Рабочая программа для начальных классов (1-4кл.) по внеурочной деятельности "Веселая физкультура"
методическая разработка по физкультуре по теме
Рабочая программа для начальных классов (1-4 кл.) по внеурочной деятельности "Веселая физкультура" Уроки проводится два раза в неделю в игровой форме.
Основные задачи:
- вызвать у обучающихся начальных классов интерес к физической культуре, позволив ощутить красоту и радость движения;
- формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
- обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
- добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
- воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_nach_klassov.docx | 69.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа № 6»
Рабочая программа
учителя физической культуры
Е.И.Кошелевой
« Веселая физкультура» 1-4 классы
Программа
«Веселая физкультура»
Пояснительная записка.
Человеческая личность — это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и др.) На основании изложенного определена главная цель программы «Веселая физкультура» — всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника.
Основные задачи:
- вызвать у обучающихся начальных классов интерес к физической культуре, позволив ощутить красоту и радость движения;
- формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
- обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
- добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
- воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.
Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
- формирование у обучающихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
- содействие созданию игровых групп, позволяющих обучающимся различной степени двигательной активности, разного темперамента, уровня умственных способностей, проявить интерес к усвоению научных знаний;
- учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;
- эмоционально-стимулирующее общение учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом;
- занимательность процесса обучения;
- установление связей между предметами в процессе обучения для формирования целостных и системных знаний обучающихся;
- расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;
- высокий уровень культуры движений учителя;
- целенаправленная работа над основами культуры движений обучающихся.
Первые годы человека являются фундаментом для его последующего развития в физической, социальной, эмоциональной и познавательной сферах. Многие дети, которые приходят сегодня в школу, уже умеют читать, считать, писать, сидеть, но у них нет устойчивого навыка этих действий. Чем младше школьник, тем сильнее у него выражена потребность в движении, и длительное статическое напряжение, связанное с учебным трудом, неизбежно ведет к утомлению в центральной нервной системе, и как факт, навык, сформированный в состоянии утомления, не будет отличаться точностью. Методы и средства, используемые в учебно-воспитательном процессе младших школьников, должны быть адекватны как целям общества, так и целям развития обучающихся. Особую актуальность, как доказано фундаментальными исследованиями в области педагогики, методики обучения и воспитания, представляет подвижная игровая деятельность, с помощью которой осуществляется возрастная преемственность при переходе из дошкольного детства в школу, создается благоприятная атмосфера учебно-воспитательного процесса в начальной школе, активизируются умственные силы ребенка, необходимые для формирования учебной деятельности.
Обучающиеся первого класса требуют к себе особого внимания. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дошкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний.
Воспитание основ физической культуры невозможно без использования средств подвижной игровой деятельности, поэтому программой предлагаемого курса предусмотрено включение в учебно-воспитательный процесс начальной школы подвижных игр с дидактической направленностью. Применяя игровой метод, необходимо учитывать, что обучающиеся семилетнего возраста ещё плохо контролируют свои силы. Поэтому важно не допускать переутомления обучающихся, направляя их действия, контролируя нагрузку. Уроки должны не только дать конкретные сведения по основам физхической культуры, но и формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам.
В первом классе работа по программе « Веселая физкультура», (68 часов) предполагает помимо знакомства обучающихся с основами здорового образа жизни на примере рассмотрения «философии цветка», также формирование представлений у обучающихся подготовительных классов о необходимости занятий физической культурой с первых минут после утреннего пробуждения. В этом поможет учителю введение сказочного персонажа (Айболит, Мойдодыр, Чебурашка и т.д.) который в качестве почётного гостя может участвовать в каждом занятии.
В 1 четверти ученики знакомятся со сказочными персонажами, которые научат детей элементарным упражнениям для формирования правильной осанки, расслабления, покажут пальчиковые малоподвижные игры.
Во 2 четверти — школьники вместе со сказочным персонажем учатся играть, а также придумывать комплексы утренней гимнастики.
В 3 четверти дети знакомятся с закаливанием.
4 четверть подводит итоги знакомства со сказочными персонажами, которые организовывают соревнования по видам движений на «Призы сказочного персонажа».
Во втором классе работа по программе «Веселая физкультура» (68 часов) проводится под общей темой «Чтобы не было беды».
