе №3 реализуется программа «Здоровье». Работа образовательного учреждения по данной программе  направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

Одним из приоритетных её направлений   является физкультурно-оздоровительная  деятельность.

       Цель  физкультурно - оздоровительной деятельности школы - это

обеспечить каждому ученику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Ключевая идея программы: каждый день в школе  должен приносить пользу здоровью каждого ребенка.

Осуществляется программа "Здоровье" через урочную и внеурочную формы. В своём выступлении я остановлюсь на  внеурочной деятельности, которая осуществляется через клубную деятельность.

В школе работают клубы:

 - «Геркулес»;

- «Искатель»;

- «Спасатель»;

- "Безопасное колесо".

Клубом "Геркулес" руководят учителя физической культуры, опытные педагоги Красников В.В., Зыкин В.Н., Стенникова Н.Н.

Этот клуб осуществляет  организацию  физкультурно – массовой работы в школе  через

- спортивные секции («Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Лапта», ОФП) - 228 учащихся - 30%;

- в клубе  «Геркулес» осуществляется  организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, так как это  один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния ребенка, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта.

 В школе сложились традиции:

- проведение дней здоровья 1 раз в четверть;

- школьных турслётов 1-2 раза в год;

- эстафеты, посвящённой Дню Победы;

- турниров по баскетболу, волейболу, лапте, футболу между классами.

Через клуб "Геркулес" осуществляется взаимодействие  с внешкольными учреждениями (внеклассные занятия в объединениях дополнительного образования – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности):

- ДЮСШ – баскетбол, лёгкая атлетика, шахматы, теннис - охват 193 ученика  школы, что составляет  25 %;

- секции борьба, карате, футбол, которые базируюся на стадионе.  Руководят этими секциями опытные тренеры, специалисты в данном виде спорта. Роль учителя физкультуры  состоит в организации детей занятиями данными видами спорта в соответствии с их индивидуальными способностями, состоянием здоровья  и желаниями, а классного руководителя в осуществлении контроля за посещаемостью учеников занятий спортивных секций, связи с тренерами по вопросам  воспитания.

Результаты работы клуба "Геркулес" говорят сами за себя:

- на протяжении многих лет школа побеждает в районной спартакиаде школьников (10 видов спорта).

- начиная с 2004 года, классы - команды Новобурейской СОШ №3 побеждают  в районных соревнованиях "Президентские состязания", в 2010, 2011 г. - в областных и 4 раза были  участниками Всероссийского фестиваля "Президентские состязания" в г. Анапа. Участники соревнований побеждали в отдельных видах:

- 2004, 2005 г.,  2006 г., 2007 г. - теннис;

- 2007 г. - шахматы.

В 2010 году команда школы заняла 4 место в стритболе (юноши), 5 место (девушки), 5 место во встречной эстафете, 6 место в президентском многоборье из 26 команд (учитель Красников В.В.).

В 2011 году школьная команда стала призёром зональных соревнований в лагере «Океан» (учитель Стенникова Н.Н.).

Участие в этих соревнованиях развивает интерес у учащихся школы к занятиям физкультурой.

На работе школьного турклуба "Искатель" остановлюсь подробно.        

Школьный туристический клуб был создан в 1984 году.

Цель клуба: воспитание учащихся посредством туризма, формирование потребности в ЗОЖ и культуры  здоровьесбережения.

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе Новобурейской СОШ №3.  

АНКЕТА «Определения роли туризма жизни школьника», проводимая в 5 - 11 классах показала,  что:

- учащиеся школы  любят заниматься туризмом (95 %);

- в однодневные походы с классным руководителем сходили 80% учеников;

- в  многодневных походах побывало 10% учащихся старших классов;

- в школьном турслёте участвовало 60%  учеников школы.

Туризм выбран не случайно.

  1. Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков и культуры ЗОЖ.  
  2. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
  3. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.
  4. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
  5. Туризм позволяет организовать воспитательную и физкультурно – оздоровительную работу летом, когда 3 месяца ребёнок предоставлен себе. Не каждая семья позволит организовать активный отдых  своему ребёнку летом. Профильные смены, водные походы – малозатратные виды отдыха школьника летом для семьи. Родительская плата минимальна, а для детей из малообеспеченных семей отсутствует совсем.  Финансирование осуществляется районной оздоровительной комиссией (водные похода, профильные смены - победители районных конкурсов), областной оздоровительной комиссией (для профильных смен областного значения), благотворительной программой РусГидро - "Парус надежды" и спопсорами. Поэтому в них могут принять участие детей из социально неблаполучных  семей, проблемные дети.

