Обучение спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (методические рекомендации).
методическая разработка по физкультуре на тему
Ключевые слова: Адаптивный спорт; социализация; интеграция; реабилитация; спортивные танцы на колясках.
Аннотация: Физическая культура и спорт сегодня становятся важнейшим фактором социализации инвалидов опорно-двигательного аппарата. В данной статье рассматривается влияние спортивных танцев на колясках, как одного из видов адаптивной физической культуры и спорта, на социализацию и интеграцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukushkina_s.e.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(методические рекомендации).
С.Е. Кукушкина, учитель АФК, ГБОУ «Центр «Динамика» VI вида №616.
Ключевые слова: Адаптивный спорт; социализация; интеграция; реабилитация; спортивные танцы на колясках.
Аннотация: Физическая культура и спорт сегодня становятся важнейшим фактором социализации инвалидов опорно-двигательного аппарата. В данной статье рассматривается влияние спортивных танцев на колясках, как одного из видов адаптивной физической культуры и спорта, на социализацию и интеграцию людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся в настоящее время во всём мире, включает в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занимаясь спортивными танцами на колясках, дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата приобретают навыки владения своим телом и спортивной коляской, испытывают эмоции радости преодоления, наслаждение движением, музыкой, общением с партнёром, что дают только занятия спортивными танцами. Занятия увлекают детей, снимают внутреннюю зажатость, формируют волевые качества, дают возможность испытать яркие положительные эмоциональные переживания, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность, создают разрядку, смену эмоций и настроений, стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль [1].
Используемая методика преподавания спортивных танцев на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволяет, в случае необходимости, адаптировать её для обучения детей любого возраста. Дети могут начинать своё обучение в любом возрасте, и педагог легко корректирует нагрузку и основное направление хореографии в зависимости от состава обучаемой группы. Репертуар танцев предлагаемых для изучения, зависит от физического состояния детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, состава группы, и выбирается педагогом. Обязательными для изучения являются спортивные танцы: танцы латиноамериканской программы – самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв и танцы европейской программы – медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп [2].
Занятия спортивными танцами на колясках включают в себя: разминку, упражнения для укрепления мышечного корсета, упражнения для развития координации движения, обучение технике владения спортивной коляски, пластики, ритмики движения, основы хореографии, гибкости, развитие музыкального слуха, элементы танцев, основные движения танцев, схемы и вариации танцев, релаксацию.
Обучение спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата происходит на разных уровнях, с усложнением спортивной программы в зависимости от психо - физической подготовки данной группы, с обязательным неоднократным повторением пройденного материала. Особое внимание уделяется актёрскому мастерству, для развития эмоциональной выразительности.
При подборе музыки важно избегать однообразия и подбирать для каждого танца разные варианты музыкальных композиций, в разном ритме и темпе.
Следует учитывать, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому раскрытие и развитие физических возможностей данной категории детей, поможет созданию у них уверенности в своих силах и положительно скажется на результатах реабилитации. Уроки ритмики, хореографии, спортивного танца помогают решить эту задачу, так как требуют от детей эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех их физических и духовных сил [3].
Уроки по спортивным танцам на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в системе занятий по адаптивной физической культуре увлекают, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность, создают разрядку, смену эмоций и настроение. С другой стороны, спортивные танцы – активная творческая деятельность, где дети, имея в движениях эстетические погрешности, стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль. Спортивные танцы являются эффективным средством реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому необходимо вводить спортивные танцы, ритмику, хореографию в программу по адаптивной физической культуре в коррекционно-образовательные учреждения VI вида.
Список литературы:
- Алова Г.И. Развитие координации через уроки пластики и движения с элементами хореографии и танца для детей с ДЦП// Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации/ Под ред. И.В. Добрякова, Т.Г.Щедриной. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. – 317 с.
- Кукушкина С.Е. Использование спортивных танцев на колясках в системе уроков по адаптивному воспитанию в коррекционно-образовательном учреждении VI вида // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры и докторантуры / НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: 2012. – Выпуск №21. - 176 с.
- Кукушкина С.Е. Спортивные танцы на колясках как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры и докторантуры / НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: 2012. – Выпуск №21. - 176 с.
- Лозко Е. П. Танцы на колясках как форма адаптивной физической культуры для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / СПбГАФК им. П. П. Ф. Лесгафта. – СПб.: 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использование...
Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...
Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Cnfnmz «Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»...
Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...
Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Здесь будет размещена статья по коррекционной работе....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ПРЕОДОЛЕНИЕ» (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (базовый уровень)
Сегодня остро стоит проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, к сожалению, она не решена полностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья меньше двиг...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Методические рекомендации созданы в результате работы по организации образовательного процесса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дистанционной форме...