- четверть — чтобы не было беды, мы научимся соблюдать режим дня;
- четверть — чтобы не было беды, мы привыкнем соблюдать особые правила поведения при занятиях физическими упражнениями;
- четверть — чтобы не было беды, мы научимся понимать значение физических упражнений для нашего здоровья;
- четверть — чтобы не было беды, мы привыкнем всегда правильно относиться к своим поступкам и действиям, как в игре, так и в повседневной жизни.
В третьем классе работа по программе «Веселая физкультура» (68 часов) проводится под общей темой «Физкульт-Ура!»
- четверть — Кто лучше играет?
- четверть — Кто больше игр знает?
- четверть — Кто больше игр придумает?
- четверть — Игры-соревнования.
В четвертом классе работа по программе «Веселая физкультура» (68 часов) проводится под общей темой «Физкульт-Ура! На природе детвора!»
- четверть — Игры вместе с Летом.
- четверть — Игры вместе с Осенью.
- четверть — Игры вместе с Зимой.
- четверть — Игры вместе с Весной.
Начинать проведение занятий по программе «Веселая физкультура» с первого класса по четвертый класс.
Первый класс «Физкульт-Ура! Начинается с утра!»
1 четверть Знакомство со сказочным персонажем | Основы здорового образа жизни (философия цветка). Осанка. Основные положения головы, рук, туловища, ног. Игровые упражнения: Ходьба ( с сохранением правильной осанки, с мячом, с гимнастической палкой, со скакалкой, на носках, средним и широким шагом, по разметкам, переступая через препятствия, по линии, в Упражнения на релаксацию Пальчиковые и малоподвижные игры. |
2 четверть Играем со сказочным персонажем | Строевые упражнения (выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Направо», «Налево», «На месте шагом марш», «Шагом марш», «Класс, стой» и т.п.; основная стойка, построения в колонну по одному, в шеренгу, круг; расхождение по заранее установленным местам, размыкание на ширину поднятых в стороны рук; повороты переступанием, прыжком). Игровые упражнения: «Быстро встать в колонну!», «Два и три», «Построй круг!», «Хоровод», «Путешественники», «Что изменилось?». Подвижные игры: «Развернём круг», «К своим флажкам!», «Мышеловка», «Покажи ленту», «Успей выбежать», «Воротики». Бег (в медленном, среднем, быстром темпе, с изменением направления по сигналу, в чередовании с ходьбой, на носках, с подниманием бедра, парами, тройками по диагонали, с ускорением, челночный бег; бег под музыку). Физические упражнения с предметами (упражнения для рук, туловища, ног с палкой, мячом, скакалкой («делай как я»), комплекс упражнений утренней гимнастики, выполнение упражнений под музыку). Игровые упражнения: «Передал — садись», «Брось — поймай!», «Мяч в корзину», «Займи свободный кружок!», «Успей поймать!». Подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Передача мяча в колонне», «Кого назвали — тот ловит», «Передача мяча по кругу». Танцевальные упражнения (приставные шаги, шаги галопа, в сторону (под музыку). Подвижные игры для развития общей выносливости («Гуж», «Кто дальше», «Шаг в шаг», «Морской бой», «Поезд в туннеле», «Салка с мячом») |
3 четверть Закаляемся | Физические упражнения без предметов (упражнения для рук, туловища, ног, упражнения для осанки, в основной стойке, в упоре присев, сидя на Дыхание. Равновесие (стойка на носках; стойка на одной ноге, вторая нога согнута (на полу, гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки, по прямой линии). Игровые упражнения: «Разойдись — не упади!», «Канатоходец», «Кто дальше не уронит?», «Шагай через кочки», «Через холодный ручей», «Донеси мешочек», «Ловкий шофёр», «Переправа». Подвижные игры: «Паук и мухи», «Не оставайся на полу!», «Стой!», «Совушка», «Кто раньше дойдёт до середины?», «Ловишка на одной ноге». Подвижные игры для развития статического и динамического равновесия («Совушка», «Сигнал», «Спуск шеренгами», «С горки через ворота», |
