Кукушкина Светлана Евгеньевна

сайт учителя адаптивной физической культуры

"Невозможное возможно"

Профессия: учитель адаптивной физической культуры

Профессиональные интересы: проблемы реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, адаптивный спорт, адаптивная физкультура.

Увлечения: спортивные танцы на колясках

Страна: Россия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Адмиралтейский район

Место работы: ГБОУ "Центр "Динамика" VI вида, №616

Звание, ученая степень: Аспирантка НГУ им.П.Ф.Лесгафта, кафедры Современных технологий АФК, институт АФК

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kukushkina-svetlana-evgenevna
В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможности.
Д. Лессинг.

         Адаптированные виды спорта – это метод лечебной физкультуры у больных с длительным и стойким нарушением трудоспособности, использующей элементы соревнования в сочетании с субмаксимальными физическими нагрузками с целью повышения мотивации, физической реадаптации и позволяющий повысить социальную значимость у лиц с ограниченными возможностями здоровья уже на ранних этапах реабилитации.         

         Адаптированные виды спорта представляют в этом плане удачное сочетание физических, психологических и социальных воздействий, отвечающих основным принципам реабилитации.  В отличии от традиционных методов ЛФК, воздействующих на физическую сферу личности и опосредованно через неё на эмоциональную и интеллектуальную сферы, адаптированные виды спорта прямо и опосредованно влияют на физическую, эмоциональную, интеллектуальную и социальные сферы, то есть охватывают в своём воздействии все структуры личности .      

      Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся  в настоящее время во всём мире, включает в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и своё тело и выразить своё настроение и эмоции в пластической и эстетически современной форме. При обучении спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать, что дети не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому одной из задач воспитательной работы является раскрытие и развитие возможностей у данной категории детей, и создание у них уверенности в своих силах, что положительно сказывается на результатах реабилитации (Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Аксёнова О.Э., Лозко Е.П., 2008 год).

      Сущностную основу спортивных танцев на колясках как вида спорта (вида адаптивного спорта) составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как процесс, в котором задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, эмоционально-психического потенциала спортсмена – инвалида (Н. Рубштейн, 2002 год)                         

      В целом целесообразность использования спортивных  танцев на колясках как вида адаптивного спорта и реабилитации укладывается в трёх основных положениях:

  1. Психологическое воздействие спортивных  танцев на колясках и соревнований в адаптированном варианте облегчает компенсацию физических, психических и социальных изменений личности спортсмена с ограниченными возможностями здоровья, нормализуя социальную значимость, повышая психоэмоциональную устойчивость в условиях стресса.
  2. Дозированное применение повышенных физических нагрузок при занятиях спортивными  танцами на колясках выявляет резервные возможности организма, ускоряя процессы реадаптации.
  3. Повышение коммуникативной активности, развитие взаимодействия спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, а также социальная поддержка в условиях соревнований имеют большое значение как в семейно-бытовой сфере, так и в процессе подготовки к трудовой деятельности в коллективе.

       Следует учитывать, что психологическим воздействием обладает именно факт соревнования, поэтому необходимо создавать самые различные соревновательные ситуации, то есть наряду с крупными соревнованиями и многодневными тренировками поддерживать соревновательную атмосферу.

      Региональный опыт создания условий для массовых занятий адаптивным спортом, в частности спортивными  танцами на колясках достаточно обширен и представлен видами и формами. В целом проводимая работа носит локальный характер. Можно отметить выраженный акцент на лечебном компоненте физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и, в меньшей степени, ориентацию на социально-интеграционный аспект.

     Сегодняшняя проблема использования спортивно-физкультурной деятельности в интересах реабилитации и социальной интеграции инвалидов состоит в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы её организации, которые были бы пригодны для инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности.

                                                    

О себе

Я, Кукушкина Светлана Евгеньевна родилась 17.11.1980, в городе Ленинград.

16 июня 2003 года окончила РГПУ им.А.И. Герцена факультет коррекционной педаогики по специальности "Тифлопедагогика", присуждена квалификация учитель - тифлопедагог.

С 1 сентября 2004 года работаю учителем адаптивной физической культуры в ГБОУ школе-центр "Динамика" для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

14 июня 2007 года получила диплом о профессиональной переподготовке в  НГУ им. П.Ф. Лесгафта по программе "Физическая культура и спорт".

16 февраля 2008 года получила удостоверение  о краткосрочном  повышения квалификации в ГОУ ДПО СПб (АППО) с НОУ ДО "Гармония"  - "Лечебная гитмнастика и массаж у детей дошкольного и и школьного возраста"

18 апреля 2008 года решением аттестационной комиссии  присвоена первая квалификационная категория по должности учитель.

С декабря 2009 года являюсь аспиранткой НГУ им.П.Ф.Лесгафта, кафедры Современных технологий АФК, институт АФК.

19 октября 2011 года получила удостоверение о краткосрочном  повышении квалификации в НГУ им.П.Ф.Лесгафта на  кафедре Современных технологий АФК, институт АФК по программе "Инновационные технологии АФК, ФК и АС в практике работы с инвалидами и маломобильными группами населения".

25 ноября 2011 года получила удостовернение о краткосрочном  повышении квалификации в ФГБОУ ВПО "СПбНИУ ИТМО" по программе "Прикладные информационные технологии".

29 марта 2012 года решением аттестационной комиссии присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель.

6 апреля 2012 года получила удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в ФГБОУ ВПО "РГПУ им.П.Ф. Герцена" по программе "Организация и проведение мероприятий по реализации Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации в СПб".