В Новобурейской школе №3 сложилась система работы  по туризму.

Для успешной деятельности клуба имеется необходимое оборудование:

- катамараны;

- лодки;

- мотор;

- палатки;

- специальное оборудование (карабины, обвязки, жумары, восьмёрки,  верёвки и т. д.).

 Ежегодно в школе проводятся турслёты, в которых принимают участие ученики 1-11 классов. Для учащихся начальной школы - малый турслёт "Весёлые туристские старты", для учащихся 5-11 классов турслёт по возрастным группам. В программу входят полоса препятствий, турнавыки, соревнования по топографии, экологии, краеведению. В конкурсную программу входит выпуск газеты, турбыт, узлы.

В районных  турслётах до 2010 года школьная тургруппа  занимала 1 места в общекомандном зачёте. В 2010 году, победив в полосе препятствий, контрольно - техническом маршруте,  заняла 2 место.

Созданная в 1984 году школьная тургруппа одним из ведущих направлений своей работы выбрала  пешие походы по родному краю, а с 1994 – приоритетным стал водный туризм. За эти годы были покорены реки Бурея, Дикан, Тырма, Туюн, Алгон, Гонгор, Салокачи, Архара – походы 1,2,3 категории сложности. Ежегодно в категорийные водные походы ходят 25 учеников школы.

С 2005 года  в областных конкурсах проектов профильных смен стали побеждать проекты Новобурейской СОШ №3. Появилась новая форма летнего отдыха учащихся школы - профильная смена.

2005 г. – «Путешествуем по родному краю» - по реке Бурея – 90 учащихся;

 - 2006 г. – «Юный турист – водник» - на реке Дикан – 77 учащихся;

2007 г.,

 2008 г.,

2009 г., - «Юный турист – водник» - по 60 учеников;

2010 г. -  «Огни Дикана» - 90 учащихся;

2011 г. – «Огни Дикана» - 60 учащихся;

                 «Страна Хингания» - 42 ученика.

2 профильные смены мы провели на Бурейском море - "Огни Бурейского моря" (благотворительная программа "Парус надежды" - РусГидро).

В 2005 году профильная смена "Юный турист"" стала лауреатом Всероссийского конкурса профильных смен.

Основной вид деятельности в профильных сменах – это особым образом организованная жизнедеятельность в походных условиях на основе самоуправления и самообслуживания.  В смене проводятся  соревнования по пешеходному и водному туризму, коллективные творческие дела, работают творческие  мастерские и школы.  

В  походы, профильные смены приглашаются дети, стоящие на учёте в ИДН, в школе, которые совершили правонарушение или склонны к противоправному поведению, из неблагополучных семей. Как правило, они ждут следующего лета, потому что туризм увлекает их.

6 лет, с  2005 по 2010  годы,  группа школьников Новобурейской СОШ №3 совершала  оздоровительные поездки на побережье Японского моря (посёлок Волченцы, Зарубино, Триозёрье). 40 учащихся во время смены живут в палатках, сами готовят пищу, купаются, соревнуются с группами отдыхающих детей.

 

Кроме оздоровления, во всех походах, профильных сменах, поездках на море школьники  учатся общаться, получают навыки самообслуживания, укрепляют здоровье – получают навыки ЗОЖ, учатся культуре здоровьесбережения.  

Различными формами летнего оздоровления занято 85% учащихся школы. В турклубе  "Искатель" в среднем 150 учеников школы задействованы летним отдыхом (20%).