4четверть Соревнуемся со сказочным персонажем | Лазание, перелезание (по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях; подтягивание на горизонтальной скамейке в положении лежа на животе; перелезание через горку матов, лазание по гимнастической стенке произвольным способом). Игровые упражнения: «С мячом под дугой», «Переползи — не урони!», «Кто быстрее к флажку?», «Котята и щенята». Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Белки в лесу», «Кошка и мышки». Прыжки (имитация прыжков птиц, животных; в длину с места толчком двух ног, прыжки «по кочкам», через «удочку», через резинку; прыжок через вертикальное препятствие (резинка, планка на высоте 20—25 см); прыжки в длину с малого (5—6 шагов) разбега с преодолением горизонтального препятствия согнув ноги (две резинки на расстоянии 70—90 см); через скакалку ноги вместе; прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в глубину; прыжки через длинную скакалку; «кто выше прыгнет» — выпрыгивание с доставанием рукой подвешенного предмета). Игровые упражнения: «Добеги и прыгни», «Спрыгни и повернись!», «С кочки на кочку», «Попрыгунчики», «Лягушки в болоте», «Пингвины с мячом», «Не наступи». Подвижные игры: «Удочка», «Лягушка и цапля», «Волк во рву», «Не попадись», «Воробьи и кошка», «Не намочи ног». Упражнения зрительной гимнастики. Спортивная азбука. Спортивный праздник «Призы сказочного героя». Подвижные игры для развития быстроты движений («Через кочки и пенечки», «Умей догнать», «Мяч соседу», «Конники-спортсмены»); для развития общей выносливости. |
Второй класс «Чтобы не было беды»
1 четверть Чтобы не было беды, мы научимся соблюдать режим дня | Основы здорового образа жизни (философия цветка). Осанка. Положения головы, рук, туловища, ног. Игровые упражнения: «Придумай сам», «Запрещённое движение». Ходьба (на носках, сохраняя осанку, руки на поясе, за голову, вверх, в стороны, в полуприседе, пружинящим шагом, на внешней стороне стопы, поднимая высоко бедро («шаги журавлика»), переваливаясь с ноги на ногу («шаги медвежонка»). Игровые упражнения: «Ходим как великан», «Ходьба гуськом». Подвижные игры: «Три витка вокруг Земли», «Лётчики». Упражнения на релаксацию Подвижные игры для развития быстроты движений ногами и развития двигательной реакции «Умей догнать», «Конники». |
2 четверть Чтобы не было беды, мы привыкнем соблюдать особые правила поведения при занятиях физическими упражнениями | Строевые упражнения (расчет на «Первый-второй», размыкание и смыкание приставными шагами, перестроения из одной шеренги в две, из двух в одну; передвижение в колонне по одному с выполнением команд «В обход шагом марш!», «Противоходом налево (направо) — марш!», «По диагонали — марш!»). Игровые упражнения: «Слушай сигнал!», «Музыкальные змейки», «Быстро в круг!», «Ясно и буря», «Ищи своего командира!», «Назови свой цвет». Подви жные игры: «Быстро по местам!», «Солнышко», «Космонавты», «Светофор», «Паровоз», «Кто тише?», «Поезд». Бег (с высокого старта, на месте, по «кольцам», по линии, «змейкой», челночный, на заданное расстояние и время, под музыку. Подвижные игры : «Наступление», «Ястребы и утки», «Кто лишний?», «Перемени предмет», «Бег за флажками», «Занимай свои места», Дай руку!», «Гуси-лебеди». Танцевальные упражнения (танцевальный шаг польки, танцевальный ход «Мазурки»). Подвижные игры для развития общей выносливости («Салки», «Салки с лентой», «Карусель», «Мяч водящему», «Круговая лента», игры в воде: «Кто лучше», «Лодочка на веслах», «Водное поло»). |
3 четверть | Общеразвивающие упражнения для развития координации движений (выпады вперед, в сторону, назад с одновременным подниманием рук в сторону, вверх, отведением назад; приседание с одновременным подниманием рук в стороны, вверх; круги руками в положении «основная стойка»; круги руками в выпадах; наклоны вперед в положении сидя, стоя ноги вместе, ноги врозь; выполнение упражнений под музыку; выполнение комплекса утренней гимнастики). Упражнения для осанки (У вертикальной плоскости: подняться на носки и опуститься на всю стопу; поднять вперед согнутую ногу с последующим выпрямлением, отведением в сторону и опусканием; касаясь спиной плоскости наклоны влево и вправо; с предметом на голове приседание и вставание; встать на гимнастическую скамейку и сойти с нее; лазание в горизонтальной плоскости по гимнастической стенке. Упражнения на осанку в движении). Дыхание. Равновесие (стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; то же на носках; то же с поднятыми руками; то же на гимнастической скамейке; бег по гимнастической скамейке, по бревну ( высота 60 см); повороты стоя на бревне, повороты кругом при ходьбе на носках по рейке гимнастической скамейки). Подвижные игры для развития силы туловища и статической выносливости («День и ночь»). |