17 октября 2012 года получила удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в НГУ им. П.Ф. Лесгафта  на кафедре Современных технологий АФК, институт АФК  по программе "Инновационные технологии АФК, ФК и АС в практике работы с инвалидами и маломобильными группами населения".

26 марта 2014 года приняла участие в работе секции "Педагогическая наука для детей с ограниченными возможностями здоровья: разработка и реализация ФГОС", проведенной в рамках V Петербургского образовательного  форума, организованной проректором по учебной части В.З. Кантором на базе ФГБОУ ВПО "РГПУ им. А.И. Герцена".

31 марта - 16 апреля участвовала в работе Открытой региональной межвузовской конференции молодых ученых с международным участием "Человек в мире спорта", посвященной XXII Олимпийским и  XI Паралимпийским зимним инрам, на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русские народные сказки.

Мои достижения

В 2004 году стала профессионально заниматься видом адаптивного спорта  - "Спортивные танцы на колясках" в Федерации спортивных танцев на колясках, при спорт. комитете города Санкт -Петербург, являюсь членом Российской сборной по спортивным танцам на колясках с партнёом(колясочником) имющим нарушения опорно-двигательного аппарта, также являюсь тренером детского коллектива по спортивным танцам на колясках "Динамика" на базе ГБОУ школа-центр "Динамика" VI вида, под руководством учителя АФК высшей категории, отличника образования, МС по фигурному катанию Аловой Г.И.

Мои достижения в паре с партнёром(колясочником) Седаковым Максимом:

- Чемпионы России в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.;

- Победители Кубка Мира в 2008,2009, 2011, 2012 гг;

- Серебряные призёры Чемпионата Мира в 2010г., 2014г.;

 - Победители Всемирной Олимпиады по спортивным танцам на крлясках в 2009г;

- Бронзовые призёры на Чемпионате Европы в 2009 году.

 

 

Моё портфолио

         Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и её социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида  к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов (Евсеев С.П., 2005).

     Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, за чистую впервые в своей жизни, они познают радость движений, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры» (С. П. Евсеев, 2002 год).

     Среди множества форм художественного и физического воспитания бальных танцев, как никакой другой вид спорта, обладает огромными возможностями для полноценного физического и эстетического совершенствования человека, для его гармоничного, духовного и физического развития.

     Как и всякое искусство танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух, и свое тело, и выразить свое настроение и эмоции в пластической и эстетически современной форме. В социальном смысле в спортивном бальном танце проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношений и поведения людей. Систематические занятия бальными танцами соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему виду собранность, элегантность, что является важной и неотъемлемой частью в обучении людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Е. В. Диниц, Д. А. Ермаков, О. В. Иванникова, 2004 год).

      Спортивными бальными танцами занимаются, как правило все желающие независимо от возраста и наличия двигательных нарушений. В работе с людьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, группы комплектуются в зависимости от патологии. Занятия включают в себя разминку, упражнения для развития координации, ритмики движений, музыкального слуха, элементы танца, основные движения танцев, схемы, вариации танцев, релаксацию,. Спецификой занятий у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является -  танцевание на спортивной коляске, что отличает их от обычных танцоров и придает сложности в выполнении многих элементов танца. Танцевание на колясках принимает несколько иной характер относительно «обычных танцоров» танцующие на ногах, т.к., «обычные танцоры, т.е. здоровые» много времени уделяют на изучение основных позиций ног, выворотности стоп, основным движениям ног, а танцоры на колясках долгое время осваивают технику владения коляски (для каждого танцора коляска подбирается индивидуально), учатся выполнять повороты под разным углом и с разной скоростью, осваивают технику скольжения на коляске, выполняют разные перестроения, позиции (рук, корпуса, головы) (Г. И. Алова, 2004 год).

      Спортивные бальные танцы играют особую роль в процессе социализации. Спортивные бальные танцы являются источником формирования личности и ее социализации. Занимаясь спортивными бальными танцами «танцор на коляске» входит в ту или иную роль в зависимости от характера танца, вживается в разнообразные образы (исп. танец «Болеро» - роль тореадора и т.п.), вступает в общение с другими танцорами (имеющими отклонения в здоровье и нет), познает внутренний мир и отношения людей, их взаимодействие, переживает поражения и радость побед. Спортивные бальные танцы активизируют внимание, память, снимают умственное утомление, создают творческую атмосферу и застенчивость (Е. В. Диниц, Д. А. Ермаков, О. В. Иванникова, 2004 год).           

       Во время соревнований по спортивным бальным танцам создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание и др. Спортивные бальные танцы – это особый вид спорта, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах (соперниках), переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, спортивные бальные танцы – активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль (Н. Рубштейн, 2001 год).

      В спортивных бальных танцах на колясках, в процессе соревнований любого масштаба, объединяющих спортсменов – инвалидов  разных танцевальных категорий, возраста, из разных городов и стран интегрирующим началом является честная борьба, максимальное проявление своих физических и духовных возможностей, взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие. На соревнованиях по спортивным бальным танцам интеграция проявляется не только в единении спортсменов на колясках, но и других заинтересованных участников события: тренеров, представителей команд, врачей, психологов, судей, журналистов, волонтеров, зрителей и т.д. Наиболее ярко интеграция высвечивается на таком форуме, как Чемпионат Мира, где спортивные результаты танцоров на колясках рассматриваются как высшие человеческие ценности. Спортивные достижения (просто участие) в соревнованиях по спортивным бальным танцам для каждого человека с ограниченными возможностями – это результат его деятельности, личной активности, проявление воли и характера, способ самоутверждения и самореализации.

     Социализация и интеграция находятся в тесной связи: чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включиться в деятельность других групп, коллективов.

        

 

Добавить грамоту в портфолио