"Психология здоровья"
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Статья для журнала «Здоровье сберегающее образование».
Рубрика-психология здоровья.
Психология здоровья. Проблемы и перспективы.
«Главный принцип развития здоровья заключается не в том, чтобы иметь крепкое тело, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию».
В.А.Ананьев.
В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что психология, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры общества. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска»- риска не стать человеком. Психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся отраслью психологии. Она определяется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья изучает здоровую личность, учитывая разнообразие индивидуальных и социальных норм «здоровья» и «болезни». Среди основных теоретических проблем психологии здоровья, вызывающих интерес исследователей и учителей общеобразовательных школ можно выделить следующее:
- Оценка роли поведения в причине развития болезней.
- Предотвращение нездорового поведения.
- Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов).
- Изучение мотивов школьников, ориентирующих его на поддержание здорового поведения и формирование осознанного здорового образа жизни.
Одной из главных задач, которая встала передо мной, как учителем физической культуры- как мотивировать школьников на сохранение и укрепление собственного здоровья? Изучив специальную и методическую литературу, я пришел к выводу, что психологическая культура личности является результатом развития, обучения и воспитания человека с его детских лет. Уровень психологической культуры школьников можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. Поэтому для меня стало важным найти и реализовать в учебном процессе средства и способы формирования психической культуры и здорового образа жизни через основную форму обучения - урок. Его несомненные преимущества: регулярность, систематичность, профессиональный контроль со стороны преподавателя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения и тренировки, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов физического воспитания, эмоциональной насыщенности и широкие возможности поддержания психологии здоровья и мотивации. Как основную форму урока я выбрал урок сотрудничества, на котором всё получается и всё рождает чувство успеха в учении, желание идти вперёд и заботиться о состоянии своего физического и психического здоровья. Моими законами «продуктивности» стали:
- создание обстановки доверия;
-организация активной деятельности (а не поведения);
-познание учащимися собственных сильных и слабых сторон;
-признание сильных и слабых сторон другого;
-одобрение, похвала;
-юмор, шутка, улыбка;
-вера в своих учеников.
При проведении контрольных уроков, тестирования, экспресс- диагностики состояния здоровья учащихся, отслеживания основных параметров развития детского организма в динамике (начало-конец учебного года) я заметил, что многие учащиеся начальной и средней школы испытывают страхи и тревогу. В своей работе я выделил 4 основных способа переключения негативных чувств детей на социально-приемлемое действие:
- Дать возможность выговориться и тем самым перевести переживаемое недовольство в слово.
- Добиться четкого обозначения словами своих негативных чувств. После «разбора» и пристального участия в нем негативное обычно исчезает.
- Смоделировать выход из психотравмирующей ситуации. Лучше совместно с учителем.
- Регулярно использовать на уроке спортивные и подвижные игры, так как они прекрасно снимают напряжение «сражений» дома и в школе.
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что в современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек, который способен обеспечить себе и своим близким более высокий материальный уровень. Формирование у школьников осознанной потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно определено с помощью психологических методов и средств сохранения, укрепления и развития здоровья. Основная задача психологии здоровья в современном образовательном пространстве: сохранение, укрепление и развитие здоровья школьника, повышение уровня его психологической и коммуникативной культуры, раскрытие своего творческого и духовного потенциала.
Литература:
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р.психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2001.
2.Забродин Ю.М., Попова М.В. психология в школе. - М., 1994г.
3. Рыбалко Е.Ф.Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990г.
4. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в российской школе: историческая ретроспектива//Вестник практической психологии образования, 2008, №2,№.
5.Семекин В.В.Психологическая культура в образовании. - СПБ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат: Здоровый образ жизни и психология
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современн...
Материал для родителей. Информационный уголок психолога. "Растите ребёнка здоровым"
Изложены основы здорового образа жизни....
Познавательные процессы (память, внимание, воображение) как составляющие психологии здоровья (мастер-класс)
Участники мастер-класса получают возможность активно экспериментировать с различными способами развития эдетической памяти, глубже осознать свои личностные переживания, особенности поведения, понять и...
Программа элективного курса "Психология здоровья"
Авторская программа используется для проведения элективного курса в 8 классах....
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Рекламные блоки радио- и телепередач, газетные полосы, листовки в почтовых ящиках заполнены предложениями медицинских услуг и чудодейств...
Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»
ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...