4 Четверть Чтобы не было беды, мы привыкнем всегда правильно относится к своим поступкам и действиям как в игре, так и в жизни | Лазание, перелезание (лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, упоре стоя на коленях; по гимнастической стенке в горизонтальном направлении приставными шагами с попеременным перехватом руками; в вертикальном направлении разноименным и одноименным способом; перелезание через бревно, опираясь руками и ногами, поочередно, перенося ноги в сиде поперек и продольно; переползание на четвереньках, на коленях через горку матов, подтягивание на руках, лежа на животе и бедрах, подтягивание в висе на перекладине (м), в висе стоя (д.) Прыжки (в длину с разбега, в сторону толчком двух ног, на двух ногах по разметкам, на одной ноге «по классам» (квадратам), в глубину с мягким приземлением, на препятствие, с короткой скалкой — одна нога впереди, вторая сзади). Игровые упражнения: «Скакуны», «Челнок», «Кто выше?», «Перепрыгни через ручеёк», «Прыжки по кочкам», «Парашютисты». Подвижные игры: «Попрыгунчики — воробушки», «Прыжки по полоскам», «Лиса и куры». Упражнения зрительной гимнастики. Чтобы не было беды. Подвижные игры для развития координационных способностей («Нос, нос, нос, лоб», «Через кочки и пенечки», «Два Мороза», «Волк и овцы», «К своим флажкам» |
Третий класс «Физкульт – Ура!»
1 четверть «Кто лучше играет?» | Основы здорового образа жизни (философия цветка). Осанка. Положения головы, рук, туловища, ног. Ходьба (со сменой длины и частоты шага, с перешагиванием через препятствия, выпадами влево и вправо, ступая в кольца или в круги, «утиным шагом», переступая через «барьеры», скрестным шагом влево и вправо; ходьба с музыкальным сопровождением). Прыжки (толчком двух ног с поворотом на 180 градусов, в глубину, в высоту с разбега, с короткой скакалкой на одной ноге, в сторону через резинку, «по классам» попеременно на одной или на двух ногах по заданию). Игровые упражнения: «Парашютисты». Подвижные игры: «Прыжки по полоскам», «Салки на одной ноге», «Салки в приседе», «С кочки на кочку», «Зайцы в огороде», «Эстафеты с прыжками». Упражнения на релаксацию. Подвижные игры для развития быстроты двигательной реакции («Купец»,«Пустое место», «Успей выбежать», «Птица без гнезда»). |
2 четверть Кто больше игр знает? | Строевые упражнения (выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже», построение в две шеренги, перестроение из двух шеренг в два круга; выполнение команд: «Противоходом по одному налево и направо в обход марш!», «Змейкой — марш!», выполнение команды для движения по ориентирам, «Зигзагом»). Игровые упражнения: «Быстро в круг!», «Слушай командира!», «Музыкальная затейка». Подвижные игры: «Слушай сигнал!», «Точный поворот». Бег (с изменением скорости, в заданном темпе, с преодолением условных препятствий, переменный, с передачей эстафет, с форой (преимуществом); на расстояние в заданное время, под музыку. Подвижные игры: «Мышеловка», «Мы — весёлые ребята!», «Гонка крабов». Общеразвивающие упражнения для развития координации движений (выпады вперед, в сторону, назад, приседания с разноименными движениями рук (одна в сторону, вторая вперед; одна вверх, вторая в сторону и т. п.); приседания и выпады с одновременными кругами руками; наклоны, выпады и приседания со скакалкой, с палкой в сочетании с движениями предметов, выполнение этих упражнений под музыку; комплекс утренней гимнастики). Танцевальные упражнения (танцевальный ход «Полонез»; танцевальный ход «Вальс») Подвижные игры для развития быстроты движений руками, ногами, скоростно-силовых качеств рук («Перегони мяч», «Передай-садись», «Отбери мяч», «Выбей водящего», «Очисти сад от камней», «Перетягивание каната»). |