Занятия в турклубе  не проходят бесследно для его участников. Сегодня выпускники  турклуба – частые гости в школе. Они продолжают заниматься туризмом:  являются руководителями внешкольных организаций (Сорокина Ольга Анатольевна – директор  Детского морского центра  им. М. Ковалёва),  вместе с семьями покоряют новые реки (Рудич В., Мурашов Р.). Они – состоявшиеся люди, ведущие здоровый образ жизни:

- Борташевич Андрей – судья Бурейского суда;

- Ганьков Алексей – бизнесмен, оказывающий спонсорскую помощь родной школе;

- Красников А., Медведев М., Бажал А., Соболев В. – работают в органах внутренних дел;

- Красникова Е. – учитель биологии МОУ СОШ №12 г. Благовещенска. В 2011 году принимала участие с учениками своего класса в профильных сменах «Огни Дикана» и  «Страна Хингания».

        Работая на производстве, обучаясь в высших учебных заведениях, они вместе со школьной тургруппой совершают походы, являясь помощниками руководителя, а для ребят наставниками, примером для подражания:

2008 г. – Борташевич Андрей (река Туюн),

2010 г. – Бурыменко Алексей (река Салокачи).

Всех туристов из клуба не перечислишь, но главное, что сегодня они считают, что туризм помог стать успешными в жизни, развил много качеств, которые пригождаются им сегодня.

Многие  члены турклуба занимаются в  спортивных секциях, хорошо учатся, участвуют в олимпиадах.

Важное   место  в школе  отводится пропаганде здорового образа жизни через средства массовой информации. В период за 2005-2010 годы было опубликовано:

- «Амурская правда» - 1 статья «Позови, Алгон» (автор С. Матушевич);

- «Советское Приамурье сегодня» - 8 статей («Всё перекаты да перекаты…», «Огни Дикана», «Вечера на хуторе близ Дикана» и др.).

        В школе выпускается альманах «Бурея», в котором печатаются материалы о деятельности турклуба. Буклеты, созданные  учащимися, пропагандируют здоровый образ жизни, занятия туризмом («ЗОЖ» - Косачёва Л.,  «Туризм и ЗОЖ» -  Скворцов Никита, Зюзин Петя -  1 место в районном конкурсе «Спорт – это жизнь!»).

Свои проекты и исследовательские работы школьники посвящают теме здорового образа жизни через различные формы, в том числе и туризм.

         В 2009 году Неумывако Надя, ученица 11 «в» класса,  заняла  1 место в районе в конкурсе рефератов. Её реферат  «История водного туризма» - это многоплановое исследование, в котором ученица, член турклуба «Искатель», воспроизвела  историю возникновения водного туризма как вида спорта в стране, районе,  Новобурейской СОШ №3. В реферате звучала мысль о влиянии туризма на формирование характера человека, укрепления здоровья, формирования культуры ЗОЖ.

        В 2011 году член  турклуба  Казаченко Миша (ученик 9 класса) принял участие в областной научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся и студентов «Физкультура, спорт, здоровье – будущее России» с исследовательской работой «Формирование здорового образа жизни посредством туризма». Была отмечена презентация работы.

        В туристско – оздоровительную работу вовлекается всё больше учителей школы, а это один из важных рычагов формирования здорового образа жизни у учащихся школы. Классные руководители принимают участие в профильных сменах, вместе со своими учениками живут в походных условиях, принимают участие в жизнедеятельности  коллектива. Участник категорийных водных походов по горным рекам директор школы Косачёв С.Д.

Все эти примеры  подтверждают мысль о том, туризм влияет на формирование здорового образа жизни, культуры здоровьесбережения.

Выводы.

Увеличение видов физкультурных занятий в школе (в урочное время – 3 часа,  внеурочное – 2 часа, в каникулярное время – походы, профильные смены, оздоровительные поездки), по данным школьного мониторинга, снижает заболеваемость ОРВИ (на 32 – 6%) , бронхо-лёгочных заболеваний (на 2). Всё это привело к снижению числа заболеваний учащихся школы и преодолению эпидемического барьера в 2011 году:

-  2009 году карантин по ОРВИ в феврале месяце был объявлен на 5 дней,

- 2010 – на 3 дня,

- 2011 – карантина не было.

Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом. Решать надо сегодня, безотлагательно и всем вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Принципы здоровьесбережения.Технологии оптимальной организации учебно...

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

"Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"

Выступление на МО учителей обществоведческого цикла  МАОУ СОШ № 13 г.Тамбова  с углубленным изучением отдельных предметов "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процесс...