3 четверть Кто игр больше придумает? | Упражнения для осанки с предметом на голове ( в стойке, ноги скрестно, руки в стороны повороты кругом; приседание в стойке скрестно; в стойке скрестно, руки в стороны, приседание с вставанием и последующим поворотом кругом (в обе стороны), лазание по гимнастической стенке в вертикальном направлении изученным ранее способом). Дыхание. Равновесие (ходьба по бревну на носках с поворотом кругом и на 360"; ходьба по бревну приставным шагом, то же в сторону, то же на носках; упор присев, упор стоя на колене; соскок из упора присев). Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «Перелёт птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учениях». Подвижные игры для развития координационных способностей («Запрещенное движение », «Лиса и куры»). |
4четверть Игры - соревнования | Лазание, перелезание (лазание по гимнастической стенке в горизонтальном направлении с поворотом на 360 градусов; в вертикальном направлении одноименным способом, смешанным способом; на руках без помощи ног; перелезание наступая (через бревно), зацепом (через гимнастического коня); переползание по- пластунски, на боку). Метание (набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя лицом в сторону метания (8-10); снизу вперед-вверх из того же исходного положения на дальность (10-12) и заданное расстояние (4-6). Метание малого мяча с места, из положения стоя лицом в сторону метания на дальность (8-10) и заданное расстояние (8-10); в горизонтальную и вертикальную цель (2,5 м х 2,5 м) с расстояния 4-5 м). Игровые упражнения: «Попробуй - отбери!», «Мяч по кругу», «Передача мячей», «Кто дальше не уронит?», «Стой!», «Попади в круг», «Сбей кеглю!» Подвижные игры: «Мяч в кругу», «Охотники и утки», «Гонка мячей по кругу», «Мяч капитану», «Переброска мячей», «Мяч через верёвочку», «По наземной мишени», «Эстафета с мячом». Упражнения зрительной гимнастики. Спортивный праздник «Физкульт-Ура! На каникулы пора!» Подвижные игры для развития общей выносливости («Кто быстрее», «Мяч капитану», «Быстрый лыжник», «Водное поло», «Два дома», «Составление поезда» |
Четвертый класс «Физкульт-Ура! На природе детвора!
1 четверть Времена года. Игры вместе с Летом | Основы здорового образа жизни (философия цветка). Осанка. Положения головы, рук, туловища, ног. Игровые упражнения: «Где звенит?», «Точный поворот». Ходьба (с ускорением, с акцентированным шагом, спортивная ходьба, с изменением направления по команде, ходьба с музыкальным сопровождением). Прыжки (в шаге, в длину на точность приземления, в глубину на мягкость приземления, в высоту с места и с разбега на результат, в длину с места и с разбега на результат, через палку (мальчики), с короткой скакалкой на одной и двух ногах с продвижением вперед, назад, влево, вправо). Игровые упражнения: «Парашютисты», «Сохрани равновесие», «Бег со скакалкой в парах, тройках». Подвижные игры: «Волк во рву», «Не попадись!», «Удочка», «Классы», «Перемена мест», «Бой петухов». Упражнения на релаксацию. Подвижные игры для развития координационных способностей. |
2 четверть Игры вместе с Осенью | Строевые упражнения (выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», повороты кругом на месте, расчет по порядку; перестроение на месте из одной шеренги в три (четыре) уступами; выполнение команд для слияния «Через центр по одному — марш!», для «разведения», для «сведения»).Игровые упражнения: «Лучший командир», «Найди флажок!», «Кто тише?». Подвижные игры: «Где звенит?», «Точный поворот», «Класс, смирно!» Бег (с высоким подниманием бедра, семенящим шагом, прыжками, челночный бег 10x5 м, 3x10 м, по заданной схеме, бег на короткую дистанцию на результат, на расстояние в заданное время (до 6 минут)). Подвижные игры: «Мышеловка», «Мы — весёлые ребята!», «Караси и щука». Метание (набивного мяча (1 кг), из положения стоя лицом в направлении метания двумя руками от груди (10—12), из-за головы вперед-вверх (8— 10), снизу вперед-вверх на дальность (10—12) и заданное расстояние (6— 8). Метание малого мяча с места, из положения стоя лицом в направлении метания, левая (правая) впереди на дальность (10—12) и заданное расстояние (10—12); в горизонтальную и вертикальную цель (1,5м х 1,5м) с расстояния 4—5 м). Игровые упражнения: «Попади в обруч!», «Метко в цель!», «Кто дальше?». Подвижные игры: «Мяч водящему», «Охотники и зайцы», «Брось за флажок!», «Встречная эстафета с мячом». Общеразвивающие упражнения для развития координации (сочетание выпадов, наклонов, приседаний с движениями рук (дугами и кругами) без предметов и с предметами (скакалки, палки, гантели); выполнение под музыку; комплекс упражнений утренней гимнастики). Танцевальные упражнения (усложненные варианты танцевальных ходов «Полька», «Полонез», «Мазурка», «Вальс» с движениями рук, головы, туловища). |
3 четверть Игры вместе с Зимой | Упражнения для осанки (с предметом на голове лазание по гимнастической стенке в горизонтальном и вертикальном направлениях, ходьба боком по рейке, перевернутой гимнастической скамейки; повороты на 360 градусов стоя на рейке гимнастической стенки; передвижение по рейке гимнастической стенки с поворотом на 360 градусов, ходьба по наклонной скамейке). Дыхание. Упражнения в равновесии на бревне (ходьба широким шагом, ходьба с грузом на голове с поворотами; поворот прыжком на 90 градусов; положение старта стоя продольно, соскок прогнувшись в доскок). Викторина «От «А» до «Я» » Игры на лыжах: «Кто дальше?», «Пятнашки простые», «Шире шаг!»,«Кто самый быстрый?», «Не задень!», «За мной!», «Эстафета без палок». |
4 четверть Игры вместе с Весной | Лазание, перелезание (лазание на руках по наклонной и горизонтальной гимнастической лестнице, по канату в два приема; перелезание подсаживанием через гимнастического коня; переползание с грузом на спине, отползание в сторону). Метание (набивного мяча (1 кг), из положения стоя лицом в направлении метания двумя руками от груди (10-12), из-за головы вперед-вверх (8-10), снизу вперед-вверх на дальность (10-12) и заданное расстояние (6-8). Метание малого мяча с места, из положения стоя лицом в направлении метания, левая (правая) впереди на дальность (10-12) и заданное расстояние (10-12); в горизонтальную и вертикальную цель (1,5м х 1,5м) с расстояния 4-5 м). Подвижные игры: «Мяч - водящему», «Охотники и утки», «Брось за флажок!». Упражнения зрительной гимнастики. Спортивный праздник «Здравствуй, Лето!» Подвижные игры для развития общей и динамической силовой выносливости («Быстрый лыжник», «Кто быстрее», «Водное поло», «На север, запад, юг, восток», «Мяч капитану»). |
Подвижные игры. Особенность использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что самостоятельность действий обучающихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры ещё и самостоятельный контроль и оценку своих игровых действий. Подвижные игры проводятся регулярно. Перед игрой осуществляется разбор игровых правил, распределение ролей. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки своего участия в игре. При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить 10 уровней выполнения игровых заданий:
первый уровень — обучающийся не может сам выполнить игровое действие, поэтому, в этом случае, он выбирает коллективный вид взаимодействия в игре. Задача ребёнка -отделить правильный выбор игрового действия от неправильного; второй уровень — ученик в состоянии верно выполнить двигательные действия, предусмотренные игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;
третий уровень — ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя,
четвёртый уровень - умение учеником совершать самостоятельный выбор игровых действий, но на этом уровне у школьника есть несколько вариантов выполнения правил игры;
пятый уровень— ученик в состоянии сам организовать подвижную игру; шестой уровень - обучающийся в состоянии придумать подобную подвижную игру по заданию учителя; седьмой уровень — обучающийся в состоянии провести подобную
подвижную игру по заданию учителя; восьмой уровень - перёд обучающимся ставится задача научить других детей играть в подвижную игру;
девятый уровень- перед обучающимся ставится задача научить других придумывать подвижные игры, аналогичные предложенным;
десятый уровень — обучающиеся в состоянии самостоятельно организовывать свой игровой досуг.
- Игры-эстафеты, организуемые на занятиях, направлены на выявление освоения отдельными видами движений при коллективном взаимодействии с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самими обучающимися. Игры-эстафеты проводятся после освоения обучающимися определённых способов двигательных действий на уроках физической культуры.
- Диагностическое тестирование. Направлено на выявление уровня овладения двигательными умениями и навыками с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самими обучающимися. По итогам диагностического тестирования обучающиеся заносят результат в специальные карты двигательных умений и навыков в дневнике «Я расту», который предназначен для ведения на всём этапе «первый -четвертый класс». На протяжении обучения сам ученик, его родители, учитель класса, администрация школы, благодаря системе заполнения карты двигательных умений и навыков в дневнике «Я расту», могут видеть проблемы каждого ребёнка, его некоторые затруднения в овладении шкалой движений, его успехи, что позволяет скорректировать педагогический процесс с конкретным учеником и выявить, случаен ли был какой-либо результат. Данный вид контроля предполагает определение «зоны ближайшего развития» обучающихся. При этом оценивается граница собственных знаний, двигательных умений и навыков обучающихся, а также понимание того, чем они ещё не владеют. Результаты тестирования заносятся в специальные карты двигательных умений и навыков в дневнике «Я расту», который предназначен для ведения на всём этапе «подготовительный, первый-третий класс». Такой вид контроля позволяет самому ученику определить те затруднения с уровнем физической подготовленности, которые возникли у него после летних каникул, и затем вместе с учителем наметить пути ликвидации этих пробелов.
- Соревнования. Данный вид контроля в целом напоминает тестирование, однако, предполагает ряд принципиальных особенностей. Занятия — соревнования проводятся не сразу после овладения каким-либо двигательным умением на уроке физической культуры, а несколько уроков спустя, давая младшим школьникам, которые по некоторым причинам не овладели к концу цикла овладения двигательным действием конкретным видом движения, в условиях овладения новым видом движения делают освоение предыдущего материала более устойчивым.
- Характеристики. Целесообразно написание характеристик в конце года на каждого ученика, которые прежде всего адресованы ребёнку.
ДНЕВНИК «Я РАСТУ» (заполняется учеником самостоятельно, а также с помощью взрослых — родителей и учителя учителя) | ||||
Я РАСТУ | ||||
ЭТО - Я: | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Рост | ||||
Вес | ||||
Окружность грудной клетки | ||||
Стопа ноги (рисунок) | ||||
Кисть руки (рисунок) | ||||
Самостоятельная двигательная деятельность обучащихся на занятиях Школы Здо- | ||||
Карты двигательных умений и навыков
Самостоятельная двигательная деятельность обучающихся на занятиях физической культуры
Девиз: Покажи, что умеешь!
Уровень знакомства « Не могу, но попробую | Уровень осознанного выполнения (выполняю) | Уровень выбора действий (Выполняю нужные движения) | Уровень «Обучи другого» (Умею сам, учу другого | Творческий уровень (придумываю новые движения) | |||||||
уровни | |||||||||||
баллы | всего за год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1класс | |||||||||||
2класс | |||||||||||
3класс | |||||||||||
4класс | |||||||||||
Диагностическое тестирование | |||||||||||
Девиз: Проверь себя! | |||||||||||
уровни | Уровень знакомства (не могу, но попробую) | Уровень осознанного выполнения (выполняю) | Уровень выбора действий (выполняю нужное движение) | Уровень «обучи другого» (умею сам, учу другого) | Творческий уровень (придумываю новые движения) | ||||||
баллы | всего за год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1класс | |||||||||||
2класс | |||||||||||
3класс | |||||||||||
4класс |
Соревнования Девиз: Быстрее Девиз: Быстрее | ! Выше! Сильнее! | ||||||||||||
уровни | Уровень знаком- | ства (не могу, но попробую) | Уровень осознан- | ного выполнения (выполняю) | Уровень выбора действий (выполняю нужное движение) | Уровень «обучи другого» (умею сам, учу другого) | Творческий уровень (придумываю новые движения) | ||||||
баллы | всего за год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 класс | |||||||||||||
2класс | |||||||||||||
3класс | |||||||||||||
4класс | |||||||||||||
Характеристики Девиз: Что мы с тобой думаем о тебе... | ||
Дорогой друг | ! Ты уже закончил 1 (2, 3, 4) класс заниматься по программе «Веселая физкультура» | |
Твои успехи | Что у нас ещё не получилось | Пожелания на летние каникулы |
Подвижные игры
Девиз: Научись играть сам и научи другого
Уровни | Уровень знакомства | Уровень осознанного выполнения | Уровень выбора действий | Уровень «Обучи другого» | Творческий уровень | ||||||
Не могу | В состоянии выполнить | Выполняю; в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя | Совершать самостоятельный выбор игровых действий | Самрстоятельный выбор игры | По заданию учителя | В состоянии првести подобную игру по заданию учителя | По заданию учителя научить других детей играть | Научить других придумывать подвижные игры | Самрстоятельно организовать свой игровой досуг | ||
Баллы | Всего за год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1кл. | |||||||||||
2кл. | |||||||||||
3кл. | |||||||||||
4кл. |
Игры - эстафеты Девиз: Один – за всех и все –за одного! Девиз: Быстрее | |||||||||||
уровни | Уровень знаком- | ства (не могу, но попробую) | Уровень осознан- | ного выполнения (выполняю) | Уровень выбора действий (выполняю нужное движение) | Уровень «обучи другого» (умею сам, учу другого) | Творческий уровень (придумываю новые движения) | ||||
баллы | всего за год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 класс | |||||||||||
2класс | |||||||||||
3класс | |||||||||||
4класс |
Список литературы
- Волчок, И. П. Подвижные игры младших школьников. [ Текст ] : / И. П. Волчок. – Минск, 2009. – С. 15 – 71.
- Газман, О. С. В школу с игрой [ Текст ] : книга для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. М. : Просвещение, 2009. – С. 47 – 58, 62 – 75.
- Гузов, Н. М. Узоры на стадионе [ Текст ] : / Н. М. Узоров. М. : Дрофа, 2009. – С. 65 – 76.
- Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. [ Текст ] – 3-е изд.-М.,2003.-224с.
- Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). [ Текст ] : / В. И. Ковалько. - М. Вако, 2006. – С. 179 – 197.
- Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы). [ Текст ] : / В. И. Ковалько. - М. Вако, 2007. – 112 с.
- Кучма, В.Р.Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. [ Текст ].- М.,2003.-80 с.
- Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры. [ Текст ] : пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова. – М. : Просвещение, 2008. – С. 5 – 71.
- Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей [ Текст ] : книга для учителя / Р. М. Миронова. Минск, 2007. – С. 27 – 52, 59 – 110.
- Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова . [ Текст ]--М.:А П - КиПРО, 2003.
- Фатеев, Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. [ Текст ] : / Л. П. Фатеев. М. : Просвещение, 2009. – С. 20 – 70.
- Хрущев С.В. Физкультура в режиме продленного дня школы.[ Текст ].-.- М.,2006.-112с.
- Чаленко, И. А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. [ Текст ] : / И. А. Чаленко. – Ростов – на – Дону, 2007. – С. 192 – 204.
- Яковлев В.Г., Ратников В.П.Подвижные игры.[ Текст ]-М.,1998.
- Яковлев, В. Г. Игры для детей. [ Текст ] : / В. Г. Яковлев, А. Н. Гриневский. – М. : Дрофа, 2007. – 75 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса по физкультуре
Рабочая программа для 5 класса по физкультуре...
Рабочая программа учителя начальных классов 3 "А" класс (2015 - 2016 учебный год)
Рабочая программа состоит из 7 блоков. Основная пояснительная записка, программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, изобразительное иск...
Рабочая программа для 5 класса по физкультуре с модулем ОБЖ
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса с модулем ОБЖ1. Титулиный лист.2. Пояснительная записка.3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.4. Описани...
Рабочая программа учащихся начальных классов
Рабочая программа для глухих и слабослышащих учащихся начальных классов 1-4 классы...
Рабочая программа дисциплин начальных классов (3 класс)
Рабочая программа включает:- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место в учебного предмета в базисном учебном плане , цели его изучения ,основные содержательные линии ; требования к у...
Рабочие программы для начальных классов, проектные работы.
Рабочие программы для начальных классов, для дополнительных занятий....
Рабочая программа для начальных классов ФГОС
Рабочая программа для начальных классов ФГОС...